ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 23 2011
УДК 124.5
ЦЕННОСТЬ ТРУДА И ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ)
© Е. С. УДАЛОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра социологии и теории социальной работы e-mail: [email protected]
Удалова Е. С. - Ценность труда и трудовые ценности как фактор профессионального самоопределения личности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 83-85. -Ценность труда, трудовые ценности представлены в статье как одни из важнейших факторов профессионального самоопределения, поскольку, выбирая профессию, совершенствуясь в ней, личность представляет себе именно трудовую деятельность. В различных обществах отношение к труду не однозначно, и российскому менталитету в вопросе трудовых ценностей и труда в целом также свойственны свои особенности. Своеобразие не исключает преемственности трудовых ценностей других обществ (западноевропейского, американского), что является необходимостью, продиктованной временем и объективной реальностью.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение личности, ценность труда, трудовые ценности.
Udalova Е. S. - The value of labor and labor value as a factor in professional self-identity // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 83-85. - Labor as value and labor’s values are represented in the paper as one of the most important factors in professional self-determination, because choosing a profession, perfected it, the person imagines it career. Attitude to work is not unique in different societies, and the Russian mentality in question work values and work as a whole is also characterized by its own characteristics. The national peculiarity does not exclude the continuity of labor’s values from other societies (Western Europe, USA), which is a necessity dictated by time and objective reality. Keywords: professional self-identity, value of work, labor value.
Личность и её благополучие находятся на вер-шинеиерархии целей современных развитыхобществ, поэтомувопрососамоопределении,еговозможностях, условиях, факторах является наиболее актуальным на сегодняшний день. Профессиональная сфера - лишь одна из множества сфер, где личность имеет возможность делать тот или иной выбор, формировать отношение к труду, профессии, идентифицировать себя с той или иной социально-профессиональной группой, совершенствоваться. Все перечисленное и есть, по сути, профессиональное самоопределение личности.
Напрофессиональноесамоопределениеличности воздействует ряд факторов экономического, социаль-ного,политического,культурногохарактера(суш,еству-ют даже различные их классификации в зависимости от того или иного критерия), механизмы влияния которых достаточно глубоко описаны и проанализированы в со-циологической,психологической,педагогической,эко-номической литературе. Интересным, на наш взгляд, и малоизученным в данном русле представляется социокультурный фактор трудовых ценностей.
Отношение к труду как одной из основных ценностей любого общества является также одной из доминант, влияющих на профессиональное самоопределение личности. Выбирая профессию, совершенствуясь в ней, личность представляет себе именно трудовую деятельность, связанную с конкретной про-фессией,поэтомуможносказать,что,профессиональ-но самоопределяясь, индивид выбирает тот или иной труд. Отношение к конкретному труду или труду в целом выступает, таким образом, важным фактором профессионального самоопределения.
В различных обществах отношение к труду неоднозначно: он может представляться и как религиозный долг, и как наказание, и как добродетель, как источник материального благополучия, и как способ духовного совершенствования.
Но труд является единственным способом вы-живаниячеловечества,поэтомувлюбомобществесоз-даются, формируются системы ценностей, объясняющие не просто необходимость труда, а его ценность, высший смысл.
23 2011
Ценности абстрактны, что позволяет им влиять на поведение людей в самых различных ситуациях. Ценности как идеал представляют собой желательное (для личности, социальной группы, социума в целом) состояние социальных отношений, критерий оценива-ниядействительности;ониобуславливаюториентации индивида(ценностныеориентации),егодеятельность, тем самым регулируя социальные взаимодействия.
Ценности иерархизированы и находятся в тесной взаимосвязи между собой, представляя некоторую целостность. Американский социолог Т. Парсонс назвал такую ценностную систему, свойственную конкретному обществу и регулирующую его функционирование социетальной системой [5, С. 494-526]. Со-циетальная системаможет выражатьсяв качестве менталитета, проявляющегося в виде общих ориентаций (на материальные блага или духовное совершенствование, индивидуализм или коллективизм) или специфике конкретных ценностей, в том числе отношении к ценности труда. Такая специфика существует и в российском обществе.
Интереснымпредставляется исследованиеуста-новок к труду отечественного экономиста Л. Г ришина, который выделил главные черты русского националь-ногохарактера,противоречащие прагматическим экономическим принципам [2, С. 31-34].
1. Максимализм и радикализм, что получило яркое выражение в национальных пословицах и поговорках («Всё или ничего», «Либо грудь в крестах, либо голова в кустах» и т. д.).
