Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАЗУМА И ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАЗУМА И ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАЗУМА / ДЕСАПИЕНИЗАЦИЯ / ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Загоров Орлин Тихомиров

Цель исследования - раскрыть фундаментальное значение формирования идеи устойчивого развития как мировоззрения и парадигмы непреходящей культурной ценности. Это не означает недооценку практических задач, которые необходимо решить. Однако если начать с них без создания прочного концептуального фундамента, идея устойчивого развития может повторить судьбу многих светлых идей, реализация которых начиналась с большим энтузиазмом и заканчивалась разочарованием с тяжелыми последствиями. Соответственно, следует начать с создания устойчивого созвучия духа революции и революции духа. Евразийский проект дает прекрасную возможность для этого. Устойчивое развитие включает не только экономику, экологию, справедливое общество, но и духовность, поднимающую ответственность в устойчивый нравственный императив. Обосновывается единственно возможная перспектива для Европы - создание модели гуманистической цивилизации, функционирующей как отечество наций. Основные аспекты устойчивого развития имеют экономический, экологический, социальный и духовный характер. Устойчивости нельзя добиться вообще, если пренебречь хотя бы одним из приведенных аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A CIVILIZATION OF MIND AND THE EURASIAN PROJECT

The purpose of this article is to reveal the fundamental importance of the forming of the idea of sustainable development as a worldview and paradigm of enduring cultural value. This does not mean underestimating the practical problems that need to be solved. However, if you start with them without creating a solid conceptual foundation, the idea of sustainability can repeat the fate of many bright ideas, the implementation of which began with great enthusiasm and ended in disappointment with dire consequences. This means that we must begin with the creation of a stable consonance of the spirit of the revolution with the revolution of the spirit. The Eurasian project provides an excellent opportunity for this. Sustainable development includes not only the economy, ecology and just society, but also spirituality, which raises responsibility to a sustainable moral imperative. The only possible perspective for Europe is substantiated - the creation of a humanistic civilization as a model, functioning as a fatherland of nations. The main aspects of sustainable development are economic, environmental, social and spiritual ones. Sustainability cannot be achieved at all if one of these aspects is neglected.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАЗУМА И ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ»

УДК 316.752+340.12

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАЗУМА

И ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ

Загоров Орлин Тихомиров,

д-р филос. наук, профессор, академик, e-mail: orlinzagorov@gmail.com, г. София, Республика Болгария

Цель исследования — раскрыть фундаментальное значение формирования идеи устойчивого развития как мировоззрения и парадигмы непреходящей культурной ценности. Это не означает недооценку практических задач, которые необходимо решить. Однако если начать с них без создания прочного концептуального фундамента, идея устойчивого развития может повторить судьбу многих светлых идей, реализация которых начиналась с большим энтузиазмом и заканчивалась разочарованием с тяжелыми последствиями. Соответственно, следует начать с создания устойчивого созвучия духа революции и революции духа. Евразийский проект дает прекрасную возможность для этого. Устойчивое развитие включает не только экономику, экологию, справедливое общество, но и духовность, поднимающую ответственность в устойчивый нравственный императив. Обосновывается единственно возможная перспектива для Европы — создание модели гуманистической цивилизации, функционирующей как отечество наций. Основные аспекты устойчивого развития имеют экономический, экологический, социальный и духовный характер. Устойчивости нельзя добиться вообще, если пренебречь хотя бы одним из приведенных аспектов. Ключевые слова: устойчивое развитие, цивилизация разума, десапиенизация, трансгуманистическая революция, новый мировой порядок

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A CIVILIZATION OF MIND AND THE EURASIAN PROJECT

Zagorov O.T.,

Doctor of Philosophy, Professor, Academician, e-mail: orlinzagorov@gmail.com, Sofia, Republic of Bulgaria

