Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельских территорий аграрного региона'

Устойчивое развитие сельских территорий аграрного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / РАВНОВЕСИЕ / РЕГИОН / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Фатима Зулкарнаевна, Ганюков Денис Васильевич

В статье рассмотрены основные положения устойчивого развития сельских территорий, обоснована необходимость роста эффективности аграрного производства для обеспечения устойчивого развития сельских территорий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельских территорий аграрного региона»

Устойчивое развитие сельских территорий аграрного региона

Семенова Фатима Зулкарнаевна

к.э.н., доцент

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

[email protected] Г анюков Денис Васильевич соискатель

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

В статье рассмотрены основные положения устойчивого развития сельских территорий, обоснована необходимость роста эффективности аграрного производства для обеспечения устойчивого развития сельских территорий..

Аграрный сектор, равновесие, регион, сельские территории, стратегия, экономический рост.

Российское село продолжительное время находится в глубоком социальноэкономическом кризисе. С началом текущих реформ в российском селе обострились кризисные явления, которые не преодолены до сих пор. Так, все еще не достигнут дореформенный уровень производства в аграрном секторе, разрушается социальная инфраструктура, снизилась продолжительность жизни населения, активно идут процессы оттока и деградации рабочей силы. Выход из создавшегося положения невозможен без демократизации общественноэкономических отношений и решения на этой основе проблемы устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, формирования благоприятных условий для обеспечения достойного уровня жизни и деятельности селян. Устойчивое развитие сельских территорий - важный фактор обеспечения, как продовольственной безопасности страны, так и в целом национальной безопасности России [5, с.39]. Пожалуй, следует согласиться с мнением Горбунова Г.М., что реализация государственных мер по социальному развитию сельских территорий Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» способствовало росту объемов жилищного строительства и обустройства сельских поселений, повышениюобразовательных и медицинских услуг на селе. Однако кардинального изменения в социально-экономическом

развитии сельских территорий не отмечено [5, с.39]. Так, в Карачаево-Черкесии из всех муниципальных образований только по двум муниципальным образованиям (МО «Хабезский район» и МО «Малокарачаевский район») наблюдается увеличение площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства. В муниципальном образовании «Адыге-Хабльский район» площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, осталась на уровне 2010 года, в остальных муниципальных образованиях городов и районов Карачаево-Черкесской Республики наблюдается уменьшение площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, проблема устойчивого развития сельских территорий страны является одной из базовых предпосылок развития регионов, особенно аграрных(в соответствии с классификациейЭколого-энергетического рейтингового агентства Интерфакс-ЭРАк группе аграрных и биоресурсных регионов относятся регионы, в структуре ВРП которых доля сельского, лесного и рыбного хозяйства превышает 13.9% , в КЧР данный показатель составляет 23,4%), и является одной из актуальных в современных условиях. В данной статье нами сделана попытка раскрыть сущность понятия «устойчивого развития сельских территорий», и выделить специфические проблемы в данной сфере. Поиски альтернативных путей экономического развития были начаты ООН в 1949 г. на первой, а затем и на второй (1955 г.) международных научно-технических конференциях по охране природы. В 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы», в 1982 г. утверждена «Всемирная хартия природы»; в 1983 г. создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКСОР), которая разработала в 1987 г. программу «Наше общее будущее». Концепция устойчивого развития, выдвинутая ООН, требует более конкретизированного обоснования и реализации применительно к особой социоприродной системе - сельским территориям. Прежде всего, к ее базовой подсистеме - сельскому хозяйству, учитывая крайне не-

благоприятное финансово-экономическое состояние отрасли и адекватную этому положению результативность факторов производства. Поскольку концепция устойчивого развития включает производственную, социальную, экологическую, природоохранную составляющие, то состояние устойчивости важно обеспечить в каждой из них и целенаправленно реализовывать в единой интегральной системе научно-методических обоснований и мер высокоэффективного осуществления. Устойчивое, стабильное развитие производственной сферы села - сельского хозяйства - может быть достигнуто на пути освоения сохраняющих природную среду интенсивных, экологическибезопасных технологий, а также радикального улучшения демографии и инвестиционно - инновационных ситуаций и в целом в границах сельских поселений.

