Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В СПОРТЕ. РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГА РАЗВИТИЯ ESG'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В СПОРТЕ. РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГА РАЗВИТИЯ ESG Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ESG / РЕЙТИНГ / РЭНКИНГ / СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БРЕНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев А.А.

Актуальность. Экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG) - это оценка коллективной добросовестности фирмы в отношении социальных и экологических факторов. Актуализация ESG-повестки имеет несколько ключевых причин. Во-первых, международные рынки капитала. Инвесторы все чаще отказываются от вложений в компании со слабым ESG-профилем. Спрос на акции и облигации таких эмитентов снижается, и финансирование для них становится дороже. Во-вторых, банковское кредитование. Чтобы рассчитывать на заемное финансирование, промышленное предприятие должно контролировать выбросы парниковых газов, перерабатывать отходы, восстанавливать лес, не истощать природные ресурсы. В-третьих, товарные рынки. Например, Еврокомиссия уже опубликовала условия трансграничного углеродного налога (ТУР) и других климатических законопроектов, которые затрагивают импорт в ЕС. В-четвертых, потребители и гражданское общество. В развитых странах, согласно исследованию бизнес-школы Stern, с 2013 по 2018 гг. продажи «этичных» товаров росли в пять раз быстрее продаж товаров обычных. Этот разрыв будет увеличиваться: по данным Nielsen, 73% потребителей готовы менять свои привычки, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду. При этом, российский потребитель пока не готов голосовать рублем и выбирать ответственных производителей, но это вопрос времени. Целью настоящей статьи является разработка рейтинга устойчивого развития ESG в спортивной индустрии, как одной из отраслей народного хозяйства и сфер общественной деятельности. Задачи статьи сводятся к исследованию ряда теоретических элементов устойчивого развития, анализу существующих лучших практических применений данных элементов в деятельности организации и бренда. Результаты исследования заключаются в формировании принципов устойчивого развития в спортивной индустрии, а также в создании рейтинга применения ESG и влияния на деятельность спортивной организации или бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABILITY IN SPORT. DEVELOPMENT OF THE ESG RANKING

Relevance. Environmental, Social, and Corporate Governance (ESG) is an evaluation of a firm’s collective conscientiousness for social and environmental factors. The ESG agenda has been updated for several key reasons. First, international capital markets. Investors are increasingly refusing to invest in companies with a weak ESG profile. The demand for stocks and bonds of such issuers decreases, and financing becomes more expensive for them. Secondly, bank lending. To count on debt financing, an industrial enterprise must control greenhouse gas emissions, recycle waste, restore forests, and not deplete natural resources. Third, commodity markets. For example, the European Commission has already published the terms of a cross-border carbon tax (TUR) and other climate bills that affect imports into the EU. Fourth, consumers and civil society. In developed countries, according to a study by the Stern Business School, from 2013 to 2018. sales of “ethical” products grew five times faster than sales of conventional products. The gap will widen: According to Nielsen, 73% of consumers are willing to change their habits to reduce their environmental impact. At the same time, the Russian consumer is not yet ready to vote with the ruble and choose responsible manufacturers, but this is a matter of time. The purpose of this article is to develop the ESG sustainable development rating in the sports industry, as one of the sectors of the national economy and spheres of public activity. The objectives of the article are reduced to the study of a number of theoretical elements of sustainable development, the analysis of the existing best practical applications of these elements in the activities of the organization and the brand. The research results are in the formation of the principles of sustainable development in the sports industry, as well as in the creation of a rating for the use of ESG and the impact on the activities of a sports organization or brand.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В СПОРТЕ. РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГА РАЗВИТИЯ ESG»

УДК: 338:065

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_1_170

Яковлев А.А.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В СПОРТЕ. РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГА РАЗВИТИЯ ESG

Yakovlev A.A.

SUSTAINABILITY IN SPORT. DEVELOPMENT OF THE ESG RANKING

Ключевые слова: устойчивое развитие, ESG, рейтинг, рэнкинг, спортивная организация, экология, социальная сфера, корпоративное управление, бренд.

