Научная статья на тему 'Утилитаристские ценности профессионального самоопределения личности'

Утилитаристские ценности профессионального самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
780
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / УТИЛИТАРИСТСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛЬЗА / ПРЕСТИЖ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / МОДА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A PERSON / UTILITARIAN VALUES / ADVANTAGE / PRESTIGE / MATERIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Удалова Екатерина Сергеевна

В данной статье представлено новое видение феномена профессионального самоопределения с точки зрения ценностного подхода. В частности, представлен и описан ряд утилитаристских ценностей данного явления, определено их значение как для личности, так и для общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Утилитаристские ценности профессионального самоопределения личности»

УДК 11/13

Е. С. Удалова

УТИЛИТАРИСТСКИЕ ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье представлено новое видение феномена профессионального самоопределения с точки зрения ценностного подхода. В частности, представлен и описан ряд утилитаристских ценностей данного явления, определено их значение как для личности, так и для общества.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение личности, утилитаристские ценности, польза, престиж, материальная обеспеченность, мода.

Abstract. The article gives a new vision of a phenomenon of professional selfdetermination from the point of view of the value approach. In particular the author adduces and describes the utilitarian values of the phenomenon and designates their value both for the person and society.

Key words: professional self-determination of a person, utilitarian values, advantage, prestige, material security.

В современном мире, особенно в период глубокого экономического кризиса, актуальны проблемы кадрового обеспечения перспектив развития страны. Преобразование, развитие всех областей общественной жизни обусловлено эффективным кадровым обеспечением, поскольку именно субъект деятельности, сама личность есть центральная фигура во всех сферах социума. В таком ракурсе становится понятным значение проблемы профессионального самоопределения личности.

Профессиональное самоопределение - сложное явление, поэтому не существует единой точки зрения относительно данного понятия. В данной статье, ссылаясь на деятельностный подход [1, с. 36], профессиональное самоопределение можно трактовать как деятельность субъекта-личности по отношению к объекту-личности относительно своего профессионального пути, обусловленную личностными характеристиками самоопределяющегося индивида (характером, ценностными ориентациями, мотивами, талантом и т.д.) и объективной социальной реальностью (существующей социально-профессиональной структурой, рынком труда, наличными образовательными учреждениями, социальным статусом родителей, модой и т.д.).

Субъект-личность профессионального самоопределения как деятельности способен оценивать те или иные явления окружающей действительности, и такая оценка выступает способом осознания ценности социального мира, осознания человеком собственной индивидуально-профессиональной значимости.

Ценность есть функция явлений ориентировать деятельность человека, а значит, и направлять профессиональное самоопределение личности. В социальной науке существует подход, представители которого (Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи) ценности рассматривают как источник потребностей и интересов индивидуума [2], соответственно, можно сказать, что ценности и самоопределяющегося, и его ближайшего окружения, и социальной группы, к которой он принадлежит, детерминируют профессиональное самоопределение.

Ценность может быть представлена как результат выражения конкретной культуры (Д. Ли), являющийся основой для ценностных суждений [3], что допускает возможность влияния специфики профессионального самоопределения личности, происходящего в рамках определенной культуры, на систему ценностей индивида и, возможно, на его ближайшее окружение. Поэтому можно говорить о ценностных ориентациях не просто социальных групп, а социально-профессиональных сообществ, представителей профессий.

Профессиональное самоопределение личности и сама профессия как таковые могут рассматриваться как ценность, так как процесс формирования отношения личности к профессионально-трудовой сфере, включение в нее есть сама по себе деятельность, положительно значимая в жизни любого человека, творческая, сопровождающаяся самоанализом, познанием окружающей действительности.

Понимание процесса становления профессионала, процесса и результата формирования отношения личности к профессионально-трудовой сфере, профессии невозможно, на наш взгляд, без осознания особой роли утилитаристских ценностей в профессиональном самоопределении личности как деятельности.

