Угрозы экономической
безопасности подготовки и проведения
XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи
SaupaMOB B.M.
The safety ofpreparation and carrying out of Olympic winter games in 2014 in city Sochi is directly connected to revealing and an estimation of real and potential threats to the specified object of safety in an economic orientation.
Обеспечение безопасности подготовки и проведения Олимпийских зимних игр в 2014 г. в Сочи (далее — зимней Олимпиады 2014 г.) непосредственно связано с выявлением и оценкой реальных и потенциальных угроз указанному объекту безопасности в экономической (финансовой) направленности1.
В теоретическом плане выявление потенциальных угроз и оценка возможного вреда от их реализации являются исходной основой для прогнозирования развития обстановки в рассматриваемой сфере и предупреждения возможности нанесения вреда защищаемому объекту безопасности на самых ранних стадиях формирования и развития угрозы. При проявлении реальной угрозы перед системой обеспечения экономической безопасности возникает задача создания необходимых и в идеале достаточных условий для нейтрализации такой угрозы и минимизации негативных последствий или вреда для объекта безопасности от ее действия, повышения эффективности мер по обеспечению экономической безопасности защищаемого объекта.
Рассмотрим основные направления угроз экономической безопасности, которые могут возникать или возникают в процессе организации и проведения зимней Олимпиады 2014 г.
1. Террористические и геополитические угрозы в период подготовки и проведения зимней Олимпиады 2014 г.
Оценка оперативной ситуации в регионе реализации проекта позволяет отметить органически слившиеся интересы международных финансовых кругов, национал-религиозных сепаратистов, иностранных спецслужб в поддержании процессов нестабильности и межклановых конфликтов на территории Краснодарского края и сопредельных территорий. Возможности управления ими обрели силу единого фактора, представляющего
крайне серьезную угрозу политико-экономическим интересам и территориальной целостности России на ее южных рубежах.
Южный федеральный округ — самый сложный с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. Сложная экономическая ситуация, последствия чеченской войны и локальные конфликты в субъектах Федерации Южного федерального округа привели к тому, что данный регион сегодня — это одна из зон, где угрозы безопасности страны приобрели системный характер.
На территории Южного федерального округа массовый характер приобрела коррумпированность государственных структур, в том числе в силу местных традиций клановости и родства, которые не всегда адекватно реагируют и принимают эффективные меры в борьбе с преступностью, нередко обеспечивают и прикрывают противоправную деятельность организованных преступных, а в отдельных случаях — и террористических группировок. Данные обстоятельства также не позволяют эффективно распределять ресурсы и создавать систему действенного контроля за их освоением. Этноклановая структура общественных отношений в ряде субъектов Федерации Южного федерального округа является одним из наиболее существенных факторов региональной нестабильности. В условиях Южного федерального округа влияние клановости на функционирование институтов государственной власти просматривается практически на всех уровнях государственного управления.
Определенное влияние на состояние криминогенной обстановки в Сочи оказывает и общая ситуация в Северо-Кавказском регионе, близость границ с Грузией, Турцией и другими сопредельными государствами. Подготовка к Олимпиаде
со
Ol
О CJ
о о о
Q.
et со
s н
о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф
4
я *
<
*
5 I
н
о ф
CO
Ol
О CJ
О
о о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
у
S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
проходит на фоне активизации экстремистских и террористических организаций в Абхазии и приграничных районах Краснодарского края, что напрямую связано с деятельностью грузинских спецслужб. О своих намерениях по дестабилизации обстановки и срыву подготовки зимней Олимпиады 2014 г. высказывались и лидеры организации «Имарат Кавказ». Высокую активность проявляют также и оргпреступные формирования Турции. Такая ситуация складывается на фоне продолжающихся попыток политического руководства Австрии и Южной Кореи оспорить право проведения зимней Олимпиады 2014 г. в Сочи. Эти угрозы безопасности проекта при определенных условиях способны нарушить порядок зарубежного инвестирования российской экономики, и прежде всего строительства олимпийских объектов и создания соответствующей инфраструктуры в Сочи.