В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. государственная политика устойчивого сельского развития - это система правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность Федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправлении, направленная на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества сельского населения, а так же рациональное использование и воспроизводства природноресурсного потенциала сельскихтерриторий [1]. Концепция устойчивого развития рассматривается как важнейшее направление общегосударственной стратегии, детализирующей идеи и принципы Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации применительно к сельским территориям [3, с.68]. В публикациях и официальных документах «устойчивое развитие сельских территорий» трактуется по-разному, хотя содержания, вкладываемые в него авторами, во многом идентичны. Основные расхождения в определениях связаны с тем, что в одних случаях делается акцент на отношение к среде производства, в других - на степень влияния на результаты хозяйственной деятельности.

Схематично устойчивое развитие можно представить как процесс взаимодействия трех компонентов: населения - природы - хозяйства или социальной сферы -экологии - экономики. В концепции устойчивого развития эта триада приобретает

новые приоритеты: цель - благополучие живущих и будущих поколений, основа -природно-экологические системы жизнеобеспечения, а экономика - двигатель развития. Устойчивое развитие сельского хозяйства подразумевает постоянное и достаточное снабжение населения продовольствием при условии эффективности хозяйственной деятельности без ущерба для окружающей природной среды на основе передовых, экологически ориентированных технологий. Петриков А.В. под устойчивым сельским развитием предлагает понимать стабильное развитие сельского сообщества, стимулирующее рост эффективности сельской экономики, повышение уровня и качества жизни сельского населения, поддержание экологического равновесия, сохранение и улучшение ландшафта в сельской местности [4]. В целом экономическое содержание понятия «устойчивое развитие» можно определить как экономический рост, сопровождаемый повышением качества жизни и расширением гражданской свобод. Данное определение показывает, что концепция устойчивого развития сельских территорий особенно важна для Карачаево-Черкесии как аграрного региона (56,2 % населения республики составляет сельское на селение, более одной трети ВРП - продукция сельскохозяйственного производства), отличающегося резким снижением объемов производства, уровня и качества жизни населения.

Устойчивость развития аграрного сектора - это целостный динамический процесс, являющийся важной основой повышения качества жизни населения и обеспечения продовольственной безопасности страны. По данным Экологоэнергетического рейтингового агентства Интерфакс-ЭРА по интегральному рейтингу устойчивого развития (отбор индикаторов и их объединение в критерии основывались на представлениях о жизнеспособности регионов как сложных систем) Карачаево-Черкессия занимает 60-е место [6].

Определяющим в этом многомерном процессе является то, что рассматриваемая категория выступает как самостоятельное экономическое явление, структурно и функционально связанное с региональной спецификой агропромышленного комплекса и продовольственным рынком. Причем процесс устойчивости функционирования последних, по нашему мнению, объективно обусловлен, с одной стороны, общим содержанием проводимых в стране реформ, а с другой - субъективной эко-

номической реальностью, сложившейся в регионах. В этой связи, решение проблемы устойчивости должно исходить из существующей финансово-экономической ситуации, а также учитывать социальную, экологическую, демографическую специфику и особенности территориальных образований. Устойчивое развитие сельской местности нечто большее, чем только работа в одном секторе экономики или на определенной территории. Этот подход проявляется на трех уровнях: улучшение жизненных условий на местах в пределах сельской территории; преобразование этих структур в регионах; оформление структурной политики и конкретная реализация международных конвенций на национальном уровне. Под устойчивым развитием сельской местности понимают стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее выполнение им народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг), а также общественных благ (сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, предоставление рекреационных услуг, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов); расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества жизни; поддержание экологического равновесия в биосфере [2].

Устойчивость развития сельских территорий характеризуется следующими данными:

Таблица1 - ОценкаразвитиясельскихтерриторийКЧР

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010

Социальное развитие

Коэффициент естественного движения населения 3,0 3,4 3,8 3,5 2,9

Уровень безработицы, % 19,4 18,3 16,0 12,2 10,3

Доля сельского населения в общей численности безработных,% 55,1 73,0 72,3 57,7 73,8

Среднедушевые денежные доходы 5534 6939 8676 10166 10431

Численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, чел. 107 109 110 115 118

Мощность амбулаторнополиклинических учреждений на 10 тыс. чел. населения, посещений в смену 197,3 199,1 197,5 197,9 178,7

Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц, руб. 3892 4512 5702 6404 6357

Экономическое развитие

ВРП на душу населения, руб. 54081,1 64172,3 83579,8 90335,3

Производство продукции сельского хозяйства, тыс. руб. 7971,4 10129,0 12397,0 14898,8 16766,6

