УДК 070(091):271.2(091) ББК 76.01 Н 72
Новак М.В. (Недогарко)
Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории журналистики Южного федерального университета, e-mail: nmarinka@mail.ru
Бешукова Ф.Б.
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: fat8474@yandex. ru
Типологическая характеристика печати Русской православной церкви США периода XTX-XX вв.: категория «издатель-учредитель»
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматривается история и типология печати русской православной церкви на землях Северной Америки периода XIX-XX вв. Процесс формирования системы печати русской диаспоры анализируется в комплексе проблем национального сознания, веры на фоне идейно-религиозных объединений. Выявляются типоформирующие признаки эмигрантских изданий, а также вычленяется категория «издатель-учредитель». Проводится анализ типологического разнообразия иерархии церковных изданий. Резюмируется, что на современном этапе система религиозной печати продолжает развиваться, становясь более сложной, наполненной и эффективной, хотя основные типологические группы изданий в XX
в. уже в целом определились.
Ключевые слова:
Типология СМИ, журнал, газета, ежеквартальник, печать диаспоры, эмиграция, православие, униатство, епархия, экзархат, викариатство.
Novak M.V. (Nedogarko M.V.)
Candidate of Philology, Associate Professor of the Theory of Journalism Department, Southern Federal University; e-mail: nmarinka@mail.ru
Beshukova F.B.
Doctor of Philology, Professor, Head of Literature and Journalism Department, Adyghe State University; e-mail: fat8434@yandex.ru
Typological characteristic of the press of Russian Orthodox Church in the USA in the period of the 19-20th centuries: “founder-publisher” category
Abstract:
The paper deals with the history and typology of the press of Russian Orthodox Church on lands of North America in the period of the 19-20th centuries. Process of formation of system of the press of the Russian diaspora is analyzed along with problems of national consciousness and belief against a background of ideological and religious associations. The authors show the type-forming signs of emigrant editions, as well as the category of “founder publisher”. A typological variety of hierarchy of church editions is analyzed. It is inferred that at the present stage the sys-tem of the
religious press continues to develop, becoming more complicated, filled and effective though the main typological groups of editions have already been defined in the 20th century.
Keywords:
Typology of mass media, magazine, newspaper, quarterly, diaspora press, emigration, Orthodoxy, unity, eparchy, exarchate, vicariousness.
История русской православной церкви на землях Северной Америки началась задолго до начала всех волн эмиграции из России - с учреждения в 1870 г. «Алеутской и Аляскинской епархии» (прежде Новоархангельской), названной в честь одноименных островов. Изначально паства православной церкви проживала в основном на Аляске, но с конца 1860-х гг. приходы стали образовываться на остальной территории континента, куда прибывали первые граждане Российской империи, привлеченные богатыми возможностями промысловой деятельности. В 1872 г. кафедра епархии была перенесена в г. Сан-Франциско (шт. Калифорния).
В 1891 г. епископ Алеутский Владимир (Соколовский-Автономов) воссоединил со своей церковью приходы униатского священника Алексия Товта. Это знаменательное событие привело и к значительному расширению русской колонии. Росту епархии способствовало также увеличение с конца XIX в. притока в США православной славянской эмиграции. На новый уровень развития епархия вышла в годы управления ею святителем Тихоном (Беллавиным) в конце XIX - начале XX вв.
Как мы уже отмечали, «в последние десятилетия в гуманитарной науке заметно активизировалось изучение различных сторон жизни русской диаспоры в Америке» [1: 109]. Период с конца 80-х по начало 90-х гг. XIX в. становится началом зарождения системы религиозной печати русскоязычной эмиграции в Америке. Становление ее происходило, безусловно, с использованием богатого опыта издательской деятельности Русской православной церкви в России, хотя он не мог полностью соответствовать церковной периодике метрополии. Под влиянием условий диаспоры сложилось новое сознание, выросли поколения людей, воспитанных в иных традициях, да и положение церкви в эмиграции значительно отличалось от того, которое она занимала в России - как в старой, так и в новой, советской. И это особое положение РПЦ в Северной Америке наложило отпечаток на ее отношение к прессе, которая была эффективным средством воздействия на разнородную эмигрантскую массу.
