Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельской местности и информатизация налогово-учетной системы'

Устойчивое развитие сельской местности и информатизация налогово-учетной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельской местности и информатизация налогово-учетной системы»

Canadians).Выполнение этой программы обеспечит доступ к высокоскоростному интернету для 250 000 домохозяйств, расположенных в сельской местности и отдаленных районах Альберты, Британской Колумбии, Квебека, Онтарио, Манитобы, Северо-Западных Территорий, Нунавута.

Основным механизмом реализации проектов развития ШПД в сельской местности и отдаленных регионах Канады является механизм частно-государственного партнерства. Федеральное правительство финансирует до 50% затрат компаний, выбранных на конкурсной основе для строительства и эксплуатации сетей ШПД. Предполагается, что провайдеры смогут обеспечить широкополосное соединение со скоростью не менее 1,5 Мбит в секунду.

Одним из лидирующих канадских провайдеров широкополосных услуг в сельских поселениях Канады является компания Xplornet Communications Inc. (бывшая Barrett Xplore Inc.), выстраивающая сеть четвертого поколения на базе технологии WiMAX. Сеть использует как наземные, так и спутниковые компоненты. Установленные фиксированные базовые станции обеспечивают скорость до 100 Мб/с.Что касается спутниковой части, то первый спутник ViaSat-1 в октябре 2011 г. был выведен на орбиту российским ракетоносителем «Протон», а 14 февраля 2012 г. Xplornet Communications Inc. уже объявила о завершении испытаний сетей, работающих через этот спутник, и о начале предоставления коммерческих услуг. Общая пропускная способность спутниковой связи - 140 Мбит/с. В декабре 2011 г. компания проинформировала о тестах сети LTE TDD, которые были проведены в диапазонах 2.5-2.7 ГГц и в диапазоне 3.5 ГГц. Испытания показали возможность перехода при необходимости к LTE TDD на базе существующей инфраструктуры WiMAX.

Федеральные программы развития ШПД в сельской местности дополняются аналогичными программами на региональном уровне. Так, правительство провинции Онтарио в 2008 г. начало реализацию четырехлетней програм-

мы «Развитие широкополосной связи в сельской местности» (Rural Connections Broadband Program) общей стоимостью 30 млн кан. долл. Инвестиции от провинциального правительства на один проект могут составлять от 150 тыс. кан. долл. до 1 млн кан. долл. при условии софинансирования муниципальными органами власти и самой компанией-провайдером услуг связи.

Правительство провинции Альберта, где в настоящее время 72000 домохозяйств в сельской местности (или 6% от общей численности) не имеют доступа к высокоскоростному Интернету, в январе 2012 г. объявило о создании фонда в 5 млн кан. долл. для реализации инфраструктурных проектов в рамках программы «Последняя миля для сельских поселений» (Final Mile Rural Community Program) (прим. - Последняя миля в отрасли связи - канал, соединяющий конечное (клиентское) оборудование с узлом доступа провайдера (оператора связи).По программе компании - провайдеры могут получить финансирование до 75% своих затрат на установку трансляционных башен, прокладку волоконно-оптического кабеля, установку и настройку беспроводного оборудования, оплату сборов за лицензии на использование радиочастот.

Экономическая диверсификация является ключевым механизмом для выживания большинства сельских поселений. Большое значение для развития диверсификационных процессов на селе имеет высокоскоростной доступ к сети Интернет, который открывает возможности для организации он-лайн бизнеса, дистанционного образования, предоставления и использования услуг телемедицины. Развитие телекоммуникаций приводит к тому, что географическое положение поселений становится все меньшим барьером для социальной и экономической интеграции. При этом рационализируется процесс миграции населения из села в город и в целом происходит совершенствование национальной социально-географической структуры страны.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

НАЛОГОВО-УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Р.Р. Галиев, к.э.н., доц. Башкирского государственного аграрного университета

Как известно, главной целью агропромышленного комплекса является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, а промышленности - в сельскохозяйственном сырье. С началом

рыночных реформ АПК Республики Башкортостан не полностью справляется со своей задачей обеспечения населения мясом и мясопродуктами, овощами и бахчевыми. Разница между объемами личного потребления и про-

изводства мяса и мясопродуктов в Республике Башкортостан из года в год увеличивается. В последнее время ежегодно импортируется до 50 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, что составляет более 20% от размеров его производства в республике и до 40 тыс. тонн овощей и бахчевых (12-15%) [7, 9]. Следовательно, Республика Башкортостан постепенно теряет продовольственную независимость от зарубежных партнеров по мясу и мясопродуктам, овощам и бахчевым.

