Научная статья на тему 'Устойчивое развитие горных поселений территории района города Сочи'

Устойчивое развитие горных поселений территории района города Сочи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПИЛОТНЫЕ ГОРНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SPATIAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PILOT MOUNTAIN SETTLEMENTS / CLUSTER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Козельцев Михаил Львович, Рыбакова Марина Владимировна, Щукина Маргарита Юрьевна

В статье на основе социологического исследования изучаются возможности устойчивого развития пилотных горных поселений района г. Сочи в связи с проведением XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the base of sociologic research the article considers sustainable development strategy of mountain settlements in Sochi region in connection with the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games-2014 in Sochi.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие горных поселений территории района города Сочи»

Cqimqmm

Михаил КОЗЕЛЬЦЕВ, Марина РЫБАКОВА, Маргарита ЩУКИНА

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ГОРОДА СОЧИ

В статье на основе социологического исследования изучаются возможности устойчивого развития пилотных горных поселений района г. Сочи в связи с проведением XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г.

On the base of sociologic research the article considers sustainable development strategy of mountain settlements in Sochi region in connection with the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games-2014.

е

в

Ключевые слова:

устойчивое развитие, устойчивое развитие территории, пилотные горные поселения, территориальный кластер; sustainable development, spatial sustainable development, pilot mountain settlements, cluster.

оздание условий для устойчивого развития территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, обеспечивающей эффективное использование потенциала развития страны. Повестка дня на XXI в., принятая в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, отражает глобальное соглашение о политических обязательствах в отношении сотрудничества ряда стран по вопросам развития и охраны окружающей среды, которое направлено на соблюдение принципов устойчивого развития.

Устойчивое развитие предполагает принятие сбалансированных решений с учетом последствий их реализации в таких взаимозависимых сферах, как общество, экономика и природная среда. Международное олимпийское движение разделяет принципы устойчивого развития и инициирует ряд гуманитарных программ, в частности по просвещению и образованию населения в области охраны окружающей среды и спорта.

Разработка местной Повестки дня XXI века является важной частью Заявочной книги Оргкомитета «Сочи 2014» и содержит программу действий в области устойчивого развития.

Основными индикаторами устойчивого развития территорий являются: экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность. Формирование модели устойчивого развития территорий также включает комплекс предупредительных и компенсационных мер и реализацию программ по снижению риска текущих преобразований. В этой связи масштабные проекты должны сопровождаться значимыми инвестициями в развитие человеческого капитала для создания благоприятных условий адаптации местного населения к происходящим переменам.

Реализацию программы Повестки дня XXI века для устойчивого развития горных поселений определяют значимые государственные преобразования, проводимые в рамках подготовки к Олимпийским играм «Сочи-2014». С одной стороны, их целесообразность трудно отрицать. С другой стороны, реализация крупных проектов по преобразованию инфраструктуры приводит к изменению качества жизни населения г. Сочи и прилегающих горных территорий.

В Повестке дня XXI века для устойчивого развития пилотных горных поселений важным этапом стало проведение социологического исследования1. Объектами исследования выступили 3

КОЗЕЛЬЦЕВ Михаил Львович — к.э.н.; директор Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ; исполнительный директор РРЭЦ

РЫБАКОВА

Марина

Владимировна — д.соц.н., профессор; заведующий кафедрой государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды РХТУ им. Д.И. Менделеева гуЪако\аш\2005@ yandex.ru

ЩУКИНА Маргарита Юрьевна — аспирант факультета государственного управления МГУим. М.В. Ломоносова; заведующий лабораторией кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития»

1 В ходе анкетирования всего было опрошено 618 чел. из 3 пилотных горных поселений. Выборка квотная.

горных поселения Краснодарского края поселкового округа Адлерского района г. Сочи: Черешня, Эстосадок и Галицино. Необходимость развития поселений во многом обусловлена их социальноэкономическим положением, которое характеризуется рядом проблем, таких как бедность, культурная и экологическая деградация, депопуляция, недостаточное медицинское обслуживание, миграционные проблемы, слабое развитие инфраструктуры и т.д. Необходима четкая оптимизированная стратегия развития, позволяющая направить финансовые, интеллектуальные и другие виды ресурсов государственного и частного сектора на становление благоприятной социально-экономической ситуации этих поселений.

Основной целью проекта явилась разработка программы развития горных поселений Сочи с учетом их региональной, природной, социально-экономической и этнокультурной специфики. Разработка подобной программы имеет локальный характер и предполагает вовлечение местных жителей в ее составление и реализацию и их прямое участие. Данный подход позволяет осуществить процесс принятия решений не по классической схеме «сверху вниз», действующей в рамках существующего государственного управления, а по альтернативной — «снизу вверх», приме -няемой для повышения степени участия населения в процессе местного самоуправления. Проведенное социологическое исследование способствовало реализации двух важных задач: выявить реальные проблемы и угрозы для местного населения и повысить его потенциал в принятии самостоятельных решений на уровне местного самоуправления. Повышение активности жителей и усиление роли местного самоуправления являются необходимыми условиями последующего выполнения местной Повестки дня XXI века.