Формирование системы печати РПЦ относится к концу XIX в., и уже к началу нового столетия церковь стала располагать сетью периодических изданий, призванных выполнять весь комплекс стоящих перед нею задач, рассчитанных на самые разные группы населения. При этом вполне востребованным оказался богатый опыт церковной журналистики, наработанный в Российской империи. Прежде всего, об этом свидетельствуют особенности формирования самой структуры периодической печати РПЦ. Развитие этой системы происходило не только на количественном, но и на пространственном уровне, так как к концу XIX в. церковные журналы и газеты начали выходить не только в Нью-Йорке - признанном религиозном центре страны, - но и во многих других городах расселения славянской эмиграции: Сан-Франциско, Чикаго, Питтсбурге, Детройте и т.д.
Для того чтобы полнее охарактеризовать систему русскоязычной прессы, выходившей в США в течение почти полутора веков, необходимо проанализировать ее с точки зрения основных требований типологического анализа. В первую очередь, следует исследовать такую типологическую категорию, как учредитель или издатель, который, по мнению
исследователя Л.Л. Реснянской, становится «ключевой фигурой в процессе развития СМИ на основе политического плюрализма и рыночной экономики» [2]. Таким образом, учредителю принадлежит основное право влиять на разработку и реализацию концепции любого издания и тем самым определять его качественные функциональные характеристики. В соответствии с такой организационной структурой в основном происходит развитие не только светской, но и религиозной печати. Однако в системе церковной периодики в более сильной степени сохраняется иерархический принцип построения системы печати. Ориентируясь на выделенный типоформирующий фактор и учитывая строгую иерархичность системы, православную периодику США представляется закономерным разделить на группы, рассмотренные ниже.
Вершину иерархии системы религиозной прессы представляют официальные издания церкви. Они адресованы прежде всего священнослужителям, но при этом стараются привлечь внимание и более широкой аудитории читателей, уже приобщившихся к вере. В них публикуется не только «центральный» официоз, но и материалы духовно-назидательного характера, фрагменты из святоотеческих и богословских произведений, проповеди, материалы об истории и традициях православия. Первым из них было издание, которое православная церковь основала в г. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк) - «Журнал православной церкви» («The Oriental Church Magazine»). Он издавался в 1878-1881 гг. на английском языке при первом православном приходе посольской, или консульской церкви, который был основан еще в 1870 г. В 1879 - 1881 гг. этот журнал издавался ежеквартально. Здесь публиковались многочисленные переводы церковных служб, статьи о религии, науке, литературе и искусстве. Большинство материалов служили цели распространения знаний о православии.
Следующим официальным изданием был патриархальный журнал «Американский православный вестник» («Russian Orthodox American Messenger»), который начал издаваться в США с благословения святителя Тихона (Беллавина) во время его служения на СевероАмериканской кафедре. Он выходил с перерывами в период с 1896 по 1973 гг. С 1899 г. стал официальным органом епархии Русской православной церкви в США [3]. С 1902 г. стала выходить «Правда» - ежемесячное приложение к «Американскому Православному Вестнику» на английском языке.
Другим официальным органом православной церкви стала открывшаяся в 1963 г. газета «The Orthodox Church». Весьма расширился набор печатных изданий РПЦ во второй половине XX в., среди которых к официальным изданиям можно отнести выходившие ежемесячно журналы «The Russian Orthodox Messenger» («Русский православный вестник»), «The Orthodox Herald» («Православный глашатай»), «Russian Orthodox journal» («Русский православный журнал»), а также еженедельную газету «The Orthodox Church» («Православная церковь»).
Еще в конце XIX века развернули свою деятельность церковные издания следующей ступени иерархии, в первую очередь, епархиальная печать. Это были такие издания, как «The Vigil» («Бодрствование») - епархиальный журнал православной церкви штатов Среднего Запада США, «Справочный листок» - епархиальный журнал г. Нью-Йорка, «Епархиальный листок» - ежемесячное издание Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии православной церкви.
