Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ ПРОДУКТ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КРУИЗОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

УСТОЙЧИВЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ ПРОДУКТ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КРУИЗОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ ПРОДУКТ / ЭКОТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРУИЗЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КРУИЗЫ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Мария Сергеевна, Ибрагимов Эрнест Энверович, Логвина Елена Владимировна, Прохорова Ольга Викторовна

Статья посвящена вопросам формирования и продвижения гостиничного продукта в экологических круизах, отвечающего критериям устойчивости и экологичности. Актуальность статьи обусловлена растущим вниманием к экологическому туризму в целом, а также к формату круизов в экотуристской деятельности. С другой стороны, круизы вызывают сомнения относительно их экологической безопасности. Поэтому целью данной статьи является изучение возможностей развития экологических круизов в России с точки зрения формирования устойчивого гостиничного продукта. Для этого авторами были определены критерии устойчивости гостиничного продукта в круизах экологической направленности. Предложена авторская модель состава устойчивого гостиничного продукта в экологическом круизе. Изучены предложения на рынке экологических круизов в России, выявлены успешные практики формирования устойчивого гостиничного продукта в них. Проведен SWOT-анализ сектора экологических круизов в России, выявлены проблемы устойчивости гостиничного продукта в них. Предложены меры по формированию и продвижению устойчивого гостиничного продукта в секторе российских экологических круизов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатова Мария Сергеевна, Ибрагимов Эрнест Энверович, Логвина Елена Владимировна, Прохорова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE HOTEL PRODUCT AS THE BASE OF ECOLOGICAL CRUISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the formation and promotion of a hotel product in ecological cruises that meets the criteria of sustainability and environmental friendliness. The relevance of the article is due to the growing attention to ecological tourism in general, and also ecological as part of such tourism activities. On the other hand, cruises raise doubts about their environmental safety. Therefore, the article is aimed at studying the possibilities for the ecological cruises in Russia considering the sustainable hotel product development. For this, the authors define the sustainability criteria for the hotel product of ecological cruises. The article presents the author’s model of the composition of a sustainable hotel product in an ecological cruise. The authors investigate ecological cruises offered by operators in Russia and identify successful practices in the formation of a sustainable hotel product in them. A SWOT analysis of ecological cruises in Russia allows to highlight the problems of the hotel product sustainability in them and offer the measures to form and promote a sustainable hotel product in the Russian ecological cruise sector.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ ПРОДУКТ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КРУИЗОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.48

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-39-48

ФИЛАТОВА Мария Сергеевна

Институт экономики и культуры (Москва, РФ)

кандидат философских наук, доцент; e-mail: [email protected]

ИБРАГИМОВ Эрнест Энверович

Крымский университет культуры, искусств и туризма (Симферополь, Респ. Крым, РФ)

доктор экономических наук, доцент; e-mail: [email protected] ЛОГВИНА Елена Владимировна

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт «Таврическая академия» (Симферополь, Респ. Крым, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]

ПРОХОРОВА Ольга Викторовна

Университет экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]

УСТОЙЧИВЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ ПРОДУКТ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КРУИЗОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена вопросам формирования и продвижения гостиничного продукта в экологических круизах, отвечающего критериям устойчивости и экологичности. Актуальность статьи обусловлена растущим вниманием к экологическому туризму в целом, а также к формату круизов в экотуристской деятельности. С другой стороны, круизы вызывают сомнения относительно их экологической безопасности. Поэтому целью данной статьи является изучение возможностей развития экологических круизов в России с точки зрения формирования устойчивого гостиничного продукта. Для этого авторами были определены критерии устойчивости гостиничного продукта в круизах экологической направленности. Предложена авторская модель состава устойчивого гостиничного продукта в экологическом круизе. Изучены предложения на рынке экологических круизов в России, выявлены успешные практики формирования устойчивого гостиничного продукта в них. Проведен SWOT-анализ сектора экологических круизов в России, выявлены проблемы устойчивости гостиничного продукта в них. Предложены меры по формированию и продвижению устойчивого гостиничного продукта в секторе российских экологических круизов.

Ключевые слова: гостиничный продукт, экотуризм, экологические круизы, устойчивое развитие, круизы в России

Для цитирования: Филатова М.С., Ибрагимов Э.Э., Логвина Е.В., Прохорова О.В. Устойчивый гостиничный продукт как основа экологических круизов в Российской Федерации // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 39-48. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-39-48.

