Ипатьевский вестник. 2024. №3 (27). С. 54-62 Ipatievsky vestnik. 2024. №3 (27). Р. 54-62
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья УДК 281.93:265
DOI: 10.24412/2309-5164-2024-3-54-62
Установление традиции
ежегодного принесения чудотворной
Феодоровской иконы Божией Матери в Буй в XIX веке
Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин), кандидат богословия, заведующий кафедрой Богословских дисциплин КоДС /
Metropolitan of Kostroma and Nerekhta PhD in Theology, Head of the Department of Theological Disciplines of Kostroma Theological seminary
Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин Дмитрий Витольдович), Костромская духовная семинария, Кострома, Россия, [email protected] 0КСГО:0000-0003-2895-9523
Аннотация. В статье публикуются материалы из архивного фонда канцелярии Святейшего Синода (Российский государственный исторический архив, г. Санкт-Петербург) об установлении традиции посещения главной святыней Костромской земли города Буя — на обратном пути в Кострому из Галича, куда чудотворная Феодоровская икона Божией Матери ежегодно приносилась с 1861 года. Указывается, что по такому маршруту икона впервые проследовала не позднее 1865 года, однако официальное разрешение на продление срока пребывания чудотворного образа вне Костромы по просьбам православных жителей Буя было преподано Святейшим Синодом в 1868 году. Публикуются тексты определений Святейшего Синода от 4/10 мая и 10/26 июля 1868 года. Приводится описание пребывания чудотворной иконы в Буе в 1904 году, излагаются сведения о предположительном времени прекращения принесения святыни в Буй в ХХ веке.
© Ферапонт (Кашин Д.В.), митр., 2024.
54
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Святейший Синод, Костромская епархия, Феодоровская икона Божией Матери, Кострома, Буй, епископ Платон (Фивейский)
Для цитирования: Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Установление традиции ежегодного принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Буй в XIX веке // Ипатьевский вестник. 2024. № 3. С. 54-62 https://doi.org/ 10.24412/2309-5164-2024-3-54-62
CHURCH-HISTORICAL STUDIES
Scientific article
The establishment of the tradition of the
annual bringing of the miraculous
Feodorov icon of the Mother of God to the Buy in the XIX century
Metropolitan of Kostroma and Nerekhta Ferapont
(Kashin Dmitry V.) Kostroma theological seminary, Kostroma, Russia, [email protected] 0RCID:0000-0003-2895-9523
Abstract. The article publishes materials from the archival fund of the Office of the Holy Synod (Russian State Historical Archive, St. Petersburg) on the establishment of the tradition of the main shrine of the Kostroma land visiting the city of Buy - on the way back to Kostroma from Galich, where the miraculous Feodorov icon of the Mother of God was brought annually since 1861. It is indicated that the icon first followed this route no later than 1865, but the official permission to extend the stay of the miraculous image outside Kostroma at the request of the Orthodox residents of Buy was given by the Holy Synod in 1868. The texts of the definitions of the Holy Synod of May 4/10 and July 10/26, 1868, are published. The description of the stay of the miraculous icon in Buy in 1904 is given, information about the estimated time of the cessation of bringing the shrine to Buy in the twentieth century is presented.
Keywords: Russian Orthodox Church, Holy Synod, Kostroma diocese, Feodorovskaya Icon of the Mother of God, Kostroma, Buy, Bishop Platon (Fiveyskiy)
For citation: Ferapont (Kashin), metropolitan of Kostroma and Nerekhta. The establishment of the tradition of the annual bringing of the miraculous Feodorov icon of the Mother of God to the Buy in the XIX century // Ipatievsky vestnik. 2024. № . 3. Р. 54-62 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2024-3-54-62
В РАНЕЕ опубликованных статьях о традиции ежегодного принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в города Галич и Буй (напомним, что такое принесение совершалось с 1861 года и прекратилось в ХХ веке, после революционных событий в России) уже упоминалось, что между 1861 и 1889 годами программа шествия чудотворного образа Царицы Небес-
ной по Костромской губернии была дополнена посещением города Буя, после изнесения святыни из Галича1.