В системе религиозной прессы русской диаспоры имелось и издание, имеющее статус международного - «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий». Этот ежемесячный церковный печатный орган РПЦ выходил в Нью-Йорке и Монреале (Канада) в
период с 1987 по 1993 гг. [4]. Для иноязычной православной паствы под патронажем сирийско-арабского архиепископа Евфимия выпускалось в 1919-1921 гг. ежемесячное «Православно-кафолическое обозрение» на английском языке.
Таким образом, можно отметить, что епархиальные газеты и журналы составляют единую типологическую группу с другими официальными изданиями, которую функционально можно обозначить как информационные духовно-просветительские издания.
Церковная периодика не ограничивается официальными изданиями епархиальных управлений. Самой значительной по количеству частью структуры религиозной печати стали издания церковных иерархических организаций более мелкого ранга. Активно развивалась приходская и обительская печать, издавали свои газеты и журналы монастыри, отдельные церкви, союзы, православные объединения и т.д. Их информационно-тематическая модель во многом отличается от основных официальных церковных изданий. Здесь нет обязательного официоза, поэтому приоритетными становятся вопросы духовного просвещения и религиозного воспитания, а также специфические вопросы, характерные для печати диаспоры в целом. А так как эти отряды печати весьма разнообразны функционально, то они и являют целый спектр различных форматов.
Значительную часть из них составляют самые легкие в наполнении и изготовлении издания листовочного типа. При храме святителя Николая чудотворца в г. Сан - Диего в 70-х гг. ХХ в. издавалась газета «Воскресный листок». Аналогичное малоформатное издание выходило также при издательстве храма «Покрова Божией Матери» РПЗЦ в г. Лос-Анджелес (шт. Калифорния). С конца 80-х гг. ХХ в. Соборный Свято-Иоанно-Предтеченский приход при Свято-Покровском храме с августа 1993 г. издавал ежемесячник «Приходская жизнь» в г. Вашингтон (округ Колумбия). «Листок Свято-Троицкой семинарии» издается в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк) с начала 2000-х гг.
Многие из названных изданий достаточно объемны, так как являются альманахами или ежегодниками. Среди них можно выделить ежеквартальный религиозно-нравственный журнал «St. Vladimir’s theological quarterly» («Свято-Владимирский теологический ежеквартальник»), издававшийся с 1952 г. При храме Христа Спасителя в г. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк) в 1983-1988 гг. выходил православный альманах «Путь» («The Way»). СвятоВладимирской духовной школой издается журнал «St. Vladimir’s newsletter», а в СвятоТихоновской семинарии дважды в год выпускается «Theological Review» и ежегодно - «The Tikhonaire» («Тихоновец»).
Свои печатные органы издают некоторые экзархаты и благочиния. Например, ежемесячный журнал «Единая Церковь» («One Church») - официальное издание Патриаршего Экзархата Русской Православно-Кафолической Церкви в Америке издавался в г. Нью-Йорк (шт. Нью-Йорк) с 1947 по 1962 гг. на русском и английском языках.
Активная издательская деятельность велась в Свято-Троицком монастыре (г. Джорданвилль) в типографии преподобного Иова Почаевского. Здесь еще в 1954-1956 гг. выходило издание «Троицкие листки: духовно-нравственное чтение для народа», а несколько позже начал издаваться «Информационный бюллетень Фонда им. о. Иоанна Кронштадтского в гор. Ютика» (г. Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк).
Значительной частью четко структурированной системы РПЦ (кроме епархий, приходов, монастырей и духовных образовательных учреждений) являются многочисленные православные братства, общины, другие объединения верующих. Например, в качестве органа церковно-общественного «Общества ревнителей памяти блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого)» издавался журнал «Верность» («Fidelity»), который сумел
организовать свои представительства в различных штатах США. «Свято-Германовское православное братство» издавало журнал «The Orthodox Word» («Православное Слово»), «Общество русских братств» выпускало издание «Truth» («Правда»).
