Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ИСТОРИЯ ИДЕИ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ИСТОРИЯ ИДЕИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Цели устойчивого развития / история Целей устойчивого развития / история ООН / философские основания Целей устойчивого развития / права человека / Sustainable Development Goals / history of Sustainable Development Goals / United Nations history / philosophical grounds of Sustainable Development Goals / human rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дарья Сергеевна Иванова

В статье предлагается оценка Целей устойчивого развития ООН на основании различных философских концепций, таких как теория государства Платона, концепция добродетелей И. Канта, теория естественных прав Гуго Гроция, и уставов первых правозащитных организаций IAPL, NAACP и др. Выдвигается гипотеза о том, что современные Цели устойчивого развития равнозначны идеям прогресса и благополучия, присущим человечеству с античных времен. В статье данная гипотеза фактически доказывается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дарья Сергеевна Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THE HISTORY OF AN IDEA

The article offers an assessment of the UN Sustainable Development Goals based on various philosophical concepts such as Plato's theory of the state, I. Kant's concept of virtues, Hugo Grotius' theory of natural rights, and charters of the first human rights organizations IAPL, NAACP and others. It is hypothesized that modern Sustainable Development Goals (SDGs) are equivalent to the ideas of progress and well-being inherent in humanity since antiquity. The article actually proves this hypothesis.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ИСТОРИЯ ИДЕИ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

PAGES OF HISTORY

Развитие территорий. 2023. № 3. С. 74—84. Territory Development. 2023;(3):74—84.

Страницы истории

Научная статья УДК 332.012.23

DOI: 10.32324/2412-8945-2023-3-74-84

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ИСТОРИЯ ИДЕИ Дарья Сергеевна Иванова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, dar.s.ivanova@gmail.com

Аннотация. В статье предлагается оценка Целей устойчивого развития ООН на основании различных философских концепций, таких как теория государства Платона, концепция добродетелей И. Канта, теория естественных прав Гуго Гроция, и уставов первых правозащитных организаций IAPL, NAACP и др. Выдвигается гипотеза о том, что современные Цели устойчивого развития равнозначны идеям прогресса и благополучия, присущим человечеству с античных времен. В статье данная гипотеза фактически доказывается.

Ключевые слова: Цели устойчивого развития, история Целей устойчивого развития, история ООН, философские основания Целей устойчивого развития, права человека

Для цитирования: Иванова Д. С. Устойчивое развитие: история идеи // Развитие территорий. 2023. № 3. С. 74— 84. DOI: 10.32324/2412-8945-2023-3-74-84.

Pages of history

Original article

SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THE HISTORY OF AN IDEA

Daria S. Ivanova

St. Petersburg University, St. Petersburg, Russian Federation, dar.s.ivanova@gmail.com

Abstract. The article offers an assessment of the UN Sustainable Development Goals based on various philosophical concepts such as Plato's theory of the state, I. Kant's concept of virtues, Hugo Grotius' theory of natural rights, and charters of the first human rights organizations IAPL, NAACP and others. It is hypothesized that modern Sustainable Development Goals (SDGs) are equivalent to the ideas of progress and well-being inherent in humanity since antiquity. The article actually proves this hypothesis.

Keywords: Sustainable Development Goals, history of Sustainable Development Goals, United Nations history, philosophical grounds of Sustainable Development Goals, human rights

For citation: Ivanova D.S. Sustainable development: the history of an idea. Territory Development. 2023;(3):74—84. (In Russ.). DOI: 10.32324/2412-8945-2023-3-74-84.

Введение

В настоящее время идея устойчивого развития пронизывает практически любые экономические исследования как российских, так и зарубежных авторов. На практике они становятся важным ориентиром для компаний, которые хотят повысить свою репутацию у потребителей и контрагентов. Однако за каждой современной идеей стоит множество более ранних и сложных философских теорий. Это справедливо и для Целей устойчивого развития (ЦУР). В данной статье вниманию читателя предлагается обзор становле-

© Иванова Д. С., 2023

ния идей устойчивого развития в их современном виде.

Знакомство с содержанием Целей устойчивого развития позволяет предложить гипотезу о том, что идея устойчивого развития равносильна идее технологического и социального прогресса в целом. Цели устойчивого развития, согласно этой гипотезе, являются естественным продолжением идей о равенстве людей независимо от пола или расы и их одинаковом праве на благополучие и безопасные условия труда.

В современном виде Цели устойчивого развития были разработаны относительно недавно

в виде 17 целей для «улучшения благосостояния и защиты нашей планеты». Они являются своеобразным планом для стран, входящих в ООН, по следующим направлениям деятельности:

— наращивание экономического роста;

— решение вопросов образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства;

— борьба с изменением климата и защите окружающей среды.

Представление экологических и социальных показателей в публичной отчетности практически стало обязательным для компаний. В современной российской экономике, как минимум, 75 % компаний заинтересованы в получении нефинансовой информации от своих контрагентов [1]. При оценке компании пользователи уже не ограничиваются только данными финансовой отчетности — эту идею поддерживают в своих работах как российские, так и зарубежные исследователи [2].

Идеи устойчивого развития современных компаний тесно связаны с историей естественных прав человека. В ряде российских исследований, например А. Исполинова [3], С. Н. Бобылева [4], Г. Е. Баженова [5]), работах зарубежных специалистов, таких как Е. Борхард [6], С. Макферланд [7], М. Гонзалес-Дельгадо [8], появление инициатив по устойчивому развитию связывается только с появлением ООН или предшествующей организации — Лиги Наций. Кроме того, в научных трудах нескольких последних лет освещается текущая роль ООН в политических процессах, защите прав человека (Е. М. Павленко [9], Н. Вайбе [10]), разработке целей устойчивого развития (Н. Н. Якимчук [11], Д. Нкала [12], Е. Кальво-Центено [13]), но не предпосылки возникновения данной организации.

Между тем при исследовании истории ЦУР большой интерес представляют различные философские концепции, которые были распространены в мире во время принятия тех или иных норм всеобщего гуманитарного права. На протяжении длительного периода истории человечества крупнейшие философы и политические деятели издавали свои труды, самостоятельно исследуя проблематику защиты прав человека, некоторые из них являлись практикующими юристами. Они оказывали значительное влияние на общество и в дальнейшем — на принимаемые нормативные акты.

В рамках данного исследования рассматриваются только Цели устойчивого развития, связанные с защитой прав человека, борьбой с дискриминацией и поддержанием достойного уровня жизни.

В основе многих современных концепций равенства и справедливости лежат труды знаменитых философов-теоретиков.