Основываясь на имевшихся в нашем распоряжении архивных материалах — в частности, на представлениях об изменениях в графике движения иконы по пути ее перенесения, подававшихся в Святейший Синод епископом Костромским и Галичским Августином (Гуляницким) в 1889 году2 и епископом Костромским и Галичским Виссарионом (Нечаевым) в 1903 году3, мы первоначально полагали, что решение о посещении чудотворным образом города Буя принималось на епархиальном (но не на общецерковном) уровне: оба костромских архипастыря заявляли об этом как о традиционном явлении, однако не ссылались на какие-либо документы. С другой стороны, при установлении обычая принесения иконы в Галич — в 1861 году — Буй в маршрут движения иконы не включался. Однако последующие изыскания в архивных фондах Святейшего Синода позволили более точно определить и время, и обстоятельства установления ежегодного принесения главной святыни Костромской земли в Буй. Судя по всему, впервые Феодоровская икона Богоматери посетила Буй в 1865 году — и, действительно, такое принесение было епархиальной инициативой; но в 1868 году Святейший Синод специально рассмотрел этот вопрос и внес изменения в график перенесения чудотворного образа.
27 декабря 1867 года епископ Костромской и Галичский Платон (Фивей-ский) направил в Святейший Синод донесение, озаглавленное: «О разрешении увеличить срок времени для перенесения чудотворной Феодоровской иконы Богоматери из города Костромы в город Галич и обратно чрез город Буй». В данном документе говорилось:
«Указом Святейшего Синода 1860 года 28-го июня за № 29274 по просьбе жителей города Галича разрешено приносить чудотворную Феодоровскую икону Богоматери из костромского кафедрального собора в город Галич.
Ныне жители города Буя взошли прошением, чтобы на возвратном пути из Галича в Кострому, чрез город Буй, икона была оставляема в городе Буе на двое суток для поклонения ей и приглашения в домы усердствующими.
По рассмотрении обстоятельств дела сего Костромской консисторией определено:
Жители города Буя в прошении, поданном епархиальному начальству, выразили усердное желание о назначении двух суток для пребывания в их городе
1 Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 1 // Ипатьевский вестник. 2021. № 1. С. 67; Он же. Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 2 // Ипатьевский вестник. 2021. № 2. С. 55; Он же. Традиция принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в города Галич и Буй в XIX-XX веках // Ипатьевский вестник. 2022. № 3. С. 54.
2 РГИА. Ф. 796. Оп. 170. Д. 1418. Л. 1-3 об.
3 РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Д. 2836. Л. 1-1 об.
4 Здесь консисторские чиновники, готовившие текст донесения, допустили ошибку: в действительности разрешение на принесение чудотворной иконы в Галич было дано указом Синода от 13 января 1861 года за № 149. По этому поводу 4 марта 1868 года Костромской духовной консисторией в Святейший Синод было направлено специальное объяснение (РГИА. Ф. 796. Оп. 149. Д. 1555. Л. 4).
чудотворной Феодоровской иконы Богоматери для того, чтобы иметь время и удобство принимать св[ятую] икону не только в обоих градских храмах, но и в частных домах их и жителей ближайших окрестных селений. В рапорте протоиереев костромского кафедрального Успенского собора Иоанна Беляева и Павла Островского, сопровождавших в Галич св[ятую] икону, от 12 июня 1865 года: а) изъяснено, что в городе Буе усердие к чествованию иконы таково, что в самое короткое время пребывания иконы в городе она была приглашаема для молитвословий с лишком в 60 домов, и от многих из жителей города Буя слышали выражение усердного их желания, чтобы чудотворная икона в их городе оставалась подолее, нежели теперь. б) Между затруднениями, какие вообще встречаются при следовании иконы из Костромы в Галич и обратно и на местах временного ее пребывания по удовлетворению благочестивых требований православного народа, представляется важнейшим самый срок ограниченный (всего 18 дней), в который непременно должно совершать путешествие с иконой. Посему желательно, чтобы сей срок был увеличен по крайней мере четырьмя днями. Так как к удовлетворению прошения жителей города Буя относительно назначения двух полных суток для пребывания святыни в городе Буе главным препятствием служит ограниченный срок времени (18 дней), в который должно совершиться путешествие с иконой и из которого на одно собственно перенесение иконы от Костромы до Галича, при необходимых остановках в Судиславле и других селах и селениях, лежащих на пути, употребляется три дня, а на обратном пути от Галича до Костромы, когда есть единственная возможность назначать перенесение иконы чрез город Буй, остается времени только два дня; притом время двенадцать дней, назначенное и для пребывания св[ятой] иконы в Галиче, оказалось, по опыту, недостаточным как для пребывания иконы в 13 церквах галичских во время всенощных бдений и литургий, так и для удовлетворения благочестивых желаний местных жителей принесением иконы в их домы для молитвословий; то оказывается необходимым помянутый срок времени увеличить еще на шесть дней, так, чтобы все путешествие с иконой продолжалось 24 дня вместо 18, и именно: начиналось средой Преполовения Пятьдесятницы, а оканчивалось субботой 7-й недели по Пятьдесятнице1, которая (суббота) и должна быть сроком возвращения св[ятой] иконы в Кострому.
