УДК 930.85:398.331(450.421 + 477.75)"14..
Шаповалов Сергей Николаевич
Shapovalov Sergey Nikolayevich
кандидат исторических наук,
преподаватель кафедры истории и культурологии
Кубанского государственного университета
PhD in History, Lecturer, History and Cultural Science Department, Kuban State University
ПРАЗДНИКИ
В КРЫМСКИХ ФАКТОРИЯХ ГЕНУЭЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В XV В.
THE HOLIDAYS IN THE CRIMEAN TRADING STATIONS OF THE REPUBLIC OF GENOA IN THE 15th CENTURY
Аннотация:
Summary:
В статье предпринята попытка реконструировать праздники, отмечавшиеся в крымских факториях Генуэзской республики в XV в. Для этого привлечены предписания и декреты республики. Рассмотрены особенности организации и проведения католических праздников, а также торжества в честь местных святых и покровителей генуэзской общины.
The article makes an attempt to reconstruct the holidays celebrated in the Crimean trading stations of the Genoa Republics in the 13th century. For this purpose in view the regulations and decrees of the Republic are reviewed. The author also considers features of organization of Catholic holidays and celebrations in honor of local sacred and patrons of the Genoa community.
Ключевые слова:
аспр, Генуэзская республика, иллюминация, католический праздник, Каффа, Солдайя, торжество, угощение, фактория, Чембало.
aspr (silver coin), Genoa Republic, illumination, Catholic holiday, Kaffa, Soldaiya, celebration, entertainment, trading station, Chembalo.
Keywords:
В период Средневековья Генуэзская республика была одним из наиболее развитых в экономическом плане европейских государств. Ее могущество базировалось на сильном торговом и военном флоте, многочисленных заморских владениях, умелой дипломатической политике, демократическом республиканском устройстве, отвечавшем интересам купеческой элиты. Развитие морской торговли позволило Генуэзской республике установить контроль над коммуникациями в значительной части Средиземноморского региона и «прибрать к рукам» стратегически важные пункты.
Торговые интересы Генуи распространялись не только на Средиземноморский бассейн, но и на акваторию Черного и Азовского морей. Здесь они наталкивались на противодействие со стороны Византийской империи, ревниво оберегавшей свои сухопутные и морские владения. Однако во второй половине XII в. Генуэзская республика все же добилась от Византии разрешения на плавание и торговлю в Черном море [1, с. 74].
Генуэзцы упрочили свое положение на Азовском и Черноморском побережье основанием факторий. Они представляли собой укрепленные поселения, торговые центры, возникшие в XII-XIII вв. [2, с. 272]. Фактории использовались купцами для контроля над транзитной торговлей между Востоком и Западом, вывоза в метрополию продуктов сельскохозяйственного производства, различного сырья и других товаров, поставлявшихся с Северного Кавказа и русских земель, а также дальнейшего расширения сферы влияния Генуэзской республики.
Среди генуэзских факторий большое значение имела Каффа, располагавшаяся на Крымском полуострове. Постепенно она стала экономическим и административным центром Генуи в Черноморском бассейне. Как отмечают А.Г. Еманов и А.И. Попов, «коммуна Каффы опиралась на сеть крупных и мелких пунктов, служивших складочно-перевалочными местами на пути дальнейшего продвижения товаров. В большинстве из этих пунктов оформился консулат с прямым или косвенным подчинением Каффе, в некоторых - временные консульские представительства» [3, с. 77].
Население Каффы и других факторий отличалось полиэтничным характером. В них проживали генуэзцы, черкесы, татары, русские, евреи, армяне, греки и представители других народов. Их взаимодействие было обусловлено совместными политическими и торговыми интересами.