Дата поступления в редакцию: 3 сентября 2021 г. Дата утверждения в печать: 21 сентября 2021 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-39-48

Maria S. FILATOVA

Institute of Economics and Culture (Moscow, Russia) PhD in Philosophy; e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-9847-0585

Ernest E. IBRAGIMOV

Crimean University of Cultural, Art and Tourism (Simferopol, Rep. of Crimea) PhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3430-4152

Elena V. LOGVINA

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurian Academy Institute (Simferopol, Rep. of Crimea)

PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected] Olga V. PROCHOROVA

University of Economics and Management (Simferopol, Rep. of Crimea) PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]

SUSTAINABLE HOTEL PRODUCT AS THE BASE OF ECOLOGICAL CRUISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article is devoted to the formation and promotion of a hotel product in ecological cruises that meets the criteria of sustainability and environmental friendliness. The relevance of the article is due to the growing attention to ecological tourism in general, and also ecological as part of such tourism activities. On the other hand, cruises raise doubts about their environmental safety. Therefore, the article is aimed at studying the possibilities for the ecological cruises in Russia considering the sustainable hotel product development. For this, the authors define the sustainability criteria for the hotel product of ecological cruises. The article presents the author's model of the composition of a sustainable hotel product in an ecological cruise. The authors investigate ecological cruises offered by operators in Russia and identify successful practices in the formation of a sustainable hotel product in them. A SWOT analysis of ecological cruises in Russia allows to highlight the problems of the hotel product sustainability in them and offer the measures to form and promote a sustainable hotel product in the Russian ecological cruise sector.

Keywords: hotel product, ecotourism, ecological cruises, sustainable development, cruises in Russia

Citation: Filatova, M. S., Ibragimov, E. E., Logvina, E. V., & Prochorova, O. V. (2021). Sustainable hotel product as the base of ecological cruises in the Russian Federation. Service and Tourism: Current Challenges, 15(3), 39-48. doi: 10.24412/1995-0411-2021-3-39-48. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 3 September 2021 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 21 September 2021 the author(s).

@

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Актуальность проблематики экологических круизов обусловлена с одной стороны развитием внутреннего туризма в России, где значительное место в национальном турпродукте занимает природоо-риентированный туризм, а с другой - ростом экологического туризма в целом.

В России экологический туризм - это важнейшее направление туристической деятельности, чье развитие обусловлено большой площадью особо охраняемых территорий, разнообразием природных зон, наличием сети пешеходных туристских маршрутов и механизмов продвижения экотуристских продуктов. Однако при обилии возможностей для развития экологических туров, развитие круизного экотуристского сектора существенно ограничено. Это связано с проблемами развития круизного туризма в целом [10], среди которых высокие издержки на обслуживание судов, недлительный период навигации, устаревшая наземная инфраструктура и флот. Нужно отметить, что последняя проблема сейчас уже теряет свою актуальность, в России строятся и вводятся в эксплуатацию новые суда. К тому же активно разрабатываются новые маршруты, спрос на внутренние круизные туры растет в связи с продолжающимися мерами по предотвращению распространения COVID-19 и закрытыми зарубежными направлениями. Кроме того, в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» планируется разработка концепцию развития круизного туризма. Тем не менее, сектор экологических круизов, как речных, так и морских, остается нишевым, недоступным как для организаторов поездок, так и для туристов.

К тому же, до сих пор вопрос необходимости развития экологического туризма, расширения географии экологических поездок остается дискуссионным. Так, круизные лайнеры загрязняют как воздух, выбрасывая в атмосферу тысячи тон диоксида азота, оксида серы и двуокиси водорода, так и воды, в которых осуществляются круизы. Требования международных организаций к оснащению и экологической безопасности судов, осуществляющих поездки в особо охраняемых водах и местах

нахождения уязвимых экосистем (например, в полярных регионах) декларативны, не всегда продуманы в части последствий для операторов судов и ликвидации последствий. Учитывая тот факт, что туристы с экологической мотивацией выбирают поездки, которые не только не вредят окружающей среде, но и вносят вклад в ее сохранение, сомнительность экологической безопасности экологических круизов может стать существенным препятствием для развития сектора в целом.

Особое место в экотуристской деятельности занимают средства размещения. На ООПТ создание и функционирование гостиничных комплексов существенно ограничены, а кое-где даже невозможно (например, в природных заповедниках). Глэмпинги, наиболее удачно вписывающиеся в природную среду, вызывают спорные отзывы от туристов сегодня. В экологических же круизах само судно выступает средством и размещения, и передвижения и помимо базовых услуг, предлагает дополнительный сервис по формированию экологической мотивации круизных туристов. Согласно зарубежным исследованиям, эко-круизы могут становиться способом формирования осознанности у туристов, выступать средством воспитания бережного отношения к окружающей среде. Однако экологическая безопасность, значение экокруизной деятельности в устойчивом развитии территорий, остается под вопросом.

Поэтому целью данной статьи является изучение возможностей развития экологических круизов в России с точки зрения формирования устойчивого гостиничного продукта.