Первые философские основания идей устойчивого развития

Первым прототипом идей устойчивого развития можно считать труды Платона. Так, в диалоге Платона «Кратил» утверждается, что человек по природе своей имеет право называться человеком

независимо от социального происхождения («цивилизованный человек» или «варвар»), пола, природных наклонностей и др. Платоновская идея человека будет одинакова для всех людей. Идеи равенства, одинаковой для всех людей справедливости прослеживаются и в платоновском «Государстве». В этом труде огромное внимание уделяется тому, какими порядками должно обладать идеальное государство со справедливыми для всех людей законами. Например, хотя титул стражей — граждан, наделенных политической властью, мог передаваться по наследству, стражем мог стать и человек из низших классов. В то же время страж мог лишиться своего высокого статуса за недостойное поведение. В «Государстве» также впервые высказывалась идея разделения труда соответственно потребностям и природным задаткам каждого гражданина. При выявлении таких природных склонностей не предполагалось делать различий между мужчиной и женщиной (например, если женщина умеет искусно врачевать, не следует запрещать ей это занятие лишь потому, что она женщина) [14].

Подобные идеи социальной справедливости, а также равенства и неравенства получат развитие и в трудах Аристотеля [15].

Еще одним примером ранних идей устойчивого развития можно считать философию стоицизма, созданную в 308 г. до н. э. Зеноном Китийским. В своих трудах он высказывает идею о Божественном огне, частица которого есть в каждом объекте. Все вещи в мире являются частями Природы, а значит, закон Природы равен для всех. Равенство всех людей перед общим вселенским законом в философии стоицизма также дополняется концепцией любви к людям. Любовь для стоика — не эмоция, а принцип, в соответствии с которым помощь и уважение к другим членам общества является долгом для добродетельного гражданина [16, с. 349].

Следующей попыткой защитить права человека стала Magna Carta, или Великая Хартия вольностей. Следует отметить, что в первую очередь этот документ преследовал не защиту прав всего населения, а защиту интересов феодалов и закрепление этих интересов в праве.

Вместе с тем некоторые нормы Хартии давали минимальную законодательную защиту и для более низких слоев населения, в частности:

— ни один свободный гражданин не мог быть признан виновным, арестован, приговорен к тюремному заключению или изгнан из страны иначе, как через суд;

— владелец феода должен был брать с земли «только умеренные доходы и умеренные обычные платежи и умеренные повинности, и при этом не нанося ущерба и разорения ни людям, ни вещам»;

— наказание свободного гражданина за проступок должно было быть соразмерно проступку;

— каждому было позволено «выезжать из <...> королевства и возвращаться в полной безопасности, по суше и по воде» [17, c. 119—155].

За пределами этих положений Хартия вольностей никак не регулировала защиту прав и свобод человека.

Параллельно с установлением этих норм в Европе получила распространение философия Августина Аврелия, в дальнейшем развитая Фомой Аквинским. Их идеи о Боге и месте человека в мире во многом повлияли на дальнейшее установление прав и свобод человека.

Св. Августин в своих трудах высказывает идею о том, что человек — частица созданий Господа, а Бог, будучи всемилостивым, пребывает одинаково со всеми людьми, даже с грешниками, нарушающими заповеди. В главной работе святого Августина «Исповедь» говорится также о недопущении нарушений норм нравственности. Он считает, что «прихоть гражданина или чужестранца не смеет нарушать общественного договора, укрепленного законом или обычаем государства или народа». Можно заметить, что эта идея снова приближает нас к идее некоего общего, единого для всех закона, который человек не смеет нарушать, к какому бы народу он ни принадлежал [18].

При этом в своих трудах Аврелий Августин разграничивает закон и благо. Жить согласно гражданскому закону для него не значит жить по законам Бога, и, если человек живет исключительно по гражданским законам, он не умножает блага ни в глазах Бога, ни в глазах общества. Для жизни по законам Бога необходима любовь к ближнему и исполнение заповедей — в частности, требуется ценить человеческую жизнь и окружающий мир [19].

Аналогичных идей придерживается в своих трудах и Фома Аквинский. Добродетель для него — общее понятие, нечто, «что желательно само по себе». Он также разделяет идею святого Августина о том, что любовь и желание добра другим происходят из единственного источника — от Бога. Из этого же источника в равной степени происходят все живые существа, в том числе и люди. При этом Фома Аквинский считает неравенство таким же естественным порядком, происходящим от Бога: «...коль скоро мудрость Бо-жия суть причина различия вещей, то та же самая мудрость суть и причина их неравенства». Зло, существующее в мире, не происходит от Бога, его причина — отсутствие божественного блага, так же как причина тьмы — отсутствие света [20].

Идеи, высказанные святым Августином и Фомой Аквинским, могут выглядеть далекими от современных целей устойчивого развития или норм морали. К примеру, оба этих философа в соответствии с идеями своего времени считали естественным полное превосходство мужчины над женщиной или нетерпимость к еретикам. В трудах Фомы Аквинского, помимо прочего, обосновывается законность убийства грешника или законность битья родителем ребенка, или господином раба в целях исправления [20].

В XIII—XIV вв. в Италии возникновение мануфактур, повышение уровня производства, обшир-

ные торговые связи привели к развитию культуры Возрождения. Стали появляться разнообразные трактаты о человеческой личности, а также школы и кружки, где обсуждались вопросы философии и этики [21, с. 532—534]. Ученые эпохи Возрождения познают не всеобщего Творца, но человеческую индивидуальность во всем ее многообразии [22, с. 107].

Аналогичные изменения происходили и в Германии, однако они имели также антикатолический характер и равенство прав для различных групп верующих [21, с. 534]. Первые идеи естественного равенства всех людей мы находим в правовых документах 1648 г. Таким документом стало Вестфальское соглашение, провозгласившее равные права для протестантов и католиков [23, р. 11], веротерпимость между католиками и протестантами. Протестантам было разрешено участвовать в государственном управлении.

Далее идеи защиты прав человека развивались в трудах менее известных философов и юристов, в числе которых Франсиско де Витория, Фран-сиско Суарес и Альберико Джентили. Их работы сводятся к защите естественного права всех людей на свободу перемещения и совести, а также самозащиту [23, р. 11—12]. Лекции Франсиско де Витории о правах человека нашли отклик среди примерно 5 000 последователей, некоторые из которых в дальнейшем преподавали в других крупных университетах, распространяя его идеи [24], широкое распространение в обществе также нашли лекции Франсиско Суареса. Альберико Джентили был практикующим юристом и отстаивал права человека в том числе и на практике. Важную роль в становлении естественного права нового времени сыграл также голландский юрист и философ Гуго Гроций. В своей главной работе «О праве войны и мира» он впервые высказал идею о том, что естественное право должно быть отделено от церкви и не должно иметь в своей основе «божественную волю». Согласно Гроцию, люди по природе своей должны существовать совместно, чтобы выжить, из этой необходимости и возникает естественное право. Естественные права продиктованы в первую очередь природой и остаются верными даже без доказательства существования Бога [25, а 18]. Также он выявил некоторые другие права человека, в том числе право на жизнь, самозащиту и защиту собственности [25, а 33—38].

