УДК: 338.48(575.2).058:911.36
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ТУРИЗМА В ТАДЖИКИСТАНЕ: РОЛЬ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ
КУРБОНОВ ЁРМАХМАД СУЛОНАЛИЕВИЧ
К.э.н., доцент кафедры туризма бизнеса и гостеприимства Международный университет туризма и предпринимательство Таджикистана
Аннотация: Статья посвящена проекту, направленному на развитие сельской экономики в Таджикистане, с акцентом на поддержку агробизнеса и туризма. Проект предусматривал предоставление грантов различным субъектам, включая фермеров, фермерские группы, ММСП, туристические предприятия и некоммерческие организации. Цель проекта - способствовать росту доходов сельского населения, создавать новые рабочие места и развивать устойчивый туризм. В статье подробно описаны виды предоставляемых грантов, их назначение и примеры финансируемых проектов. Также приведены примеры размеров грантов для разных категорий получателей.
Ключевые слова: туризм, агробизнес, инфарастуктура, устойчивое развитие, туристическая отрасль, инвестиционный климат,качество туруслуг.
Таджикистан по праву считается одним из райских уголков мира. Благодаря мудрой политике Основателя мира и национального единства - Лидера Нации, Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона, наша страна из года в год развивается и благоустраивается, привлекая внимание туристов.
В своем очередном Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан Президент страны Эмомали Рахмон объявил 2018 год Годом развития туризма и народных ремесел", 2019-2021 годы «Годами развития села, туризма и народных ремесел» и предоставление льгот для развития отрасли своевременными мерами. Эта инициатива направлена на то, чтобы представить богатую национальную культуру Таджикистана на мировой арене и привлечь иностранные инвестиции. Принимаемые Главой государства меры способствуют ознакомлению представителей других стран с таджикским языком, культурой, обычаями и народными ремеслами. [2].
После обретения независимости Таджикистан столкнулся с неразвитой туристической инфраструктурой, которая не соответствовала требованиям рыночной экономики. Несмотря на значительный потенциал для развития туризма, в регионах республики существуют ряд проблем, которые препятствуют росту этого сектора.
Улучшение инфраструктуры, решение вопросов безопасности, повышение уровня обслуживания и развитие кадрового потенциала.
Привлечение инвестиций в туристическую инфраструктуру, в том числе в строительство отелей, транспорт и аттракционы, является ключевым фактором роста отрасли.
Диверсификация туристических продуктов и продвижение Таджикистана на новых рынках поможет привлечь большее количество туристов.
Реализация этих мер придаст серьезный толчок экономическому росту Таджикистана и повысит уровень благосостояния населения. [1]
Чтобы решить проблемы туристической отрасли и привлечь инвестиции, Таджикистан должен следовать мировому опыту:
Необходимо выбрать ключевые сегменты туризма, которые будут развиваться в первую очередь.
Регулирование туристической отрасли, прозрачность и защита прав инвесторов являются ключевыми факторами для привлечения капитала.
Через 3-5 лет инвестиции в туризм станут важным источником иностранной валюты для Таджикистана.
Развитие туризма в связи с сельским хозяйством:
Сельское хозяйство является важной частью экономики Таджикистана.
Туризм может стать дополнительным источником дохода для сельского населения.
Устойчивый, основанный на сообществе туризм может повысить устойчивость сельских домохозяйств к экономическим потрясениям.
Так в ГБАО и Хатлонской обасти были реализованы несколько проектов для развития туризма и развития сельского хозяйства на этих территорояих.
Проект структурирован в соответствии с четырьмя компонентами, организованными на основе типов вмешательства и бенефициаров:
1. Улучшение общественной инфраструктуры для развития агробизнеса и туризма, включая строительство или реконструкция дорог, мостов, систем водоснабжения и электроснабжения, туристических троп, информационных центров и других объектов, необходимых для привлечения инвесторов и туристов.
2. Этот компонент предоставляет гранты микро-малым и средним предприятиям (ММСП) и предпринимателям в агробизнесе, туризме на уровне сообщества и смежных секторах. Гранты могут быть предназначены для создания новых предприятий, расширения существующего бизнеса, приобретения оборудования, обучения персонала, маркетинга и продвижения продукции.
3. Развитие навыков и предпринимательства и услуг по развитию бизнеса, чтобы потенциальные бенефициары могли в полной мере извлечь выгоду из грантовых программ. В рамках компонента будут проводиться тренинги по бизнес-планированию, маркетингу, финансам, управлению качеством продукции и другим необходимым навыкам.
4. Управление и администрирование проекта. Он включает в себя прозрачную систему отбора и распределения грантов, мониторинг и контроль использования грантов и обеспечение эффективности и устойчивости проекта.
В частности, проект реализовывался совместно Центром управления проектом в Министерстве финансов Республики Таджикистан и Группой реализации проекта в Комитете по развитию туризма. Группа реализации проекта несла ответственность за техническую работу, связанную с туризмом, в рамках Проекта развития сельской экономики. Ответственность за финансовое управление, закупки и общее управление проектом была возложена на Центр управления проектом. Группа Всемирного банка обеспечивала поддержку реализации проекта по мере необходимости, а также осуществляла мониторинг его реализации.
Правительство Таджикистана создало руководящий комитет на национальном уровне для контроля за Проектом развития сельской экономики. Руководящий комитет выполнял функции консультативного и директивного органа высшего уровня, отвечающего за стратегическое руководство, координацию и поддержку реализации проекта. Руководящий комитет помогал Правительству Таджикистана, Центру управления проектом и другим заинтересованным сторонам эффективно реализовывать Проект развития сельской экономики и достигать запланированных результатов. Руководящий комитет проводил регулярные встречи для рассмотрения хода выполнения проекта и принятия решений по необходимым коррективам.