Своими изданиями обзавелись и учреждения РПЦ, связанные с образовательной деятельностью. В 1981 г. Отделом Религиозного образования ПЦА начато издание журнала «The Orthodox Educator» («Православный учитель»). Свято-Владимирская духовная семинария издавала ежеквартальник «St. Vladimir's Seminary Quarterly» («Ежеквартальник Свято-Владимирской семинарии»). Весьма плодовитой в творческом отношении может считаться Свято-Тихоновская семинария в Южном Ханаане (шт. Пенсильвания), которая, кроме вышеупомянутых наименований периодики, выпускает издания «Свято-Тихоновский дух» («The Spirit of St. Tikhon's»), «На водах» («By the Waters») и «Свято-Тихоновский богословский журнал» («St. Tikhon's Theological Journal»).
Некоторые епархии наряду с официальными выпускают издания, которые учреждаются совместно с различными общественными организациями и частными лицами. По инициативе отца Александра Киселева, который был истинным подвижником церкви, началось издание журнала «Русское возрождение». Перебравшись после второй мировой войны из Европы в США, он основывает здесь в 1950 г. Свято-Серафимовский фонд, помогавший русским беженцам и занимавшийся воспитанием детей и студенчества. В 1978г. о. Александр организовал комитет по подготовке к празднованию 1000-летия крещения Руси, в этот же период и начал выпуск упомянутого журнала. Священник Иван Тарасевич, будучи одним из основателей и руководителем Белорусско-американской национальной рады и белорусского прихода Христа Спасителя в Чикаго, издавал русско-английский журнал «Церковный голос», газету и «Листок к белорусам» в период 1952-1961 гг.
Издания религиозного содержания могли и полностью принадлежать частному лицу, которое обычно являлось и главным редактором газеты. В большинстве случаев издатель представлял собой тип подвижника-энтузиаста, активного как в религиозной, издательско-журналистской, так и в общественной или научной деятельности. Например, в конце 30-х и в 40-е гг. XX в. Сергей Николаевич Большаков - историк церкви и журналист взял на себя труд собственноручно издавать машинописное православное информационное периодическое издание «The Bulletin» («Бюллетень») и выпустил более 30 номеров. Зеленский Евгений Васильевич (псевдоним Евгений Аренский) был не только весьма активен в свой публицистической деятельности, но также редактировал и издавал «Информационный вестник» и «Православный дневник».
К этой же группе можно отнести издания различных обществ, выражавших своей деятельностью поддержку православию. Интересна в этом отношении личность Петра Мачкова, родившегося в русинской семье, принадлежавшей к униатству, но тем не менее считавшего себя русским. Переселившись в США, П. Мачков оставался верным как России, так и унии, которую он считал «русской верой», и потому основал в г. Чикаго в 1910 г. первое Сокольское отделение Соединения Греко-кафолических русских братств. Благодаря его стараниям, движение «русского сокольства» [5] стало привлекать в свои ряды русинов-униатов, чему немало способствовала газета «Сокол соединения», являвшаяся приложением к газете «Американский русский вестник». С 1914 г. «Сокол соединения» стал самостоятельным изданием, которое П. Мачков редактировал почти полвека.
Подавляющее большинство редакторов и издателей, конечно же, являлись священнослужителями: «Эмигрантский листок» редактировал с 1909 г. епископ А. Немоловский; православная газета «Русский Эмигрант» издавалась с 1911 г. под редакцией
Гавриила Доброва и архиепископа Александра Немоловского; газету «Голос Церкви», выходившую с октября 1917 г., - священник Пиотровский; «Новая Россия» выходила в 1917
г. в Питтсбурге под редакцией священника Авророва; «Школьник» выпускался в 1917 г. в Нью-Йорке группой православного духовенства.
Даже в среде церковных изданий в период бурных событий начала XX в. явно прослеживалась тенденция стать консолидирующим началом вокруг той или иной политической идеи, хотя для православной периодики в целом это явление достаточно редкое. Газету «Русские новости», которую Н. Ломакин, бывший не только священником, но и нотариусом, типографом и книготорговцем, издавал в г. Питтсбурге в 1913 г., русские социалисты даже прозвали «церковно-прогрессивной оберткой для селедок» [6] за проводимый ею политический курс. Издание «Прямые роги», которое курировал священник А. Кукулевский, с 1917 г. вело борьбу с анархистами и социалистами. Полковником Николаем Павловичем Рыбаковым с 1933 по 1973 гг. издавалась в Нью-Йорке еженедельная монархоцерковная газета «Россия», которая печаталась с использованием дореформенной орфографии и поддерживалась реакционными группами русской эмиграции. Кроме освещения религиозной проблематики она целенаправленно проводила мысль о монархии как единственном пути восстановления исконной российской государственности.