Идеи равенства Нового времени

В XVII в. понятие естественного права было переосмыслено как политиками, так и философами с позиций либеральных идей. Революции во Франции и Испании, подписание Петиции о праве в 1628 г. в Англии привели к появлению нескольких фундаментальных документов для права Нового времени. Одним из них стал Билль о правах 1689 г. Этот документ предоставлял гражданам свободу слова, защиту от особо жестоких и не установленных законом наказаний и чрезмерных податей [23, р. 13].

Философские идеи XVII в. нашли свое продолжение в работах Иммануила Канта. Согласно его «Метафизике морали», все моральные нормы имеют происхождение в разуме априори и существуют лишь тогда, когда человек следует им так, как если бы они были законом. Идею такого объективного морального принципа он называет приказом разума, а форму, которую приобретает приказ, — императивом. Существует императив двух типов: условный императив подразумевает, что человек должен выполнять некие определенные действия, чтобы прийти к конкретному результату. Категорический императив предполагает, что определенный принцип действия необходим независимо от конечной цели.

Категорический императив служит основанием для многих описанных в «Метафизике нравов» добродетелей. Одна из них состоит в том, чтобы уважать других людей уже просто на основании того, что они принадлежат к человеческому роду, и не пользоваться другим человеком как средством. Кроме того, хотя человек и стоит выше остальных живых существ, ни один человек не может ставить себя выше другого — тогда это бы означало, что человек — это все же средство [26].

Необходимость введения всеобщего гуманитарного права практически напрямую высказана Кантом в другом его труде «К вечному миру»: «Более или менее тесное общение между народами земли развилось всюду настолько, что нарушение права в одном месте чувствуется во всех других. Из этого видно, что идея права всемирного гражданства есть не фантастическое или нелепое представление о праве, а необходимое дополнение неписанного кодекса как государственного, так и международного права к публичному праву человека вообще и, таким образом, к вечному миру» [27, а 271—272].

Идеи естественного права продолжили развиваться и в эпоху Просвещения. Среди значимых философов этого времени можно выделить Жан-Жака Руссо, Вольтера, Шарля Луи де Монтескье и Николя де Кондорсе. В своих работах эта группа философов отстаивала ценность человеческой личности и необходимость всеобщих неотчуждаемых прав для каждого человека. Эти идеи вскоре нашли свое отражение во времена Войны за независимость США.

Идеологи Войны за независимость США, такие как Джордж Мейсон и Томас Джефферсон, использовали идеи французских просветителей для обоснования необходимости этой войны, а также для построения законодательной базы нового государства. Одним из главных документов в этом процессе стала Вирджинская декларация прав 1776 г. В дальнейшем она стала фундаментом для первой американской Конституции. Этот документ провозглашал свободу прессы и вероисповедания и давал гарантии неприкосновенности свобод человека и гражданина, которые не могли быть ограничены иначе, как в судебном порядке. Кроме того, он утверждал равные есте-

ственные права и свободы для всех людей, которые не могли быть отчуждены от человека в принципе [28]. Вирджинская декларация оказала значительное влияние на американскую Конституцию, которая вместе с Биллем о правах установила схожий набор прав. В дальнейшем список свобод был расширен в 1789 г. французской Декларацией прав человека и гражданина.

Однако эти документы все еще не решали двух проблем: расовой сегрегации и отсутствия части гражданских прав у женщин.

Первые идеи об отмене рабства также прозвучали в трудах Монтескье и Руссо. Под влиянием этих идей Национальная Ассамблея предоставила гражданство людям «другого цвета кожи» и отменила рабство в колониях. Запрет рабства произошел в 1794 г., однако был отменен Наполеоном и повторно был принят только в 1848 г. [23, р. 16—17]

Первая попытка заставить законотворцев защищать права женщин наравне с мужчинами была принята английской писательницей Мэри Уол-стонкрафт. В своем труде 1792 г. «Защита прав человека» («A vindication of the rights of men») и последующих работах она предприняла попытку потребовать для женщин равных прав с мужчинами, в том числе больших возможностей для образования [23, р. 17].

Положение французских женщин в правовом поле ухудшилось после трагической гибели писательницы и журналистки Олимпии де Гуж. В 1791 г. ею была опубликована Декларация прав женщины и гражданки. Этот документ включал в себя критику Конституции 1791 г. и требование дать женщинам равные права с мужчинами: «Женщина рождена свободной и равной в правах мужчине. Социальные различия объясняются только соображениями целесообразности». Конституция страны, по ее мнению, является фикцией, если в ее разработке не принимает участие большинство граждан страны. Целью любого политического общества является «утверждение естественных и неотъемлемых прав женщин и мужчин. К таковым относятся свобода, собственность, безопасность и сопротивление насилию (подавлению)». Помимо этого де Гуж предложила законодательные основы для участия женщин в политической жизни общества, социальной защиты вдов и молодых незамужних женщин, а также женщин, рискующих остаться без каких-либо имущественных прав при вступлении в брак [29]. Однако Национальная Ассамблея отклонила выдвигаемые Олимпией требования, а сама она была казнена в 1973 г. за открытую критику революционного террора. После казни даже небольшие женские политические образования были запрещены [23, р. 17].

Настроения против работорговли в обществе также продолжали нарастать, однако теперь они все чаще закреплялись на законодательном уровне. Так, в 1807 г. Великобритания и США приняли «Акт об упразднении работорговли» («An Act for the Abolition of the Slave Trade») [30]

и «Акт о запрете ввоза рабов» («Act Prohibiting Importation of Slaves») [31]. Любые экономические отношения, покупка, продажа, бартер рабов, связанные с этим сделки по сопровождению признавались незаконными и грозили нарушителю денежным штрафом. Запрещалось также похищение лиц из Африки, Индии или других стран с целью их продажи как рабов. Меры по запрету работорговли принимались и в дальнейшем. Однако все законодательные меры на тот момент были локальными. Работорговля, как и рабство в целом, в масштабах мира продолжалась до принятия в 1890 г. Всеобщего закона о борьбе с работорговлей, согласованного странами Европы, США, Османской империей и др. [23, р. 19—20].

