Информация об авторах
Селюков Юрий Николаевич - кандидат экономических наук, заведующий отделом экономического регулирования Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 278-13-03.
Чабатуль Виталий Владимирович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора эффективности инвестиций Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-09-61.
Дата поступления статьи - 22 декабря 2007 г.
УДК 631
УТОЧНЕННАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЕМ, ДЕГРАДАЦИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬ
Н.И. СОЛОВЦОВ, кандидат экономических наук М.В. СИНЕЛЬНИКОВ, кандидат экономических наук Ю.М. СОЛОВЦОВА, научный сотрудник Центр аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси
THE SPECIFIED METHODOLOGY OF DEFINITION OF ECONOMIC DAMAGE CAUSED BY POLLUTION, SOIL DEGRADATION AND INFRINGEMENT
N. SOLOVCOV, the candidate of economic science M. SINELNIKAU, the candidate of economic science YU. SOLOVCOVA, the research assistant The Centre of agrarian economy of the Institute of Economics of the National Academy of sciences of Belarus Уточнена методика определения The authors elaborate the methodology
экономического ущерба, причиненно- ofdefinition of economic damage caused го загрязнением, деградацией и нару- by pollution, soil degradation and шением земель. В ее основу положены infringement. In its basis the average средние затраты на возделывание од- expenses for cultivation of one hectare of ного гектара трав на пашне и есте- grass on arable land, natural haymakings ственныхсенокосахипастбищах различ- and pastures of various types soils ных типов почв, скорректированные эко- corrected in ecological-economic логическими коэффициентами. parameters are fixed.
Ключевые слова: экономический ущерб, коэффициенты увеличения и уменьшения затрат, загрязнение химическими веществами и деградация земель, отраслевая структура, ущерб от аварии на ЧАЭС.
Введение. Одной из важных тенденций современного развития общества является переход к экологически ориентированному принципу хозяйствования, который предполагает снижение антропогенной нагрузки и рациональное использование природных ресурсов. Определение экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель, вносит коррективы в специфику региональной эко -номической политики, что необходимо учитывать при совершенствовании экономической инфраструктуры регионов.
Материалы и методы. В основу расчетов положены средние затраты на возделывание одного гектара трав на пашне и естественных сенокосах и пастбищах различных типов почв за 2006 г., скорректированные экологическими коэффициентами.
Результаты и предложения. Методика определения размера экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель, впервые была разработана Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Согласно этой методике экономический ущерб от загрязнения земель химическими веществами, деградации и нарушения земель измеряется совокупными затратами на восстановление загрязненных земель и приведение их в прежнее состояние. Такие затраты определяются исходя из конкретных видов работ по восстановлению загрязненных земель, их объемов и действующих расценок.
В случае невозможности определить указанные затраты прямым путем размер ущерба рассчитывается на основе укрупненных нормативов совокупных затрат на проведение в полном объеме работ по восстановлению загрязненных земель с учетом уровня инфляции, степени и глубины загрязнения земель, природно-климатической и экономической значимости территорий по формуле
У = Н3 s П s К, s К2 s К3 s К4 s К5, (1)
х 3 1 2 3 4 5 ч/
где У - величина экономического ущерба от загрязнения земель химическими веществами;
Н3 - норматив совокупных затрат на проведение работ в полном объеме по восстановлению загрязненных земель;
П - площадь загрязненных земель;
К, - коэффициент инфляции принимается равным изменению стоимости проведения работ в отношении к базовому году (в расчетах взят 2006 г.);
К2 - коэффициент, учитывающий степень загрязнения земель химическими веществами;
К3 - коэффициент, учитывающий глубину загрязнения земель химическими веществами;
К4 - коэффициент, учитывающий экономическую значимость земель в административных районах;
К5 - коэффициент, учитывающий природоохранное, оздоровительное, рекреационное назначение земель.
Экономический ущерб от деградации и нарушения земель рассчитывается по формуле (1), где вместо коэффициентов К2 и К вводится коэффициент деградации и нарушения земель "К".
Нами уточнен норматив совокупных затрат на проведение условного годового объема работ по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель, деградированных и нарушенных, рассчитанный для основных групп почв. В его основу положены средние годовые затраты на возделывание 1 гатрав на пашне иприродных сенокосах и пастбищах различных типов почв, скорректированные эколого-экономическими коэффициентами (табл.1).
Из таблицы 1 видно, что коэффициенты затрат для пашни и природных сенокосов и пастбищ в зависимости от типа почв приняты на одном уровне.
Считаем, что коэффициенты, увеличивающие величину экономического ущерба от загрязнения земель химическими веществами, деградации и нарушения земель, разработанные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, можно принять за основу в практическом использовании (табл. 2-6) [ 1 ].
