Научная статья на тему 'Утешение знанием: постижение мира как седьмой день творения'

Утешение знанием: постижение мира как седьмой день творения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО / УТЕШЕНИЕ / ФОРМА МИРА / ЗНАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ / ТВОРЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / EXISTENTIAL LONELINESS / CONSOLATION / THE FORM OF THE WORLD / THE KNOWLEDGE / THE AXIOLOGICAL RELATIVISM / CREATION / HISTORY / STATE BUILDING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тынянова Ольга Николаевна

Согласно Боэцию, «отчаяние незнающего» происходит из его незнания и потому преодолевается, как и экзистенциальное одиночество, постижением законов мироздания. Именно это постижение делает познающего участником Седьмого дня Творения и, тем самым, приближает его к Создателю «порядка судьбы».Чтобы су-ществовало отражение мира, вторит Боэцию герой «Имени розы» У. Эко, надо, чтобы мир имел форму. И что как не поиск «формы мира» ведут современная наука, и философия науки. Автор представляет краткий обзор статей, опубликованных на страницах нового номера журнала «Пространство и Время», рассматривая их как различные способы поиска «формы мира» в естественнонаучном и гуманитарном знании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consolation of Knowledge: Comprehension of the World as the Seventh Day of Creation

According to Boethius, "despair of those who do not know" comes from his lack of knowledge, and therefore both this despair and existential loneliness are overcome by comprehension of laws of the universe. This cognition makes the ‘cognizer’ a participant of the Seventh Day of Creation, and thus brings him closer to the Creator of “the order of fate”. The words of the hero of the "Name of the Rose" by U. Eco are the reminiscent of Boethius: if a reflec-tion of the world exists, it is necessary that the world had the form. It is the "shape of the world" is looking for contem-porary science and philosophy of science. The author presents a brief overview of the articles published on the pages of the new issue of "Space and Time" Journal, considering them as different ways to find the "form of the world" in the natural sciences and in the humanitarian knowledge.

Текст научной работы на тему «Утешение знанием: постижение мира как седьмой день творения»

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 4(10)/2012

УТЕШЕНИЕ ЗНАНИЕМ:

ПОСТИЖЕНИЕ МИРА КАК СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ

""M" W" еловек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне,» - писал J J Ж.П. Сартр1. Пропасть, развезшаяся между этим тезисом, явившимся,

по сути, наиболее полной характеристикой модерна и, тем более, постмодерна, и осененным Божественным присутствием и потому ясным и надежным миром библейского человека, - это пропасть, первые «трещины» которой пролегли отнюдь не в эпоху Просвещения, начавшую с вольтеровского призыва «раздавить гадину» и достигшую апогея с ницшеанским «Бог умер». Признаки грядущей онтологической и гносеологической катастрофы можно обнаружить уже в универсалиях и индивидуалиях Августина Блаженного, Боэция и Иоанна Скота Эуригены, -и не случайно уже Боэцию потребовалось утешение философии, едва ли не единственно противостоящей отныне хаосу распадающейся ткани мира. Происходящий из божественной простоты порядок (ordo), по Боэцию, имманентен сущему, т.е. содержится в самих вещах - как «замечательное чудо порядка судьбы, который, происходя от знающего [Бога - О. Т.], заставляет впадать в отчаяние незнающего» [Cons. IV, pr. 6 (30)]2.

Итак, «отчаяние незнающего» происходит из его незнания и потому преодолевается постижением законов мироздания, что делает познающего участником Седьмого дня Творения и, тем самым, приближает его к Создателю «порядка судьбы». Чтобы существовало отражение мира, - звучат реминисценцией Боэция слова одного из героев «Имени розы» У. Эко, - надо, чтобы мир имел форму, - и что как не поиск «формы мира» ведут современная наука, детище европейской ментальности, ее способ и инструмент преодоления «отчаяния заброшенного в мир человека» - и философия науки, хотя последняя, кажется, уже не только смирилась с собственной неспособностью собрать воедино все disjecta membra3 современной научной картины мира, но и готова провозгласить эту неспособность новой методологией (и утешиться этим; см. продолжение начатой в предыдущем номере журнала статьи В.К. Батурина «Философия науки: имеющаяся и необходимая. Часть 1. Философия науки без... философии» и «Было ли учение Вернадского о ноосфере? (краткий исторический анализ)» Л.Л. Прозорова).

