тивности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
2. В создании и развитии мирового хозяйства заинтересованы в первую очередь экономически развитые страны. Для них участие в мировом экономическом процессе означает естественный переход к более высокой стадии разделения труда и специализации производства. Поэтому международная экономическая интеграция для развитых стран всегда является дополнительным средством для экономического роста.
3. Экономический эффект, получаемый странами от участия в мировом хозяйстве, достигается за счет множества факторов, основные из них заключаются в том, что интеграция во всемирные экономические организации способствует углублению специализации определенной страны и, как следствие, кооперации ее экономики. Эти факторы являются определяющими для роста производительности труда и повышения эффективности производства.
4. С процессом глобализациии параллельно идет региональная интеграция. Наиболее успешно осуществляется регионализация вокруг государств-лидеров, обладающих военно-политической и экономико-технологической мощью. Это наглядно проявляется на примерах Западной Европы и Восточной Азии. В странах богатого Севера регионализм используется в целях завоевания новых рынков и усиления позиций в международном разделении труда. Юг использует региональные группи-
ГМ ровки для защиты от западной экспансии. Россия пока недостаточно успешно использует региона-я лизм для интеграции постсоветского пространства. О
т ЛИТЕРАТУРА.
1. Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2004.
2. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учеб. для вузов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
3. Лебедева М.М. Мировая политика: Учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
д 4. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учеб. для вузов. М.: Гардарики, 2002. □ 5. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов/ под ред. И.П. Николаевой. М.: Юнити-Дана, 2006. ^ 6. Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 5. -<> 7. Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 1.
8. Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 4. ф 9. Россия и страны мира 2004: Стат. Сб./ Федеральная служба гос. статистики (Росстат). М., 2004. и 10. Социально-экономическая география зарубежного мира: Учеб. для вузов / Под ред. В.В. Вольс-ф кого. М.: Дрофа, 2003.
СО
^ 11. Страны и регионы. 2005: статистический справочник Всемирного банка. М.: Весь мир, 2005.
>
о о
о
2 ХУЛАМХАНОВА С.Б., ТХАЛИДЖОКОВ С.Л., ГЕРГОКОВА М.А.
о
& УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ — ПУТЬ К РЕШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
§ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
о
Устойчивое развитие — очень емкое понятие, охватывающее все стороны человеческой дея-£ тельности от национальной и экологической безопасности до вопросов, связанных с социально-экономическими и внешнеполитическими проблемами. ^ Понятие «устойчивое развитие» официально впервые введено в 1992 году на Конференции ООН
® по проблемам окружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро. В принятой там же Декларации >| определены и основные направления деятельности по ее реализации.
* Это соответствует удовлетворению потребностей в развитии и сохранении окружающей среды
® как нынешнего, так и будущих поколений, уменьшению разрыва в уровне жизни народов мира и Л искоренению бедности и нищеты.
§ Важнейшим достижением этой конференции является признание того факта, что проблемы
<т) окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно. Этот подход был
уже актуален в конце XIX и начале XX века. Однако в последней трети уходящего века ученые подошли к глубокому анализу экономического аспекта взаимодействия общества (экономики) и природы. Экологизация экономики — это объективный процесс в современной цивилизации, который отражает характер взаимодействий общества и природы, возникающих в процессе многопланового использования природных ресурсов, их охраны и воспроизводства.
Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только при условии устойчивого развития всех ее регионов. Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку и реализацию Экологических Программ. Разработку Программ необходимо осуществлять на трех уровнях: национальном — то есть для всей страны, зональном — для регионов и федеральных округов и муниципальном — для муниципальных образований (МО) разного масштаба.
Устойчивое социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики невозможно без совершенствования системы природоохранной деятельности, в этой связи ключевое значение для сохранения природного разнообразия имеет осуществление государственных мер, направленных на реформирование управления и контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В Кабардино-Балкарской Республике приняты законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области природопользования, образовано Министерство по охране окружающей среды и природопользованию Кабардино-Балкарской Республики, осуществляют свою ^ деятельность территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Кабардино- ^ Балкарской Республике в области природопользования и охраны окружающей среды. ц
В целях сохранения природного богатства в Кабардино-Балкарской Республике создано 36 особо ® охраняемых природных территорий федерального и республиканского значения с общей площадью ^ более 380 тыс. гектаров. ^
Принимаются меры по внедрению новых ресурсосберегающих технологий, утилизации отходов ^ производства и потребления, сокращению вредных выбросов и сбросов. □
Вместе с тем развитие экономики республики в настоящее время проходит на фоне ухудшения О экологической обстановки.
