УДК: 338.48 DOI: 10.12737/19723
ПОТЕНЦИАЛ АГРОТУРИЗМА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Пинаев Антон Владимирович, аспирант кафедры бизнес-технологий в туризме
и гостеприимстве, wiew999@mail.ru
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Туризм в Российской Федерации развивается стремительными темпами, оказывая существенное влияние на социально-экономические процессы регионов. Особенно сильно это влияние можно ощутить на примере отдельных видов туризма: сельского туризма и одного из его направлений - агротуризма. Сегодня агротуризм достаточно молодое направление развития территории, в т.ч. и Московской области, но уже зарекомендовавшее себя. Московская область обладает огромными ресурсами и большим, но в то же время не в полной мере реализуемым потенциалом, неповторимыми объектами культурного наследия, историей и уникальной природой для возможного развития агротуризма. По количеству объектов культурного наследия Московская область занимает достойное место в Российской Федерации. На территории области находятся знаменитые усадебные комплексы, города с уникальной архитектурой, исторические памятники и др.
В статье рассматривается потенциал агротуризма в Московской области, имеющиеся ресурсы и уже работающие агротуристские комплексы по всей территории Подмосковья. В Московской области есть все предпосылки для развития данного вида туризма. Этот вывод можно сделать, основываясь на том, что уже достигнуто в данной сфере. Примером могут служить такие известные агротуристские комплексы, как «Кузнецово», «Коновалово», «Ольхово».
Ключевые слова: агротуризм, ресурсы агротуризма, потенциал, туристский потенциал, Московская область
Туризм в середине XX века стал ценным социальным, политическим и экономическим явлением в экономиках зарубежных стран. Туризм начинает быть прибыльным делом, сравнимым с такими отраслями, как автомобилестроение и нефтегазодобыча [5].
В соответствии с федеральным законом от 26 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к главным и основным направлениям государственного регулирования туристской деятельности относится поддержка развития всех видов туризма. В последние годы одной из ключевых задач внутреннего туризма является развитие агротуризма в Российской Федерации [8]. Согласно созданной концепции для долгосрочного развития Российской Федерации «Стратегия-2020: новая модель роста», одним из приоритетных направлений перехода экономики страны к социально ориентированному хозяйствованию является создание
условий для развития инфраструктуры туризма, в том числе и агротуризма [3, 8]. Российская Федерация обладает огромным потенциалом для развития данного вида туризма. Однако, к огромному сожалению, это развитие идет очень медленно и не системно. Одним из основных, опираясь на мнение автора концепции, видов туризма, на который нужно делать ставку развития данной сферы туризма, является агротуризм [7]. В современных условиях в России этот вид туризма может стать одним из основных источников доходов для ряда сельских территорий и многих предпринимателей, особенно из числа сельских жителей [6, 7].
При сравнительной оценке потенциала агротуризма регионов определяются ресурсы и возможности их использования для развития данного вида туризма. Лидером, безусловно, является Московская область, наибольший вклад в потенциал которой вносят определенные факторы, такие как значительное количество памятников культуры и истории и высокий уровень урбанизации региона. Главными негативными факторами являются сложная экологическая ситуация и неразвитая инфраструктура в сельских районах, наиболее подходящих для развития агротуризма [4].
Агротуризм - это достаточно новое социально-экономическое явление, которое ориентировано на использование ресурсов сельской местности для создания и предложения туристского продукта широкому кругу лиц [3]. Поэтому следует полагать, что главными стратегическими приоритетами развития региона для стимулирования сферы туризма в сельских территориях должна стать концентрация туристских ресурсов, которые необходимы для организации агротуризма и включают основные туристские центры, имеющие достаточно большой потенциал для формирования агротуристских туров, и приграничные к ним территории. При этом активизация работы агротуристского сектора в регионе позволит развиваться районам, не имеющим каких-либо промышленных и сельскохозяйственных организаций и предприятий, и тем самым улучшит экономическое положение региона в целом [2].
Московская область - это субъект Российской Федерации (входит в состав Центрального федерального округа), отличающийся природным и водным разнообразием, огромным культурным фондом и многовековой историей. На ее территории расположено большое количество привлекательных туристических объектов и комплексов, которые пользуются популярностью у туристов [1]. Туристский потенциал Московской области наиболее ярко выражен в северном, юго-западном, западном, северо-западном территориальных секторах области. По данным экспертов, потенциал Московской
области составляет не менее 20% туристских ресурсов России. Около 50% туристского потенциала региона составляют культурные ресурсы (рис. 1).