The purpose of this article is to reveal the fundamental importance of the forming of the idea of sustainable development as a worldview and paradigm of enduring cultural value. This does not mean underestimating the practical problems that need to be solved. However, if you start with them without creating a solid conceptual foundation, the idea of sustainability can repeat the fate of many bright ideas, the implementation of which began with great enthusiasm and ended in disappointment with dire consequences. This means that we must begin with the creation of a stable consonance of the spirit of the revolution with the revolution of the spirit. The Eurasian project provides an excellent opportunity for this. Sustainable development includes not only the economy, ecology andjust society, but also spirituality, which raises responsibility to a sustainable moral imperative. The only possible perspective for Europe is substantiated — the creation of a humanistic civilization as a model, functioning as a fatherland of nations. The main aspects of sustainable development are economic, environmental, social and spiritual ones. Sustainability cannot be achieved at all if one of these aspects is neglected. Keywords: sustainable development, civilization of mind, desapienization, transhumanist revolution, new world order

DOI 10.21777/2587-9472-2022-3-5-11

В настоящее время нет тенденции, которая была бы могучее революции духа. Все существовавшие до сих пор мировые религии и политические доктрины в той или иной степени уже исчерпаны или опорочены. Как отмечал Л.Н. Толстой, как скоро идеал, более высокий, чем прежний, поставлен перед человечеством, все прежние идеалы меркнут, как звезды перед солнцем.

В начале ХХ1 в. человечество стоит перед экзистенциальным императивом: объединением всех гуманистически направленных сил, чтобы положить конец грабежу плодов чужого труда и истощи-тельной эксплуатации природы, неразумному использованию достижений науки и техники. Это залог торжества гуманистической цивилизации - вечного искушения для человеческого духа и единственного выбора для свободного человека. Даже просто осознание этой необходимости является достаточно серьезным доказательством того, что человеческий разум, наконец, пробуждается к глубокой и радикальной переоценке современной потребительской цивилизации.

Человечество постепенно осознает, что мир оказывается «вне контроля», и встречает ХХ1 в. в состоянии «полного беспорядка». В практическом плане это означает объявить устойчивое развитие важнейшей заботой управления - как в структурировании государственной политики, так и в расширении возможностей частного сектора. Соответственно, переход к новому типу общественных отношений следует осуществить не только в сферах экологии, экономики, социальной политики, но и в духовно-идеологических отношениях в мировом масштабе.

В этом смысле угрозы человеческой природной среде приобретают глобальный характер и становятся проблемами современного человечества. Впервые в своей истории все общества на планете находятся под угрозой из-за нарушения экологического равновесия, т.е. по причине пренебрежения законами природы, навязчивого отношения людей к ней. С этими проблемами сегодня сталкивается все человечество. Однако страны с развитой экономикой мало интересуются этим и борются за превосходство и престиж в мире, стремятся включить расходы на экологию в производственные расходы, вывозят «грязные технологии» в слаборазвитые страны. Это происходит из-за узаконенной коррумпирующей конкуренции вместо солидарности, субординации и кооперирования, как цели жизни.

Решение приведенной задачи требует не только определенной экологической культуры (знаний, сознания, поведения). Следует также добиться гармонического единства интеллекта, материализованного в мощи машин, и благородства духа, сочетания познания с мудростью, науки - с моралью, культуры - с цивилизацией. Процесс трансформации духа является трудным и мучительным, потому что он должен заставить богатых отказаться от своего теперешнего образа жизни, безумного гедонизма и корнукопии.

Суть проблемы - совершить переустройство биосферы в интересах жизни, но решение этой задачи требует определенной экологической культуры. В связи с рассматриваемой темой особое значение приобретает необходимость новой духовной организации социального пространства и социального времени. Речь идет не только о духовной экологии в тесном смысле слова, но и о комплексном обновлении общества и его ценностей, новом балансе ценностей. Духовная стратегия, которую мы стараемся обосновать, предусматривает утверждение нового синтеза добродетелей и подходов, принципов и ценностей, на основе которых следует строить гуманистический образ жизни. Создание соответствующей этой жизни духовной атмосферы увеличивает богатство и многообразие ежедневных форм духовного общения в широком смысле этого понятия. Данный процесс определяет основные характеристики духовной стратегии ХХ1 в.