Key words: sustainable development, ESG, rating, ranking, sports organization, ecology, social sphere, corporate governance, brand.

Аннотация: Актуальность. Экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG) — это оценка коллективной добросовестности фирмы в отношении социальных и экологических факторов. Актуализация ESG-повестки имеет несколько ключевых причин.

Во-первых, международные рынки капитала. Инвесторы все чаще отказываются от вложений в компании со слабым ESG-профилем. Спрос на акции и облигации таких эмитентов снижается, и финансирование для них становится дороже.

Во-вторых, банковское кредитование. Чтобы рассчитывать на заемное финансирование, промышленное предприятие должно контролировать выбросы парниковых газов, перерабатывать отходы, восстанавливать лес, не истощать природные ресурсы.

В-третьих, товарные рынки. Например, Еврокомиссия уже опубликовала условия трансграничного углеродного налога (ТУР) и других климатических законопроектов, которые затрагивают импорт в ЕС.

В-четвертых, потребители и гражданское общество. В развитых странах, согласно исследованию бизнес-школы Stern, с 2013 по 2018 гг. продажи «этичных» товаров росли в пять раз быстрее продаж товаров обычных. Этот разрыв будет увеличиваться: по данным Nielsen, 73% потребителей готовы менять свои привычки, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду. При этом, российский потребитель пока не готов голосовать рублем и выбирать ответственных производителей, но это вопрос времени.

Целью настоящей статьи является разработка рейтинга устойчивого развития ESG в спортивной индустрии, как одной из отраслей народного хозяйства и сфер общественной деятельности.

Задачи статьи сводятся к исследованию ряда теоретических элементов устойчивого развития, анализу существующих лучших практических применений данных элементов в деятельности организации и бренда.

Результаты исследования заключаются в формировании принципов устойчивого развития в спортивной индустрии, а также в создании рейтинга применения ESG и влияния на деятельность спортивной организации или бренда.

Abstract: Relevance. Environmental, Social, and Corporate Governance (ESG) is an evaluation of a firm's collective conscientiousness for social and environmental factors. The ESG agenda has been updated for several key reasons.

First, international capital markets. Investors are increasingly refusing to invest in companies with a weak ESG profile. The demandfor stocks and bonds of such issuers decreases, andfinancing becomes more expensive for them.

Secondly, bank lending. To count on debt financing, an industrial enterprise must control greenhouse gas emissions, recycle waste, restore forests, and not deplete natural resources.

Third, commodity markets. For example, the European Commission has already published the terms of a cross-border carbon tax (TUR) and other climate bills that affect imports into the EU.

Fourth, consumers and civil society. In developed countries, according to a study by the Stern Business School, from 2013 to 2018. sales of "ethical" products grew five times faster than sales of

conventional products. The gap will widen: According to Nielsen, 73% of consumers are willing to change their habits to reduce their environmental impact. At the same time, the Russian consumer is not yet ready to vote with the ruble and choose responsible manufacturers, but this is a matter of time.

The purpose of this article is to develop the ESG sustainable development rating in the sports industry, as one of the sectors of the national economy and spheres of public activity.

The objectives of the article are reduced to the study of a number of theoretical elements of sustainable development, the analysis of the existing best practical applications of these elements in the activities of the organization and the brand.

The research results are in the formation of the principles of sustainable development in the sports industry, as well as in the creation of a rating for the use of ESG and the impact on the activities of a sports organization or brand.

Введение

В конце 2020 года стоимость активов под управлением, которые соответствуют принципам ESG, достигла рекордных $37,8 трлн, увеличившись за два года на 24% [1]. По прогнозу Bloomberg, к 2025 году она вырастет до $53 трлн. Активы под управлением фондов, управляющих и собственников, подписавшихся под принципами ответственного инвестирования, превысили $110 трлн. ESG-повестка в компаниях вышла на уровень первых лиц и советов директоров. KPMG Mustread разбирался, чем объясняется такое внимание к деятельности, которая еще пару лет назад воспринималась бизнесом в России скорее, как «доброе дело» [2].