2. Несклонность к лидерству. Для российского менталитета свойственен приоритет общественного над личным. Отсюда и то, что зачастую личность выступает не как «Я», а как «Мы». «Русскому человеку труднее всего почувствовать, что он сам - кузнец своей судьбы», - это отмечал ещё Н. А. Бердяев [1, С. 94].
3. Отсутствие размеренности в работе. Л. Гришин объясняет данную черту географическим фактором - сезонность сельскохозяйственных работ привела к приверженности авральному стилю работы.
4. Неумение планировать и неуверенность в будущем. Непостоянство и суровость природы усложняли возможностьпрогнозов в трудовой сфере, что приучило русских чаще говорить о том, что было, надеяться на наше национальное «авось», нежели планировать.
5. Мечтательность. «Западноевропейское человечество движется волею и рассудком, - пишет И. Ильин (вспомним работу М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где описано и подробно проанализировано отношение в частности протестантов к труду и работе - Е. У.). - Русский человек живёт прежде всего сердцем и воображением, и лишь потом - волею и умом» [3, С. 58].
6. Справедливость и коллективизм - высшие ценности, определяющие поведение человека в коллективе: «быть как все», «инициатива наказуема». В вопросе справедливости, можно отметить черты уравнительности и огромной роли государства.
7. Терпение. В быту данное свойство представ-ляетсякак непритязательность, пассивность, удовлет-
ворение тем, что есть. Соответствующее отношение переносится на трудовую сферу.
8. Расточительность, часто выражающаяся в пьянстве.
Таким образом, обозначенные Л. Гришиным ценностные установки демонстрируют их нерациональность, ориентированную не на результат труда, а на его ритуальность, связанную либо со служением ( Богу, коллективу, обществу, государству, семье ), либо с обязанностью выполнять трудовую повинность. Немаловажным является то, что в данном случае труд не связан с личностными достижениями, что на практике зачастую приводит к профессиональному «определению», а не самоопределению, выражающемуся в довлеющем влиянии «других» (коллектива, семьи, друзей) на самоопределяющегося.
Неумение планировать, неуверенность в буду-щем,атакже«мечтательность»выраженывпостоянно отмечаемом социологами явлении - обязательном наличии среди профессионально самоопределяющихся тех, кто сделал свой выбор случайно.
Впрочем, в представленных особенностях менталитета, на первый взгляд. негативно влияющих на трудовую и профессиональную деятельность, есть и положительные моменты. Так, максимализм, а также отсутствие размеренности в работе предполагает и полную, максимальную самоотдачу в «периоды взлёта» работе и профессии, часто основанной на знаменитых национальных смекалке и находчивости. Именно в такие моменты и достигаются наиболее удачные и неожиданныепрофессиональныерезультаты,особен-но, когда трудовая деятельность предполагает творческое начало.
В. С. Магун проводит параллели между отношениями к труду в 90-х годах XX века россиян и населением других стран мира [4, С. 135]. Выяснилось, что работа почти во всех странах мира стоит на втором месте в иерархии значимых ценностей, уступая первенство лишь семье. Российские респонденты таким же образом выстроили иерархию ценностей, но, по замечанию В. С. Магуна, своеобразие состоит в разрыве между субъективной значимостью семьи и работы, ко-тораяобладаетнизким уровнем важностидля россиян.
Для российских респондентов 90-х годов наиболее важна была ценность высокого заработка, по сравнению с такими ценностями, как интересная работа, хорошие товарищи. А такие аспекты труда как ак-тивнаясамоотдача,трудовыеистатусныедостижения, ответственность занимали вообще последние позиции рейтинга. Т акимобразом, можно отметитьпрежнее негативное отношение к труду, но, в условиях рыночной экономики, увеличения роли прибыли, выгоды, россияне зачастую не находят связи между качественным трудом и соответствующими ему результатами (в виде высокого заработка, определенного социального ста-туса),а, порой,наоборот, наблюдая«добываниелёгких денег» криминальными способами. Отсюда формируется устойчивый национальный стереотип - «чтобы заработать много, не обязательно много трудиться». Поэтомустановятсявостребованными,«модными»на
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
рынке образовательных услуг те профессии, которые, прежде всего, приносят высокий доход, по мнению населения, - банкиры, бизнесмены.