Утилитаризм может быть представлен как философское течение, этическое учение, жизненная ориентация, принцип оценки явлений окружающей действительности, но в любом случае главными ценностями действий людей в соответствии с утилитаризмом признаются полезность, выгода, продуктивность. Последние мы будем рассматривать как ценности-средства. Во-первых, потому, что единственной абсолютной ценностью, ценностью-целью является сама личность и ее благополучие и спокойствие; все остальные ценности -промежуточные, их достижение в конечном итоге должно привести к реализации ценности-цели. Во-вторых, профессиональная сфера есть одна из многочисленных сфер, где человек может самоопределяться, соответственно, и ценности профессионального самоопределения не могут быть важнейшими во всех областях бытия человека. Но утилитаристские ценности, ценности-средства, играют ключевую роль именно в профессиональном самоопределении личности, и ориентация на них в данном случае приближает человека к ценности-цели.

Представители утилитаризма - И. Бентам, Дж. Стюарт Милль - объясняли стремление к личной выгоде и пользе естественным желанием людей получать удовольствия и избегать страданий. Действия во имя ценностей пользы, выгоды и успеха в профессиональном самоопределении как деятельности предполагают такие действия в образовательной, трудовой, профессиональной сферах, которые должны нести за собой какой-либо необходимый для личности и общества положительный результат. Так, человек, совершивший действие - поступивший учиться на определенную специальность, -сделал профессиональный выбор, совершил это благодаря вере в ценности пользы и успеха, заключающиеся в возможности профессионально самореализоваться, реализовать свой талант и личностно-профессиональные возможности, приобрести определенный социальный статус, иметь стабильный и (или) высокий заработок, вести желаемый образ жизни и т.п.

Хотя классик утилитаризма И. Бентам само понятие полезности применял относительно индивидов, а не социальной группы, общества, у него уже

можно встретить мысль, что, когда каждый человек стремится максимизировать свое удовольствие, это ведет к наилучшему благу для всех. Сам утилитаристский принцип гласит, что человеческие действия должны оцениваться с точки зрения достижения наибольшего возможного счастья (полезности) для наибольшего числа людей. И. Бентам же отмечает, что в этом процессе важную роль играет законодательство, которое должно быть основано на принципе полезности [4].

Таким образом, ценности утилитаризма могут действовать не только на личностном уровне, но и на общественном. Так, возникновение любой профессии есть попытка удовлетворить общественную потребность в выполнении определенной функции. Профессии программиста, системного администратора существуют с недавних времен, и распространение их, предполагающее прежде всего профессиональную подготовку кадров, происходило во имя общественной пользы - обслуживания разрастающегося явления компьютеризации. Соответственно, и выбор данных профессий, совершенствование людей в данном направлении, в общем, профессиональное самоопределение как деятельность происходят под действием утилитаристских ценностей пользы, выгоды общественного характера. И в то же время конкретный человек выбирал именно такой профессиональный путь, исходя из своих собственных убеждений, руководствуясь своими планами, возможно, желанием стать профессионалом, узким специалистом в сфере высоких технологий, иметь более высокий доход, уважаемое положение в социуме. Последнее же есть также определенный полезный результат, польза, но, скорее, с точки зрения личности. В целом же отметим, разделение влияния утилитаристских ценностей на личностном и общественном уровнях достаточно условно. Если человек профессионально самореализуется, творит в своей профессии или четко выполняет свои профессиональные функции ради получения личной выгоды, то общество получает от этого также положительный результат, и если общество создало здоровые условия для развития и совершенствования его членов, то и личность имеет широкие возможности для самореализации, в том числе и профессиональной. А в общем, все это есть условие благоприятного развития общества и личности.

Утилитаристские ценности профессионального самоопределения вполне могут быть истолкованы в соответствии с «принципом пользы», предложенным И. Бентамом, Дж. Стюартом Миллем. Профессиональное самоопределение личности полезно в том случае, если принесет в конечном итоге счастье (достижение высшей ценности-цели - благополучие личности) наибольшему количеству людей. То есть здесь польза лишь ценность-средство, утилитаристская ценность, - условие достижения ценности-цели. Если самоопределившийся (самоопределяющийся) выполняет общественно полезную функцию, обусловленную содержанием профессии, тем самым удовлетворяя потребности людей, связанных каким-либо образом с этим трудом, профессией, то профессиональное самоопределение этой личности можно назвать полезным. Потребности могут быть различного рода: от самых необходимых, удовлетворение которых является объективным условием достижения счастья (голодный и замерзший человек счастливым быть не может), до самых высоких потребностей, удовлетворение которых уже может являться самим счастьем (потребность в самореализации, общении, творчестве). Если же личность не имеет возможности, не желает исполнять профессиональные функ-