Отказ от ESG-повестки или недостаточное к ней внимание уже может привести к упущенной выгоде и даже убыткам. Один из ярких примеров — обвальное падение цен на акции компании Deliveroo при IPO на Лондонской бирже в марте 2021 года. Часть инвесторов бойкотировала размещение из-за рисков по ESG. Причем речь шла не о environmental-составляющей, а о social — условия работы курьеров и уровень оплаты труда многие инвесторы посчитали неэтичными [3].

С проблемами сталкиваются и российские компании. В конце 2020 года топ-менеджеры РЖД (один из крупнейших эмитентов «зеленых» облигаций) получили «записку» от международного инвестфонда PIMCO с почти $2 трлн в управлении. Инвесторы сообщили российской госкомпании, что не будут покупать ее облигации («хотя очень хотели бы»), так как больше 50% грузооборота РЖД — это карбоновый

груз [5].

Сегодня наблюдается увеличение количества инициатив в спортивном сообществе, направленных на помощь миру, чтобы построить более устойчивое будущее. Глобальная ассоциация международных спортивных федераций (GAISF) запустила веб-портал устойчивого развития

sustainability.sport, посвященный вопросам изменения климата, экономического неравенства и социальной несправедливости. Портал создан для содействия достижению целей в области устойчивого развития спорта, предоставляя бесплатный инструмент, позволяющий группировать ресурсы по устойчивому развитию всего спортивного сообщества на одной выделенной платформе [6].

Поскольку устойчивое развитие является одним из трех столпов Олимпийской программы - стратегической дорожной карты будущего Олимпийского движения, цель портала состоит в том, чтобы поддерживать спортивные организации, большие и малые, в их стремлении к устойчивому развитию. Содержание портала будет регулярно обновляться и варьируется от инициатив в области устойчивого развития от Международных спортивных федераций до ресурсов вне спортивной экосистемы, таких как рекомендации, гайдлайны и отчеты [7]. Кроме того, широкий спектр примеров передовой практики от спортивных руководящих органов, включая МОК, также является частью контента портала, и в будущем будет добавлено еще больше информации. На портале также есть раздел календаря, в который включены соответствующие события и этапы устойчивого развития. В среде после COVID-19, создание этого портала

устойчивого развития знаменует собой важный этап в развитии положительного влияние на общество в этой области [5].

Частью программы и частью таких отчётов является «Рэнкинг ответственности». Это ежегодный рейтинг экологических, социальных и управленческих обязательств международных спортивных лиг и федераций. Ответственность - это первое, на что ориентируются футбольные клубы. Это поддерживает развитие социальной ответственности во всех футбольных клубах [8].

В этом издании рейтинга были включены 11 женских лиг, присоединившихся к 23 мужским лигам. Это первый год, когда женский футбол был включен в исследование. Вчерашние изменения становятся сегодняшней рутиной. Добавление женского футбола в рейтинг является признанием того, что если цель состоит в том, чтобы увидеть рост женского футбола, то необходимо начать придерживаться того же стандарта, что и мужской. Несмотря на то, что женский профессиональный футбол все еще находится в зачаточном состоянии, необходимо также призывать клубы, лиги, игроков, тренеров и фанатов исследовать новые способы развития женского футбола, не стремясь стать точной копией своих коллег-мужчин [9].

Оглядываясь назад на прошедший сезон, можно легко увидеть области прогресса, а также множество проблем, возникших в мире профессионального футбола. Хотя, с одной стороны, все больше лиг и клубов начинают признавать свою ответственность перед окружающей средой и обращать на нее внимание, многие по-прежнему крайне отстают в принятии на себя ответственности за свое воздействие [10].