Выбор пилотных горных поселений осуществлялся по следующим критериям:

1) ценность прилегающей территории с позиций сохранения природного и культурного наследия и наличие жизнеспособного социально активного населения;

2) благоприятное соотношение трудоспособного населения в социальной структуре — не менее 30% к общей численности;

3) наличие детей и подростков в возрасте

до 18 лет и соответствующей инфраструктуры для их всестороннего развития;

4) реальное воздействие процесса подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи на жизненный уклад жителей поселений, их культурные и национальные традиции;

5) готовность органов местного самоуправления и местных жителей интегрироваться в процесс преобразований, реализуемых в связи с проведением Олимпийских игр.

Пилотные горные поселения относятся к разным сельским округам: п. Эстосадок

— к Краснополянскому, п. Черешня

— к Нижнешиловскому, п. Галицыно

— к Молдовскому сельскому округу. Демографические характеристики местного населения выбранных горных поселений данных сельских округов указывают на их этническую неоднородность. По этническому составу население распределяется следующим образом: п. Эстосадок: эстонцы — 42%, русские — 32%, украинцы

— 14%, армяне — 11%; п. Черешня: армяне

— 68%, русские — 32%; п. Галицино: русские — 58%, греки — 28%, украинцы — 4%, армяне — 1%!. Опыт построения программ устойчивого развития территорий показывает, что разнообразие этнического состава жителей при отсутствии серьезных противоречий между ними основывается на принципе комплиментарности, когда каждый этнос вносит в жизнедеятельность всего поселения свой особый вклад, приумножая совокупный доход и обогащая единое культурное наследие. Этническое разнообразие жителей, проживающих на одной территории, является важным фактором формирования ее устойчивого развития. В 3 поселениях складывается достаточно благоприятная атмосфера общения представителей разных национальностей, совместно проживающих на одной локальной территории. На вопрос: «Сталкиваетесь ли Вы с неприязнью между представителями разных национальностей, проживающих в вашем поселении?» — большинство ответили отрицательно (п. Черешня — 92,9%, п. Эстосадок

— 80,8%, п. Галицино — 88,1%). Среди возможных причин возникающих противоречий жители выделили культурные различия (п. Черешня — 44% , п. Эстосадок

1 Данные по демографической характеристике жителей поселений предоставлены администрацией г. Сочи.

мы едва сводим кониы с концами, нам не хватает денег на даже еду

денег на еду нам хватает, но покупка одежды вызывает затруднение

доходов хватает только на еду и одежду, покупка вешен длительного пользования для нас труднодоступна

для нас приобретение вешен длительного пользования не проблема, а вот действительно дорогие веши - машина, дача-сложны для приобретения

мы в настоящий момент можем сеое позволить приобрести все, что хочется

13 6%

Ш Г алнинно В Эстосадок И Черешня

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок 1. Оценка материального положения жителей пилотных горных поселений района г. Сочи

— 42,9%, п. Галицино — 29,2%). Во многом результат такого распределения еще раз подчеркивает возможность проживания различных национальностей на одной локальной территории и взаимодействия друг с другом на основе указанного выше принципа комплиментарности при условии толерантных отношений между представителями разных культур.

Важную роль в устойчивом развитии территории играет потенциал экономического развития, на который оказывает влияние множество факторов. В целом, в изучаемых поселениях на данный момент отмечается невысокий потенциал экономического развития, складывающийся из низких доходов на душу населения, сезонного характера работы и ограниченного спроса на рабочую силу, проблем с развитием инфраструктуры. Решающим фактором является и низкий уровень образования трудоспособного населения, мешающий успешно диверсифицироваться на рынке труда. Лишь небольшая часть опрошенных в 3 поселениях имеют высшее образование и более половины — общее среднее и среднее профессиональное образование.

Структуру дохода местных жителей преимущественно составляет заработная плата — 63%, а совокупный доход от продажи сельскохозяйственной продукции и оказания туристических услуг — всего около 10%. Это обстоятельство является свидетельством того, что для местного трудоспособного населения в настоящее время предпочтительнее работать по найму, чем увеличивать долю своего подсобного хозяйства. Сезонный характер работы местного населения вынуждает их выезжать на заработки в экономически более благоприятные районы. С позиций устойчивого развития необходимо создавать такие формы занятости, которые позволят местному населению получать достойный заработок недалеко от места своего проживания.

