Научная статья на тему 'Утопичность в романе Марии Майеровой «Площадь Республики»'

Утопичность в романе Марии Майеровой «Площадь Республики» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Утопичность в романе Марии Майеровой «Площадь Республики»»

Амелина А.В.

Институт славяноведения РАН, Москва

Утопичность в романе Марии Майеровой «Площадь Республики»

Мария Майерова - мэтр чешской социалистической литературы и одна из самых выдающихся фигур чешской литературы ХХ в. вообще, признанный классик, журналист, публицист, политический активист рабочего коммунистического движения, после «бархатной» революции забытая почти на 20 лет издателями и литературоведами и вновь вызвавшая к себе интерес у читателя и исследователя в 2010-х гг. новаторской и авангардной стороной своего творчества (в первую очередь, романом «Плотина»).

Как и многим другим убежденным коммунистам, Майеровой было присуще утопическое сознание, которое нашло выражение в ее текстах. Изображая Советскую Россию после посещения её в 1924 г. в изданной в следующем году книге очерков «День после революции», писательница претендует на историческую правду, и, тем не менее, получившийся образ -Россию, словно из сказки её детства - можно называть утопическим *. В романе «Плотина» (1932) писательница демонстрирует другую сторону утопического сознания и создает, на этот раз намеренно (в отличие от очерков), антиутопию, хотя, что касается жанра, роман значительно отходит от канона, ещё, впрочем, в то время не сформированного. «Плотина» выделяется на фоне десятков утопических и антиутопических романов, к тому времени вышедших в Чехии, прежде всего тем, что автор утопическую форму выбирает из цензурных соображений (о чем она сама потом напишет). Переносясь в недалекое будущее, критически изображая пражское общество накануне готовящейся «утопической» революции и подрыва строящейся плотины, она словно насмехается над жанром не только утопии (что и есть суть жанра антиутопии), но и над антиутопией (это проявилось и в том, что подрыв плотины оказался фикцией), тем самым вновь возвращая читателя к утопии, но уже воспринимаемой писательницей как достижимая реальность.

* См.: Амелина А.В. Утопичность в восприятии Советской России в чешской среде в 1920-1930-е гг. (Я. Вайсс, М. Майерова, Ю. Фучик) // Русский человек и Россия в восприятии славянских народов. М., 2014. С. 305-320.

Между тем в своем раннем романе «Площадь Республики» (1914), написанном под впечатлением от поездки во Францию и основанном на реальных событиях, Майерова, описывая быт и характеризуя взгляды французских анархистов, настроена по отношении к их утопии крайне скептически. Отсутствие чёткой программы действий и организации, необходимых для социальной революции, о которой грезит автор, аморфность лидеров, гедонизм, опора на моральное перерождение общества вместо его материальной трансформации, - все это не приемлет чешская писательница как недостаточную, слишком абстрактную и размытую, далекую от реальности утопию, противопоставляя ей при этом свою утопию, достижимую: «Лука предчувствовал назревающую революцию - скорые суды, кровавые казни тиранов, разрушение ненавистных зданий, динамит под тюрьмами, бегство банкиров и биржевиков за границу, братские объятия солдат и революционеров, переселение обитателей подвалов в роскошные венские особняки в центре города» *.

Баранова М.В.

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Психология сексуальности в произведениях Милана Кундеры

Основанием для исследования темы человеческой сексуальности в творчестве М. Кундеры явилось, прежде всего, авторское новаторство, проявившееся в раскрытии этой темы для чешского и мирового читателя. Писатель придает особое значение сексуальному аспекту взаимоотношений персонажей, что позволяет рассуждать об уникальности раскрытия психологии героев его произведений.

Обилие научных исследований конца девятнадцатого - начала двадцатого века, касающихся сексуальной жизни человека и половой любви, позволяют нам разделить их по аспектам изучения: анатомико-биологический (физиологический), психологический (психоаналитический) и философский. Примечательно то, что, умышленно не наделяя героев какими-либо физиологическими свойствами, писатель делает сексуальность одной из отличительных черт, определяющих их характер, поведение и судьбу, что наводит на мысли о, в некоторой степени, литературном воплощении психоаналитических идей З. Фрейда. Физиологические особенности автор упоминает преимущественно в контексте эро-

* Майерова М. Площадь Республики. Лучший из миров. М., 1970. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.