ции, то такое самоопределение нельзя назвать полезным, и оно является ква-зипрофессиональным, т.е. предполагающим невыполнение самоопределившимся своей общественно важной роли - профессионально-трудовой деятельности. Результатом его являются, с точки зрения личности, несостоявша-яся карьера в желаемой сфере, пустая трата времени и финансовых средств на обучение и т.д.; с точки зрения общества - девальвация государственных расходов на образование, потеря духовного или материального «продукта», который мог бы быть произведен специалистом сразу после окончания учебного заведения, если бы его силы и время не тратились на дополнительное обучение.

В современном обществе в условиях массовой культуры особую роль стали играть такие явления, как престиж, мода, которые для многих людей стали ценностями, определяющими их поведение, образ жизни, а также влияющими на их профессиональное самоопределение.

Подробнее остановимся на ценности престижа. Престиж (от франц. prestige - «авторитет, влияние») в данном случае означает значимость, привлекательность, приписываемую в общественном сознании той или иной профессии, учебному заведению, уровню образования. Ценность престижа предполагает возможности приобретения знаний в той или иной профессии и в определенном учебном заведении, нужных и полезных знакомств.

Престиж, на наш взгляд, также можно поставить в ряд утилитаристских ценностей профессионального самоопределения личности, поскольку объективной основой признания значимости, престижности является реальный вклад в удовлетворение общественной потребности [5, с. 528], ведущее к общественной пользе. С этой точки зрения можно утверждать, что любая профессия сама по себе престижна, поскольку ее возникновение вызвано социальной необходимостью, и если последняя отпадает, то и профессия уходит в небытие. Но в определенные исторические периоды потребность в представителях той или профессии резко возрастает, что позволяет говорить о престижности данной профессии и непрестижности других. Так, рост престижа профессии экономиста происходил в российском обществе в 90-х гг. XX в., и связан он был с переходом к рыночной экономике и с возросшим спросом на специалистов данного направления. Таким образом, в связи с законом развития, преобразования общества и, соответственно, постоянного появления новых профессий можно сказать, что возникновение престижности определенных профессий - объективный процесс, сопровождающийся ориентацией индивидов на данную ценность-средство.

Престиж учебного заведения определяется прежде всего качеством образования его выпускников, их возможностями трудоустройства, т.е. конкретным результатом, пользой для личности и общества.

Итак, ориентация на утилитаристскую ценность престижа профессионального самоопределения объективна (так как всегда сопровождает динамику спроса-предложения на представителей профессий) и даже необходима (поскольку позволяет удовлетворить возросший спрос на представителей профессии). Но порой происходят искажения в отношении к престижу. Самоопределяющийся, его родственники могут абсолютизировать престиж, делая неосознанно его первофактором профессиональной судьбы, при этом игнорируя способности личности. А чаще всего искажение происходит в связи с подменой содержания данного понятия значением моды.

бЗ

Мода играет особую роль в процессе профессионального самоопределения личности. Уже в течение почти двух десятилетий продолжается разговор о том, что в нашей стране в огромном количестве готовят юристов и экономистов, причем вопрос, требуется ли нашему обществу такое число данных специалистов, отходит на второй план. Престиж профессий юриста и экономиста, безусловно, существует - институты права и экономики активно функционируют долгое время, выполняя свою значимую роль. Но почти неограниченный рост числа желающих получить данные профессии в нашей стране - явление 90-х гг. XX в. Причина, конечно, кроется в возникновении широких возможностей для получения такого образования - увеличении количества прежде всего частных вузов, появлении возможности обучаться на платной основе. Но самая важная причина, на наш взгляд, обладание социальным статусом юриста или экономиста стало просто модным. Мода на профессии возникает также вследствие появления общественной необходимости в подготовке таких специалистов: в данном случае переход к рыночной экономике и свободному демократическому обществу обусловил потребность в юристах, способных защищать права граждан, и экономистов, разбирающихся в законах рынка. Но мода на профессии, в отличие от престижа, «не знает границ», поскольку ее закон - получение максимум прибыли за счет стабильно широкого круга желающих быть модными, в данном случае обладать «модной профессией».

