Информационные системы и технологии
УДК 339. 543. 326
Л. В. Степанова, И. В. Полухин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР, КАК ОТВЕТНАЯ МЕРА НА ВСТУПЛЕНИЕ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
Рассмотрен неоднозначный вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В частности, проведен анализ влияния ВТО на Российскую внешнюю торговлю на примере отрасли автомобильной промышленности. Приведены новшества российского законодательства, касающиеся этого вопроса.
Окончательно вопрос о вступлении России в ВТО был решен на министерской конференции ВТО, которая состоялась в Женеве 16 декабря 2011 г. Протокол о вступлении Российской Федерации (РФ) в ВТО 10 и 18 июля 2012 г. одобрила Госдума и ратифицировал Совет Федерации. Таким образом, Россия 23 августа 2012 г. стала полноправным 156-м членом Всемирной торговой организации.
Теперь России придется снизить ввозные таможенные пошлины, а это означает, что некоторые отрасли окажутся под угрозой ликвидации, одной из них является автомобильная промышленность.
Об этом оговорено в Письме Минэкономразвития РФ от 20.12.2011 № ОГ-Д12-2548.
В нем говорится, что после завершения процесса присоединения России к ВТО ввозные таможенные пошлины будут снижены на легковые автомобили поэтапно: до 25 % с момента присоединения и через семилетний переходный период, в большинстве случаев до 15 % [2].
Для поддержки автопрома с 1 сентября 2012 г. в России введен утилизационный сбор. Правила его взимания, исчисления и уплаты в отношении всех колесных транспортных средств утверждены Правительством РФ от 30 августа 2012 г. № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств».
Сбор касается новых и подержанных автомобилей всех категорий: легковых, коммерческих, грузовых. Его обязаны будут платить компании-импортеры и граждане, ввозящие иномарки [3].
Размер сбора рассчитывается путем умножения базовой ставки на коэффициент утилизационной трудоемкости и объема двигателя автомобиля. Базовая ставка для легкового автомобиля установлена в размере 20000 рублей, для грузового - 150 000 руб. Законом предусмотрены коэффициенты, которые планируется применять к различным категориям автомобилей, в зависимости от их возраста и объема двигателя. При ввозе юридическими лицами новых и подержанных электромобилей, а также новых автомобилей с мотором объемом не более 2 литров коэффициент будет равен 1,34 (26 800 руб.). Такие же, но подержанные машины попадут под коэффициент 8,26 (165 200 руб.). Новые автомобили с двигателем объемом более 3,5 литра получат коэффициент 5,5 (110 000 руб.). Подержанные экземпляры таких машин будут подлежать уплате максималь-
ной суммы сбора - ее коэффициент составит 35,01 (700 200 руб.) [1].
При ввозе автомобилей частными лицами ставка для новых машин составит 0,15, а для подержанных -0,25 (от 3 до 5 тыс. руб.). Как отмечают в газете «Ведомости» от 31 июля, такой подход сможет компенсировать то обстоятельство, что снижение ввозных пошлин при вступлении России в ВТО распространится только на юридические лица, для «частников» таможенные сборы останутся прежними.
Базовая ставка для коммерческого транспорта и грузовиков составит 150 тысяч рублей. Умножающие коэффициенты для этой категории транспорта будут варьироваться от 0,9 до 12,56. Ставка для автобусов будет такой же, но диапазон коэффициентов будет колебаться от 1,18 до 8,31.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно.
После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора.
Данное новшество вызвало резкие замечания заинтересованных ведомств: Минтранса РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральную таможенную службу РФ (ФТС).
В Минтрансе РФ отметили, что в документе не приведены финансово-экономические расчеты, которые бы объяснили введение именно таких ставок и коэффициентов для расчета утилизационного сбора. И получается, что если ставки и коэффициенты окажутся завышенными, то это приведет к неблагоприятным последствиям.
Свои возражения высказала и ФТС России: «... принятие ставок утилизационных сборов в размерах, установленных законом, создаст неравные условия для ввоза транспортных средств в государствах -членах Таможенного союза. В пример можно привести автобусы длиной более 11,5 м. Во всех государствах - членах ТС - действует нулевая ставка по данному товару, а в России с таких автобусов предлагается взимать еще и утилизационный сбор в размере 637, 5 тыс. руб. за единицу.
Это может привести к повышению стоимости перевозки в России, уходу с рынка малых и средних предприятий, потере рабочих мест, снижении конку-
Решетневскце чтения
рентоспособности российских автоперевозчиков. Во избежание негативных последствий необходимо аннулировать утилизационный сбор в отношении данной группы товаров».
С тем, что проект требует доработки, согласились и в Министерстве финансов. Их позиция основывается на том, что МВД России наделяется дополнительными полномочиями, за счет чего увеличатся расходы на содержание ведомства, а также это приведет к дополнительным расходам на ведение самого реестра К1.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях вступления России в ВТО чиновники хотят оставить при себе рычаги влияния на импорт. И вот такие рычаги стали появляться, но о том, как они скажутся на конечных потребителях, еще не известно.
Библиографические ссылки
1. Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств : постанов. Правит. РФ от 30 августа 2012 г. № 870. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/08/31/utilsbor-dok.html (дата обращения: 19.09.2012).
2. Порядок снижения ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили и металлургическую продукцию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/ news/nearby/2012/02/24/0002 (дата обращения: 19.09.2012).
3. Утилизационный сбор на автомобили. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/sujet/4664/ (дата обращения: 18.09.2012).
4. Утилизационный сбор не устроил Минтранс и ФТС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/ reviews/2012/08/29/02 (дата обращения: 18.09.2012).
L. V. Stepanova, I. V. Polykhin Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
THE RECYCLING CHARGE AS A RESPONSE TO WTO ACCESSION
The ambiguous matter about accession of Russian Federation to WTO is considered. In particular, analysis of WTO influence on Russian automotive industry has been conducted as well as study of Russian legislative novels.
© Степанова Л. В., Полухин И. В. 2012
УДК 681.518
М. В. Тюпкин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
Р. Ю. Царев
Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
К. А. Семенько ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», Россия, Норильск
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КЛАСТЕРНЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ*
Рассматривается задача эффективности расчетов в кластерных системах обработки информации. Описаны архитектурные уровни указанных систем. Предложен подход к повышению эффективности работы кластерной системы обработки информации за счет рационального использования ресурсов системы.
В большинстве случаев при употреблении термина «системы высокопроизводительных вычислений» подразумеваются либо суперкомпьютеры, либо специализированные, как правило, однородные вычислительные кластеры, работающие под управлением библиотек параллельных вычислений MPI или PVM.
Благодаря своей доступности, низкой стоимости, и простоте создания и эксплуатации, наибольшее распространение получили вычислительные кластеры. Для проведения эффективных расчетов при обработке
информации на таких системах требуются специально разработанные программы, учитывающие архитектуру конкретного кластера и объем выделенных ресурсов как временных, так и аппаратных. Считается, что такие системы надежны, поэтому для них не разрабатываются технологии, обеспечивающие устойчивость к сбоям. В большинстве случаев, в результате сбоя в одном из узлов системы работа над запущенной задачей прекращается и возобновляется после устранения сбоя или замены узла.
*Исследования выполнены в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.