Набиева Земфира Рустамовна
Устав города Каффы (Феодосия) 1449 года о полицейской службе в городе и окрестностях (к 300-летию российской полиции)
В статье приводятся сведения о прототипе регулярной полиции европейского типа, который локально существовал на современной территории Российской Федерации (Южный Крым) в XIV-XV вв. Деятельность службы охраны порядка была строго регламентирована письменными документами Генуи и Каффы, а также указаниями консула Каффы и местной администрации Империи Джучидов (Золотой Орды), кроме того, она контролировалась чиновниками разного уровня и самими жителями. По ключевым вопросам обороны служба охраны порядка подчинялась военному начальнику, а в таможенном деле признавался приоритет чиновников ханской администрации.
Ключевые слова: государство, становление полиции, правовая сфера, высшее должностное лицо, казна.
Charter of the city of Kaffa (Theodosius) in 1449 on the police service in the city and its environs (on the occasion of the 300th anniversary of the Russian police)
Data that the prototype of regular police of the European type locally existed in the modern territory of the Russian Federation (the Southern Crimea) in the 14-15th centuries are provided in article. Activity of security service of an order was strictly regulated by written instruments of Genoa and Kaffy and also instructions of the consul Kaffy and local administration of the Empire of Dzhuchidov (Golden Horde), besides, she was controlled by officials of different level and inhabitants. In key questions of defense of security service of an order I submitted to the military chief, and in customs affairs the priority of officials of hansky administration was recognized.
Key words: state, formation of police, legal sphere, management official, treasury.
Становление полиции в нашей стране традиционно связывают со знаменитыми «Пунктами» Петра I. Однако мы знаем, что специализированные органы и должностные лица, отвечающие за поддержание общественного порядка, борьбу с преступностью и пожарную безопасность появились в Московской державе задолго до XVIII в.
Более того, если мы будем искать корни полицейской службы в древнейших упоминаниях о регулярной внутренней службе за оплату, «кормление», то заметим, что российская служба охраны порядка опирается на традиции других держав и государств.
Уже в списках «Русской правды» мы встречаем древнейшую должность тиуна, варианты которой (тудун) упоминаются во многих тюркских государствах еще со времен гуннов и тюркских каганатов.
В описаниях Московского централизованного государства упоминались такие восточные должности, исполнявшие «полицейские» функции, как ярыжки, ясаулы и бирючи. Ученые-
ориенталисты насчитывают несколько десятков тюркских заимствований в русском лексиконе правовой сферы. И этот факт является одним из свидетельств непрерывной преемственности в развитии государственных структур на территории СНГ и Российской Федерации.
Существует фактический материал, свидетельствующий о том, что на современной территории Российской Федерации регулярные полицейские службы и должности европейского типа фиксируются как минимум с XIV в.
Более того, эти службы руководствовались рецепиированным римским правом периода глоссаторов, и даже названия некоторых должностей, институтов и отношений были схожи с современными нам [1, с. 137-146]. Перед тем как приступить к исполнению своих обязанностей, они публично приносили присягу. Известно также, что они получали заработную плату.
Это служащие (официалы) генуэзской колонии на территории Южного Крыма - полицейские города Каффа (Феодосия). Их служба, права, ограничения и обязанности нашли отра-
118
жение в уставах Каффы, а также в ряде других документов, в том числе и бухгалтерских книгах - массариях.
Город Каффа был основан на арендованной (по другой версии - выкупленной)территории -небольшой части Феодосийского залива, относившегося к крымскому округу Солхат Государства Джучидов (Золотой Орды). Время основания Каффы Н.Н. Мурзакевич вслед за итальянцами ориентировочно относил к 1266 г. [2, с. 5-8]. Первоначально это была неукрепленная колония, располагавшаяся на относительно небольшой площадке, примерно соответствовавшей границам внутренней крепости.
Со временем город стал разрастаться не только в итальянской части, но и в «инородческой», заселенной армянами, евреями, татарами и др. Разные районы города и его округа находились под разными юрисдикциями, в связи с чем полицейские обязанности исполняли и контролировали различные должностные лица. Например, итальянской частью руководил генуэзец, представителем сарайского руководства мог быть эмир, сельской округой правил тиун (титанус) солхатского правителя, который регулировал жизнь «ханлюков» - подданных хана.
