Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ТРУДНОСТИ И РИСКИ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ТРУДНОСТИ И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАКРЫТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свистунов Василий Михайлович, Ковалева И.А., Лобачев Виталий Владимирович, Голышкова И.Н.

В статье сделан акцент на основных проблемах и рисках, связанных с глобальными процессами резкого перевода рядом стран мира процессов обучения в дистанционный формат в период пандемии COVID-19. Рассмотрены особенности трансформации традиционного образования с учётом новых требований, ранее базирующегося на принципах устойчивого развития. Обозначены проблемы внедрения онлайн-форматов, дистанционных технологий, цифровой образовательной среды, трудности и риски при вынужденном быстром переходе на онлайн-обучение. Сделан акцент на необходимости идентификации проблем цифрового и социального неравенства учащихся. Особое внимание уделено мерам по смягчению последствий дистанционного образования для социально незащищенных категорий учащихся, так как именно они столкнулись с серьезными препятствиями различного характера и оказались в зоне наибольшего риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свистунов Василий Михайлович, Ковалева И.А., Лобачев Виталий Владимирович, Голышкова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND EDUCATION: CHALLENGES AND RISKS

The article focuses on the main problems and risks associated with the global processes of abrupt transfer of learning processes to a distance format by several countries in the world during the COVID-19 pandemic. The features of the transformation of traditional education, considering new requirements, previously based on the principles of sustainable development, are considered. The problems of introducing online formats, distance technologies, digital educational environment, difficulties, and risks in the forced rapid transition to online learning are identified. The emphasis is placed on the need to identify the problems of digital and social inequality of students. Special attention is paid to measures to mitigate the consequences of distance education for socially unprotected categories of students, since they are the ones who faced serious obstacles of various types and found themselves in the zone of greatest risk.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ТРУДНОСТИ И РИСКИ»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ТРУДНОСТИ И РИСКИ

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND EDUCATION: CHALLENGES AND RISKS

ПОЛУЧЕНО 02.08.2021 ОДОБРЕНО 05.08.2021 ОПУБЛИКОВАНО 29.10.2021

СВИСТУНОВ В.М.

УДК 378.1 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-5-5-12

Д-р экон. наук, профессор кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

SVISTUNOV V.M.

Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Human Resource Management, State University of Management, Moscow

e-mail: personal .guu@mail .ru

КОВАЛЕВА И.А.

Канд. экон. наук, доцент кафедры международного производственного бизнеса, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

KOVALEVA I.A.

Candidate of Economic Sciences, Professor, Department of International Manufacturing Business, The State University of Management, Moscow

e-mail: personal .guu@mail .ru

ЛОБАЧЁВ В.В.

Канд. экон. наук, доцент кафедры международного производственного бизнеса, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

LOBACHEV V.V.

Candidate of Economic Sciences, Professor, Department of International Manufacturing Business, State University of Management, Moscow

e-mail: personal guu@mail ru

ГОЛЫШКОВА И.Н.

Старший преподаватель кафедры международного производственного бизнеса, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

GOLYSHKOVA I.N.

Senior Lecturer, Department of International Manufacturing Business, State University of Management, Moscow

e-mail: personal guu@mail ru

Аннотация

В статье сделан акцент на основных проблемах и рисках, связанных с глобальными процессами резкого перевода рядом стран мира процессов обучения в дистанционный формат в период пандемии COVЮ-19. Рассмотрены особенности трансформации традиционного образования с учетом новых требований, ранее базирующегося на принципах устойчивого развития. Обозначены проблемы внедрения онлайн-форматов, дистанционных технологий, цифровой образовательной среды, трудности и риски при вынужденном быстром переходе на онлайн-обучение. Сделан акцент на необходимости идентификации проблем цифрового и социального неравенства учащихся. Особое внимание уделено мерам по смягчению последствий дистанционного образования для социально незащищенных категорий учащихся, так как именно они столкнулись с серьезными препятствиями различного характера и оказались в зоне наибольшего риска.

Ключевые слова: пандемия COVЮ-19, дистанционное образование, последствия закрытия образовательных учреждений, проблемы и риски онлайн-обучения, устойчивое развитие, цифровые технологии образования.

Abstract

The article focuses on the main problems and risks associated with the global processes of abrupt transfer of learning processes to a distance format by several countries in the world during the COVID-19 pandemic. The features of the transformation of traditional education, considering new requirements, previously based on the principles of sustainable development, are considered. The problems of introducing online formats, distance technologies, digital educational environment, difficulties, and risks in the forced rapid transition to online learning are identified. The emphasis is placed on the need to identify the problems of digital and social inequality of students. Special attention is paid to measures to mitigate the consequences of distance education for socially unprotected categories of students, since they are the ones who faced serious obstacles of various types and found themselves in the zone of greatest risk.

Keywords: COVID-19 pandemic, distance education, consequences of closing educational institutions, problems and risks of online learning, sustainable development, digital education technologies.

введение

Общеизвестно, что уже около 20 лет в России вопросы, связанные с реализацией дистанционного образования, активно обсуждаются в обществе и анализируются экспертами, а некоторые из них изначально подвергались серьезной критике.

Одной из весомых причин глобального ускорения процессов внедрения цифровых технологий в образовательные процессы разных уровней стала пандемия СОУГО-19. По оценке ЮНЕСКО, сбой в функционировании систем образования затронул более 165 стран. Закрытие образовательных учреждений по всему миру коснулось в общей сложности более 1,52 млрд учащихся (87% мирового контингента учащихся) и более 200 млн педагогов. В разных странах эта динамика неравномерна. Так, в США закрытие учебных заведений затронуло более 60 млн учащихся, а в Испании — около 11 млн. Образовательные учреждения официально открытыми оставались только в 4 странах: Беларусь, Туркменистан, Таджикистан, Никарагуа.

