Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ: НЕОБЫЧНЫЙ КРИЗИС COVID-19 ТРЕБУЕТ ОРИГИНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ: НЕОБЫЧНЫЙ КРИЗИС COVID-19 ТРЕБУЕТ ОРИГИНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ЦУР) / ПОВЕСТКА-2030 / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS (SDGS) / AGENDA 2030 / DIGITALIZATION / COVID-19 PANDEMIC / ANTI-CRISIS POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланьшина Татьяна Александровна, Баринова Вера Александровна, Кондратьев Андрей Денисович, Романцов Михаил Васильевич

В статье проведен контент-анализ более 20 предложений относительно политики по преодолению последствий кризиса COVID-19, опубликованных влиятельными международными организациями, правительствами, корпорациями, учеными и группами гражданского общества. Исследована текущая ситуация, роль цифровизации во время кризиса и состав уже принятых крупнейшими экономиками мира антикризисных мер. На основе проведенного контент-анализа предложены меры долгосрочного характера, направленные на восстановление глобальной экономики и переход к более справедливому и устойчивому развитию. Авторы выявили существенную «зеленую» составляющую в опубликованных предложениях относительно государственной политики после пандемии. Кроме того, было определено, что многие предложения касаются справедливости и инклюзивности развития, а также удовлетворения потребностей каждого отдельного человека. Авторами обозначены ключевые сферы устойчивого развития, которые требуют действий в ближайшее время и могут создать новые возможности для экономического развития: возобновляемая энергетика и чистый транспорт, циклическая экономика, цифровизация и охрана окружающей среды. При этом отмечается, что переход к «зеленой» экономике носит долгосрочный характер и может вступать в противоречие с некоторыми задачами краткосрочной поддержки экономики при выходе из кризиса. Выявленные приоритетные сферы государственных действий требуют внимания и в рамках российской антикризисной политики. Учитывая резкое падение цен на нефть, ускорение цифровизации и декарбонизации, а также масштабы экономического кризиса 2020 г., России необходимо начать ускоренный переход к низкоуглеродной энергетике, циклической экономике и восстановлению своих экосистем при ускоренной цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND DIGITALIZATION: THE UNUSUAL COVID-19 CRISIS REQUIRES ORIGINAL SOLUTIONS

This article provides a content analysis of over 20 policy proposals for coping with the COVID-19 crisis that have been published by influential international organizations, governments, corporations, academics and civil society groups. The current situation, the role of digitalization during the crisis, and the composition of anti-crisis measures already taken by the worldʼs largest economies are investigated, and long-term measures are proposed aimed at restoring the global economy and moving toward more equitable and sustainable development. The authors identify a significant green component in public policy proposals published since the pandemic began and note that many proposals relate to equity and inclusiveness in development and meeting the needs of individuals. The authors further identify key areas of sustainable development that require action in the near future and which can create new opportunities for economic development: renewable energy and clean transport, cyclical economy, digitalization and environmental protection. At the same time, it is noted that the transition to a green economy is of a long-term nature and may conflict with the need in the short term to support the economy in overcoming the crisis. These priority areas for government action require attention within the framework of Russiaʼs anti-crisis policy. Given the sharp drop in oil prices, the acceleration of digitalization and decarbonization, and the magnitude of the 2020 economic crisis, Russia needs to begin an accelerated transition to low-carbon energy, a cyclical economy and the restoration of its ecosystems with accelerated digitalization.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ: НЕОБЫЧНЫЙ КРИЗИС COVID-19 ТРЕБУЕТ ОРИГИНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ»

Устойчивое развитие и цифровизация: необычный кризис COVID-19 требует оригинальных решений1

Т.А. Ланьшина, В.А. Баринова, А.Д. Кондратьев, М.В. Романцов

Ланьшина Татьяна Александровна — к.э.н., с.н.с. Центра экономического моделирования энергетики и экологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); менеджер международной Сети по поиску решений в сфере устойчивого развития SDSN в России; Российская Федерация, 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1; E-mail: lanshina@ranepa.ru

Баринова Вера Александровна — к.э.н., заместитель директора Центра экономического моделирования энергетики и экологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); менеджер международной Сети по поиску решений в сфере устойчивого развития SDSN в России; Российская Федерация, 119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1; E-mail: barinova@ranepa.ru

Кондратьев Андрей Денисович — студент 2-го курса магистратуры НИУ «МЭИ», Институт электротехники и электрификации, кафедра электроснабжения промышленных предприятий и электротехнологий; Российская Федерация, 111250, Москва, ул. Красноказарменная, д. 14; студент 2-го курса по направлению «Менеджмент», кафедра экономики устойчивого развития Московского университета имени С.Ю. Витте; Российская Федерация, 115432, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1; E-mail: kdg040598@gmail.com

Романцов Михаил Васильевич — студент 2-го курса по направлению «Менеджмент», кафедра экономики устойчивого развития Московского университета имени С.Ю. Витте; Российская Федерация, 115432, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1

В статье проведен контент-анализ более 20 предложений относительно политики по преодолению последствий кризиса COVID-19, опубликованных влиятельными международными организациями, правительствами, корпорациями, учеными и группами гражданского общества. Исследована текущая ситуация, роль цифровизации во время кризиса и состав уже принятых крупнейшими экономиками мира антикризисных мер. На основе проведенного контент-анализа предложены меры долгосрочного характера, направленные на восстановление глобальной экономики и переход к более справедливому и устойчивому развитию.

Авторы выявили существенную «зеленую» составляющую в опубликованных предложениях относительно государственной политики после пандемии. Кроме того, было определено, что многие предложения касаются справедливости и инклюзивности развития, а также удовлетворения потребностей каждого отдельного человека. Авторами обозначены ключевые сферы устойчивого развития, которые требуют действий в ближайшее время и могут создать новые возможности для экономического развития: возобновляемая энергетика и чистый транспорт, циклическая экономика, цифровизация и охрана окружающей среды. При этом отмечается, что переход к «зеленой» экономике носит долгосрочный характер и может вступать в противоречие с некоторыми задачами краткосрочной поддержки экономики при выходе из кризиса.

Выявленные приоритетные сферы государственных действий требуют внимания и в рамках российской антикризисной политики. Учитывая резкое падение цен на нефть, ускорение цифровизации и декарбонизации, а также масштабы экономического кризиса 2020 г., России необходимо начать ускорен-

1 Статья поступила в редакцию в августе 2020 г.

ный переход к низкоуглеродной энергетике, циклической экономике и восстановлению своих экосистем при ускоренной цифровизации.

Ключевые слова: Цели устойчивого развития (ЦУР); Повестка-2030; цифровизация; пандемия СОУГО-19; антикризисная политика

Для цитирования: Ланьшина Т.А., Баринова В.А., Кондратьев А.Д., Романцов М.В. (2020) Устойчивое развитие и цифровизация: необычный кризис СОУГО-19 требует оригинальных решений // Вестник международных организаций. Т. 15. № 4. С. 91—114 (на русском и английском языках). БО1: 10.17323/1996-7845-2020-04-05

Введение

Пандемия COVID-19 внесла существенные изменения и в жизнь миллионов людей во всем мире, и в экономические отношения. Наблюдались временные остановки производственных, логистических и коммерческих процессов. Многие компании временно перевели своих сотрудников в режим удаленной работы, некоторые из них стали задумываться о подобных изменениях в долгосрочном периоде. В первом полугодии 2020 г. использование Интернета в мире возросло на 50-70% [Ramos, 2020]. Спрос на энергию резко сократился. По итогам 2020 г. Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает снижения глобального спроса на электроэнергию на 5%. При этом производство электроэнергии за счет всех традиционных источников энергии (ископаемое топливо и атомная энергия) сокращается, рост демонстрирует лишь генерация за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ) [IEA, 2020]. Резкое сокращение мобильности населения снизило спрос на нефть. Согласно прогнозам Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), в 2020 г. объем потребленной нефти сократится на 10% по сравнению с 2019 г. [Lawler, 2020].

Такие беспрецедентные изменения приведут к сильнейшим экономическим последствиям, масштабы которых пока еще не проявились в полной мере. Так, согласно июньскому прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), по итогам 2020 г. глобальная экономика сократится на 4,9%, что на 1,9% процентного пункта ниже апрельского прогноза этой же организации [IMF, 2020]. Июньский прогноз Всемирного банка предсказывает сокращение глобального ВВП в 2020 г. на 5,2% [World Bank, 2020]. С такой глубокой рецессией мир сталкивается впервые после окончания Второй мировой войны.

В связи с этим на первый план выходит вопрос о том, как развиваться дальше. Следует ли в первую очередь поддерживать зрелые отрасли, а также крупные корпорации, или следует сделать акцент на поддержке малого и среднего бизнеса? Вкладывать ли средства в масштабные инфраструктурные проекты, многие из которых наносят значительный ущерб окружающей среде, или отдать предпочтение инфраструктурным проектам, которые способствуют снижению загрязнения окружающей среды и выбросам парниковых газов? Нужно ли поддерживать традиционный бизнес или необходимо сосредоточиться на создании условий для развития инноваций и новых «зеленых» секторов экономики?

Важнейшей парадигмой развития в последнее время стала концепция устойчивого развития, которая легла в основу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Повестка-2030), принятой в 2015 г. 193 странами — членами ООН. Повестка-2030

включает 17 взаимосвязанных Целей устойчивого развития (ЦУР) и 169 соответствующих им задач, предполагающих сбалансированное развитие по трем направлениям: экономический рост, обеспечение социальной справедливости и охрана окружающей среды. Данный документ ориентирован на все страны мира, а также на коммерческие и некоммерческие организации. Предполагается, что национальные правительства и региональные администрации, а также руководство компаний, университетов и некоммерческих структур будут в добровольном порядке адаптировать глобальные ЦУР под свои реалии и возможности, внедрять локализованные ЦУР и, таким образом, вносить вклад в выполнение глобальной Повестки-2030.