Обзор литературы. Вопросы экологических гостиничных услуг активно поднимаются как в российской, так и в зарубежной научной литературе. Особое место в научных публикациях занимают вопросы гостиничного продукта и отдельных услуг в экологических отелях [2-4, 8-9, 12,13 экологических инноваций [6] экологизации и экологической безопасности морских и речных круизов [5, 7, 11], туристской мотивации и поведения в экокруизах [13].

Как видим, вопросы устойчивости развития гостиничного продукта остаются дис-

куссионными, а вопросы формирования гостиничного продукта в условиях экологических круизов - недостаточно изученными.

Рассмотрим более подробно понятие устойчивого гостиничного продукта, а также соотношение понятия экотуризма, зеленых технологий и устойчивого гостиничного продукта.

Ряд авторов ставит под сомнение экологичность и устойчивость экотуризма как хозяйственной формы деятельности [1, 15]. При этом наиболее «тяжелыми» для окружающей среды, являются именно строительство и функционирование гостиничных предприятий. В связи с этим возникает вопрос, насколько экологичной может быть деятельность по формированию гостиничного продукта в экокруизах.

На сегодняшний день нет единого определения экологического туризма [1]. Однако большая часть определений строится на таких базовых характеристиках: осуществление туристической деятельности на территориях, относительно не затронутых хозяйственной деятельностью, небольшой состав группы, преобладание образовательной и воспитательной функций, минимальный, по сравнению с другими видами туристской деятельности, вред окружающей среде, доходы от деятельности идут на сохранение и развитие территорий и сообществ. К средствам размещения в экотуризме выдвигаются также особые требования: минимальный вред окружающей среде, органичность сочетания расположения, внешнего вида и природного ландшафта, сохранение природных ресурсов при функционировании и пр. Однако в большинстве случаев эти требования размыты, нет классификации эко-отелей, во многих странах сертификация эко-отелей необязательна, и зачастую приставка «эко» является лишь маркетинговым приемом, позволяющим повышать стоимость услуг.

Однако невозможно не согласиться с тем, что развитие экоотелей по всеми миру, как и разнообразие подходов к формированию устойчивого, экологичного гостиничного продукта - это важнейший тренд в гостиничной индустрии.

Зачастую наряду с понятием «эко-отель» используется термин «зеленые

технологии» и устойчивый гостиничный продукт. И если зеленые технологии - это давно устоявшееся понятие в индустрии туризма и гостеприимства, предполагающее использование ресурсосберегающих технологий, приемов снижения объемов отходов, мотивации экобезопасного поведения гостей и пр., то термин «устойчивый гостиничный продукт» - новый, достаточно размытый и неясный.

Устойчивое развитие - это концепция, в основе которой лежит баланс гармоничного развития общества, природы и экономики. При устойчивом развития улучшаются условия существования сообществ при допустимом воздействии на окружающую среду, а удовлетворение потребностей человека осуществляется без ущерба для будущих поколений. Экологические формы туризма рассматриваются как наиболее устойчивые. В связи с этим появляется необходимость формулировки термина «устойчивый гостиничный продукт» применительно к экологическому круизному туризму.

На основании понимания «устойчивое развитие» можно утверждать, что устойчивый гостиничный продукт - это результат взаимодействия гостиничного предприятия и гостя, в процессе создания и потребления которого соблюдаются принципы сбалансированного развития. В результате у гостя формируется комплекс впечатлений, связанных с осознанностью собственного места в экологической системе, пониманием необходимости сохранения окружающей среды и необходимости экобезопасного поведения. Со стороны же гостиничного предприятия в процессе создания и реализации устойчивого гостиничного продукта важной характеристикой является соблюдение принципов экобезо-пасности и гармоничности во всех составляющих гостиничного продукта - материально-технической, интеллектуальной, сервисной, кадровой и пр.

Рассмотрим особенности устойчивого гостиничного продукта в экологических круизах. Для этого на основании изучения научных взглядов на понятие «гостиничный продукт» и изучения предложений в мировых экологических круизах (как мор-

ских - полярных водах, Карибском бассей- авторскую модель устойчивого гостинич-не и пр., так и в речных - в Амазонии, по ного продукта в круизной деятельности рекам Африки, Азии и пр.) мы разработали (табл. 1).

Таблица 1 - Модель устойчивого гостиничного продукта в экологических круизах

Table 1 - Sustainable hotel product model on eco cruises

Составляющая Характеристика и признаки «устойчивости»

Материально-техническая S Экологическая безопасность судна S Техническая безопасность судна S Система сортировки и утилизации отходов S Оснащение кают S Использование ресурсосберегающих технологий S Использование экологичных материалов в отделке кают и общественных помещений

Сервисная S Основные услуги S «Устойчивое» размещение (обеспечивается экологичностью отделки, а также предметов интерьера, постельного белья, косметики и пр. в номере, а также за счет экологичных средств уборки номеров, использования экобезопасных технологий и пр.) S Питание (в приготовлении блюд используются натуральные, экологически безопасные продукты, соблюдаются принципы правильной утилизации отходов, не используются пластиковая посуда, используются продукты, выращенные в натуральных хозяйствах сообществ, через территории которых проходит маршрут круиза и пр.)

