Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В НЕУСТОЙЧИВОМ МИРЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В НЕУСТОЙЧИВОМ МИРЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН / VUCA-МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова С. В., Иванов О. Б.

В статье рассматриваются время, условия и обстоятельства современности, в которых осуществляется деятельность человечества и которые столь сложны и чреваты опасностями, что нужно предпринимать достаточно решительные действия по изменению этой нестабильной ситуации. Представлена картина (хотя и далеко не полная) современного мира с присущей ему нестабильностью, неопределенностью, постоянными быстрыми (а часто внезапными) изменениями и при этом укрепляющимися взаимосвязями, взаимозависимостью, при разрушении которых наступает еще большая нестабильность и даже хаос. В статье представилось уместным раскрыть некоторые взгляды постмодернистов, предвидевших подобное разворачивание картины будущего. За это предвидение они в тот период подвергались нападкам. Авторы наряду с характеристиками современной эпохи предпринимают попытки показать, что в сложившихся условиях может являться факторами стабилизации глобальной ситуации на планете. В этой связи анализируется целенаправленная деятельность ООН, принимаемые этой организацией стратегические документы. Одним из них являются Цели устойчивого развития на период до 2030 года. Важнейшим направлением развития человечества, безусловно, является образование. В статье рассматриваются вызовы, тенденции и возможные трансформации в сфере образования в нашем неустойчивом мире, некоторые пути стабилизации ситуации и векторы устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN AN UNSUSTAINABLE WORLD (EDUCATIONAL ASPECT)

The article examines the time, conditions and circumstances of the modernity, in which the activities of mankind are carried out and when it is necessary to take actions that are required, but difficult to implement in this situation. The paper presents a picture (although far from complete) of the modern world with its inherent instability, uncertainty, constant rapid (and often sudden) changes and, at the same time, strengthening interconnections, interdependence, which are when destroyed, cause greater instability and even chaos. In the article, it seemed appropriate to reveal some of the views of postmodernists who foresaw such an unfolding of the picture of the future and were seriously criticized for this. The authors, along with the characteristics of the modern era, make attempts to show what, under the current conditions, can be factors in stabilizing the global situation on the planet. In this regard, the authors analyze purposeful activities of the UN and the strategic documents adopted by this organization. One of them is the 2030 Sustainable Development Goals. The most important direction in the development of humanity, of course, is education. The article examines the challenges, trends, and possible transformations in the field of education in our unstable world, some ways to stabilize the situation and vectors of sustainable development.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В НЕУСТОЙЧИВОМ МИРЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 37 DOI: 10.24412/2071-6427-2021-3-6-26

С. В. Иванова

Член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института стратегии развития образования РАО, г. Москва

E-mail: isv2005@list.ru

Svetlana V. Ivanova

Corresponding member of the Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Scientific leader of the Institute for strategy of education development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

О. Б. Иванов

Доктор экономических наук, профессор, председатель редакционного совета, главный редактор журнала «ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика», г. Москва E-mail: etapmagazine@gmail.com

Oleg B. Ivanov

Dr. Sc. (Economics), Professor; Chair of the editorial board, Editor-in-chief of the ETAP journal, Moscow, Russia

Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект

В статье рассматриваются время, условия и обстоятельства современности, в которых осуществляется деятельность человечества и которые столь сложны и чреваты опасностями, что нужно предпринимать достаточно решительные действия по изменению этой нестабильной ситуации. Представлена картина (хотя и далеко не полная) современного мира с присущей ему нестабильностью, неопределенностью, постоянными быстрыми (а часто внезапными) изменениями и при этом укрепляющимися взаимосвязями, взаимозависимостью, при разрушении которых наступает еще большая нестабильность и даже хаос. В статье представилось уместным раскрыть некоторые взгляды постмодернистов, предвидевших подобное разворачивание картины будущего. За это предвидение они в тот период подвергались нападкам. Авторы наряду с характеристиками современной эпохи предпринимают попытки показать, что в сложившихся условиях может являться факторами стабилизации глобальной ситуации на планете. В этой связи анализируется целенаправленная деятельность ООН, принимаемые этой организацией стратегические документы. Одним из них являются Цели устойчивого развития на период до 2030 года. Важнейшим направлением развития человечества, безусловно, является образование. В статье рассматриваются вызовы, тенденции и возможные трансформации в сфере образования в нашем неустойчивом мире, некоторые пути стабилизации ситуации и векторы устойчивого развития.

Ключевые слова: образование, неопределенность,

Как цитировать статью: Иванова С. В., Иванов О.Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект // Ценности и смыслы. 2021. № 3 (73). С. 6-26.

непредсказуемость, постмодернизм, современный мир, устойчивое развитие, Цели устойчивого развития ООН, VUCA-мир

Введение

Цели устойчивого развития (ЦУР), продекларированные Организацией объединенных наций, сформулировали главные направления стратегического развития человеческого общества на пятнадцатилетний период. Обращение к самой постановке таких целей совершенно не случайно и жестко продиктовано сложившимися условиями, обстоятельствами, которые характеризуют наступившую эпоху. В силу того, что цели достигают люди, то исключительно важное место занимает вопрос уровня и качества их образования. В настоящее время состоянию образования, взаимосвязям науки и образования во всех странах мира уделяется исключительное внимание, так как качество образования и его доступность во многом определяют международную конкурентоспособность любой страны и ее геополитическое положение, а общемировое, циви-лизационное развитие образования гарантирует устойчивое развитие всего человечества.