Что касается корпоративного управления, то потрясение произошло после неудачной попытки создать Европейскую Суперлигу прошлой весной. Попытка создания лиги, возможно, была сорвана, но она указала на резкое неравенство во властных структурах в клубах, лигах и ассоциациях. В то время как одна силовая структура рухнула, другие получили больший бесспорный контроль. Настало время реальной проверки и противовеса этой власти [11].

В конечном счете, позитивный эффект

произошёл из-за того, что спорт вернулся после первого года COVID, и появилась надежда, что положительные изменения можно будет продолжать вносить и поддерживать. Поэтому на данный момент стоит воздержаться от каких-либо дальнейших претензий к спортивной индустрии, хотя необходимо знать о них и следить за ними в течение следующего года [15] (таблицы 1, 2).

Таблица 1 - Рейтинг 2021 - мужчины, общий зачет

1 (1) Германия Лидер

2 (6) Дания Второе место

3 (3) Швеция Третье место

4 (4) Япония Const.

5 (5) Англия Const.

6 (8) Южная Корея --- Рост 10%

7 (7) Испания Const.

8 (9) Нидерланды Рост 10%

9 (10) Шотландия Рост 10%

10 (11) США/Канада Рост 10%

(Составлено автором)

Таблица 2 - Рейтинг 2021 - женщины в общем зачете

(Составлено автором) Рэнкинг

Женская Суперлига Англии по футболу набрала наивысший общий балл как среди мужчин, так и среди женщин в рейтинге RESPONSIBALL этого года. Однако в английской женской лиге 12 клубов, а в мужской — 20. Таким образом, показатель нельзя считать таким же. Немецкая Бундеслига сохранила за собой звание самой результативной лиги в мужском рейтинге RESPONSIBALL. Нечасто в этом рейтинге

1 Англия Лидер

2 Швеция Второе место

3 Швейцария Третье место

4 Испания Рост 5%

5 Чехия Const.

6 США Рост 15%

7 Австралия — Рост 10%

8 Норвегия Рост 10%

есть повторные лидеры, но немецкие клубы, как правило, последовательно привержены управлению, обществу и окружающей среде.

Объем и методология

При выполнении исследования было использовано 46 показателей как для мужских, так и для женских клубов на сезон 2020/21. После рассмотрения показателей до начала исследования в этом году было решено, что показатели достаточно универсальны по своему охвату, чтобы быть актуальными как для мужского, так и для женского футбола. При просмотре веб-сайтов

клубов было отмечено, что многие вебсайты женских клубов были связаны с мужскими, а информация актуальна для обоих. Эта информация важна для будущих рейтингов. Как и в прошлом году, этот сезон снова пострадал от пандемии COVГО-19, хотя и в меньшей степени.

Корпоративное управление

В рейтинге мужского руководства у мужчин увеличились баллы, при этом приверженность клубов эффективному управлению стала более прочной в одних областях, но по-прежнему отставала в других (таблица 3).

Таблица 3 - Рейтинг корпоративного управления

Мужчины Результат

1. Швеция 69%

2. Дания 62%

3. Англия 60%

4. Испания 59%

5. Япония 54%

6. Германия 53%

7. Южная Корея 50%

8. Нидерланды 43%

9. США/Канада 38%

10. Норвегия 35%

Итого 35%

Женщины Результат

1. Англия 56.6%

2. Швеция 56%

3. Норвегия 32%

4. Швейцария 32%

5. Испания 31%

6. США 28%

7. Италия 27%

8. Чехия 23%

9. Франция 15%

10. Япония 13%

Итого 29,5%

Чёрный - Увеличение среднего балла Оранжевый - Снижение среднего балла Зелёный - Добавлена новая страна, первый балл (Составлено автором)

Социальная составляющая

В мужском рейтинге сообщества в этом году баллы ряда лиг снизились, при этом многие мероприятия были свернуты в результате пандемии COVID-19, а также по другим причинам. Женские лиги заняли самые высокие места в этой категории, благодаря приверженности выступлениям игроков и различным социальным мероприятиям, что делает их растущей и сильной стороной позиционирования в своих сообществах (таблица 4).