Становление современных идей устойчивого развития

Небольшие исправления и улучшения в законодательном праве продолжались до начала Первой мировой войны. Локальные правительственные комитеты и философы стремились не только разработать теоретические концепции для защиты прав человека, но и создать практические меры для их реализации. В 1901 г. французская организация «Лига защиты прав человека» («Ligue des droits de l'homme») выступала за продвижение свободы, равенства, братства и правосудия для всего человечества, уделяя особое внимание недопущению преследования по религиозному и национальному признаку, защите прав коренного населения и жертв политических режимов, а также устранению социально-экономического неравенства [32, c. 32]. Стоит отметить, что задачи Лиги защиты прав человека дошли до наших дней практически в неизменном виде и являются значимой частью современных целей устойчивого развития.

В XX в. в философии зарождается антропный принцип. Человеческое бытие рассматривается как часть бытия вселенной. Антропный принцип включает в себя два основных постулата:

1. Мир таков, потому что в нем есть человек.

2. Существование человека во Вселенной возможно потому, что она такая, какая есть.

Оба эти постулата приводят к тому, что человек, с одной стороны, является вершиной эволюционного процесса и значительно изменяет общество и природу своими действиями. С другой стороны, в силу собственной несостоятельности или превышения границ преобразования окружающего мира человеческое общество может уничтожить себя. Возникает идея о том, что для сохранения окружающей среды и человека как вида требуется принять ряд мер по стабилизации системы общество — природа. В будущем эта идея трансформируется в идеи устойчивого развития [22, с. 158].

1900-е гг. ознаменовались рядом серьезных событий в обществе и экономике. В 1907 г. происходит «Банковская паника 1907», приведшая к банкротству крупных банков и предприятий. В 1890—1920 гг. в США появляется движение

прогрессистов, выступавших за значительные социальные перемены: введение права голоса для женщин, улучшение здравоохранения и условий труда. Параллельно с социальными изменениями активно развивается промышленность и наука. Значимым событием, посвященным прорыву в области промышленности и технологий, становится Всемирная выставка в Париже.

Именно активное социальное и технологическое развитие приводит к необходимости не только отслеживать соблюдение интересов различных экономических, социальных и религиозных групп, но и решать вопросы безопасности труда.

В 1919 г. создается первая Международная ассоциация охраны труда (International Association for the Protection of Labor, IAPL). В дальнейшем идеи этой организации и разработанные ею документы легли в основу Международной организации труда, существующей до сих пор. Основной задачей IAPL на момент создания стало решение следующих проблем:

— установление четко определенной продолжительности рабочего дня;

— сокращение безработицы;

— социальная защита работающих матерей;

— регламентация работ в ночное время для женщин и несовершеннолетних;

— установление минимального возраста для приема на работу, запрет детского труда [33].

В том же году было создано Международное управление общественного здравоохранения, ставшее прототипом современной Всемирной организации здравоохранения [23, р. 33]. В обязанности этой организации на момент создания входили:

— контроль качества воды и обеспечение канализацией;

— контроль наличия санитарной инфраструктуры;

— контроль обеспечения населения жильем.

Достижение прогресса в этих областях рассматривалось как «вклад в право человека на минимальный уровень достойного здоровья». Аналогичным целям уделяли внимание Международная организация труда и Амстердамский интернационал профсоюзов [34]. Последний занимался не только охраной прав рабочих, но и защитой пострадавших от военных действий.

Движения против расизма также приобрели более глобальный характер. В 1900 г. в Лондоне проходит первая Панафриканская конференция (в англоязычной литературе также известна как «African Congress» [23, р. 33]). В ходе этой конференции обсуждались следующие проблемы в отношении расовой принадлежности:

1. Унизительная и противозаконная система компаундов для туземных рабочих, которая применяется в Кимберли и Родезии.

2. Так называемая договорная система при вербовке рабочей силы, т. е. легализация рабской зависимости туземных мужчин и женщин и детей от белых колонистов.

3. Система принудительного труда на общественных работах.

4. Система «пропусков» или документов для цветных.

5. Постановления местных властей, обычно дискриминирующие и унижающие туземцев, например о комендантском часе, о запрещении туземцам ходить по тротуарам, о раздельном пользовании общественным транспортом.

6. Препятствия, затрудняющие приобретение недвижимой собственности.

7. Препоны, затрудняющие получение избирательного права [35].

На этой же конференции было обнародовано «Обращение к народам мира» с воззванием африканского населения к человечеству о мире и недопущении дискриминации людей по цвету кожи [35].

В 1909 г. активную деятельность разворачивает Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP). В ее цели и задачи входило обеспечение равенства для белого и цветного населения в правовой и образовательной сфере, а также борьба с проявлениями расовых предубеждений [36].

Для периода перед Первой мировой войной характерно смешение идей гуманитарного права в рамках международных отношений. В частности, идеи большевиков, а также идеи «прогрессивного интернационализма» оказали значительное влияние на политику 28-го президента США Вудро Вильсона. На период его политической деятельности приходится возникновение Женской партии Мира (Women's Peace Party) и Лиги по обеспечению мира (League to Enforce Peace). Обе организации подчеркивали важность «коллективной безопасности» как части гуманитарных прав — к этой идее в своих речах прибегал и сам Вильсон [23, р. 33].

Наиболее серьезным итогом Первой мировой войны для системы современного гуманитарного права стало создание Лиги наций — предшественницы современной ООН. Хотя большинство положений Устава Лиги сводилось к обеспечению суверенитета стран-участниц, члены Лиги должны были прилагать усилия «к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются их торговые и промышленные отношения» [37]. Похожий принцип — обеспечение прав человека во всех торговых и промышленных сообщениях — можно найти и сегодня в отчетности крупных международных компаний. Большинство из них стремится к соблюдению принципов устойчивого развития на протяжении всей цепочки поставок [3 8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим итогом стали «Четырнадцать пунктов Вильсона» — проект мирного договора, предоставивший значительные возможности для развития и законодательную защиту национальным меньшинствам [39].

Также такой серьезный международный конфликт дал научно-исследовательским организациям значительный толчок к исследованию международного гуманитарного права и созданию новых методов его защиты. В 1929 г. Институт международного права (The International Law Institute, ILI) издает Декларацию международных прав человека. Данный документ устанавливал цель каждого государства — соблюдение на его территории равных прав на жизнь, свободу, имущество, свободу вероисповедания и использование родного языка для каждого индивида [23, р. 45].