Современная капиталистическая цивилизация не способна стимулировать человека к непрестанному стремлению к гуманистическому образу жизни. Она скрывается за заманчивыми технологиями индустриальной революции, причем постоянно удаляется от сущности человеческого бытия и превращается в разрушительную силу, угрожая самим основам жизни под прикрытием трансгуманитарной революции [1, с. 46].

Факты подтверждают, что конечный результат такого существования - это десапиенизация гомо-сапиенса. Во всех своих перевоплощениях капитализм все более углубляет свой основной порок: экономический рост неизбежно ведет к беспрецедентному увеличению пропасти между богатством и бедностью, а изобилие рождает нищету. Это делает необходимой переоценку существующей до сих пор интерпретации таких фундаментальных понятий, как гуманизм, прогресс, развитие и справедливость.

Следовательно, устойчивое развитие - это процесс непрерывной трансформации перемен к лучшему миру путем глубоких изменений в образе жизни и новой культуры потребления. Отсюда проистекает и веление о поддержке экологического баланса, смены потребительского стиля жизни благоразумием, умеренностью, гуманизированием отношений человека и природы. Соответственно, это предполагает разумное и справедливое использование ресурсов планеты, чтобы обеспечить достойную жизнь как для настоящих, так и для грядущих поколений.

Ранее изложенное показывает торжество новой гуманистической «системы» созидательной ци-вилизационной модели с новой духовностью и нравственной философией, отстаивающей верховенство человеческого счастья как единственный и безусловный критерий прогресса. Только такая цивилизация способна объявить человеческое развитие целью, к которой человечество может направить свои объединенные усилия. Революция духа лежит в основе новой культурной стратегии, с помощью которой человечество может привести свои социальность и духовность в общий ритм с меняющейся Вселенной. Устойчивое развитие включает не только экономику, экологию и справедливое общество, но и духовность, поднимающую ответственность в устойчивый нравственный императив. В качестве постоянных компонентов идеи устойчивого развития они составляют суть гуманистической цивилизации - конечной цели прогресса. Чтобы привести в действие эти силы, нужны новый гуманизм, новое мышление, новое моральное отношение, которые имеют смысл философии созидания. Все это вызывает необходимость постоянного углубления, расширения и ускорения революции духа, поддерживая в то же время и дух революции в качестве двигателя истории. Это означает торжество новой универсальной цивилизации справедливого «мирового порядка», новой духовности и новой нравственной философии, отстаивающей верховенство человеческого счастья как единственный критерий прогресса.

Руководствуясь приведенной идеей, являющейся по своей сути революционной, участники конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде, состоявшейся в 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро, представители 172 стран принимают Программу 21 «Стратегия спасения нашей планеты». В докладе комиссии, которую возглавлял Гру Харлем Брунтланн, впервые предлагается определение понятия «устойчивое развитие». В нем отмечается, что в процессе устойчивого развития достигается удовлетворение жизненных потребностей сегодняшнего поколения, не лишая этой возможности будущих поколений. Сама идея имеет длинную предысторию, которую следует изучать, потому что она подтверждает ее извечность. Действительно, если до Х1Х в. идея устойчивого развития являлась в большей степени реминисценцией тысячелетней мечты о рае на Земле, то с окончательным утверждением капиталистического образа жизни ее осквернение приобретает свою самую уродливую форму.