Таблица 1 - Нормативы совокупных годовых затрат на проведение работ по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель, тыс. руб/га
Группы Наименование Пашня Природные сенокосы и пастбища
почв, групп почв затра- коэфф. затра- коэфф.
№ ты затрат ты затрат
1 Дерновые и дерново-карбонатные 370,0 1,00 45,0 1,00
2 Дерново-подзолистые В том числе:
супесчаные песчаные 333 296 0,9 0,8 40 36 0,9 0,8
3 Дерново-подзолистые В том числе:
суглинистые глеевые 407 444 1,1 1,2 49 54 1,1 1,2
4 Дерново-заболоченные и дерново-карбонатные заболоченные 407 1,1 49 1,1
5 Пойменные дерново-заболоченные 444 1,2 54 1,2
6 Торфяно-болотные 407 1,1 49 1,1
Примечание. Таблица составлена авторами.
Таблица 2 - Коэффициенты, учитывающие уровень загрязнения земель
химическими веществами (К2)
Уровень загрязнения земель Степень загрязнения земель Коэффициент
1 Допустимая -
2 Слабая 0,3
3 Средняя 0,6
4 Высокая 1,5
5 Очень высокая 2,0
Таблица 3 - Коэффициенты, учит ывающие глубину загрязнения земель (К3)
Глубина загрязнения земель, см Коэффициент
0-20 1,0
0-50 1,3
0-100 1,5
0-150 1,7
> 0-150 2,0
Таблица 4 - Коэффициенты, учитывающие экономическую значимость земель в административных районах (К4)
Район | Коэффициент | Район | Коэффициент
Брестская область
Барановичский 2,75 Каменецкий 2,70
Березинский 2,60 Кобринский 2,35
Брестский 2,80 Лунинецкий 2,50
Ганцевичский 2,80 Ляховичский 3,20
Дрогичинский 2,30 Малоритский 1,90
Жабинковский 2,40 Пинский 2,50
Ивановский 2,80 Пружанский 2,50
Ивацевичский 2,55 Сталинский 2,40
Витебская область
Бешенковичский 1,30 Оршанский 2,30
Браславский 1,00 Полоцкий 1,45
Верхнедвинский 1,30 Поставский 1,25
Витебский 1,65 Россонский 1,15
Глубокский 1,70 Сенненский 1,15
Городокский 1,00 Толочинский 2,60
Докшицкий 1,80 Ушачский 1,30
Дубровенский 1,15 Чашникский 1,70
Лепельский 1,70 Шарковщинский 1,50
Лиозненский 1,15 Шумилинский 1,50
Миорский 1,30
Гомельская область
Брагинский 2,40 Лоевский 1,80
Будо-Кошелевский 2,20 Мозырский 2,10
Ветковский 1,75 Наровлянский 1,80
Гомельский 2,95 Октябрьский 1,10
Добрушский 2,55 Петриковский 1,55
Ельский 1,60 Рогачевский 2,0
Житковичский 2,30 Речицкий 2,60
Район Коэффициент Район Коэффициент
Жлобинский 2,40 Светлогорский 1,85
Калинковичский 1,75 Хойникский 2,60
Кормянский 1,95 Чечерский 2,60
Лельчицкий 1,60
Гродненская область
Берестовицкий 3,20 Мостовский 2,95
Волковысский 3,35 Новогрудский 3,50
Вороновский 2,25 Островецкий 3,15
Гродненский 3,50 Ошмянский 2,00
Дятловский 2,15 Свислочский 2,60
Зельвенский 2,95 Слонимский 2,80
Ивьевский 2,20 Сморгонский 2,25
Кореличский 4,20 Щучинский 2,75
Лидский 2,55
Минская область
Березинский 1,95 Молодечненский 3,55
Борисовский 2,30 Мядельский 2,30
Вилейский 2,75 Несвижский 4,10
Воложинский 2,35 Пуховичский 1,95
Дзержинский 2,95 Слуцкий 3,45
Клецкий 3,65 Смолевичский 2,20
Копыльский 3,05 Стародорожский 2,15
Крупский 1,85 Солигорский 2,95
Логойский 1,65 Столбцовский 3,35
Любанский 2,95 Узденский 2,35
Минский 3,35 Червеньский 1,90
Могилевская область
Белыничский 2,30 Краснопольский 1,00
Бобруйский 2,45 Кричевский 1,60
Быховский 1,40 Круглянский 1,65
Глусский 1,80 Могилевский 1,80
Горецкий 2,30 Мстиславский 1,30
Дрибинский 1,95 Осиповичский 1,60
Кировский 2,50 Славгородский 1,00
Климовичский 1,00 Хотимский 1,00
Кличевский 1,15 Чаусский 1,15
Костюковичский 1,00 Чериковский 1,40
Шкловский 2,15
Таблица 5 — Коэффициенты, учитывающие природоохранное, оздоровительное, рекреационное и историко-культурное назначение земель (К5)_
Наименование особо охраняемых территорий Коэффициенты
Заповедники, заповедные зоны национальных парков, ботанические сады, памятники природы, зоны санитарной охраны источников водоснабжения и курорты 5,1-10,0