S Дополнительные услуги (бронирование, регистрация, обслуживание багажа, прачечная, химчистка и пр.). В составе круизного гостиничного продукта это может быть доставка туриста из отеля в порт

S Сопутствующие услуги (оздоровительные услуги, образовательные и экскурсионные как на борту, так и в посещаемых дестинациях, услуги библиотеки и пр.) S Могут включаться услуги по организации досуга с изучением народных промыслов, с природоориентированными видами деятельности - фотографированием пейзажей, бердвотчингом и пр.

Информационно-маркетинговая S Наличие идеи устойчивого развития в «упаковке» продукта, в информационных материалах о продукте, на сайте, в продвижении, продвижение продукта обеспечивает и устойчивое развитие дестинаций, которые посещают туристы в ходе круиза

Кадровая S Сотрудники обладают сознательностью в предоставлении услуг и организации досуга туристов S Сотрудники внедряют инновационные практики и технологии, позволяющие экономить ресурсы и снижать антропогенную нагрузку на экосистемы в процессе потребление продукта S Сотрудники формируют навыки экобезопасного поведения у туристов, влияют на их мотивацию и сознательность по отношению к сохранению окружающей среды

В табл. 1 приведены признаки устойчивого гостиничного продукта по его основным составляющим. Наиболее важной особенностью круизного судна как основы круизного гостиничного продукта является его безопасность, как техническая, так и экологическая. Более того, техническая безопасность предполагает и экологическую, ведь неисправность и/или авария судна безусловно повлечет за собой неблагоприятные экологические последствия. Большинство морских суден, осуществляющих международные поездки, попадает под

действие Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СО-ЛАС, или «SOLAS, International Convention for the Safety of Life at Sea»). Главной целью данного нормативного документа является установление минимальных стандартов, отвечающих требованиям по безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов. Для судов, работающих в полярных водах, действует Полярный кодекс, предусматривающий безопасность как экипажа, так и пассажиров, экосистем ы условиях холодных, частично закрытых льда-

ми водах. Он же требует от организаторов поездок соблюдения принципов экобезо-пасной сортировки и утилизации отходов. Кроме того, речные круизы в РФ регламентированы государством. В 2014 году был принят национальный стандарт на этот вид туристических услуг - ГОСТ Р 56221-2014 «Туристские услуги. Речные круизы»

Важным условием устойчивости гостиничного продукта в экологических круизах является и оснащение кают из экобезопас-ных материалов, использование энергосберегающих технологий и пр.

Особое место в устойчивом гостиничном продукте занимают сервисные составляющие, главная цель которых, помимо удовлетворения потребностей туриста в размещении и питании, заключается в формировании понимания важности экобезо-пасного поведения, потребности в единении с природой и осознании необходимости ее сохранения для будущих поколений.

Важной частью сервисной составляющей является комплекс сопутствующих услуг, направленных на удовлетворение духовных потребностей: образовательные мероприятия, мастер-классы по фотографии, деятельность по наблюдению за дикой природой и пр. Для этого необходима организация и общественных пространств (за счет панорамных площадок, окон, лекционных залов, демонстрационных технических средств и пр.), а также привлечение кадровых ресурсов, непосредственно не связанных с индустрией гостеприимства (лекторов, профессиональных бердеров, натуралистов и пр.).

Одной из проблем современных экологических круизов является то, что их значительная часть, помимо экологических де-стинаций, не имеет признаков устойчивого гостиничного продукта, и не несет идеи сохранения окружающей среды в своем продукте в целом. Это нивелирует их ценность с точки зрения экологического туризма, экологических и социально-экономических выгод для дестинаций, а также для самих туристов.

Нужно отметить, что сотрудники, задействованные в организации и реализации устойчивого гостиничного продукта, должны выступать амбассадорами, носителями идеи устойчивого развития территорий. Своим поведением и системой об-

служивания они должны формировать и укреплять экологическую мотивацию туристов, желание сохранить ее в последующих поездках и дома.

Изучим рынок экологических круизов в России и наличие устойчивого гостиничного продукт в экологических круизах.

Рынок экологических туров в России имеет потенциальные возможности для развития как речных, так и морских круизов. Уже успешно осуществляются морские экокруизы разной продолжительности на Дальнем Востоке (Камчатка, Сахалин и Курильские острова), в российском секторе Арктики, а также в Черном море. Нужно отметить, что большая часть черноморских экокруизов, хоть и имеет отдельные признаки устойчивости, в большей степени выполняет рекреационную, развлекательную или комплексные функции.