В Республике Башкортостан также нарушена сбалансированность рационов питания населения по витаминам и микроэлементам, полиненасыщенным жирным кислотам из-за недостатка овощей, бахчевых, рыбы и рыбопродуктов. Рационы являются гипертрофированными углеводистыми из-за избытка картофеля, сахара, хлеба и хлебобулочных изделий [9].

Для обеспечения независимого от зарубежных партнеров полноценного питания населения Республики Башкортостан необходимо довести объемы производства на душу населения основных продуктов питания, таких как мясо и мясопродукты, овощи и бахчевые, рыба и рыбопродукты до рекомендуемых Минздравсоцразвития норм [10]. Значительную роль в решении этой проблемы может сыграть преодоление кризисной ситуации в агропромышленном комплексе.

Кризис в агропромышленном комплексе Республики Башкортостан не случаен и предопределен не столько внешними факторами, сколько внутренними. За последние годы из сферы сельского хозяйства ежегодно выбывало от 10 до 35 тыс. работников. Известно, что 1% прироста продукции сельского хозяйства оживляет всю экономику на 2-3%, а один работник сельского хозяйства обеспечивает занятость восьми человек в других отраслях народного хозяйства. Поэтому многие страны выход из кризисного состояния в агропромышленном комплексе начинали с развития сельского хозяйства [4].

Одной из причин сокращения кадров аграрных предприятий послужило сокращение капитала сельского хозяйства. Утечка капитала в другие отрасли, предприятия, страны исчисляется миллиардами рублей в год [2]. Если утечка капитала отчасти компенсируется адресными субсидиями участникам различных государственных программ, то кадры из села уходят безвозвратно.

Причинами непривлекательности труда в аграрном производстве являются зависимость эффективности труда от природно-климатических условий, сезонность характера

производства, тесная связь с живыми организмами, сравнительно низкий уровень механизации, напряженность труда в виду занятости и в личном подсобном хозяйстве, высокий удельный вес труда женщин, подростков, пенсионеров, необустроенность жизни на селе. И все это на фоне относительно низкой оплаты труда. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в 1990 г. составляла 96 % средней заработной платы по экономике в целом, а в годы реформ не превышает и половины средней заработной платы по экономике [9]

В 2010 г. работникам, занятым в сельскохозяйственном производстве республики, выплачено в среднем 6 600 руб. в месяц (в том числе 250 руб. оплата стоимости питания и натуральная оплата). Численность работников, получающих заработную плату ниже минимального размера заработной платы, равного 5500 руб., составила 4654 чел. (8,6%). В итоге, в сельскохозяйственном производстве республики в 1990 г. были заняты 305 тыс. чел., в 2000 г. - 215 тыс. чел., к 2010 г. осталось 54 тыс. чел. Из шести бывших работников сельского хозяйства пятеро более не работают на селе.

Происходящие изменения настолько глубоки, что находят отражение в органической структуре капитала. Если в дореформенный период (1990 г.) в структуре аграрного капитала соотношение стоимости потребленной рабочей силы к стоимости потребленных средств производства составляло 30:70, то в процессе реформ (к 2000 г.) это соотношение изменилось до 20:80. Существенно сократилась доля затрат на возмещение стоимости потребленной рабочей силы (на 13 п.п.) при увеличении доли затрат на возмещение потребленных оборотных средств (на 14 п.п.). О замене ручного труда машинным речь не идет, так как доля затрат на возмещение стоимости потребленных основных средств также сокращается (на 4 п.п.). При этом наблюдается рост доли затрат на отчисления в страховые фонды для воспроизводства рабочей силы (на 1,6 п.п.).