О. Сыромолотов, заместитель директора ФСБ России, сделал доклад о соблюдении безопасности при строительстве спортивных объектов к Олимпиаде 2014 г. в ходе работы координационной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК). В докладе О. Сыромолотов, в частности, отметил, что существуют угрозы для зимней Олимпиады 2014 г.: «В первую очередь они исходят от международного терроризма, а также экстремистских организаций. Активность международных террористических организаций не снижается. Диверсионные террористические акты, к сожалению, происходят в стране» 2.
Необходимо отметить, что Сочи находится в зоне военного противостояния между Россией и Грузией, крайнее обострение которого случилось в ходе вооруженного конфликта в августе 2008 г.
С учетом того, что Россия признала независимость Абхазии и приняла решение о размещении там своей военной базы, а Грузия не признает эти решения законными, не исключена новая вспышка военного конфликта. Следует особо подчеркнуть, что власти Грузии уже выступили с заявлением в связи с возможным объявлением бойкота Олимпиады-2014 в Сочи.
Совокупность отмеченных условий и предпосылок создает реальную угрозу безопасности зимней Олимпиады 2014г.: еще ни одна из зимних Олимпиад не проводилась в такой близости от очага воору-
женных конфликтов. Вместе с тем следует отметить и существование положительной тенденции в этой области: несмотря на активные политические заявления грузинского руководства, Евросоюз во всеуслышание признал, что агрессором в отношениях между Абхазией и Грузией выступила последняя, а отнюдь не Россия, как принято было считать на протяжении второй половины 2008 и начала 2009 г. Это, несомненно, свидетельствует об усилении авторитета внешней политики российского государства и создает необходимые предпосылки для нейтрализации угрозы экономического бойкота запланированных Россией мероприятий по подготовке к зимней Олимпиаде 2014 г.
Вместе с тем Грузия в лице ее государственного руководства по-прежнему остается некой бомбой замедленного действия, и при этом вряд ли возможно достоверно спрогнозировать, когда разразится очередной военный скандал. Бесспорно лишь одно — такое беспокойное соседство при проведении крупномасштабного мероприятия может сыграть крайне негативную роль в деле подготовки к зимней Олимпиаде 2014 г. Грузинскому руководству необязательно открыто разворачивать военные действия против Абхазии, для срыва планируемой зимней Олимпиады 2014 г. могут предприниматься действия террористического или экстремистского характера, что подтверждается мировым опытом прошлых лет.
Негативное воздействие на подготовку и проведение зимней Олимпиады 2014 г. могут оказать и события, которые начали происходить в начале 2011г. в арабских странах и странах Среднего и Ближнего Востока, связанные с гражданскими военными конфликтами, принудительной сменой власти, расширением революционных движений, ослаблением государственности и, как следствие, активизацией деятельности преступности, экстремистских и террористических группировок.
Согласно публикуемым или озвучиваемым в средствах массовой информации отчетам руководителей российских силовых структур, в настоящее время в Южном федеральном округе активно осуществляется комплекс антитеррористических мероприятий, направленных на исключение фактов проникновения на территорию края лиц, причастных к незаконным вооруженным формированиям, террористическим и экстремистским груп-
пам, пресечение незаконного ввоза оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Продолжает усиливаться режим охраны важных и особо важных объектов инфраструктуры края, в том числе и строящихся олимпийских сооружений. Контроль их антитеррористической защищенности обеспечивается с момента подготовки строительной площадки. Все эти меры также призваны не только обеспечивать безопасность участников подготовки зимней Олимпиады 2014г., но и формировать положительный имидж России для создания благоприятного внутреннего и внешнего инвестиционного климата для этого.
2. Угрозы нанесения ущерба российской экономике при подготовке к зимней Олимпиаде 2014 г.
На подготовку к Олимпиаде запланированы большие средства в размере 314 млрд руб.3 При этом официальные представители российских властей уже открыто заявляют, что зимняя Олимпиада 2014 г. в Сочи может стоить в разы дороже запланированного (см., например, сайт http:// www.nemtsov.ru).
На рис. приведены сведения о затратах средств, осуществленных на организацию и проведение зимних Олимпийских игр в различных странах.