Межвоенные годы также принесли значительные улучшения в правовое положение женщин в обществе. По всему миру создавались локальные движения за права женщин. Начали свое существование такие известные сегодня общественные организации, как «Международный женский союз за мир и свободу» и движение суфражисток, впоследствии известное как «Международный альянс женщин». Обе организации были и остаются схожи в своих целях, среди которых:

— поддержание мира и выступление против военных действий;

— поддержание равенства с мужчинами для женщин любой национальности;

— развитие детского образования [40 ; 41].

После укрепления нацистского движения

в Германии, а затем начала Второй мировой войны вопросы борьбы с бедностью, сохранения достойного уровня жизни, защиты человеческой жизни стали еще более актуальны. Более активной стала марксистская и социалистическая критика в адрес империализма.

Вторая мировая война может, по мнению автора данного исследования, считаться наиболее масштабным примером нарушения прав человека. Военный конфликт отбросил назад идеи по охране прав граждан, недопущению дискриминации и созданию достойных условий для жизни и работы.

Антигитлеровская коалиция боролась против нацистской идеологии, основанной на антисемитизме и превосходстве арийской расы. Однако в рядах коалиционных войск также имели место проявления расизма. В армии США по-прежнему имела место сегрегация, сильны были проявления национальной неприязни по отношению к гражданам Японии. Проявления антисемитизма были сильны в Великобритании, СССР и США [23, р. 68].

Однако именно Вторая мировая война стала толчком к появлению глобальных решений по устойчивому развитию для развитых и развивающихся стран. В их числе — создание Комиссии по изучению организации мира (Commission to Study the Organization of Peace, CSOP). В своем четвертом докладе, изданном в 1944 г., Комиссия выдвинула четыре основные рекомендации по обеспечению международных гарантий прав человека:

1) организация Конференции Объединенных Наций по правам человека;

2) создание постоянной Комиссии Объединенных Наций по выработке стандартов и законодательных мер по защите прав человека;

3) внедрение основных гражданских прав в «национальные конституции» вместе с механизмами их защиты;

4) признание права индивидов и социальных групп на подачу заявки в Комиссию, если локальные меры по защите прав человека исчерпаны [23, р. 73—74].

В том же году Американский институт права издал схожий документ с перечислением основных социальных и экономических прав человека. Среди прочих в нем упоминались:

— право на образование;

— право на безопасные условия труда;

— право на достойные условия жилья и питание;

— право на социальное обеспечение [23, р. 74].

Данные цели уже выглядели максимально

близкими к тем, что установлены ООН в качестве Целей устойчивого развития.

Развивалось и движение по охране труда. В апреле 1944 г. в Филадельфии была проведена сессия Международной трудовой конференции (the International Labor Conference), где были приняты следующие обязательства для работодателей в отношении трудящихся:

— достижение полной занятости;

— повышение уровня жизни;

— установление «прожиточного минимума»;

— улучшение условий труда;

— внедрение мер социальной защиты (включая базовые выплаты в случае потери трудоспособности);

— внедрение всесторонней медицинской помощи на производстве;

— охрана прав матери и ребенка;

— равенство в отношении возможностей образования и отдыха [42].

Борьба с проявлениями расизма продолжалась со стороны таких организаций, как Совет по делам Африки (Council on African Affairs) и Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения.

На конференции в Думбартон-Окс 1944 г. представителями США, Великобритании, Китая и СССР были определены первые положения, ставшие впоследствии основой Устава ООН. Однако защите прав человека в этих документах были посвящены лишь несколько предложений. Предполагалось, что «организация должна оказывать помощь в разрешении международных экономических, социальных и других гуманитарных проблем и поощрять уважение к основным правам и свободам человека» [23, р. 84]. В 1950 г. в 50 странах была подписана Декларация прав ребенка. Этот документ закрепил за детьми независимо от пола, возраста и других факторов возможность пользоваться социальными благами и получать образование без какой-либо дискриминации [23, р. 48].

Все эти документы и механизмы защиты прав человека в определенной степени можно считать последствиями Второй мировой войны и связанных с ней жесточайших нарушений прав человека в истории.

Свой современный облик Организация Объединенных Наций приняла на Конференции в Сан-Франциско в 1945 г. Благодаря влиянию упомянутых в тексте миротворческих организаций и организаций по защите этнических прав данная конференция была в большей мере посвящена защите прав человека, чем конференция в Думбартон-Окс.

За время своего существования Организацией Объединенных Наций был выпущен ряд юридических документов, окончательно закрепивших механизмы защиты гуманитарного права. Так, 9 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него [43].

Цели устойчивого развития, принятые в 2015 г., стали своеобразным призывом к действию по итогам всех принятых ООН юридических документов по защите прав человека. Хотя, согласно призывам ООН, они касаются каждого человека [44], в наибольшей мере они оказали влияние на деятельность крупных международных корпораций. Для таких крупных компаний, как «Mars», «Coca-Cola», «Heineken» или «Philip Morris International», Цели стали своеобразным компасом, согласно которому они выстраивают всю свою деятельность. Отчетность этих компаний часто напрямую связывается с тем, как именно организация соблюдает те или иные Цели устойчивого развития [32].

Выводы

Философские изыскания в гуманитарной сфере влияли на общество, и со временем концепции различных философов превращались в законы — как в Древнем Риме, так и в Новейшее время. Государствам всегда требовалось знать, что работники, двигающие экономику, здоровы и работают в безопасных условиях, уязвимые категории населения — женщины и дети — защищены законом, а население повсеместно имеет минимальный заработок, чтобы не бедствовать. На заре существования гуманитарных норм, как отмечают специалисты, представление государству этих данных было невозможно. В начале XIX в. оно стало инициативным. Сегодня поиск, обработка и анализ этих данных — неотъемлемая часть деятельности правительства любого государства. Однако часть этой ответственности сегодня берут на себя крупные компании, которые следят за благополучием своих работников и работников в своей цепи поставок [45].

Гипотеза, высказанная в начале данной работы, подтвердилась в ходе исследования. Цели, утвержденные ООН, содержательно базируются на гуманистических идеях прошлого. Сейчас в реализации мероприятий по охране здоровья, борьбе за равные права, обеспечению достойной оплаты

труда на законодательном уровне значительную роль играли не только компании, но и государственные и международные правовые институты.

Любая отчетность сегодня в какой-то мере соответствует Целям устойчивого развития, так как отражает существование этой компании в обществе, в определенной мере этих Целей достигшем, а представляемая информация, как утверждают ученые, оказывает влияние на решения государственных органов и заинтересованных пользова-

телей [46]. Даже если деятельность компании не может напрямую быть связана с Целями ООН, она может играть роль в достижении этих Целей путем создания новых рабочих мест или поддержания экологически чистых цепочек поставок. А это значит, что современные Цели устойчивого развития действительно отчасти являются наследием самых первых идей о равенстве всех людей перед единым мировым законом, обязательным для всех.

