Научная статья на тему 'Устойчивое развитие туризма: макроэкономические аспекты'

Устойчивое развитие туризма: макроэкономические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭФФЕКТИВНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / TOURISM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MACROECONOMIC ASPECTS / TOURIST DESTINATIONS / ENVIRONMENTAL QUALITY / EFFECTIVE POLICY / INNOVATION APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Д. А.

Определена значимость формирования эффективной политики устойчивого развития туристских дестинаций в условиях глобального кризиса. Сделана попытка диверсификации общей модели устойчивого туризма с учетом факторных переменных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable tourism development: macro-economic aspects

The importance of effective policy in sustainable development of tourist destinations in global crisis is identified. An attempt to diversify the overall model of sustainable tourism in the light of factor variables is given.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие туризма: макроэкономические аспекты»

венства по уровню сервиса, качества продукции, технологии обслуживания и т. п. Эта стратегия направлена на предоставление потребителям особых уникальных услуг, являющихся модификацией стандартных;

♦ стратегия концентрации - выбор ограничений по масштабам сферы деятельности организации с концентрацией ее деятельности на относительно небольшой группе потребителей, части товарного ассортимента или каком-либо аспекте деятельности:

♦ стратегия раннего выхода на рынок означает, что организация первой предла-

гает на рынке оригинальну ю туристскую услугу.

Однако в конечном итоге конкурентные преимущества получают тс организации. которые всесторонне учитывают особенности потребительского восприятия услуг и всемерно используют маркетинговые технологии воздействия на этот процесс.

С точки зрения туристского спроса,

СУД адресованы к концепции 4S, т. с. Sophistication - Specialization

Д. А. ЕФИМОВ

Segmentation - Satisfaction, или Комплексность - Специализация - Сегментация - Удовлетворенность, обеспечивая клиентов полным ассортиментом туристских услуг, предлагаемых независимыми производителями на у ровне дестинации.

Эти системы стараются предоставить гибкий, созданный на заказ, специализированный и интегрированный туристский «продукт» - персонализированный туристский опыт данной дестинации. посредством предоставления индивидуального туристского проду кта В настоящее время СУД представляют собой не только дополнительный канат сбыта турпродукта, но и стратегический инструмент, направленный на восстановление оптимального распределения влияния и доходов между всеми членами ту ристских канатов сбыта и позволяющий местному населению максимизировать позитивный вклад туризма в дестинацию.

СУД должна объединить всех участников ту ристкой деятельности на местном уровне. Она является всеохватывающей и полной системой интегрированного у правления ту ристской дестинацией.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

УДК 338.48

Определена значимость формирования нрфекпшвной по. шишки устойчивого ра/винит туристских дестинации в условиях глобального кртиса. Сделана попытка диверсификации общей модели устойчивого туризма с учетом факторных переменных.

Ключевые слова: туризм, устойчивое развитие, макроэкономические аспекты, туристские дести нации, качество окружающей среды, эффективная политика, инновационный подход.

The importance of effective policy in sustainable development of tourist destinations in global crisis is identified, i In attempt to diversify the overall model of sustainable tourism in the light of factor variables is given.

Key words: tourism, sustainable development, macroeconomic aspects, tourist destinations, environmental quality, effective policy, innovation approach.

Формирование эффективной политики устойчивого развития туристских дести-наций в условиях глобального кризиса требует инновационных подходов к макроэкономическому моделированию их жизненных циклов. Анализ широкого спектра публикаций по вопросам эконометрического моделирования развития ту ристских дестинаций показывает весьма ограниченный спектр входных и выходных параметров этих моделей. В основном это количество туристских прибытий как некоторая функция от доходов, демографических параметров, экономических показателей транспортной, гостиничной отрасли и ограниченного ряда макроэкономических (в основном финансовых) индикаторов. Распространенность таких моделей в теоретическом и практическом аспектах вполне объяснима - основными «заказчиками» здесь являются национальные и территориальные органы управления туристской отраслью. Существенным недостатком на концептуальном уровне в реализации таких моделей является практически полное отсутствие учета нагрузки на окружающую среду дестинаций в широком ее смысле.