Окружающая среда

Германия сохранила свою позицию на вершине экологического рейтинга, при этом лига берет на себя все больше обязательств в отношении окружающей среды, уделяя особое внимание Целям устойчивого развития ООН. В августе 2021 года сообщалось, что немецкая Бундеслига стремится сделать

устойчивость ключевой частью своей общей стратегии, а клубы должны стать углеродно-нейтральными. Более авторитетная английская женская лига (из 11 женских лиг в рейтинге) имеет самый высокий балл, отчасти благодаря ее работе с уже существующими структурами в некоторых мужских клубах (таблица 5).

Примеры лучших практик в корпоративном управлении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФК Штурм (Австрия) Клуб предоставляет свой устав, от информации об общих собраниях до обязанностей Совета директоров и многого другого. Предоставляя эту информацию, клуб показывает, что он продумал и определил роли и обязанности тех, кто контролирует клуб. (https://www.sksturm.at/de/klub/sport-klub/statuten/).

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №1, том 2, 2022 Таблица 4 - Рейтинг социализации

Мужчины Результат

1. Германия 71%

2. Англия 75%

3. Швеция 72%

4. Япония 71%

5. Дания 71%

6. Россия 65%

7. Южная Корея 56%

8. Нидерланды 51%

9. Австралия 49%

10. Шотландия 48%

11. США/Канада 44%

12. Ирландия 44%

13.Бельгия 41%

Итого 43%

Чёрный - Увеличение среднего балла Оранжевый - Снижение среднего балла Зелёный - Добавлена новая страна, первый балл (Составлено автором)

Таблица 5 - Рейтинг окружающей среды

Мужчины Результат

1. Германия 35%

2. Япония 25%

3. Южная Корея 22%

4. Дания 18%

5. Мексика 17%

6. Испания 16%

7. США/Канада 13%

8. Швейцария 12%

9. Австрия 11%

10. Англия 9%

11. Нидерланды 9%

12. Швеция 8%

13.Италия 7%

Итого 10%

Чёрный - Увеличение среднего балла Оранжевый - Снижение среднего балла Зелёный - Добавлена новая страна, первый балл (Составлено автором)

Женщины Результат

1. Англия 83%

2. Австралия 45%

3. Швеция 43%

4. Швейцария 41%

5. Чехия 37%

6. США 27%

7. Испания 23%

8. Япония 19%

9. Норвегия 19%

10. Франция 18%

Итого 34%

Женщины Результат

1. Англия 83%

2. Швейцария 45%

3. Испания 43%

4. Франция 9%

5. США 6%

6. Италия 4%

7. Чехия 4%

8. Швеция 3%

9. Япония 3%

10. Австралия 2%

Итого 9%

ФК Эвертон (Англия)

ФК «Эвертон» представляет ежегодный отчет, в котором содержится информация как о мужских, так и о женских клубах. В отчете рассматриваются финансы, усилия сообщества и возвращение в игру после COVГО-19. Соединяя воедино информацию о мужских и женских клубах, в отчете подчеркивается важность и ценность обоих клубов для всего сообщества «Эвертона»

(https://resources.evertonfc.com/evertonfc/doc ument/2020/12/11/d54e5284-1986-42ac-b9a7-0123 a328aabf/CLUB-0746-2019-20-Report-and-Accounts-230x280mm-SCREEN.pdf).

Клуб Русенборг (Норвегия)

Клуб Rosenborg Ballklub принадлежит его членам. На веб-сайте представлена информация о роли членов, а также о ценах (скидки для детей, пожилых и молодых людей), а также о правах и возможностях голо-

сования (https://www.rbk.no/om-rbk/medlem).