Несмотря на то что концепция устойчивого развития начала формироваться почти полвека назад, фундаментальных научно-исследовательских работ по этой теме до сих пор очень мало. В мировой литературе авторы в настоящее время чаще всего исследуют взаимосвязи между различными ЦУР [Le Blanc, 2015; Zhou, Moinuddin, 2017; Biggeri et al., 2019], а также внедрение элементов Повестки-2030 в национальные стратегии развития [Sebestyen et al., 2020; Bickler et al., 2020]. В отечественной литературе в последние годы опубликовано несколько работ, посвященных вопросам адаптации и реализации глобальных Целей устойчивого развития [Ланьшина и др., 2019; Игнатов и др., 2019], в том числе в России [Бобылев, Соловьева, 2017; Сахаров, Колмар, 2019], а также роли бизнеса в достижении ЦУР [Дунаев, Нагорнов, 2017].

В связи с глобальным кризисом, обусловленным пандемией COVID-19, проблемы устойчивого развития получают новое звучание. В частности, появляется явная потребность в изучении необходимости и возможностей интенсификации усилий в области цифровизации и низкоуглеродного развития. Учитывая это, основными задачами данной статьи являются анализ предложений значимых участников международных процессов в отношении антикризисной политики и анализ уровня отражения этих предложений в уже одобренных правительствами программах восстановления. Данные задачи особенно актуальны для России, поскольку она существенно отстает от других стран в области локализации и внедрения ЦУР и низкоуглеродного развития, и игнорирование этих аспектов при проведении антикризисной политики может усилить ее отставание. Целью работы является разработка рекомендаций по антикризисным мерам на основе исследования предложений международного сообщества.

Авторы решают поставленные задачи за счет использования метода контент-анализа основных глобальных предложений по борьбе с последствиями кризиса COVID-19 и уже одобренных государственных антикризисных программ, с применением элементов сравнительного анализа.

Цифровизация и «зеленый» сектор в устойчивом развитии

Среди множества различных секторов современной экономики направление цифровых технологий и «зеленый» сектор занимают особое место в устойчивом развитии. Дать точное определение этим двум активно развивающимся секторам экономики достаточно сложно. Согласно определению Международного валютного фонда (МВФ), цифровизация охватывает широкий спектр новых способов применения информационных технологий в бизнес-моделях и продуктах, которые трансформируют экономику и социальные связи. Под цифровым сектором МВФ понимает информационно-коммуникационные продукты и услуги, онлайн-платформы и деятельность, которая становится возможной благодаря онлайн-платформам (например, совместное пользование или шеринговая экономика) [IMF, 2018]. Согласно определению Программы ООН

по окружающей среде (ЮНЕП), «зеленая» экономика позволяет повышать уровень благосостояния и социальной справедливости при существенном снижении экологических рисков. В простейшем приближении «зеленая» экономика является низкоуглеродной, ресурсоэффективной и социально инклюзивной [UNEP, 2011]. Таким образом, к «зеленому» сектору можно отнести энергоэффективные технологии, возобновляемые источники энергии, отрасли циклической экономики (или экономики замкнутого цикла), устойчивое ведение сельского хозяйства, устойчивое управление лесным фондом и т.д.

Эти два сектора лежат в основе важнейших экономических трансформаций современности: цифровизация представляет собой фундамент четвертой промышленной революции, а «зеленый» сектор — ключевой элемент «зеленой» промышленной революции. Более того, они играют важную интегрирующую роль для трех ключевых направлений устойчивого развития. Цифровая экономика «примиряет» экономическое и социальное развитие, делая государственные услуги, а также общественные блага (образование, систему здравоохранения) доступнее для населения и при этом позволяя создавать новые компании, рабочие места и добавленную стоимость. «Зеленая» экономика «примиряет» экономическое и экологическое направления, позволяя добиваться экономического роста при снижении ущерба окружающей среде за счет внедрения технологий возобновляемой энергетики, устойчивого ведения сельского хозяйства, применения более экологически безопасных материалов, развития циклической экономики.

Также цифровой и «зеленый» секторы имеют важное значение друг для друга. Цифровые технологии делают «зеленый» сектор более эффективным и надежным и помогают экономить энергию. В будущем энергетические системы, использующие цифровые технологии, будут способны определять, какие потребители нуждаются в энергии, и доставлять ее в нужное время и по минимальной цене. В свою очередь, центры обработки и хранения данных уже сейчас являются крупнейшими потребителями энергии — в настоящее время на них приходится около 1% всего глобального спроса на электроэнергию. В связи с этим для развития цифровых технологий все более важное значение приобретает энергоэффективность и возможность использовать ВИЭ.

Таким образом, в совокупности прогресс в цифровом и «зеленом» секторах кардинально меняет экономическую деятельность и распространенные в настоящее время бизнес-модели и создает возможности для обеспечения сбалансированного экономического, социального и экологического развития, соответствующего концепции устойчивого развития. Также цифровизация и «зеленое» направление развития затрагивают практически каждую ЦУР, и их применение возможно при реализации каждой из целей.

Цифровизация играет особую роль непосредственно в реализации глобальных Целей устойчивого развития. Повестка-2030 во многом строится на управлении данными. Так, в документе подчеркивается важность доступности «высококачественных, актуальных и достоверных данных, дезагрегированных по уровню доходов, гендерной принадлежности, возрасту, расе, национальности, миграционному статусу, инвалидности, географическому местонахождению и другим характеристикам, значимым с учетом национальных условий». Управление такой сложной системой данных невозможно без применения современных цифровых технологий.

Более того, цифровизация расширяет возможности локализации ЦУР. Например, внедрение электронного правительства, которое подразумевает осуществление большинства транзакций в электронном виде, повышает качество государственных услуг для населения и эффективность государственного управления, улучшает взаимодействие государства и бизнеса. Это во многих случаях приводит к снижению коррупции и

повышению прозрачности и, следовательно, способствует реализации ЦУР16 — «Мир, правосудие и эффективные институты» [ElMassah, Mohieldin, 2020]. Согласно Яновски [Janowski, 2016], электронное правительство должно сыграть ключевую роль во внедрении ЦУР, и большинство задач Повестки-2030 требуют наличия возможностей цифровизации. Примечательно, что, согласно выводам автора, большинство стран ЕС не располагают компетенциями в области цифровизации, необходимыми для реализации Повестки-2030. Это означает, что глобальный потенциал цифрового сектора в устойчивом развитии еще далек от реализации.

Пандемия стала причиной самых разных экспериментов. Она изменила образ жизни миллионов людей, их повседневные коммуникации, режим работы и способы передвижения. Удаленная работа стала нормой. Резко возрос объем онлайн-покупок. Различные услуги, такие как консультации, занятия спортом, образование, переместились в сферу онлайн. Страны, в которых цифровой сектор был более развитым, оказались в большей степени готовыми к вызовам пандемии и смогли за короткое время перевести в режим онлайн многие секторы своей экономики. Даже если после окончания пандемии жизнь вернется к привычному формату, эти новые тенденции не пройдут незамеченными и отразятся на дальнейшем развитии мира.

Ключевые предложения по антикризисной политике

В существенной части докладов и исследований, посвященных кризису COVID-19, целью которых являлась разработка предложений по антикризисной политике, прогнозируются драматические последствия для глобальной экономики и, как следствие, существенное снижение благосостояния для большей части населения земного шара. Многие организации предрекают, что мир ожидает самый глубокий экономический кризис за всю послевоенную историю. Так, согласно июньскому отчету Международной организации труда (МОТ), только во 2-м квартале 2020 г. количество рабочих часов в мире сократилось на 14%, что эквивалентно потере 400 млн рабочих мест [ILO, 2020]. В связи с этим небезосновательна точка зрения, согласно которой последствия кризиса могут оказаться тяжелее самой пандемии.

Многие предложения международных организаций, корпораций и представителей государственных структур, касающиеся антикризисных программ, помимо мер, направленных на прямую поддержку попавших под удар компаний, содержат призывы к правительствам, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, не отказываться от международных соглашений, связанных с реализацией целей в области устойчивого развития и борьбой с изменением климата. Авторы статьи провели мониторинг антикризисных предложений ведущих мировых организаций в период с 15 марта по 31 июля 2020 г. За 4,5 месяца было собрано более 20 ключевых предложений, представленных в табл. 1. В ходе сбора предложений авторы не принимали во внимание их содержание, имеют ли они отношение к цифровизации, «зеленому» сектору экономики и устойчивому развитию вообще. То есть был проведен сбор всех значимых предложений от авторитетных организаций или лиц.

Римский клуб в конце марта в своем открытом письме, адресованном мировым лидерам, призвал не принимать близорукие решения в ответ на кризис, которые увеличивают выбросы и оказывают негативное влияние на окружающую среду в долгосрочной перспективе. В письме также отмечается, что антикризисные меры не должны быть сосредоточены на безвозмездной помощи — они должны включать сильные экономические стимулы, которые могли бы способствовать переходу компаний и отраслей на низкоуглеродные циклические бизнес-модели.