Соглашаясь с консисторией о необходимости увеличить дни пребывания Феодоровской иконы Божией Матери в городах Галиче и Буе и назначить вместо осмнадцати двадцать четыре дня, имею долг представить о сем на благоусмотрение и разрешение Святейшего Правительствующего Синода»2.
Таким образом, мы можем уверенно говорить о принесении чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Буй уже в 1865 году; но желание местных жителей продлить пребывание святыни в их городе побудило епархиальное начальство обратиться к Святейшему Синоду за официальным разрешением. Разумеется, этот вопрос не представлял сколько-нибудь существенной проблемы, однако логика синодального бумагооборота требовала определенной последовательности действий. Канцелярия Синода запросила у Костромской
1 Здесь также допущена ошибка. Правильно — по Пасхе.
2 РГИА. Ф. 796. Оп. 149. Д. 1555. Л. 1-2 об.
духовной консистории копию указа о разрешении перенесения чудотворной иконы в Галич. Затем — когда требуемый документ был доставлен в Санкт-Петербург — Синод вынес следующее решение (которое можно назвать промежуточным):
«В журнале Святейшего Правительствующего Синода 18 марта / 4 мая 1868 года под № 5, Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт преосвященного епископа Костромского Платона от 18 декабря прошлого 1867 года за № 12670, коим вследствие просьбы жителей города Буя об оставлении чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, на возвратном пути из Галича в Кострому, в городе Буе на двое суток для поклонения ей и приглашения в домы усердствующими, ходатайствует об увеличении разрешенного уже Святейшим Синодом срока для ношения помянутой иконы из костромского кафедрального собора в город Галич на 6 дней, именно: вместо восемнадцати двадцать четыре дня, так чтобы путешествие с иконой начиналось средой Преполовения Пятидесятницы и оканчивалось субботой 7-й недели по Пятидесятнице \ каковая суббота и должна быть сроком возвращения св[ятой] иконы в Кострому.
Справка. Святейший Синод указом от 17 января 1861 года за № 149 разрешил, согласно ходатайству костромского епархиального начальства, ежегодное перенесение из костромского кафедрального собора в город Галич чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери с среды Преполовения Пятидесятницы до Недели святых отец, дозволив при сем в течение означенного времени выносить ту икону по желанию священнослужителей и прихожан из Преображенского собора и в другие церкви города Галича, а равно и в частные дома жителей.
Приказали: Предоставить г[-ну] синодальному обер-прокурору войти в сношение с г[-ном] министром внутренних дел и просить его уведомления, не встречается ли со стороны вверенного ему министерства препятствий на увеличение срока для перенесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери из города Костромы в город Галич и обратно чрез город Буй. Для исполнения по сему передать выписку из этого журнала в канцелярию обер-прокурора, вместе с подлинным рапортом за № 12670»2.