Новая культурная стратегия предусматривает развитие, обогащение и универсализацию гуманистической цивилизационной идентичности народов в мире, что возможно благодаря новой революции Разума, новой революции духа, чтобы на всей планете восторжествовала цивилизация Разума, Справедливости и Свободы. Основные аспекты устойчивого развития имеют экономический, экологический, социальный и духовный характер. Устойчивости нельзя добиться вообще, если пренебречь хотя бы одним из этих аспектов. Приходится констатировать, что в большинстве случаев и сегодня многие специалисты считают основными элементами экономический, экологический и, нередко, социальный контексты. Только отдельные их представители включают и духовные (культурные, духовно-идеологические, мировоззренческие, аксиологические, моральные, эстетические, юридические и политические) аспекты.

Идея устойчивого развития сталкивается с тяжелыми вызовами, соответственно, нуждается в защите. Конечной целью всего этого, как это было до сих пор в истории, является дискредитация одной из самых светлых идей общественной модели развития, основанной на гармоническом взаимодействии с окружающей средой и социальной справедливостью.

Все категоричнее становится убеждение, согласно которому против этих основных вызовов может встать лишь философия гуманизма, основывающаяся на том понимании, что логика исторического развития подпитывает разум, который отстаивает необходимость перехода от рабского труда к подлинному созиданию, от слепой гонки в пользу отдельного индивида к универсальной взаимности и солидарности. Это переход от отношений доминирования, которые ведут к деградации и господина, и раба, к свободе, в которой каждый может развернуть полный потенциал своего бытия, без ущерба для свободы и шансов других. Только такая философия может обосновать необходимость новой духовной организации

социального пространства и социального времени. Речь идет о комплексном обновлении общества и его ценностей. Духовная стратегия, которую мы стараемся обосновать, предусматривает утверждение нового синтеза добродетелей, принципов и ценностей. На этой основе строится устойчивая система специфических понятий, категорий, принципов и законов, формулирование которых входит в методы и методологию исследования философии устойчивого развития. Представляется, что устойчивое решение сформулированной проблемы кроется в помощи индивиду и человечеству в целом выработать адекватную позицию для осмысления реальных измерений тотального кризиса, охватившего современный мир, и путей его преодоления. Это тоже входит в предмет философии устойчивого развития [2].

В этом смысле потерю чувства святости, примирение со злом, массовые злоупотребления с помощью техники мировой окружающей средой можно объяснить ошибочным взглядом на место человека в мире и смысл его жизни. Самое главное - это то, что современному человеку не хватает духовного ощущения его места в природе. Наблюдается отсутствие чувствительности к изменениям на Земле, причиненным одной разрушительной цивилизацией. Мы - дети этой цивилизации. Соответственно, мы чужды так нужной чувствительности к ее преступлениям. Отсюда следует, что проблема - в человеке, состоянии его духа. Мы не сможем восстановить баланс в природе, если не наведем порядок в самих себе. Кстати, единственное, чего современный человек в состоянии добиться, - совершить моральное перерождение, чтобы осознать ту трагедию, в которой он принимает участие.

Столкновение между технологией и экологией по сути своей есть столкновение между культурой и цивилизацией. Концепция устойчивого развития является единственной разумной альтернативой иррациональных взглядов концепции о трансгуманной революции и связанной с ней «постчеловеческой эрой». Говоря об идее о новой цивилизационной модели, не следует пренебрегать тревогой, выраженной в докладе Международной комиссии образования в ХХ1 в., возглавляемой Жаком Делором, на сессии ЮНЕСКО в 1996 г. В нем говорится следующее: «Тот факт, что горсть стран имеет реальную монополию на культурные индустрии, и что их продукты распространяются по всему миру и становятся достоянием все большей аудитории, имеет огромное значение для эрозии культурной идентичности. Эта часто пошлая и фальшивая "мировая культура" нередко внушает индиректным путем ценностные ориентации и может породить чувства грабежа и потери идентичности».

Устойчивое развитие предусматривает устойчивое сознание об экономических приоритетах, социальной справедливости, экологической ответственности, в основе которых лежит гуманизм. Идея устойчивого развития требует сосредоточить внимание не только на темпах роста и занятости, но и на том, что этот рост может и должен содействовать строительству справедливого общества, более устойчивой экономики и гарантировать благоденствие всех сегодня и завтра.