Таблица 1. Ключевые глобальные предложения по антикризисным мерам, 1 апреля — 31 июля 2020 г., в хронологическом порядке

№ Организация Ключевые предложения Расходы Дата

1 МЭА Чистая энергетика должна стать ключевым элементом антикризисных программ: правительства могут использовать текущую ситуацию для усиления своих климатических амбиций, а также для принятия антикризисных мер, способствующих развитию технологий чистой энергии Оценка отсутствует 14 марта

2 Сеть Stay Grounded (160 профсоюзов, НКО и т.д., которые требуют снижения выбросов СО2 от авиации) Необходимо оказывать поддержку не акционерам, топ-менеджерам и авиакомпаниям, а принять меры, направленные на справедливый экологический переход. Необходимо помочь работникам авиационной отрасли пройти обучение и найти работу, которая не оказывает негативного влияния на климат Оценка отсутствует 18 марта

3 ООН • поддержка не только корпораций, но также домохозяйств и малого и среднего бизнеса; • отказ от протекционизма в международной торговле (особенно в отношении медикаментов); • поддержка развивающихся стран (списание долгов, льготные кредиты); • координация действий центральных банков; • снятие санкций; • сохранение ранее согласованных приоритетов развития (Повестка-2030 и Парижское соглашение по климату) Не менее 10% глобального ВВП 19 марта

4 Римский клуб Глобальные лидеры должны поддержать инвестиции в людей, природу и низкоуглеродное развитие: • ВИЭ вместо ископаемого топлива; • охрана окружающей среды и восстановление лесов; • устойчивые системы производства продуктов питания и устойчивое сельское хозяйство; • поддержка локальной, циклической и низкоуглеродной экономики Оценка отсутствует 26 марта

5 Группа европейских компаний и инвесторов сектора энергоэффективности Обращение к лидерам ЕС: Намерение Европы стать первым климатически нейтральным континентом станет драйвером создания устойчивой и инклюзивной экономики ЕС. Европейский «зеленый» курс способен стимулировать экономический переход и создание новых рабочих мест в таких секторах, как строительство, транспорт, энергетика, сельское хозяйство и производство Оценка отсутствует 6 апреля

6 17 министров климата и окружающей среды ЕС Новый «зеленый» курс ЕС должен стать ключевым элементом устойчивого восстановления после пандемии СОУГО-19. Страны ЕС должны увеличить объемы инвестиций в: • экологически устойчивые транспортные системы; • возобновляемые источники энергии; • реновацию зданий; • научные исследования и инновации; • восстановление биоразнообразия; • циклическую экономику Оценка отсутствует 9 апреля

7 350.org и 500 НКО из разных стран мира Предложены пять принципов антикризисной политики: • сделать приоритетом здоровье каждого человека; • направить экономическую помощь напрямую населению; • адресовать поддержку сотрудникам и сообществам, а не руководителям; • создать устойчивость к будущим кризисам, особенно климатическому; • поддерживать солидарность и общность и противостоять автократии Оценка отсутствует 9 апреля

№ Организация Ключевые предложения Расходы Дата

8 180 лиц, принимающих решения в ЕС, включая корпорации,биз-нес-ассоциации, НКО Восстановление после кризиса дает возможность создать новую модель процветания. Переход к климатически нейтральной экономике, защита биоразнообразия и трансформация систем производства продуктов питания способны создать новые рабочие места, экономический рост и улучшить качество жизни всех жителей планеты. Необходимо внедрить инвестиционные программы «зеленого» восстановления Оценка отсутствует 14 апреля

9 83 миллионера Повышение налогов на состоятельных людей Оценка отсутствует 30 апреля

10 Группа ученых, включая Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике 2001 г. Предложены меры, которые окажут положительное влияние как на восстановление экономики, так и на климатические показатели: • развитие чистой физической инфраструктуры; • повышение ресурсной эффективности зданий; • образование и переподготовка работников, которые пострадают от сокращений, связанных с пандемией СОУГО-19, а также от структурной безработицы, связанной с декарбонизацией; • инвестиции в природный капитал, устойчивость и восстановление экосистем; • расходы на НИОКР в «зеленых» отраслях Оценка отсутствует 4 мая

11 Мэры городов С-40 Восстановление должно повысить устойчивость городов и сообществ. Необходимо инвестировать в предотвращение будущих угроз, включая климатический кризис, и оказать поддержку людям, которые больше всех подвержены климатическим рискам и рискам для здоровья. Климатические действия могут ускорить восстановление экономики и укрепить социальную справедливость через использование новых технологий, создание новых отраслей и новых рабочих мест Оценка отсутствует 7 мая

12 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Рекомендации по здоровому и «зеленому» восстановлению после пандемии: • защита источника здоровья человека — природы; • инвестиции в базовые услуги, от чистой воды и санитарии до чистой энергии в учреждениях здравоохранения; • обеспечение быстрого энергетического перехода; • поддержка устойчивых продовольственных систем; • развитие здоровых и пригодных для жизни городов Оценка отсутствует 26 мая

13 Более 350 организаций, представляющих более 40 млн медицинских работников, и более 4 500 отдельных медицинских работников из 90 стран Обращение к лидерам «Группы двадцати»: Необходимо использовать более «умные» стимулирующие и сдерживающие меры ради более здорового и устойчивого общества. Если бы правительства провели реформирование субсидий ископаемого топлива и перенаправили большинство из них на производство чистой возобновляемой энергии, наш воздух был бы чище, а выбросы существенно снизились бы, и при этом наблюдался бы экономический рост Оценка отсутствует 26 мая

14 МЭА и МВФ План восстановления глобальной энергетики: • инвестиции в ВИЭ; • электрификация транспорта, развитие общественного транспорта; • реновация зданий (повышение энергоэффективности); • отказ от субсидирования ископаемого топлива 3 трлн долл. на 3 года (<1% глобального ВВП в год) Июнь

15 Более 200 корпораций Великобритании, инвесторов и бизнес-ассоциаций Обращение к премьер-министру Великобритании: Необходимо обеспечение чистого и справедливого восстановления британской экономики. Инвестиции в такие отрасли, как реновация зданий, офшорная ветроэнергетика, электротранспорт, охрана окружающей среды и низкоуглеродные промышленные кластеры, способны создать новые Оценка отсутствует 1 июня

№ Организация Ключевые предложения Расходы Дата

качественные рабочие места в регионах Великобритании. Необходимо использовать восстановление для ускорения перехода к нулевым чистым выбросам

16 Действующие и бывшие главы центральных банков стран ЕС Инвестиции в ВИЭ могут преследовать две цели: приближение энергетического перехода и создание новых рабочих мест для поддержки экономики. Необходимо «зеленое» восстановление экономики Оценка отсутствует 5 июня

17 Группа 178 инвесторов Рекомендации лидерам ЕС по проведению антикризисной политики: • поддержка людей и создание новых рабочих мест через инвестиции в низкоуглеродную энергетику, промышленные и транспортные системы, климатическую устойчивость и инфраструктуру; • поддержка «зеленого» курса ЕС и Парижского соглашения по климату; • снижение климатических рисков через антикризисные меры; • акцент на климатической устойчивости и экономических решениях с нулевыми чистыми выбросами; • участие инвесторов в планировании восстановления Оценка отсутствует 9 июня

18 Европейский молодежный форум (платформа молодежных организаций) Обращение к лидерам ЕС: Цели устойчивого развития и Повестка-2030 должны быть приоритетом в рамках антикризисной политики Оценка отсутствует 19 июня

19 Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА) Ключевые сферы для инвестиций в рамках экономического восстановления: • «зеленый» водород и электрификация; • ВИЭ в электроэнергетике; • накопители энергии; • умные сети 2 трлн долл. в 20212023 гг. 24 июня

20 13 организаций гражданской авиации, включая ИАТА Гражданская авиация пострадала от кризиса СОУГО-19 в наибольшей степени, ей будет сложно вовремя инвестировать в климатические действия, поэтому важна государственная поддержка декарбонизации: • поддержка производства и потребления устойчивого авиатоплива; • стимулирование обновления авиапарков; • увеличение финансирования исследований и инноваций; • инвестиции в управление воздушным трафиком (цифрови-зация); • повышение устойчивости аэропортов и хелипортов Оценка отсутствует 24 июня

21 235 канадских организаций, специализирующихся на охране окружающей среды Обращение к премьер-министру Канады: Инвестиции в биоразнообразие на суше, в пресной воде и в океане могут создать новые рабочие места и стать важной частью экономического восстановления. Направления инвестиций могут включать высадку лесов, восстановление экосистем, повышение качества управления лесным хозяйством, устойчивое разведение рыбы и устойчивое сельское хозяйство Оценка отсутствует 10 июля

22 Группа корпораций США США необходимо поддержать «зеленую» энергетику: • повысить гибкость сетей и интегрировать переменную генерацию; • инвестировать в инфраструктуру и модернизацию сетей; • обеспечить создание новых рабочих мест в «зеленой» энергетике; • стимулировать электрификацию транспорта; • поощрять повышение энергоэффективности Оценка отсутствует 21 июля

Источник: Составлено авторами на основе открытых источников.

Некоторые предложения удивительны по своему содержанию и силе аргументации. 21 июля 2020 г. американские компании и американские отделения иностранных и транснациональных корпораций — крупнейшие потребители энергии в стране (Nestle, Unilever, PepsiCo, McDonald's Corporation и др.) - опубликовали письмо Конгрессу США, в котором попросили поддержать «зеленую» энергетику (см. табл. 1). Таким образом, работодатели миллионов американцев, корпорации, которые не имеют отношения к энергетическому сектору, видят выход из кризиса, начавшегося с кризиса системы здравоохранения, через инвестиции в «зеленую» энергетику. В своем письме они аргументируют это тем, что в расчете на каждый потраченный доллар инвестиции в чистую энергию создают примерно втрое больше рабочих мест, чем инвестиции в ископаемое топливо. Аналогичные цифры по рабочим местам содержатся и в предложениях Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА): каждый 1 млн долл. инвестиций создает в ВИЭ в 3 раза больше рабочих мест, чем в традиционной энергетике [IRENA, 2020].

И это не единственный пример, когда большой бизнес выступает за приверженность устойчивому развитию и приоритизацию «зеленых» секторов экономики при проведении антикризисной политики. Ранее, в апреле 2020 г., 68 немецких корпораций, в число которых вошли представители самых разных отраслей - от финансовых услуг до строительного сектора и тяжелой промышленности, опубликовали письмо с призывом к правительству обеспечить выход из кризиса за счет поддержки «зеленых» отраслей и действий, направленных на выполнение Парижского соглашения по климату. Также с аналогичными призывами выступили более 200 британских корпораций и группа европейских компаний и инвесторов сектора энергоэффективности.