Активно развиваются речные круизы экологической направленности., как по традиционным направлениям - по рекам и озерам Европейской части России, так и по Амуру, Лене, Енисею, Байкалу и пр.

С 2012 года по Беломорско-Балтийско-му каналу курсирует новый круизный трёхпалубный теплоход «Русь Великая» класса «река-море», построенный в 2010-2012 гг. специально под габариты шлюзовых камер канала, способный выходить в Белое море и швартоваться непосредственно на Соловецких островах.

В речных круизах наблюдается сочетание экологической и культурно-познавательной направленности, а анализ рынка предложений с точки зрения устойчивости гостиничного продукта демонстрирует недостаточное количество таких продуктов.

В качестве успешного кейса можно привести в пример экологические круизы компании «ВодоходЪ», одного из крупнейших круизных операторов в России. Компания занимает устойчивое положение на рынке экологических круизов, постоянно расширяя географию путешествий.

Для осуществления экологических круизов, в компании есть два теплохода класса Wild Life - «Максим Горький» и «Бирюса (СВП)» (еще не введен в эксплуатацию). Эти теплоходы сочетают высокий уровень безопасности, комфортность условий проживания и маневренность. Так, в 2020 г. компания

запустила круизы по Енисею, участники которых имеют возможность увидеть первозданную природу, познакомиться с культурой и бытом разных народов России, посетить познавательные лекции, продегустировать традиционные блюда. Каюты «Максима Горького» украшены национальными элементами декора, оснащены панорамными окнами для наблюдений за сибирскими пейзажами. Устойчивость гостиничного продукта подчеркивается и наличием блюд сибирской кухни, приготовленных из местных продуктов

- рыбы, даров таежного леса, разносолов и ягод, грибов и орехов.

Еще один теплоход «Бирюса (СВП)» будет введен в эксплуатацию в 2022 году, и будет осуществлять круизы по Байкалу (тур «Байкальская экспедиция»).

По Енисею организовываются и круизы на теплоходе-яхте VIP уровня «Куприян» (туроператор Фортуна). Яхта отличается уникальной роскошной отделкой из натурального дуба; на борту также организовано питание с дегустацией блюд традиционной кухни, в программу включены наземные и вертолетные экскурсии, рыбалка и охота в полярных районах Сибири.

Еще один популярный круиз экологической направленности - по р. Лене, маршруту «Якутск - Ленские столбы - Буотама

- Жиганск - Кюсюр - Неелово (Тикси) - Тит-Ары - Полярный круг - Соттинцы - Якутск» на теплоходе «Михаил Светлов».

По Байкалу осуществляются круизы, организованные компанией Инфофлот, на лайнере Империя. В Программу включен автобусный трансфер из Иркутска в поселок Листвянка и обратно, питание, экскурсии и встреча с шаманом, а также посещение лежбищ нерп и рыбалка.

Таким образом, мы видим, что популярные маршруты по традиционным направлениям, хоть и предлагают осмотр природных достопримечательностей, не являются экологическими по многим признакам. А наиболее известные и популярные экологические круизы по рекам России имеют в своем составе устойчивый гостиничный продукт.

Существенным недостатком таких кру-изных туров является их высокая цена, недоступная большей части туристов. А, учитывая тот факт, что экотуризм - это прежде

всего форма просвещения, то ценность таких круизов как формы продвижения идеи устойчивости, значительно снижается. С другой стороны, высокая цена не позволяет экологическим направлениям стать массовыми, что сдерживает антропогенную нагрузку в пределах допустимых норм.

Наиболее популярными морскими круизными маршрутами в России являются круизы по русской Арктике.

Так, популярный туроператор RussiaDiscovery предлагает несколько круизов в суровые, но экзотические регионы: Чукотку, Камчатку, Командорские острова и Курилы, Антарктиду и Северный полюс. Как правило, для арктических круизов используются атомные ледоколы, отвечающие требованиям Полярного кодекса.

Наиболее востребованный сегодня регион для прирооориентированных путешествий в России - это Камчатка. И хотя здесь преобладают комбинированные туры, круизы играют особую роль в индустрии региона. На Камчатке, как и на Сахалине и в Приморском крае, до начала пандемии ежегодно останавливались около 20 крупных круизных лайнеров с иностранными туристами из Японии, Южной Кореи, американской Аляски. Камчатка - одна из основных точек большого круизного маршрута от Чукотки до острова Сахалин. Помимо продолжительных океанских туров, принимающие камчатские операторы предлагают недлительные круизы и прогулки на небольших судах по местным природным достопримечательностям. И хотя большинство круизов вдоль тихоокеанского побережья России не имеют четкой экологической направленности, основу региональной туристской индустрии составляет именно природа, ее нетронутость и удаленность от цивилизации. Однако анализ морских круизных предложений с точки зрения устойчивости гостиничного продукта позволяет сказать, что для Дальнего Востока характерны традиционные для круизной индустрии формы размещения гостей, тогда как арктические круизы предлагают действительно устойчивый гостиничный продукт.

