Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СВОБОДА / РАВЕНСТВО / ЭКОЛОГИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ПОТРЕБНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исмаилов Нурмагомед Омарович

В статье исследуются отдельные вопросы концепции устойчивого развития общества и возможные отношения между поколениями. Особое внимание уделяется глобальным проблемам современности и возможному пути их решения, необходимости сохранения экологического баланса природы, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности будущим поколениям. Автор трактует концепцию устойчивого развития и справедливое отношение к будущим поколениям в качестве инструментов при отражении реалий современного мира и пытается выявить в них идеи, которые могут быть использованы в современном обществе для решения обозначенных проблем. Отмечая, что современные трактовки глобальных проблем явились отражением новых исторических реалий, автор исследует устойчивое развитие общества и справедливость в отношениях между поколениями в контексте материалистического понимания истории, под углом зрения взаимосвязи потребностей, интересов и ценностей. Исследование концепции устойчивого развития и отношений между поколениями требует переоценки социальных ценностей и способствует формированию нового мировоззрения, которое будет направлено на сохранение природы и передачи ее будущим поколениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY AND FAIR TREATMENT OF FUTURE GENERATIONS

The article examines some issues of the concept of sustainable development of society and possible relations between generations in the context of the concept of justice. Special attention is paid to the global problems of our time and the possible way to solve them, the need to preserve the ecological balance of nature, to ensure favorable living conditions for future generations. The author interprets the concept of sustainable development and fair treatment of future generations as tools in reflecting the realities of the modern world and tries to identify ideas in them that can be used in modern society to solve these problems. The author explores the sustainable development of society and justice in relations between generations in the context of a materialistic understanding of history, from the point of view of the interrelation of needs, interests and values. The study of the concept of sustainable development and intergenerational relations requires a reassessment of social values and contributes to the formation of a new worldview that will be aimed at preserving nature and transmitting it to future generations. Modern interpretations of global problems are a reflection of new historical realities.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ»

Научно-теоретическая

УДК 101.1:316

DOI: 10.25688/2078-9238.2022.44.4.3

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ

Исмаилов Нурмагомед Омарович

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский просп., д. 49/2, Москва, Россия, 125167, nuris.filosof@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4935-4902

Аннотация. В статье исследуются отдельные вопросы концепции устойчивого развития общества и возможные отношения между поколениями. Особое внимание уделяется глобальным проблемам современности и возможному пути их решения, необходимости сохранения экологического баланса природы, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности будущим поколениям. Автор трактует концепцию устойчивого развития и справедливое отношение к будущим поколениям в качестве инструментов при отражении реалий современного мира и пытается выявить в них идеи, которые могут быть использованы в современном обществе для решения обозначенных проблем.

Отмечая, что современные трактовки глобальных проблем явились отражением новых исторических реалий, автор исследует устойчивое развитие общества и справедливость в отношениях между поколениями в контексте материалистического понимания истории, под углом зрения взаимосвязи потребностей, интересов и ценностей.

Исследование концепции устойчивого развития и отношений между поколениями требует переоценки социальных ценностей и способствует формированию нового мировоззрения, которое будет направлено на сохранение природы и передачи ее будущим поколениям.

Ключевые слова: справедливость, свобода, равенство, экология, ответственность, устойчивое развитие общества, потребности, интересы

Для цитирования: Исмаилов Н. О. Устойчивое развитие общества и справедливое отношение к будущим поколениям // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2022. № 4 (44). С. 37-44. DOI: 10.25688/2078-9238.2022.44.4.3

© Исмаилов Н. О., 2022

Scientific and theoretical

UDC 101.1:316

DOI: 10.25688/2078-9238.2022.44.4.3

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY AND FAIR TREATMENT OF FUTURE GENERATIONS

Nurmagomed O. Ismailov

Financial University under the Government of the Russian Federation, Leningradskij prosp., 49/2, Moscow, Russia, 125167, nur.is.filosof@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4935-4902

Abstract. The article examines some issues of the concept of sustainable development of society and possible relations between generations in the context of the concept of justice. Special attention is paid to the global problems of our time and the possible way to solve them, the need to preserve the ecological balance of nature, to ensure favorable living conditions for future generations. The author interprets the concept of sustainable development and fair treatment of future generations as tools in reflecting the realities of the modern world and tries to identify ideas in them that can be used in modern society to solve these problems.

