Научная статья на тему 'Государственная поддержка развития агротуризма в Московской области'

Государственная поддержка развития агротуризма в Московской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1144
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / НОРМЫ ПРАВА / АГРАРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / АССОЦИАЦИИ АГРОТУРИЗМА / AGROTOURISM / THE RULE OF LAW / LEGAL AGRICULTURAL RELATIONS / AGROTOURISM ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пинаев Антон Владимирович

Агротуризм способствует развитию не только сельской местности, но и региона в целом. Однако ничего не может происходить само собой, поэтому для каждого движения нужен толчок. Так и для агротуризма. В роли движущей силы может и должно выступать государство, которое располагает определенными средствами для поддержки деятельности в области сельского туризма и агротуризма, в частности. Государственная поддержка выражается в уже существующих нормативно-правовых актах, регулирующих эти направления туристской деятельности, а также в создании новых программ и проектов по развитию сельских территорий. К сожалению, реализации в полной мере программ государственной поддержки мешают правовые ограничения, проявляющиеся на базе существующих законов. Так, например, агротуризмом может заниматься только юридическое лицо, имеющее финансовое обеспечение, страхование ответственности, способное следить за культурной и экологической стороной своей деятельности, что на данном этапе тормозит развитие этого вида туризма. Поэтому в самое ближайшее время нормативно-правовое поле по данному и другим подобным вопросам должно быть урегулировано. Помимо непосредственной поддержки деятельности в области агротуризма, важная задача государственных программ заключается в стимулировании предпринимателей, особенно из числа сельских жителей, к занятию этим видом деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF AGRITOURISM DEVELOPMENT IN MOSCOW REGION

Agrotourism promotes not only countryside development, but also development of region as a whole. However, nothing can happen of itself, so every movement needs a push. And this is truly for agrotourism. The state has the means to support activities in the field of rural tourism, and particularly agrotourism. Thus, it can and should be a driving force. State support is reflected in the existing normative legal acts, regulating these types of tourism activity, as well as in the creation of new programs and projects for the development of rural areas. Unfortunately, the legal restrictions that appear on the basis of existing laws interfere with full realization of the state support programs. For example, only legal entity, having financial security, liability insurance, able to follow the cultural and environmental side of its activity, can be engaged in agrotourism. Today this fact hampers the development of this type of tourism. Therefore, in the near future, regulatory and legal framework for this and other similar issues should be settled. In addition to the direct support of agrotourism activities, an important task of government programs is to engage entrepreneurs, especially among rural people, in this activity.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития агротуризма в Московской области»

УДК: 338.48 DOI: 10.12737/19722

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Пинаев Антон Владимирович, аспирант кафедры бизнес-технологий в туризме

и гостеприимстве, [email protected]

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Агротуризм способствует развитию не только сельской местности, но и региона в целом. Однако ничего не может происходить само собой, поэтому для каждого движения нужен толчок. Так и для агротуризма. В роли движущей силы может и должно выступать государство, которое располагает определенными средствами для поддержки деятельности в области сельского туризма и агротуризма, в частности. Государственная поддержка выражается в уже существующих нормативно-правовых актах, регулирующих эти направления туристской деятельности, а также в создании новых программ и проектов по развитию сельских территорий. К сожалению, реализации в полной мере программ государственной поддержки мешают правовые ограничения, проявляющиеся на базе существующих законов. Так, например, агротуризмом может заниматься только юридическое лицо, имеющее финансовое обеспечение, страхование ответственности, способное следить за культурной и экологической стороной своей деятельности, что на данном этапе тормозит развитие этого вида туризма. Поэтому в самое ближайшее время нормативно-правовое поле по данному и другим подобным вопросам должно быть урегулировано. Помимо непосредственной поддержки деятельности в области агротуризма, важная задача государственных программ заключается в стимулировании предпринимателей, особенно из числа сельских жителей, к занятию этим видом деятельности.

Ключевые слова: агротуризм, нормы права, аграрные правоотношения, ассоциации агротуризма

В большом количестве научных источников указывается, что при государственном регулировании сельскохозяйственных отношений основными нормами отраслей права система аграрного производства оценивалась недостаточно, т.к. для данных сфер она не являлась основополагающим фактором. Поэтому на данный момент стороны аграрных отношений оптимально не урегулированы правовыми нормами, и требуется образование новых норм и пересмотр старых с учётом того, что каждая из них является элементом системы аграрных правоотношений. С этим трудно не согласиться, поскольку отсутствие государственного регулирования проблем приводит к негативным последствиям, в частности экономическим и экологическим.

Развитие агротуризма экономически выгодно для государства. Оно располагает средствами для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку

заинтересовано в главной функции сельского хозяйства - обеспечении продовольственной безопасности [1].

