УДК 94(73)(=1.47) UDC
DOI: 10.17223/18572685/46/12
УСТАВ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО КАФОЛИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ВЗАИМОПОМОЩИ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РУСИНСКОЙ ИММИГРАЦИИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ*
Н.А. Глущенко
Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 E-mail: [email protected]
Отцам-основателям мы говорим: вечная память! Нашему любимому Русскому Православному Обществу мы говорим: долгих лет!
Официальный сайт РПКОВ
Авторское резюме
Рассматривается Устав Русского православного кафолического общества взаимопомощи в Соединенных Штатах Америки. В данном материале, который станет частью серии статей, автор рассматривает первые четыре части Устава, посвященные официальным обозначениям и знакам общества, его целям, а также условиям членства. Особое внимание уделяется различным типам членства и их особенностям. Делаются выводы о том, что основными целями общества, закрепленными в Уставе, было не только страховое обеспечение славянского иммигрантского населения Соединенных Штатов Америки, но и пропаганда православия и славянской культуры, стремление сохранить национальную идентичность вдали от родных земель. Общество было заинтересовано в присутствии в своих рядах здоровых молодых людей, способных не только уплачивать ежемесячные взносы, но и
* Работа выполнена в рамках государственного задания, проект № 2059 «Изучение историко-культурного наследия России (сибирский аспект)».
активно участвовать в общественно-культурной жизни, особенно в деле укрепления позиций православной церкви на Североамериканском континенте.
Ключевые слова: Русское православное кафолическое общество взаимопомощи, славяне, русины, иммиграция.
THE BY-LAWS OF THE RUSSIAN ORTHODOX-
CATHOLIC SOCIETY OF MUTUAL AID AS A SOURCE FOR STUDYING RUSIN IMMIGRATION IN THE UNITED STATES OF AMERICA*
N.A. Glushchenko
Tomsk State University 36 Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia E-mail: [email protected]
To our founding fathers we say: memory eternal!
To our beloved Russian Orthodox Society we say:
God grant you many years!
ROCMAS official website
Abstract
The author considers the By-Laws of the Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society of the United States of America. In this article, which will be part of a series of articles, the author focuses on the first four parts of the By-Laws devoted to the official designations and symbols of the Society, its objectives, and the conditions for membership, with particular attention paid to its different types. The author concludes that the main objectives of the Society set by the By-laws consisted not only in the insurance coverage of Slavic immigrant population in the USA, but also the promotion of the Orthodox and Slavic culture aimed at preserving the national identity of those who happened to be away from their native lands. The Society was interested in recruiting healthy young people who were able to pay monthly contributions and take an active participation in social and cultural life, especially in strengthening the position of the Orthodox Church in North America.
Keywords: Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society, Slavs, Rusins, immigration.
* This research is supported as part of the State Order, Project Nr 2059: "The Study of Russian Historical and Cultural Heritage (Siberian Aspect)".
Карпаторусины начали иммигрировать в Северную Америку в начале 1870-х гг. из региона Карпатских гор, став одним из потоков славянских иммигрантов из Европы в Америку. В начале 1880-х гг. многие русины-мигранты, которые приезжали в США из Австро-Венгрии в поисках работы на угольных шахтах, обосновались в антрацитовом регионе штата Пенсильвания. Для поддержания национального единства мигранты создавали собственные общества взаимопомощи, нередко с опорой на церковь, среди которых русинские были одними из самых крупных и значимых. Они являлись практически единственным источником социальной поддержки для прибывших иммигрантов (Акимов, Минкова 2016: 136-138). В данной публикации автор делает попытку рассмотреть, как происходило официальное оформление статуса одного из таких обществ.
Тема русинской (как в целом и славянской) иммиграции из Европы в Северную Америку изучается многими исследователями. Данный сюжет представляет большой научный интерес, учитывая ту значимую роль, которую американская русинская диаспора сыграла в истории русинов в ХХ в. Несмотря на огромные расстояния, русинские общества Соединенных Штатов Америки не теряли контакта со своими родными землями на территории Европы, стараясь оказывать всяческую поддержку, особенно в годы Первой мировой войны (Carpathians 1918; Slavs 1918).