Принимая во внимание неустойчивость и непредсказуемость современного мира, перед образованием, начиная со школьного уровня, стоят задачи формирования самостоятельности, критического мышления, развития мотивации и создания условий для получения универсальных базовых знаний и навыков; совершенствования способности к постоянному обучению, адаптивности к получению новых знаний, приобретению опыта (в широком смысле — и к изменениям ситуации, новому коллективу и к новым условиям окружающей среды). Одним из важнейших результатов обучения становится овладение методами оперативного получения достоверной актуальной информации, а также знание механизмов их применения при развитии разных сценариев, включая негативный и непредсказуемый ход событий, кризисные ситуации. Образование XXI века, несомненно, будет определять (и уже отчасти определяет!) вектор развития цивилизации, поэтому к этой составляющей социума все чаще приковывается внимание властных структур и капитала во всем мире. В этих условиях важно не утратить своей существенной функции — закладывать нравственно-гуманистические, ценностные основы формирования личности.

Постановка цели и методы исследования

Цель данной работы — изучение некоторых тенденций в развитии образования в условиях современного мира, осмысление стихийных процессов, вызванных его неопределенностью, непредсказуемостью и многовекторностью, исследование процессов трансформации системы образования в направлении влияния на устойчивое развитие.

При изучении проблемы авторы исходили из рассмотрения в комплексе теории и практики; анализировали нормативную базу Российской Федерации и документы международных организаций (прежде всего ООН и ЮНЕСКО), труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в указанном направлении; использовали базовые методы научного исследования: монографический, абстрактно-логический, причинно-следственных связей, экспертных оценок, а также системный и факторный анализ, необходимый для выявления долговременных детерминант изменения образовательных тенденций под влиянием вызовов современного мира.

Основные черты современного мира (нашей эпохи)

Мир, в котором мы живем (современная эпоха), имеет исключительно неоднозначные черты, характеристики, а отсюда и разные его определения. Назовем лишь некоторые: постиндустриальное общество, информационная эпоха, цифровая эпоха, исторический период четвертой промышленной революции, эпоха постмодерна... Из названий видны основные признаки, ключевые черты, закладывающие вектор преобразований, которые меняют современный мир. Однако это далеко не полная его характеристика.

По мнению многих признанных авторитетов (экспертов, ученых, политиков, экономистов и представителей бизнеса), современная цивилизация вступила в эпоху четвертой промышленной революции, «отличительными чертами которой являются: роботизация, квантовые компьютеры, цифровая, интернет- и киберэкспансия, искусственный интеллект, мобильные технологии, виртуализация, геймификация, глобальные изменения в энергетике, нано- и биотехнологиях» [8]. Но и это не все. Клаус Шваб, характеризуя преобразования современного мира, которые несет четвертая промышленная революция, отмечает, «что изменения: влекут неопределенность; их характеризует сложность и взаимозависимость, затрагивающая все сферы жизнедеятельности че-

ловечества; они требуют ответственности всех участников глобального сообщества, нелинейного мышления лидеров; им присущи экспоненциальные темпы развития и беспрецедентные масштабы» [19].

Существует еще одна система взглядов на нашу эпоху (более всеобъемлющая и осмысляемая философски), которая дала название нашему времени — эпоха постмодерна. Надо сказать, что постмодернисты были одними из первых исследователей, поставивших диагноз нестабильному будущему. Как угрожающее человечеству и катастрофичное видится будущее общество и мир в целом писателям-фантастам, что интересно проанализировать, но эту часть размышлений мы оставим в стороне.

Постмодернистское видение образования, на наш взгляд, все более проступает как явно осуществляющееся в настоящее время, поэтому не замечать этих представлений или некритично от них отмахиваться уже невозможно.

Отметим, что тысячелетия существующее определение эпохи перемен в ее наиболее полном воплощении наступает сейчас. Можно сказать, что практически все поколения людей считали, что живут в эпоху перемен, но возникает возражение: никогда еще перемены не происходили с такой скоростью, как в настоящее время.

Философский поворот в XX веке от постструктурализма к постмодернизму привел к углублению скептицизма в видении мира. Это привело к размыванию мнений авторитетов и подчас игривому, а чаще просто скептически-издевательскому отношению ко всему, что вызывало ранее трепет и уважение: к экономике, истории человечества, искусству, философии и многому другому. Но как было не случиться такой деконструкции, если произошло главное — «изменение нашего представления о Вселенной: простая и стабильная модернистская система Ньютона в постмодернизме сменяется сложной, хаотичной и конечной системой» [21].

В данной статье мы не будем углубляться в представления о постмодернизме как таковом, это известно, но здесь важно напомнить отличия постмодернистского проекта осмысления мира от модернизма. Модернизм осмысливается через эпоху Просвещения, которая была энциклопедична, строго разграничивала все и вся: сферы познания, аспекты практики, слои общества, подходы к этносам, религии и др. Важной функцией науки и социальных институтов было поддерживать это разделение функций и отраслей, к примеру, науки, религии,

экономики. Мир был упорядоченным и незыблемым, по крайней мере, казался таким. Важно, что спокойствие основывалось на идее блага, которую провозглашали еще древнегреческие философы (Платон), хотя уже Дж. С. Миль пошатнул эти основы, усомнившись в самой идее всеобщего блага [11]. Постмодернисты эту идею отвергают по определению, критикуя марксизм, который свою теорию основывает на идеологии и политике. Тернер в 1990 году заявляет, что такие «всеобъемлющие теории» ведут к «бюрократическому насаждению официальных ценностей» [Цит. по: 2]. Келли определяет ситуацию шире и жестче относительно влияния на человека, его судьбу: «Мы живем в мире, где нет « » « « »

знания , нет истин в последней инстанции , в котором восприятия субъективны, поэтому мы не более чем продукты влияющих на нас дискурсов и идеологий» [22]. Говоря о широте характеристики ситуации, мы имеем в виду, например, угрозы свободе выбора, на который влияют политические системы, идеологические постулаты, реклама и сейчас уже начинает влиять искусственный интеллект. А. Келли призывает «быть начеку и не терять бдительности» [23], хотя прозвучавший в 2004 году призыв сегодня практически утратил свое значение, так как влиянию искусственного интеллекта нам нечего противопоставить.