Еще одним удивительным заявлением стал призыв 83 миллионеров, в число которых вошла правнучка сооснователя The Walt Disney Company Эбигейл Дисней, увеличить налоги на наиболее состоятельных граждан в целях мобилизации средств для борьбы с последствиями пандемии. Миллионеры отметили в своем открытом письме, что именно государственное налогообложение, а не благотворительность, способно внести вклад в решение проблемы.

Еще одно интересное предложение поступило от 235 экологических канадских организаций. Они предлагают выходить из кризиса за счет инвестиций в сохранение и восстановление биоразнообразия. Такие инвестиции могут создать новые рабочие места, в том числе в регионах, улучшить экологическую и социальную ситуацию.

Важно отметить выступление врачей из 90 стран мира (см. табл. 1). В мае более 350 организаций, представляющих более 40 млн медицинских работников, и более 4 500 отдельных медицинских работников опубликовали открытое письмо с призывом к лидерам стран «Группы двадцати» проводить консультации со своими главными санитарными врачами и советниками по науке при разработке антикризисных мер по стимулированию экономики и оценивать влияние этих мер на состояние здоровья населения в долгосрочном периоде. Помимо этого, группа врачей призвала отказаться от субсидирования ископаемого топлива и направить освободившиеся средства в развитие возобновляемой энергетики, чтобы снизить выбросы и улучшить здоровье населения. В тот же день с аналогичным заявлением выступила Всемирная организация здравоохранения.

Европейская авиация поддерживает инициативу Европейской комиссии объединить экономическое восстановление и переход к устойчивому развитию. При этом отмечается необходимость поддержки существенно пострадавшей от кризиса авиационной отрасли в области декарбонизации и цифровизации - требуется стимулирование производства устойчивого топлива, финансирование исследований и инноваций в об-

ласти чистой авиации, внедрение новых цифровых технологий в аэропортах и в области воздушной навигации и т.д.

Важной чертой антикризисных предложений стало требование поставить в центр программ по восстановлению экономики человека, сообщества и малый и средний бизнес, а не топ-менеджеров и крупные корпорации. Такие предложения, как правило, поступали от сектора некоммерческих организаций, и с точки зрения устойчивого развития они играют важную роль, поскольку это созвучно содержанию Повестки-2030.

Большое влияние на антикризисные идеи оказала статья группы известных ученых, включая Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике 2001 г. и профессора Колумбийского университета [Hepburn et al., 2020]. Авторы данной статьи попытались определить меры стимулирующей политики, которые с высокой вероятностью дадут хорошие результаты как с точки зрения восстановления экономики, так и с точки зрения противодействия изменению климата. Для этого был проведен опрос 231 представителя центральных банков, министерств финансов и прочих экспертов из стран «Группы двадцати». Итогом работы стало определение пяти сфер, в которые следует инвестировать в рамках борьбы с последствиями кризиса COVID-19. Эти сферы перечислены в табл. 1, четыре из них непосредственно относятся к «зеленому» сектору экономики.

Таким образом, как следует из представленного выше анализа, многие предложения по антикризисной политике содержат призывы к поддержке развития возобновляемых источников энергии. При этом важно отметить следующее: даже если страны не будут предпринимать какие-либо действия по стимулированию ВИЭ, по итогам 2020 г. данный сектор окажется одним из немногих, которые продемонстрируют положительный рост. В одном из рассмотренных документов — в Плане восстановления глобальной энергетики, опубликованном МЭА и МВФ в июне 2020 г., содержатся следующие глобальные прогнозы по энергетическому сектору на 2020 г.: спрос на нефть сократится на 8%, спрос на газ — на 4%, спрос на уголь — на 8%, объем производства атомной электроэнергии — на 2,5%, спрос на электроэнергию — на 5%, в некоторых регионах — на 10%, при этом объем производства электроэнергии за счет ВИЭ увеличится на 5%.

Ожидание положительных результатов от сектора ВИЭ при негативной динамике всего энергетического сектора объясняется тремя факторами. Во-первых, в настоящий момент генерация за счет ВИЭ дает существенную экономическую выгоду в сравнении с генерацией за счет ископаемого топлива. В последние годы возобновляемая энергетика сильно подешевела, и ветер и солнце стали самыми дешевыми источниками энергии в мире [Lazard, 2019]. Также ВИЭ отличаются низкими операционными издержками, и в условиях низкого спроса на электроэнергию это дает им дополнительное экономическое преимущество. Во-вторых, во многих странах ВИЭ имеют преференции в поставках электроэнергии в сеть (сети сначала принимают электроэнергию от ВИЭ и уже потом — от всех остальных источников). В-третьих, в последнее время в мире было введено в эксплуатацию достаточно много новых объектов ВИЭ, и многие новые электростанции на ВИЭ будут построены до конца 2020 г., несмотря на карантины.

Цифровая экономика также является одним из немногих секторов, которые без каких-либо мер государственной поддержки демонстрируют рост в пандемию. Как было выявлено в ходе исследования, в большинстве проанализированных предложений по антикризисной политике цифровизация не является самостоятельным элементом борьбы с последствиями пандемии, но ее важность в восстановлении и «озеленении» экономики отмечается достаточно часто, в некоторых документах неоднократно. Таким образом, цифровизацию следует рассматривать как одно из оригинальных решений необычного глобального экономического кризиса 2020 г., но лишь в тесной связи

с климатическими решениями, такими как переход к циклической модели экономики, развитие низкоуглеродного производства и устойчивого сельского хозяйства, переход к «зеленой» энергетике и т.д. Иными словами, цифровизация способна повышать эффективность «зеленых» секторов и снижать их выбросы, что, в свою очередь, будет способствовать созданию новых отраслей, компаний, рабочих мест и восстанавливать экономику совершенно в ином виде, но в настоящий момент она не имеет потенциала стать ключевой идеей антикризисной политики.

Важно также отметить, что «зеленая» трансформация экономики и переход к устойчивому развитию представляют собой долгосрочную задачу, реализация которой может вступать в противоречие с некоторыми задачами краткосрочной антикризисной политики. Поэтому в краткосрочном периоде, например, в течение первого года кризиса, правительствам может быть сложно сосредоточиться на развитии «зеленых» отраслей ввиду необходимости концентрации внимания на прекращении острой фазы кризиса и нормализации экономической жизни.

Ранние программы восстановления ведущих экономик мира

Точные объемы глобальных программ восстановления после пандемии пока сложно оценить. Разные источники дают различные оценки, и данные постоянно обновляются. Так, в июне МЭА и МВФ оценивали глобальные антикризисные программы в 9 трлн долл. США, а Bloomberg — в 12 трлн долл. США, причем из них на «зеленые» цели было предположительно выделено менее 0,2% [Carbon Brief, 2020]. Согласно оценкам Vivid Economics, сделанным в конце июля, размер глобальных антикризисных программ достиг 11,8 трлн долл. США [Vivid Economics, 2020]. В докладе также было отмечено, что 17 крупнейших экономик мира намерены потратить на борьбу с последствиями пандемии около 3,5 трлн долл. США, причем в 14 из 17 рассмотренных стран поддержка опасных для окружающей среды отраслей перевешивает поддержку «зеленой» экономики.

Авторы настоящей статьи собрали данные по ранним антикризисным программам восстановления десяти ведущих экономик мира, актуальную на начало августа (табл. 2). Из них можно сделать вывод, что к августу 2020 г. большинство стран успели предпринять лишь экстренные меры посткризисного восстановления, в основном соответствующие их обычной антикризисной политике. В частности, страны стремились поддержать спрос и оказать краткосрочную помощь населению, а также малым и средним предприятиям. Многие крупнейшие загрязнители ослабили экологические стандарты, фактически разрешив своим предприятиям увеличить выбросы. Похожая ситуация уже наблюдалась после глобального кризиса 2008—2009 гг. Тогда правительство США сначала оказало поддержку банковскому сектору в размере 700 млрд долл. США. Затем через несколько месяцев было принято решение о дополнительном пакете антикризисных мер в размере 800 млрд долл. США, из которых 80 млрд долл. США были направлены на сокращение выбросов парниковых газов, повышение энергетической эффективности и технологические инновации [Bloomberg, 2020]. Это дает надежду на то, что рекомендации международного сообщества в дальнейшем все же будут услышаны правительствами и трансформированы в реальные действия, а масштабы поддержки «зеленого» сектора в этот раз окажутся более существенными, чем после кризиса 2008-2009 гг.

Таблица 2. Антикризисные программы Т0П-10 стран мира по ВВП2, по состоянию на август 2020 г.