Изучению переселения русинов на территорию Канады посвятил свои работы Роман Шапка (Шапка 2007; Шапка 2009). Его работы посвящены первым общинам «твердых» русинов на территории Канады, а также их роли в укреплении православной веры в этой стране, начиная от самых первых поселений около городов Виннипег, Реджайна и Эдмонтон вплоть до современности. Говоря о «твердых» русинах в Соеденных Штатах Америки, Р. Шапка упоминает первую русинскую общину, которая «перешла в Русскую православную церковь в 1891 г. в г. Миннеаполисе вместе со своим священником Алексием Товтом» (Шапка 2009: 55). Именно эта община впоследствии стала стержнем для образования Русского православного кафолического общества взаимопомощи.
Изучению русинской прессы в Северной Америке посвятил свою статью Любомир Медэши (Медэши 2007). В своей работе он показал языковое и культурное разнообразие выходивших изданий, а также различия в их политической ориентации.
Одним из видных исследователей истории становления православия на американской земле является Джоэль Брейди, профессор Питтсбургского университета. В 2012 г. им была защищена диссертация на соискание степени доктора философии по религиоведению на тему
«Транснациональные превращения: греко-католические мигранты и движения за переход в православие в Австро-Венгрии, России и Америке (1890-1914)» (Brady 2012). В свое работе он изучил процессы перехода от греко-католицизма к православию на территории Северной Америки, Австро-Венгрии и Российской империи, а также показал значимость в этом трансатлантических миграционных процессов.
Одним из первых официально оформленных объединений карпа-торусинов на территории Соединенных Штатов Америки стало Русское православное кафолическое общество взаимопомощи (РПКОВ, Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society, ROCMAS), которое было основано 10 апреля 1895 г. в городе Уилкс-Барр, штат Пенсильвания. Одним из основателей и идейным вдохновителем общества стал уже упомянутый выше отец Алексий Товт (Dyrud 1992: 60). Местные отделения этого общества были образованы также в Миннеаполисе, Чикаго, Питсбурге и Осеола Милс. Оно сразу же получило определенную административную поддержку со стороны руководства Русской православной миссии и российских властей (Dyrud 1992: 67-68), а первым председателем-кассиром общества стал А.Е. Оларовский - генеральный консул Российской империи в Нью-Йорке (Акимов, Минкова 2016: 140). Формально общество было зарегистрировано в 1912 г. согласно законам штата Пенсильвания. Председателем общества в то время являлся видный деятель карпаторусинского движения в Северной Америке Пётр Коханик (Brady 2012: 129), автор множества работ по истории православия в Северной Америке. Документ, разрешавший создание организации, закреплял за ней функции страхового общества, целью которого провозглашалась помощь его членам, оказавшимся в беде, заболевшим, получившим физические увечья или инвалидность. Преимущества страхования жизни были особенно полезны для вдов, часто остававшихся без кормильца в больших семьях, поскольку в то время не было другого вида финансовой помощи от промышленных предприятий или из правительственных источников.
Хотя формально РПКОВ являлось страховым обществом, его задачи и деятельность были значительно шире. Его члены участвовали в строительстве храмов и открытии новых приходов, помогали не только иммигрантам в США, но и русинам в Австро-Венгрии, македонским славянам, в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. - русским воинам в Маньчжурии и военнопленным в японских лагерях, в период гражданской войны в России - войскам А.В. Колчака и А.И. Деникина. Среди множества задач общества одной из наиболее значимых было создание русских православных приходов в Соединенных Штатах Америки (Dyrud 1992: 74).
Русскому православному кафолическому обществу взаимопомощи принадлежит ключевая роль в организации и проведении первого Всеамериканского собора 5-7 марта 1907 г. в городе Мейфилд, штат Пенсильвания. Он проводился параллельно с седьмым съездом общества и положил начало соборному устроению православной церкви в Америке. Именно на этом соборе было принято новое название Алеутской и Североамериканской епархии (до 1900 г. - Алеутская и Аляскинская): Русская православная греко-кафолическая церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от церкви Российской (Хайруллина 2004: 3, 20-21).