• Гранты для сообществ, муниципалитетов и некоммерческих организаций: Гранты предоставлялись на 100% финансирования для улучшения инфраструктуры туризма и агробизнеса, и развития местных туристических достопримечательностей. Для получения грантов необходимо было представить проекты, которые оценивались по конкретным критериям, указанным в Правилах предоставления грантов. Примеры проектов, которые могли быть финансированы в рамках этих грантов, включали: строительство или реконструкцию дорог, мостов, систем водоснабжения, электроснабжения, туристических троп, информационных центров, и развитие локальных туристических достопримечательностей.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
• Гранты для агробизнеса: Гранты предоставлялись на 100% финансирования фермерским хозяйствам, перерабатывающим предприятиям и другим предприятиям в сфере агробизнеса. Гранты могли быть использованы для улучшения местных базаров, например, для строительства или ремонта торговых площадей, строительства или улучшения санитарных сооружений (общественных туалетов), строительства или улучшения (холодных) хранилищ, а также для ремонта помещений или покупки оборудования для лабораторий по контролю за безопасностью пищевых продуктов.
• Гранты для туризма: Гранты предоставлялись на 100% финансирования для поддержки туристических проектов. Гранты могли быть использованы для восстановления местных мест отдыха (театров, парков, музеев), улучшения пешеходных или культурных маршрутов, а также организации местных культурных и туристических ярмарок.
2,4 млн. долларов США были выделены на общественные гранты (данные взяты из документа) [4].
Гранты предоставлялись в течение следующих 5 лет.
Проект предусматривал предоставление грантов целому ряду ММСП и предпринимателям в сфере агробизнеса, туризма и сопутствующих услуг.
На эти гранты было выделено 8,2 млн. долларов США (данные взяты из документа [4].
Гранты предоставлялись отдельным фермерам, фермерским группам и ММСП в сфере агробизнеса для поддержки хранения и переработки после сбора урожая.
Гранты финансировали:
Покупку сушильного или упаковочного оборудования.
Строительство или улучшение (холодных) хранилищ.
Приобретение оборудования для производства небольших упакованных продуктов, которые продавали на местных рынках или привозили туристами в качестве сувениров.
Улучшение производственных процессов для получения сертификатов безопасности и качества пищевых продуктов.
Техническую помощь для усиления управления и модернизации объектов.
Гранты также поддерживали развитие двух цепочек создания стоимости в сельском хозяйстве:
Производство молочных продуктов.
Еще одна цепочка создания стоимости будет определена позже.
В цепочке создания стоимости молочной продукции гранты финансировали:
Зарегистрированных фермеров или ассоциации для покупки доильного оборудования, контейнеров для молока, улучшенных кормов и высокопродуктивных коров.
Переработчиков молока для создания пунктов сбора молока и оборудования для сбора (например, автоцистерны для молока и оборудование для контроля качества).
Гранты поддерживали связанные с туризмом ММСП для улучшения услуг и предложений.
Улучшение доступа к базовым санитарно-гигиеническим услугам и модернизацию кухонь в соответствии со стандартами здравоохранения.
Предоставление художникам, ремесленникам и поставщикам услуг доступа к более качественному сырью, материалам, оборудованию, машинам и обучению.
Покупку туристического оборудования и разработку более качественных туристических пакетов для туроператоров.
Обеспечение стимулов для предприятий, расположенных в зонах отдыха, предлагать общественные услуги (например, общественные ванные комнаты, и туристическая информация).
Развитие и продвижение агротуризма (например, туры по сбору фруктов и ознакомлению с посадкой и сбором урожая) для фермеров, желающих диверсифицировать свой доходный потенциал.
Размер грантов варьировался в зависимости от типа гранта и типа получателя. Например, грант мог финансировать простое улучшение кухни для проживания в семье по цене от 2000 до 4000 долларов США. Грант также мог финансировать более крупные инвестиции в размере до 80 000 долларов США для групп молочных фермеров и ассоциаций для приобретения транспортных грузовиков для перевозки собранного молока. Предельные размеры грантов для различных типов грантов были предоставлены [4]. Исходя из вышесказанного можно сделать выводы
Проект успешно реализовывался, обеспечивая финансовую и техническую поддержку агробизнесу и туризму в Таджикистане.
Гранты предоставлялись фермерам, фермерским группам, ММСП и туристическим предприятиям для улучшения инфраструктуры, повышения качества услуг, и развития новых направлений в агробизнесе и туризме, способствовал росту доходов сельских жителей и созданию новых рабочих мест.
Создал благоприятные условия для развития устойчивого туризма и агробизнеса в Таджикистане.
Имел позитивный вклад в развитие агробизнеса и туризма в Таджикистане, но для достижения более значительных результатов необходимо продолжить реализацию проекта с учетом новых вызовов и перспектив.
Усиление взаимодействия с местными властями и сообществами является ключевым фактором для успешной реализации проекта и достижения устойчивого развития.
ИСТОЧНИКИ
1. Программа развития туризма в республике Таджикистан на 2018-2020 годы Постановления Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2018 года, №80
2. Стратегия развития туризма в республике Таджикистан на период ДО 2030 года «1» августа 2018 года, №372
3. Таджикистан в цифрах 2013. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики
http://documents.worldbank.org/curated/en/549701561341661821/pdf/Tajikistan-Rural-Economy-Development-Project.pdf