Несмотря на бурное развитие цифровизации, 463 млн детей во всем мире не имели возможности учиться с применением современных электронных технологий. Основными причинами являются отсутствие интернета, компьютеров или их недостаточное количество в многодетных семьях. Наблюдались также проблемы в некоторых школах, которые не смогли организовать онлайн-обучение, лишив тем самым детей права на образование. Образовательные учреждения различных уровней столкнулись сегодня с ситуацией, когда «цифровое неравенство» учащихся приводит к возникновению риска неравенства в сфере образования. Цифровое неравенство разделило учреждения на три группы: полностью подготовленные к дистанционному обучению; неподготовленные, но быстро устранившие основные препятствия; неподготовленные, резко снизившие качество обучения.

методология

Вынужденный тотальный переход на дистанционный формат образования во всем мире стал очередным инициатором проведения научных исследований по изучению позитивных и негативных сторон этой формы обучения. Для понимания последствий и рисков такого внезапного вторжения дистанционного обучения в практику образовательных учреждений всего мира были проанализированы результаты внедрения дистанционных технологий обучения в ряде стран мира: России, Китае, США, Саудовской Аравии, Греции, Пакистане, Испании, Индии, в некоторых странах Африки.

В процессе исследования особое внимание было уделено опубликованным сведениям, содержащим информацию о влиянии пандемии СОУГО-19 на качество образования, а также учтены данные о ходе и результатах дистанционного обучения в этот период, размещенные на официальных сайтах ООН и ЮНЕСКО. Для проведения комплексного

анализа последствий и рисков дистанционного обучения в образовательных учреждениях различных уровней были взяты данные об учащихся школ Греции, колледжей России и Греции, а также университетов Китая, которые посещали онлайн-занятия в условиях пандемии СОУГО-19. Инструментами исследования были анкеты в виде онлайн-формы. В них сформулированы вопросы, направленные на выявление различного характера проблем в обучении, а также связанные с установлением степени вовлеченности студентов в учебный процесс, их удовлетворенностью качеством онлайн-обучения, наличием и сохранением интереса к онлайн-занятиям. Все данные для исследования собраны с марта по май 2020 года.

Во многих исследованиях, проведенных еще до начала пандемии СОУТО-19, отмечались преимущественно достоинства и положительные моменты дистанционного обучения, однако были и экспертные мнения, которые обращали внимание на серьезные проблемы и риски обучения с использованием электронных и цифровых технологий. Результаты глобального опыта дистанционного обучения подтвердили большинство этих выводов, а также дополнили их реальными практическими результатами.

Большинство недостатков дистанционного обучения проявились сразу и были отмечены учащимися, их родителями, педагогами, руководством учебных заведений, психологами и работодателями. Основными из них являются: отсутствие цифровых навыков у педагогов и руководителей образовательных учреждений, ограниченность существующих каналов передачи цифровой информации, неразвитость сетей передачи данных, невозможность обеспечить каждого учащегося персональным электронным устройством (компьютером, ноутбуком, планшетом и смартфоном), нехватка образовательного контента надлежащего качества. Низкий уровень цифровой грамотности части педагогов даже при наличии всей необходимой инфраструктуры и доступа к скоростному интернету не позволил качественно вести преподавание дисциплин дистанционно [8, 9]. Но есть и такие отрицательные последствия перехода на дистанционную форму получения знаний, которые по прогнозам исследователей дадут о себе знать в скором будущем.

результаты

Рядом исследователей был проведен экспресс-опрос различных групп участников образовательного процесса системы СПО, вынужденных в авральном режиме переходить на дистанционный формат [1]. Опрос отражает мнения (оценка — по шкале 0—3) респондентов об образовательном процессе в первые две недели после перехода на дистанционное обучение. Были проанализированы основные препятствия (барьеры), с которыми столкнулись участники образовательного процесса на начальном этапе перехода на дистанционный формат обучения. Результаты анализа представлены в таблице (0—1,5 — отсутствие барьеров; 1,5—2,5 — незначительные барьеры; 2,5—3,5 — существенные барьеры).

Таблица

Анализ препятствий для перевода учащихся на дистанционное обучение

№ Препятствия / Барьеры Первая неделя дистанционного обучения Вторая неделя дистанционного обучения

1 Общий дефицит времени 3 3

2 Отсутствие подготовленных онлайн-курсов 2,8 3,1 (+0,4)

3 Неспособность студентов к самоорганизации, самодисциплине и самоконтролю 2,8 2,8 (0)

4 Технические проблемы (нестабильный интернет, перегруз сервера, платформы онлайн-обучения) 2,8 2,6 (-0,2)

5 Неготовность педагогов к переходу на дистанционный формат обучения 2,6 2,6 (0)

6 Несовершенство материально-технической базы 2,4 2,6 (+0,2)

7 Недопонимание со стороны родителей студентов 2,4 2,6 (+0,2)

8 Проблемы с организацией управления переходом на дистанционное образование 2,3 2,4 (+0,1)

9 Дефицит федеральных нормативно-правовых актов 2,3 2,6 (+0,3)

10 Дефицит региональных нормативно-правовых актов 2,3 2,6 (+0,3)

11 Дефицит локальных нормативно-правовых актов 2,1 2,3 (+0,2)

12 Дефицит методических рекомендаций по реализации процесса перехода на дистанционный формат обучения 2,2 2,3 (+0,1)

Источник: составлено авторами на основе [1].

Результаты анализа показывают, что снизился субъективно и остро ощущаемый технический барьер — решена часть проблем с непостоянным интернет-соединением, перегрузкой компьютерных серверов и/или платформ для онлайн-обучения. Среди препятствий ярко выражены два момента: отсутствие разработанных онлайн-курсов и дефицит нормативно-правового обеспечения.