Список источников

1. Кащина Ж. Е. Персонализация корпоративной отчетности как направление развития ее практики // Вестник НГУЭУ. 2019. № 1. С. 161—173.

2. Пятов М. Л. Корпоративная отчетность на пути от эпохи доверия к эпохе дилетантизма // Вестник НГУЭУ. 2018. № 1. С. 30—48.

3. Исполинов А. Правовой статус Всеобщей декларации прав человека (к 70-летию принятия) // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 4 (125). С. 100—107.

4. Бобылев С. Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61, № 3. С. 107—113.

5. Баженов Г. Е. Формирование механизмов устойчивого развития стран, регионов, промышленных предприятий // Вестник НГУЭУ. 2014. № 3. С. 337—344.

6. Borchard E. Historical Background of International Protection of Human Rights // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 1946. Vol. 243, no. 1. P. 112—117.

7. McFarlandS. The Universal Declaration of Human Rights: A Tribute to Its Architects // Public Integrity. 2018. Vol. 19, no. 2. P. 108—122.

8. Gonzalez-Delgado M., Ferraz-Lorenzo M, Machado-Trujillo C. Towards an educational modernization process: UNESCO interactions with Franco's Spain (1952—1970) // History of Education Review. 2021. Vol. 51, no.1. P. 16—31.

9. Павленко Е. М. Обеспечение наилучших интересов и безопасности детей: международные стандарты и практика в России // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2021. № 4 (44). С. 75—85.

10. Wiebe N. The Challenges of South-South Cooperation and Triangular Cooperation for the United Nations: Towards True Solidarity and a Human Rights Based Democratization of Global Health? // Asian Journal of Peacebuilding. 2022. Vol. 10, no. 1. P. 61—85. URL: https://fasos.maastrichtuniversity.nl/weekly/wp-content/uploads/2022/06/ AJP_04_Wiebe-Nauta_UN-SS-TrC.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

11. Якимчук Н. Н., Кузнецова М. Н., Иванова М. В. Государственное управление устойчивым развитием территорий: опыт России и Финляндии // Государственное управление: электронный вестник. 2021. № 85. С. 45—68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-ustoychivym-razvitiem-territoriy-opyt-finlyandii-i-rossii/viewer (дата обращения: 20.05.2023).

12. Nkala D., Yejin K. The United Nations' Role in the Evolution of Technical Cooperation among Developing Countries, South-South Cooperation, and Triangular Cooperation: Real or Cosmetic Approaches to Development Cooperation? // Asian Journal of Peacebuilding. 2022. Vol. 10, no. 1. P. 45—59. URL: https://unsouthsouth.org/wp-content/uploads/2022/08/The-UN-Role-in-the-Evolution-of-TC-and-SSTC-Real-or-Cosmetic-Approaches-to-Development-Cooperation.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

13. Comparative analysis of the contribution to the United Nations Sustainable Development Goals through non-financial information disclosed by IBEX 35 companies / E. Calvo-Centeno, E. Gragera-Pizarro, E. Romero-Ramos, E. Ropero-Moriones // Financial Internet Quarterly. 2022. Vol. 18, no. 1. P. 16—30.

14. Диалоги Платона. Государство. URL: https://classics.nsu.ru/bibliotheca/plato01/gos01.htm (дата обращения: 20.05.2023).

15. Аристотель. Никомахова этика. URL: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt (дата обращения: 20.05.2023)

16. Рассел Б. История западной философии. URL: https://www.litres.ru/raznoe/istoriya-zapadnoy-filosofii/ (дата обращения: 20.05.2023).

17. Петрушевский Д. М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. URL: https://www.litres.ru/dmitriy-moiseevich-p/velikaya-hartiya-volnostey-i-konstitucionnaya-borba-v/ (дата обращения: 20.05.2023).

18. Аврелий Августин. Исповедь. URL: https://azbyka.rU/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/#0_1 (дата обращения: 20.05.2023).

19. Аврелий Августин. О благодати и свободном решении. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ o-blagodati-i-svobodnom-reshenii/ (дата обращения: 20.05.2023).

20. Фома Аквинский. Сумма теологии. URL: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-1/ (дата обращения: 20.05.2023).

21. Малая советская энциклопедия. Т. 2. / Главная редакция БСЭ; ред.: Б. А. Введенский. М. : Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1958. 1277 с.

22. История и философия науки : учеб. пособие для аспирантов / СПбГУ ; под ред. А. С. Мамзина. СПб. : Питер, 2008. 304 с.

23. James S. A. Universal Human Rights: Origins and Development. LFB Scholarly Publishing LLC, 2007. 301 p. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/reader.action?docID=3016824 (дата обращения: 20.05.2023).

24. Francisco de Vitoria: Britannica. URL: https://www.britannica.com/biography/Francisco-de-Vitoria (дата обращения: 20.05.2023).

25. Гроцш Г. О праве войны и мира. СПб. : П. П. Сойкин, 1902. 50 с.

26. Кант И. Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь». URL: https://www.litres.ru/immanuil-kant/metafizika-nravov-ty-dolzhen-znachit-ty-mozhesh/ (дата обращения: 20.05.2023).

27. Кант И. К вечному миру. URL: https://www.litres.ru/immanuil-kant/k-vechnomu-miru/ (дата обращения: 20.05.2023).

28. The Virginia Declaration of Rights. URL: https://www.archives.gov/founding-docs/virginia-declaration-of-rights (дата обращения: 20.05.2023).

29. Де Гуж О. Декларация прав женщины и гражданки. URL: http://read.newlibrary.ru/read/ olimpija_de_guzh/page3/deklaracija_prav_zhenshiny_i_grazhdanki.html (дата обращения: 20.05.2023).

30. An Act for the Abolition of the Slave Trade. URL: http://www.esp.org/foundations/freedom/holdings/slave-trade-act-1807.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

31. Act Prohibiting Importation of Slaves. URL: https://avalon.law.yale.edu/19th_century/sl004.asp (дата обращения: 20.05.2023).

32. Brew a better world. Raise the bar 2030. Our strategy. URL: https://www.theheinekencompany.com/sustainability-and-responsibility (дата обращения: 20.05.2023).

33. History of the ILO. URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/history/lang--en/index.htm (дата обращения: 20.05.2023).

34. The International Federation of Trade Unions, 1936—1939: Its history and organization. URL: https://warwick.ac.uk/services/library/mrc/archives_online/digital/scw/iftu/ (дата обращения: 20.05.2023).

35. Первая панафриканская конференция. Лондон. 23—25 июля 1900 г. URL: http://doc20vek.ru/node/4167 (дата обращения: 20.05.2023).