Генуэзцы воспроизводили в своих факториях привычный образ жизни, форму политического устройства, законодательную и судебную практику. Деятельность факторий строго регламентировалась специальными постановлениями, предписаниями и декретами. Они охватывали все сферы жизнедеятельности факторий, в том числе систему праздников. Обращение к подобным регламентирующим документам позволяет частично реконструировать праздники, отмечавшиеся в крымских факториях Генуэзской республики в XV в.
Одним из них является декрет дожа Томмазо ди Кампофрегозо и Совета старейшин Генуи о том, какие праздники следует отмечать в Пере и Каффе как нерабочие дни [4]. Документ датирован 4 января 1440 г. В нем предписывалось, чтобы все народы (латиняне, греки, армяне, евреи и другие), которые населяли Перу и Каффу, вне зависимости от исповедуемой ими религии и соблюдаемых обрядов знали, в какие дни можно работать, а в какие необходимо отдыхать. Упомянутые в декрете праздники считались священными днями для всех, их нужно было проводить, воздерживаясь от всякой службы и работы. В остальные дни и праздники народы, населявшие Каффу и Перу, были вольны самостоятельно решать, трудиться им или праздновать. Консулу Каффы и подесте Перы поручалось, чтобы они велели населению нерушимо соблюдать этот декрет под угрозой кары [5, с. 230].
К числу выходных дней относились все воскресенья, а также помесячный список праздников. Всего декретировался 51 католический праздник. Наибольшее число празднеств приходилось на декабрь. В этом месяце жители Каффы и Перы отмечали 9 католических праздников: дни св. Николая, Амбросия, Лючии, Фомы, Стефана, евангелиста Иоанна, Праведников, Сильвестра, а также Рождество. Наименьшее количество праздников выпадало на февраль (Очищение блаженной девы Марии и день св. Матфея) и апрель (дни св. Георгия и Марка).
Как следует из приведенного перечня праздников, в их число попали дни памяти святых покровителей Генуэзской общины: св. Георгия и Лаврентия, а также апостолов Симеона и Фаддея (Иуды), что убедительно свидетельствует о стремлении руководителей республики к большей церковной самостоятельности.
Незначительное число праздников отмечалось в течение нескольких дней. Например, Воскресение и Троицу предписывалось праздновать вместе с двумя последующими днями. В некоторые праздники воздержание от всякой службы и работы воспрещалось лишь до завершения церковной службы (день св. Григория, день Поминовения св. Петра и другие).
Часть праздников полностью совпадала с православными, другие не совпадали по датам, некоторые полностью отсутствовали в православном церковном календаре рассматриваемого периода. Армянские, мусульманские и иудейские праздники никак не отражались в декрете, но они не запрещались и допускались сверх общеобязательных католических праздников [6, с. 228]. Таким образом, с 1440-х гг. в Каффе ежегодно должны были отмечать 51 католический праздник, не считая местных праздников.
Как именно проводились празднества в крымских факториях, можно узнать из Устава для генуэзских колоний в Черном море. Он был издан в Генуе 28 февраля 1449 г. [7, с. 632]. В нем упоминается об издержках на праздники в Каффе, Чембало и Солдайе. Консулу Каффы вместе с управляющими советом старейшин, советом казначейства и попечительным комитетом разрешалось тратить ежегодно из сумм казначейства от 1000 до 2000 аспров на все праздники и увеселения, которые они сочтут нужными [8]. В случае превышения установленных сумм ответственные должностные лица должны были покрыть расходы из собственных средств. Остальные фактории довольствовались более скромными расходами на праздники.
Из сумм каффинского казначейства ежегодно должны были отпускаться средства на покупку четырех восковых свечей ценою в 80 аспров в дни следующих праздников: Рождества, Богоявления, Воскресенья, Пасхи, Иоанна Крестителя, Тела Христова (восемь свечек ценою в 160 аспров), Марии Магдалины, пресвятой Девы Марии (в феврале и марте), Всех Святых, пресвятой Марии (в августе и сентябре), Сошествия Святого Духа, святых Антония, Фабиана и Севастьяна, Георгия, Лазаря, Петра и Павла, Якова, Доминика, Лаврентия, Франциска, Симона и Фаддея, Михаила, Николая, Креста, Агнессы, Клары, Екатерины. Получается, что казначейство только на одни свечи расходовало 2480 аспров.