Известно, что еще в середине 20-х гг. XX в. эту каузу убедительно сформулировал князь Н. Трубецкой, ведущий представитель евразийства, который писал о том, что наша задача - создать одну полностью новую культуру, нашу собственную культуру, которая не будет похожа на европейскую цивилизацию.

Следовательно, евразийская идея - это не очередная политическая мимикрия, а глубинная стратегия, подпитанная гуманистическими наклонностями здравого разума. Запад должен преодолеть свои страхи перед тем фактом, что в евразийском пространстве роль «Второго Рима» после Византии всегда играла Россия. Специфика этого пространства в большой степени определяется Россией, которая с раннего времени организовывала в рамках огромной империи. В новых условиях молодая российская демократия призвана отказаться от своего имперского наследства, преобразовывая его в дух истинного демократического федерализма. С этой точки зрения, евразийская идея представляет собой специфическую цивилизационную парадигму. Данная идея нуждается в глубоком изучении в историческом, политическом, экономическом, философском, культурологическом плане для того, чтобы превратиться в обозримом будущем в организующий и вдохновляющий фактор [3, с. 121-134].

Чего в сущности больше всего не хватает ведущим политикам в Европейском союзе для осуществления многовековой мечты самых больших гуманистов всех времен? Проблема состоит не только в том, чтобы увеличить размер мирового богатства, но и в том, что после четырехкратного и более увеличения большинство населения планеты продолжит жить в нищете, а одно незначительное большинство выродится в коррумпирующем изобилии.

Еще раз необходимо отметить следующее: углубленное исследование славянского мира и мудрости Евразии недвусмысленно подтверждает истину о том, что в этих масштабах Европа имеет устойчивую цивилизационную идентичность, которая гарантирует ей достойное место в семье цивилизованных народов мира. Раскрытие и осознание этой истины - одни из задач современной европеистики. Евразийская духовность несет в себе благоразумную этику потребления, экологическую безопасность, приоритет революции духа, новую форму духовной эволюции. Если не сосредоточить энергию человеческого разума на претворении этой истины, то человечество обречено. Следовательно, главной задачей человеческого разума является осветить путь к одной новой, гуманистической, неиспорченной, справедливой цивилизации, тысячелетиями символизирующей миф о рае на Земле. Возможно ли это? В противном же случае мы примиримся с парадоксальным внушением того, что человечество неудержимо идет к своей изначальной обреченности! Следовательно, без утверждения одной новой цивилизации альтернатива современной иррациональной системы повторится и в Космосе, когда человечество завладеет им. Нас не спасет и мысль о том, что мы можем переселиться в другое место во Вселенной, когда жизнь станет невозможной здесь.

Почти всегда, когда принимаются реальные шаги к переменам, это великое дело оказывается в руках сил, которые пробуют подчинить его интересам определенного меньшинства, подвластного полностью самым близким и непосредственным целям, без мысли о долгосрочной перспективе и заботы о судьбе будущих поколений. Это, в конечном счете, приводит к одной иррациональной модели развития, дальнейшее углубление которой неизбежно означает пропасть между богатством и бедностью, когда изобилие постоянно порождает страдания для обширных зон нищеты и отсталости.

Единственно достойная перспектива для Европы - создание модели гуманистической цивилизации, функционирующей как отечество наций, что является залогом, цену которого готовы заплатить народы. Это означает утверждение понимания того, что эффективность национальной экономики, создание гражданского общества и гарантия безопасности жизни в большой степени зависят от соблюдения принципа социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономических отношениях. Как пишет академик Л.И. Абалкин, главным ориентиром социальной политики на современном этапе является стимулирование экономической активности, т.е. создание предпосылок, при которых каждый человек будет способен своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия для своей жизни и жизни своей семьи [4].