Сами церковные организации, а также люди, выражавшие поддержку православию, часто становились инициаторами создания, либо активными членами различного рода общественных организаций, игравших весьма заметные роли в жизни русскоязычной диаспоры США. Еще в 1895 г. одной из первых была организована еженедельная русско-малорусская газета «Свет» - «Svit» («The Light»), ставшая в 1903 г. официальным органом «Русского Православного Общества Взаимопомощи». Периодическое издание «Рассвет» выходило в качестве «Органа Российских Прогрессивных Союзов и КультурноПросветительных Организаций». Журнал «Ревнитель Православия» («Zealot of the Christian Orthodoxy») был основан в декабре 1913 г. и служил одновременно органом двух организаций - «Общества ревнителей православия в Америке» и «Русского православного женского общества».
В целом, в течение рассматриваемого периода организации самого различного характера отметились своим участием в издательской деятельности: среди них
«Национальный русский студенческий христианский союз», «Русское эмигрантское общество», «Общество русских братств», «Федерация русских православных клубов», «Тихоновское православное русское общество», «Федерация русских клубов Америки», а также многочисленные русские православные братства.
На современном этапе система религиозной печати продолжает развиваться, становясь более сложной, наполненной и эффективной, хотя основные типологические группы изданий в XX в. уже в целом определились.
Примечания:
1. Недогарко М.В., Бешукова Ф.Б. Национальный состав и политическая ориентация первых изданий «русской печати» США // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2011. Вып. 3 (82). С. 108-113.
2. Реснянская Л.Л. Особенности формирования системы современной периодики. М., 1996. 248 с.
3. Журнал несколько раз менял названия: с сентября 1896 по август 1897 г. -«Православный американский вестник», в 1930 и 1936-1973 гг. - «Русско-американский православный вестник». С 1897 г. включал тексты на английском языке, которые с 1902 по сентябрь
1910 г. оформились в ежемесячное приложение «Russian Orthodox American Messenger» («Русский Православный Американский Вестник»).
4. Монреальская и Канадская епархия ПЦА была создана в 1927 г. в составе русской «Американской митрополии» как викариатства для арабских приходов Канады.
5. «Русское сокольство» - движение в Российской империи, созданное по образцу чешского, целью которого было проведение спортивных тренировок и воспитание физически крепких людей. После Октябрьской революции 1917 г. Союз русского сокольства распался, и возникли русские Сокольские общества в эмиграции - в том числе в США.
6. Okuntsov I.K. History of Russian Emigration to North and South Americas. Buenos Ayres. URL: http://www.ingaclemens.com/history/index.htm.
References:
1. Nedogarko M.V., Beshukova F.B. National structure and political orientation of the first editions of «Russian press» of the USA // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2011. Iss. 3 (82). P. 108-113.
2. Resnyanskaya L.L. The specific features of formation of the modern periodical press system. M., 1996. 248 pp.
3. The magazine changed names several times: since September 1896 till August, 1897 it was «The Orthodox American bulletin», in 1930 and in 1936-1973 - «The Russian-American orthodox bulletin». Since 1897 it included texts in English which since 1902 till September, 1910 were issued in the monthly appendix «The Russian Orthodox American Bulletin».
4. The Montreal and Canadian eparchy of the Russian Orthodox Church of America was established in 1927 as a part of the Russian «American metropolitanate» as vkarage for the Arab parishes of Canada.
5. «The Russian Sokol movement» - a movement in the Russian Empire, organized on the sample of the Czech movement, that was aimed at sports trainings and education of physically strong people. After the October revolution of 1917 the union of the Russian Sokol movement broke up, and the Russian Sokol societies in emigration appeared, including the USA.
6. Okuntsov I.K. History of Russian Emigration to North and South Americas. Buenos Ayres. URL: http://www.ingaclemens.com/history/index.htm.