№ Страна Основные пункты антикризисной программы

1 Китай 592 млрд долл. • Продление кредитных линий для государственных предприятий. • Инфраструктурные проекты, в том числе «зеленые». • Дерегулирование экологических стандартов. • Субсидии и налоговые льготы для экологически вредных производств, а также для «зеленых» проектов. • Проекты по охране окружающей среды

2 США 2,98 трлн долл. • Единовременные выплаты населению. • Поддержка малого и среднего бизнеса. • Экономическая стабилизация и помощь проблемным секторам экономики. • Расширение доступности кредитования. • Помощь авиакомпаниям и стратегически важным предприятиям. • Дерегулирование экологических стандартов. • Субсидии на НИОКР в «зеленом» секторе

3 Индия 266 млрд долл. • Единовременные выплаты населению. • Поддержка малого и среднего бизнеса. • Инфраструктурные проекты, в том числе «зеленые». • Дерегулирование экологических стандартов. • Субсидии и налоговые льготы для производителей «зеленых» продуктов

4 Япония 2,17 трлн долл. • Единовременные выплаты населению. • Поддержка крупных компаний (авиакомпании, производители автомобилей). • Поддержка малого и среднего бизнеса. • «Зеленые» инфраструктурные проекты

5 Германия 1,38 трлн долл. • Единовременные выплаты населению. • Поддержка наиболее пострадавших компаний. • Поддержка малых и средних предприятий. • Поддержка национального экспорта. • Расширение доступности кредитования. • «Зеленые» инфраструктурные проекты. • Субсидии на НИОКР в «зеленом» секторе. • Субсидии и налоговые льготы для производителей «зеленых» продуктов

6 Россия 56 млрд долл. • Единовременные выплаты населению. • Поддержка малых и средних предприятий. • Поддержка экологически опасных производств

7 Бразилия 221 млрд долл. • Поддержка наиболее уязвимых слоев населения, неформальных и самозанятых работников. • Поддержка малого и среднего бизнеса. • Поддержка промышленности и транспорта. • Дерегулирование экологических стандартов. • «Зеленые» инфраструктурные проекты. • Субсидии и налоговые льготы для производителей зеленых продуктов

8 Индонезия 46 млрд долл. • Поддержка наиболее уязвимых слоев населения. • Поддержка малого и среднего бизнеса. • Дерегулирование экологических стандартов. • «Зеленые» инфраструктурные проекты. • Субсидии на НИОКР в «зеленом» секторе. • Субсидии и налоговые льготы для производителей «зеленых» продуктов

9 Великобритания 630 млрд долл. • Единовременные выплаты населению. • Поддержка наиболее пострадавших компаний. • Поддержка малого и среднего бизнеса. • Дерегулирование экологических стандартов.

2 ВВП по ППС в текущих международных долларах за 2018 г.

№ Страна Основные пункты антикризисной программы

• «Зеленые» инфраструктурные проекты. • Субсидии на НИОКР в зеленом секторе. • Проекты по охране окружающей среды

10 Франция 469 млрд долл. • Поддержка наиболее пострадавших компаний. • Поддержка транспортного сектора. • Дерегулирование экологических стандартов. • «Зеленые» инфраструктурные проекты. • Субсидии на НИОКР в «зеленом» секторе. • Субсидии и налоговые льготы для производителей «зеленых» продуктов

Источник: Составлено авторами на основе [Vivid Economics, 2020] и открытых источников.

До сих пор только ЕС продемонстрировал реальное намерение существенно поддержать «зеленый» сектор экономики при проведении своей антикризисной политики. Четверть антикризисных расходов ЕС, общая сумма которых составит 850 млрд евро, будет направлена на борьбу с изменением климата. В частности, будут предприняты меры по снижению зависимости от ископаемых видов топлива, повышению энергоэффективности, сохранению и восстановлению природного капитала и т.д. Помимо этого, все восстановительные кредиты и гранты, которые ЕС будет выдавать своим странам-членам, будут содержать условие отсутствия вреда для окружающей среды.

Среди национальных антикризисных планов наиболее сосредоточенным на «зеленых» инициативах пока является немецкий план восстановления экономики «Пакет мер для будущего» общей стоимостью 150 млрд долл. США. План рассчитан на 2020— 2021 гг. Но и в нем на «зеленый» сектор экономики будет выделено лишь около 60 млрд евро, что составляет менее половины выделенных на реализацию программы средств. Эти средства будут направлены на развитие общественного транспорта, водородной энергетики, электромобилей и ВИЭ. Совокупные анонсированные расходы на антикризисные меры в Германии уже составили 1,38 трлн долл. (табл. 2). Некоторые меры, направленные на поддержку «зеленых» секторов, будут приняты в Великобритании и Франции, однако расходы на их финансирование гораздо ниже, чем в Германии. Например, в Великобритании они составят лишь 445 млн долл. США.

Южная Корея может внедрить программу, аналогичную Европейскому «зеленому» курсу. Руководство страны анонсировало такие планы после победы Демократической партии на выборах в Национальную ассамблею в апреле 2020 г. «Зеленый» курс Южной Кореи тоже может включить цель нулевых чистых выбросов к 2050 г. Выполнение данной цели сделает Южную Корею первой углеродно нейтральной страной в Азии. Ожидается, что в ближайшее время это намерение окажет существенное влияние на антикризисную политику Южной Кореи.

По данным Energy Policy Tracker, к началу августа 2020 г. страны «Группы двадцати» в рамках своих антикризисных программ выделили больше средств на поддержку отраслей, связанных с ископаемым топливом, чем на поддержку чистой энергии. Важным исключением является Китай, который потратит на ВИЭ в 4 раза больше средств, чем на ископаемое топливо. США предоставят традиционной энергетике больше всего льгот (рис. 1). Всего на поддержку энергетики 20 крупнейших экономик мира выделили не менее 169 млрд долл. США, из них 47% — на ископаемое топливо и 39% — на чистую энергию. Стимулирование будет осуществляться через прямые бюджетные расходы, налоговые льготы, льготные кредиты, кредитные гарантии и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Ископаемое топливо ■ Чистая энергия ■ Прочее

Рис. 1. Поддержка энергетического сектора в странах «Группы двадцати»

в рамках программ восстановления экономики после пандемии COVID-19, по состоянию на начало августа 2020 г.

Источник: [Energy Policy Tracker, 2020].

Таким образом, реальная политика крупнейших экономик мира пока не направлена на «зеленое» восстановление и тем более на смену экономической парадигмы. Принятые и анонсированные правительствами мира меры в первые четыре месяца после начала пандемии не соответствуют принципам концепции устойчивого развития и целям Парижского соглашения по климату и представляют собой парадигму "business as usual". Однако, учитывая беспрецедентную солидарность мирового сообщества в том, что выход из кризиса COVID-19 должен быть «зеленым», есть надежда на то, что после завершения острой фазы кризиса начнется второй раунд анонсирования антикризисных программ, и программы второго раунда будут нацелены на более долгосрочный период и ориентированы на «зеленый» сектор экономики.

Цифровизация в имеющихся антикризисных пакетах мер крупнейших экономик мира пока почти не упоминается отдельно, хотя уже сейчас очевидно, что цифровой сектор экономики сыграл огромную роль в смягчении экономического кризиса, создав возможности для удаленной работы и обучения. Также очевидно, что цифровизация должна получить поддержку в странах с развивающимися рынками, неразвитая цифровая инфраструктура которых не позволила им использовать те возможности перевода экономических процессов в онлайн-режим, которые были у стран с высоким уровнем доходов.

Устойчивое развитие в условиях пандемии: российский контекст

До настоящего времени терминология устойчивого развития в целом и ЦУР в частности не была интегрирована в стратегические документы в России. Стратегия устойчивого развития в России так и не была принята. Даже в «майском указе» президента Вла-

димира Путина [Указ Президента Российской Федерации, 2018], принятом в 2018 г., нет отсылок к ЦУР, хотя формально считается, что именно он локализовал актуальные для России ЦУР через систему национальных проектов. Содержательно многие национальные проекты прямо или косвенно учитывают некоторые ЦУР, однако прямого указания на цели устойчивого развития нет. Кроме того, в текстах национальных проектов нет ни слова об устойчивости, не используется распространенная терминология, разработанная в рамках концепции устойчивого развития, тогда как для того, чтобы действовать в русле взятых на себя обязательств, Россия должна использовать общепринятые понятия.

Для реализации национальных проектов были созданы специальные координирующие органы, назначены ответственные министры, результаты нацпроектов сформулированы в виде количественных целей — все это в целом соответствует мировой практике реализации ЦУР. Вместе с тем связь нацпроектов с ЦУР достаточно условна, они ориентированы прежде всего на выполнение целей и задач внутренней политики, многие из которых были актуальны и до принятия Повестки-2030: образование, здравоохранение, экономический рост. Экологический аспект ЦУР не был отражен в национальных целях, также не учитывались такие важные для России аспекты Повест-ки-2030, как гендерное равенство и защита прав человека. Помимо этого, национальные цели были разработаны на период до 2024 г.

В июле 2020 г., в связи с пандемией СОУГО-19, срок реализации национальных проектов был перенесен с 2024 г. на 2030 г. Также вышел новый указ, в котором были сформулированы скорректированные национальные цели до 2030 г.: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация. Эти цели также перекликаются с ЦУР, но по-прежнему формально с ними не связаны. Экологические аспекты учтены в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», которая предусматривает создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов.

Собственно реализация ЦУР не декларируется как национальный приоритет, соответственно, в системе управления отсутствует и координирующий внедрение ЦУР орган. За рубежом Россию представляют Министерство иностранных дел и Министерство экономического развития. Частично реализация полномочий координирующего органа в части ЦУР осуществляется Межведомственной рабочей группой при Администрации президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата, однако Повестка-2030 гораздо шире, чем климатические проблемы. Кроме того, за рубежом подобные координационные органы возглавляются непосредственно министерствами, находящимися в структуре исполнительной власти, или премьер-министрами.

При этом, как отмечено в бюллетене Счетной палаты Российской Федерации, опубликованном по результатам экспертно-аналитического мероприятия 2020 г. [Счетная палата, 2020], отдельные ФОИВы признают, что их деятельность способствует реализации ЦУР, однако, в отличие от зарубежных стран, они проводят работу в области ЦУР скорее инициативно, поскольку в России нет национальной стратегии реализации ЦУР. За комплексную реализацию ЦУР в России не отвечает никто.

Для повышения эффективности работы по внедрению ЦУР в России следует нормативно закрепить общепризнанное за рубежом понимание устойчивости, инсти-

туционализировать концепцию устойчивого развития на государственном уровне, разработав национальную стратегию устойчивого развития и интегрировав таким образом Повестку-2030 в документы стратегического планирования, а также определив ответственное за координацию ведомство, и организовать эффективное межведомственное взаимодействие. Россия имеет свой набор приоритетов развития, однако он должен в большей степени коррелировать с Целями устойчивого развития.