Нормативно-правовое обеспечение, прежде всего, должно быть направлено на решение таких вопросов, как обеспечение оплаты труда педагогов, занятых разработкой онлайн-курсов и реализацией дистанционного обучения, организация срочных курсов повышения квалификации преподавателей в области цифровой грамотности и формирование четкого регламента проведения занятий в новых условиях. Для технического сопровождения учебного процесса необходимо привлекать к работе по созданию онлайн-курсов квалифицированных 1Т-специалистов. Организация управления учебным процессом предполагает проведение контрольной экспертизы, регулярного тестирования, апробацию и внедрение разработанных и обновленных онлайн-курсов. Разработка полностью укомплектованных онлайн-курсов по образовательным программам является весьма длительным (до 1 года по каждому читаемому курсу) и дорогостоящим процессом (затраты на них выше, чем на обычные занятия, так как требуются специальные технологии и оборудование).

Некоторое «недопонимание» со стороны родителей студентов основывается на ряде аспектов: необходимость контроля, а иногда и мотивации деятельности студентов; частичная потеря интереса и рост утомляемости от дистанционного формата обучения в условиях самоизоляции, ощущение низкой эффективности онлайн-занятий; обеспокоенность родителей студентов выпускных курсов вопросами трудоустройства. Естественно, что острота ощущения этих

проблем со временем только усиливалась. Дефицит материально-технической базы — это, прежде всего, трудности с организацией различных видов практики в условиях режима самоизоляции, отсутствие специализированных программ, симуляторов и других подобных средств.

Таким образом, в процессе дистанционного обучения осознание проблемных моментов нарастает. Некоторые вопросы, такие как оплата труда педагогов и осуществление непрерывного контроля за самоорганизованностью обучающихся, решены достаточно быстро и эффективно. При этом проблемы с разработкой онлайн-курсов сопряжены со значительными затратами времени и средств, так как эти курсы требуют регулярного обновления. Стоит также отметить, что процесс обучения в онлайн-режиме требует от студентов систематической и непрерывной работы, поэтому большинство студентов все чаще начинают испытывать трудности с самодисциплиной. Появляется «эффект имитации» в выполнении заданий (списывание), учебная активность снижается. Эта проблема может быть решена установлением эффективной обратной связи со студентами и их родителями. Однако есть вопросы, которые в условиях дистанционного обучения решить практически невозможно — они касаются организации практики. Особо актуальна эта проблема при реализации программ среднего профессионального образования. Такие курсы необходимо отложить до возвращения к очному формату обучения.

По результатам исследования 273 иностранных студентов, обучающихся в университетах Китая, были выявлены следующие проблемы: трудности с концентрацией внимания, потеря мотивации, снижение социального взаимодействия, технические проблемы, сложности с получением практического опыта, информационная перегрузка и вызванные ею стрессы, академическая нечестность, нарушение привычного распорядка дня и затруднение в распределении времени, трудности в уточнении учебных заданий (задавать дополнительные вопросы, одновременно отвечать и читать сообщения). Больше 50% студентов считают, что дистанционное обучение менее эффективно, чем очное, по таким параметрам, как коммуникации, чувство общности, поощрение взаимодействия, помощь в усвоении и понимании учебного материала, удовлетворение индивидуальных потребностей. Около 10% студентов высказали противоположную точку зрения; 30% студентов отметили, что дистанционное обучение и очное эффективны в равной степени [11].

Большинство студентов активно участвовали в процессе дистанционных занятий: задавали вопросы —73,99%, отвечали на вопросы — 82,78%, участвовали в мероприятиях, предлагаемых педагогом, — 90,48%, общались со своими сверстниками — 61,17%.

Результаты исследования степени вовлеченности студентов в процесс обучения показали следующее: ждали следующего онлайн-занятия 31,5%, изучали дополнительные материалы после онлайн-занятия — 79,12%. Это говорит о том, что интерес и желание дальше обучаться в таком формате сохранялся. А вот 42,12% не участвовали бы в дистанционном обучении, если бы у них был выбор, и 20,88% опрошенных не изучали дополнительные материалы после онлайн-занятия. Личное общение было важным для 79,12% студентов.

Таким образом, студенты, получившие опыт дистанционного обучения, на вопрос о том, какой формат обучения они предпочли бы в будущем, ответили следующим образом [11]: очное обучение — 42,2%, онлайн-обучение — 10,99%, сочетание очного и онлайн-обучения — 46,89%. Эти результаты подтверждают, что большинству учащихся комфортно по-

лучать образование, используя традиционную форму обучения, другая часть предпочла бы смешанный формат.

В Греции в целях изучения опыта дистанционного обучения и его последствий был проведен опрос 462 старшеклассников и учащихся средних учебных заведений [14]. В результате было отмечено, что 33,5% учащихся полностью удовлетворены дистанционным форматом обучения. Из них 18,2% учащихся были заинтересованы в современном дистанционном обучении, 12,3% воспринимали асинхронное дистанционное обучение лишь как новый интересный подход, а 23,8% указали, что педагоги столкнулись с рядом проблем при переходе на дистанционный формат. 78,1% учащихся высказали негативное отношение к дистанционному обучению, а 13% хотели бы и далее обучаться в таком формате. И лишь 6,9% учащихся были удовлетворены качеством дистанционных занятий. 2,8% опрошенных предположили, что очное обучение может быть более совершенным за счет его дополнения дистанционными занятиями.

