Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. — Л.: Худож. лит., 1978.
Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» как художественное целое // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 3. — С. 170—198.
Орлов А.С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.). — М.: Изд-во МГУ, 1902.
Словарь XI—XIV: Словарь древнерусского языка (XI—XIV вв.): в 10 т./ РАН. Ин-т рус. яз. — Т. 1—8. — М.: Рус. яз.; Азбуковник, 1988—2008 (изд. продолжается).
Словарь XI—XVII: Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 1—28. — М.: Наука, 1975—2008 (изд. продолжается).
Словарь XVIII: Словарь русского языка XVIII вв. — (Л.) СПб.: Наука, 1984—2007. — Вып. 1—17 (изд. продолжается).
Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке (XI—XVII вв.) — Л.: Наука,1970.
Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - С. 108-141.
FIXED PHRASES DENOTING START AND CESSATION OF HOSTILITIES AS LEXICOGRAPHIC MATERIAL (BASED ON 12th - 17th CC. WAR STORIES)
L.A. Garayeva
The article deals with semantic and structural features of fixed phrases denoting hostilities start and cessation, and their functions in Old Russian war stories of 12 — 17th cc. These units display important features of linguistic world-image of ancient Rusiches. Only very few of these phrases found their way into Old Russian dictionaries.
© 2009
М.А. Коротенко
УСТОЙЧИВЫЕ СЛОВЕСНЫЕ КОМПЛЕКСЫ-НАИМЕНОВАНИЯ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛОВАРЯ ЯЗЫКА РАСКОЛОУЧИТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.
Триада «преступление-суд-наказание» занимает одно из центральных мест в текстах раскольников. Первая часть этой триады объективирована многочисленными устойчивыми словесными комплексами (УСК) в памятниках эпохи раскола.
Под преступлением в Соборном Уложении 1649 г. — основном источнике права XVII в. — понималось всякое сопротивление царской воле, нарушение предписания и правопорядка, установленного государством. Объектами пре-
ступления правовые нормы, актуальные для XVII в., считали церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность. Закон выделяет отдельные стадии преступного деяния: умысел, покушение на преступление и собственно преступление. Умысел, который сам по себе уже может быть наказуемым, в текстах расколоучителей второй половины XVII в. отражается УСК зат£ики законопр£ступны (зат£я — 'выдумка, измышление' [СлРЯ Х^ХУП, 5: 320]).
Обвинения в покушении на преступление и в преступлениях против церкви звучали из уст предводителей обеих противоборствующих сторон в эпоху раскола.
В Соборном Уложении впервые были подробно описаны составы преступных деяний против религии. В главе I «О богохулниках и о церковных мятежниках» определяется понятие богохульства — «хула на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крестъ, или на Святыхъ Его угодниковъ» [Соб. Улож, глЛ; ст.1], — которое могло повлечь за собой применение торговой казни, простого битья кнутом, тюремного заключения, квалифицированную смертную казнь через сожжение. В текстах расколоучителей второй половины XVII в. функционируют УСК, характеризующие состав названного преступления, — богохульные слова говорити, говорити (хульные) (и) богомерзше слова, глаголати хулу на сод£теля, хулу (на святыхъ) в£щати, на свя-таго духа хулити, похулити отца (и сына), похулити образъ господа, пр£кословити о свят£и троицОни содержат ярко выраженные семы негативной оценки и экспрессии в христианской культуре XVII в., что демонстрируют тексты этого периода: «Какую хулу услышу <...> про имя великаго бога <...> не буду молчати <...> но извещу...» [Материалы: 233]; «чли отписку воеводскую на муром-скаго протопопа логина бутто онъ протопопъ логинъ похулилъ образ господа нашего ^суса Христа.» [Материалы: 41]; «и протопопъ логинъ противъ отписки сказалъ не-буди-де мне образа Господа нашего 1суса Христа и пресвятыя богородицы и святыхъ его нетокмо словомъ хулити но и помыслити что хулно...» [Материалы: 41—42].
УСК царскую честь попрати, великое государево д£ло сътворити/д£яти, обнаруженные в сочинениях расколоучителей описываемой эпохи, называют преступное деяние (по Соборному Уложению) — великое государево дело, — относящееся к государственным преступлениям и квалифицирующееся как измена [гл. II. «О государьской чести.»]. Напр., «и я убогои за такими свидетели изв£стилъ великому государю т£ никоновы хулная слова на ево государское величество и свид£телеи сказалъ...» [Материалы: 236].
УСК посланныхъ оскорбляти, съ посланными крамолити, огласити напрасно кого-л., великое безчите (съ)творити, оглашати государю кого-л. называют преступные деяния против порядка управления.