Примеры лучших практик в социальной сфере

Стандарт де Льеж (Бельгия)

Подразделение Standard de Liège Community с помощью Fan Coaching города Льеж разработало различные социальные программы для своего сообщества, средства поступают непосредственно от Standard de Liège Foundation. Деятельность, поддерживаемая подразделением, включает внеклассную помощь учащимся, столкнувшимся с трудностями в начальном или среднем образовании (https://standard.be/fr/aider-les-enfants-a-semerveiller)

Аделаида Юнайтед (Австралия) Признавая важность активной роли в обществе, Adelaide United стремится содействовать развитию местных организаций. Большинство матчей игроков «Аделаиды Юнайтед» проходят в местных школах, юношеских клубах и на мероприятиях «Аделаиды Юнайтед» (https://www.adelai deunited.com.au/player-appearances) ФК Даллас (США/Канада) ФК «Даллас» предлагает болельщикам и посетителям своего стадиона разнообразные варианты питания, в том числе более здоровые блюда, а также веганские и вегетарианские блюда. При этом клуб создал место, которое не только более гостеприимно для людей с различными диетическими потребностями или желаниями. Он также предпринял шаги по пропаганде более здорового питания (https://www.fcdallas.com/ dining).

Примеры лучших практик для окружающей среды

ФК Соннам (Южная Корея)

Футбольный клуб «Соннам» поддерживает возможности для болельщиков подавать заявки на совместное использование автомобилей и автобусы на выездные игры (https://www.seongnamfc.com/fan/awayapply). Пец Зволле (Нидерланды) PEC Zwolle хочет сделать свой родной регион более устойчивым, поэтому теперь клуб вырабатывает солнечную энергию вместе со своими партнерами. Клуб даже предлагает фанатам возможность использовать зеленую энергию от PECPOWER и получить либо подарок, либо скидку в резуль-

тате соглашения об электричестве и газе. Партнер клуба ENGIE, поставщик энергии, предоставляет энергию болельщикам (https://peczwolle.nl/pec-power).

Арминия Билефилд (немецкая Бун-деслига)

Игроки и члены клуба участвуют в проектах по информированию об окружающей среде, в том числе в кампании по защите окружающей среды для защиты лесов региона (https://www.arminia.de/der-dsc/ver-wantwortung/umwelt).

Методология

Исследование было завершено путем анализа информации, представленной на веб-сайте каждого клуба. Это делается для того, чтобы получить представление не только о том, чем занимается клуб, но и о том, что он считает важным сообщать, и насколько прозрачны отчеты о своем составе и деятельности.

Анализ данных был основан на 46 заранее определенных показателях социальной ответственности, которые относятся к трем ключевым темам: «Сообщество», «Управление» и «Окружающая среда». Показатели были созданы путем адаптации руководств признанных стандартов социальной ответственности, включая стандарты GRI и ISO 20121. Кроме того, на этапе анализа учитывались ЦУР.

Результаты

В данной статье было предложено видение на разработку (создание) новых инструментов оценки рейтинга ESG, что является инновационным подходом. Целью данного исследования является разработка рейтинга устойчивого развития ESG в спортивной индустрии, как одной из отраслей народного хозяйства и сфер общественной деятельности. Рейтинг достигается путем расчета среднего балла каждой лиги на основе результатов отдельных клубов. Результаты делятся на соответствующие три основные темы (корпоративное управление, социальная сфера, окружающая среда), которые также объединяются для получения общего среднего значения.

В дальнейшем в рейтинге RESPONSIBALL могут участвовать новые метрики. Таким образом, а также из-за того, что каждый год проводится множество ис-

следователей, в исследованиях могут быть несоответствия из-за (сознательных или бессознательных) предубеждений, понимания и языковых способностей, а также соблюдения показателей и рекомендаций. Кроме того, поскольку информация собирается с веб-сайтов клубов, существует вероятность отсутствия информации. Некоторые клубы хорошо продвинулись в своих социальных и экологических практиках, но они могут не сообщать о своей работе на своем веб-сайте. Используемые индикаторы неспецифичны и не утверждены стандартами. Они были выбраны потому, что они должны и могут применяться ко всем клубам. Клубы должны реализовывать свою стратегию социальной ответственности в соответствии с потребностями своих заинтересованных сторон. Рейтинг составляется, чтобы дать представление об общих показателях устойчивого развития всех клубов лиги, а не отдельных клубов. Средний балл страны может сильно отличаться от общего балла отдельного клуба. Для реализации мероприятий клуб должен рассматриваться индивидуально.