The author explores the sustainable development of society and justice in relations between generations in the context of a materialistic understanding of history, from the point of view of the interrelation of needs, interests and values.

The study of the concept of sustainable development and intergenerational relations requires a reassessment of social values and contributes to the formation of a new worldview that will be aimed at preserving nature and transmitting it to future generations. Modern interpretations of global problems are a reflection of new historical realities.

Keywords: justice, freedom, equality, ecology, responsibility, sustainable development of society, needs, interests

For citation: Ismailov, N. O. (2022). Sustainable Development of Society and Fair Treatment of Future Generations. MCU Journal of Philosophical Sciences, 4 (44), 37-44. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.44A3

Введение

Реалии современного мира обусловлены высокой степенью взаимозависимости различных сфер жизнедеятельности мирового сообщества. И решение первоочередных проблем в отдельных странах зачастую становится возможным лишь благодаря помощи других стран. Особенно это касается тех проблем, которые в современную эпоху принято называть глобальными.

В последние десятилетия эти проблемы приобрели для мирового сообщества первоочередной характер и фактически ставят под сомнение дальнейшее существование мировой цивилизации. В качестве наиболее актуальной глобальной проблемы мы рассматриваем выживание человечества как биологического вида.

Возможно, такая оценка нынешней ситуации может показаться чрезмерно жесткой, но мы полагаем, что она правомерна по отношению к ныне сложившимся реалиям.

Методы

Методологическими основаниями данного исследования в первую очередь являются материалистическое понимание истории, исследование общественных явлений, потребностей и интересов в контексте единства различных сфер жизни общества, под углом зрения диалектической взаимосвязи потребностей, интересов и ценностей, взаимообусловленности общественного бытия и общественного сознания.

Основная часть

Сложившийся в современных условиях безответственный способ использования определенными социальными силами природных ресурсов может привести человечество к глобальной катастрофе. Нарушение экологического баланса природы в нынешних условиях приобретает критический характер. Это происходит посредством неразумного воздействия на природу при постоянном росте не всегда оправданных потребностей людей. Причиной такого отношения к природе является стремление определенных социальных групп к максимальной и сиюминутной прибыли. Критическая экологическая ситуация и другие глобальные проблемы современного мира подводят человека к иному осмыслению многих традиционно сложившихся для человечества социальных ценностей и идеалов, к переосмыслению духовных основ общественной жизни, к новому мировоззрению, которое призвано возродить гармонию между человеком и природой.

Необходимость сохранения человеческой цивилизации и биосферы, необходимость выживания человечества как биологического вида требуют сегодня создания новой модели общественного развития, которая теперь уже должна руководствоваться принципом социальной справедливости, обеспечить личную и общественную безопасность, обеспечить разумный баланс между развитием мировой экономики и сохранением природы. То есть современному обществу необходимо руководствоваться концепцией устойчивого развития общества, которая и предлагает эту новую модель общественного развития.

Новая модель общественного развития, детерминируемая новыми историческими реалиями, наполняет и новым содержанием традиционные ценности, которые должны быть обусловлены теперь уже иными общественными интересами, направленными на выживание человечества. К примеру, понятия свободы и ответственности, рассматриваемые в контексте социальной справедливости, должны быть осмыслены на качественно ином уровне. Свобода теперь уже

понимается и как экологическая ответственность перед мировым сообществом, перед будущими поколениями за сохранение человечества и восстановление гармонии между человеком и природой. «Свобода — это и безопасность личности, его естественное право на жизнь и на возможность строить свое будущее. Но безответственные действия одних людей и бездействие других лишают человека безопасности и не дают ему возможность строить свое будущее. Свободу следует рассматривать в границах экологической безопасности, в границах необходимости сохранения природы, условий проживания человека, в границах необходимости наличия возможности у каждого человека достойных условий жизни» [Исмаилов, 2014, с. 447].

Также на качественно ином уровне видится теперь и проблема исследования исторического процесса, который в действительности обусловлен, как считает известный исследователь данной проблемы Н. М. Мамедов, происходящим на поверхности планеты коэволюционным по своей сути самоорганизующимся антропосоциокультурогенезом. Картина исторического процесса, полагает он, не может быть полноценной и адекватной, если не учитывать в этом процессе роль природных факторов в развертывании человеческой деятельности. Концепция устойчивого развития общества привносит принципиально новые моменты в понимание исторического процесса [Мамедов, 2010].