Пандемия СОУГО-19 заставила правительства многих стран пересмотреть свои приоритеты. Впервые за последние годы социальные цели (здоровье и жизнь людей) были признаны более важными, чем экономические: были приняты решения о режимах карантина и самоизоляции, закрыты границы, несмотря на существенную приостановку работы сферы услуг, туристического бизнеса, бедственное положение малых и средних предприятий. В этих условиях в ЕС продолжалась работа над внедрением одобренного в конце 2019 г. Европейского «зеленого» курса.

В России «зеленые» технологии и принципы устойчивого развития пока не рассматриваются как возможная основа посткризисного восстановления. Такое положение дел является серьезным упущением российской экономической политики, поскольку, как следует из проведенного выше анализа, мировое сообщество требует от глобальных лидеров поддержки «зеленых» отраслей с самого начала пандемии, и с высокой вероятностью этого удастся добиться в рамках второй волны анонсирования антикризисных программ. Россия рискует остаться в стороне от этого важного тренда, в очередной раз упустить возможность диверсификации своей экономики и отстать от других стран мира в развитии новых отраслей.

Заключение

В статье проведен контент-анализ более 20 предложений международных организаций, корпораций, представителей академического сектора и даже органов власти относительно глобальной, региональной и национальной антикризисной политики. Во всех предложениях международного сообщества, проанализированных авторами настоящей статьи, отчетливо звучит требование осуществлять восстановление экономики после пандемии через решение климатического и экологического кризисов и поддержку «зеленых» отраслей. Во многих предложениях также отмечается исключительная роль цифрового сектора экономики, поскольку именно он позволил миру минимизировать негативные экономические последствия пандемии в краткосрочном периоде через частичный или полный переход корпораций, университетов и школ в онлайн-режим. Также подчеркивается важность инклюзивности и справедливости выхода из кризиса и необходимость поставить в центр восстановительной политики человека и сообщества, а не корпорации.

Эти предложения достаточно опосредованно соотносятся с антикризисными мерами, принятыми к августу 2020 г. Меры поддержки, уже внедренные или анонсированные правительствами крупнейших экономик мира, включают некоторые стимулы для развития «зеленой» инфраструктуры, возобновляемой энергетики и повышения энергоэффективности. Однако их масштабы несопоставимо малы в сравнении с традиционными антикризисными мерами, включающими поддержку спроса, экстренную помощь наиболее пострадавшим отраслям, многие из которых оказывают крайне негативное воздействие на окружающую среду, крупным корпорациям и др. Таким образом, реальная антикризисная экономическая политика пока далека от требований международного сообщества. Государства, по сути, принимают меры, направленные

на сохранение тех трендов, которые наблюдались до пандемии, в частности, стимулируют сектор традиционной энергетики. Более того, многие крупные загрязнители во время пандемии смягчили экологические требования. Это замедлит выход из кризиса и усугубит экологические и климатические проблемы. Цифровизация пока также практически не упоминается в программах антикризисных мер.

По итогам проведенного анализа целесообразно рекомендовать включение поддержки следующих секторов в национальные антикризисные программы:

• чистая энергетика и электрификация транспорта;

• циклическая экономика и снижение негативного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

• ускоренная цифровизация и частичный переход в онлайн-режим на постоянной основе в тех организациях, которые не требуют ежедневного присутствия работников на рабочем месте;

• охрана и восстановление природных экосистем.

Поскольку многие страны пока успели принять лишь экстренные антикризисные меры, есть шансы, что на втором этапе борьбы с последствиями пандемии, когда у правительств будет больше возможностей оценить ее долгосрочные последствия, эти рекомендации будут полностью или хотя бы частично учтены.

Перечисленные рекомендации актуальны и для России. В целом внутренняя политика России пока не ориентирована на устойчивое развитие. В России не проведена работа по локализации ЦУР, не сформирована система реализации ЦУР, лишь определенные направления внутренней социально-экономической политики перекликаются с отдельными целями устойчивого развития. Российские антикризисные пакеты мер не включают меры поддержки «зеленых» секторов. При этом, учитывая глубину кризиса и очевидную нацеленность мирового сообщества на «зеленое» восстановление экономики, России необходимо обратить внимание на «зеленые» отрасли и циклическую экономику. В противном случае велик риск усиления экономического и технологического отставания России от других стран мира.

Источники

Бобылев С.Н., Соловьева С.В. (2017) Цели устойчивого развития для будущего России // Проблемы прогнозирования. № 3. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/tseli-ustoychivogo-razvitiya-dlya-buduschego-rossii (дата обращения: 30.07.2020).

Дунаев О.И., Нагорнов В.А. (2017) Гармонизация практики корпоративной социальной ответственности для достижения целей устойчивого развития // Государственно-частное партнерство. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-praktiki-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-dlya-dostizheniya-tseley-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 30.07.2020).

Игнатов А.А., Михневич С.В., Попова И.М., Сафонкина Е.А., Сахаров А.Г., Шелепов А.В. (2018) Подходы ведущих стран-доноров к внедрению ЦУР в национальные стратегии устойчивого развития // Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 164—188. Режим доступа: https://iorj.hse. га/2019-14-1/252925992.Ы;т1 (дата обращения: 30.07.2020).

Ланьшина Т.А., Баринова В.А., Логинова А.Д., Лавровский Е.П., Понедельник И.В. (2019) Опыт локализации и внедрения Целей устойчивого развития в странах — лидерах в данной сфере // Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 207—224. Режим доступа: https://iorj.hse.ru/2019-14-V252926210.html (дата обращения: 30.07.2020).

Сахаров А.Г., Колмар О.И. (2019) Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 189—206. Режим доступа: https://iorj.hse. ru/2019-14-1/252926099.html (дата обращения: 30.07.2020).

Счетная палата. (2020) Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ системы государственного управления по внедрению повестки устойчивого развития за период 2019 года, истекший период 2020 года». Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/761/76119231ce487594c1301 b38be450c96.pdf (дата обращения: 09.08.2020).

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. (2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 05.08.2020).

Bickler G., Morton S., Menne B. (2020) Health and sustainable development: an analysis of 20 European voluntary national reviews // Public Health. Vol. 180. P. 180-184. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j. puhe.2019.10.020 (дата обращения: 30.07.2020).

Biggeri M., Clark D.A., Ferrannini A., Mauro V. (2019) Tracking the SDGs in an 'integrated' manner: A proposal for a new index to capture synergies and trade-offs between and within goals // World Development. Vol. 122. P. 628-647. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2019.05.022 (дата обращения: 30.07.2020).

Bloomberg. (2020) How to Grow Green. Режим доступа: https://www.bloomberg.com/features/2020-green-stimulus-clean-energy-future/?sref=Oz9Q3OZU#toaster (дата обращения: 09.08.2020).

Carbon Brief. (2020) Coronavirus: Tracking how the world's 'green recovery' plans aim to cut emissions. Режим доступа: https://www.carbonbrief.org/coronavirus-tracking-how-the-worlds-green-recovery-plans-aim-to-cut-emissions (дата обращения: 08.08.2020).

ElMassah S., Mohieldin M. (2020) Digital transformation and localizing the Sustainable Development Goals (SDGs) // Ecological Economics. Vol. 169. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2019.106490 (дата обращения: 30.07.2020).

Energy Policy Tracker. (2020) Track public money for energy in recovery packages. Режим доступа: https:// www.energypolicytracker.org/ (дата обращения: 08.08.2020).

Hepburn C., O'Callaghan B., Stern N., Stiglitz J., Zenghelis D. (2020) Will COVID-19 fiscal recovery packages accelerate or retard progress on climate change? // Oxford Review of Economic Policy. Vol. 36. (S1). Режим доступа: https://www.smithschool.ox.ac.uk/publications/wpapers/workingpaper20-02.pdf (дата обращения: 08.08.2020).

IEA. (2020) The Covid-19 Crisis and Clean Energy Progress. Режим доступа: https://www.iea.org/reports/ the-covid-19-crisis-and-clean-energy-progress/power#abstract (дата обращения: 30.07.2020).

ILO. (2020) COVID-19 and the world ofwork. 5-th ed. Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/@dgreports/@dcomm/documents/briefingnote/wcms_749399.pdf (дата обращения: 31.07.2020).

IMF. (2017) Measuring the Digital Economy. Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/Policy-Papers/Issues/2018/04/03/022818-measuring-the-digital-economy#:~:text=The%20digital%20sector%20 covers%20the,such%20as%20the%20sharing%20economy. (дата обращения: 31.07.2020).

IMF. (2020) A Crisis Like No Other, An Uncertain Recovery. Режим доступа: https://www.imf.org/en/Pub-lications/WEO/Issues/2020/06/24/WEOUpdateJune2020 (дата обращения: 30.07.2020).

IRENA. (2020) Post-COVID recovery: An agenda for resilience, development and equality. Режим доступа: https://www.irena.org/publications/2020/Jun/Post-COVID-Recovery. (дата обращения: 31.07.2020).

Janowski T. (2016) Implementing Sustainable Development Goals with Digital Government - Aspiration-capacity gap // Government Information Quarterly. Vol. 33. P. 603-613. Режим доступа: http://dx.doi. org/10.1016/j.giq.2016.12.001 (дата обращения: 30.07.2020).

Lawler A. (2020) End game for oil? OPEC prepares for an age of dwindling demand // Reuters. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-global-oil-demand-insight/end-game-for-oil-opec-prepares-for-an-age-of-dwindling-demand-idUSKCN24T0KT (дата обращения: 30.07.2020).

Lazard. (2019) Lazard's Levelized Cost of Energy Analysis - Version 13.0. Режим доступа: https://www.la-zard.com/media/451086/lazards-levelized-cost-of-energy-version-130-vf.pdf (дата обращения: 31.07.2020).

Le Blanc D. (2015) Towards Integration at Last? The Sustainable Development Goals as a Network of Targets // Sustainable Development. Vol. 23. Iss. 3. P. 176-187. Режим доступа: https://doi.org/10.1002/sd.1582 (дата обращения: 30.07.2020).