Л.И. Абалкин и другие авторитетные русские экономисты убеждены в том, что обязательным условиям для развития национальной экономики является модернизация основных параметров экономических отношений на современном этапе не только в технологическом и организационно-правовом аспектах, но и в гуманистическом направлении. Только в таком случае социальная справедливость превращается в существенный фактор для социально-экономического развития Европы. В этом смысле славянский мир располагает неограниченным потенциалом для обогащения духовных аспектов устойчивого развития как неизбежной перспективы прогресса, преодолевая основные пороки предыдущих моделей развития, одни из которых проваливаются из-за порочности самой системы, а другие - вследствие порочности людей, которые не доросли до их величия.

Очевидно желание миллиона людей об общественном устройстве, гарантирующем справедливое распределение в пользу всего общества. Это особенно осязаемо чувствуется после Второй мировой войны, когда гуманисты со всего мира, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, воспринимают идею о новом мировом порядке, обязанности человеческого рода оставить будущим поколениям один лучший мир, в котором демократизация и человеческие права, свободы являются основным приоритетом. Это дает новый сильный толчок европейской мечте. На Европейский союз возлагаются смелые надежды, однако все они остаются только надеждами. Европа имеет перспективы надежной геополитической силы и устойчивой цивилизационной модели только как гарант для утверждения одного мира, моделированного по гуманистическим идеалам Ренессанса и Просвещения. Этот новый мир в последнее время связывается с идеей устойчивого развития, сочетающего в ограниченном единстве научно-технический прогресс и дух революции как двигателя революционного духа.

Известно, что первые цивилизации родились в долинах рек Тигр и Евфрат около 3500 лет до н.э., на Ниле - около 3200 лет до н.э., в восточной части Мексики - около 1500 лет до н.э., в Судане - около 1000

лет до н.э. и т.д. Здесь возникли первые города-державы и империи, установившие некоторые из основных ценностей цивилизации: сохранение более или менее прочного мира на значительных территориях за длительный период времени, прогресс в отношении к женщине, кодекс законов, с помощью которых вводились элементы общественного порядка и справедливости, гармоничное взаимодействие с природой.

Почти в это же время или немного позже происходили постоянно растущие внутренние столкновения, начались первые жестокие и страшные со своими разрушительными последствиями военные конфликты, углубление разделения на богатых и бедных, а также возникали противоречия, вызванные коррумпированным и плутократическим управлением, развратом и беззаконием среди его элиты, рабством, ухудшающимся общественным положением женщин и т.п.

В настоящее время, вместе с Ш. Фурие, можем задать себе следующий вопрос: «Если этот циви-лизационный строй (после дикарства и варварства - О.З.) ожидал двадцать пять веков для того, чтобы произвести это общественное бедствие, не породит ли он еще много других бедствий, которых мы не в состоянии предвидеть?» [5]. Существует ли что-либо более несовершенное, чем эта цивилизация, которая влечет за собой все бедствия? Есть ли что-то более сомнительное, чем мысль о том, что этот строй необходим и вечен? Английский философ Д. Рафаэль создал обобщенный образ современной цивилизации: культ к неудержимому насилию наряду с культом к потреблению - два основных и все больше нарастающих порока каждого общества, основанного на социальной несправедливости.

Сегодня уже осязаемо можно почувствовать, что постепенно утверждается человек нового типа (античеловек) как носитель этой порочной модели развития. Об его появлении предупредил нас немецкий философ Ф. Ницше.