Таким образом, большинство студентов не были полностью удовлетворены дистанционным обучением и не желают его продолжения, так как не получали ожидаемой выгоды от него: не произошло совершенствования теоретических знаний; не возникло интереса ни к синхронному, ни к асинхронному дистанционному обучению; учебные материалы на онлайн-платформах не обновлялись, а их качество было низким; лабораторные онлайн-занятий были неэффективны. Также учащиеся отметили в качестве основного недостатка отсутствие традиционной классной доски.

Подведем итоги трех разных исследований. Несмотря на то, что страны, где они проводились, различаются и своей культурой, и уровнем развития, а учебные учреждения относятся к разным уровням образования, выявленные проблемы и риски дистанционного формата были схожими. Это позволило сделать общий вывод: пандемия COVID-19 оказала отрицательное воздействие на образование всех уровней (среднее, среднее профессиональное и высшее). В частности, общими негативными последствиями оказались: технические сбои, нестабильный и ограниченный доступ к интернету, недостаточно сформированная информационная и правовая среда, отсутствие цифровых навыков и опыта дистанционного преподавания и обучения, потеря рабочих мест, рост студенческой задолженности, отсутствие в некоторых местностях и странах необходимой инфраструктуры для внедрения тотального онлайн-обучения (часто — это нестабильность электроснабжения).

UNESCO Institute for Statistics отмечает, что закрытие образовательных учреждений не только влияет на всех участников образовательного процесса и их семьи, но и имеет отложенные экономические и социальные последствия. Обозначим некоторые социальные и экономические проблемы, которые были выявлены в первую очередь.

Во-первых, наличие цифрового разрыва, т.е. неравного доступа или отсутствие доступа к технологиям или/и ненадежное подключение к интернет-сети в процессе цифрового обучения. Как следствие, это приводило к возникновению и накоплению академической задолженности. В районах, где доступ к интернету ограничен, правительство использовало традиционные способы дистанционного обучения — сочетание теле- и радиопередач, распространение распечатанных учебных материалов.

Во-вторых, наличие неравного доступа к образовательным ресурсам. Прежде всего, речь идет о проблеме авторского права при реализации онлайн-обучения.

В-третьих, вопросы питания и отсутствия продовольственной безопасности. Во всем мире каждый девятый человек

недоедает, что вызывает истощение у 52 миллионов детей. По этой причине случается 45% всех детских смертей в возрасте до пяти лет (3,1 миллиона детей в год). Для 370 миллионов детей в 195 странах из семей, находящихся на грани бедности, бесплатные школьные завтраки и обеды были очень важны для полноценного питания учащихся. Лишь некоторые страны смогли не прерывать программы школьного питания, среди них была и Россия. 50 стран обеспечили детей питанием на дому разными вариантами: ежедневная доставка продуктов, распределение упакованных пайков из расчета на один месяц. 22 страны заменили школьные обеды ваучерами или наличными средствами.

В-четвертых, проблемы, связанные с уходом/присмотром за детьми. 60% родителей Великобритании, Германии, Италии, США, Франции вынуждены были тратить дополнительное время на домашние дела и уход за детьми (потерянное рабочее время оценивается примерно в 400 миллионов рабочих мест с полной занятостью). В ситуациях, когда дети оставались одни дома, возникал риск для их физического и психического здоровья.

В-пятых, возникновение проблем в сфере здравоохранения. Медицинские работники, из которых 70% женщин, были вынуждены делать выбор между уходом за детьми и профессиональными обязанностями.

В-шестых, качество жилой среды участников образовательного процесса. Не всегда и не у всех была возможность заниматься в тихом помещении (отдельной комнате). Поэтому возникали конфликты в семье, трудности с выполнением домашнего задания по причине отсутствия поддержки и помощи родителей. Кроме того, время, затрачиваемое на выполнение заданий в онлайн-режиме в среднем увеличилось на 15 минут, что провоцировало рост психологической нагрузки.

Несмотря на научно-технический прогресс, 10% населения в мире продолжают жить в бедности и бороться за удовлетворение основных потребностей, в том числе и за доступ к образованию. Исследование ООН, опубликованное в сентябре 2020 г., показало, что за несколько месяцев из-за пандемии COVID-19 бедность увеличилась на 7%. При этом самыми не защищенными от вышеперечисленных проблем оказались именно дети из неблагополучных семей, обучение которых было прервано, питание нарушено, возникли трудности в уходе/присмотре за ними и т.п. Результаты исследования Studi Economici DeП'Ocse доказывают, что успеваемость в школе во многом определяется уровнем установления и поддержания тесных отношений с педагогами, особенно это важно для учащихся из неблагополучных семей. Некоторые работающие родители вынуждены были пропускать работу, чтобы заботиться о своих детях. Это приводило к потере заработной платы и отрицательно сказывалось на производительности труда. Кроме того, очевидной стала проблема отсутствия образования у родителей, и, как следствие, невозможность оказать помощь детям в освоении новых тем или выполнении домашних заданий.

Красноречивым является конкретный пример такой уязвимости и незащищенности учащихся в Греции. С 2011 г. Греция находится в состоянии финансового кризиса, поэтому некоторые учащиеся еще до пандемии COVID-19 относились к незащищенной категории по причине их социально-экономического, семейного или этнического статуса. Очевидный разрыв грамотности уже присутствовал. Кроме того, в рейтинге ЕС по уровню цифровизации страна находится на одном из последних мест. В этих условиях беспрепятственный удаленный доступ к школе невозможен, поэтому такие учащиеся были вообще исключены из системы образования. По сути, это вынужденное преждевременное

окончание обучения [13]. Основные причины этого: отсутствие технологической инфраструктуры и доступа к интернету; отсутствие цифровых навыков и места для учебы. Последствия для тех, кто бросил школу, проявятся не сразу, но они очевидны в будущем: низкий уровень заработка, высокий уровень безработицы, ограниченные возможности, низкая самооценка. В целом для общества это означает снижение производительности и потерю конкурентоспособности на мировом рынке.