Форма мира, его физическое пространство и время (и пространство-время как собственно форма бытия), разворачиваются на страницах нового номера журнала, прежде всего, в глобальных теориях - в теории происхождения Земли школы академика РАН А.А. Маракушева («Околосолнечные планеты-гиганты и происхождение Земли» А. А. Мараку-шева, Н.Г. Зиновьевой и Л.Б. Грановского), в концепциях физики атмосферы («Новая 3D концепция усиления кумулятивных структур (КС) в катастрофах. Часть I. Самоорганизация КС с кумулятивными струями» Ф.И. Высикайло) и хронобиологии («Время жизни и устойчивость биосистем. Часть 1. Сохранение устойчивости биосистемы через удаление или обновление ее элементов» С.Л. Загускина), в теоретических построениях А.В. Кочеткова и П.В. Федотова («Анализ понятия “пространство” в общей теории относительности); эту форму нащупывают в своих экспериментах и их интерпретации Д.Г. Павлов, С.С. Кокарев, М.С. Панчелюга и В.А. Панчелюга («Поисковые исследования пространственновременных эффектов так называемого гиперболического, или Н-поля»). Однако не менее очевидно физическое пространство и время предстают в локальных - региональных - исследованиях, особенно тогда, когда эти исследования становятся базой для формирования отдельных научных направлений. К числу такого рода работ, несомненно, следует отнести заложивший основу современного мерзлотоведения опубликованный в 1838 г. в «Journal of the Royal Geographical Society of London» отчет К.Э. фон Бэра (К.М. Бэра) «Новейшие сведения о мёрзлой земле в Сибири» («Recent Intelligence upon the Frozen Ground in Siberia»; мы приводим оригинальный английский текст статьи и, параллельно, ее первый за прошедшие с момента выхода в свет годы перевод на русский язык, выполненный С.Г. Г еворкяном специально для журнала «Пространство и Время», в сопровождении комментария переводчика «Подписано: Бэр»).

Обретаемая в естественнонаучных исследованиях форма мира - форма «бесспорная» (т.е. бесспорно существующая даже в тех случаях, когда с точки зрения представителей «мейнстрима» попытки объяснить ее природу кажутся отнюдь не бесспорными, - коль скоро современные наследники апостола Фомы имеют возможность фиксировать тот или иной «наблюденный факт»). И для исследователей, не утративших (не отказавшихся) от «краеугольного камня» научного познания - от концепта фундаментального единства мира - столь же бесспорными оказываются и связи между «разъятыми» «в исследовательских целях» элементами этого единства, в том числе и те связи, которые существуют между феноменами как «первой», так и «второй» природы («Озоновый слой и погодные аномалии осени 2012 в Северном полушарии» В.Л. Сывороткина, «Периодичность возникновения эпидемий и эпизоотий в Сибири и Монголии на фоне солнечной активности» Н.В. Задониной и О.И. Аптикаевой, «Динамика демографических данных в России (1956-2005)» Е.М. Андреева и А.Г. Гамбурцева), а порой и вовсе оказываются источником творческого вдохновения («Научные реминисценции в творчестве О. Мандельштама» Л.И. Иогансон).

Куда менее «бесспорной» оказывается форма мира самой «второй природы» - несмотря на периодически предпринимаемые (и порой весьма небезуспешные) попытки выявить и системно описать природу этой формы4. Воз-

1 Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

Sartr Zh.P. (1989). Ekzistentsializm - eto gumanizm. In: Sumerki bogov. Politizdat, Moskva. Pp. 319-344.

2 Боэций. Утешение Философией и другие трактаты / Отв. ред., сост. и автор вступит. ст. Г.Г. Майоров. М.: Наука, 1990.

Boetsii. (1990). Uteshenie Filosofiei i drugie traktaty. Otv. red., sost. i avtor vstupit. st. G.G. Maiorov. Nauka, Moskva.

3 Разъятые члены, лат.

4 См., напр.: Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005; Бур-дье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2005; Монбриаль Т. де. Действие и система мира. М.: МГИМО, 2005; Докторович А.Б. Основы теории моделирования социальных взаимодействий, отношений и полей // Пространство и Время. 2010. № 2. С. 55-65.

ОТ РЕДАКТОРА

можно, причина здесь в привычности и «незыблемости» исчерпавшей себя парадигмы баденской школы неокантианства и ее наследстве - так и не преодоленном «водоразделе» между естественнонаучным и гуманитарным знанием, в методологической сложности того природно-культурного синтеза, о насущной необходимости которого пишет академик РАН Е.П. Челышев («О фундаментальной науке и высшей школе») - равно как и об «аксиологической нищете» современного позитивистского знания (там же; см. также названную выше работу В.К. Батурина), следствие которой неизбежно обнаруживается и в политике, и в экономике («Г лобальный кризис и перестройка системы геополитического равновесия» И.И. Антоновича, «Новые результаты анализа развития России на основе динамики ее демографических и технологических параметров» А.М. Тарко).

Между тем, задаваясь весьма характерным для такого знания вопросом «зачем история не профессиональному историку» («Зачем артисту история? (Некоторые размышления о преподавании истории в творческом вузе)» Т.М. Апостоловой), мы тем самым поневоле задаемся и вопросом о том, действительно ли единственное, на что в этом мире мы можем рассчитывать, - это экзистенциальное одиночество, «страх и ужас», многократно усиливающиеся риском террористических актов и наращиванием ядерных арсеналов? Действительно ли в многополярном и ценностно-релятивистском мире человек (и человеческое общество) атомизируются, и в этом атомизированном пространстве, лишенном связей в том числе с прошлым и будущим, у человека не остается ни веры, ни ценностей, ни смыслов, ни даже мифов - ничего, чем он мог бы утешиться, - или все-таки, приходя в этот мир, мы одновременно приходим и в его (и тем самым в нашу) историю, и «за нашей спиной» встает незримая, но могучая сила исторических родов Отечества - основа не только генофонда страны («Живое древо: в год русской истории о потомках М.В. Ломоносова» И.И. Судницына), но и ее мифологии («Денис Давыдов: мифы и реальность» Е.В. Сигало-вой) - того «возвышающего обмана», без которого связь времен сводится лишь к узкоспециальным исследованиям, доступным и интересным лишь единицам, и, конечно же, военно-политических отношений, ибо невозможно представить себе мировую историю иначе как «густонаселенное» пространство не только формальных, но и человеческих - родственных, сословных и просто дружеских - связей, силой которых творилась и мирная, и военная политика («Иоаннис Каподистрия и греческий фактор в наполеоновских войнах. Часть 2» А. Давтян-Иоакимиди).