На принципиально новом уровне исследуется в контексте глобальных проблем и проблема равенства. Исследование данной проблемы теперь уже с необходимостью предполагает и наличие в ней такого важного аспекта, как равенство между поколениями, справедливое отношение к будущим поколениям. Разумеется, отношения между поколениями (конечно, правильнее говорить о справедливом отношении к будущим поколениям) также являются важнейшим аспектом проблемы справедливости в целом. Равенство между поколениями является важным моментом как концепции устойчивого развития, так и концепций справедливости, свободы и вопросов общественной безопасности. Такая трактовка сложившейся ситуации обусловлена нашим пониманием основных прав и свобод человека, которые предполагают и право человека на благоприятную для него окружающую среду, на благоприятные для сохранения здоровья условия. Обозначенная проблематика требует своего осмысления и в контексте равенства возможностей, но равенства возможностей благополучного существования и жизнедеятельности, ныне живущих и будущих поколений [Исмаилов, 2009, с. 102].

Основная идея концепции устойчивого развития выражается в сохранении человека и природы, в обеспечении безопасности людей, в адекватной сложившейся ситуации организации «научно-технического прогресса, не нарушающего экобаланс природы, в сохранении природных ресурсов и их передачи будущим поколениям. Надо полагать, что иного пути выживания у человечества нет» [Исмаилов, 2014, с. 448].

Если исследовать концепцию устойчивого развития в контексте понятий культуры и цивилизации, то также необходимо указать, что эти понятия включают в себя не только способы воздействия на природу и ее преобразование

для удовлетворения людьми своих потребностей. Эти понятия также содержат в себе и умение людей приспосабливаться и адаптироваться к реалиям природы с целью ее сохранения и дальнейшей передачи будущим поколениям.

Такой важный аспект проблемы справедливости, как справедливость в отношениях между поколениями, с наступлением нынешнего столетия приобретает особую остроту. В условиях нынешних глобальных проблем, в условиях возможной мировой катастрофы, думается, сомневаться в актуальности обозначенного вопроса не приходится.

Во-первых, как нам представляется, следует определиться с формулировкой постановки проблемы. Многие исследователи зачастую говорят о проблеме справедливости в отношениях между поколениями, что, на наш взгляд, допустимо, если использовать такую формулировку условно. В то же время эти исследователи справедливо указывают, что отношения социальных групп предполагают наличие разных сторон, наличие определенной взаимности между ними. Но фактически наличествуют лишь нынешние поколения людей. А будущие поколения пока еще не существуют с ними в отношениях взаимности, и теоретически допускается вероятность, что их может и не быть. По этой причине, если более корректно определяться с формулировками и понятиями, думается, можно согласиться с теми авторами, которые обозначают проблему как справедливое отношение к будущим поколениям [Прокофьев, 2012; Прокофьев, 2013; Беспалова, 2013; Westra, 2006; Хесле, 1999].

Во-вторых, наш вывод о более правомерной формулировке постановки проблемы одновременно служит и методологическим основанием ее возможного решения. Мы не сомневаемся в необходимости заботы о благополучии будущих поколений. Это составляет моральный долг ныне живущих людей. Но эта забота не должна быть чрезмерной. Она должна быть адекватной объективным возможностям современного общества и учитывать его разумные потребности. В первую очередь озабоченность интересами поколений грядущих должна выражаться не в отказе от необходимых потребностей нынешним поколением, а, например, в сохранении экологического баланса природы, что не исключает создания различных фондов поддержки в пользу последующих поколений. Нынешнее поколение обязано стремиться к сохранению разнообразия природной и ресурсной базы, к сохранению определенного уровня качества окружающей среды, к обеспечению ее жизнеспособности.

Отдельные авторы в качестве моральных обязательств перед будущими поколениями предлагают обеспечить равноправный доступ для всех членов общества к ресурсной базе, а также сохранить этот справедливый доступ, как они считают, для будущих поколений [Westra, 2006, р. 136]. Но, как указывает по этому поводу Т. В. Беспалова, реализация таких обязательств не представляется возможным, поскольку «очевидно неравенство государств, ограниченных конкретной территорией и определенным запасом природных ресурсов» [Беспалова, 2013, с. 15].