Моделирование последствий закрытия школ в развивающихся странах на три месяца показало следующие результаты: в 3-м классе 72% учащихся отстанут так, что к 10-му классу бросят учебу или будут неспособны обучаться в школе. Образовательные потери ожидаются значительными и проявляются в снижении среднего уровня знаний и росте числа учащихся с низким уровнем успеваемости. Грамотность учащихся с уровнем ниже базового — около 25%, разрыв в социально-экономических навыках увеличится до 30%, а во многих странах (Африка к югу от Сахары, Гаити, Иордания, Непал, Пакистан) — до 50%. Естественно, что неравенство в уровне образования порождает тенденцию к изменению экономического положения домохозяйств. Ожидается, что миллионы людей окажутся в условиях крайней нищеты.

Проблемы затронули и детей дошкольного возраста в результате закрытия детских садов. Скорость улучшения навыков чтения у детей детских садов в США снижена на 66%, а уровень грамотности — в среднем на 31%. Несколько месяцев дети были лишены возможности находиться в развивающей среде, что, несомненно, повлияет на их будущую способность быстро адаптироваться и социализироваться.

Таким образом, пандемия COVID-19 спровоцировала усугубление проблемы неравенства в сфере образования, сделав еще более уязвимыми детей и молодежь из неблагополучных семей, а в некоторых случаях лишив их возможности продолжать дальнейшее обучение из-за отсутствия ресурсов и доступа к технологиям. Например, в Бразилии очень ограниченный доступ к интернету, поэтому некоторые учебные заведения приостановили свою деятельность.

В условиях цифровизации особую роль играет человеческий фактор. Тенденция переключения акцента на управление талантами требует наличия у персонала уникальных характеристик, навыков и компетенций в конкретной сфере деятельности [12]. Обеспечение качественного образования является четвертой целью устойчивого развития. Именно образование следует рассматривать как всемирное благо, являющееся движущей силой прогресса и необходимым условием достижения всех 17 целей в области устойчивого развития. Отнять у человека право на образование означает лишить его всех остальных прав.

Довольно нелегкой для исполнения задачей является финансирование образования. Так, дефицит на начало 2020 г. в странах с низким уровнем доходов и с доходом ниже среднего составлял около 148 миллиардов долларов США. Дополнительные расходы из-за закрытия школ в связи с пандемией COVID-19 привели к росту дефицита финансирования до одной трети (до 200 миллиардов долларов США в год). Предполагаемое сокращение финансирования развития образования противоречит указу Президента РФ о том, что по качеству образование на территории РФ должно войти в ТОП-10 мировой рейтинга.

Наличие цифрового разрыва, заметных различий в развитии технологической инфраструктуры и уровне цифровой грамотности учащихся характеризуется значительным разбросом значений показателя внедрения дистанционных технологий в процесс образования в разных странах. В стра-

нах с относительно высоким уровнем дохода в дистанционном формате имеют возможность заниматься до 85% учащихся, а в странах с низким уровнем дохода — не более 50%.

Также в период пандемии стала актуальной проблема снижения академической мобильности студентов. Около 5 миллионов студентов получают образование за рубежом: часть из них была эвакуирована домой, а часть осталась в чужой стране. Таким студентам была необходима информационная и финансовая поддержка. США, Великобритания и Австралия такую поддержку иностранным студентам оказывали напрямую, ведь бюджет этих университетов на 20% состоит из средств, полученных от иностранных студентов за свое обучение. В странах Африки студентам предоставляли компьютеры на безвозмездной основе или «взаймы»; в Таиланде 52 университета и несколько университетов в ОАЭ снизили плату за обучение, а лучшим студентам предлагали материальную поддержку в виде стипендии. Педагоги также нуждались в технической поддержке. Российские учебные заведения предоставляли во временное пользование ноутбуки, безлимитный доступ к платформам Zoom и Webinar.

В этот период повысилась онлайн-мобильность учащихся. Около 40% мобильных студентов пересмотрели планы и выбрали образовательные онлайн-программы. Академические обмены были приостановлены, а международные научные конференции отложены или перенесены в онлайн-формат.

Отдельной проблемой является оценка успеваемости учащихся. Возможных вариантов ее решения было несколько. Пересмотрены методики оценки: онлайн-тестирование для проведения экзаменов и выявления пробелов, опросы с использованием мобильных телефонов. В ряде случаев полностью отказались от оценки, а в некоторых случаях принято решение о переносе аттестации на более поздний срок.

Организация дистанционных садов для детей от 3 до 6 лет — более сложная задача. Некоторые страны организовали виртуальные детские сады. В России примером такого успешного проекта можно назвать проекты «Страна чудес» и «Детский сад с доставкой на дом».

Еще одна проблема, с которой столкнулись образовательные учреждения, организация инклюзивного дистанционного образования. Для его успешной реализации необходимо специальное оборудование, вспомогательные устройства и особые приспособления. Требуется также проработка функций доступа инвалидов к учебным материалам: видео с сурдопереводом, речевое сопровождение, упрощенный текст.

Проблема эмоционального компонента обучения всегда была актуальной для дистанционного формата. Отсутствие эмоционального контакта обычно приводит к потере интереса, снижению мотивации и профессиональному выгоранию. Только интерес может активизировать процесс обучения, сделав его максимально эффективным, так как является самым сильным мотивирующим фактором. На многих онлайн-платформах дистанционного обучения занятия проводятся без учета культурных, социальных и эмоциональных особенностей учащихся. Культурная грамотность онлайн-педагога является важным требованием. Внедрение концепции SEL (социально-эмоциональное обучение) в он-лайн-образование является важным аспектом реализации эффективного дистанционного обучения во время закрытия школ из-за пандемии, позволяющим развивать социальную и эмоциональную компетентность и интеллект [10]. Данная концепция основана на применении пяти принципов: самосознание учащихся, самоуправление, социальная осве-

домленность, навыки взаимоотношений и ответственное принятие решений. Все это в совокупности формирует навыки, необходимые для трудоустройства, и готовность строить карьеру. Например, навыки слушания и принятия ответственных решений, а также конструктивная обратная связь гарантируют учащимся и педагогам эффективную среду для обучения. В решении проблемы ментального здоровья отстают Россия и Китай.