Все это заставляет неоправданных, ограбленных и обреченных на нищету и унизительное существование людей проникнуться сознанием о неизбежной необходимости заменить современную порочную цивилизацию с ее гуманистической альтернативой. Однако это предполагает возвышение человека до идеи об единстве мира. Речь идет о чем-то совсем постижимом. Самое важное условие для этого античеловека - целостность человечества. Главной целью революции духа остается социальная справедливость - активная идея, с которой начинается и формирование новой личности. Это предполагает установление на Земле цивилизации, способной объявить человеческое развитие основной целью, к которой человечество должно направить свои объединенные и верховные усилия. Революция духа лежит в основе культурной эволюции, через которую человечество может привести свою социальность и духовность в соответствие со своей миссией придавать смысл бытию и одухотворяющей силой могучего порыва к жизни. Мысль о таком мире привлекает все больше взглядов молодых людей в Европе к духовной практике Евразии [6, с. 316-317]. Однако и эта великая истина сталкивается с различной интерпретацией, обслуживающей противоположные интересы. Например, Зб. Бжезинский по-своему интерпретирует факты, связанные с евразийской доктриной [7]. Лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагает иную, более трезвую версию евразийской идеи.

Гуманистическая цивилизация имеет свои проекции на всех основных этапах исторического развития. Их сущность сводится к демократии в управлении, братству в обществе, равенству прав и ответственностей, всеобщему образованию, одинаково доступному для всех членов общества, благоразумию в потреблении и т.д. Для этого постоянно борются опыт, разум и наука. В наши дни эта идея приобретает следующий вид: «У всех должно быть достаточно, и ни у кого не должно быть избытка». Это общество является полным отрицанием современной цивилизации, подверженной «великой жажде богатства», ставшей крайним предназначением человечества, а вульгарная алчность стала движущей силой [8].

При этой гуманистической цивилизации, которая идентифицируется с гармоничным, справедливым, толерантным и экологически функционирующим обществом, основанным на благоразумии, устойчивости и человечности, постигается эманация труда и восстанавливается человеческое достоинство. Таким же способом господство капитала над трудом заменяется на их равенство в процессе воспроизводства, а экономический рост и новые технологии, являющиеся главными факторами в этом процессе, начинают функционировать как ускорители прогресса в его самом широком смысле. Благодаря этому ограничивается и впоследствии преодолевается коммерциализация образования, здравоохранения, искусства, науки, средств массовой информации, спорта и других областей духовной жизни общества.

Список литературы

1. Фери Л. Трансхуманитарна революция. - София, 2017.

2. Загоров О. Въведение във философията на устойчивото развитие. - София: Устойчиво развитие за България, 2019.

3. Панарин А.С. Философия политики. - Москва: Новая школа, 1996. - 424 с.

4. Абалкин Л.И. Избранные труды: в 4 т. - Москва: Экономика, 2000. - Т. 4. - 798 с.

5. Фурие Ш. Новият свят. - София, 1974.

6. Швайцер А. Култура и етика. - София, 1990.

7. Бжезинский Зб. Извънконтрол. Глобален безпорядък в навечерието на XXI в. - София, 1994.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Сочинения / Маркс К., Энгельс Ф. - София: Партиздат, 1967. - С. 174-175.

References

1. Feri L. Transkhumanitarna revolyuciya. - Sofiya, 2017.

2. Zagorov O. V"vedenie v"v filosofiyata na ustojchivoto razvitie. - Sofiya: Ustojchivo razvitie za B"lgariya, 2019.

3. Panarin A.S. Filosofiya politiki. - Moskva: Novaya shkola, 1996. - 424 s.

4. Abalkin L.I. Izbrannye trudy: v 4 t. - Moskva: Ekonomika, 2000. - T. 4. - 798 s.

5. Furie Sh. Noviyat svyat. - Sofiya, 1974.

6. Shvajcer A. Kultura i etika. - Sofiya, 1990.

7. Bzhezinskij Zb. Izv"nkontrol. Globalen bezporyad"k v navecherieto na XXI v. - Sofiya, 1994.

8. Engel 's F. Proiskhozhdenie sem'i, chastnoj sobstvennosti i gosudarstva // Sochineniya / Marks K., Engel's F. -Sofiya: Partizdat, 1967. - S. 174-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.