Устав Русского православного кафолического общества (By-Laws 1913) был принят 23 июня (6 июля) 1913 г. и утвержден архиепископом Североамериканским Платоном. Устав включал 188 параграфов, разделенных на 11 основных частей:
1) имя, покровитель, логотип, печать, значок (рис. 1) и официальный орган общества;
2) цели общества;
3) членство в обществе;
4) условия приема в активное членство;
5) обязанности активных членов общества;
6) права активных членов;
7) совет общества, его должностные лица, их права, обязанности и порядок действий;
8) уставный фонд общества;
9) заседания Верховного совета;
Первая часть Устава Русского православного кафолического общества включала в себя семь параграфов, закреплявших официальное название общества, его опознавательные знаки, а также покровителя и официальный орган печати. В параграфе 2 Устава закреплялось, что общество вверялось «молитвенному ходатайству и попечению святителя и чудотворца Николая». День памяти святителя Николая (6 (19) декабря) предписывалось праздновать всем членам общества на торжественном богослужении (параграф 3).
10) съезды общества;
11) Устав общества.
Рис. 1. Значок общества, параграф 6 Устава (Русское православное 2016).
Основным печатным органом общества называлась газета «Свет» (русин. «СвЪть»), которая на протяжении первых лет существования общества являлась важнейшим информационным печатным органом Североамериканской православной миссии (Дымова 2013: 15-16; Данилец 2014: 11). В параграфе 7 Устава закреплялось, что газета «публиковалась еженедельно на малорусском наречии». Редактор газеты избирался съездом общества и утверждался почетным президентом. Он должен был выпускать газету «в соответствии с принципами, принимаемыми на съездах общества».
Вторая часть Устава включала в себя три параграфа и была посвящена целям общества. Основной целью называлось «предоставление помощи его членам в случае болезни или инвалидности, а также в случае смерти члена семьи, выплаты пособий их семьям, наследникам, прямым родственникам, помолвленным мужьям, помолвленным женам или любым другим лицам, зависимым от члена общества» (параграф 8). Таким образом, по своей сути, общество было страховым. Однако параграф 9 Устава значительно расширял задачи общества. В дополнение к указанной цели перед каждым его членом при вступлении ставились следующие задачи:
- сохранять и распространять православную веру на территории Северной Америки;
- принимать участие, насколько это возможно, в деле «строительства православных храмов, русских школ, благотворительных и образовательных учреждений на территории США»;
- принимать участие в публикации православной газеты, календарей и брошюр религиозного и нравственного характера;
- участвовать в просвещении народа в целом, пропагандируя «любовь к православию, своей церкви и национальности, а также принципы христианской взаимопомощи».
Таким образом, Устав демонстрирует, что «страховая» функция общества была отнюдь не главной. Члены общества не только стремились к сохранению своей национальной идентичности на «чужой» земле, но и старались формировать позитивное отношение к православию в Соединенных Штатах Америки путем активного участия в общественной жизни населения (Custer 2008).
Третья часть Устава РПКОВ включала девять параграфов и была посвящена общим положениям о членстве в обществе. Членство определялось тремя основными типами: активные члены, пожизненные члены и почетные члены (параграф 11).
В число активных входили члены всех местных организаций общества - братств. При этом, если муж и жена являлись членами общества, они уплачивали взносы как один член (параграф 13).
Это можно связать с тем, что большинство новых членов общества, как правило, были иммигрантами, и для них уплата взносов за каждого члена семьи могла оказаться непосильной.
Звание пожизненного члена общества давалось за единовременную уплату взноса в сумме не менее 50 долларов (параграф 14). Стоит отметить, что статус пожизненного члена обязательно утверждался почетным президентом общества, в подтверждение чего Верховный совет высылал специальный диплом.
Звание почетного члена (параграф 15) присуждалось в двух случаях:
- лицам, которые активно проявили себя в обществе в целом и особенно «в деле становления и развития православной церкви Северной Америки»;
- за единовременную уплату взноса в сумме не менее 100 долларов.