На основе данных, приведенных на рис., можно сделать вывод о том, что подготовка к зимней Олимпиаде 2014 г. будет самой затратной по сравнению с ранее
Сочи-3914 (паркличзпшый план)* СЙЧИ-20М (позмвпеншйКаыы илрт-ЗОД" Ванкувер-201 й (шин) Турин-2006 Сопт-Лейк-Сити-ЙХЮ НдокН9Н ЛнллкммерНЙН
проведенными зимними Олимпиадами, даже без учета средств, планируемых на строительство магистралей между основными населенными пунктами — участниками Олимпийских игр (Адлер — Красная Поляна). Из общей сметы Олимпиады в Сочи 314 млрд руб. две трети — 195 млрд руб. — выделено из бюджета. При этом лишь 31,3 млрд руб. планируется направить на спортсооружения, всего 2,5 млрд — на экологию. Основные средства — 216 млрд руб. — пойдут на создание транспортной инфраструктуры (и это без учета 242 млрд на строительство дороги Адлер — Красная Поляна), сооружение энергообъектов и строительство гостиниц.
Дорогая себестоимость строительства олимпийских объектов и связанных с ними инфраструктурных сооружений объясняется рядом факторов. В частности, из-за сложного горного рельефа местности происходит значительное удорожание строительства транспортной инфраструктуры с множеством тоннелей и мостов. При этом территория Имеретинской низменности, где планируется строительство олимпийских объектов, относится по микросейсмическим характеристикам к пятибалльной. К тому же зимние виды спорта (кроме горных лыж) по причине субтропического климата в Сочи в местах проведения игр были неразвиты, основные спортсооружения — ледовые дворцы, биатлонные и лыжные трассы — предстоит строить с нуля.
Общие доходы но Опиыпцзд,1
Расвдш н» дорогу Адлч>-Красная Поляна*
—Iii -I I I-I
О 2 4 0 8 10 12 14 16
* по курсу доллара 1 USD = 35 руб.
за вычетом клюненньа еоощие рааоды «а 0,чиппиаду 26.4 ил iu. ру&, на стронульстео дороги Адлер-Грушевая поляна, от которого рмшечо снизаться [м»иеи будя строиться дорога Адлер - Крэсьзч Поляна)
Рис. Затраты на организацию и проведение зимних Олимпийских игр (в млрд долл.)
со
Ol
О OJ
о о о
CL
со
S
н
о
0
1
о я с о
п ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
4
я *
<
*
5 I
н
о ф
CO
Ol
О СЧ
О
о о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
Для осуществления строительства олимпийских и портовых сооружений в Сочи и на прилегающих территориях требуется переселение людей с их земель, а также разрушение принадлежащих им домов и других объектов: планируется выселить жителей 404 частных и 32 многоквартирных домов5. То есть предполагается принудительное переселение людей с постоянного места жительства, что наряду с экономической затрагивает и социальную сферу и может создавать условия для возникновения для них реальных угроз.
Дорогая себестоимость строительства олимпийских объектов и связанных с ними инфраструктурных сооружений объясняется рядом факторов. В частности, из-за сложного горного рельефа местности происходит значительное удорожание строительства транспортной инфраструктуры с множеством тоннелей и мостов. При этом территория Имеретинской низменности, где планируется строительство олимпийских объектов, относится по микросейсмическим характеристикам к пятибалльной. К тому же зимние виды спорта (кроме горных лыж) по причине субтропического климата в Сочи в местах проведения игр были неразвиты, основные спортсооружения — ледовые дворцы, биатлонные и лыжные трассы — предстоит строить с нуля.
Для осуществления строительства олимпийских и портовых сооружений в Сочи и на прилегающих территориях требуется переселение людей с их земель, а также разрушение принадлежащих им домов и других объектов: планируется выселить жителей 404 частных и 32 многоквартирных домов5. То есть предполагается принудительное переселение людей с постоянного места жительства, что наряду с экономической затрагивает и социальную сферу и может создавать условия для возникновения для них реальных угроз.
Затратной является и компенсация жителям Сочи за переселение из районов олимпийского строительства6, которая может в среднем составлять примерно 1 млрд долл. (из расчета компенсации за одно частное домовладение — 1...1,5 млн долл. для 400 домовладений, а также приблизительной оценки стоимости расселения 32 многоквартирных домов).