Министерство внутренних дел в предложении (так официально именовался документ) от 4 июля 1868 года ответило, что «со стороны министерства не встречается препятствия к удовлетворению ходатайства преосвященного Ко-стромского»3, и уже вскоре состоялось итоговое решение Святейшего Синода:
«1868 года июля 10 дня. По указу Его императорского величества, Святейший Синод слушали дело о крестном ходе из города Костромы в город Галич. Приказали: Во внимание к благочестивому желанию граждан города Буя, Святейший Синод определяет: согласно с ходатайством преосвященного Костромского, разрешить увеличение срока для перенесения чудотворной иконы Фео-
1 Повторяется ошибка, допущенная чиновниками Костромской духовной консистории. Правильно — по Пасхе.
2 РГИА. Ф. 796. Оп. 149. Д. 1555. Л. 14-14 об.
3 Там же. Л. 15.
доровской Божией Матери из города Костромы в город Галич и обратно чрез город Буй на 6 дней. О чем Костромскому преосвященному послать указ, а для сведения о настоящем распоряжении сообщить выпиской из сего определения в канцелярию обер-прокурора. Подлинное определение подписано членами Святейшего Синода и к исполнению пропущено 24 июля»1.
С этого времени и до переломных событий российской истории в ХХ веке пребывание чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Буе занимало несколько дней. Так, в 1900 году расписание предусматривало принесение иконы в Буй из Галича в субботу 19 мая, накануне Недели 7-й по Пасхе, и отбытие из Буя 24 мая, в среду седьмой седмицы по Пасхе (27 мая, в Троицкую родительскую субботу, святыня возвращалась в Кострому)2. О местонахождении святыни в Буе с вечера 20 мая и по 23 мая в том же расписании говорилось: «Феодоровская икона Богоматери пребывает в Буе в соборном Благовещенском храме, а за ранней обедней 23 мая имеет быть в приходской Воскресенской за рекой Костромой церкви»3.
Описание пребывания чудотворного образа в Буе в 1904 году сохранилось в очерках протоиерея Успенского кафедрального собора Костромского кремля Иоанна Сырцова, сопровождавшего икону и опубликовавшего свои путевые заметки в 1905-1906 годах в «Костромских епархиальных ведомостях». Отец Иоанн писал:
«Следующий ночлег предстоял уже в Буе, до которого добрались, справив молебны в попутных деревнях, в 7 У часов. Было уже темновато. К встрече св[ятой] иконы вышел за город, даже на противоположный правый берег реки Костромы, целый сонм духовенства с почтенным соборным протоиереем Г[усевы]м во главе. В вечернем мраке, при незначительном лишь освещении самодельными факелами и церковными свечами, на крутом пустынном берегу, встреча была чрезвычайно умилительна. Толпы народа по обычаю неудержимо бросились к иконе с целью прикоснуться к ней. Под гул колоколов и пения св[ятая] икона была принесена в буйский Благовещенский собор, где тотчас же началось всенощное бдение при многочисленном стечении граждан и окрестных жителей.
Город Буй — один из самых незначительных уездных городов Костромской губернии. В нем насчитывается немного больше 2 тысяч населения. Больше чем наполовину он деревянный с немощеными улицами. Местоположение города, однако, завидное. Он расположен на левом берегу судоходной реки Костромы при впадении в нее реки Вексы, вытекающей из Галичского озера. (...) Скромный в настоящее время Буй рассчитывает на блестящее будущее в виду проло-жения чрез него Вологодско-Вятской железной дороги с центральным складом товаров. Дорога, вокзал и склады уже строятся с большой торопливостью. (...)
1 Там же. Л. 16-16 об.
2 Расписание шествия с чудотворной Феодоровской иконой Богоматери в город Галич, пребывания ее в городе Галиче и обратного шествия чрез город Буй в город Кострому в 1900 году // Костромские епархиальные ведомости. 1900. 25 апреля. № 9. Отдел I, часть официальная. С. 141-142.
3 Там же. С. 142.
Наше пребывание в Буе и богослужение в соборе совпало с праздником в честь Николая чудотворца (9 мая) и тезоименитством настоятеля собора отца протоиерея Н. Гусева. В силу этого богослужение было особенно торжественно: литургию совершали два протоиерея и иерей, пел хор смешанный, которым управляет учитель-любитель с женой, поучение говорил сам отец настоятель.