Кандидаты в почетные члены могли быть предложены в любое
время Верховным советом, членом любого братства либо же любым делегатом съезда общества. Любой кандидат должен был удовлетворять ряду условий (параграф 17): быть членом православной церкви, быть рекомендованным путем убедительного и мотивированного представления.
Статус почетного члена, как и статус пожизненного члена, обязательно утверждался почетным президентом общества, в подтверждение чего Верховный совет также высылал специальный диплом. Почетные члены имели право совещательного голоса на съездах общества. Как пожизненные, так и почетные члены освобождались от каких-либо обязанностей в обществе, однако они и не имели никаких прав. Если же пожизненный или почетный член хотел быть и активным членом со всеми присущими этой категории правами, то ему предписывалось «уплачивать все требуемые ежемесячные взносы, как и все другие активные члены» (параграф 19).
Таким образом, можно сделать вывод, что пожизненное и почетное членство в обществе было доступно далеко не многим, а тем более только прибывшим в Северную Америку иммигрантам. Для сравнения: в начале XX в. ежедневная газета «Нью-Йорк Таймс» в Нью-Йорке стоила 1 цент (в других штатах - 3 цента), а разовая «входная» плата за членство в обществе составляла от 50 центов до 1 доллара.
Четвертая часть Устава включала 31 параграф и была посвящена условиям приема в активные члены общества. Данная часть была разделена на два больших блока: условия для «братств» и условия для индивидуальных членов.
Для братств выдвигались следующие базовые условия (параграф 20):
- быть «славянским», т. е. члены братства должны относиться к славянской этноязыковой общности;
- принадлежать к православной церкви;
- располагаться на территории Североамериканского континента;
- быть готовым присоединиться к обществу в качестве местного отделения;
- насчитывать не менее 15 членов;
- ознакомиться с Уставом общества и типовым уставом братств.
Очень важными представляются параграфы 25, 26 и 29. В параграфе 25 закреплялось, что «члены братства, желающего присоединиться к обществу, должны быть не моложе 18 и не старше 45 лет». В параграфе 26 же делалась оговорка о возможном принятии в члены людей старше 45 лет, но без «права на смерть», т. е. семьи данных членов не получали бы никаких страховых выплат по утере кормильца. Параграф 29 и вовсе закрывал дорогу к членству в обществе для братств, чьи члены имеют постоянные или временные заболевания. Из этого можно сделать вывод о том, что общество было заинтересовано в основном в молодых и трудоспособных членах, которые, во-первых, были бы в состоянии уплачивать членские взносы и, во-вторых, могли долгое время принимать самое активное участие в реализации целей РПКОВ.
Члены братства, вступающего в общество, принимали присягу в церкви в присутствии православного священника со следующими словами: «Я [имя] обещаю и клянусь Всемогущим Богом, что, будучи членом братства [название] и Русского православного кафолического общества взаимопомощи, буду выполнять все обязанности, которые предусматривает Устав, до тех пор, пока я являюсь членом, буду делать все, что в моих силах, для укрепления этих организаций, а также вести себя, как подобает православному христианину». В данной присяге закрепляется не только служение целям общества, но и служение христианским ценностям, что является немаловажным при сохранении национальной общности на «чужой земле». Именно поэтому данные общества сыграли значительную роль в становлении и укреплении православия на Североамериканском континенте. Часть членских взносов общества шла на финансовую поддержку (около 400 долларов для каждого) православных приходов в Соединенных Штатах Америки (Brady 2012: 140).
Для индивидуальных членов выдвигались практические такие же условия, как для братств (параграф 33):
- быть славянином православного вероисповедания;
- для мужчин определялся возраст от 18 до 45 лет, для женщин -от 18 до 40 лет;
- вступить в местное отделение общества - братство, пройдя все необходимые процедуры.
В параграфе 34 впервые в Уставе упоминаются неправославные члены общества, которые «не имели права посещать съезды общества или братств», однако, судя по всему, могли пользоваться всеми другими правами активных членов.
