Научная статья на тему 'Устойчивое развитие — путь к решению экономических и экологических проблем'

Устойчивое развитие — путь к решению экономических и экологических проблем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
551
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хуламханова С. Б., Тхалиджоков С. Л., Гергокова М. А.

Устойчивое развитие — очень емкое понятие, охватывающее все стороны человеческой деятельности от национальной и экологической безопасности до вопросов, связанных с социально-экономическими и внешнеполитическими проблемами. Понятие «устойчивое развитие» официально впервые введено в 1992 году на Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро. В принятой там же Декларации определены и основные направления деятельности по ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хуламханова С. Б., Тхалиджоков С. Л., Гергокова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие — путь к решению экономических и экологических проблем»

тивности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.

2. В создании и развитии мирового хозяйства заинтересованы в первую очередь экономически развитые страны. Для них участие в мировом экономическом процессе означает естественный переход к более высокой стадии разделения труда и специализации производства. Поэтому международная экономическая интеграция для развитых стран всегда является дополнительным средством для экономического роста.

3. Экономический эффект, получаемый странами от участия в мировом хозяйстве, достигается за счет множества факторов, основные из них заключаются в том, что интеграция во всемирные экономические организации способствует углублению специализации определенной страны и, как следствие, кооперации ее экономики. Эти факторы являются определяющими для роста производительности труда и повышения эффективности производства.

4. С процессом глобализациии параллельно идет региональная интеграция. Наиболее успешно осуществляется регионализация вокруг государств-лидеров, обладающих военно-политической и экономико-технологической мощью. Это наглядно проявляется на примерах Западной Европы и Восточной Азии. В странах богатого Севера регионализм используется в целях завоевания новых рынков и усиления позиций в международном разделении труда. Юг использует региональные группи-

ГМ ровки для защиты от западной экспансии. Россия пока недостаточно успешно использует региона-я лизм для интеграции постсоветского пространства. О

т ЛИТЕРАТУРА.

1. Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2004.

2. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учеб. для вузов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

3. Лебедева М.М. Мировая политика: Учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

д 4. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учеб. для вузов. М.: Гардарики, 2002. □ 5. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов/ под ред. И.П. Николаевой. М.: Юнити-Дана, 2006. ^ 6. Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 5. -<> 7. Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 1.

8. Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 4. ф 9. Россия и страны мира 2004: Стат. Сб./ Федеральная служба гос. статистики (Росстат). М., 2004. и 10. Социально-экономическая география зарубежного мира: Учеб. для вузов / Под ред. В.В. Вольс-ф кого. М.: Дрофа, 2003.

СО

^ 11. Страны и регионы. 2005: статистический справочник Всемирного банка. М.: Весь мир, 2005.

>

о о

о

2 ХУЛАМХАНОВА С.Б., ТХАЛИДЖОКОВ С.Л., ГЕРГОКОВА М.А.

о

& УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ — ПУТЬ К РЕШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

§ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

о

Устойчивое развитие — очень емкое понятие, охватывающее все стороны человеческой дея-£ тельности от национальной и экологической безопасности до вопросов, связанных с социально-экономическими и внешнеполитическими проблемами. ^ Понятие «устойчивое развитие» официально впервые введено в 1992 году на Конференции ООН

® по проблемам окружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро. В принятой там же Декларации >| определены и основные направления деятельности по ее реализации.

* Это соответствует удовлетворению потребностей в развитии и сохранении окружающей среды

® как нынешнего, так и будущих поколений, уменьшению разрыва в уровне жизни народов мира и Л искоренению бедности и нищеты.

§ Важнейшим достижением этой конференции является признание того факта, что проблемы

<т) окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно. Этот подход был

уже актуален в конце XIX и начале XX века. Однако в последней трети уходящего века ученые подошли к глубокому анализу экономического аспекта взаимодействия общества (экономики) и природы. Экологизация экономики — это объективный процесс в современной цивилизации, который отражает характер взаимодействий общества и природы, возникающих в процессе многопланового использования природных ресурсов, их охраны и воспроизводства.

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только при условии устойчивого развития всех ее регионов. Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку и реализацию Экологических Программ. Разработку Программ необходимо осуществлять на трех уровнях: национальном — то есть для всей страны, зональном — для регионов и федеральных округов и муниципальном — для муниципальных образований (МО) разного масштаба.

Устойчивое социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики невозможно без совершенствования системы природоохранной деятельности, в этой связи ключевое значение для сохранения природного разнообразия имеет осуществление государственных мер, направленных на реформирование управления и контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В Кабардино-Балкарской Республике приняты законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области природопользования, образовано Министерство по охране окружающей среды и природопользованию Кабардино-Балкарской Республики, осуществляют свою ^ деятельность территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Кабардино- ^ Балкарской Республике в области природопользования и охраны окружающей среды. ц

В целях сохранения природного богатства в Кабардино-Балкарской Республике создано 36 особо ® охраняемых природных территорий федерального и республиканского значения с общей площадью ^ более 380 тыс. гектаров. ^

Принимаются меры по внедрению новых ресурсосберегающих технологий, утилизации отходов ^ производства и потребления, сокращению вредных выбросов и сбросов. □

Вместе с тем развитие экономики республики в настоящее время проходит на фоне ухудшения О экологической обстановки.