Строительство олимпийских объектов и развитие инфраструктуры могут принести наряду с прибылями и ущерб
для экономики региона и страны в целом: нередко при планировании объектов строительства учитываются исключительно интересы корпораций, получивших крупные подряды, и стремление представителей «околовластных группировок заинтересованных лиц» заранее приватизировать наиболее привлекательные земельные участки. По этому поводу высказывал озабоченность и Президент РФ Д. Медведев в поручении полномочному представителю в Южном федеральном округе В. Устинову разобраться с ситуацией вокруг тендеров на строительство олимпийских объектов в Сочи, в ходе которых якобы ущемляются права российских компаний. В процессе видеоконференции В. Устинов отмечал, что строительство олимпийских объектов ведется зачастую без привлечения отечественных строителей под предлогом того, что права на застройку иностранные компании выигрывают на тендерах. По его словам, предпочтение отдается турецким, а не российским компаниям.
Одну из основных реальных угроз подготовке к проведению зимней Олимпиады 2014 г. и нанесения ущерба российской экономике представляют негативные последствия экономического кризиса, связанные, в частности, с финансовыми проблемами из-за сильного колебания цен на экспортное сырье, оттоком капитала из России, фактического банкротства ряда крупных корпораций, взявших на себя обязательства софинансировать Олимпиаду. Например, компания «Базовый элемент», которая получила подряды на строительство горной Олимпийской деревни, аэропорта, морского порта Имеретинский в устье реки Мзымта, оказалась в начале 2009 г. на грани банкротства. Только после получения финансовой помощи от государства в феврале—марте 2009 г. (государственный Внешэкономбанк выделил компании «Базовый элемент» 5,4 млрд руб. на модернизацию аэропорта и 4 млрд руб. на строительство порта в устье реки Мзымта) ситуация была нормализована и взята под контроль. «Газпром» получил подряд на строительство газопровода Джубга—Лазаревское— Сочи и лыжных трасс, лыжного стадиона, горнолыжных трасс и гостиницы. Но в 2009 г. из-за резкого падения международных цен на газ эта компания была вынуждена резко сокращать свою инвестиционную программу. Наряду с этим в результате экономического кризиса в Крас-
нодарском крае замораживалось строительство ряда объектов, имеющих непосредственное отношение к проведению зимней Олимпиады 2014 г. Например, было приостановлено возведение цементного завода в Абинске, который должен был выпускать около 200 тыс. тонн цемента в год, специально для строительства олимпийских объектов. Приведенные примеры ярко свидетельствуют о том, что основным гарантом и основным инвестором олимпийского строительства может являться только государство и указанное строительство стабильно может осуществляться в основном на государственные деньги.
Еще одной угрозой российской экономике в сфере подготовки к проведению зимней Олимпиады 2014 г. может явиться нерациональное использование бюджетных средств, связанное с неэффективностью дальнейшего использования сооружаемых олимпийских объектов в данном регионе, так как в Краснодарском крае и на юге России в целом пока не существует массового зимнего спорта.
3. Угрозы курортной экономике города
Снос частных домов может привести к потере частного малого и среднего бизнеса и, как следствие, одного из общедоступных приморских курортов, находящегося на территории нашей страны. Что, несомненно, означает общее сокращение туристического бизнеса, а также может привести к возникновению волны недовольства жителей данного региона: угрозу частному бизнесу, связанному с предоставлением услуг отдыхающим курортникам (до 50 % населения Сочи обслуживают туристов, обеспечивают их интересы), можно отнести к уже вполне реальным угрозам в экономической сфере Краснодарского края. Примерно половину бюджета экономики Сочи и прилежащих к ним районов Адлера, Красной Поляны и т.д. обеспечивали туристы, приезжающие на отдых. В настоящее время превращение города в гигантскую стройку на несколько лет подряд отпугивает из города многих потенциальных туристов, цены на проживание в отелях небольшой звездности уже на сегодняшний день резко повысились. Лучшие пляжи в Сочи будут отданы под два грузовых порта мощностью по 5 млн тонн грузов каждый, которые предполагается построить в Имеретинской низменности. Один порт планируется разместить в районе устья реки
Псоу, другой — в устье реки Мзымта. По мнению экологов, реализация этих проектов может привести к полному уничтожению последних приморских экосистем Имеретинской низменности, а также к уничтожению пляжей7. При этом существует вероятность, что после завершения Олимпиады не будет серьезных потребностей в эксплуатации указанных двух портов. Еще не до конца решен вопрос по определению границ охраняемой зоны Кавказского государственного природного биосферного заповедника, не установлены границы и режим округов санитарной охраны Сочи, отсутствует генеральный план развития Сочи. Следствием этого стала несанкционированная застройка земель, в том числе и на землях первой горно-санитарной зоны охраны курортов, которая уже наносит непоправимый ущерб потенциалу Сочи как курорту.