36. Our history. URL: https://naacp.org/about/our-history (дата обращения: 20.05.2023).

37. Устав Лиги Наций 10 января 1920 года. URL: http://doc20vek.ru/node/451 (дата обращения: 20.05.2023).

38. Требования к обеспечению устойчивого развития расширяются. Вы готовы к этому? URL: https://ecovadis.com/ru/suppliers/ (дата обращения: 20.05.2023).

39. Четырнадцать пунктов президента США В. Вильсона об условиях мира из его послания Конгрессу от 8 января 1918 г. URL: http://www.hrono.ru/index.php (дата обращения: 20.05.2023).

40. OurHerstory. URL: https://www.wilpf.org/our-herstory/ (дата обращения: 20.05.2023).

41. Principles and constitution. URL: https://www.womenalliance.org/principles-and-constitution/ (дата обращения: 20.05.2023).

42. Declaration concerning the aims and purposes of the International Labour Organisation, (Philadelphia Declaration). URL: https://www.ilo.org/legacy/english/lib/century/sources/sources1944.htm (дата обращения: 20.05.2023).

43. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml (дата обращения: 20.05.2023).

44. 17 целей для преобразования нашего мира. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (дата обращения: 20.05.2023).

45. Нефинансовая отчетность в экономике: опыт XIX — начала XXI в. / М. Л. Пятов, Т. Н. Соловей, А. С. Сорокина, А. А. Гусниева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2018. Т. 34, № 3. C. 465—492.

46. Алексеев М. А., Глинский В. В., Анохин Н. В. О манипулировании в информационном пространстве // Вестник НГУЭУ. 2017. № 4. С. 10—21.

References

1. Kashhina Zh.E. Personalizacija korporativnoj otchetnosti kak napravlenie razvitija ee praktiki [Personalization of corporate reporting as a direction for the development of its practice], VestnikNGUJeU[VestnikNSUEU], 2019, no. 1, pp. 161-173.

2. Pjatov M.L. Korporativnaja otchetnost' na puti ot jepohi doverija k jepohe diletantizma [Corporate reporting on the way from the era of trust to the era of dilettantism], Vestnik NGUJeU [Vestnik NSUEU], 2018, no. 1, pp. 30-48.

3. Ispolinov A. Pravovoj status Vseobshhej deklaracii prav cheloveka (k 70-letiju prinjatija) [Legal status of the Universal Declaration of Human Rights (to the 70th anniversary of its adoption)], Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie [Comparative Constitutional Review], 2018, no. 4 (125), pp. 100-107.

4. Bobylev S.N. Ustojchivoe razvitie: paradigma dlja budushhego [Sustainable development: a paradigm for the future], Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija [World Economy and International Relations], 2017, Vol. 61, no. 3, pp. 107-113.

5. Bazhenov G.E. Formirovanie mehanizmov ustojchivogo razvitija stran, regionov, promyshlennyh predprijatij [Formation of mechanisms for sustainable development of countries, regions, industrial enterprises], Vestnik NGUJeU [Vestnik NSUEU], 2014, no. 3, pp. 337-344.

6. Borchard E. Historical Background of International Protection of Hu-man Rights, The ANNALS of the American Academy of Political and So-cial Science, 1946, vol. 243, no. 1, pp. 112-117.

7. McFarland S. The Universal Declaration of Human Rights: A Tribute to Its Architects, Public Integrity, 2018, vol. 19, no. 2, pp. 108-122.

8. Gonzalez-Delgado M., Ferraz-Lorenzo M, Machado-Trujillo C. To-wards an educational modernization process: UNESCO interactions with Franco's Spain (1952—1970), History of Education Review, 2021, vol. 51, no.1, pp. 16-31.

9. Pavlenko E.M. Obespechenie nailuchshih interesov i bezopasnosti detej: mezhdunarodnye standarty i praktika v Rossii [Ensuring the best interests and safety of children: international standards and practice in Russia], Vestnik MGPU. Serija: Juridicheskie nauki [Vestnik MGPU Series: Legal Sciences], 2021, no. 4 (44), pp. 75-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Wiebe N. The Challenges of South-South Cooperation and Triangular Cooperation for the United Nations: Towards True Solidarity and a Human Rights Based Democratization of Global Health?, Asian Journal of Peace-building [ ], 2022,

vol. 10, no. 1, pp. 61-85. Available at: https://fasos.maastrichtuniversity.nl/weekly/wp-content/uploads/2022/06/ AJP_04_Wiebe-Nauta_UN-SS-TrC.pdf (accessed: 20.05.2023).

11. Jakimchuk N.N., Kuznecova M.N., Ivanova M.V. Gosudarstvennoe upravlenie ustojchivym razvitiem territorij: opyt Rossii i Finljandii [State management of sustainable development of territories: the experience of Russia and Finland], Gosudarstvennoe upravlenie: jelektronnyj vestnik [State management: electronic vesnik], 2021, no. 85, pp. 45-68. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-ustoychivym-razvitiem-territoriy-opyt-finlyandii-i-rossii/viewer (accessed: 20.05.2023).

12. Nkala D., Yejin K. The United Nations' Role in the Evolution of Technical Cooperation among Developing Countries, South-South Coop-eration, and Triangular Cooperation: Real or Cosmetic Approaches to De-velopment Cooperation?, Asian Journal of Peacebuilding, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 45-59. Available at: https://unsouthsouth.org/wp-content/uploads/2022/08/The-UN-Role-in-the-Evolution-of-TC-and-SSTC-Real-or-Cosmetic-Approaches-to-Development-Cooperation.pdf (accessed: 20.05.2023).

13. Calvo-Centeno E., Gragera-Pizarro E., Romero-Ramos E., Ropero-Moriones E. Comparative analysis of the contribution to the United Nations Sus-tainable Development Goals through non-financial information disclosed by IBEX 35 companies, Financial Internet Quarterly, 2022, vol. 18, no. 1, pp. 16-30.

14. Dialogi Platona. Gosudarstvo [Plato's dialogues. The State]. Available at: https://classics.nsu.ru/bibliotheca/ plato01/gos01 .htm (accessed: 20.05.2023).

15. Aristotel'. Nikomahova jetika [Nicomachean Ethics]. Available at: http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ nikomah.txt (accessed: 20.05.2023)

16. Rassel B. Istorija zapadnoj filosofii [History of Western Philosophy]. Available at: https://www.litres.ru/ raznoe/istoriya-zapadnoy-filosofii/ (accessed: 20.05.2023).