Одновременно в России занимают высокие позиции по сравнению с другими странами такие трудо-выеценностикак«большойотпуск»,«удобноевремя». Также более высокий ранг занимает, по мнению россиян, ценность общественной полезности труда. Таким образом, для России, в отличие от других стран, характерносочетаниетрудовыхценностей«максимум дохода» и «минимум трудовых затрат».
В последние десятилетия под влиянием западноевропейской и американской культур произошло и переосмысление ценности труда в российском обществе. Особую роль в жизни человека стали играть такие ценности, как польза, выгода, действие которых распространяется соответственно и на трудовую, профессиональную сферы. Если доминирование этих ценностей в социальной, нравственной, культурной областях есть скорее явление отрицательное, то в среде профессиональной, на наш взгляд, - необходимое и полезное. Действия во имя ценностей пользы, выгоды и успеха в профессиональном самоопределении пред-полагаюттакиедействия в образовательной ,трудовой, профессиональной сферах, которые должны нести за собой какой-либо необходимый для личности и общества положительный результат. Так, человек, совершивший действие - поступивший учиться на определенную специальность, сделавшийпроф ессиональный выбор - сделал это благодаря вере в ценности пользы и успеха, которые заключаются в возможности профессионально самореализоваться, реализовать свой талант и личностно-профессиональные возможности, приобрести определенный социальный статус, иметь стабильный и/или высокий заработок, вести желаемый образ жизни и т. п.
При этом новые для россиян трудовые ценности пользы и выгоды могут действовать не только на личностном уровне, но и на общественном. Возникновение любой профессии есть попытка удовлетворить общественную потребность в выполнении определенной функции. Профессии программиста, системного администратора существуют с недавних времен и распространение их, предполагающее прежде всего профессиональную подготовку кадров, происходило во имя общественной пользы - обслуживания разрастающегося явления компьютеризации. Соответственно и выбор данных профессий, совершенствование людей в данном направлении, и профессиональное самоопределение как таковое происходит под действием трудовых ценностей пользы, выгоды общественного характера. И в то же время конкретный человек выбирал именно такой профессиональный путь, исходя из своих собственных убеждений, руководствуясь своими планами - возможно, желанием стать профессионалом, узким специалистом в сфере высоких тех-
нологий, иметь более высокий доход, уважаемое положение в социуме. Последнее есть также определенный полезный результат, польза, но скорее с точки зрения личности. В целом же отметим, что разделение влияния данных ценностей на личностном и общественном уровнях достаточно условно. Если человек профессионально самореализуется, творит в своей профессии или четко выполняет свои профессиональные функции ради получения личной выгоды, то общество получает от этого также положительный результат, и еслиобществосоздалоздоровыеусловиядляразвития и совершенствования его членов, то и личность имеет широкие возможности для самореализации, в том числе и профессиональной. В общем смысле все это ока-зываетсяусловиемблагоприятногоразвитияобщества и личности.
Таким образом, отношение к труду вообще и труду конкретному является важнейшим фактором профессионального самоопределения личности. Определяющийся субъект ориентируется (совершает профессиональныйвыбор)преждевсего ненапрофес-сию, а на содержание трудовой деятельности, которое данная профессия предполагает, то есть на конкретный труд. Отношение же к труду вообще детерминирует характер профессионального развития, самосовершенствования. Поскольку отношение к труду и наиболее значимым трудовым ценностям могут иметь национальную специфику, то и профессиональное самоопределение под действием данного фактора может обладать национальными особенностями. Но наличие и даже доминирование таких трудовых ценностей, как польза, выгода (совершенно не свойственных российской ментальности) необходимо в процессе професси-ональногосамоопределенияличности.Посколькуосо-знанная ориентация именно на конкретный полезный результат, особенно если она подкреплена имеющейся информацией о состоянии рынка труда, реальных спросе и предложении профессий, содержании различных профессий и труда, позволит в конечном итоге профессиональносамореализоватьсясамойличности, приблизиться к достижению состояния благополучия личности. Что и является первостепенной целью развития современного общества и личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердяев Н. В кн. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьба России. М.: Русская книга, 1992. 256 с.
2. Гришин Л. Мы как участники рыночных отношений // Вопросы экономики. 2000. №8. С. 31-34
3. Ильин И. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. В 2-х т. М.: МП «Рарог», 1992, Т.1. 169 с.
4. Магун В.С.Российскиетрудовыеценности:идеология и массовоесознание//МирРоссии.1998.№4.С.131-138.
5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М, 1996. 530 с.