В силу проявления указанных факторов российским туристам становится выгоднее и даже дешевле проводить отпуск где-нибудь за границей, например — в Турции, чем в Сочи, получая помимо материальных выгод и более качественный уровень сервиса. При этом экономика Сочи может нести существенные потери в сфере туристического бизнеса, который для города является одним из основных.
4. Угрозы разрушения уникальной экологии региона Сочи
Создание олимпийской инфраструктуры в Сочи может нанести невосполнимый масштабный ущерб уникальной дикой природе и биологическому разнообразию Западного Кавказа. Наибольшую часть комплекса олимпийских сооружений планируется построить в окружении ценнейших территорий дикой природы, обладающих особо охраняемым статусом (Кавказский заповедник, включенный в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, а также Сочинский национальный парк, Сочинский заказник).
Строительство олимпийских объектов не должно приводить к разрушению естественной среды — например, к застройке Кавказского государственного природного биосферного заповедника и участков, примыкающих к нему (гора Псеаш-ха, хребет Аибга)8. В охранной зоне Кавказского заповедника запланировано построить санно-бобслейную трассу, горную Олимпийскую деревню, биатлонный ком-
ет
О!
О СЧ
О
о о а
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
CO
Ol
О СЧ
О
о о
IL С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
ü
5 I
н
о ф
плекс, подъездной участок от биатлонного комплекса к горной Олимпийской деревне и иные дороги.
Еще одну угрозу в экологическом плане представляет собой резко ухудшающее качество морской воды в результате увеличения хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с подготовкой к Олимпиаде при отсутствии современных систем водоснабжения и канализации.
5. Чрезмерные перегрузки инфраструктурных возможностей Сочи
(транспорт, энергетика, системы водоснабжения и канализации)
Большая инфраструктурная нагрузка на небольшую территорию Сочи угрожает городу соответствующими негативными последствиями.
Одной из основных проблем, связанных с Олимпиадой-2014, является крайне неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации города и прилегающих районов. Существующая система водоснабжения и канализации спроектирована с расчетом на численность постоянного населения города, не превышающую 240 тыс. человек. Но уже в настоящее время в Большом Сочи проживают более 400 тыс. человек, а во время Олимпиады ожидается прибытие еще около 250 тыс. человек! Городские очистные сооружения не справляются с нагрузкой, вследствие чего в море и реки регулярно попадают сточные воды. По мнению ряда экологов, в Сочи в ближайшие пять лет могут возникнуть проблемы, связанные с нехваткой качественной питьевой воды.
Отдельный вопрос — энергоснабжение зимней Олимпиады 2014 г. Сочи — глубоко энергодефицитный регион, который по схеме электроснабжения является тупиковым. Только в 2004 г. была пущена в эксплуатацию первая очередь Сочинской ТЭС мощностью 80 МВт (в свое время решение о начале финансирования ее строительства принималось правительственной комиссией под руководством Бориса Немцова). Однако такой дополнительной мощности все равно недостаточно для обеспечения увеличивающихся потребностей города в электроэнергии: уже сегодня потребление составляет около 400 МВт. Передача электроэнергии из других регионов проблематична: традиционно электроснабжение Сочи ориентировалось на подачу электроэнергии от
Ингурской ГЭС, находящейся на территории Грузии. В настоящее время в силу объективных причин, обусловленных разрывом нормальных политических и экономических отношений с Грузией, организация поставок электроэнергии из последней практически стала невозможной. Кроме того, энергорайон «Сочинских электрических сетей» относится к особым категориям по ветру и гололеду, осадкам и оползневым явлениям. Поставка электроэнергии с Кубани через горные линии электропередачи чрезвычайно сложна ввиду сложных природных условий и связана с постоянными перебоями в подаче электричества.