Можно утверждать, что в настоящее время в философских, этических исследованиях фактически развернулась острая дискуссия по поводу справедливости

в отношениях между поколениями. В рамках объема данной статьи мы не будем подробно анализировать воззрения и выводы разных авторов относительно их видения проблемы. Отметим, что эти выводы касаются основных обязательств перед будущими поколениями, меры возможной заботы о них, социального дисконтирования будущего, наличия или отсутствия морального долга перед будущими поколениями [Прокофьев, 2012; Беспалова, 2013; Westra, 2006; Хесле, 1999; Cowen, 2007].

Можно согласиться с мнением многих исследователей проблемы, что интересы людей грядущих поколений имеют для представителей современного общества безусловное моральное значение. А возможные рассуждения и предположения об отсутствии у нынешнего поколения ответственности за благополучие будущих поколений мы рассматриваем как безнравственные. В то же время, как справедливо полагает известный исследователь данной проблемы А. В. Прокофьев, «нынешнее поколение не может не использовать ресурсы, которые могут потребоваться людям будущего. Мы стремимся полнее удовлетворить свои потребности, мы воздействуем на те явления и процессы, которые составляют необходимую основу существования человека, и тем самым создаем риски, способные реализоваться через многие десятки и даже сотни лет» [Прокофьев, 2013, с. 77-78].

Если же попытаться более четко определить конкретные права будущих поколений по отношению к нынешнему, то они (эти права) не могут быть выражены однозначно и категорично, ибо не может быть четко обозначенных прав у тех, кто еще не существует, и мы не можем знать, будут ли они вообще существовать. По этой причине нельзя осуждать нынешнее поколение, если оно не жертвует различными собственными интересами в пользу интересов людей будущего, либо жертвует меньше, чем могло бы себе позволить. В этом вопросе опять-таки следует принимать во внимание степень отдаленности будущих поколений от нынешнего. Людям, как принято считать, свойственно заботиться в большей мере о тех своих потомках, которые непосредственно идут на смену поколению нынешнему.

Помощь и забота о будущих поколениях может оказаться неоправданно излишней в связи с теми неопределенными трудностями, которые могут иметь место при попытке обеспечения преемственности в деятельности поколений, которые будут приходить на смену друг другу. «Нельзя быть уверенным, что каждое из поколений в ряду от сегодняшнего дня до момента достижения цели планируемого проекта будет придерживаться избранной сегодня стратегии действий. Это заставляет придавать больший вес проектам с кратковременной отдачей» [Прокофьев, 2008, с. 236-237].

Заключение

Что касается наших воззрений по данному вопросу, то в качестве вывода отметим, что заботиться о людях грядущих поколений можно и нужно. В. Хесле отмечает, что «забота о собственных потомках присуща уже примитивным

организмам, что легко объяснить с социобиологической точки зрения. Тем более противоестественно, если культура отдаляется от элементарных принципов справедливости между поколениями» [Хесле, 2000, с. 239]. Правда, здесь стоит уточнить, о каких потомках могут и должны заботиться люди. Они, как правило, не заботятся в равной мере о потомках ближайших и о поколениях более поздних. Помимо мер, предлагаемых нами выше, обязательства перед будущими поколениями должны включать в себя, например, и поиски альтернативных источников энергии. Финансирование современным обществом таких поисков может окупиться в будущем колоссальной для него выгодой. Лучшие умы человечества могут быть задействованы в этом процессе. Предполагаемая экономия в финансировании такого рода мер может обернуться трагическими последствиями для людей уже в ближайшем будущем.

Главный вывод нашего исследования, помимо уже изложенных воззрений, основан на фундаментальном положении материалистического понимания истории об обусловленности общественного сознания (в конечном счете) общественным бытием. Согласно этому положению, существующие глобальные проблемы, включая и экологические, могут побудить человечество к осознанию всей степени ответственности за сохранение человеческой цивилизации и биосферы, за сохранение экологического баланса природы, за благоприятную окружающую среду и благополучие будущих поколений. Поэтому, как мы полагаем, существует высокая степень вероятности нахождения людьми альтернативных источников энергии, более дешевых и эффективных способов обеспечения благополучия людей. Вероятность таких сценариев будущего может в известной мере служить аргументом в пользу дисконтирования будущего. Мы надеемся на адекватное отражение общественным сознанием общественного бытия будущего, на благополучное решение людьми постоянно возникающих в обществе проблем. Также отметим, что данная проблема требует своего дальнейшего углубленного исследования.