Ramos M. (2020) COVID-19 could widen the digital gap. Here's what's needed now // World Economic Forum. Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid-19-could-widen-the-digital-gap-here-is-what-is-needed-now/ (дата обращения: 30.07.2020).

Sebestyen V., Domokos E., Abonyi J. (2020) Focal points for sustainable development strategies - Text mining-based comparative analysis of voluntary national reviews // Journal of Environmental Management. Vol. 263. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2020.110414 (дата обращения: 30.07.2020).

UNEP. (2011) Towards a Green Economy: pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication. Режим доступа: www.unep.org/greeneconomy (дата обращения: 31.07.2020).

Vivid Economics. (2020) Green Stumulus Index. Режим доступа: https://www.vivideconomics.com/wp-con-tent/uploads/2020/04/200723-GreenStimulusIndex_web.pdf (дата обращения: 08.08.2020).

World Bank. (2020) Pandemic, Recession: The Global Economy in Crisis. Режим доступа: https://www. worldbank.org/en/publication/global-economic-prospects (дата обращения: 30.07.2020).

Zhou X., Moinuddin M. (2017) Sustainable Development Goals Interlinkages and Network Analysis: A practical tool for SDG integration and policy coherence // IGES Research Report. Режим доступа: https://www. iges.or.jp/en/pub/sustainable-development-goals-interlinkages/en (дата обращения: 30.07.2020).

Sustainable Development and Digitalization:

The Unusual COVID-19 Crisis Requires Original Solutions1

T. Lanshina, V. Barinova, A. Kondratyev, M. Romantsov

Tatyana Lanshina — PhD in Economics, Senior Researcher at the Center for Economic Modeling of Energy and Ecology of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA); Manager of the international network for finding solutions in the field of sustainable development SDSN in Russia; bldg. 1, 82 Prospekt Vernadskogo, Moscow, 119571, Russian Federation; E-mail: lanshina@ranepa.ru

Vera Barinova — Ph.D., Deputy Director of the Center for Economic Modeling of Energy and Ecology of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA); manager of the international network for finding solutions in the field of sustainable development SDSN in Russia; bldg. 1, 82 Prospekt Vernadskogo, Moscow, 119571, Russian Federation; E-mail: barinova@ranepa.ru

Andrey Kondratyev - second-year master s student at the National Research University "MPEI", Institute ofElectrical Engineering and Electrification, Department of Power Supply for Industrial Enterprises and Electrotechnology; 14 Krasnokazarmennaya Ulitsa, Moscow, 111250, Russian Federation; second year student in Management, Department of Sustainable Development Economics, Moscow Witte University; 12 (1) 2nd Kozhukhovskiy proezd, Moscow, 115432, Russian Federation; E-mail: kdg040598@gmail.com

Mikhail Romantsov — second year student in Management, Department of Sustainable Development Economics, Moscow Witte University; 12 (1) 2nd Kozhukhovskiy proezd, Moscow, 115432, Russian Federation

Abstract

This article provides a content analysis of over 20 policy proposals for coping with the COVID-19 crisis that have been published by influential international organizations, governments, corporations, academics and civil society groups. The current situation, the role of digitalization during the crisis, and the composition of anti-crisis measures already taken by the worlds largest economies are investigated, and long-term measures are proposed aimed at restoring the global economy and moving toward more equitable and sustainable development.

The authors identify a significant green component in public policy proposals published since the pandemic began and note that many proposals relate to equity and inclusiveness in development and meeting the needs of individuals. The authors further identify key areas of sustainable development that require action in the near future and which can create new opportunities for economic development: renewable energy and clean transport, cyclical economy, digitalization and environmental protection. At the same time, it is noted that the transition to a green economy is of a long-term nature and may conflict with the need in the short term to support the economy in overcoming the crisis.

These priority areas for government action require attention within the framework of Russia's anti-crisis policy. Given the sharp drop in oil prices, the acceleration of digitalization and decarbonization, and the magnitude of the 2020 economic crisis, Russia needs to begin an accelerated transition to low-carbon energy, a cyclical economy and the restoration of its ecosystems with accelerated digitalization.

Key words: Sustainable Development Goals (SDGs); Agenda 2030; digitalization; COVID-19 pandemic; anti-crisis policy

For citation: Lanshina T., Barinova V., Kondratyev A., Romantsov M. (2020) Sustainable Development and Digitalization: The Unusual COVID-19 Crisis Requires Original Solutions. International Organisations Research Journal, vol. 15, no 4, pp. 91—114 (in English). DOI: 10.17323/1996-7845-2020-04-05

1 The editorial board received the article in August 2020.

References

350.org. (2020) Open Letter: Principles for a #JustRecovery From COVID-19. Available at: https://350.org/ just-recovery/ (accessed 1 November 2020).

Accounting Chamber of the Russian Federation. (2020) Otchet o rezultatakh ekspertno-analiticheskogo meropri-yatiya "Analiz sistemy gosudarstvennogo upravleniyapo vnedreniyupovestki ustoychivogo razvitiya zaperiod 2019 goda, istekshiyperiod2020goda" [Report on the Results of the Expert-Analytical Event "Analysis of the Public Administration System for the Implementation of the Sustainable Development Agenda for the Period of 2019, Expired 2020"]. Available at: https://ach.gov.ru/upload/iblock/761/76119231ce487594c1301b38be450c96.pdf (accessed 9 August 2020). (in Russian)

Autengruber C. (2020) Open Letter to EU Leaders From the President of the European Youth Forum, 19 June. Available at: https://www.youthforum.org/open-letter-eu-leaders (accessed 2 November 2020).

Bailey A., Carney M., Villeroy de Galhau F., Elderson F. (2020) The World Must Seize This Opportunity to Meet the Climate Challenge. The Guardian, 5 June. Available at: https://www.theguardian.com/commentis-free/2020/jun/05/world-climate-breakdown-pandemic (accessed 1 November 2020).

Bickler G., Morton S., Menne B. (2020) Health and Sustainable Development: An Analysis of 20 European Voluntary National Reviews. Public Health, vol. 180, pp. 180-4. Available at: https://doi.org/10.1016/j. puhe.2019.10.020 (accessed 30 July 2020).

Biggeri M., Clark D.A., Ferrannini A., Mauro V. (2019) Tracking the SDGs in an "Integrated" Manner: A Proposal for a New Index to Capture Synergies and Trade-Offs Between and Within Goals. World Development, vol. 122, pp. 628-47. Available at: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2019.05.022 (accessed 30 July 2020).

Birol F. (2020) Put Clean Energy at the Heart of Stimulus Plans to Counter the Coronavirus Crisis. International Energy Agency Commentary, 14 March. Available at: https://www.iea.org/commentaries/put-clean-energy-at-the-heart-of-stimulus-plans-to-counter-the-coronavirus-crisis?fbclid=IwAR2OLte-zKQR0tB178QGt-pu5tzhCZhe6R3sA64W9uF4JgDtUVyj1bJj8T7c (accessed 1 November 2020).

Bloomberg. (2020) How to Grow Green. Available at: https://www.bloomberg.com/features/2020-green-stimu-lus-clean-energy-future/?sref=Oz9Q3OZU#toaster (accessed 9 August 2020).

Bobylev S.N., Solovyeva S.V. (2017) Tseli ustoychivogo razvitiya dlya budushchego Rossii [Sustainable Development Goals for the Future of Russia]. Problemyprognozirovaniya [Problems of Forecasting], no 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-ustoychivogo-razvitiya-dlya-buduschego-rossii (accessed 30 July 2020). (in Russian)

C40 Cities. (2020) "No Return to Business as Usual": Mayors Pledge on COVID-19 Economic Recovery. Press Release, 7 May. Available at: https://www.c40.org/press_releases/taskforce-principles (accessed 1 November 2020).

Club of Rome. (2020) An Open Letter to Global Leaders: A Healthy Planet for Healthy People, 26 March. Available at: https://clubofrome.org/impact-hubs/climate-emergency/open-letter-to-global-leaders-a-healthy-planet-for-healthy-people/?fbclid=IwAR0US_KfNnxKMeWCSN3Er1cZwneRPzA4kqwvgEvEUPeglEu-oumrs2cNQmHs (accessed 1 November 2020).

Dunayev O.I., Nagornov V.A. (2017) Garmonizatsiya praktiki korporativnoy sotsial'noy otvetstvennosti dlya dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya [Harmonization of Corporate Social Responsibility Practices to Achieve Sustainable Development Goals]. Gosudarstvenno-chastnoyepartnerstvo [Public-Private Partnership], no 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-praktiki-korporativnoy-sotsialnoy-otvet-stvennosti-dlya-dostizheniya-tseley-ustoychivogo-razvitiya (accessed 30 July 2020). (in Russian)

ElMassah S., Mohieldin M. (2020) Digital Transformation and Localizing the Sustainable Development Goals (SDGs). Ecological Economics, vol. 169. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.ecolecon.2019.106490 (accessed 30 July 2020).

Energy Policy Tracker. (2020) Track Public Money for Energy in Recovery Packages. Available at: https://www. energypolicytracker.org/ (accessed 8 August 2020).

European Alliance to Save Energy. (2020) Open Letter to EU Leaders: Delivering the European Green Deal for a Sustainable and Efficient Recovery of Our Economy, 6 April. Available at: https://euase.net/letter-eu-leaders-delivering-green-deal-sustainable-efficient-recovery/ (accessed 1 November 2020).

European Climate and Environment Ministers. (2020) European Green Deal Must Be Central to a Resilient Recovery After Covid-19. Climate Home News, 9 April. Available at: https://www.climatechangenews. com/2020/04/09/european-green-deal-must-central-resilient-recovery-covid-19/?fbclid=IwAR0RIkI43zK9 yBQJjnPyQuMwJ6wQLCDbXZAqGkTGg7qRG9FpXg06xMjIDqU (accessed 1 November 2020).