Планы олимпийского строительства предусматривают сооружение новых энергомощностей — Адлерской и Туапсинской ТЭС (совокупной мощностью 510 МВт), увеличение мощности Сочинской ТЭС с нынешних 80 до 300 МВт, а также сооружение каскада ГЭС на реке Мзымта мощностью 23 МВт. Однако проблемы, возникшие в результате экономического кризиса, осложнили выделение на это мероприятие необходимых средств, а также обеспечение поставки требуемых объемов природного газа, что в определенной мере связано и проводимой корпорацией «Газпром» политикой, не предполагающей активное расширение введения в эксплуатацию новых газовых месторождений.
В настоящее время Сочи по концентрации автотранспортных средств на душу населения опережает Москву и практически находится на грани транспортного коллапса, наплыв автотранспорта, связанный с зимней Олимпиадой 2014 г., может усугубить данное положение.
6. Угроза, связанная с перебоями в финансировании государством и частными инвесторами строительства олимпийских объектов в связи с мировым финансовым кризисом
Недофинансирование мероприятий по строительству олимпийских объектов Сочи может привести к срыву сроков указанного строительства и, как следствие, к необходимости переноса места проведения Игр. Подобные прецеденты уже были — в частности, случай с Играми 1976 г., когда место проведения было перенесено за четыре года до их начала из американского Денвера в австрийский Инсбрук.
Подобное развитие событий по зимней Олимпиаде в 2014 г. в Сочи скажется
колоссальными финансовыми потерями для бюджета России, кроме того, будет нанесен существенный удар по престижу страны.
7. Угрозы экономической безопасности подготовки к зимней Олимпиаде 2014 г. в социальной сфере
Это направление также находится в сфере повышенного внимания. Среди первоочередных проблем выделяются существенное удорожание земли, рост стоимости на жилье, что влечет за собой активизацию криминала на рынке недвижимости.
Наиболее острой проблемой остаются вопросы выкупа земель под строительство олимпийских объектов. Граждане активно выказывают недовольство повышением тарифов на услуги ЖКХ, работой транспорта. Только в текущем году было проведено четыре протестные акции с общей численностью участников около 1 тыс. человек.
Безусловно, все вышеуказанные аспекты необходимо учитывать при планировании и проведении мероприятий по обеспечению безопасности данного проекта. Кроме того, на период Олимпиады ожидается существенное увеличение численности населения. Прогнозируется до 50 тыс. человек увеличение временно проживающих лиц, привлекаемых на работу на время строительства олимпийских объектов.
Общее число прибывающих на Игры в качестве участников, гостей, зрителей, обслуживающего персонала составит от 400 до 500 тыс. человек. Кроме того, демографический прогноз населения Сочи на 2014 г. — 420 тыс. человек. С учетом возможной ежедневной миграции из близлежащих регионов — Краснодарского края и Абхазии — количество проживающих в Сочи в частном жилом секторе на период проведения Олимпиады ожидается не менее 500 тыс. человек.
Таким образом, экономические угрозы, возникающих в процессе организации и проведения зимних Олимпийских игр 2014 г., носят системный и долговременный характер. В целях выявления, предупреждения и профилактики возможных угроз и рисков, связанных с реализацией проекта зимних Олимпийских игр 2014 г., в Сочи целесообразно создать систему обеспечения экономической безопасности с учетом региональных и отраслевых особенностей реализации проекта.
Наличие экономических, финансовых и иных угроз, опасностей и рисков не может ставить под сомнение необходимость и возможность успешного исполнения проекта зимней Олимпиады 2014 г. в целом. В такой постановке проблемы речь должна идти об обеспечении экономической безопасности рассматриваемого проекта и выстраивании соответствующей инфраструктуры.
Литература и примечания
1. Под потенциальной угрозой понимается существование условий или предпосылок для возникновения опасности, реализация которой может нанести существенный вред объекту безопасности; реальная угроза — это сформировавшиеся условия, в которых может возникнуть или уже возникла опасность, в результате действия которой может быть нанесен недопустимый вред объекту безопасности.
2. www.ruvr.ru /Сочи-2014.
3. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» / СЗ РФ, 14 января 2008 г. № 2. Ст. 113.
4. http://www.nemtsov.ru.
5. www.rusolidarnost.ru.
6. www.nemtsov.ru.
7. www.rusolidarnost.ru.
8. http://gzt.ru/topnews/economics/261580.html.
СО
О!
О СЧ
О
о о а
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со