УСК посланныхъ оскорбляти, съ посланными крамолити характеризуют сопротивление приставу и оскорбление официальных лиц. «Християня же волости тоя скрыша григор1я а посланныхъ отъ патриарха оскорбиша» [Материалы: 341]; «григорию же молящу т£хъ да не паче м£ры съ посланными крамолятъ...» [Материалы: 341] — контексты, которые описывают действия крестьян, сочувствующих раскольному движению.
В УСК огласити напрасно кого-л., оглашати государю кого-л., оглашати на co6oph кого-л. глагольный компонент реализует значение 'оговорить, оклеветать' [СлРЯ XI-XVII, 12: 235] (оглашете - 'клевета, хула, донос' [СлРЯ XI—XVII, 12: 236]), а сами УСК означают 'дать ложные свидетельские показания' либо 'предъявить ложное обвинение'. Значение 'ложно донести' реализуют УСК ложъ составити на кого-л. ('сочинить, написать заведомую ложь' про кого-л. [СлРЯ XI-XVII, 26: 203]), ложныи изв^тъ дати, клев^тати на добрыхъ людеи. Лжедоносчикам наказание определялось по принципу идеального талиона: ст. 17 гл. 2 Соборного Уложения гласила, что в случае ложного доноса ответчик подвергался тому же наказанию, которое должен был понести оговоренный [Соб. Ул., ст. 17, гл. 2].
УСК великое безчите означает 'нарушение порядка, правил' (бесчите -'нарушение порядка, беспорядок', 'неподчинение установленным правилам' [СлРЯ XI-XVII, 1: 180]). В текстах раскольников он называет действия самих авторов и функционирует в форме официального обвинения. Напр., «...въ грамотh омнй ко властемъ писано за великое безчише валено въ черныхъ службахъ ходити» [Материалы: 51].
К преступлениям против порядка управления, по Соборному Уложению, относились преступления против судебной власти. Ст. 106 гл. 10 предусматривала ответственность за нарушение порядка в суде. Данное противоправное деяние в исследуемых текстах фиксируют УСК соборъ похулити/похуляти соборъ, на со-боръ возставати/восстати - 'выступить, подняться против кого-л., на кого-л.' [СлРЯ XI-XVII, 3: 151-152]), собору не покорятися (покорятися - 'подчиняться; признавать себя неправым, выражая готовность к примирению' [СлРЯ XI-XVII, 16: 172]), на ^oph дерзати (дерзати - 'действовать смело, решительно' (положительная оценка) // 'бесчинствовать, угрожать действием' [СлРЯ XI-XVII, 4: 226] - отрицательная). Напр., «азъ не во святую троицу сoгphшилъ и не похулилъ отца и сына и святаго духа но похуляю вашъ соборъ <...> хулившему на члов^а отпуститися ему а на святаго духа хулившему не отпусти-тися ни въ семъ вhцh ни въ будущемъ» [Материалы: 49]; «по приговору <...> всего собора <...> присланъ <...> въ юсифовь монастырь старецъ григореи нероновъ подъ началъ <...>къ собору за непокореше» [Материалы: 221] и т.д.
Из должностных преступлений УСК текстов расколоучителей второй половины XVII в. называют считавшееся достаточно серьезным обвинением лихоимство (взяточничество) - дары дати, дары възяти (даръ - 'мзда' [СлРЯ XI-XVII, 4: 171]): «...право оно лукавое никоново слово учинишь что буто ты <...> дары далъ арх1ереомъ и властемъ и они даровъ ради учинилися тебh <...> послушны и руки свои подписали...» [Материалы: 186]; и неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью) -нипpавильнh смиряти, противъ писашя смиряти/см^ряти (смhpяти/смиpяти -'воздавать той же мерой; приводить к надлежащему образу поведения, усмирять' [СлРЯ XI-XVII, 25: 174-175]), недостоино судити, неправо судити, безъ испытатя (о)судити, ради страсти (чьей-л) (о)судити, за правду мучати, из-гнати безъ всякя правды, неправымъ судомъ (о)судити, по невозможному судити, кpoмh благодати духа святаго судити. Часть УСК данной группы имеет в своем составе зависимый компонент правда/истина (за правду мучати, изгнати безъ
всякгя правды, за истину страдати и др). В словарях абстрактные существительные правда и истина определяются одно через другое, при этом указывается на общее значение — 'справедливость' [СлРЯ XI—XVII, 6: 319] и 'учение Христово' [Клименко 2000: 76].
Таким образом, мирской суд в исследуемых текстах выступает в качестве основного противника и «разорителя» как справедливости, так и шире — учения Христова. Напр., «...никонъ патр1архъ всуе себе оправдаетъ якоже реклъ еси и неправилнй <...> насъ смиряетъ, но страсть свою исполняет и туне насъ за правду мучитъ» [Материалы: 73—74].