Свечи отправлялись в соборную каффинскую церковь Св. Агнессы, а также церкви Марии Магдалины, Пресвятой Марии на базаре, Св. Антония, Лазаря, Иоанна Крестителя, Петра и Павла, Якова, Доминика, Лаврентия, Георгия, Клары, Креста, Михаила, Франциска, Николая и Св. Екатерины [9, с. 704-709]. Простой перечень церквей свидетельствует о высокой развитости религиозной жизни в главной генуэзской фактории.
Очень торжественно в Каффе праздновали сочельник и само Рождество (25 декабря). На эти цели казначейство ассигновало 1570 аспров. Из этой суммы почти треть выделялась комитету благотворительности (500 аспров). Остальные деньги расходовались на подготовку к празднику и его проведение. Для полицейских служителей, солдат, свиты консула, рассыльных и трубочистов покупали вино и угощение в виде пряников, яблок, винограда и напитков (по всей видимости, более крепких, чем вино). Более изысканные угощения закупались для консула и его приближенных во дворец. Они включали в себя вино и мальвазию, плоды изюма, миндаль и конфеты. Праздничный стол во дворце обходился в 570 аспров [10, с. 708-709].
Празднование Рождества не ограничивалось церковными обрядами, а включало вполне светские увеселения. Среди них иллюминация, которая создавалась путем разжигания дров и больших бревен. На ее подготовку уходило достаточно много усилий и средств. При наступлении темноты устраивался также фейерверк.
В Чембало и Солдайе сочельник и Рождество были менее затратными для казначейства. Из обязательных расходов предусматривалось выделение денег на воск и восковые свечи, вино, ужин в сочельник и праздник Рождества, а также иллюминацию. На вино, ужин и иллюминацию в Чембало тратили 250 аспров. Еще 50 аспров расходовали на милостыню. В Солдайе ужин в сочельник обходился в 120 аспров.
Праздник Богоявления (6 января) в Каффе ежегодно обходился в 487 аспров. Он сопровождался исключительно религиозными обрядами. В этот день во дворце консула пели греческие священники, которые получали за это вознаграждение. Католическим пресвитерам также выдавали деньги, но они пели на улице перед дворцом. По городу раздавался звон колоколов, за который отвечали рассыльные. Во дворце консула накрывался праздничный стол с вином и плодами. В этот день также проводился интересный обряд. После того как священники благословляли море, в него бросались мальчишки. За такой «подвиг» казначейство ассигновало средства для раздачи средневековым «моржам». В Солдайе в праздник выдавали 75 аспров священникам, а также 100 аспров на вино оргузиям (наемным конным воинам) и полицейским служителям.
Свои особенности имело празднование дня св. Иоанна Крестителя. В Каффе для торжества закупали продукты к столу: вино, вишни или изюм, щербет, а также материалы для иллюминации и фейерверка. В их числе бочки и дрова. Необходимыми предметами были кувшины для воды. В этот день полицейскому приставу в качестве подарка от имени консула выплачивалось 200 аспров. Такой же суммой его вознаграждали за иллюминацию берегов. В доход ведомства св. Антония взимали с каждого корабля на котором находилось до 25 человек сарацин - 12 аспров. Если же их на судне было от 25 до 50, то ведомство получало 25 аспров. В Солдайе накануне и в день св. Иоанна Крестителя устраивался ужин, на который ассигновалось 130 аспров. В Чембало на все издержки накануне св. Иоанна Крестителя выделялось 200 аспров.