В десяти верстах от Буя вниз по реке Костроме на самом берегу Костромы лежит большое и богатое село Контеево (...). В этом селе св[ятая] икона бывает лишь с 1903 года по особой просьбе местных жителей, с особого разрешения Святейшего Синода. Обыкновенно выезжают сюда с иконой из Буя с тем, чтобы воротиться в Буй, побывав по пути на короткое время в селе Воскресенском на Кореге и селе Георгиевском на реке Костроме. Контеево замечательно, между прочим, пароходной пристанью, которая в мелководье заменяет буйскую. В Контееве мы должны были переночевать, чтобы совершить служение в главном храме в честь Архангела Михаила (каменный, построен в 1834 году) и посетить многочисленные дома контеевцев и жителей ближайших деревень. Служение, по принятому правилу, было соборное, праздничное, как и везде. (...)
Распростившись с Буем 12 мая, мы направились почти прямо в Железно-боровский мужской монастырь, отстоящий от Буя в 15 верстах»1.
Ежегодное принесение чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Галич и Буй прекратилось не ранее 1919 года. В 2004 году архиепископ Костромской и Галичский (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский) Александр (Могилев) в своей книге о главной святыне Костромской земли опубликовал документ из архивных материалов Костромского епархиального совета:
«Удостоверение. С 12/25 июля по 14/27 августа текущего 1919 года, по постановлению соборного совета и с согласия преосвященного епископа Сева-стиана, управляющего Костромской епархией, командируются для сопровождения Феодоровской иконы, при следовании ее из города Буя до Костромы, члены причта костромского кафедрального собора — протоиерей Алексей Михайлович Диаконов и диакон Димитрий Павлович Пенский. (...) Настоятель костромского кафедрального собора протоиерей Павел Крутиков. 1919 года июля 2»2.
Видимо, следует согласиться с Н. А. Зонтиковым, предполагающим, что принесение чудотворного образа в Галич и Буй прекратилось одновременно с событиями 1922 года, когда Феодоровская икона Пресвятой Богородицы вместе с кафедральными соборами Костромского кремля оказалась в руках раскольников-обновленцев3. Таким образом, ежегодные путешествия главной костромской святыни в Буй совершались на протяжении более полувека.
1 Сырцов И.Я., протоиерей. IV. На обратном пути из Галича в Кострому, чрез Буй, с святой Феодоровской иконой // Костромские епархиальные ведомости. 1906. 1 июня. № 11. Отдел II, часть неофициальная. С. 483-487.
2 ГАКО. Ф. 130. Оп. 1. Д. 8160. Л. 55. Опубл.: Александр (Могилев), архиепископ Костромской и Галичский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Кострома, 2004. С. 25.
3 Зонтиков Н. А. Мать Вера Меркулова: православная подвижница первой половины XX века. Кострома, 2021. С. 192.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА
1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 149. Д. 1555. О крестном ходе из г. Костромы в г. Галич и обратно чрез г. Буй. 1868 год.
2. РГИА. Ф. 796. Оп. 170. Д. 1418. О продлении срока пребывания в пути чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери во время перенесения оной из города Костромы в г. Галич и обратно. 1889 год.
3. РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Д. 2836. По представлению преосвященного Костромского с ходатайством о разрешении ежегодного изнесения из г. Костромы в г. г. Галич и Буй чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в среду на 3-ей неделе по Пасхе. 1903 год.
4. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 130. Оп. 1. Д. 8160. Рапорты, прошения по различным вопросам. О закрытии храмов и переводе прихожан в другие приходы, и прочее. 1919 год.
5. Александр (Могилев), архиепископ Костромской и Галичский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2004.
6. Зонтиков Н. А. Мать Вера Меркулова: православная подвижница первой половины XX века. Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2021.
7. Расписание шествия с чудотворной Феодоровской иконой Богоматери в город Галич, пребывания ее в городе Галиче и обратного шествия чрез город Буй в город Кострому в 1900 году // Костромские епархиальные ведомости. 1900. 25 апреля. № 9. Отдел I, часть официальная. С. 139-142.