Высшим должностным лицом в городе и округе был консул. Ему подчинялся комендант внутренней крепости, обладавший максимальными военными и полицейскими полномочиями в центральной части города. Его должность называлась капитанео. В XV в. эта должность стала называться на современный лад - пре-фекто. Он, как и консул, относился к элите Генуэзской республики, находился на окладе по фиксированной ставке и считался командированным в составе каффинской администрации. Его присылали на два года из Лигурийской республики для руководства итальянскими профессиональными солдатами, которые также находились на государственном окладе.
Так, командир, ответственный за башню с воротами внутренней крепости, получал 250 аспров (серебряных монет) в месяц, и ему подчинялись итальянские вооруженные охранники. В статье «О полицейских служителях» они называются БегмепИЬиэ [3, с. 699]. Начальник проездной башни внешней крепости получал 150 монет. Службу на проездной башне несли четыре наемника из местных (возможно, тюрков), так называемые оргузии (НогдиэиБ) [3, с. 701].
Смотритель башни внешних ворот назначал жителей предместья на ночные дежурства
и был наделен правом накладывать штраф в 1 аспр на уклоняющихся от наряда. Он имел право получать по одному полену с воза для обогрева караула оргузиев [4, с. 702]. Оргузии также несли службу по охране предместий и в сельских районах.
В некоторых других документах (уставы зависимых городов и массарии) упоминается, что на службе в Каффе были и казаки (это первые упоминания о казаках). Некоторые ученые полагают, что они же были и оргузиями [4, с. 122123], которые нанимались на службу в полном вооружении, с конем и плащом (буркой). Их заработная плата составляла 120 монет [3, с. 699-700].
В статье «О начальнике оргузиев» (СарИатео НогдиэИогит) указывается, что он получал от казны хорошего коня и 150 аспров в месяц. Начальник оргузиев был обязан сопровождать консула при его выездах из города с командой оргузиев или без них [3, с. 699].
Кроме военного коменданта, за порядок в городе отвечал чиновник с чином кава-лерио. Видимо, это его в русском тексте «Устава» называет переводчик (В.Н. Юр-гевич) «полицмейстером» и «полицейским приставом».
Примечательно, что, кроме задержания преступников и борьбы с нарушителями общественного порядка, они исполняли обязанности по осуществлению контрольно-пропускного режима и исполнению наказаний. Кроме того, и полицмейстер (кавалерио), и комендант особое внимание должны были уделять освещению главных улиц, своевременному погашению всех огней, запиранию ворот ночью и другим противопожарным мероприятиям.
Известно, что у полицейского пристава должен был быть заместитель, назначаемый консулом [3, с. 711].
Полицейский пристав не имел права ночью после последнего колокольного звона выходить за ворота Каффы, когда они будут заперты, как со своими служителями, так и без них. Его служители (БегаепНЬиэ) также не могли выходить ночью за городские ворота самостоятельно под угрозой штрафа, который назначался по приговору синдиков. Кроме командированных из Генуи синдиков в качестве лиц, обладавших судебной властью (судьи), упоминались и магистраты [3, с. 763].
Ночная стража подчинялась военному начальнику города (капитанео), без которого ночью никто не был вправе вмешиваться в ее
119
службу, в том числе пристав (кавалерио) или кто-либо из его служителей.
Пристав был обязан прилежно караулить в крепости с половиной своих людей до полуночи, после того как ворота будут заперты, а с другой половиной людей - до рассвета. Он не мог «отменить этого порядка без разрешения консула» [3, с. 711].
Полицейские имели дополнительные, косвенные законные доходы, связанные со службой. Получая заработную плату от казны, официалы имели определенные сдельные «трудовые доходы». Так, в главе «О Capitaneo, военном начальнике города Кафы, его обязанностях и доходах» отмечается следующее:
за поимку раба в радиусе 1 мили от стен capitaneo получает от хозяина раба «не более 50 аспров»;
за каждого человека, обнаруженного и задержанного ночью после колокольного звона, полицейский получал 12 аспров;
за каждого заклейменного человека - 30 ас-пров;
за каждого мужчину или женщину, наказанных телесно, но не досмерти, а именно «за отрезание какого либо члена» - 25 аспров;
за каждого человека, повешенного, обезглавленного или казненного другим образом, -50 аспров [3, с. 714].
Кроме того, капитанео должен был следить за огнем (освещение и обогрев) и ловить по ночам гуляк. Проституток ночью не ловили, преследовалась лишь их демонстративная деятельность днем.
От каждого питейного дома, найденного ночью после колокольного звона открытым и освещенным, капитанео имел 15-20 аспров, которые получал от содержателя питейного дома.