Таким образом, можно отметить, что значительная часть так называемых экологических круизов не имеет в своем составе устойчивого гостиничного продукта. Особо это ярко проявляется в океанических круи-

зах, которые используют природу Дальнего Востока в качестве аттракций наряду с историко-культурными объектами. Для массовых океанических круизов характерен потребительский тип туристической активности, когда большую часть времени туристы проводят на борту, оставляя большую часть своих денег в ресторанах и развлекательных зонах. Такой тип туристической деятельности не несет особых выгод местным сообществам, так как туристы не ночуют в месте высадки, они в меньшей степени пробуют местную кухню, а предприятия питания на борту лайнера не заинтересованы в покупке местных продуктов. Таким образом, заход в дальневосточные порты крупных океанических лайнеров приносит неполную выгоду дестинациям, только за счет доходов от обслуживания суден в порту, событийности, экскурсионного

обслуживания и продажи сувениров. Схожая ситуация наблюдается в Карибском бассейне, где в некоторых государствах количество круизных туристов превышает количество местного населения, а доходы от круизных туристов не сравнимы с доходами от пляжного туризма.

В большей степени об устойчивости гостиничного продукта позволяют говорить круизы, предлагаемые местными принимающими туроператорами на Дальнем Востоке. В Арктическом секторе размещение по многим признакам соответствует концепции устойчивого развития.

Для разработки рекомендаций по формированию и продвижению устойчивого гостиничного продукта в российских экологических круизах, был проведен SWOT-анализ сектора экологических круизов в России.

Таблица 2 - SWOT-анализ сектора экологических круизов в России

Table 2 - SWOT analysis of the ecological cruise sector in Russia

Сильные стороны Слабые стороны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Природный потенциал, наличие нетронутых территорий и большая площадь ООПТ • Наличие протяженных водных путей • Наличие наземной инфраструктуры • Наличие спроса на круизы в обществе, возросший спрос в условиях закрытых границ • Растущий спрос на экотуристские путешествия • Относительно выгодные условия выхода на рынок экологических туров в удаленных регионах (невысокая конкуренция, широкий спектр механизмов формирования конкурентных преимуществ и возможность выбора стратегии выхода на рынок и продвижения) • Наличие сильных игроков на рынке с устоявшимся брендом, особенно в массовых направлениях (в европейской части России), и их стремления расширить географию деятельности за счет удаленных регионов • Труднодоступность уникальных и перспективных природных территорий, сложность (в том числе финансовая) для туриста добраться до места начала круизного маршрута • Высокая себестоимость продукта за счет высоких эксплуатационных расходов, малого периода навигации, небольшого количества туристов • В сфере морских и океанических круизов высокая конкуренция со стороны зарубежных «гигантов» отрасли • Отсутствие сильных экологических брендовых маршрутов, разрозненность информации об экологических круизах, отсутствие единой стратегии продвижения • Существующие мифы о недоступности экологических круизах, их дороговизне, сложностях и ограничениях в комфорте • Ограниченность аудитории экологических круизов • Отсутствие признаков устойчивости у многих круиз-ных гостиничных продуктов

Возможности Угрозы

• Растущий спектр субсидий и льгот от государства для развития внутренней индустрии гостеприимства • Расширение потенциальной аудитории за счет экологических туристов, эколоволонтеров • Вовлечение в круизную деятельность образовательные организации (на условиях экспедиции) для продвижения продукта и получение льгот от государства • Введение в эксплуатацию новых, более инновационных суден,характеристики и условия размещения в которых позволяют формировать устойчивый гостиничный продукт и снижать расходы на их обслуживание • Возможности формирования конкурентных преимуществ за счет образовательных мероприятий на борту суда, привлечения натуралистов и бердеров, в т.ч. зарубежных • Падения доверие к круизной отрасли вследствие пандемии COVID-19 • Политипические санкции • Усиление позиций зарубежных конкурентов и зарубежных круизных дестинаций • Повышение стоимости товаров, продуктов и услуг, и, как следствие - себестоимости продукции и конечной стоимости тура для потребителя • Усиление существующих и введение новых карантинных ограничений, усиление ответственности и увеличение штрафов. • Падение спроса со стороны зарубежной туристской аудитории в следствие политических и иных угроз • Снижение привлекательности дестинаций за счет создаваемой антропогенной нагрузки при осуществлении круизов, особенно при отсутствии признаков устойчивости гостиничного продукта в них

Таким образом, можно отметить, что на данный момент у сектора экологических круизов в России есть широкие возможности для развития в силу сложившейся ситуации с пандемией COVID-19 и закрытыми зарубежными направлениями, спросом на альтернативные путешествия, низкая конкуренция со стороны иностранных компаний, благодаря поддержке государства внутреннего туризма. Однако слабые стороны сектора и возможные угрозы позволяют говорить о необходимости принятия ряда мер для развития сектора в целом, и в первую очередь за счет особого подхода к формированию и предоставлению гостиничных услуг.