Эффект от развития аграрного туризма сельской территории проявляется в уменьшении зависимости поставленной цели (целевых индикаторов) от финансовой поддержки со стороны государства. Так, на начальном этапе для развития агротуризма нужны дополнительные денежные вложения как собственно в индустрию туризма, так и в аграрный сектор экономики в целом. Однако по мере развитие агротуризма потребность в таких вложениях уменьшается, поскольку агротуризм сам становится одним из источников финансирования социально-экономического развития сельской территории.

Правовое регулирования агротуризма, которое идет путём распространения на эту деятельность правовых норм законодательства, в настоящее время практически отсутствует и фактически не регулирует агротуризм, а рассматривает лишь частично достаточно общие вопросы данной сферы [1].

Отсутствие специальных нормативно-правовых актов применительно к сельскому туризму или агротуризму приводит к тому, что приходится руководствоваться нормами, которые установлены законодательством, регулирующим туристскую отрасль в целом, поэтому, по сути, под государственное регулирование подпадают лишь отдельные аспекты деятельности в области агротуризма.

Основой права, регулирующего деятельность в области агротуризма (в т.ч. ведение малого семейного гостиничного бизнеса), являются следующие законодательные акты.

1. Конституция Российской Федерации (здесь рассматриваются общие вопросы данного вида деятельности, в частности часть 1, ст. 34, ст. 23, часть 1 и 3).

2. Гражданский кодекс РФ, ст. 685.

3. Налоговый кодекс РФ (рассматривает экономическую составляющую деятельности в области агротуризма, к примеру, ст. 83, п.3, 4; ст. 84, п.1, 6; _ст. 207; ст. 208, п. 4; ст. 224, п.1; ст.225 и др.).

4. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Принят Государственной Думой Российской Федерации от 4 октября 1996 г. № 132-ФЗ.

5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с изменениями от 13 и 21 марта 2002 г.

6. Федеральный закон «О стандартизации» с изменениями от 27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г.

7. Федеральный закон «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от

7 декабря 1991 г. № 2000-1 и «Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от

8 июля 1994 г. № 1482 (в ред. от 29.08.2001).

8. Государственная целевая программа «Социальное развитие села до 2020 г.».

9. Государственная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» [2].

В Московской области основой норм агротуризма являются федеральные нормы права, а также создающиеся федеральные и региональные программы по развитию данного вида хозяйства. Главным инициатором в развитии агротуризма в Московской области является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, которое определило основу развития агротуризма через создание инфраструктур поддержки по географическому принципу в муниципальных образованиях области. Поддержка агротуризма в Московской области будет осуществляться посредством создания саморегулируемых организаций информационных ресурсов о местах размещения данного вида услуг.

Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в области агротуризма в Российской Федерации, позволило сделать ряд выводов.

Во-первых, в настоящее время большинство нормативно-правовых актов является не только инструментом устойчивого развития агротуризма, но и своеобразным барьером для организации этого вида деятельности. Так, например, Федеральный закон от 4 октября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет, что турпоездки в сельскую местность - это деятельность туроператора, т.е. деятельность по формированию, организации и реализации турпродукта, которая осуществляется юридическим лицом. В данном законе в ст. 4.1 указаны условия, при которых осуществляется деятельность туроператора. Поэтому в целях защиты интересов граждан и их прав юридическому лицу разрешено осуществлять туроператорскую деятельность, если он имеет договор страхования гражданской ответственности. Таким образом, любое хозяйство, специализирующееся на агротуризме, созданное как крупной компанией, так и семьей, должно быть зарегистрировано в форме юридического лица, имеющего договор страхования гражданской ответственности.

Одним из барьеров для организации агротуризма в Московской области является требование регистрации лица, занимающегося организацией туристской деятельности, в

едином государственном федеральном реестре туроператоров [4]. В этом реестре организаторы туристской деятельности не дифференцируются по видам туризма (круизный, экологический, активный, деловой и т.д.), поэтому выбрать операторов, специализирующихся на агротуризме, практически невозможно. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что большая часть организаций, занимающихся агротуризмом, отсутствует в этом реестре.

Наряду с существующими нормативно-правовыми актами, регулирующими агротуризм, в Российской Федерации появляются программы и проекты, направленные на развитие этого вида туристской деятельности. Большинство программ и проектов разрабатывается на федеральном уровне. Так, например, цель уже действующей программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельской продукции, сырья и продовольствия на 2008-2015 гг.», утвержденной Правительством Российской Федерации 14 июля 2007 года, - повышение уровня и качества жизни сельского населения посредством развития местных территорий, в т.ч. с помощью агротуризма. В настоящее время работает проект целевой программы, созданный Минспорттуризма России совместно с Ростуризмом, «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» на основе предложений, представленных субъектами Российской Федерации. Главной задачей, которая решается в рамках этого проекта, является создание оптимальных условий для привлечения частных инвестиций, а также развитие уже существующих туристских ресурсов сельской местности, создание и реконструкция сетей сельских туристских хозяйств; воссоздание социокультурной среды исторического наследия.