Параграфы 36, 37 опять же свидетельствуют о том, что общество было крайне заинтересовано в здоровых членах. Каждый новый кандидат был обязан направить через свое братство в Верховный совет свидетельство врача о состоянии его здоровья (параграф 36). Каждое братство должно было иметь своего постоянного врача, от чьего имени всегда должен был информироваться Верховный совет. Если же этот врач хотя бы раз выдавал ошибочное свидетельство о состоянии здоровья, то Верховный совет более не принимал свидетельства от него (параграф 37).
Каждый новый член, прежде чем начать в полной мере пользоваться своими правами в обществе, должен был:
- принять участие в очередном собрании своего братства;
- уплатить разовые взносы (параграф 48) за членство: в возрасте от 18 до 25 лет - 50 центов, от 26 до 35 лет - 75 центов, от 36 до 45 лет - 1 доллар, а также месячный взнос (согласно таблице).
Каждый член, как и в случае со вступлением в общество через братство, должен быть принять присягу в церкви в присутствии православного священника.
Таким образом, рассмотрение первых четырех частей Устава Русского православного кафолического общества взаимопомощи в Соединенных Штатах Америки дает представление об основных организационных принципах общества. Во-первых, это ориентация на иммигрантов славянского происхождения и православного вероисповедания. Во-вторых, направленность на широкую пропаганду славянской культуры и ценностей посредством строительства школ, приходов, выпуска газет и брошюр, участия в благотворительной деятельности. В-третьих, достаточно строгие условия членства в обществе. Русское православное кафолическое общество взаимопомощи сыграло значительную роль в сохранении и преумножении культурного наследия славян (русинов в особенности) в иммиграции, а также в поддержании связей «американских» карпаторусинов с «европейскими». Действующее уже более 100 лет, оно сыграло решающую роль в улучшении жизни славянских мигрантов, прибывавших в Соединенные Штаты Америки из Европы, а также в укреплении православия на всем Североамериканском континенте.
ю чО ю 00 -VI ю оч 1л ю ю ю о н» чО н» 00 Возраст, лет
1л о м чО оо м м оч м оч м м м м м м Страховой фонд
1л 1л 1л 1л Резервный фонд
Вспомогательный фонд о 1э о
м м м м м м м м м м м м Другие сборы ь
1л 1л 1л 1л 1М 1л ю 1л н» 1л н» кп о чО чО 00 -VI -VI Всего
чО оч чО оо Страховой фонд
Резервный фонд 1л о
Вспомогательный фонд о 1э о ь
м м м м м м м м м м м м Другие сборы ь <7
00 Оч 00 00 1М 00 н» -VI чО -VI 00 -VI оч -VI 1л -VI -VI ю -VI н» -VI о Всего ■о 01 X о ш
оо оо оо Оч оо 1л оо оо оч чО оч оо оч оч оч Страховой фонд а ш Б ь
Резервный фонд -VI 1л н ¡и
1Л 1л 1л 1л 1л 1л ш ш Вспомогательный фонд о 1э о ь
М м ь-* м ь-* м ь-* м м м м м м м м Другие сборы
н» н» -VI н» н» 1л н» н» ю н» н» о о -VI о 1л н» о ю 1,00 чО 00 чО -VI чО кп чО Всего
оо о о о чО чО чО чО о оо оо оо оч Страховой фонд
Оч оч оч оч оч оч оч оч оч оч оч оч Резервный фонд н» о
Вспомогательный фонд о о 1э о
Другие сборы ь ь