■ памятники архитектуры и градостроительства - 67,7%
■ памятники археологии - 21% памятники истории - 10,7%
■ памятники монументального искусства - 0,6%
Рисунок 1 - Историко-культурный потенциал Московской области
На рисунке видно, что большую часть объектов туристского показа составляют памятники архитектуры и градостроительства (67,7%), чуть меньше четверти - памятники археологии (21%), и около десятой части - памятники истории (10,7%). Сегодня в Московской области насчитывается около 6 000 объектов культурного и исторического наследия, и это 5% всех памятников истории и культуры России. Сюда входит более 1 000 храмов и монастырей, около 100 музеев, более 200 памятников воинской славы, около 400 усадеб [8, 9]. Кроме того, в Московской области сосредоточено большое количество объектов народных художественных промыслов, которые, с одной стороны, выступают как объекты показа, а с другой - образуют базу для производства сувенирной продукции. Всемирную известность и признание получили следующие виды народных художественных промыслов:
-жостовская роспись (дер. Жостово, Мытищинский район); -лаковая миниатюрная живопись (с. Федоскино, Мытищинский район); -художественная обработка дерева (с. Богородское и г. Хотьково, Сергиево-Посадский район);
-платочное производство (г. Павловский Посад);
-художественная керамика (г. Гжель, Раменский район; пос. Вербилки, Талдомский район).
Обладая высокой степенью аттрактивности, культурные ресурсы могут быть использованы при создании комплексного туристского продукта, с помощью которого возможно удовлетворить разнообразные потребительские запросы в сфере туризма (например, приусадебный туризм).
Основу привлекательности агротуризма Московской области составляет и природный потенциал этого региона, который включает в себя лесные и водные ресурсы (рис. 2).
Лесные ресурсы Водные ресурсы
(районы) (районы)
Дмитровский, Егорьевский, Мытищинский, Истринский,
Сергиево-Посадский, Можайский, Рузский,
Клинский, Одинцовский, Озерский, Талдомский,
Можайский, Шатурский, Ступинский, Каширский
Талдомский
Рисунок 2 - Природный потенциал агротуризма Московской области
Как следует из рис. 2, лесные ресурсы сосредоточены в основном в Одинцовском, Дмитровском, Сергиево-Посадском, Можайском, Клинском и Талдомском районах. В то же время Можайский и Талдомский обладают и водными ресурсами, наряду с Мытищинским, Каширским, Озерским, Истринским районами. Из-за небольших размеров водного фонда Московской области и снижения уровня воды вследствие малоснежных зим возрастает значение искусственных водоемов. В Московской области создано большое количество искусственных водоемов. Этим обусловливается и качество воды, и живописность прибрежных ландшафтов, созданных, в т.ч. и антропогенным путём.
Агротуризм ориентирован на использование всех ресурсов в сельской местности с учётом её специфики для создания комплексного туристского продукта. При этом наибольшее значение имеют природные и историко-культурные ресурсы сельской территории, экологическая чистота местности, удаленность от крупных центров, хорошая инфраструктура (как главный фактор), обеспечение безопасности туристов, выполнение санитарно-гигиенических норм и обеспечение соответствующего уровня комфорта для клиента.
Эффективное использование потенциала развития агротуризма в большинстве своём определяется как целенаправленное формирование сельских туристских дестинаций
[2]. Дестинация - это наиболее значимый элемент системы агротуризма, т.к. именно она привлекает, мотивирует туристов и, таким образом, активизирует всю систему.
Сельская агротуристская дестинация представляет собой территорию (сельскую местность), обладающую большими географическими и организационно-экономическими границами, которые не обязательно совпадают с её административными границами, и привлекающую за счет уникальной системы естественных и искусственных факторов потоки отдыхающих [3]. Главными инструментами для формирования сельской туристской дестинации являются территориальный маркетинг, брендинг территорий и территориальный кластер [11, 12].
В последнее время отмечается повышенный спрос на услуги агротуризма в Московской области. В ответ на это всё больше предложений со стороны фермеров и предпринимателей появляются для туристов [8].