Еще со времен А. Смита самым справедливым из всех налогов считается земельный налог (налог на ренту) [8]. В России, в частности, в Республике Башкортостан, больше облагается налогом сельский труд и капитал, нежели земля. Так, налоговая нагрузка в сельском хозяйстве доходит до 10% от выручки и основное налоговое бремя (до 60% из суммы всех налогов) - это налог на труд. При существующей системе налогообложения с заработанного одного рубля сельские товаропроизводители отдают до 50 коп в бюджет и вне-

бюджетные фонды: в форме страховых взносов (34,2%), налога на доходы физических лиц (13%) и при покупке товаров и услуг - налога на добавленную стоимость (10 или 18%). Это снижает стимул к труду в общественном производстве, о чем свидетельствуют и данные Госкомстата Республики Башкортостан [9]. В структуре доходов населения оплата труда сократилась с 74% в 1990 г. до 28% к 2010 г., а прочие поступления увеличились с 10 до 41% (в том числе от реализации продукции личного подсобного, садово-огородного, дачного хозяйства).

Далее, по величине нагрузки (до 36% из суммы всех налогов), идет налог на капитал: налог на добавленную стоимость составляет 10%, налог на имущество - 2,2%, единый сельскохозяйственный налог - 6% разницы доходов и расходов. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога, освобождая от уплаты налога на добавленную стоимость, делает сельхозтоваропроизводителей «невыгодным» контрагентом для перерабатывающих предприятий. Снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18%, при неизменной 10-ти процентной ставке для продовольственных товаров, также негативно отразилось на структуре налогов сельских товаропроизводителей, так как уменьшилась разница, представляемая к возмещению из бюджета. Налог на капитал, как известно, снижает стимул инвесторов вкладывать его в производство, в данном случае в аграрную сферу экономики республики.

Земельный налог является местным налогом, устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в размере не более 0,3%. Он является одним из стимулов вовлечения земель в сельскохозяйственное производство. Налог на землю в сельском хозяйстве Республики Башкортостан не превышает 1% суммы всех налогов и 0,1% от суммы выручки. На фоне обременительных налогов на труд и капитал, он перестает действовать как стимул к эффективному использованию земель. Так, с 2000 по 2009 г. общая площадь земель организаций и граждан, вовлеченная в производство сельскохозяйственной продукции, сократилась на 68 тыс. га. Только в 2010 г. выведены из сельскохозяйственного оборота республики 521 га пашни в форме залежей [3].

За период реформ противоречия в аграрной политике привели к изменению доли в объемах производства сельхозпредприятий, личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Если в

1990 г. сельхозпредприятия производили 2/3 продукции, а ЛПХ и КФХ 1/3, то к 2010 г. картина совершенно противоположная: сельхозпредприятия - 1/3, а ЛПХ и КФХ - 2/3. При этом доля ЛПХ существенно превалирует над КФХ, чему способствует и разработанная республиканская программа развития личных подсобных хозяйств. Объясняется это также тем, что ЛПХ не является предпринимательской деятельностью, не нуждается в специальной регистрации, ведении обязательной налоговой и иной отчетности. Факт развития ЛПХ доказывает существование естественной формы производственной деятельности на селе, как наиболее удобной и выгодной для граждан. Принимая форму ЛПХ, крестьяне естественным образом избегают обременительных налогов, контроля над ними, регистрации в налоговых органах, страховых и пенсионных фондах [1].

На современном этапе развития сельского хозяйства республики, существенного увеличения объемов производства мяса, рыбы, овощей и бахчевых можно добиться преимущественным расширением деятельности и увеличением численности крестьянских фермерских хозяйств. Традиционно в республике животноводством и овощеводством занимаются в ЛПХ и КФХ, соответственно, более половины и более двух трети. Среднегодовая выручка ряда ЛПХ составляет порядка 300 тыс. руб. В отдельных ЛПХ содержится до 100 гол. свиней, до 500 гол. овец, до 1000 гол птицы [1, 7]. Следовательно, часть из них можно переводить в разряд крестьянских фермерских хозяйств. Вместе с тем, считаем целесообразным, освободить крестьянские (фермерские) хозяйства от всех налогов на труд и капитал, кроме земельного налога, рассчитываемого в процентах от стоимости земли. Одновременно, государство должно взять на себя развитие информатизации села, упростить регистрационную и учетную работу крестьянских (фермерских) хозяйств за счет повсеместного внедрения электронного обслуживания в госорганах и уведомительного принципа регистрации.