н» V чО н» V 1л н» V ю н» 1М 00 1М 1л 1Н ю н» "м 00 "ю оч 1,24 н» "м н» н» н» чО н» -VI Всего
2
го п я
■С X
СГ
¡5
и
о п сг
01 п н -о ш X О и сг
¡5
и сг Б ь ш н
=1 ■о о
X
X
1э
е
П> X
н
ш X
(9Р) Р «лг '9 юг Ы>
оог
30 31 3 1 21 56 61 4 2 21 88 91 5 3 21 1,20 1,22 6 4 21 1,53
31 32 3 1 21 57 63 4 2 21 90 95 5 3 21 1,24 1,26 6 4 21 1,57
32 33 3 1 21 58 66 4 2 21 93 98 5 3 21 1,27 1,31 6 4 21 1,62
33 34 3 1 21 59 68 4 2 21 95 1,01 5 3 21 1,30 1,35 6 4 21 1,66
34 35 3 1 21 60 70 4 2 21 97 1,05 5 3 21 1,34 1,40 6 4 21 1,71
35 37 3 1 21 62 73 4 2 21 1,00 1,09 5 3 21 1,38 1,45 6 4 21 1,76
36 38 3 1 21 63 76 4 2 21 1,03 1,13 5 3 21 1,42 1,51 6 4 21 1,82
37 40 3 1 21 65 79 4 2 21 1,06 1,17 5 3 21 1,46 1,57 6 4 21 1,88
38 41 3 1 21 66 82 4 2 21 1,09 1,22 5 3 21 1,51 1,63 6 4 21 1,94
39 43 3 1 21 68 85 4 2 21 1,12 1,27 5 3 21 1,56 1,69 6 4 21 2,00
40 44 3 1 21 69 88 4 2 21 1,15 1,32 5 3 21 1,61 1,76 6 4 21 2,07
41 46 3 1 21 71 92 4 2 21 1,19 1,38 5 3 21 1,67 1,83 6 4 21 2,14
42 48 3 1 21 73 96 4 2 21 1,23 1,44 5 3 21 1,73 1,91 6 4 21 2,22
43 50 3 1 21 75 1,00 4 2 21 1,27 1,50 5 3 21 1,79 1,99 6 4 21 2,30
44 52 3 1 21 77 1,04 4 2 21 1,31 1,57 5 3 21 1,86 2,08 6 4 21 2,39
45 55 3 1 21 80 1,09 4 2 21 1,36 1,64 5 3 21 1,93 2,17 6 4 21 2,48
Примечание. Другие взносы включают: «на газету» - 8 центов, «на церковь» - 5 центов, «на администрацию» - 4 цента, «в благотворительный фонд» - 2 цента, «в школьный фонд» - 1 цент, «в национальный фонд» - 1 цент; всего 21 цент.
ЛИТЕРАТУРА
Brady 2012 - Brady J. Transnational conversions: Greek Catholic migrants and Russky Orthodox conversion movements in Austria-Hungary, Russia, and the Americas (1890-1914): Ph.D. thesis. University of Pittsburgh, 2012. 544 p. URL: http://d-scholarship.pitt.edu/11919 (дата обращения: 01.12.2016).
By-Laws 1913 - By-Laws of Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society in U.S.A. 1913. URL: http://rolandanderson.se/rocmabylaws.php (дата обращения: 17.11.2016)
Carpathians 1918 - Carpathians to organize // The New York Times. 1918. 28 June.
Custer 2008 - Custer R.D. Carpatho-Rusyns in Nothern Pennsylvania [brochure]. Munhall: Carpatho-Rusyn Society, 2008. 2 p.
Dyrud 1992 - Dyrud K.P. The quest for the Rusyn soul: the politics of religion and culture in Eastern Europe and in America, 1890-World War I. Philadelphia: Balch Institute Press, 1992. 157 p.
Slavs 1918 - Slavs anxious to fight // The New York Times. 1918. 30 June.
Акимов, Минкова 2016 - Акимов Ю.Г., Минкова К.В. Особенности формирования русинской диаспоры в США в конце XIX в. // Русин. 2016. № 1 (43). С. 128-144. DOI: 10.17223/18572685/43/9
Данилец 2014 - Данилец Ю.В. К истории православия в Угорской Руси накануне Первой мировой войны (по материалам американской газеты «СвЪть») // Русин. 2014. № 3 (37). С. 9-21.
Дымова 2013 - Дымова М.Г. Издательская деятельность Русской православной миссии в США и Канаде: история и современность (18962006 гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2013. 25 с.