из них

СХО, тыс. руб. 1756,4 2973,0 3022,8 4371,2 4526,1

К(Ф)Х, тыс. руб. 892,1 1194,4 1806,6 2348,3 2738,8

ЛПХ, тыс. руб. 5322,9 5961,7 7567,7 8193,3 9501,7

Институциональное развитие

Налоговая составляющая в доходах, % 33,3 32,8 29,3 28,9 31,8

Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство, млн. руб. 235,1 394,3 640,4 940,7 1099,1

Объем инвестиций в расчете на 1 жителя, руб. 18572 21217 25744 23753 18656

Доля инвестиций на развитие здравоохранения и развитие социальных ус-луг,% 2,7 5,0 3,8 5,2 5,4

Доля инвестиций в развитие сельского хозяйства,% 4,2 8,1 10,3 8,9 5,0

Экологическое развитие

В среднем за 1997-2007 В среднем за 2008-2010

Средневзвешенное содержание гумуса, % 4,4 4,7

Средневзвешенное содержание фосфора, % 12,1 12,4

Средневзвешенное содержание обменного калия, % 269 275

Содержание кислых почв, % от обследованной площади 14,4 15,3

Несмотря на улучшение отдельных показателей (производства сельскохозяйственной продукции, объем инвестиций в расчете на 1 жителя, руб.), показатели социального и экологического развития ухудшились. Несмотря на снижение уровня безработицы в целом пореспублике, доля сельского населения в общей численности безработных значительно увеличилась.Уровень трудоустройства граждан, ищущих работу за 2011 год в среднем по Карачаево-Черкесской Республике составил 44,3%. Наиболее высокий уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, в 2010 году отмечен в МО «Урупский район» - 55,7 % и МО «Абазинский район» - 54,3 %. Самый низкий показатель доли трудоустроенных, из числа обратившихся зафиксирован в МО «Карачаевский район» - 8,8 %.инфраструктуры сети муниципальных учреждений.Расходы консолидированных бюджетов муниципальных районов в 2011 году возросли по сравнению с 2010 годом на 25,7 % и составили 5035,2 млн. рублей. При этом наибольший

рост обеспечил МО «Урупский район», в МО «Ногайский район» расходы снизились.

В структуре расходов местных бюджетов наибольший удельный вес занимают расходы на образование (общее, дошкольное) - 35,6 %, жилищнокоммунальное хозяйство - 8,4 % и на здравоохранение- 6,7 %.

По сравнению с 2010 годом общий объем расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) в 2011 году увеличился на 14,8 % и составил 6460,8 млн. рублей. Наибольший рост расходов МО «Урупский район», наименьший - МО «Ногайский район».

Вобщем объеме расходов бюджетов муниципальных образований доля бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств в 2011 году составила 5,3 %.Объем расходов на бюджетные инвестиции в 2011 году увеличился в 5 муниципальных образованиях, МО «Г ород Карачаевск», в МО «При-кубанский район», МО «Зеленчукский район», МО «Малокарачаевский район», МО «Урупский район», МО «Усть-Джегутинский район», МО «Хабезский район», МО «Адыге-Хабльский район»

Основным условием устойчивого развития аграрного района и источником увеличениясельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородья земель сельскохозяйственного назначения. Средневзвешенное содержание гумуса в почвах республики составляет 4,7%. Отрицательный баланс гумуса наблюдается фактически во всех хозяйствах республики, а его снижение даже на 0,1% сопровождается потерей урожайности на 0,8-1,2 центнеров зерновых единиц. Тем не менее, в целом по КЧР за последние 5-6 лет, возможно из-за увеличения неиспользуемых площадей (доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей численности сельскохозяйственных угодий за 2011 год по муниципальным образованиям КЧР составляет:«Прикубанский район» - 100 %, «Адыге-Хабльский район» - 99,9 %, «Урупский район» 99,8 %, «Хабезский район» -84,4 %, «Малокарачаевский район» - 84,2 %, «Усть-Джегутинский район» -82,8 %, «Зеленчукский район» 76,1 %, и «Ногайский район» - 71,0 %, «Карача-

евский район» - 70,4 % и «Абазинский район» - 33,1%) и накопления естественного плодородия, постепенно увеличивается количественные показатели фосфора.