Д. Т. Базаргани, В. Н. Ларсари, сравнивая эпохи модерна и постмодерна, заявили, что одна от другой отличается «тремя характерными особенностями: отказом от проекта Просвещения, ростом этнического разнообразия и технологическим прогрессом» [2].

В связи с упоминанием эпохи Просвещения с ее ясностью и энци-клопедичностью своевременно напомнить о роли педагогики, каковой она видится Делёзу и Гваттари в сложные времена постмодерна: «Если три этапа развития концепта суть энциклопедия, педагогика и профессионально-коммерческая подготовка, то лишь второй из них может не дать нам с вершин первого низвергнуться в провал третьего — в этот абсолютный провал мысли, каковы бы ни были его преимущества с точки зрения мирового капитализма» [5].

В самый последний период в моду вошла новая характеристика нашего времени — VUCA-мир (по первым буквам: Volatility — изменчивость, нестабильность; Uncertainty — неопределенность, непредсказуемость; Complexity — сложность, комплексность; Ambiguity — неоднозначность, двусмысленность. Хотя эту аббревиатуру придумали еще в прошлом веке стратеги в армии США, затем для оценки неопределенности в биз-

несе начали применять американские классики менеджмента Н. Берт и Б. Уоррен. В наши дни эти негативные факторы перекочевали на глобальный уровень для создания «портрета» целой эпохи.

...Все названные выше определения и наименования современного мира, эпохи, в которой мы живем, имеют право на жизнь, все они отражают субстантивные вещи, но главное, что их отличает от предшествующих исторических периодов и определяет основные черты — это неопределенность, непредсказуемость, многовекторность и хаос, которые, пожалуй, и являются главными характеристиками современного этапа развития человеческой цивилизации, о чем говорили постмодернисты и за что их ругали,— наступило. При этом окружающая нас действительность меняется быстрее, чем мы способны отреагировать на вызовы, угрозы и риски.

Оценивая реальный мир, и тем более изыскивая направления его совершенствования, важно «не сбиться с верного пути». Современные технологии, другие достижения науки и техники способны, порой, указать не то направление. В частности, это касается величайшего достижения цивилизации, без которого сегодня невозможно представить ни науку, ни практику, ни обыденную жизнь человечества — Интернет. Но кроме колоссальных возможностей он — «средство распространения повальной дезинформации. Помимо формирования потоков ложной информации, Интернет ослабляет способность, как профессионалов, так и ученых, выполнять базовые исследования — умение, которое помогает каждому управляться в этом безумном океане ложной информации»,— подчеркивает в своем исследовании американский профессор Том Николс [12].

Ему вторит Ю. Н. Харари: «В XXI веке мы тонем в огромном потоке информации, остановить который не пытаются даже цензоры. Они заняты тем, что распространяют дезинформацию или отвлекают нас какой-нибудь чепухой. Сообщений так много, что трудно понять каким из них верить» [16].

Сегодня мы вынуждены констатировать, что ни одна из основных отраслей человеческого знания, фундаментальные науки — философия, экономическая теория, политология и другие, даже с применением математических методов, Big Data и передовых информационно-коммуникационных технологий, не могут не только преодолеть, но и четко определить, уловить тенденции в ситуации неопределенности, быстрой изменяемости, динамичности окружающей обстановки при неоднознач-

ности оценок, решений и действий, непрогнозируемости последствий.

Даже Всемирный экономический форум, в течение пятидесяти лет собиравший в Давосе политическую, экспертную и бизнес-элиту и строивший карту глобальных рисков на ближайшую перспективу для всего мира, в последние годы все больше подпадал под критику за неточность прогнозов. В связи с всеобщим карантином собравшиеся в январе 2021 года в онлайн формате лидеры ведущих стран (включая Россию, Германию, Индию, Италию, Францию, Японию и др.) и прочие участники поделились своими взглядами на ситуацию в мире и констатировали устами председателя форума Клауса Шваба, что «мир никогда не будет прежним» и что ему нужна «великая перезагрузка». Диалог вновь не получился, консенсус не достигнут. Все только лишний раз убедились в том, что «телегу» глобального мира по-прежнему пытаются везти «лебедь, рак и щука». Форум в очном формате в текущем году решили не проводить (не столько из-за пандемии, сколько из-за бесперспективности построить модель выхода из образовавшегося глобального тупика).

При том, что ученые не могут до конца разобраться с настоящим и ближайшими перспективами, появилось новое направление — футурология, претендующее на статус науки, однако пока не имеющее ни серьезного теоретического базиса, ни практической платформы, но ставящее целью нарисовать черты будущего, построить долгосрочные прогнозы, чтобы на этой основе формировать цивилизационное развитие. Это вполне разумно (даже многим фантастам удавалось заглянуть далеко в грядущее) — нельзя просто наблюдать картину мира, пассивно ожидая какой-либо развязки. Но, на наш взгляд, предвосхищая ЗАВТРА важно полнее использовать имеющийся сегодня потенциал науки и современных технологий. Поэтому особо значимой представляется необходимость правильно оценить текущую ситуацию, систематизировать хаос, нащупать закономерности современного этапа существования общества, сделать шаги в направлении преодоления непредсказуемости, найти взаимопонимание и консенсус, определиться с трендами ближайшего развития. Без трезвой оценки современного состояния дел невозможно предвидеть будущее и созидать его.