УСК къ члов^ку съгр^шити, честь попрати чью-л., хулити на члов^ка, глаго-лати словеса хулная на кого-л., словомъ хулити кого-л., говорити скверные слова на кого-л., функционирующие в исследуемых текстах, характеризуют преступления против личности. УСК честь попрати чью-л. указывает на более конкретное деяние в системе данных преступлений — оскорбление чести (попрати — 'оскорбить непочитанием, пренебрежением', 'грубо нарушить' [СлРЯ XI—XVII, 17: 97]). К преступлениям против чести относилось оскорбление словом [Соб. Ул., гл. 22, ст. 11], отражаемое в сочинениях расколоучителей второй половины XVII в. УСК хулити на члов^ка, глаголати словеса хулная на кого-л., словомъ хулити кого-л, говорити скверные слова на кого-л. (скверныи — 'грубый, бранный' [СлРЯ XI—XVII, 24: 190-191]), неистовые слова говорити про кого (не-истовыи — 'лживый, бесчестный', 'плохой' [СлРЯ XI—XVII, 11: 145]).
Из четырех типов причастности к совершению преступления, выделяемых правовыми нормами XVII в., УСК исследуемых текстов упоминают три (исключается пособничество).
Первое из них — попустительствовать (не реализовать обязанности по предотвращению преступления). Подгруппа с этой сложной семой формируется из УСК попустити мятежникамъ, попустити суесловцамъ. Стержневой компонент данных УСК содержит информацию о содержании преступного деяния, зависимый насыщает УСК семами эксплицированной негативной оценки в сочетании с ярко выраженными семами экспрессии: мятежник — 'тот, кто вызывает мятеж, сеет смуту' [СлРЯ XI—XVII, 9: 350], суе — 'напрасно, бесполезно' [Цейтлин: 635]).
Недоносительство — второй тип причастности к совершению преступления. УСК с общей сложной семой 'не донести о подготовке и совершении преступления' формируют в исследуемых текстах подгруппу УСК — за молчание (злh) (по)страдати, за молчате осудити.
Укрывательство (сокрытие преступника или следов преступления) — третий тип причастности к совершению преступления, который отражается в исследуемых материалах (въ домахъ своихъ скрывати/держати, у себя укрыти). Данные УСК характеризуют действия крестьян, сочувствующих раскольному движению.
Таким образом, в исследуемых текстах посредством УСК получает объективацию бульшая часть видов противоправных деяний, зафиксированных в Соборном Уложении 1649 г. Иерархия системы преступлений, по исследованным материалам, выглядит следующим образом (от более осуждаемого — к менее осуждаемому): 1) преступления против церкви, 2) государственные преступле-
ния (оскорбление государевой чести), 3) неправосудие, 4) попустительство, 5) недоносительство, 6) лихоимство, 7) преступный умысел, 8) дача ложных свидетельских показаний; ложное обвинение; оскорбление чести, 9) сопротивление приставу, оскорбление официальных лиц, 10) нарушение порядка в суде; укрывательство.
Из языковых единиц, содержащих указание на систему права XVII в., в текстах вождей раскола обнаружены в основном УСК, характеризующие государственное право, где ограждается богопочтение, личность государя, частично — устав судоустройства и судопроизводства. В исследуемых текстах не обнаружены УСК, характеризующие ограждение чести государева двора, запрет на подделку государственных актов, монет и драгоценных вещей, паспортный устав, устав военной службы и военно-уголовное уложение; устав судоустройства и судопроизводства; обязательное право; вещное право (вотчинное, поместное, тяглое и право на холопов); уголовное уложение и некоторые другие. Видимо, данные реалии не были актуальны для авторов исследуемых текстов.
ЛИТЕРАТУРА
Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. — М.: Брат. слово, 1875. — Т. 1.
Соб. Улож.: Соборное Уложение 1649 года. Текст и комментарии. — Л.: Наука, 1987.
СлРЯ Х1-Х¥И: Словарь русского языка XI-XVII вв. - М.: Наука, 1975-2008. -Вып. 1-28 (изд. продолжается).
Клименко Л.П. Словарь переносных образных и символических употреблений слов в Псалтири. — Нижний Новгород: Изд-во Братства А. Невского, 2000. — Ч. 1. — Псалмы 1-50.
Цейтлин 1994: Старославянский словарь (по рукописям X—XI вв.): ок. 10000 слов / под ред. Р. М. Цейтлин [идр.]. — М.: Рус. яз., 1994.
COLLOCATIONS OBJECTIFYING CRIMES (DATA ON RASKOL'NIKI VOCABULARY OF THE SECOND HALF OF THE 17th C.)
M.A. Korotenko
Crime-trial-punishment triad occupies a prominent place in the texts of raskol'niki (schismatics). The article considers its first part — "crime" objectified by collocations taken from a complete set of Raskol'niki (Old Believers) texts and documents of the 17th c.