обсуждения

Эксперты подчеркивают, что применение цифровых технологий обучения улучшает взаимодействие между педагогами и учащимися, позволяя использовать максимальное количество дополнительных внешних ресурсов. Кроме того, это способствует развитию креативности, познавательной мотивации и интереса, возможности формирования индивидуальной траектории обучения и получения дополнительных компетенций на курсах, как на базе международных платформ (Coursera, Khan Academy, Udemy, edX, Future-Learn), так и на российской университетской платформе онлайн-образования openedu.ru [5].

В первую очередь, эффективность дистанционного обучения зависит от самого учащегося — его самодисциплины и умения нести ответственность за результаты своего обучения. Но при этом дистанционное обучение не всегда может гарантировать качественное образование. Качество предоставляемого контента, наличие оборудованного компьютерной техникой рабочего места учащегося, организация тьюторского сопровождения, ресурсы электронной информационно-образовательной среды и методические рекомендации по работе с ними — все это в комплексе влияет на эффективность онлайн-обучения [3].

Общими положительными сторонами в дистанционном обучении считаются доступность, гибкость, более полный охват желающих пройти обучение по конкретной образовательной программе и высокая интерактивность процесса.

Рассматривая отрицательные аспекты, в первую очередь отмечается отсутствие психолого-педагогической концепции цифрового обучения, что обычно вызывает сопротивление процессам цифровизации обучения со стороны учителей и преподавателей старшего поколения. Педагогами отмечается серьезный недостаток в передаче информации: используя лишь электронные и цифровые технологии, невозможно передать смысл и значение. Слушатели получают лишь знания и компетенции, поэтому взаимодействие на цифровом уровне ведет к речевой деградации, и как следствие, возникает риск деградации мышления. Кроме того, невозможно реализовать воспитательные функции. Вызывает сомнение и реализация принципа индивидуализации развития — становление индивидуальности каждого участника образовательного процесса через общение с другими участниками. Когда преподаватель и учащийся не видят друг друга как личность, невозможно учитывать достоинства и недостатки, жизненные ситуации и особенности подачи и усвоения информации, нельзя применить индивидуальный подход [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часто аналитики в своих исследованиях отмечают риск потери когнитивных компетенций, а также снижение уровня общей подготовки и фундаментальности образования в целом. Образование рассматривается как услуга, т.е. трансформируется требование к компетенции педагогов. Акцент делается не на интеллектуальные возможности специалиста, а на технологические, педагог — «публичная модель». Как следствие, повышается эмоционально-психологическая нагрузка, нарастает информационный стресс, увеличивается число конфликтов. Как следствие, возникает риск снижения

контингента обучающихся, ухода высококвалифицированных педагогов и лучших студентов в зарубежные университеты. При этом необходимость формирования и совершенствования цифровых навыков у участников дистанционного обучения постоянно присутствует [7].

Особенно негативно эксперты относятся к обучению в дистанционном формате для учеников начальных классов, так как в этом возрасте особенно важны коммуникативные практики и взаимодействие всех участников процесса обучения. В результате возникают проблемы социализации. Кроме этого, именно в этом сегменте у учеников и учителей недостаточно опыта использования электронных и цифровых технологий в учебном процессе. Большие затраты времени уходят на поиск, установку, внедрение и освоение нового программного и технического обеспечения. В то же время аналогичные затраты на создание цифрового образовательного продукта могут стать напрасными, так как современные темпы развития цифровых технологий в сфере образования ведут к быстрой потере актуальности и снижению качества его контента [4].

Кроме того, часто обозначают следующий ряд проблем дистанционного обучения:

- на качество образования влияют заявленные ценности, которые не всегда совпадают с ожиданиями;

- содержание курса для некоторых образовательных программ необходимо дорабатывать, учитывая требования международных стандартов;

- недостаточная квалификация персонала для некоторых курсов;

- финансовые проблемы: учебным организациям требуются средства для реализации образовательных программ, оплаты труда педагогов и других специалистов, приобретения технического оборудования, содержания библиотек и лабораторий;

- отсутствие или дефицит программно-технических средств для формирования электронно-образовательной среды (компьютеров, проекторов), материалов для видеоконференций и т.п.;

- необходимость оказания помощи и поддержки нуждающимся студентам, как со стороны учебных заведений, так и со стороны государства.

Таким образом, исследования в области дистанционного образования до пандемии СОУГО-19 также демонстрируют положительные и отрицательные моменты. Это подтверждает мнение о том, что его эффективность не может быть гарантированно высокой, так как применение дистанционного формата в качестве единственного варианта обучения зависит от многих факторов и требует устранения многих препятствий.

Анализ результатов тотального применения дистанционного формата, как единственно возможного варианта, учебными заведениями разных уровней подтвердил, что проблем достаточно много, но большинство из них решены достаточно быстро. Пандемия оказалась хорошим катализатором цифрового прогресса в образовании, дав возможность всем участникам процесса обучения получить ценный опыт и новые компетенции в области использования цифровых технологий и пересмотреть требования к организации своей профессиональной деятельности.