Попыткой осуществить реальные действия в направлении формирования перспектив прогрессивного развития человечества в нашем неустойчивом мире является целенаправленная работа Организации объединенных наций. Здесь следует особо отметить принятие в сентябре

2015 года резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Цели устойчивого развития и образование

В 2015 году на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят стратегический документ глобального масштаба, получивший название «Цели устойчивого развития» (Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development). Этот документ наметил приоритеты мирового развития и направления взаимодействия международного сообщества на период до 2030 года.

Предполагается, что ЦУР будут продолжением системной работы ООН в направлении прогресса человечества, заложенной в предыдущем перспективном плане ООН, который именовался «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ) и охватывал период 2000-2015 годов.

ЦТР определял 8 основных целей: «ликвидация крайней нищеты и голода; обеспечение всеобщего начального образования; поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин; сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями; обеспечение экологической устойчивости; формирование глобального партнерства в целях развития» [18]. По истечении времени было продекларировано, что обозначенные в документе цели тысячелетия в принципе достигнуты. Хотя, на наш взгляд, такая оценка излишне оптимистична и не вполне достоверна. Практически по всем обозначенным параметрам не отмечается коренных улучшений, а по некоторым прогресс даже отступает. В частности, это касается сферы экологии, борьбы с болезнями (вместо улучшения мы наблюдаем глобальный кризис, вызванный пандемией COVID-19) и, конечно, это последний тезис о формировании партнерства, где мы вместо укрепления сотрудничества имеем обострение противоречий по всем сферам глобального взаимодействия, разобщенность и противостояние.

Не достигнуто значимого прогресса и в области образования. В 2020 году в мире выросло число неграмотных детей — «такой вывод сделан по результатам исследования ЮНЕСКО. В прошлом году переломился многолетний тренд по снижению числа детей, испытывающих проблемы с чтением. В 2019 году таких было 483 миллиона по всему миру. В 2020, по прогнозам, их должно было стать 460 миллионов, но стало 584» [3].

Вместе с тем наличие глобальной программы для всего человечества, рассчитанной на длительную перспективу,— это один из немногих островков мирового консенсуса, который сегодня не имеет антагонистических противоречий. В 2015 году Цели развития тысячелетия были пролонгированы на новый пятнадцатилетний срок с учетом подведения итогов и переосмысления задач, исходя из новых реалий и содержательной корректировки прошлых приоритетов. Новый документ получил название «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», или Цели устойчивого развития (ЦУР).

ЦУР интегрируют основные всемирные приоритеты, которые охватывают практически в полном объеме долгосрочные мировые проблемы. На 2015-2030 годы определено «17 основополагающих целей, на которых должно быть сосредоточено внимание человечества: ликвидация нищеты; ликвидация голода; хорошее здоровье и благополучие; качественное образование; гендерное равенство; чистая вода и санитария; недорогостоящая и чистая энергия; достойная работа и экономический рост; индустриализация, инновации и инфраструктура; уменьшение неравенства; устойчивые города и населенные пункты; ответственное потребление и производство; борьба с изменениями климата; сохранение морских экосистем; сохранение экосистем суши; мир, правосудие и эффективные институты; партнерство в интересах устойчивого развития» [17].

Одной из центральных тем ЦУР является системное глобальное решение проблем, находящихся в сфере образования. Цель 4 ЦУР ООН «Качественное образование» в полной версии звучит так: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» [17]. При этом, надо ли подчеркивать, что кроме отдельной цели — обеспечение качественного образования, все остальные цели устойчивого развития в той или и мере связаны со сферой образования и в значительной степени зависимы от уровня ее развития.

В основе реализации целей устойчивого развития в сфере образования, как подчеркивается в Инчхонской декларации «Образование-2030» (ЮНЕСКО, май 2015 года, Корея), лежит «гуманистическая концепция образования и устойчивого развития, основанная на осознании значимости прав и достоинств человека, социальной справедливости, инклю-зивности, защиты культурного, языкового и этнического разнообразия, а также общей ответственности. Образование является общественным

благом, одним из главных прав человека, необходимым условием терпимости и мира» [10].

Эта идеология, определяющая место и значение прогресса в образовании, получила дальнейшее развитие в Стратегии ЮНЕСКО «Образование для Целей устойчивого развития» (2017 год, Париж) [20]. Еще раз подчеркнем, что в основу ЦУР заложены три главные направления — устойчивый экономический рост, охрана окружающей среды и развитие социальной сферы. Соответственно, одним из наиболее значимых оценочных коэффициентов по Программе развития ООН является Индекс человеческого развития (ИЧР), который включает три группы показателей:

- «уровень жизни, определяемый как валовый национальный доход на душу населения по паритету покупательной стоимости;

- средняя продолжительность жизни;

- уровень образования в стране, в том числе среднее количество лет на обучение» [18].

Таким образом, состояние сферы образования является одним их ключевых направлений устойчивого развития и повышения качества жизни.

Сегодня Россия в мировом рейтинге ИЧР (индекс человеческого развития) имеет показатель 0,824 и находится в категории стран с высоким ИЧР (от 0,8 до 0,9). При этом из 189 стран Россия занимает 52 место [13]. Такое положение дел не может нас удовлетворить.

Для решения вопросов коренного изменения социально-экономического положения страны были приняты стратегические документы — Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и рассчитанный на более долговременную перспективу Указ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Названные нормативные акты предусматривают разработку комплекса приоритетных национальных проектов по 12 ключевым направлениям развития страны. Это касается и сферы образования, перед которой поставлены амбициозные задачи:

- «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;

- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том

числе за счет создания эффективной системы высшего образования; - создание условий для воспитания гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [15]. Безусловно, цели социально-экономического развития, в том числе и задачи, стоящие перед системой образования нашей страны, не полностью совпадают с Целями устойчивого развития ООН и задачами ЦУР в области образования. Прежде всего это связано с тем, что многие актуальные для целого ряда стран проблемы в нашей стране давно решены. В частности, это относится к таким задачам, как «к 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать» [17]. Также в России фактически не существует гендерных различий при получении всех форм и уровней образования (на что нацелены 4 из 7 задач ЦУР по развитию образования).