Развитие данного исследования может представлять создание онлайн-платформы для сообщества практиков в футбольном секторе, чтобы действовать вместе, продви-

гать и поддерживать высокие стандарты значимой социальной ответственности. В основе своей миссии RESPONSIBALL ставит две ключевые цели:

- продемонстрировать передовой опыт в области управления, развития сообщества и охраны окружающей среды;

- поддерживать сообщество практиков, которые хотят общаться с другими, делиться передовым опытом, сравнивать и прогрессировать.

Данный рейтинг нацелен на то, чтобы объединять и поддерживать сообщество людей, которые хотят общаться с другими людьми, имеющими схожие увлечения, интересы и работу. Все они понимают или хотят узнать больше о том, как футбольные клубы могут работать в гармонии со своими сообществами и в окружающей обстановке. RESPONSIBALL содержит базу данных передовой практики, которая позволяет участникам легко загружать и делиться передовой практикой, которая может быть полезна или интересна другим. Данное исследование позволяет специалистам сравнивать клубную практику с другими, что в конечном итоге побуждает их двигаться по собственному пути к более социально ответственному будущему.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бобылев, С.Н. Экологизация экономического развития. М., 2008.

2. Ващекин, Н.П., Мунтян, М.А., Урсул, А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. - М., 2007.

3. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 2009.

4. Новая парадигма развития России: комплексные исследования проблем устойчивого развития. - М., 2007.

5. Данилов-Данильян, В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). - М., 2005. С. 116.

6. Данилов-Данильян, В.И., Лосев, К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. -М., 2008.

7. Ракитов, А.И. Будущее России: социально-технологическая модель // Общественные науки и современность. - 2006.

8. Степин, В.С., Горохов, В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники. - М., 2005. С. 275-286.

9. Кляйн, К. Количественные модели кредитного рейтинга, включающие факторы ESG // Журнал экологических инвестиций (декабрь 2020 г.). URL: https://www.thejei. com/wpcontent/uploads/2020/12/Quantitative-Credit-Rating-Models-Including-ESGFactors-2.pdf

10. Дискуссионный документ об управлении и надзоре за рисками ESG для кредитных организаций и инвестиционных компаний (EBA/DP/2020/03) // Европейское банковское

управление. URL: https://www.eba.europa.eu/calendar/discussion-paper-management-andsuper-vision-esg-risks-credit-institutions-and-investment

11. Бадалян, Л.Х. Экономический ущерб от выбросов загрязняющих веществ и возмещение нанесенного автотранспортом вреда / Л.Х. Бадалян, В.Н. Курдюков // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2019. - Т. 6. - № 3. - Ч. 2. С. 134-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Бадалян, Л.Х., Курдюков, В.Н. Развитие методологии оценки загрязнения атмосферного воздуха и снижения ущерба экосистеме города. Изд-во: ДГТУ. Ростов-на-Дону. —

2018. — 163 с.

13. Бринчук, М.М. Концепция устойчивого развития как методологическая основа ци-вилизационного развития / М.М. Бринчук // Государство и право. 2019. № 10. С. 15-24.

14. Вершило, Н.Д. Правовые основы устойчивого развития/ Н.Д. Вершило // Вестник Саратовской государственной академии права. 2020. № 4. С. 56-57.

15. Выпханова, Г.В. Понятие и правовое обеспечение концепции устойчивого развития / Г.В. Выпханова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 1 (17). С. 64-93.

16. Гамидова, А.Р., Эфендиева, А.Т. Проблема устойчивого развития в эколого-экономических системах / А.Р. Гамидова, А.Т. Эфендиева // Молодой ученый. — 2018. — №12. Т.1. С. 70-73.