Заказники, водоохранные полосы (зоны) рек и водоемов, земли оздоровительного назначения, лесопарковые части зеленых зон 2,6-5,0
Земли рекреационного и историко-культурного назначения 1,5-2,5
Прочие земли 1,0
Таблица 6 - Показатели уровня загрязнения земель химическими веществами
Элементы соединений ПДК, мг/кг Содержание, мг/кг почвы или уровни загрязнения земель
допустимый I слабый II средний III высокий IV очень высокий V
Неорганические соединения
Ртуть 2,2 до ПДК ПДК-1,3 1,31-5 5,1-10 > 10,0
Кадмий 30,0 до ПДК ПДК-3 3,1-5 5,1-20 > 20,0
Свинец 30,0 до ПДК ПДК-125 126-250 251-600 > 600
Мышьяк 2,0 до ПДК ПДК-20 20,1-30 30,1-50 > 50
Медь 55,0 до ПДК ПДК-200 200,1-300 300,1-500 > 500
Цинк 100 до ПДК ПДК-500 500,1-1500 1501-3000 > 3000
Никель 85,0 до ПДК ПДК-150 150,1-300 301-500 > 500
Хром 90,0 до ПДК ПДК-250 251-500 501-800 > 800
Органические соединения
Пестициды ДДТ, 2,4Д и др. 0,1 до ПДК ПДК-5 5,1-25 26-50 > 50
Фенолы 0,06 до ПДК ПДК-2 2,1-5 5,1-10 > 10
Нефтепродукты 50 до ПДК ПДК-2000 2001-3000 3001-5000 > 5000
Примечание. Используется для расчетов коэффициента К2.
Исходя из вышеприведенной формулы и коэффициентов размер экономического ущерба, причиненного загрязнением земель, для дерновых и дерново-карбонатных пахотных почв Несвижского района (в классификации по группам почв №2 1), рассчитанный за год, составит на 1 га 370000 s 2s 4s ^ 2s 1 = 6068000 руб., а с учетом инфляции 8% = 6553440 руб.; для естественных сенокосов и пастбищ 45000 s 2s 4s ^ 2s1 = 378000 руб., а с учетом инфляции 8% » 408240 руб. Применяя данную методику подсчета экономического ущерба, причиненного загрязнением земель, его можно определить на различных типах почв сельскохозяйственного назначения и практически в любом регионе республики.
При подсчете экономического ущерба от деградации земель методика предусматривает 4 степени деградации земель: коэффициент, учитывающий степень деградации земель, колеблется от 0,2 при " слабой" деградации; 0,5 - "средней"; 0,8 - "высокой" и 1,0 - при "очень высокой".
Основные показатели отнесения земель к той или иной степени деградации представлены в таблице 7.
Исследования показывают, что экономический ущерб от деградации земель в Беларуси, определяемый годовыми затратами на проведение работ по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель, колеблется на пахотных дерновых и дерново-карбонатных землях от 0,4 млн руб. до 16,7 млн руб. и на природных сенокосах и пастбищах от 50 тыс. руб. до 2 млн руб. Предложенная методика позволяет рассчитать его и для других групп почв.
Степень деградации земель Численное значение
1 2 3 4
Структурная пористость почвы, см3/г 0,11-0,2 0,06-0,1 0,02-0,05 < 0,02
Увеличение плотности сложения пахотного слоя (% от контрольного или предыдущего обследования) 11-20 21-30 31-40 > 40
Глубина провалов почвы относительно поверхности, см 21-40 41-100 101-200 > 200
Дефляционный нанос неплодородного слоя, см 3-10 11-20 21-40 > 40
Поднятие почвенно-грунтовых вод на глубину, м 0,81-1 0,61-0,8 0,31-0,6 < 0,3
Естественные кормовые угодья, лишенные растительности (% от общей площади) 11-30 31-50 51-70 > 70
Коэффициент деградации земель (К) 0,2 0,5 0,8 1
Примечание. Таблица составлена по данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Ущерб Республики Беларусь от аварии на ЧАЭС оценивается (за период 1986 - 2015 гг.) суммой в 235 млрд долл. США [2]. Отраслевая структура этого ущерба представлена в таблице 8.
Из данных таблицы 8 видно, что АПК находится на втором месте по ущербу от аварии на Чернобыльской АЭС.