Характер и масштабы антропогенного воздействия ослабляют действие природных саморегу- ^ лирующих процессов, а последствия техногенного воздействия начинают оказывать негативное вли- 0 яние на сбалансированное развитие природных комплексов. ®

В Кабардино-Балкарской Республике отсутствует система наблюдений за составом атмосфер- о ного воздуха. Не решена проблема вневедомственного контроля эффективности газо-пылеулавли- ®

СО

вающего оборудования, на большинстве предприятий республики это оборудование неэффективно | и технологически устарело. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются промыш- ^ ленные предприятия, автомобильный транспорт и объекты автодорожного комплекса. В воздухе о

х

отмечено превышение предельно допустимых концентраций по взвешенным веществам, оксиду уг- ^

лерода, диоксиду азота и диоксиду серы. £2

Все имеющиеся в республике очистные сооружения сточных вод требуют проведения ремонт- ^

ных или восстановительных работ. Поэтому продолжается негативное влияние сточных вод на вод- <

ные объекты. В поверхностные водные объекты ежегодно сбрасываются около 54 млн. м3 сточных о

вод, в том числе загрязненных — 47 млн. м3. Наибольшую техногенную погрузку по массе сброшен- 0

ных загрязняющих веществ несут реки Малка, Баксан и Урвань, в которые в 2005 году сброшено 58.9 °

о

со

о

I—

О о IX

тыс. тонн загрязняющих веществ. Отмечено превышение предельно допустимых концентраций в сточных водах по фосфатам, азоту, сульфатам, хлоридам, железу, нефтепродуктам и взвешенным веществам. В оперативных створах, контролируемых ниже сброса сточных вод, превышение предельно допустимых концентраций составляет от 2 до 100 раз. Основными загрязнителями водных объектов являются ОАО «Кабардинский крахмальный завод», ОАО «Пищекомбинат «Докшукино», ЗАО «Реэл-Спирт», ООО «Камад», ООО «Экстра», ЗАО «Сармаковский спиртовой завод», МУП «»Баксан-горводока-нал'', МУП ЖКХ «Приэльбрусье» и ОАО «Эльбрусводоканал». Имеют место случаи безлицензионного (самовольного) пользования водными объектами и несоблюдение режима использования водоохранных зон.

Ухудшается плодородие почв, содержание гумуса и питательных веществ в них достигло предельно минимального уровня. Из 314 тыс. гектаров пашни 220 тыс. гектаров имеют низкое содержа- о ние гумуса (менее 4 процентов). Площадь пашни с низким содержанием фосфора составляет 43 тыс. оо

о

гектаров и с низким содержанием обменного калия — 34,1 тыс. гектаров. Из общей площади сельскохозяйственных угодий кислые почвы составляют 107,2 тыс. гектаров. Под урожай 2006 года и почву внесено около 200 тыс. тонн органических удобрений при необходимом ежегодном внесении в количестве 2,5-2,7 млн. тонн. Значительная часть территорий Баксанского, Зольского, Лескенского, Прохладненского и Терского муниципальных районов подвержена водной и ветровой эрозии.

Не снята проблема сохранения и воспроизводства лесов, часть из них подвержена воздействию карантинных вредителей и болезней. Имеются нарушения при отпуске древесины на корню и правил пожарной безопасности. Некоторые лесхозы осуществляют свою деятельность по лесопользованию и лесовосстановлению по проектам лесоустройства, не имеющим положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Экстенсивное использование биоресурсов, разрушение их мест обитания привело к появлению в республике редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (переднеазиатский леопард, кавказская выдра, европейская норка, хорь-перевязка, дрофа, мраморный чирок) и растений (девясил высокий, черноголовник многообразный, окопник лекарственный). Наличие на реках Терек, Малка, Баксан и Черек плотинных водозаборов для промышленного и сельскохозяйственного использования стока поверхностных вод без рыбопропускных сооружений оказывает негативное влияние на ихтиофауну.