Иными словами, приходя в этот мир, мы оказываемся включенными в ту систему определенностей - исторических, идеологических, правовых, социально-экономических и религиозно-нравственных, - в рамках которой ценностный релятивизм возможен едва ли больше, чем в эпоху ветхозаветного карающего Бога («Интриги кануна Второй мировой: японский и польский факторы советско-германских отношений. Часть 2. Домыслы и правда о межвоенной политической реальности» В.П. Зимонина, «Правовая идеология в контексте пространственно-временных характеристик современного общества» А.И. Клименко, «Пространственно-временная определенность в системе характеристик права» Г.М. Лановой, «О применении конструкции «жадной суммы» к теориям денег и оптимального управления. Часть 2. Общие представления о динамике денег» Е.В. Мелокумова, продолжение философского диалога С.А. Нижникова и А.А. Лагунова «Фил и Соф: диалоги о вечном и преходящем. Размышления о вере и неверии»), а смысловые оттенки категории «справедливость» не менее актуальны сегодня, чем в эпоху пирамид - и едва ли не в той же мере являются космогоническими и даже теокосмогоническими, поскольку таковая модель миропорядка тем более утешительна, чем более явной оказывается бесплодность апологии деконструкции и хаоса в постмодерне («Древнеегипетские и раннегреческие теокосмогонии: историко-философские аспекты сравнительного анализа» В.В. Жданова, рецензия А.Б. Докторо-вича на монографию Л.Н. Кочетковой «Философский дискурс о социальном государстве» «О результатах социологического опроса “Религия и я”» А.А. Лагунова). Столь же создаваемая, сколь и наследуемая нами, эта система определенностей и есть та форма мира и, одновременно, система координат, для обозначения которой используется столь многозначный термин «цивилизация», и столь критикуемое и считающееся сегодня «уходящей натурой» государство оказывается «несущей конструкцией» этой формы - прежде всего потому, что, как и ранее, оно единственное гарантировано защищает человека от различных форм «войны всех против всех» (упомянутые статьи И.И. Антоновича, А.И. Клименко и А.Б. Докторовича, «Модели противодействия терроризму: обзор» В.В. Шумова, «Анализ процесса развертывания ЕвроПРО» В.И. Шацкой), осознание чего весьма утешительно. Государственное строительство и знание об искусстве такового есть, таким образом, еще одна форма приближения к мировому - божественному - порядку, и возможно, именно в этом знании и в способности человека огосударствлять социальное и физическое пространство отчасти и заключено (как и в целом в способности творить исторические, политические и какие бы то ни было иные социокультурные миры) его, человека, богоподобие («Политическое завещание кардинала герцога де Ришельё французскому королю» и комментарий к нему, выполненный П. С. Каневским, - «... Для порядков и правления государства»).

Весьма показателен здесь тот становящийся очевидным при ближайшем рассмотрении факт, что и само «время мира» (Ф. Бродель) измеряется именно государственными (межгосударственными) отношениями - они, в частности, оказываются, по-видимому, наиболее надежной точкой отсчета и начала, и окончания войн. И если оформление греческой государственности стало политическим окончанием наполеоновских войн (см. упомянутую статью А. Давтян-Иоакимиди), а освободительная война и объединение Италии - их следствием, равно как и практически вся франко-прусско-австрийская геополитическая конструкция континентальной Европы, в недрах которой в ХХ веке вызрели две мировые войны, то год русской истории - хороший повод осознать, что лишь полноценное знание о «первой» и «второй» природе и государственническое мышление не просто способны сегодня утешить нас в экзистенциальном одиночестве российской цивилизации - они единственные ныне могут обеспечить нам, гражданам государства Российского, статус субъекта истории как непрерывно разворачивающегося в пространстве и времени мира Седьмого дня творения.

О.Н. Тынянова, главный редактор

Giddens E. (2005). Ustroenie obshchestva: Ocherk teorii strukturatsii. 2-e izd. Akademicheskii Proekt, Moskva; Burd'e P. (2005). Sotsial'noe prostranstvo: polya i praktiki. Aleteiya, S.-Peterburg; Monbrial' T. de. (2005). Deistvie i sistema mira. MGIMO, Moskva; Doktorovich A.B. (2010). Osnovy teorii modelirovaniya sotsial'nykh vzaimodeistvii, otnoshenii i polei. Prostranstvo i Vremya. N 2. Pp. 55-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.