Характер и масштабы антропогенного воздействия ослабляют действие природных саморегу- ^ лирующих процессов, а последствия техногенного воздействия начинают оказывать негативное вли- 0 яние на сбалансированное развитие природных комплексов. ®
В Кабардино-Балкарской Республике отсутствует система наблюдений за составом атмосфер- о ного воздуха. Не решена проблема вневедомственного контроля эффективности газо-пылеулавли- ®
СО
вающего оборудования, на большинстве предприятий республики это оборудование неэффективно | и технологически устарело. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются промыш- ^ ленные предприятия, автомобильный транспорт и объекты автодорожного комплекса. В воздухе о
х
отмечено превышение предельно допустимых концентраций по взвешенным веществам, оксиду уг- ^
лерода, диоксиду азота и диоксиду серы. £2
Все имеющиеся в республике очистные сооружения сточных вод требуют проведения ремонт- ^
ных или восстановительных работ. Поэтому продолжается негативное влияние сточных вод на вод- <
ные объекты. В поверхностные водные объекты ежегодно сбрасываются около 54 млн. м3 сточных о
вод, в том числе загрязненных — 47 млн. м3. Наибольшую техногенную погрузку по массе сброшен- 0
ных загрязняющих веществ несут реки Малка, Баксан и Урвань, в которые в 2005 году сброшено 58.9 °
о
со
о
I—
О о IX
тыс. тонн загрязняющих веществ. Отмечено превышение предельно допустимых концентраций в сточных водах по фосфатам, азоту, сульфатам, хлоридам, железу, нефтепродуктам и взвешенным веществам. В оперативных створах, контролируемых ниже сброса сточных вод, превышение предельно допустимых концентраций составляет от 2 до 100 раз. Основными загрязнителями водных объектов являются ОАО «Кабардинский крахмальный завод», ОАО «Пищекомбинат «Докшукино», ЗАО «Реэл-Спирт», ООО «Камад», ООО «Экстра», ЗАО «Сармаковский спиртовой завод», МУП «»Баксан-горводока-нал'', МУП ЖКХ «Приэльбрусье» и ОАО «Эльбрусводоканал». Имеют место случаи безлицензионного (самовольного) пользования водными объектами и несоблюдение режима использования водоохранных зон.
Ухудшается плодородие почв, содержание гумуса и питательных веществ в них достигло предельно минимального уровня. Из 314 тыс. гектаров пашни 220 тыс. гектаров имеют низкое содержа- о ние гумуса (менее 4 процентов). Площадь пашни с низким содержанием фосфора составляет 43 тыс. оо
о
гектаров и с низким содержанием обменного калия — 34,1 тыс. гектаров. Из общей площади сельскохозяйственных угодий кислые почвы составляют 107,2 тыс. гектаров. Под урожай 2006 года и почву внесено около 200 тыс. тонн органических удобрений при необходимом ежегодном внесении в количестве 2,5-2,7 млн. тонн. Значительная часть территорий Баксанского, Зольского, Лескенского, Прохладненского и Терского муниципальных районов подвержена водной и ветровой эрозии.
Не снята проблема сохранения и воспроизводства лесов, часть из них подвержена воздействию карантинных вредителей и болезней. Имеются нарушения при отпуске древесины на корню и правил пожарной безопасности. Некоторые лесхозы осуществляют свою деятельность по лесопользованию и лесовосстановлению по проектам лесоустройства, не имеющим положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Экстенсивное использование биоресурсов, разрушение их мест обитания привело к появлению в республике редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (переднеазиатский леопард, кавказская выдра, европейская норка, хорь-перевязка, дрофа, мраморный чирок) и растений (девясил высокий, черноголовник многообразный, окопник лекарственный). Наличие на реках Терек, Малка, Баксан и Черек плотинных водозаборов для промышленного и сельскохозяйственного использования стока поверхностных вод без рыбопропускных сооружений оказывает негативное влияние на ихтиофауну.
ГМ Низкая степень изученности и освоения минерально-сырьевой базы не позволяют республике
я в полном объеме реализовать имеющиеся потенциальные возможности. Истек расчетный срок эксп-
0 луатации большинства месторождении подземных вод, используемых для централизованного хозяй-
1 ственно-питьевого водоснабжения. Многие предприятия, осуществляющие разработку полезных ископаемых, не отчитываются об объемах их добычи, что не позволяет судить о рациональном использовании недр. Карьеры, оставшиеся после отработки общераспространенных полезных ископаемых, превращаются в несанкционированные свалки, что в последующем приводит к загрязнению подземов ных вод. Почти не используются вскрышные породы и отходы горнодобывающей промышленности. □ На протяжении многих лет не решается проблема обеспечения безопасного хранения опасных ^ отходов (отработанная металлическая ртуть, химические средства защиты растений и токсичные -<> химреактивы с истекшим сроком действия), а также проблема утилизации отработанных моторных
масел и использованных покрышек. Требует совершенствования организация централизованного ф сбора и вывоза бытовых отходов. Места санкционированных свалок в сельских поселениях опреде-и ляются с нарушением природоохранного законодательства и зачастую без соответствующих проек-® тов.
| В Целях обеспечения системного подхода к решению проблемы в сфере природопользования и
^ охраны окружающей среды в Кабардино-Балкарской Республике необходимо: о 1. Продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере природополь-
х зования и охраны окружающей среды.