Реализация такого подхода выступит мощным толчком к инвестиционной и трудовой активности на селе, более полному обеспечению населения полноценными продуктами питания собственного производства, а недополученные из села 2 млрд руб. для бюджета компенсировались бы четырьмя миллиардами из промышленности (1% прироста продукции сельского хозяйства оживляет всю экономику на 2-3%) [2, 4].

Источники

1. Владимиров И. А. Организационно-правовые проблемы развития аграрного предпринимательства в России. Процесс коммерциализации аграрного производства: Монография. - Уфа, РИЦ БашГУ, 2010. - С. 70, 84-87.

2. Галиев Р.Р. Устойчивое развитие аграрной экономики - залог устойчивости общества // Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе. Матер. всерос. науч.-практ. конф. Часть III. -Уфа: ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2011. - С. 52.

3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2009 г. - Уфа, 2010. - С. 40.

4. Гусманов У.Г. Усиление роли науки в инновационном развитии сельского хозяйства // Роль науки в инновационном развитии сельского хозяйства. Матер. всерос. науч.-практ. конф. - Уфа: АН РБ. Гилем, 2010. - С. 8.

5. Малое предпринимательство в Республике Башкортостан [Текст]: стат. сборник. - Уфа: Башкор-тостанстат, 2009 и 2010. - 72 с.

6. Малое предпринимательство в России, 2008 [Текст]: стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики. - М.: Росстат, 2009. -164 с.

7. Основные показатели сельского хозяйства Республики Башкортостан. Статбюллетень. Уфа: Башкортостанстат, 2011. - 54 с.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. Т.2. -С. 345.

9. Статистический ежегодник Республики Башкортостан: Статистический сборник / Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике. - Уфа, 2002, 2010.

10. "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 августа 2010 г. N 593н // "Российская газета" №5313 от 15 октября 2010 г.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ -НАДЕЖНЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ

А.П. Огарков, д.э.н., чл.-корр., советник Россельхозакадемии, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, С.А. Огарков, к.э.н., преп. Московского финансово-юридического университета

Согласно Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ сельскохозяйственные потребительские строительные кооперативы созданы в Ярославской, Рязанской, Омской областях, оформляются в Ленинградской, Читинской, Тульской, Самарской, Ульяновской, Нижегородской, Ростовской областях, Забайкальском крае, республиках Татарстан, Удмуртия. В Федеральном законе кооперативы разделены на две группы: производственные и потребительские, которые обслуживают производство: сбытовые, перерабатывающие, строительные, кредитные и др.

Таким образом, если в названии кооператива имеется слово потребительский, следовательно, он обслуживающий основное производство. Строительные кооперативы являются обслуживающими, некоммерческими. Однако их продукция является жизнеобеспечивающей основными фондами: жилыми зданиями, производственными объектами, средствами инженерного оборудования и благоустройства.

В настоящее время износ основных фондов села превысил 65%, а их ежегодное восстановление многократно меньше выбытия. Имеется острая потребность замены ветхих

построек, оснащения сельских объектов современными инженерными системами, что позволит повысить производительность труда, улучшить условия проживания.

Дефицит трудоспособных кадров на сельских территориях оценивается в 1,5 млн человек, в том числе 0,5 млн работников массовых профессий: механизаторов, доярок. По имеющимся опросам почти 70% молодых тружеников села нуждаются в получении жилья или улучшении жилищных условий.

Сельскохозяйственные потребительские строительные кооперативы (СПСК) можно подразделить на два типа: кооперативы-заказчики и кооперативы-стройподрядчики.

Успешно проявили себя кооперативы-заказчики, в недавнем прошлом, по строительству сельского жилья - СЖСК в Московской области. Средства на строительство жилых домов с приусадебными участками формировались на долевом участии федерального и областного бюджетов, сельскохозяйственных предприятий и самих будущих хозяев домов. Кредит выдавался сроком на 25 лет с выделением доступного первоначального взноса и четким распределением помесячных выплат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.