В данной статье делается попытка диверсифицировать общую модель устойчивого туризма с учетом трех факторных переменных: Т(1) - количества туристов в момент времени I в данной дестинации; интегрального показателя качества окружающей среды для данной дестинации

Е(0 в момент времени I; капитальных активов С(1), вовлеченных в функционирование туристской дестинации. Следует отмстить, что в показателе С(1) не учитывается денежный поток от услуг, предоставляемых туристам. При построении макроэкономической модели развития туристской дестинации в рамках данной работы рассматривается только ес редуцированная форма с тремя параметрами (Е(0, С(1), Т(1)), поскольку каждый из них можно в дальнейшем формализовать в развернутом виде, например, туристов -по определенным кластерам (доходый, социокультурый и т. д.), инфраструктуру дестинации - по видам (отели, парки и т. д.). качество окружающей среды - по показателям качества отдельных компонентов (воздух, вода, биологическое и ландшафтное разнообразие и т. д.). В модели также не учитываются сезонные факторы, поскольку' проблематика управления затрагивает долгосрочную перспективу. В этих аспектах редуцированная форма удобна с точки зрения демонстрации управляемости параметров фу нкционирования дестинации и проектирования сценариев ее развития.

Оценим в первоначальном приближении взаимное влияние трех параметров (Е(1), С(1), Т(г)) дру г на дру га На рис. 1 приведена схема интерактивного взаимодействия окружающей среды, капитала и ту ристов в рамках дестинации.

Согласно приведенной модели туристские потоки и услуги, предоставляемые

туристам от построенной инфраструктуры. оказывают негативное воздействие на окружающую среду. С другой стороны, окружающая среда является привлекательным фактором для самих туристов. Взаимное положительное влияние туристов и капитала обусловлено той частью инвестиций для поддержания и развития дестинаций, которая была получена от предоставленных услуг туристам.

В рамках редуцированной модели предполагается, что туристы оценивают привлекательность дестинации в виде некоторого интегрального показателя А. При этом только через посетивших дес-тинацию туристов происходит трансляция оцененного значения А следующим потокам туристов. Таким образом, изменение туристского потока как функция от привлекательности дестинации может быть формализовано в виде уравнения

Т = = ППА(ПЦЕ(ПЛХП) ■

Ж

Следует отметить, что оцениваемое значение А является по своей природе средним показателем относительно неко-

А(Г,Е,С) = а(Г, Е,С)-а.

Средневзвешенная привлекательность однотипной дестинации а по своей природе является показателем конкурентной способности и включает в себя элемент субъективной оценки, поскольку сами оценщики-ту ристы весьма чувствительны и су бъективны (по своей кластерной принадлежности) к восприятию качества окружающей среды.

Интегральный показатель привлекательности окружающей среды дестинации в редуцированной форме может быть представлен как алгебраическая сумма трех компонент:

а = Не

Е

+ М,

С

Е + <рк С + <рсТ + (рс

-аТ,

Рис. 1. Интерактивное взаимодействие главных компонент макроэкономической модели туристской дестинации

торой абсолютной привлекательности а данной дестинации и средневзвешенной привлекательности однотипной дестинации а. Таким образом.

где первая компонента уравнения представляет собой фу нкционал роста и насыщения параметров качества окружающей среды (ОС). Фактически эта компонента позволяет учитывать степень удовлетворенности туриста от конкретного набора качественных показателей окру жающей среды дестинации:

Е

(1)

%->о Е+<рЕ

где ЦЕ - привлекательность дестинации при идеальном наборе показателей качеств;! ОС (Е —> оо); (рЕ - коэффициент полу насыщения. т. е. значения показателей качества ОС при 50 % степени удовлетворенности ту ри-ста-клиента.

Вторая компонента в уравнении интегрального показателя привлекательности связана с привлекательностью инфраструктуры предоставляемых услуг. По аналогии с уравнением (1) была использована функция насыщения. Таким образом, систему социокультурных потребностей туристов для дестинации

можно определить пятью основными параметрами {/1Е,<рЕ,/1с,<рс,а). Примечательно, что оцениваемое значение привлекательности А всегда остается положительным, даже при условии С=Т=0. Указанное условие соответствует так называемому эффекту Батлера, т. е. инициирующей фазе развития туристской дестинации.

Рассмотрим теперь динамику изменения качества окружающей среды при отрицательном влиянии туристских потоков на дестинацию. Если принять за общий поток негативного воздействия на окружающую среду, вызванного туристами, переменную 0(7(0, С(0, Е(0), то процесс деградации качества ОС можно описать в виде уравнения

£(/) = /•£(/)

1-

т

к

-/)(7Х0,С(0, £(/)), (2)

где г — степень роста (деградации).

Таким образом, процесс деградации ОС дестинации положительно коррелирует с туристским потоком и потоком капитала, более того, зависимость эта такова, что в большей степени деградирует «целинная» территория. В общем виде нагрузку на окружающую среду в виде потока негативного воздействия со стороны туристов и объектов инфраструктуры можно выразить как

О = Е(РС. + уТ).