Кроме того, в Российской Федерации начали появляться ассоциации агротуризма, деятельность которых направлена на продвижение сельскохозяйственного продукта. В 2008 году появилась первая ассоциация - «АгроТуризмАссоциация», деятельность которой была направлена на расширение сотрудничества между организациями, которые занимаются развитием аграрного туризма, а также на установление деловых контактов с крестьянско-фермерскими хозяйствами. В процессе работы данной организации был проведен ряд экспедиций в фермерские хозяйства, гостевые дома с целью изучения опыта работы фермеров в аграрном туризме. На основе полученных результатов ассоциацией были разработаны проекты концепций развития отдельных территорий страны на основе агротуризма, а также методические указания для предпринимателей, желающих начать деятельность в области агротуризма. «АгроТуризмАссоциация» принимает активное участие в региональных и местных выставках по туризму, а также в создании концепции

развития агротуризма в Московской области [3]. Также появляются прочие ассоциации агротуризма.

С 2013 года органами государственного управления туризмом Московской области обеспечивается взаимодействие с отраслевыми институциональными организациями по обучению вопросам предпринимательства в области агротуризма в рамках учебных программ. [5, 12]

Поддержку субъектов агротуризма в Подмосковье осуществляется также с помощью создания условий для продвижения на рынок созданных ими турпродуктов. Большая работа проводится в части издания рекламно-информационных материалов: каталогов сельских гостевых домов, агроферм и туроператоров, осуществляющих деятельность в области агротуризма, а также другой полиграфической продукции [11].

Работа с населением предполагает проведение форумов, различных семинаров, выставок и конференций с участием в этих мероприятиях организаторов деятельности в области агротуризма [11].

На рисунке 1 показана схема участия государства в поддержке агротуризма.

Рисунок 1 - Поддержка государства в продвижении агротурпродукта

Сегодня определены и меры поддержки агротуризма органами государственной власти Московской области (рисунок 2).

Но наибольшую популярность в СМИ получила концепция развития туризма в Московской области (далее - Концепция), разработанная в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р.

Рисунок 2 - Меры поддержки агротуризма органами власти Московской области

Данная Концепция способствует развитию в Московской области и туристской деятельности в целом, тем самым подавая пример для других регионов страны. [6]

Реализация данной Концепции в Московской области может привести к улучшению экономической ситуации в сельской местности, в том числе:

- становлению и развитию малого предпринимательства [8, 9];

- сокращению безработицы посредством создания новых рабочих мест [8];

- увеличению доходов и повышению уровня и качества жизни сельских жителей

[9, 10];

- развитию инженерной и социальной инфраструктуры, а также улучшению экологии [8, 9, 10];

- увеличению интереса со стороны городского жителя к сельской продукции [8, 9, 10];

- возрождению и реконструкции местных достопримечательностей, сохранению местных обычаев, фольклора, народных промыслов [8, 9, 10];

- повышению культурно-познавательного уровня сельского населения [7];

- увеличению доходов местного бюджета [7, 8];

- разгрузке наиболее популярных туристских центров, уменьшению негативных последствий слишком интенсивной деятельности в «престижных» регионах [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что агротуризм при имеющемся потенциале и благодаря вниманию со стороны государства должен и может стать важной точкой социального, экономического, духовного и культурного роста. Агротуризм способен, если уж не решить, то хотя бы обеспечить положительную динамику в решении проблем сельских территорий при сокращении потребности в государственном финансировании.

Литература

1. Биткова Л. А. Правовые проблемы организации сельского туризма в России // Аграрное и земельное право. - 2013. - № 6 (102). - С. 11-20.

2. Попова О.В. Правовое регулирование агротуризма (сельского туризма) // Журнал аграрного и земельного прав. - 2015. - №1. - С. 28-36.

3. Землякова Г.Л. Понятие государственного управления в земельном праве и законодательстве // Аграрное и земельное право. - 2012, № 5 (89). - С. 51-54.

4. Кундиус В.А., Чермянина В.В. Проблемы и перспективы агротуризма в регионе // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-1. - С. 24-29.

5. Качинский Д.И. Развитие агротуризма и проблема подготовки профессиональных туристских кадров // Вестник РМАТ. - 2012. - № 2-3. - С. 31-33.

6. Ощепкова Н.А. Состояние и перспективы развития сельского туризма в Калужской области // Вестник РМАТ. - 2014. - № 4. - С. 29-33.

7. Федеральное агентство по туризму: Интернет-портал. [Электронный ресурс]: URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 05.10.2015).