Примечательно, что сам капитан имел право владеть 1-2 питейными заведениями, в которых, в отличие от других, разрешалось поддерживать огонь ночью и принимать посетителей, или патронировать над ними. Таким образом, его корчма была вне конкуренции.
Согласно «Уставу для генуэзских колоний в Черном море» на вино полицейским и солдатам выделялось 12 аспров в месяц. Ежегодным подарком полицмейстеру (приставу) из казны был шелковый материал (камка) на 80 аспров. Ежегодный подарок полицейскому приставу от консула составлял 200 аспров. Ежегодный подарок полицейскому приставу за освещение берега - 200 аспров [3, с. 707; 709, 711].
Добросовестность полицейских поддерживалась рядом ограничений, обеспеченных
большими штрафами и отточенной системой контроля и доносительства. Информатор получал 1/3 от величины штрафа, поэтому ему было выгодно сообщать о крупных проступках должностных лиц, которые не имели шансов уйти от обязательного расследования и наказания.
В Уставе отдельно оговаривалась недопустимость так называемого присвоения военными и полицейскими начальниками судебных прерогатив [3, с. 715-717]. В связи с тем, что жители стремились разрешить спор или конфликт быстро, во внесудебном порядке, они нередко обращались к полицейскому начальнику. Оговаривалось, что он не может требовать, домогаться и получать ничего от человека, подвергнутого пытке, а также от общины «за эту самую пытку».
Нарушения самого капитана наказывались каждый раз штрафом в размере 2 сомов (слиток серебра весом около 200 г., обращавшийся в Империи Джучидов в качестве крупного денежного измерителя, исходного для всех остальных), а рядовой служитель, допустивший превышение полномочий, отстранялся от службы.
Официалам запрещалось принимать в подарок лошадь, вино, дрова и т.п. и следовало ограничиваться только тем, что положено по смете. Запрещалось им и вывозить в Италию нажитое в Крыму имущество. Требовалось также ежегодно менять переводчиков путем утверждения их у консула и Совета старейшин [3, с. 717].
Власть Генуи и Каффы не распространялась на сбор и контроль въездных пошлин (сотепЫо). Этому ограничению посвящена отдельная статья «О том, чтобы никто не вмешивался в сбор пошлин, производимый канлю-ками» [3, с. 717].
Интересна также местная новелла в плане правовой культуры. Публичное сообщение о требованиях Устава оглашалось в ратуше, на базарах и в других общественных местах на латинском и татарском языках [3, с. 718].
Таким образом, деятельность полиции была строго регламентирована письменными документами Генуи, Каффы, а также указаниями консула Каффы и местной администрации Империи Джучидов.
Служебная деятельность полицейских надежно контролировалась чиновниками разного уровня и самими жителями. Функции и компетенции полиции не были полностью обособлены от других служб: по ключевым вопросам обороны она подчинялась военно-
120
му начальнику, а в таможенном деле признавался приоритет чиновников ханской администрации.
Итак, знакомство с письменными источниками Генуи позволяет сделать вывод о том, что
1. Набиев Р.Ф., Набиева З.Р. Интеграция правовых систем Империи Джучидов и итальянских городов-государств на территории Каффы (Феодосии) // Ученые записки КЮИ. 2017. Т. 2(4).
2. Мурзакевич Н.Н. История генуэзских поселений в Крыму. Одесса, 1837.
3. Юргевич В.Н. Устав для генуэзских колоний в Черном море // Записки Одесского общества истории и древностей. 1863. Т. 5.
4. Катюшин Е.А. Феодосия. Каффа. Кефе: Исторический очерк. Феодосия, 2007.
регулярная полиция европейского типа локально существовала на территории Российской Федерации в XIV-XV вв. - в ее крымской колонии Каффе и зависимых населенных пунктах.
1. Nabiyev R.F., Nabiyeva Z.R. Integration of systems of law of the Empire of Dzhuchidov and the Italian city-states in the territory of Kaffy (Feodosiy) // Scientists of a note of Kazan Law Institution. 2017. Vol. 2(4).
2. Murzakevich N.N. History of the Genoa settlements in the Crimea. Odessa, 1837.
3. Yurgevich V.N. The charter for the Genoa colonies in the Black Sea // Notes of the Odessa society of history and antiquities. 1863. Vol. 5.
4. Katyushin E.A. Feodosiya. Kaffa. To Kefa: Historical sketch. Feodosiya, 2007.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Набиева Земфира Рустамовна, соискатель Казанского юридического института МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Z.R. Nabieva, Competitor of the Kazan Law Istitution of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
121