ЕЕ 2. Разработать проект республиканской целевой программы «Природные ресурсы и охрана
о. окружающей среды на территории Кабардино-Балкарской Республики», предусмотрев в ней:
о
< - государственную стратегию рационального использования природных ресурсов и охраны
^ окружающей среды;
д - внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и природоохранных ме-
о роприятий;
^ - меры по стимулированию предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную дея-
2 тельность с внедрением инновационных проектов, обеспечивающих комплексное использование £ исходных материалов и вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства;
- научные исследования по количественной оценке и мониторингу негативного воздействия
^ хозяйственной деятельности на окружающую среду;
® - создание комплексной системы прогноза и предупреждения опасных геологических процес-
сов;
* - организацию воспитания, образования и просвещения населения по вопросам охраны округа жающей среды.
Л 3. При формировании прогноза социально-экономического развития и республиканскою бюд-§ жета предусмотреть меры и финансовые средства на реализацию мероприятий по охране окружаюсь щей среды.
4. В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики установить иные нормативы в области охраны окружающей среды.
5. Для координации осуществления государственного надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды образовать постоянно действующую межведомственную комиссию из числа руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики.
6. Активизировать работу по государственному надзору и контролю за использованием природных ресурсов, охране окружающей среды.
7. Разработать и осуществить перечень мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
8. Определить места и организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с действующим законодательством.
Реализация вышеуказанных программ позволит реально улучшить как экологическое, так и экономическое состояние республики.
ЛИТЕРАТУРА. О!
1. Голуб А.А. Экономика и охрана окружающей среды. На пути к устойчивому развитию. Бюллетень ^
Центра экологической политики. 1996. № 4. ц
2. Гурман В.И., Рюмина Е.В. Моделирование устойчивого развития региона. Открытое общество и ® устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып. XII. М.: МГИДА, 2002. ^
3. Индикаторы устойчивого развития России / Под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко. М., 2001. ^
4. Лысенко Е.Г. Эколого-экономические основы эффективности сельского хозяйства. М.: МСХ РФ, 2000. ^
5. Стат. сборник «Социально-экономическое положение КБР». 2004-2005 гг. Нальчик, МСХ КБР. □
□
Ш
РОМАНЕНКО Е.В., ЧЕПИКОВ Э.В.
МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ
о
I—
®
В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ а
> о
Корпоративные инвестиционные возможности могут быть представлены как набор (реаль- о ных) опционов для приобретения производственных активов. Текущие величины денежных по- ® токов, генерируемых этими активами, неопределенны, и их эволюция может быть описана сто- £ хастическими процессами. Поэтому определение оптимальных стратегий исполнения для реальных опционов играет принципиальную роль в бюджетировании капиталовложений и в максими
<
зации прибыли фирмы. Однако в литературе по теории реальных опционов [2] практически не о
исследовался вопрос о влиянии структурных изменений экономической среды на инвестицион- о
ные решения фирмы. В подавляющем большинстве работ по реальным опционам неопределен- 9
ность в экономике описывается геометрическим броуновским движением. Представляется более §
реалистичным моделировать динамику экономических переменных как случайный процесс, со- о
вершающий нечастые дискретные скачки. Когда изменение экономической среды отражает но- о.
вую экономическую политику, вводимую органами власти, естественно допустить, что фирма ^
имеет некоторые предположения относительно ожидаемого момента введения изменений. Если, о
например, изменения экономической политики касаются изменения инвестиционной налоговой 2
скидки, разумно ожидать ее снижения в периоды экономического подъема, когда активная про- '!
инвестиционная политика неактуальна, и повышения в периоды экономического спада для сти- о
мулирования инвестиций. Заметим, что использование случайного процесса Пуассона для моде- ^
лирования скачкообразных изменений экономической политики представляется неадекватным, §
х
поскольку интенсивность скачков в этом стационарном случайном процессе, описываемая един- о ственным параметром, не связана с экономической динамикой (это соответствует предположе
О