Evans S., Gabbatiss J. (2020) Coronavirus: Tracking How the Worlds 'Green Recovery Plans Aim to Cut Emissions. Carbon Brief, 16 June. Available at: https://www.carbonbrief.org/coronavirus-tracking-how-the-worlds-green-recovery-plans-aim-to-cut-emissions (accessed 8 August 2020).

Hepburn C., O'Callaghan B., Stern N., Stiglitz J., Zenghelis D. (2020) Will COVID-19 Fiscal Recovery Packages Accelerate or Retard Progress on Climate Change? Oxford Review of Economic Policy, vol. 36, no S1, pp. S359—81. Available at: https://doi.org/10.1093/oxrep/graa015 (accessed 8 August 2020).

Ignatov A.A., Mikhnevich S.V., Popova I.M., Safonkina Ye.A., Sakharov A.G., Shelepov A.V. (2018) Podk-hody vedushchikh stran-donorov k vnedreniyu TSUR v natsional'nyye strategii ustoychivogo razvitiya [Approaches of the Leading Donor Countries to the Implementation of the SDGs in National Strategies for Sustainable Development]. Vestnikmezhdunarodnykh organizatsiy [International Organisations Research Journal], vol. 14, no 1, pp. 164-88. Available at: https://iorj.hse.ru/2019-14-1/252925992.html (accessed 30 July 2020). (in Russian)

International Energy Agency (IEA). (2020a) Report: The Covid-19 Crisis and Clean Energy Progress. Available at: https://www.iea.org/reports/the-covid-19-crisis-and-clean-energy-progress/power#abstract (accessed 30 July 2020).

International Energy Agency (IEA). (2020b) Sustainable Recovery: World Energy Outlook Special Report. Available at: https://www.iea.org/reports/sustainable-recovery/covid-19-and-energy-setting-the-scene#abstract (accessed 1 November 2020).

International Labour Organization (ILO). (2020) COVID-19 and the World of Work. Fifth Edition. ILO Monitor, 30 June. Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/0dgreports/0dcomm/documents/ briefingnote/wcms_749399.pdf (accessed 31 July 2020).

International Monetary Fund (IMF). (2017) Measuring the Digital Economy. IMF Policy Paper. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/Policy-Papers/Issues/2018/04/03/022818-measuring-the-digital-economy#:~:text=The%20digital%20sector%20covers%20the,such%20as%20the%20sharing%20economy (accessed 31 July 2020).

International Monetary Fund. (IMF) (2020) A Crisis Like No Other, An Uncertain Recovery. World Economic Outlook Update. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/06/24/WEOUpdate-June2020 (accessed 30 July 2020).

International Renewable Energy Agency (IRENA). (2020) Post-COVID Recovery: An Agenda for Resilience, Development and Equality. Available at: https://www.irena.org/publications/2020/Jun/Post-COVID-Recovery (accessed 31 July 2020).

Janowski T. (2016) Implementing Sustainable Development Goals With Digital Government - Aspiration-Capacity Gap. Government Information Quarterly, vol. 33, no 4, pp. 603-13. Available at: http://dx.doi. org/10.1016/j.giq.2016.12.001 (accessed 30 July 2020).

Lan'shina T.A., Barinova V.A., Loginova A.D., Lavrovskiy Ye.P., Ponedel'nik I.V. (2019) Opyt lokalizatsii i vnedreniya Tseley ustoychivogo razvitiya v stranakh - liderakh v dannoy sfere [Localizing and Achieving the Sustainable Development Goals at the National Level: Cases of Leadership]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy [International Organisations Research Journal], vol. 14, no 1, pp. 207-24. Available at: https://iorj.hse. ru/2019-14-1/252926210.html (accessed 30 July 2020). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lawler A. (2020) End Game for Oil? OPEC Prepares for an Age of Dwindling Demand. Reuters, 28 July. Available at: https://www.reuters.com/article/us-global-oil-demand-insight/end-game-for-oil-opec-prepares-for-an-age-of-dwindling-demand-idUSKCN24T0KT (accessed 30 July 2020).

Lazard. (2019) Lazard's Levelized Cost of Energy Analysis — Version 13.0. Available at: https://www.lazard.com/ media/451086/lazards-levelized-cost-of-energy-version-130-vf.pdf (accessed 31 July 2020).

Le Blanc D. (2015) Towards Integration at Last? The Sustainable Development Goals as a Network of Targets. Sustainable Development, vol. 23, no 3, pp. 176-87. Available at: https://doi.org/10.1002/sd.1582 (accessed 30 July 2020).

Millionaires for Humanity. (2020) "Millionaires for Humanity" Sign On Letter. Available at: https://www.mil-lionairesforhumanity.com (accessed 1 November 2020).

President of the Russian Federation. (2018) Ukaz ot 07.05.2018 "O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii naperiod do 2024goda" [Decree: On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period up to 2024]. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed 5 August 2020). (in Russian)

Ramos M. (2020) COVID-19 Could Widen the Digital Gap. Here's What's Needed Now. World Economic Forum, 30 July. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid-19-could-widen-the-digital-gap-here-is-what-is-needed-now/ (accessed 30 July 2020).

Sakharov A.G., Kolmar O.I. (2019) Perspektivy realizatsii Tseley ustoychivogo razvitiya OON v Rossii [Prospects for the Implementation of the UN Sustainable Development Goals in Russia]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy [International Organisations Research Journal], vol. 14, no 1, pp. 189-206. Available at: https:// iorj.hse.ru/2019-14-1/252926099.html (accessed 30 July 2020). (in Russian)

Sebestyén V., Domokos E., Abonyi J. (2020) Focal Points for Sustainable Development Strategies: Text Mining-Based Comparative Analysis of Voluntary National Reviews. Journal of Environmental Management, vol. 263. Available at: https://doi.org/10.1016/jjenvman.2020.110414 (accessed 30 July 2020).

Stay Grounded Network. (2020) No Unconditional Airline Bailouts: Taking Care of People, Not Airlines. Letter from Magdalena Heuwiser, 18 March, Stay Grounded Network. Available at: https://stay-grounded. org/wp-content/uploads/2020/03/Open_Letter_EU_Transport_Ministers.pdf (accessed 1 November 2020).

United Nations (UN). (2020) Shared Responsibility, Global Solidarity: Responding to the Socio-Economic Impacts of COVID-19. Available at: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/sg_report_socio-economic_impact_ of_covid19.pdf?fbclid=IwAR2miQC91EfmCd7bpnPowby59JpRTASLzIwp1QN-LJEC6nsjt6HgruCXGoQ (accessed 1 November 2020).

United Nations Environment Programme (UNEP). (2011) Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication: A Synthesis for Policy Makers. Available at: https://sustainabledevelop-ment.un.org/content/documents/126GER_synthesis_en.pdf (accessed 1 November 2020).

Various Canadian Environmental Organizations. (2020) Nature Conservation Should Be Central to Canada's Recovery From Covid-19. Letter to Prime Minister Trudeau, 10 July. Available at: https://cpaws.org/wp-content/ uploads/2020/07/Nature-Conservation-Letter-to-PM-July-10-2020-EN-3.pdf (accessed 2 November 2020).

Various Civil Aviation Organizations. (2020) EUCOVID-19 Green Recovery Funding for the Decarbonisation of Civil Aviation. Open Letter to EU Ministers and European Commissioners, 24 June. Available at: https://www. iata.org/contentassets/9476502c15c1487b82634619695e7f6e/civil-aviation-green-recovery-proposals.pdf (accessed 2 November 2020).

Various Corporate Leaders. (2020) Letter to Rt Hon Boris Johnson, 1 June. Available at: https://www.corpo-rateleadersgroup.com/reports-evidence-and-insights/pdfs/final-290520-business-groups-ceo-resilient.pdf (accessed 1 November 2020).

Various Health Professionals. (2020) In Support of a #HealthyRecovery. Letter to Group of 20 Leaders, 26 May. Available at: https://healthyrecovery.net (accessed 1 November 2020).

Various Investors. (2020) Open Letter to EU Leaders From Investors on a Sustainable Recovery From COVID-19. Available at: https://theinvestoragenda.org/wp-content/uploads/2020/06/Open-letter-to-EU-leaders-from-investors-on-a-sustainable-recovery-from-COVID-19.pdf (accessed 1 November 2020).

Various Signatories. (2020) Green Recovery: Reboot & Reboost Our Economies for a Sustainable Future: Call for Mobilisation. Available at: https://euase.net/wp-content/uploads/2020/04/Green-Recovery-Call-to-Action-Signatories.pdf (accessed 1 November 2020).

Various U.S. Corporations. (2020) Letter to Majority Leader McConnell, Speaker Pelosi, Leader Schumer, and Leader McCarthy, 21 July. Available at: https://www.mcdonalds.com/content/dam/gwscorp/nfl/homepage/ COVID_Packages_Renewable_Business_Letter_Final_07_21_20.pdf (accessed 2 November 2020).

Vivid Economics. (2020) Green Stimulus Index. Available at: https://www.vivideconomics.com/wp-content/ uploads/2020/04/200723-GreenStimulusIndex_web.pdf (accessed 8 August 2020).

World Bank. (2020) Pandemic, Recession: The Global Economy in Crisis. Available at: https://www.worldbank. org/en/publication/global-economic-prospects (accessed 30 July 2020).

World Health Organization. (2020) WHO Manifesto for a Healthy Recovery From COVID-19, 26 May. Available at: https://www.who.int/news-room/feature-stories/detail/who-manifesto-for-a-healthy-recovery-from-cov-id-19 (accessed 1 November 2020).

Zhou X., Moinuddin M. (2017) Sustainable Development Goals Interlinkages and Network Analysis: A Practical Tool for SDG Integration and Policy Coherence. IGES Research Report, Institute for Global Economic Strategies. Available at: https://www.iges.or.jp/en/pub/sustainable-development-goals-interlinkages/en (accessed 30 July 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.