Список источников

1. Беспалова Т. В. Проблемы будущих поколений и противоречия экологической этики // Философия права. 2013. № 6 (61). С. 13-23.

2. Исмаилов Н. О. Стратегия устойчивого развития общества в контексте справедливости // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 3. С. 445-453.

3. Исмаилов Н. О. Справедливость как мера равенства // Социология власти. 2009. № 8. С. 95-103.

4. Мамедов Н. М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. 2010. № 2. С. 33-46.

5. Прокофьев А. В. Защита интересов будущих поколений: утилитаристская перспектива // Философия и культура. 2012. № 9. C. 139-150.

6. Прокофьев А. В. Дискуссия о пределах справедливости и обязанности перед будущими поколениями // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2013. Вып. 3. С. 75-84.

7. Прокофьев А. В. Справедливое отношение к будущим поколениям (нормативные основания и практические стратегии) // Этическая мысль. 2008. № 8. С. 229-253.

8. Хесле В. Справедливость в отношениях между поколениями (пер. М. Д. Ди-маниса) // Актуальные проблемы Европы. 2000. № 2. С. 235-245. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/spravedlivost-v-otnosheniyah-mezhdu-pokoleniyami

9. Cowen T. Caring about the Distant Future: Why It Means // The University of Chicago Law Review. 2007. Vol. 74. № 1. P. 5-40.

10. Westra L. Environmental justice and the rights of unborn and future generations: law, environmental harm and the rights to health. London, 2006. 326 p.

References

1. Bespalova, T. V. (2013). Problemy budushchih pokolenij i protivorechiya ekologi-cheskoj etiki. Filosofiyaprava, 6 (61), 13-23. (In Russian).

2. Cowen, T. (2007). Caring about the Distant Future: Why It Means. The University of Chicago Law Review, 74, 1, 5-40.

3. Hyosle, V. (2000). Spravedlivost v otnosheniyah mezhdu pokoleniyami (translated by M. D. Dimanis). Actual problems of Europe, 2, 235-245. (In Russian). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/spravedlivost-v-otnosheniyah-mezhdu-pokoleniyami/viewer

4. Ismailov, N. O. (2014). Strategiya ustojchivogo razvitiya obshchestva v kontekste spravedlivosti. NacionaFnaya bezopasnost' /nota bene, 3, 445-453. (In Russian).

5. Ismailov, N. O. (2009). Spravedlivost' kak mera ravenstva. Sociologiya vlasti, 8, 95-103. (In Russian).

6. Mamedov, N. M. (2010). Istoricheskij process i koncepciya ustojchivogo razvitiya. Vek globalizacii, 2, 33-46. (In Russian).

7. Prokof ev, A. V. (2012). Zashchita interesov budushchih pokolenij: utilitaristskaya perspektiva. Filosofiya i kuFtura, 9, 139-150. (In Russian).

8. Prokof ev, A. V. (2013). Diskussiya o predelah spravedlivosti i obyazannosti pered budushchimi pokoleniyami. Vestnik RUDN. Filosofiya, 3, 75-84. (In Russian).

9. Prokof ev, A. V. (2008). Spravedlivoe otnoshenie k budushchim pokoleniyam (norma-tivnye osnovaniya i prakticheskie strategii). Eticheskaya mysl\ 8, 229-253. (In Russian).

10. Westra, L. (2006). Environmental justice and the rights of unborn and future generations: law, environmental harm and the rights to health. London. 326 p.

Информация об авторе /Information about the author:

Исмаилов Нурмагомед Омарович — кандидат философских наук, доцент департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Ленинградский просп., д. 49/2, Москва, Россия, 125167, nur.is.filosof@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4935-4902

Ismailov Nurmagomed Omarovich — сandidate of Philosophical Sciences, associate professor. Associate Professor of the Department of Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation.

Leningradskij prosp., 49/2, Moscow, Russia, 125167, nur.is.filosof@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-4935-4902

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.