ГМ Низкая степень изученности и освоения минерально-сырьевой базы не позволяют республике

я в полном объеме реализовать имеющиеся потенциальные возможности. Истек расчетный срок эксп-

0 луатации большинства месторождении подземных вод, используемых для централизованного хозяй-

1 ственно-питьевого водоснабжения. Многие предприятия, осуществляющие разработку полезных ископаемых, не отчитываются об объемах их добычи, что не позволяет судить о рациональном использовании недр. Карьеры, оставшиеся после отработки общераспространенных полезных ископаемых, превращаются в несанкционированные свалки, что в последующем приводит к загрязнению подземов ных вод. Почти не используются вскрышные породы и отходы горнодобывающей промышленности. □ На протяжении многих лет не решается проблема обеспечения безопасного хранения опасных ^ отходов (отработанная металлическая ртуть, химические средства защиты растений и токсичные -<> химреактивы с истекшим сроком действия), а также проблема утилизации отработанных моторных

масел и использованных покрышек. Требует совершенствования организация централизованного ф сбора и вывоза бытовых отходов. Места санкционированных свалок в сельских поселениях опреде-и ляются с нарушением природоохранного законодательства и зачастую без соответствующих проек-® тов.

| В Целях обеспечения системного подхода к решению проблемы в сфере природопользования и

^ охраны окружающей среды в Кабардино-Балкарской Республике необходимо: о 1. Продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере природополь-

х зования и охраны окружающей среды.

ЕЕ 2. Разработать проект республиканской целевой программы «Природные ресурсы и охрана

о. окружающей среды на территории Кабардино-Балкарской Республики», предусмотрев в ней:

о

< - государственную стратегию рационального использования природных ресурсов и охраны

^ окружающей среды;

д - внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и природоохранных ме-

о роприятий;

^ - меры по стимулированию предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную дея-

2 тельность с внедрением инновационных проектов, обеспечивающих комплексное использование £ исходных материалов и вовлечение в хозяйственный оборот отходов производства;

- научные исследования по количественной оценке и мониторингу негативного воздействия

^ хозяйственной деятельности на окружающую среду;

® - создание комплексной системы прогноза и предупреждения опасных геологических процес-

сов;

* - организацию воспитания, образования и просвещения населения по вопросам охраны округа жающей среды.

Л 3. При формировании прогноза социально-экономического развития и республиканскою бюд-§ жета предусмотреть меры и финансовые средства на реализацию мероприятий по охране окружаюсь щей среды.

4. В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики установить иные нормативы в области охраны окружающей среды.

5. Для координации осуществления государственного надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды образовать постоянно действующую межведомственную комиссию из числа руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики.

6. Активизировать работу по государственному надзору и контролю за использованием природных ресурсов, охране окружающей среды.

7. Разработать и осуществить перечень мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

8. Определить места и организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с действующим законодательством.

Реализация вышеуказанных программ позволит реально улучшить как экологическое, так и экономическое состояние республики.

ЛИТЕРАТУРА. О!

1. Голуб А.А. Экономика и охрана окружающей среды. На пути к устойчивому развитию. Бюллетень ^

Центра экологической политики. 1996. № 4. ц

2. Гурман В.И., Рюмина Е.В. Моделирование устойчивого развития региона. Открытое общество и ® устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып. XII. М.: МГИДА, 2002. ^

3. Индикаторы устойчивого развития России / Под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко. М., 2001. ^

4. Лысенко Е.Г. Эколого-экономические основы эффективности сельского хозяйства. М.: МСХ РФ, 2000. ^

5. Стат. сборник «Социально-экономическое положение КБР». 2004-2005 гг. Нальчик, МСХ КБР. □

Ш

РОМАНЕНКО Е.В., ЧЕПИКОВ Э.В.

МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ

о

I—

®

В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ а

> о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корпоративные инвестиционные возможности могут быть представлены как набор (реаль- о ных) опционов для приобретения производственных активов. Текущие величины денежных по- ® токов, генерируемых этими активами, неопределенны, и их эволюция может быть описана сто- £ хастическими процессами. Поэтому определение оптимальных стратегий исполнения для реальных опционов играет принципиальную роль в бюджетировании капиталовложений и в максими

<

зации прибыли фирмы. Однако в литературе по теории реальных опционов [2] практически не о

исследовался вопрос о влиянии структурных изменений экономической среды на инвестицион- о

ные решения фирмы. В подавляющем большинстве работ по реальным опционам неопределен- 9

ность в экономике описывается геометрическим броуновским движением. Представляется более §

реалистичным моделировать динамику экономических переменных как случайный процесс, со- о

вершающий нечастые дискретные скачки. Когда изменение экономической среды отражает но- о.

вую экономическую политику, вводимую органами власти, естественно допустить, что фирма ^

имеет некоторые предположения относительно ожидаемого момента введения изменений. Если, о

например, изменения экономической политики касаются изменения инвестиционной налоговой 2

скидки, разумно ожидать ее снижения в периоды экономического подъема, когда активная про- '!

инвестиционная политика неактуальна, и повышения в периоды экономического спада для сти- о

мулирования инвестиций. Заметим, что использование случайного процесса Пуассона для моде- ^

лирования скачкообразных изменений экономической политики представляется неадекватным, §

х

поскольку интенсивность скачков в этом стационарном случайном процессе, описываемая един- о ственным параметром, не связана с экономической динамикой (это соответствует предположе

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.