Соответствующие коэффициенты при С и Г могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Введение поправочных коэффициентов р.у позволяет учитывать переменную и постоянную составляющие нагрузки на ОС. Так, например, система отопления отеля (поллютант) практически не зависит от

количества посетителей, однако может зависеть от фактора сезонности. С другой стороны, ярким примером переменной нагрузки служит инфраструктура горнолыжного курорта, напрямую зависящая от туристского потока.

Аналогично уравнению (2), рассмотрим динамику движения капитала в туристской дестинации:

С(1) = 1(Т(0,Е(0,С(0)-ЗС(0, где 8 характеризует амортизационные потоки инвестиционного капитала I.

В целом по туристской отрасли значения 8 невелики и безусловно меньше г. С другой стороны, потоки инвестиций в туристскую дестинацию, как правило, зависят от потока туристов Введя показатель в ставки инвестирования, можно выразить зависимость инвестиций от туристского потока: 1(Т,Е,С) = еТ.

Итак, в общем виде редуцированная эконометрическая модель развития туристской дестинации может быть представлена как система одновременных уравнений:

т=цо

Е(1)

Е(1)+ф.

С(1)

Г(/)+(рс7'(/)+фс

-а7’(/)-а

Е(I) = Е{() гЕ(О

1-

Ш)

К

-ре{1)-Ут

С = -8С\1) + еТ{!).

Как видно из системы уравнений, главным управляющим параметром, определяющим локальну ю политику в области туризма, является показатель е ставки инвестирования. Гибкое регули-

рование управляющих параметров определяет три основных сценария развития ту ристской дестинации: А - после роста -стабильное состояние около максимума потока; В - после достижения пика -плавная деградация; С - драматическое падение туристской активности (рис. 2).

J

Рис. 2. Сценарии развития туристской дестинации

с

5

Рис. 3. Базовые траектории развития туристской дестинации

9 -----

investment (е)

© Г/О

Рис. 4. Диаграмма бифуркаций для основных сценариев развития туристских дестинации

Рассматривая сценарии развития в системе главных компонент, можно оценить следу ющие траектории развития дестинации во времени (рис. 3).

Наибольший интерес с точки зрения практической реализации политики в

области туризма для дестинации. исходя из траекторий развития, представляет бифуркационная диаграмма в координатах е-а (рис. 4).

На рис. 4 представлено 10 характерных зон, определяющих политику в об-

ласти туризма. Кроме области № 8, где отсутствует деятельность (бесприбыльная активность), практический интерес представляют области № 2, 3, 7, 9, являющиеся прибыльными, но рисковыми.

Вся область ниже линии 1 является доходной и экономически безопасной, и, наконец, область, находящаяся над линией III. является зоной реализации экономически безопасной и конкурентной политики развития туризма.

М. А. ЗДОРОВ

К ВОПРОСУ О МОНИСТИЧЕСКОМ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОМ ТОЛКОВАНИИ ПОНЯТИЯ «АГРОТУРИІМ»

УДК 338.48-53:63

Подробно рассматривается понятие агротуртма как сектора туристской отрасли. Ныде.1ены виды агротуртма Дано монистическое и плюралистическое толкование понятия «агротуризм».

Ключевые слова: туризм, агротуризм, сельский туризм, аграрный туризм, туристский продукт, туристский комплекс.

The concept of«agritourism» as a sector of the tourism industry is considered. The species of agrotourism are identified The monistic and phtralistic interpretation of the term «agritourism» is given.

Key wonis: tourism, agritourism, rural tourism, agricultural tourism, tourist product, tourist complex.

В настоящее время определение агроту-ризма трактуется специалистами в монистической интерпретации, что означает чрезмерное использование аналитических возможностей только применительно к условиям туристской индустрии и незначительно отражает специфику сельскохозяйственного производства. На сегодняшний день большинство специалистов в области агротуризма, подверженные влиянию монистического толкования данного понятия, считают, что он получается при слиянии двух отраслевых рынков - сельскохозяйственного и туристского.

В подтверждение этого можно привести пример определения, которое дает ассоциация между народного экономического развития (МЭР).

Агротуризм - это сектор туристской отрасли, ориентированный на использование природных, культу рно-историче-ских и иных ресу рсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного ту ристского продукта .

1 Проект «Содействие муниципальным образованиям в подъеме агро- и экотуризма как перспективного стратегического направления развития малых и средних городов России» // Ассоциация МЭР при поддержке Фонда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.