8. Министерство сельского хозяйства Московской области. [Электронный ресурс]: URL: http://msh.mosreg.ru/ (дата обращения: 15.11.2015).

9. Национальная ассоциация сельского туризма. [Электронный ресурс]: URL: http://www.naturs.ru/ (дата обращения: 13.11.2015).

10. Агротуризм отдых за городом: Интернет-портал. [Электронный ресурс]: URL: http://agroturismo.ru/ (дата обращения: 05.10.2015).

11. Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Разработка маркетинговых стратегий развития городских поселений в России / Технологии управления социально-экономическим развитием региона: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - В 3-х ч. - М.,2009. - С. 189-194.

12. Kharitonova T.V., Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System's Conformity with Requirements of a Modern Business-Society. // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. С. 22-24.

STATE SUPPORT OF AGRITOURISM DEVELOPMENT IN MOSCOW REGION Anton Pinaev, PhD student e-mail: [email protected]

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

Agrotourism promotes not only countryside development, but also development of region as a whole. However, nothing can happen of itself, so every movement needs a push. And this is truly for agrotourism. The state has the means to support activities in the field of rural tourism, and particularly agrotourism. Thus, it can and should be a driving force. State support is reflected in the existing normative legal acts, regulating these types of tourism activity, as well as in the creation of new programs and projects for the development of rural areas. Unfortunately, the legal restrictions that appear on the basis of existing laws interfere with full realization of the state support programs. For example, only legal entity, having financial security, liability insurance, able to follow the cultural and environmental side of its activity, can be engaged in agrotourism. Today this fact hampers the development of this type of tourism. Therefore, in the near future, regulatory and legal framework for this and other similar issues

should be settled. In addition to the direct support of agrotourism activities, an important task of government programs is to engage entrepreneurs, especially among rural people, in this activity.

Keywords: agrotourism, the rule of law, legal agricultural relations, agrotourism associations

References

1. Bitkova L.A. Pravovye problemy organizacii sel'skogo turizma v Rossii [Legal issues of rural tourism in Russia] // Agrarnoe i zemel'noe pravo [Agricultural and Land Law] - 2013. № 6 (102). Pp. 11-20

2. Popova O.V. Pravovoe regulirovanie agroturizma (sel'skogo turizma) [Legal regulation in agrotourism (rural) tourism] // Zhurnal agrarnogo i zemel'nogo prav [Agricultural and Land Law Journal]. - 2015. - №1. - S. 28-36.

3. Zemljakova G.L. Ponjatie gosudarstvennogo upravlenija v zemel'nom prave i zakonodatel'stve [The concept of government control in land law and legislation] // [Agricultural and Land Law]. - 2012. № 5 (89). Pp. 51-54.

4. Kundius V.A., Chermjanina V.V. Problemy i perspektivy agroturizma v regione [Problems and prospects of agrotourism in a region]// Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Altai State University]. 2011. № 2-1. Pp. 24-29.

5. Kachinskij D.I. Razvitie agroturizma i problema podgotovki professional'nyh turistskih kadrov [Agrotourism development and training of professional personnel in tourism] // Vestnik RMAT [Bulletin of RMAT]. 2012. № 2-3. Pp. 31-33.

6. Oshhepkova N.A. Sostojanie i perspektivy razvitija sel'skogo turizma v Kaluzhskoj oblasti [Rural tourism in Kaluga region: State and development prospects] // Vestnik RMAT [Bulletin of RMAT]. 2014. № 4. Pp. 29-33.

7. Federal'noe agentstvo po turizmu: Internet-portal. [Federal Agency for Tourism: Internet portal]. URL: http://www.russiatourism.ru/ (Accessed on: 05.10.2015).

8. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva Moskovskoj oblasti [Ministry of agriculture of Moscow region]. URL: http://msh.mosreg.ru/ (Accessed on: 15.11.2015).

9. Nacional'naja associacija sel'skogo turizma [National Association of Rural Tourism]. URL: http://www.naturs.ru/ (Accessed on: 13.11.2015).

10. Agroturizm otdyh za gorodom: Internet-portal [Agrotourism rest in the countryside: the Internet portal]. URL: http://agroturismo.ru/ (Accessed on: 05.10.2015).

11. Haritonova T.V., Krivosheeva T.M. Razrabotka marketingovyh strategij razvitija gorodskih poselenij v Rossii [Development of marketing strategies for urban settlements in Russia] / Tehnologii upravlenija social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: materialy II

Vserossij skoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Management Technologies of the socio-economic development of a region: Materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation]. In three volumes. Moscow, 2009. Pp. 189-194.

12. Kharitonova T.V., Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System's Conformity with Requirements of a Modern Business-Society. // World Applied Sciences Journal. 2014. r 30. № 30. C 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.