8. Сырцов И. Я., протоиерей. IV. На обратном пути из Галича в Кострому, чрез Буй, с святой Феодоровской иконой // Костромские епархиальные ведомости. 1906. 1 июня. № 11. Отдел II, часть неофициальная. С. 481-492.
9. Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 1 // Ипатьевский вестник. 2021. № 1. С. 49-68.
10. Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 2 // Ипатьевский вестник. 2021. № 2. С. 37-56.
11. Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Традиция принесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в города Галич и Буй в XIX-XX веках // Ипатьевский вестник. 2022. № 3. С. 47-61.
REFERENCES
1. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 796. Op. 149. D. 1555. O krest-nom hode iz g. Kostromy v g. Galich i obratno chrez g. Buj. 1868 god. (In Russian).
2. RGIA. F. 796. Op. 170. D. 1418. O prodlenii sroka prebyvaniya v puti chudotvornoj ikony Feodorovskoj Bozhiej Materi vo vremya pereneseniya onoj iz goroda Kostromy v g. Galich i obratno. 1889 god. (In Russian).
3. RGIA. F. 796. Op. 184. D. 2836. Po predstavleniyu preosvyashchennogo Kostroms-kogo s hodatajstvom o razreshenii ezhegodnogo izneseniya iz g. Kostromy v g.g. Galich i Buj chudotvornoj Feodorovskoj ikony Bozhiej Materi v sredu na 3-ej nedele po Paskhe. 1903 god. (In Russian).
4. Gosudarstvennyj arhiv Kostromskoj oblasti (GAKO). F. 130. Op. 1. D. 8160. Raporty, prosheniya po razlichnym voprosam. O zakrytii hramov i perevode prihozhan v drugie prihody, i prochee. 1919 god. (In Russian).
5. Aleksandr (Mogilev), arhiepiskop Kostromskoj i Galichskij. Chudotvornaya Feodo-rovskaya ikona Bozhiej Materi. Kostroma: Kostromskaya eparhiya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2004. (In Russian).
6. Zontikov N. A. Mat' Vera Merkulova: pravoslavnaya podvizhnica pervoj poloviny XX veka. Kostroma: Kostromskaya eparhiya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2021. (In Russian).
7. Raspisanie shestviya s chudotvornoj Feodorovskoj ikonoj Bogomateri v gorod Galich, prebyvaniya ee v gorode Galiche i obratnogo shestviya chrez gorod Buj v gorod Kostromu v 1900 godu // Kostromskie eparhial'nye vedomosti. 1900. 25 aprelya. № 9. Otdel I, chast' oficial'naya. S. 139-142. (In Russian).
8. Syrcov I. Ya., protoierej. IV. Na obratnom puti iz Galicha v Kostromu, chrez Buj, s svyatoj Feodorovskoj ikonoj // Kostromskie eparhial'nye vedomosti. 1906. 1 iyunya. № 11. Otdel II, chast' neoficial'naya. S. 481-492. (In Russian).
9. Ferapont (Kashin), mitropolit Kostromskoj i Nerekhtskij. Materialy po istorii chudo-tvornoj Feodorovskoj ikony Bozhiej Materi v XIX veke. Chast' 1 // Ipat'evskj vestnik. 2021. № 1. S. 49-68. (In Russian).
10. Ferapont (Kashin), mitropolit Kostromskoj i Nerekhtskij. Materialy po istorii chudo-tvornoj Feodorovskoj ikony Bozhiej Materi v XIX veke. Chast' 2 // Ipat'evskj vestnik. 2021. № 2. S. 37-56. (In Russian).
11. Ferapont (Kashin), mitropolit Kostromskoj i Nerekhtskij. Tradiciya prineseniya chudotvornoj Feodorovskoj ikony Bozhiej Materi v goroda Galich i Buj v XIX-XX vekah // Ipat'evskij vestnik. 2022. № 3. S. 47-61. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 25.02.2024; одобрена после рецензирования: 17.03.2024; принята к публикации 10.04.2024.
The article was submitted 25.02.2023; approved after reviewing: 17.03.2024; accepted for publication 10.04.2024.