Мода в современном обществе формируется благодаря СМИ и предполагает яркие внешние образы. Вспомним, каким мы видим на телеэкранах образ бизнесмена: уверенный в себе, успешный, активный человек, одетый в дорогой костюм, руководящий своей большой компанией в просторном офисе, имеющий большой загородный дом и красивый автомобиль. И сравним с образом учителя, который также часто можно наблюдать по телевидению: как правило, это женщина средних лет, уставшая от неурядиц в личной жизни и на профессиональном поприще, часто раздраженная. Таким образом формируется мода на профессии и соответствующее отношение к представителям этих профессий.

Внешние образы моды аморфны: из огромного количества юристов, экономистов, артистов и представителей других модных профессий желаемого результата достигают лишь единицы. При таком профессиональном выборе неуспешных или несостоявшихся специалистов в данной области отсутствует польза и выгода, так как нет положительного результата как для них самих, так и для общества в целом. То есть мода не может относиться к утилитаристским ценностям, поскольку не несет в себе конкретной пользы, выгоды; и ориентация прежде всего на моду (чаще всего неосознанная) приводит большинство людей к квазипрофессиональному самоопределению.

К ряду утилитаристских ценностей профессионального самоопределения личности можно отнести, на наш взгляд, материальную обеспеченность. Под последней мы понимаем существование у личности материальной возможности для удовлетворения основных потребностей современного человека -потребности в ведении здорового образа жизни (здоровое питание, спорт, соблюдение режима труда и отдыха и т.д.), в образовании, в творчестве.

Часто понятие «материальная обеспеченность» приобретает негативный оттенок. 90-е гг. XX в. убедили россиян во мнении, что много денег можно заработать путем воровства и обмана. Но материальная обеспечен-

ность как утилитаристская ценность профессионального самоопределения и как ценность-средство не может носить негативный характер, поскольку это лишь то, к чему можно стремиться ради ценности-цели, и она не предполагает внеправовых, внесоциальных или других общественно осуждаемых способов ее приобретения. Состояние материального благополучия дает человеку более широкие возможности для самореализации, в том числе профессиональной.

Таким образом, утилитаристские ценности, ценности-средства профессионального самоопределения - польза, престиж, материальная обеспеченность - должны осознанно доминировать в процессе профессионального самоопределения личности. Действие факторов моды, простой случайности, давления родственников или знакомых и т.п. необходимо свести к минимуму, поскольку осознанная ориентация именно на конкретный полезный результат, особенно если она подкреплена имеющейся информацией о состоянии рынка труда, реальном спросе и предложении профессий, содержании различных профессий и труда, позволит в конечном итоге профессионально самореализоваться самой личности, успешно выполнять общественно значимую профессиональную роль и приблизиться к достижению ценности-цели -состояния благополучия личности, что и является первоцелью развития современного общества и личности.

Список литературы

1. Ширшина, Н. С. Социально-профессиональное самоопределение личности : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Ширшина Н. С. - Н. Новгород, 1995. - 143 с.

2. The Spirit American Philosophy. - N. Y., 1983.

3. Lee, D. Valuing the self. What we can learn from other cultures. Prospect Heights. -Waveland, 1986.

4. Философский век : альманах. - Вып. 9. Наука о морали: Дж. Бентам и Россия / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микишин. - СПб., 1999. - 366 с.

5. Престиж социальный // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

Удалова Екатерина Сергеевна ассистент, кафедра социологии и социальной работы; аспирант, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

E-mail: [email protected]

Udalova Ekaterina Sergeevna Assistant, sub-department of sociology and social work, postgraduate student, Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky

УДК 11/13 Удалова, Е. С.

Утилитаристские ценности профессионального самоопределения личности / Е. С. Удалова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 60-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.