Для преодоления последствий чернобыльской катастрофы и получения в загрязненных районах, где проживает 1 млн 321 тыс. 706 человек, нормативно чистой сельскохозяйственной продукции государством в 2007 г. на проведение комплекса защитных мероприятий направлено 115244 млн белорусских рублей. Ежегодно эта сумма увеличивается на
Таблица 8 - Отраслевая структура ущерба Республики Беларусь от аварии на Чернобы льской АЭС, 1986-2015 гг._
Отрасли Величина ущерба
млрд долл. США %
Здравоохранение 93,27 39,7
Агропромышленный комплекс 72,00 30,6
Лесное хозяйство 4,11 1,7
Промышленность 0,63 0,5
Строительный комплекс 2,68 1,1
Минерально-сырьевые и водные ресурсы 2,67 1,1
Транспорт и связь 3,39 1,4
Социальная сфера 17,70 7,5
Дезактивация загрязненных территорий 36,83 15,7
Радиоэкологический мониторинг 1,72 0,7
Всего 235 100
Примечание. Рассчитано по данным Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
6-7 %. Выделяемые средства используются на проведение известкования, поставку гербицидов, фосфорных и калийных удобрений, комбикормов с цезийсвязывающими добавками. За счет бюджетных средств продолжается процесс переспециализации хозяйств, где есть проблемы с производством нормативно чистой продукции. В 2008 г. на эти цели из республиканского бюджета будет дополнительно выделено 16,8 млрд руб.
Кроме того, в 2008 г. на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы планируется направить 588 млрд руб. Из них областям в виде субвенций будет направлено 451 млрд руб., министерствам и ведомствам - 112,9 млрд руб. На строительство различных объектов при этом уйдет 115,5 млрд руб., т.е. на 50% больше, чем в 2007 г. На уровне 2007 г. сохранится финансирование целевых защитных мероприятий в сельском хозяйстве (115,2 млрд руб.).
На основании проведенных исследований сделаны следующие выводы:
1. В случаях загрязнения сельскохозяйственных земель химическими веществами или деградации земель исследованиями уточнена методика подсчета экономического ущерба, позволяющая подсчитать его для типов почв согласно общепринятой в Беларуси классификации.
2. В Республике Беларусь радиоактивному загрязнению подверглось более 1,8 млн га сельскохозяйственных угодий (около 20% их общей площади), из них 265 тыс. га были исключены из сельскохозяйственного оборота, что потребовало ликвидации 53 сельскохозяйственных организаций. Ущерб от аварии на ЧАЭС в агропромышленном комплексе ежегодно превышает 2,6 млрд долл. США. Ежегодный недобор продукции составляет 641 тыс.т кормовых единиц, 256 тыс. т молока, по 24 тыс.т мяса крупного рогатого скота и свинины в живом весе.
Литература
1. Об утверждении временной методики определения размера экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель: Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.05.1997 № 112.
2. 20 лет после чернобыльской катастрофы: последствия в Республике Беларусь и их преодоление. Национальный доклад // Под ред. В.Е. Шевчука, В.Л.Гурачевского. - Минск: Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь УП " Беларусь", 2006 - 112 с.
Информация об авторах
Соловцов Николай Иванович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, заведующий научно-организационным отделом Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-07-52.
Синельников Михаил Владимирович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-31-27.
Соловцова Юлия Михайловна - научный сотрудник Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-31-27.
Дата поступления статьи - 21 декабря 2007 г.
УДК 338.43.021.8(4) ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
А. Л. ТАРАНОВА, аспирантка УО " Белорусский государственный экономический университет"
REFORMING EXPERIENCE OF THE COMMON AGRICULTURAL POLICY OF THE EUROPEAN UNION
A. L. TARANAVA, the post-graduate student The Establishment of éducation "The Byelorussian state economic university"
Анализируются вопросы реформирования единой аграрной политики Европейского союза (ЕС), теоретические аспекты причин реформы и ее последствий для аграрного сектора ЕС. Теоретический анализ реформы аграрной политики показывает, что объемы субсидий в ЕС сохраняются на прежнем уровне, доплаты для фермеров постепенно сокращаются, частично ликвидирована система привязки субсидий к объемам производства. Более эффективные механизмы поддержки фермеров позволят минимизировать негативные последствия для сокращения общего финансирования аграрного сектора. Сэкономленные в результате сокра-
The article examines issues of reforming of the сommon agricultural policy of the European union (EU), theoretical aspects of the reasons of the reform and its consequences for agricultural sector of EU. Theoretical analysis of the agricultural policy reform shows that volumes of subsidies will be not changed, additional payments for farmers are decreasing gradually, subsidies do not almost depend on volume of production. More effective mechanisms of farmers support will make it possible to minimize negative consequences for decreasing total financing of the agricultural sector. Money, saved as a result of subsidies decreasing, will be used for rural