С особым размахом в Каффе проводился праздник св. Георгия, который считался покровителем генуэзской общины. Само празднество обходилось городскому казначейству в 2530 аспров. Накануне праздника из этих средств производилась закупка вина, изюма, миндаля и зелени. Для угощения глашатаев, пристава, оргузиев и других покупали хлеб, вино и сыр, тратя на эти товары 70 аспров. На ужин консулу к столу подавали изюм, салат, уксус и вино.
Праздник, по-видимому, сопровождался скачками и конными играми и состязаниями, в которых принимал участие сам консул либо очень высокопоставленные лица. Для этого ежегодно выделялись деньги живописцам для разрисовывания герба (скорее для обновления засохшей краски, что было принято при проведении состязаний), а также на цветную материю для конской скачки и на покупку шпор. Указание на одну пару шпор наводит нас на мысль, что их покупали для очень важного лица, возможно самого консула. После окончания скачек шпоры вручались во владение местному викарию. Сообщение о покупке лисицы за 6 аспров позволяет сделать предположение об устройстве конных соревнований или импровизированной охоты.
День св. Георгия также сопровождался гонками барок. Для их украшения использовали цветную материю, атлас, красители, пряжу и тафту. Подготовка не обходилась без участия живописцев, которые обновляли герб. Приставам, глашатаям, полицейским служителям и оргузиям выдавались хлеб, вино, мясо и сыр. На ужин во дворце консула подавали вино, салат и миндаль [11, с. 709-710].
Дни святых торежственно отмечали не только в Каффе. В той же Солдайе в праздник св. Гервасия и Протасия на приношение и вино священникам выделялось 92 аспра. Празднество сопровождалось скачками, на которые расходовались 350 аспров.
Население факторий, по всей видимости, охотно участвовало в празднованиях. Для рабочих и ремесленников подготовка празднеств давала возможность дополнительного заработка. Представители других сословий могли рассчитывать на подарки, денежные выплаты и угощения. Духовенство и попечительные комитеты получали средства для раздачи милостыни и прочей помощи нуждающимся согражданам. Для торговцев праздники были источником постоянной прибыли. Наконец, для всех сословий населения предоставлялась хорошая возможность полюбоваться иллюминацией и красочным фейерверком.
Итак, в XV в. в крымских факториях Генуэзской республики торжественно отмечались католические праздники, как внесенные в обязательный перечень выходных и священных дней, так и дни, посвященные местным святым и покровителям. Празднества включали в себя религиозные обряды и светские увеселительные мероприятия. Накануне и в дни праздников раздавалась мило-
стыня и различные подарки и угощение. Не вызывает сомнения, что в генуэзских факториях отмечались и светские праздники. Поводами для них служили: вступление в должность нового консула, заключение выгодного торгового или дипломатического договора, победа в войне с внешними противниками. Однако подробности празднований светских торжеств нами не были обнаружены.
Ссылки и примечания:
1. Зевакин Е.С., Пенчко Н.С. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII и XV вв. // Исторические записки. 1938. Кн. 3.
2. Узлов Ю.А. Северный Кавказ в культурно-историческом поле евразийской цивилизации // Теория и практика общественного развития. 2010. № 1.
3. Еманов А.Г., Попов А.И. Итальянская торговля на Черном море в XIII—XV вв. // Торговля и мореплавание в бассейне Черного моря в древности и средние века. Ростов н/Д., 1988.
4. Пера - торговая колония Генуи, располагавшаяся вблизи столицы Византийской империи Константинополя.
5. Карпов С.П. Что и как праздновали в Каффе в XV в. // Средние века. Вып. 56. М., 1993.
6. Там же.
7. Устав для генуэзских колоний в Черном море, изданный в Генуе в 1449 г. / пер. В. Юргевича // Записки Одесского общества истории и древностей. 1863. Т. 5.
8. Аспр - серебряная монета, чеканившаяся в генуэзской колонии Каффа в Крыму. Ее вес был около 1,1 г.
9. Устав для генуэзских колоний...
10. Там же.
11. Там же.