Основными направлениями развития агротуризма Подмосковья являются: -проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, а также верховая езда и пеший туризм с целью оздоровления населения;
-проведение охотничьих и рыболовных туров, осуществляющихся на базе хозяйств Московской области;
-организация экскурсий для детей и взрослых в крестьянских фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах (с проживанием в гостевых домах с целью ознакомления с сельской жизнью;)
-однодневные и многодневные рыболовные туры на базе рыбоводческих организаций;
-организация туров в сельскую местность с возможностью проживания и питания на базе отдыха, участия в сельскохозяйственных работах, мастер-классах, обучения ремеслу, получения оздоровительных услуг и дегустации традиционных блюд; -организация агротуристских хозяйств и баз отдыха.
Наибольший рост агротуризма в Московской области отмечается в западной и северной её части. К наиболее развитым относятся районы, отмеченные звездой (рис. 3). К наиболее известным агротуристским комплексам в Московской области можно отнести «Кузнецово» (д. Кузнецово, Клинский район), ферма Дмитрия Климова и Андрея Овчинникова (д. Курово, Истринский район), ферма «Лесная цесарка» (п. Лунево, Солнечногорский район), фермерское хозяйство «Машенька» (д. Плотихино, Сергиево-Посадский район), экоферма «Коновалово» (д. Степаньково, Шаховской район),
крестьянско-фермерское хозяйство «Ольгино» (с. Федцово, Волоколамский район). В Истринском, Рузском, Каширском, Талдомском районах предлагают туристам рыболовные и охотничьи туры, а в Волоколамском и Дмитровском - спортивные.
Рисунок 3 - Агротуристские районы в Московской области
Все агротуристские комплексы предлагают разные услуги, но их суть одна - отдых в сельской местности [9, 10]. Например, крестьянско-фермерское хозяйство Ольгино - это 12 бревенчатых домиков с камином, со всеми удобствами, и мангалом на улице. По соседству на животноводческой ферме обитают овечки с ягнятами, баран, козы, корова с теленком, индюки и фазаны. Туристам предлагают отведать натуральные молочные и мясные продукты, а также овощи с грядки, свежие фрукты и ягоды, вино, куриные яйца из гнезд, крольчатину, мед. Наряду со стандартными развлечениями, здесь можно взять
напрокат велосипед, лодку, беговые лыжи, санки. А на конеферме можно покормить лошадей, покататься верхом или в повозке [9, 10].
В итоге следует отметить, что агротуризм в Московской области обладает значительным потенциалом, способствующим развитию экономики региона. В Московской области имеются все ресурсы, необходимые для развития такого сложного вида туризма, как агротуризм. Перспективы агротуризма в области определены концепциями, программами и проектами, учитывающими особенности каждого муниципального района. Инициатива в развитии агротуризма исходит не только от государства, но и от местного населения, что чрезвычайно важно для достижения поставленных целей.
Литература
13. Мозгунов Н.А. Географические факторы развития сельского туризма в Центральной России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 25.00.24. - М.: МГУ, 2010. -С. 23.
14. Воробчуков С.А. Повышение конкурентоспособности аграрного туризма в России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - М., 2008. - С. 28.
15. Волков С. К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - №6 (17). - С. 30-38.
16. Дубиничева Л.В., Советов П.М. Агротуризм в развитии сельских территорий // Проблемы развития территории. - 2009. - Вып. 46. - С. 48-55.
17. Адамеску A.A. Аграрный туризм как инновационный фактор развития аграрнопромышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 13(70).
18. Нардин Д.С., Бацкаль Н.М. Место агротуризма в устойчивом развитии сельских территорий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - №4. -С. 31-34.
19. Пыняев С.В. Социальный потенциал экопоселений и развитие агротуризма в России // Вестник Поволжского института управления.- 2010. - №2. - С. 182-187.
20. Министерство сельского хозяйства Московской области. [Электронный ресурс]: URL: http://msh.mosreg.ru/ (дата обращения: 15.11.2015).
21. Национальная ассоциация сельского туризма. [Электронный ресурс]: URL: http://www.naturs.ru/ (дата обращения: 13.11.2015).
22. Агротуризм отдых за городом: Интернет-портал. [Электронный ресурс]: URL: http://agroturismo.ru/ (дата обращения: 05.10.2015).
23. Харитонова Т.В., Вапнярская О.И., Голикова О.М. Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики) // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 6 (53). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_6 (дата обращения: 05.10.2015).
24. Вапнярская О.И., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. -2015. - Т. 9, № 1. - С. 21-28.