Однако при удовлетворительном положении дел в российском образовании существует еще множество проблем, которые требуют стратегического решения. Прежде всего это трудности связанные с масштабом страны (территория 17,1 млн квадратных километров, расположенная в 11 часовых поясах) и различиями в природно-климатическом положении и социально-экономическим развитии субъектов Российской Федерации, а отсюда в материальном и техническом оснащении образовательных организаций. Если большинство школ, находящихся в столице, крупных городах, промышленных центрах оснащены всем необходимым для организации современного учебного процесса, то практически все 23,2 тысячи сельских школ и школ, находящихся в отдаленных районах, нуждаются в коренном улучшении материально-технической базы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют равные права на «общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное, а также на конкурсной основе высшее образование». Поэтому формирование единого образовательного пространства, а также реализация Goal 4 UN: Quality Education (Цель 4 ООН: Качественное образование) являются для образования не только всего мира, но и для России — актуальной задачей.

Векторы развития образования в современном мире

Неопределенность и непредсказуемость развития современного мира и, соответственно, такая же неоднозначность и разнонаправленность в трендах развития образования заставляют искать «точку опоры» — какую-то более четкую и стабильную. На наш взгляд, представляет определенный интерес предложенная ученым из Института будущего Робертом Йохансеном в целях адекватного реагирования на непредсказуемость и неуправляемость современного мира (VUCA), поведенческая модель, получившая название VUCA-Prime. Против факторов VUCA-мира: Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — двусмысленность,— выдвинуты стратегии по их преодолению, мягкие компетенции (soft-skills):

«Vision — видение (четко осознавать направление движения, идти к цели, даже когда все вокруг непредсказуемо и нестабильно).

Understanding — понимание (опираясь на понимание, спокойнее исследовать и экспериментировать в неопределенности).

Clarity — ясность (ясность определяет решения; упрощая, можно найти понятную основу сложной структуры).

Agility — быстрота (быстро перебирая множество неоднозначных вариантов, возможно выбрать лучшую стратегию)» [1].

Конечно, это не панацея, а лишь попытка обозначить направления выхода из образовавшегося вселенского хаоса, но в том ее и ценность — не плыть по течению, а двигаться по пути стабилизации ситуации. Дополненная другими стратегиями, научными исследованиями и формированием общих для всего человечества целей ситуация ци-вилизационного кризиса может быть если не преодолена, то хотя бы существенно смягчена. Образованию здесь, безусловно, должна быть отведена ключевая роль. И, прежде всего, это касается трансформации самого образования.

Уже аксиомой стало, что «современная цивилизация эволюционирует в направлении тотальной цифровизации всех сторон жизни общества. Государственный и социальный запросы по качеству образования стали включать требования масштабного количественного увеличения подготовки специалистов с современными компетенциями. Особое место здесь, бесспорно, принадлежит, с одной стороны, развитию самой digital-сферы, с другой,— широкому овладению цифровыми технологиями специалистами различных профессий, направлений и профилей» [9].

В госуправлении, реальном секторе экономики, сфере обслуживания, науке и самом образовании высокими темпами растет спрос на программирование и технологические навыки: «сейчас они задействуются в 11% [совокупного] рабочего времени, в 2030 году это будет 17%» [14].

Отсюда наиболее актуальными для системы профессионального образования являются задачи формирования компетенций на основе современных информационно-коммуникационных технологий и инновационного развития; имплементация цифровых и инновационных методов и инструментов в образовательный процесс; использование мультимедийных комплексов с 3Э-визуализацией учебного контента, интенсификация обмена информацией и использование Big Data.

Новой прогрессивной информационно-коммуникационной формой обучения стала технология EdTech (от английского Education Technology). Это образовательная технология, предполагающая комплексное решение технических, технологических, методических и дидактических задач, которая строится на внедрении адаптированного к образовательному процессу IT-оборудования; программного обеспечения, формировании специальной дидактики периода цифровизации, а также создании специальной системы контроля качества обучения. Данная технология оказалась особенно востребованной в период пандемии и массового перехода к дистанционной форме обучения. На практике используются созданные в России цифровые образовательные платформы: «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Учи.ру», «Билет в будущее», «Дневник.ру» и многие другие. Под эгидой федеральных министерств просвещения и цифрового развития в стране начат эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, предусматривающий до 2024 года распространить систему по всем школам России. Активно на федеральном уровне создаются новые учебные и методические порталы, системы обратной связи с учителями, меняют облик олимпиады для школьников (наряду с предметными олимпиадами появляется олимпиада по искусственному интеллекту). У медали две стороны: в настоящее время органам исполнительной власти приходится всерьез задумываться о борьбе с недобросовестными создателями учебных и методических сайтов для школы, которые в погоне за наживой изготавливают технологичные и удобные в использовании «продукты» с негативной педагогической отдачей (готовые домашние задания, написанные сочинения, тесты с ответами по любым предметам и любой

сложности, алгоритмы, генерирующие реферат и доклад на любую тему за несколько минут). Это серьезная проблема: ввести масштабные запреты в пространстве интернета представляется маловероятным (пока еще не решена во всем мире проблема даже террористических и иных запрещенных сайтов). Получается, что мы должны полагаться на порядочность учителей и школьников, преподавателей и студентов? Верить в силу убеждения и роль воспитания?!