Таким образом, устойчивость развития регионального аграрного сектора как динамично развивающийся процесс перехода данной системы на новый качественный уровень, направлен на обеспечение экономически обоснованного, экологически безопасного, социально ориентированного расширенного воспроизводства, на повышение уровня и улучшение качества жизни сельского населения в условиях определенного воздействия факторов внутренней и внешней среды. Его реализация закладывает необходимую основу не только для роста эффективности аграрного производства и решения социальных проблем, но и устойчивого роста сельских территорий. Главными факторами устойчивого социально-экономического развития сельских территорий являются качество государственного управления и местного самоуправления. Причем, если условия хозяйствования важны для подъема экономики, то решающую роль в социально-экономическом развитии сельских территорий играет дееспособное местное самоуправление.

На наш взгляд, создание конкурентоспособного аграрного сектора - одна из основных предпосылок развития сельских территорий. Важным условием решения этой задачи является оказание формированиям отрасли прямой и косвенной финансовой помощи со стороны государственных и местных органов власти. Несоблюдение данного требования приводит к нарушению межотраслевого баланса и кризису, который, как правило, распространяется и на другие отрасли. Таким образом, эффективность устойчивого развития сельских территорий зависит от множества факторов. С учетом содержания и значимости их следует подразделять на базовые, экономические, организационные, структурно-функциональные, ресурсные и другие. При определении мероприятий для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в современных условиях следует учитывать следующие три группы факторов:

1.Экологические факторы: сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородья земель сельскохозяйственного назначения, охрана биологического разнообразия окружающей среды; разработка новых стандар-

тов экологически безопасного сельскохозяйственного производства; обеспечение эффективного функционирования объектов водоснабжения и водоотведения, в т.ч. в сельских поселениях; развитие безотходных технологий, стимулирование производства экологически чистых (органических) продуктов, стимулирование развития экологически безопасных производств; формирование экологической культуры.

2.Экономические факторы: развитие особенно в горных районах республики мини-перерабатывающих предприятий, модулей по переработке сельскохозяйственной продукции, соответствующие современным европейским стандартам с использованием вакуумных упаковок; диверсификация сельской экономики за счёт создания разнообразных форм экономической деятельности; освоение технологий нетрадиционных технологий; создание экономических развития системы переработки сельхоз продукции ( отработка механизма выделения товарного кредита: активизация процесса инвестирования в перерабатывающую отрасль на создание инновационных технологий и продукции, эмиссия ценных бумаг специально для отраслей переработки), развитие производств не связанных с сельским хозяйством, доступа сельскохозяйственных производителей к местным рынкам сбыта, формирование в селе эффективной производственной, торгово-закупочной деятельности.

3.Социальные факторы: поддержание социально-бытовых и жилищных условий на определенном уровне с учетом особенностей уклада жизни и национальных традиций населения региона; система социальной защиты сельского населения; восстановление на селе системы профессионального образования; возможность приёма в вузы сельской молодежи на бюджетной основе; создание устойчивой экономической основы содержания социальной сферы и социального развития села; решение проблемы переселенцев в республику, совершенствование расселения в сельской местности, планировки и застройки сельских поселений.

Использование результатов комплексной оценки, а также факторов, влияющих на устойчивое развитие сельских территорий, позволяет выбрать

наиболее рациональный хозяйственный профиль территории, разработать экономически обоснованные варианты размещения производства, оценить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории, определить его мощность и стоимость; определить потребность региона в ресурсах, товарах, рабочей силе, оценить степень удовлетворения региона в продукции за счёт собственного производства и объёма вывоза (ввоза) необходимой продукции.

Анализ этих факторов свидетельствует, что укрепление экономики аграрного сектора является важным условием развития сельских территорий. Решение этой задачи возможно лишь при оказании отрасли комплексной помощи со стороны государственных и местных органов власти на основе существенного расширения перечня их функций по управлению АПК, включив в него административную, правовую, инновационную, маркетинговую и иные виды поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для выполнения этих и других функций по социальноэкономическому развитию сельских территорий необходима активизация взаимодействия органов местного самоуправления с сельхозтоваропроизводителями, сельским населением.

Библиографический список

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на

период до 2020 1:/Экономика сельскогохозяйства России, 2009, № 3.

2.Мерзлов А.В. Концептуальные основы устойчивого развития сельской местно-сти//Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук, 2005, № 3.

З.Огарков А. Главный приоритет в устойчивом развитии сельских терри-торий.//Экономика сельского хозяйства России, 2009, №7.

4.Петриков А. Устойчивость сельского хозяйства//Экономист, 2006, №7

5. Сельским территориям - устойчивое развитие.//Экономика сельского хозяйства России, 2009, №7

6.Ы*р:/ЛП^ах-ега.га/гей^ь^юпо^акШа1пуе#ра113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.