Медэши 2007 - Медэши Л. Америцки руснаци през свою пресу // Русин. 2007. № 2 (8). С. 156-182.
Русское православное 2016 - Русское православное кафолическое общество взаимопомощи - Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Русское_православное_кафолическое_общество_ взаимопомощи (дата обращения: 09.10.2016).
Хайруллина 2004 - ХайруллинаП.А. Русская Православная Церковь в США: поиск путей модернизации и деятельность святителя Тихона (Беллавина) (последняя треть XIX - начало XX в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2004. 32 с.
Шапка 2007 - Шапка Р. Краткий очерк истории «твердых» русинов в Канаде // Русин. 2007. № 3 (9). С. 146-156.
Шапка 2009 - Шапка Р. Общины, основанные «твердыми» русинами в Канаде // Русин. 2009. № 1 (15). С. 53-65.
REFERENCES
Brady, J. (2012) Transnational conversions: Greek Catholic migrants and Russky Orthodox conversion movements in Austria-Hungary, Russia, and the Americas (1890-1914). PhD thesis. University of Pittsburgh. [Online] Available from: http://d-scholarship.pitt.edu/11919 (Accessed: 1st December 2016).
Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society in U.S.A. (1913) By-Laws of Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society in U.S.A. 1913. [Online]. Available from: http://rolandanderson.se/rocmabylaws.php (Accessed: 17th November 2016).
The New York Times. (1918) Carpathians to organize. 28th June.
Custer, R. D. (2008) Carpatho-Rusyns in Nothern Pennsylvania. Munhall: Carpatho-Rusyn Society.
Dyrud, K.P. (1992) The quest for the Rusyn soul: the politics of religion and culture in Eastern Europe and in America, 1890-World War I. Philadelphia: Balch Institute Press.
The New York Times. (1918) Slavs anxious to fight. 30th June.
Akimov, Yu.G. & Minkova, K.V. (2016) The specificity of Rusin diaspora formation in the United States in the late 19th century]. Rusin. 1 (43). pp. 128-144 (In Russian). DOI: 10.17223/18572685/43/9
Danilets, Yu.V. (2014) To history of Orthodoxy in Ugrian Rus on the eve of WWI (a case study of an American newspaper "Svet"). Rusin. 3 (37). pp. 9-21 (In Russian).
Dymova, M.G. (2013) Izdatel'skaya deyatel'nost' Russkoy pravoslavnoy missii v SShA i Kanade: istoriya i sovremennost'(1896-2006 gg.) [Publishing activity of Russian Orthodox mission in the United States and Canada: past and present (1896-2006)]. Abstract of Diss. St. Petersburg.
Medeshi, L. (2007) Ameritski rusnatsi prez svoyu presu [American Rusins through their press]. Rusin. 2 (8). pp. 156-182.
Wikipedia. (2016) Russkoe pravoslavnoe kafolicheskoe obshchestvo vzaimopo-moshchi [Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society]. [Online] Available from: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русское_прaвослaвное_кaфолическое_ общество _взаимопомощи (Accessed: 9th October 2016).
Khayrullina, P.A. (2004) Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v SShA: poisk putey modernizatsii i deyatel'nost' svyatitelya Tikhona (Bellavina) (poslednyaya tret' XIX - nachalo XX vv.) [Russian Orthodox Church in the United States: Ways of modernization and activity of St. Tikhon (Bellavin) (the late 19th - early 20th centuries)]. Abstract of Diss. Chelyabinsk.
Shapka, R. (2007) Kratkiy ocherk istorii "tverdykh" rusinov v Kanade [A short essay on the history of the "strong" Rusins in Canada]. Rusin. 3 (9). pp. 146-156.
Shapka, R. (2009) Obshchiny, osnovannye "tverdymi" rusinami v Kanade [Communities founded by "strong" Rusins in Canada]. Rusin. 1 (15). pp. 53-65.
Глущенко Никита Андреевич - кандидат исторических наук, инженер-исследователь Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (Россия). Glushchenko Nikita - Tomsk State University (Russia). E-mail: g[oosten124@mai[.ru