Научная статья на тему 'Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников'

Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1104
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ / ЗАДАЧА НА СМЕКАЛКУ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ФОРМА / СЛУХОВАЯ ФОРМА / ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВОЙ ФОРМА / UNUSUAL TASKS / VISUAL FORM / AUDITORY FORM / VISUAL AND AUDITORY FORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туйбаева Лена Ильясовна, Полиева Надежда Николаевна

В настоящей статье рассматриваются особенности устного счета в начальных классах, различные задания, предъявленные в различных формах, нестандартные задачи, способствующие развитию умственных способностей у младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников»

Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников Туйбаева Л. И.1, Полиева Н. Н.2

2Туйбаева Лена Ильясовна / Tuybaeva Lena Ilyasovna - кандидат педагогических наук, доцент;

2Полиева Надежда Николаевна / Polieva Nadezhda Nikolaevna - студент, кафедра педагогики и методики начального образования, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики,

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются особенности устного счета в начальных классах, различные задания, предъявленные в различных формах, нестандартные задачи, способствующие развитию умственных способностей у младших школьников.

Abstract: the present article considers the features of mental arithmetic in elementary school, different unusual tasks, contributing to development of pupils’ mental ability.

Ключевые слова: нестандартные задачи, задача на смекалку, зрительная форма, слуховая форма, зрительно-слуховой форма.

Keywords: unusual tasks, visual form, auditory form, visual and auditory form.

Выработка навыков устного счета занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике младших школьников. Именно в первые годы обучения закладываются основные приемы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у них память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

Рассмотрением вопроса о влиянии устного счета на повышение умственной деятельности на уроках математики занимались такие деятели, как Зайцева О. П., Бурлыга А. Я., Волошина М. И., Иванова Т., Бельтюкова Г. В., Зимовец К. А. и т. д.

В. С. Кравченко считает, что устные задания должны соответствовать теме и задачам урока. Это не дополнительный материал и не самоцель, а органическая, необходимая часть урока, без которой усвоение заданий и навыков будет протекать с большими трудностями, с большей потерей времени [1].

Ф. В. Гизбург считает: «Данному этапу на уроках математики отводится большое место. Устные вычисления применяются на протяжении всего урока. Вместе с тем, в практике учителей сложилась хорошая традиция: на каждом уроке специально отводить по 10-12 минут для устных упражнений».

Не следует проводить устный счет в конце урока, т. к. дети уже устали, а устные вычисления требуют большего внимания, памяти и логического мышления. В конце можно провести небольшую «математическую разминку», которая будет способствовать поддержанию интереса детей к предмету и развивать математическую грамотность» [2].

Особенностью устного счета в начальных классах является то, что после того как учитель сформулирует задание, он предлагает ответить не одному ученику, а нескольким, даже если получен правильный ответ, а также дети могут сразу проверить правильность своего решения, это вызывает интерес учащихся, а также позволяет вызвать большую активность учащихся.

Так как устный счет должен способствовать развитию логического мышления младших школьников, необходимо подбирать задания интересные, разнообразные, которые требуют смекалки, внимания и памяти. Устный счет может включать в себя задания, предъявленные в зрительной, слуховой и зрительно-слуховой форме.

К зрительной форме относятся: таблицы, круговые примеры, магические квадраты и треугольники, зрительные диктанты, ребусы. Данные задания вызывают интерес у детей и развивают их умственные способности.

К слуховой форме относятся математические диктанты, устное решение задач разных видов: задачи-шутки, веселые задачи, задачи в стихотворной форме. Такие задачи требуют логического мышления и смекалки. Задачи на сообразительность требуют не угадывания, а размышления.

К зрительно-слуховой форме относятся примеры-цепочки, графические диктанты, которые могут быть заданы в разнообразном виде.

Необходимо на уроках математики уделять внимание решению нестандартных задач, развивающих логику и смекалку, а также дидактическим играм.

Т. К. Жигалкина замечает: «Дидактические игры разнообразят устный счет на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память, мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы».

В нашем исследовании мы предположили, что если систематически и целенаправленно использовать на уроках математики комплекс разнообразных заданий и дидактических игр, которые требуют смекалки, внимания и памяти, то это будет способствовать развитию умственных способностей младших школьников.

Приведем пример некоторых нестандартных задач из составленного и реализованного на уроках математики комплекса, по развитию умственных способностей младших школьников.

Задача на смекалку.

В одном доме жил 1 трубочист и 24 его ученика. Хозяин жил в центральной комнате, а ученики - в крайних комнатах по 3 человека в каждой. Вечером он проверял, чтобы с каждой стороны было по 9 человек. Однажды к ученикам пришли еще 4 товарища. Обошел хозяин дом, но с каждой стороны было опять по 9 человек. Когда друзья уходили, то прихватили с собой еще четырех учеников. Хозяин ничего не заметил. Как ученики смогли провести хозяина?

Задача с необычным решением.

У входа в комнату - три выключателя, за дверью - три лампы. Что надо сделать, чтобы, войдя в комнату только один раз (выходить из комнаты нельзя), определить, какому выключателю соответствует какая лампа?

Провоцирующая задача.

На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

Граф-дерево.

В четверг в первом классе должно быть четыре урока: письмо, чтение, математика и физкультура. Сколько различных вариантов расписания можно составить на этот день?

После систематического использования на уроках математики различных видов заданий из разработанного комплекса мы изучили динамику уровня развития умственных способностей у младших школьников. Полученные данные показывают, что уровень сформированности развития умственных способностей у младших школьников повысился.

Таким образом, систематическое использование на уроках математики комплекса разнообразных заданий и дидактических игр, которые требуют смекалки, внимания и памяти, способствует развитию умственных способностей у младших школьников.

Литература

1. Кравченко В.С., Оксман Л.С., Янковская Л.С. К78. Устные упражнения по математике в 1-3 классах: Пособие для учителей / В.С. Кравченко, Л.С. Оксман, Н.А. Янковская. - М.: Просвещение, 1979. - 143 с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М. Педагогика,1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.