17. Должиков, А.В. Конституционализация экологических отношений в России / А.В. Должников // Конституция Российской Федерации: 20 лет спустя. Саратов, 2018. С. 2630.

18. Кузнецова, Ю. А. Этапы формирования и развития концепции устойчивого развития / Ю.А. Кузнецова // Молодой ученый. — 2019. — №5. С. 337-339.

19. Кукушкина, А.В. Концепция устойчивого развития (экологический, экономический и социальный аспекты) / А.В. Кукушкина //Московский журнал международного права.

2019. № 1. С. 52-60.

Bibliography

1. Bobylev, S.N. Ecologization of economic development. M., 2008.

2. Vashchekin, N.P., Muntyan, M.A., Ursul, A.D. Post-industrial society and sustainable development. - M., 2007.

3. Our common future. Report of the International Commission on Environment and Development. M., 2009.

4. A new paradigm of Russia's development: comprehensive studies of the problems of sustainable development. - M., 2007.

5. Danilov-Danilyan, V.I. and others. Environment between the past and the future: the world and Russia (experience of ecological and economic analysis). - M., 2005. - S. 116.

6. Danilov-Danilyan, V.I., Losev K.S. Ecological challenge and sustainable development. -M., 2008.

7. Rakitov, A.I. Future of Russia: socio-technological model // Social sciences and modernity. - 2006.

8. Stepin, V.S., Gorokhov, V.G., Rozov, M.A. Philosophy of science and technology. - M., 2005. - S. 275-286.

9. Klein, K. Quantitative credit rating models that include ESG factors // Journal of Environmental Investments (December 2020). URL: https://www.thejei.com/wpcontent/uploads/ 2020/12/Quantitative-Credit-Rating-Models-Including-ESGFactors-2.pdf

10. Discussion Paper on ESG Risk Management and Supervision for Credit Institutions and Investment Companies (EBA/DP/2020/03) // European Banking Governance. URL: https://www.eba.europa.eu/calendar/discussion-paper-management-andsupervision-esg-risks-credit-institutions-and-investment

11. Badalyan, L.Kh. Economic damage from emissions of pollutants and compensation for damage caused by vehicles / L.Kh. Badalyan, V.N. Kurdyukov // Economic Bulletin of the Rostov State University. 2019. - V. 6. - No. 3. - Part 2. - S. 134-137.

12. Badalyan, L.Kh., Kurdyukov, V.N. Development of a methodology for assessing atmospheric air pollution and reducing damage to the city's ecosystem. Publishing house: DSTU. Rostov-on-Don. - 2018. - 163 p.

13. Brinchuk, M.M. The concept of sustainable development as a methodological basis for civilizational development / M.M. Brinchuk // State and Law. 2019. No. 10. P. 15-24.

14. Vershilo, N.D. Legal basis for sustainable development / N.D. Vershilo // Bulletin of the Saratov State Academy of Law. 2020. No. 4. S. 56-57.

15. Vypkhanova, G.V. The concept and legal support of the concept of sustainable development / G.V. Vypkhanova // Bulletin of the O.E. Kutafin. 2019. No. 1 (17). pp. 64-93.

16. Gamidova, A.R., Efendieva, A.T. The problem of sustainable development in ecological and economic systems / A.R. Gamidova, A.T. Efendieva // Young scientist. - 2018. - No. 12. T.1. — S. 70-73.

17. Dolzhikov, A.V. Constitutionalization of environmental relations in Russia / A.V. Debtors // The Constitution of the Russian Federation: 20 years later. Saratov, 2018. S. 26-30.

18. Kuznetsova, Yu.A. Stages of formation and development of the concept of sustainable development / Yu.A. Kuznetsova // Young scientist. - 2019. - No. 5. - S. 337-339.

19. Kukushkina, A.V. The concept of sustainable development (environmental, economic and social aspects) / A.V. Kukushkina // Moscow Journal of International Law. 2019. No. 1. P. 52-60.

Дата поступления: 05.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.