В качестве таких мер можно отметить следующие:

- разработка экологических брендо-вых маршрутов, внедрение экологической тематики в интерьер общественных пространств и кают, использование принципов и механизмов тематизации пространства;

- включение круизов в комбинированные экологические маршруты;

- интенсификация государственно-частного партнерства в области экологических круизов;

- разработка программ по субсидированию экологического отдыха, стимулирования экологических круизов для расширения аудитории и формирования доступного экокруизного предложения;

- разработка мер по соблюдению эко-безопасности круизной деятельности, на-

пример ограничение по количеству пассажиров у дальневосточных берегов, запрет на определенную деятельность на берегу для операторов крупных круизных лайнеров, приоритет местным компаниям и сообществам;

- разработка мер для стимулирования местных сообществ дестинаций, вовлеченных в круизную деятельность;

- внедрение и соблюдение принципов устойчивости при формировании, продвижении и реализации гостиничного продукта.

Заявленные меры нуждаются в детализации и апробации, однако это направление для будущих исследований.

В качестве вывода можно отметить следующее. Устойчивый гостиничный продукт в экологических круизах - это залог их безопасности, и в то же время успешности и востребованности. Такой продукт приносит прямые выгоды местным сообществам в местах проведения экологических круизов и снижает негативное влияние кру-изной индустрии как на природу, так и на социо-экономическую сферу дестинаций. В российских экологических круизах существующие гостиничные продукты не отвечают принципам устойчивости, за исключением отдельных круизов, рассмотренных в статье. При этом российский рынок экологических круизов имеет широкие перспективы и возможности для роста, и при этом может стать важным механизмом устойчивого развития территорий.

Список источников

1. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Концепт «экологического туризма» в мировой и российской практике: компаративный анализ и кейсы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №4. С.7-26.

2. Григорьев А.Ю., Шматков Н.М. Лесные экологические отели // Примеры зарубежного опыта устойчивого лесоуправления и лесопользования. М.: Всемирный фонд дикой природы, 2012. С. 171-179.

3. Ковалева Н.И., Никольская Е.Ю. Организация транспортного обслуживания в гостинице // Проблемы и перспективы развития транспортного обеспечения в туризме. 2015. №3. С. 40-48.

4. Маркин П.П., Рубаник А.Н., Тахтамышев В.Г., Ушаков Д.С. Экологические отели: современное состояние и перспективы развития // Изучение, сохранение и восстановление естественных ландшафтов. 2017. С. 215.

5. Павлов А.Н., Великанов Ю.С., Крук М.Н. Международный проект «Экологическая культура» в структуре морских круизов // Вестник Академии энциклопедических наук. 2014. №1. С. 12-15.

6. Печерица Е.В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №34. С.49-60.

7. Разумовская Ю.Л., Фока А., Маркова Д.А. Диверсификация рекреационной деятельности при организации речных круизов // Экологические проблемы и пути их решения: естественнонаучные и социокультурные аспекты. 2020. С. 70-71.

8. Суворова И.Н. Сущностные характеристики и практические особенности функционирования эко-отелей // Российское предпринимательство. 2016. №22. С. 3231-3240.

9. Тесленко В.В., Романова Е.В. Трансформация гостиничных услуг под новые виды туризма на примере эко-отелей и экологического туризма // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №4(15).

10. Филатова М.С., Ганиева А.К., Прохорова О.В., Чимирис С.В. Анализ потребительских предпочтений в сегменте речных круизов в России // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №1. С. 176-185. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-176-185.

11. Хуснимарданова Г.Ф. Проблемы обеспечения безопасности туристов на речных круизных судах как специализированных средствах размещения // ТТПС. 2018. №1(43). С. 85-87.

12. Шамарина А.В., Самохина Л.С. Экологические технологии в гостиничной индустрии // Успехи современного естествознания. 2014. №9-1. С. 156-157.

13. Han H. & et al. Word-of-mouth, buying, and sacrifice intentions for eco-cruises: Exploring the function of norm activation and value-attitude-behavior // Tourism Management. 2019. Vol.70. Pp. 430-443.

14. Grenier A.A. From Eco to Sustainable Tourism, the Contradictions and Challenges of Nature-Based Tourism: The Case of Polar Cruises. 2021.