заключение

Пандемии СОУГО-19 продиктовала всему миру необходимость внедрения дистанционного формата в сферу образования, сделав его единственной возможностью продолжить обучение в этот непростой период. В целом дистанционное обучение имеет много положительных моментов, особенно

если используется как хорошо подготовленный дополнительный ресурс. В то же время вынужденная повсеместная замена очного формата обучения на дистанционный вызвала эффект «увеличительного стекла» для неравенств. Именно дистанционный формат обучения продемонстрировал неодинаковые возможности населения разных стран, выявив серьезные проблемы, которые в будущем грозят масштабными последствиями нарушения планов устойчивого развития. В некоторых случаях неравенства всех участников образовательного процесса дополняли друг друга: техническое неравенство учебных заведений усиливалось неравенством персональных технических возможностей и компетентностным цифровым неравенством педагогов и учащихся.

Правительства всех стран должны направить максимальные усилия на то, чтобы дети не были исключены из системы образования. Для этого необходимо систематическое проведение своевременного мониторинга для выявления проблем: проверка качества предоставляемых учебных материалов и полученных знаний, контроль посещаемости, поддержание формирования социальных навыков и эмоционально-психологического баланса [6].

Высокая степень вовлеченности учащихся в дистанционный формат обучения является самым важным условием академической успеваемости. В немалой степени это зависит от качества учебного контента и наличия и качества технических средств у учащихся, а также от выбранной платформы обучения.

Некоторые университеты столкнулись с проблемой невозможности перевода в дистанционный режим конкретных дисциплин, относящихся к медицинским и инженерным наукам и предполагающих выполнение лабораторных работ и работу в команде. Это привело к необходимости пересмотра учебных планов. Часть учебных заведений была вынуждена временно приостановить работу по причине отсутствия нужной инфраструктуры и информационных технологий. Большинство университетов транслировало записанные лекции и организовало работу с онлайн-плат-формами. Поэтому первоочередной задачей становится необходимость восполнения упущенных (недополученных) знаний при возврате к очному обучению.

Важнейшей задачей было и остается обеспечение равного доступа к качественному образованию. Пандемия спровоцировала образовательный кризис в некоторых странах. Самыми уязвимыми оказались учащиеся из семей с низким социально-экономическим статусом. Социально-экономический и цифровой разрывы стали более очевидны. Педагоги не всегда могут на расстоянии осуществлять мониторинг неравенства учащихся. Естественно, академическая успеваемость в дистанционном формате обучения будет гораздо выше у тех, кто обладает личным техническим устройством, свободным доступом к интернету, личным пространством для участия в онлайн-занятиях и выполнения заданий. Для ребенка важно и наличие родителей, готовых и способных оказать помощь в освоении учебной программы, благополучной семейной среды, хороших жилищных условий.

Отдельно следует отметить положительный тренд, проявившийся в период пандемии: усиление темпов внедрения инноваций в сферу образования. Под эгидой ЮНЕСКО разработан ряд решений для дистанционного обучения. Правительства разных стран оперативно среагировали и приняли своевременные меры для организации непрерывного учебного процесса в образовательных учреждениях. Применялись новаторские подходы в предоставлении учебных материалов. Образовательные онлайн-платформы продолжают трансформироваться в экосистему сервисов.

литература

1. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 6-33.

2. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2019. — № 1 (6). — URL: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 18.10.2021).

3. Голышкова И.Н. Анализ ключевых составляющих модели «цифровой университет» // E-Management. — 2020. — Т. 3. — № 3. — С. 53-61

4. Ильюшенко Н.С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции. — Москва: ИПМ им. М.В. Келдыша. — 2019. — С. 215-225.

5. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. — 2019. — Т 15. — № 4. — С. 815-824.

6. Ковалева И.А., Канке А.А., Мозговой А.И. Управление человеческими ресурсами через призму глобальных трансформационных изменений // Вестник МГПУ. — 2021. — № 1. — С. 71-86.

7. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2019. — Т. 25. — № 2. — С. 84-88.

8. Человеческие ресурсы цифровой экономики: формирование, развитие, использование: колл. монография. — М., ГУУ — 2020. — 215 с.

9. Kanke Alla A., Morozova Natalia I. & Tinyakova Vikto-riya I. (2021). Restarting the Education Model in the Digital Economy // Studies in Systems, Decision and Control. 2021. T. 314. P. 1043-1051. DOI: 10.1007 / 978-3-030-56433-9_109.

10. Katzman, N. & Stanton, M. (2020). The Integration of Social Emotional Learning and Cultural Education into Online Distance Learning Curricula: Now Imperative during the COVID-19 Pandemic. Creative Education, 11, 1561-1571. DOI: 10.4236/ce.2020.119114.

11. Komolafe, B., Fakayode, O., Osidipe, A., Zhang, F. & Qian, X. (2020). Evaluation of Online Pedagogy among Higher Education International Students in China during the COVID-19 Outbreak. Creative Education, 11, 2262-2279. DOI: 10.4236/ ce.2020.1111166.

12. Sharipov F.F., Krotenko T.Y. & Dyakonova M.A. (2021) Talent Management: Needs and Prospects for Business Development in the Digital Economy. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V. (eds.) Digital Economy and the New Labor Market: Jobs, Competences and Innovative HR Technologies. IPM 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 161. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-60926-9_65

13. Tsolou, O., Babalis, T. & Tsoli, K. (2021). The Impact of COVID-19 Pandemic on Education: Social Exclusion and Dropping out of School. Creative Education, 12, 529-544. DOI: 10.4236/ce.2021.123036.