Таким образом, не подлежит сомнению, что тренд на дальнейшее развитие дистанционного обучения будет не только сохраняться, но несмотря на наше нежелание все-таки станет определяющим в сфере образования в XXI веке. Современные информационно-коммуникационные технологии открывают системе образования большие возможности, в том числе колоссальные базы данных; легкость в отслеживании новых трендов; практически круглосуточную возможность коммуникации с любым абонентом независимо от места его нахождения; доступность учебных материалов и лекций лучших ученых и преподавателей не только страны, но и мира; круглосуточную доступность информации и проч. При этом архиважно учитывать, предвидеть и своевременно купировать влияние негативных факторов, которые уже достаточно четко себя проявили: сетевая зависимость, «залипание»; уход в виртуальную реальность; игромания; клиповое мышление; обилие фейковой и мусорной информации (соответственно, сложность выбора достоверной), трудности при социализации и некоторые проблемы психологического характера. Все это является серьезными вызовами системе образования.

Еще одной глобальной проблемой нашей эпохи стало то, что под влиянием технологической революции происходит массовое сокращение рабочих мест. Причем, если раньше это касалось автоматизации малоквалифицированного труда, то сейчас процесс касается специалистов высокой и высшей квалификации, интеллектуальной сферы. Например, робот знает все законы и сопоставляет их нормы лучше любого юриста; онлайн система — непревзойденный синхронист-переводчик; водитель поезда автомобиля, автопилот, станки-автоматы и роботизированные комплексы, заменившие станочников, более точны, не отвлекаются от работы и не допускают ошибок и т.д. Новые технологии не только высвобождают людей, но и уничтожают целые профессии: значительное количество традиционных профессий уходят в прошлое и появляется множество совершенно новых. Исследования ученых РАНХиГС показали

масштаб бедствия: в результате современных технологий (цифровиза-ции, роботизации и других) к 2030 году работы могут лишиться более 20 млн человек. «Эксперты предположили, что под риском автоматизации окажутся 73% занятых в гостиничном и ресторанном бизнесе, 60% — в обрабатывающих производствах, 58% — в сельском и лесном хозяйстве, еще 53% в розничной торговле и 51% — в добыче полезных ископаемых» [4]. Эти процессы, помноженные на демографическую ситуацию (быстрый рост населения планеты и старение населения земли), усугубляют проблему занятости и являются глобальным вызовом для сферы образования. Сегодня одно из решений проблемы обозначено — переход в условиях динамично изменяющейся окружающей среды к обучению и развитию компетенций в течение всей жизни (концепция Life-long learning). В современных реалиях человек в течение трудовой жизни вынужден будет несколько раз менять место жительства, род занятий, профессию. Под влиянием постоянно ускоряющегося научно-технического прогресса быстро меняются, возрастают требования к профессиональным компетенциям.

При этом мы по-прежнему наблюдаем разрыв между подготовкой специалистов в вузах и потребностью работодателей. «Знания, кроме того, что имеют свойство забываться, к тому же очень быстро устаревают, по экспоненте растет количество новых знаний. По оценкам экспертов, в наше время объем информации удваивается каждые пять лет. Выпускники университетов сразу же после их окончания приступают к практической деятельности с существенно устаревшими знаниями» [8]. Отсюда проблемы с трудоустройством, особенно при завышенной самооценке выпускников и их завышенных запросах по оплате труда.

Реализация парадигмы непрерывного образования на протяжении всей жизни предъявляет ко всем гражданам трудоспособного возраста — учащимся, студентам, выпускникам и работающим всех возрастных категорий — новые, отличные от предыдущих периодов требования. В настоящее время система образования уже начала свой путь от предоставления знаний и навыков к формированию базовых основ фундаментальных знаний и созданию направлений в области развития личности. Сегодня следует говорить о междисциплинарной основе современного образования и механизме (технологиях) оперативного освоения специальных профессиональных компетенций при необходимости смены профессии.

Мы разделяем мнение Ю. Н. Харари, что «школы должны перейти к обучению четырем навыкам: критическому мышлению, коммуникации, сотрудничеству и творчеству. В более широком смысле школы должны меньше внимания уделять техническим умениям и сосредоточиться на общих жизненных навыках. Самой важной будет способность приспосабливаться к переменам.» [16]. Стоит только уточнить, что школы уже перешли к формированию ключевых навыков XXI века, все страны с высокими показателями качества школьного образования по результатам международных сравнительных исследований PIRLS, TIMSS, PISA обновляют содержание и методы обучения, направляя усилия в сторону формирования функциональной грамотности, включая разные ее виды (читательскую, естественнонаучную, компьютерную, коммуникативную, экологическую и др.), а также развитие критического мышления и умения работать в команде. Таков, пожалуй, главный вектор образования в современном мире.

Вновь вспомним, что когда-то постмодернизм (многие его представители) заявлял об абсолютизации субъекта в познании, о значении субъективного опыта обучающихся, о режиме диалога двух субъектов образовательного процесса. Уже ставился вопрос о проблемах в осуществлении контрольных функций в постмодернистском образовании [7]. В конце концов и сам процесс обучения характеризовался как «не имеющий рамок, конца и результатов» [6]. Перспективы, предложенные постмодернистами, становятся все ближе.

Система образования, на наш взгляд, смещает акценты на субъект-ориентированность, человеко-центрированность, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий с учетом способностей, склонностей и запросов каждой личности. Вместе с тем также важно формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, умения работать в команде, выстраивать образовательный маршрут группы. При обучении современных обучающихся, уже начиная с первого класса, все шире используются: форматы невербальной передачи информации, геймификации, картинки (принимая во внимание клиповое мышление нового поколения), а также социальные сети, мессенджеры. Особое внимание обращается на работу с информацией, с текстом. Для решения всех проблем необходим новый набор образовательных инструментов, методик. При этом глобальной проблемой, возможно, и перекрывающей многое, становится необходимость постоянного и быстрого обновления

содержания образования в условиях сверхбыстро меняющихся знаний и технологий. Системы образования недостаточно поворотливы и с решением данной проблемы пока не справляются.