15. Wight P.A. Ecotourism: Ethics or Eco-sell? // Journal of Travel Research. 1993. Vol.31. Iss.3. Pp. 3-9. DOI: 10.1177/004728759303100301.

References

1. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2017). The concept of "ecological tourism" in the world and Russian practice: comparative analysis and cases. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(4), 7-25. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-4-7-25. (In Russ.).

2. Grigoriev, A. Yu., & Shmatkov, N. M. (2012). Lesnye ekologicheskie oteli [Forest ecological hotels]. Primery za-rubezhnogo opyta ustojchivogo lesoupravlenija i lesopol'zovanija [Examples of foreign experience in sustainable forest management and forest use]. Moscow: World Wildlife Fund, 171-179. (In Russ.).

3. Kovaleva, N. I., & Nikol'skaja, E. Yu. (2015). Organizacija transportnogo obsluzhivanija v gostinice [Organization of transport services in the hotel]. Problemy i perspektivy razvitija transportnogo obespechenija v turizme [Problems and prospects for the development of transport provision in tourism], 3, 40-48. (In Russ.).

4. Markin, P. P., Rubanik, A. N., Takhtamyshev, V. G., & Ushakov, D. S. (2017). Ekologicheskie oteli: sovremennoe sos-tojanie i perspektivy razvitija [Ecological hotels: current state and development prospects]. Izuchenie, sohranenie i vosstanovlenie estestvennyh landshaftov [Study, conservation and restoration of natural landscapes], 215. (In Russ.).

5. Pavlov, A. N., Velikanov, Yu. S., & Kruk, M. N. (2014). Mezhdunarodnyj proekt "Ekologicheskaja kul'tura v struk-ture morskih kruizov [International project "Environmental culture" in the structure of sea cruises]. Vestnik Aka-demii enciklopedicheskih nauk [Bulletin of the Academy of Encyclopedic Sciences], 1, 12-15. (In Russ.).

6. Pecherica, E. V. (2013). Zarubezhnyj opyt primenenija ekologicheskih innovacij v sredstvah razmeshhenija [Foreign experience in the application of environmental innovations in accommodation facilities]. Nacional'nye in-teresy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and safety], 34, 49-60. (In Russ.).

7. Razumovskaja, Yu. L., Foka, A., & Markova, D. A. (2020). Diversifikacija rekreacionnoj dejatel'nosti pri organizacii rechnyh kruizov [Diversification of recreational activities when organizing river cruises]. In: Ekologicheskie problemy i puti ih reshenija: estestvennonauchnye i sociokul'turnye aspekty [Environmental problems and ways to solve them: natural science and socio-cultural aspects], 70-71. (In Russ.).

8. Suvorova, I. N. (2016). Sushhnostnye harakteristiki i prakticheskie osobennosti funkcionirovanija eko-otelej [Essential characteristics and practical features of the functioning of eco-hotels]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 22, 3231-3240. (In Russ.).

9. Teslenko, V. V., & Romanova, E. V. (2019). Transformacija gostinichnyh uslug pod novye vidy turizma na primere jeko-otelej i ekologicheskogo turizma [Transformation of hotel services for new types of tourism on the example of eco-hotels and ecological tourism]. Zdorov'e cheloveka, teorija i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports], 4(15), 414-419. (In Russ.).

10. Filatova, M. S., Ganieva, A. K., Prokhorova, O. V., & Chimiris, S. V. (2021). Analyzing consumer preferences in river cruises in Russia. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(1), 176-185. doi: 10.24412/1995-042X-2021-1-176-185. (In Russ.).

11. Husnimardanova, G. F. (2018). Problemy obespechenija bezopasnosti turistov na rechnyh kruiznyh sudah kak specializirovannyh sredstvah razmeshhenija [Problems of ensuring the safety of tourists on river cruise ships as specialized accommodation facilities]. TTPS, 1(43), 85-87.

12. Shamarina, A. V., & Samohina, L. S. (2014). Ekologicheskie tehnologii v gostinichnoj industrii [Environmental technologies in the hotel industry]. Uspehi sovremennogo estestvoznanija [Advances in modern natural science], 9-1, 156-157.

13. Han, H., Hwang, J., Lee, M. J., & Kim, J. (2019). Word-of-mouth, buying, and sacrifice intentions for eco-cruises: Exploring the function of norm activation and value-attitude-behavior. Tourism Management, 70, 430-443.

14. Grenier, A. A. (2021). From Eco to Sustainable Tourism, the Contradictions and Challenges of Nature-Based Tourism: The Case of Polar Cruises.

15. Wight, P. A. (1993). Ecotourism: Ethics or Eco-sell? Journal of Travel Research, 31(3), 3-9. doi: 10.1177/004728759303100301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.