POTENTIAL OF AGRITOURISM AND ITS USAGE IN THE RUSSIAN CONDITIONS
(THE CASE OF MOSCOW REGION)
Anton Pinaev, PhD student, e-mail: wiew999@mail.ru
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
Tourism in the Russian Federation is developing rapidly, exerting a significant influence on socio-economic processes of the regions. This influence can be followed especially strong in certain types of tourism: rural tourism and of one of its directions - agro-tourism. Today, agrotourism is quite new trend of territory development, including and Moscow region, but it has already proven itself. The Moscow region has enormous resources and great, but at the same time not fully realized potential, unique cultural heritage, history and unique nature for the possible development of agro-tourism. The Moscow region has enormous resources and great, but at the same time not fully realized potential, unique cultural heritage, history and nature. All this can be used for agrotourism development. Moscow region occupies a worthy place in the Russian Federation by the number of sites of cultural heritage. The famous manor complexes, the city with unique architecture, historical monuments and other are situated in the region. The article considers the potential of agrotourism of Moscow region, the available resources and agro-tourism complexes that are already working across the territory of localities near Moscow. Moscow region has all development prerequisites for this type of tourism. This conclusion can be done based on what has already been achieved in this area. Such well-known agrotourism complexes as "Kuznetsova", "Konovalovo", "Olkhovo" are the examples.
Keywords: agrotourism, resources of agrotourism, potential, touristic potential, Moscow
region
References
1. Mozgunov N.A. Geograficheskie faktory razvitija sel'skogo turizma v Central'noj Rossii [Geographical factors of rural tourism development in Central Russia]: Avtoreferat
dissertatsii kandidata ekonomicheskikh nauk [Candidate of Economics dissertation: author's abstract]. Moscow, 2010. 23 p.
2. Vorobchukov S.A. Povyshenie konkurentosposobnosti agrarnogo turizma v Rossii [Improving the competitiveness of agricultural tourism in Russia]: Avtoreferat dissertatsii kandidata ekonomicheskikh nauk [Candidate of Economics dissertation: author's abstract]. Moscow, 2008. 18 p.
3. Volkov S. K. Sel'skij turizm v RF: tendencii i perspektivy razvitija [Rural tourism in Russia: trends and development prospects] // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo [Economics, Business and Law]. 2012. №6 (17). Pp. 30-38.
4. Dubinicheva L.V., Sovetov P.M. Agroturizm v razvitii sel'skih territorij [Agrotourism in the development of rural territories] // Problemy razvitija territorii [Problems of Territory's Development]. 2009. Issue 46. Pp. 48-55.
5. Adamesku A. A. Agrarnyj turizm kak innovacionnyj faktor razvitija agrarnopromyshlennogo kompleksa [Agricultural tourism as an innovative factor in the development of agro-industrial complex] // Regional'naja ekonomika: teorija i praktika[Regional Economy: Theory and Practice]. - 2008. - № 13(70).
6. Nardin D.S., Backal' N.M. Mesto agroturizma v ustojchivom razvitii sel'skih territorij [Agrotourism in the sustainable development of rural areas]// Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Humanities and Sciences: Current Challenges]. 2011. №4. Pp. 31-34.
7. Pynjaev S.V. Social'nyj potencial ekoposelenij i razvitie agroturizma v Rossii [Social potential of eco-settlements and agritourism development in Russia] // Vestnik Povolzhskogo instituta upravlenija [Volga Institute of Management Bulletin]. 2010. №2. Pp. 182-187.
8. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva Moskovskoj oblasti [Ministry of agriculture of Moscow region]. URL: http://msh.mosreg.ru/ (Accessed on: 15.11.2015).
9. Nacional'naja associacija sel'skogo turizma [National Association of Rural Tourism]. URL: http://www.naturs.ru/ (Accessed on: 13.11.2015).
10. Agroturizm otdyh za gorodom: Internet-portal [Agrotourism rest in the countryside: the Internet portal]. URL: http://agroturismo.ru/ (Accessed on: 05.10.2015).
11. Haritonova T.V., Vapnjarskaja O.I., Golikova O.M. Ocenka konkurentosposobnosti Rossii kak edinoj turistskoj destinacii (na osnove zarubezhnoj metodiki) [Russia competitiveveness evaluation as a common tourist destination (based on foreign methods)] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014 6 (Accessed on: 05.10.2015).
12. Vapnjarskaja O.I., Haritonova T.V., Krivosheeva T.M. Tendencii v praktike menedzhmenta turistskoj destinacii [Trends in management practice for tourism destinations] // Vestnik Associacii VUZov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2015. Vol. 9, № 1. Pp. 21-28.