17. Petrushevskij D.M. Velikaja hartija vol'nostej i konstitucionnaja bor'ba v anglijskom obshhestve vo vtoroj polovine XIII v. [The Great Charter of Liberties and Constitutional Struggle in English Society in the Second Half of the 13th Century] . Available at: https://www.litres.ru/dmitriy-moiseevich-p/velikaya-hartiya-volnostey-i-konstitucionnaya-borba-v/ (accessed: 20.05.2023).

18. Avrelij Avgustin. Ispoved' [Confessions]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/#0_1 (accessed: 20.05.2023).

19. Avrelij Avgustin. O blagodati i svobodnom reshenii [On grace and free judgment]. Available at: https://azbyka.ru/ otechnik/Avrelij_Avgustin/o-blagodati-i-svobodnom-reshenii/ (accessed: 20.05.2023).

20. Foma Akvinskij. Summa teologii [Summa theologica]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-1/ (accessed: 20.05.2023).

21. Vvedenskij B.A. (ed.) Malaja sovetskaja jenciklopedija [Small Soviet Encyclopedia], vol. 2. Moscow, Publ. "Bol'shaja Sovetskaja Jenciklopedija", 1958, 1277 p.

22. Mamzina A.S. (ed.) Istorija i filosofija nauki, ucheb. posobie dlja aspirantov [History and philosophy of science]. St. Petersburg, 2008, 304 p.

23. James S.A. Universal Human Rights: Origins and Development. LFB Scholarly Publishing LLC, 2007, 301 p. Available at: https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/reader.action?docID=3016824 (accessed: 20.05.2023).

24. Francisco de Vitoria: Britannica. Available at: https://www.britannica.com/biography/Francisco-de-Vitoria (accessed: 20.05.2023).

25. Grocij G. O prave vojny i mira [On the Law of War and Peace]. St. Petersburg, P. P. Sojkin, 1902, 50 p.

26. Kant I. Metafizika nravov. "Ty dolzhen, znachit, ty mozhesh'" [Metaphysics of Morals. "You must, therefore you can"]. Available at: https://www.litres.ru/immanuil-kant/metafizika-nravov-ty-dolzhen-znachit-ty-mozhesh/ (accessed: 20.05.2023).

27. Kant I. K vechnomu miru [Toward Eternal Peace]. Available at: https://www.litres.ru/immanuil-kant/k-vechnomu-miru/ (accessed: 20.05.2023).

28. The Virginia Declaration of Rights. Available at: https://www.archives.gov/founding-docs/virginia-declaration-of-rights (accessed: 20.05.2023).

29. De Guzh O. Deklaracija prav zhenshhiny i grazhdanki х Declaration of the Rights of Woman and Citizen]. Available at: http://read.newlibrary.ru/read/olimpija_de_guzh/page3/deklaracija_prav_zhenshiny_i_grazhdanki.html (accessed: 20.05.2023).

30. An Act for the Abolition of the Slave Trade. Available at: http://www.esp.org/foundations/freedom/holdings/slave-trade-act-1807.pdf (accessed: 20.05.2023).

31. Act Prohibiting Importation of Slaves. Available at: https://avalon.law.yale.edu/19th_century/sl004.asp (accessed: 20.05.2023).

32. Brew a better world. Raise the bar 2030. Our strategy. Available at: https://www.theheinekencompany.com/ sustainability-and-responsibility (accessed: 20.05.2023).

33. History of the ILO. Available at: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/history/lang--en/index.htm (accessed: 20.05.2023).

34. The International Federation of Trade Unions, 1936-1939: Its his-tory and organization. Available at: https://warwick. ac .uk/services/library/mrc/archives_online/digital/scw/iftu/ (accessed: 20.05.2023).

35. Pervaja panafrikanskaja konferencija. London. 23—25 ijulja 1900 g. [First pan-African conference. London. July 2325, 1900]. Available at: http://doc20vek.ru/node/4167 (accessed: 20.05.2023).

36. Our history. Available at: https://naacp.org/about/our-history (accessed: 20.05.2023).

37. Ustav Ligi Nacij 10 janvarja 1920 goda [Charter of the League of Nations January 10, 1920]. Available at: http://doc20vek.ru/node/451 (accessed: 20.05.2023).

38. Trebovanija k obespecheniju ustojchivogo razvitija rasshirjajutsja. Vy gotovy k jetomu? [The requirements for sustainable development are increasing. Are you ready for it?]. Available at: https://ecovadis.com/ru/suppliers/ (accessed: 20.05.2023).

39. Chetymadcat' punktov prezidenta SShA V. Vil'sona ob uslovijah mira iz ego poslanija Kongressu ot 8 janvarja 1918 g. [U.S. President W. Wilson's Fourteen Points for Peace from his January 8, 1918 message to Congress]. Available at: http://www.hrono.ru/index.php (accessed: 20.05.2023).

40. Our Herstory. Available at: https://www.wilpf.org/our-herstory/ (accessed: 20.05.2023).

41. Principles and constitution. Available at: https://www.womenalliance.org/principles-and-constitution/ (accessed: 20.05.2023).

42. Declaration concerning the aims and purposes of the International Labour Organisation, (Philadelphia Declaration). Available at: https://www.ilo.org/legacy/english/lib/century/sources/sources1944.htm (accessed: 20.05.2023).

43. Konvencija o preduprezhdenii prestuplenija genocida i nakazanii za nego [Convention on the prevention and punishment of the crime of genocide]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml (accessed: 20.05.2023).

44. 17 celej dlja preobrazovanija nashego mira [17 goals to transform our world]. Available at: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru/ (accessed: 20.05.2023).

45. Pjatov M.L., Solovej T.N., Sorokina A.S., Gusnieva A.A. Nefinansovaja otchetnost' v jekonomike: opyt XIX — nacha-la XXI v. [Non-financial reporting in the economy: the experience of the XIX - early XXI century], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 5. Jekonomika [Vestnik of St. Petersburg University. Series 5. Economics], 2018, vol. 34, no. 3, pp. 465-492.

46. Alekseev M.A., Glinskij V.V., Anohin N.V. O manipulirovanii v informacionnom prostranstve [About manipulation in the information space], VestnikNGUJeU[VestnikNSUEU], 2017, no. 4, pp. 10-21.

Информация об авторе

Иванова Дарья Сергеевна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: dar.s.ivanova@gmail.com

Information about the author Daria S. Ivanova — Postgraduate Student, St. Petersburg University, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: dar.s.ivanova@gmail.com

Статья поступила в редакцию 21.06.2023; одобрена после рецензирования 21.07.2023; принята к публикации 22.07.2023.

The article was submitted 21.06.2023; approved after reviewing 21.07.2023; accepted for publication 22.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.