К этому добавляется необходимость воспитывать и развивать актуальные в наше время навыки и качества (которые находятся не только в сфере педагогики, но и на стыке с психологией и физиологией): стрессо-устойчивость, толерантность и проявление гибкости; умение коммуници-ровать, устанавливать контакты; развивать способности и креативность. Исключительно важно сформировать нравственно-гуманистическую, ценностную основу развития образования. Теперь в условиях интернет-технологий нравственные качества нужно проявить даже при выполнении домашнего задания. Сложная задача образования — воспитывать ЛИЧНОСТЬ, сильную, гуманистически ориентированную, способную творчески решать постоянно возникающие задачи и достигать целей устойчивого развития. Во весь рост встает существенная проблема, не решив которую нельзя говорить о прогрессивных трансформациях в сфере образования на всех (локальном, региональном, глобальном) уровнях, это качественный скачок в совершенствовании педагогического образования с учетом современных реалий, решения задач устойчивого развития. Однако это уже материал вне рамок рассмотрения данной статьи.

Заключение

Подводя итог, следует подчеркнуть, что качество образования (причем всех его уровней: дошкольного, где закладываются основные образовательные и мыслительные навыки; школьное — дающее широкий набор знаний по основным сферам жизнедеятельности человека и общества, формирующее и расширяющее общий кругозор; высшее — профессиональные компетенции) имеет важнейшее значение, являясь, с одной стороны, одним из элементов ЦУР, в то же время, с другой стороны, играет определяющую роль в реализации всех принятых ООН Целей устойчивого развития.

Главной глобальной задачей ЦУР в сфере образования является доступность качественного образования, воспитание взаимопонимания, взаимоуважения и терпимости к разным мнениям и точкам зрения, развитие навыков творческого и критического мышления, повышение интеллектуального уровня всего населения планеты, а не отдельных

групп. Следует исходить из того, что получение достойного, качественного образования является основой жизненного успеха человека, а формирование нравственных качеств личности ведет к реализации ею позитивных жизненных планов, что, безусловно, является важнейшим условием устойчивого развития человеческой цивилизации.

Литература

1. Антикризисная модель лидерства. Подготовил А. Абрамов // РБК. 2021. № 3 (162). С. 25.

2. Базаргани Д. Т., Ларсари В. Н. Как западная образовательная система представляет «постмодернизм»? Реферативный обзор постмодернизма и его критики в современных дидактических программах [Электронный ресурс]. URL: http:// novznania.ru/archives/7308 (дата обращения: 11.07.2021).

3. В 2020 году в мире значительно выросло число неграмотных детей [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-146541187_100209 (дата обращения: 11.07.2021).

4. В России из-за роботов работу могут потерять работу более 20 млн человек // ИА REGNUM. 2019. 10 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://regnum-ru. turbopages.org/regnum.ru/s/news/2713871.html (дата обращения: 11.07.2021).

5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009. 261 с.

6. Иванова С. В. Дидактический концепт в эпоху постмодерна // Ценности и смыслы. 2015. № 3 (37). С. 6-13.

7. Иванова С. В., Елкина И. М. Постмодернизм и качество образования // Ценности и смыслы. 2016. № 6. (46). Том 1. С. 115-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 6. С. 7-30.

9. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.

10. Инчхонская декларация. 0бразование-2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни. Всемирный форум по вопросам образования (Корея, 2015) [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ education-2030-incheon-framework-for-action-implementation-of-sdg4-2016-en_2. pdf (дата обращения: 11.07.2021).

11. Милль Дж. С. Основы политической экономии. Пер с англ. М. И. Туган-Барановского. М.: ЭКСМО, 2007. 1038 с.

12. Николс Т. Смерть экспертизы: как интернет убивает научные знания. М.: Эксмо, 2019. 368 с.

13. Рейтинг стран мира по индексу человеческого развития. Программа развития Организации объединенных наций. 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index (дата обращения 11.07.2021).

14. Старый новый vuka-мир: как ответить на его вызовы [Электронный ресурс]. URL: https://netology.ru/blog/07-2020-vuca (дата обращения 11.07.2021).

15. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 11.07.2021).

16. ХарариЮ. Н. 21 урок для XXI века. Пер. с англ. Ю. Гольдберга. М.: Синдбад, 2019. 416 с.

17. Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ education (дата обращения: 11.07.2021).

18. Цели развития тысячелетия. ООН, 2000 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/millenniumgoals/ (дата обращения: 11.07.2021).

19. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2019. 209 с.

20. ЮНЕСКО. Образование для Целей устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org/themes/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-0 (дата обращения: 11.07.2021).

21. DollW. E. Foundations for a Post-Modern Curriculum // Journal of Curriculum Studies. 1989. Vol. 21. No. 3. P. 243-253 [Электронный ресурс]. URL: https://www. novelrussia.ru/archives/5661 (дата обращения: 11.07.2021).

22. Kelly A. V Education and Democracy. L.: Paul Chapman Publishing. 1995. C.71.

23. Kelly A. V. The Curriculum: Theory and Practice, 5th edn. London. Thousand Oaks. New Delhi: SAGE Publications. 2004. 273 c. [Электронный ресурс]. URL: http:// mehrmohammadi.ir/wp-content/uploads/2019/07/The-Curriculum-Theory-and-Practice-by-A.V.Kelly_.pdf (дата обращения (дата обращения: 11.07.2021).

SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN AN UNSUSTAINABLE WORLD (EDUCATIONAL ASPECT)

The article examines the time, conditions and circumstances of the modernity, in which the activities of mankind are carried out and when it is necessary to take actions that are required, but difficult to implement in this situation. The paper presents a picture (although far from complete) of the modern world with its inherent instability, uncertainty, constant rapid (and often sudden) changes and, at the same time, strengthening interconnections, interdependence, which are when destroyed, cause greater instability and even chaos. In the article, it seemed appropriate to reveal some of the views of postmodernists who foresaw such an unfolding of the picture of the future and were seriously criticized for this. The authors, along with the characteristics of the modern era, make attempts to show what, under the current conditions, can be factors in stabilizing the global situation on the planet. In this regard, the authors analyze purposeful activities of the UN and the strategic documents adopted by this organization. One of them is the 2030 Sustainable Development Goals. The most important direction in the development of

humanity, of course, is education. The article examines the challenges, trends, and possible transformations in the field of education in our unstable world, some ways to stabilize the situation and vectors of sustainable development.

Keywords: education; uncertainty, unpredictability, postmodernism, modern world, sustainable development, UN Sustainable Development Goals, VUCA-world.

References

• Antikrizisnaya model' liderstva. Podgotovil A. Abramov // RBK. 2021. № 3 (162). S. 25.

• Bazargani D. T., Larsari V. N. Kak zapadnaya obrazovatel'naya sistema predstavlyaet «postmodernizm»? Referativnyj obzor postmodernizma i ego kritiki v sovremennyh di-dakticheskih programmah [Elektronnyj resurs]. URL: http://novznania.ru/archives/7308 (data obrashcheniya: 11.07.2021).

• Cel' 4: Obespechenie vseohvatnogo i spravedlivogo kachestvennogo obrazovaniya i pooshchrenie vozmozhnosti obucheniya na protyazhenii vsej zhizni dlya vsekh [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education (data obrashcheniya: 11.07.2021).

• Celi razvitiya tysyacheletiya. OON, 2000 god. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. un.org/ru/millenniumgoals/ (data obrashcheniya: 11.07.2021).

• Delyoz Zh., Gvattari F. Chto takoe filosofiya? M.: Akademicheskij proekt, 2009. 261 s.

• Doll W. E. Foundations for a Post-Modern Curriculum // Journal of Curriculum Studies. 1989. Vol. 21. No. 3. P. 243-253 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.novelrussia.ru/ archives/5661(data obrashcheniya: 11.07.2021).

• Harari Yu.N. 21 urok dlya XXI veka. Per. s angl. Yu. Gol'dberga. M.: Sindbad, 2019. 416 s.

• Ivanova S. V. Didakticheskij koncept v epohu postmoderna // Cennosti i smysly. 2015. № 3 (37). S.6-13.

• Ivanova S. V., Elkina I. M. Postmodernizm i kachestvo obrazovaniya // Cennosti i smysly. 2016. № 6. (46). Tom 1. S.115-124.

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Perspektivy razvitiya obrazovaniya v usloviyah chetvertoj pro-myshlennoj revolyucii // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2019. № 6. S. 7-30.

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sistemnye transformacii v sfere obrazovaniya v usloviyah vne-dreniya cifrovyh tekhnologij // Cennosti i smysly. 2020. № 5 (69). S. 6-27.

• Inchkhonskaya deklaraciya. 0brazovanie-2030: Obespechenie vseobshchego inklyuz-ivnogo i spravedlivogo kachestvennogo obrazovaniya i obucheniya na protyazhenii vsej zhizni. Vsemirnyj forum po voprosam obrazovaniya (Koreya, 2015) [Elektronnyj resurs]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/education-2030-incheon-framework-for-action-implementation-of-sdg4-2016-en_2.pdf (data obrashcheniya: 11.07.2021).

• Kelly A. V. Education and Democracy. L.: Paul Chapman Publishing. 1995. C.71.

• Kelly A. V. The Curriculum: Theory and Practice, 5th edn. London. Thousand Oaks. New Delhi: SAGE Publications. 2004. 273 c. [Elektronnyj resurs]. URL: http://mehrmo-hammadi.ir/wp-content/uploads/2019/07/The-Curriculum-Theory-and-Practice-by-A.VKelly_.pdf (data obrashcheniya: 11.07.2021).

• Mill' Dzh. S. Osnovy politicheskoj ekonomii. Per s angl. M. I. Tugan-Baranovskogo. M.: EKSMO, 2007. 1038 s.

• Nikols T. Smert' ekspertizy: kak internet ubivaet nauchnye znaniya. M.: Eksmo, 2019. 368 s.

• Rejting stran mira po indeksu chelovecheskogo razvitiya. Programma razvitiya Organizacii ob"edinennyh nacij. 2020 god [Elektronnyj resurs]. URL: https://gtmarket. ru/ratings/human-development-index (data obrashcheniya 11.07.2021).

• Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. M.: Eksmo, 2019. 209 s.

• Staryj novyj vuka-mir: kak otvetit' na ego vyzovy [Elektronnyj resurs]. URL: https:// netology.ru/blog/07-2020-vuca (data obrashcheniya 11.07.2021).

• Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 goda № 474 «O nacional'nyh ce-lyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (data obrashcheniya: 11.07.2021).

• V 2020 godu v mire znachitel'no vyroslo chislo negramotnyh detej [Elektronnyj resurs]. URL: https://vk.com/wall-146541187_100209 (data obrashcheniya: 11.07.2021).

• V Rossii iz-za robotov rabotu mogut poteryat' rabotu bolee 20 mln chelovek // IA REGNUM. 2019. 10 sentyabrya [Elektronnyj resurs]. URL: https://regnum-ru.turbopag-es.org/regnum.ru/s/news/2713871.html (data obrashcheniya: 11.07.2021).

• YuNESKO. Obrazovanie dlya Celej ustojchivogo razvitiya [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.unesco.org/themes/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-0 (data obrashcheniya: 11.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.