Диаграмма, отражающая материальное положение жителей 3 горных поселений района г. Сочи, приведена на рис. 1.

Исторически экономическая деятельность 3 горных поселений была связана в большей степени с сельским хозяйством и туризмом. Исследование сфокусировало интерес жителей на будущем раз-

туризм

сельское

хозяйство

туризм сельское хозяйство

82,2%

ЕЗ Галицино И Э стосадок И Черешня

0%

20%

40%

60%

80%

1 00%

Рисунок 2. Перспективы развития отраслей хозяйства пилотных горных поселений района г. Сочи

витии горных поселений именно в этих направлениях. Стоит отметить, что желания жителей близки к представлениям глав администраций поселковых округов о будущем развитии поселений.

Из диаграммы, представленной на рис. 2, следует, что жители п. Эстосадок связывают перспективы своего развития преимущественно с туризмом, жители п. Черешня и Галицино готовы поддержать развитие двух секторов (сельское хозяйство и туризм) одновременно. Образование, как уже отмечалось выше, является важным фактором повышения благосостояния в переходе к устойчивому развитию поселений. Многие жители понимают его важность и уделяют особое внимание повышению уровня образования и его доступности для своих детей. Фактически жители поселений связывают доступность образования с шансом на лучшее будущее для своих детей. На вопрос о возможных дополнительных мерах по повышению уровня образования детей в поселениях, подавляющее число жителей высказались за создание детского центра обучения и развития.

Главным ограничительным фактором устойчивого развития пилотных поселений могут стать экологические риски. Результаты социологического исследования показывают обеспокоенность жителей поселений негативными последствиями строительства олимпийских объектов, влияющего на состояние окру-

жающей среды. Такие проблемы, как шум, запыленность, выхлопные газы, являются следствием фактически круглосуточной работы большегрузного транспорта во всех 3 поселениях.

В диаграмме, приведенной на рис. 3, представлена картина экологической ситуации в оценках местного населения. Стоит отметить, что другие известные проблемы окружающей среды, связанные с нарушением режима охраны заповедников и особо охраняемых территорий, представляют интерес для профессиональных экспертов и представителей общественных организаций.

Во многом устойчивое развитие пилотных поселений зависит от текущего решения ряда острых проблем. Невозможно планировать развитие поселений на долгосрочную перспективу, не принимая во внимание текущие проблемы жителей. В связи с этим жителям было предложено проранжировать список наиболее актуальных проблем, представляющих угрозу будущему развитию. В результате анкетирования было выявлено, что наиболее острыми проблемами является недостаточное развитие инфраструктуры (газифи-кациия, теплоснабжение, водоснабжение, канализация), а также о низкое качество работы общественного транспорта, негативные последствия строительства, сокращение возможностей использования пастбищ и сенокосов, дефицит медицинского обслуживания.

Рисунок 3. Проблемы окружающей среды в пилотных горных поселениях района г. Сочи

Стратегия развития пилотных горных поселений Черешня, Эстосадок, Галицино формулировалась в контексте организации единого территориального кластера, который будет основан на следующих принципах:

— общие географические условия и территориальная близость;

— ориентация на потребности рынка и создание единого продукта;

— кооперация и сотрудничество для обеспечения взаимодополняемости функций;

— формирование механизма самоорганизации и самоуправления;

— обеспечение соответствия общей стратегии развития г. Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта и рекреационно-туристического центра.

Центром историко-культурного и природного туризма должно стать п. Галици-но, включающее объекты, обладающие культурно-исторической ценностью и привлекающие туристов: православный храм св. Георгия, Троице-Георгиевский женский монастырь, пещера эпохи палеолита Ахштырь, горные реки и живописные ландшафты. Выгодное расположение п. Эстосадок недалеко от п. Красная

Поляна позволяет рассматривать его как базу для организации конного и пешего туризма, горного велосипедного спорта и спортивных игр. Поселение Черешня, расположенное недалеко от г. Адлера, является благоприятной зоной для развития сельского хозяйства с дальнейшим созданием тепличного комплекса и цеха по переработке фруктов.

В перспективе сформированный территориальный кластер на базе проекта Повестки дня XXI века для устойчивого развития пилотных горных поселений может включить в себя и ряд других поселений, таких как Красная Поляна, Лесное, Казачий Брод, Монастырь, Нижняя Шиловка, Верхневеселое. Наибольшую сложность на начальной стадии организации территориального кластера представляет проблема самоорганизации и взаимной ответственности действий местных жителей.

В будущем территориальный кластер, развивающий горизонтальные связи на местном уровне, в состоянии эволюционировать в институт локального развития, обеспечивая мероприятия инфраструктур -ного характера, поддержание культуры и сохранение традиционных знаний, доступ к образованию и информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.