14. Vlassopoulos, G., Karikas, G., Papageorgiou, E., Psaromiligos, G., Giannouli, N. & Karkalousos, P. (2021). Assessment of Greek High School Students towards Distance Learning, during the First Wave of COVID-19 Pandemic. Creative Education, 12, 934-949. DOI: 10.4236/ce.2021.124067.

references

1. Blinov V.I., Sergeev I.S., Esenina E.Yu. Vnezapnoe distan-tsionnoe obuchenie: pervyy mesyats avrala (po rezul'tatam ekspress-issledovaniya i ekspress-oprosa) [Sudden distance learning: the first month of an emergency (according to the results of an express research and an express survey)]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Professional education and the labor market]. 2020, I. 2, pp. 6—33.

2. Verbitskiy A.A. Tsifrovoe obuchenie: problemy, riski i per-spektivy [Digital Learning: Problems, Risks and Prospects]. Elektronnyy nauchno-publitsisticheskiy zhurnal "Homo Cybe-rus" [Electronic scientific journal "Homo Cyberus"]. 2019, I. 1 (6). Available at: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019 (accessed 18 October 2021).

3. Golyshkova I.N. Analiz klyuchevykh sostavlyayushchikh modeli «tsifrovoy universitet» [Analysis of the key components of the digital university model]. E-Management [E-Management]. 2020, V. 3, I. 3, pp. 53-61.

4. Il'yushenko N.S. Digital learning: Perspektivy i riski tsifrovogo povorota v obrazovanii [Digital learning: Prospects and risks of the digital turn in education]. Proektirovanie budushchego. Problemy tsifrovoy real'nosti: trudy 2-y Mezhdunarodnoy kon-ferentsii [Designing the future. Problems of Digital Reality: Proceedings of the 2nd International Conference]. Moscow: IPM im. M.V. Keldysha Publ. 2019, pp. 215-225.

5. Klimov A.A., Zarechkin E.Yu., Kupriyanovskiy V.P. O tsifrovoy ekosisteme sovremennogo universiteta [On the digital ecosystem of a modern university]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education]. 2019, V. 15, I. 4, pp. 815-824.

6. Kovaleva I.A., Kanke A.A., Mozgovoy A.I. Upravlenie che-lovecheskimi resursami cherez prizmu global'nykh transformat-sionnykh izmeneniy [Human resource management through the prism of global transformational changes]. Vestnik MGPU [Vestnik MGPU]. 2021, I. 1, pp. 71-86.

7. Strekalova N.B. Riski vnedreniya tsifrovykh tekhnologiy v obrazovanie [Risks of introducing digital technologies into edu-

cation]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya [Bulletin of Samara University. History, pedagogy, philology]. 2019, V. 25, I. 2, pp. 84-88.

8. Chelovecheskie resursy tsifrovoy ekonomiki: formirovanie, raz-vitie, ispol'zovanie [Human resources of the digital economy: formation, development, use]. Moscow, GUU Publ., 2020. 215 p.

9. Kanke Alla A., Morozova Natalia I. & Tinyakova Vikto-riya I. (2021). Restarting the Education Model in the Digital Economy // Studies in Systems, Decision and Control. 2021. V. 314. P. 1043-1051. DOI: 10.1007 / 978-3-030-56433-9_109.

10. Katzman, N. & Stanton, M. (2020). The Integration of Social Emotional Learning and Cultural Education into Online Distance Learning Curricula: Now Imperative during the COVID-19 Pandemic. Creative Education, 11, 1561-1571. DOI: 10.4236/ce.2020.119114.

11. Komolafe, B., Fakayode, O., Osidipe, A., Zhang, F. & Qian, X. (2020). Evaluation of Online Pedagogy among Higher Education International Students in China during the COVID-19 Outbreak. Creative Education, 11, 2262-2279. DOI: 10.4236/ ce.2020.1111166.

12. Sharipov F.F., Krotenko TY & Dyakonova M.A. (2021). Talent Management: Needs and Prospects for Business Development in the Digital Economy. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V. (eds.) Digital Economy and the New Labor Market: Jobs, Competences and Innovative HR Technologies. IPM 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 161. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-60926-9_65

13. Tsolou, O., Babalis, T. & Tsoli, K. (2021). The Impact of COVID-19 Pandemic on Education: Social Exclusion and Dropping out of School. Creative Education, 12, 529-544. DOI: 10.4236/ce.2021.123036.

14. Vlassopoulos, G., Karikas, G., Papageorgiou, E., Psaromili-gos, G., Giannouli, N. & Karkalousos, P. (2021). Assessment of Greek High School Students towards Distance Learning, during the First Wave of COVID-19 Pandemic. Creative Education, 12, 934-949. DOI: 10.4236/ce.2021.124067.

Уайзман Л.

вдохновители. как стать лидером, способным усилить команду

М.: Альпина Паблишер, 2020, 464 с.

Есть два типа лидеров — Вдохновители и Подавители. Под влиянием первых сотрудники загораются энтузиазмом, погружаются в состояние потока и работают с полной отдачей. Они не боятся сложных задач и ошибок, потому всегда найдут понимание и поддержку у своего руководителя. Лидеры-Подавители добиваются своего путем самоутверждения, манипулирования и агрессии. Они строят работу на страхе, принуждении и беспрекословном подчинении. Такая схема истощает возможности и интеллект работников, исключает профессиональный рост и убивает желание делать что-то на благо компании. Как определить, какой вы лидер? Как стать Вдохновителем? Как измениться, если вы Подавитель? Как противостоять Подавителю, если вы работаете под его началом?

Проанализировав опыт 150 известных современных руководителей — в их числе Стивен Спилберг, Генри Киссинджер, Лутц Зиоб (Microsoft), Мег Уитмен (eBay, Hewlett-Packard), Джон Хоук (Nike Inc.), — Лиз Уайзман, эксперт по лидерству, дает исчерпывающие ответы на эти вопросы. В книге есть пошаговая стратегия Вдохновителей, реальные примеры, задачи, советы и кейсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.