Научная статья на тему '«ПО ПРИЧИНЕ СТОЯЩЕГО В НЕМ ЧУДОТВОРНОГО БОГОМАТЕРИ ОБРАЗА…». ИЗ ИСТОРИИ КОСТРОМСКОГО КРЕМЛЯ В XVIII ВЕКЕ'

«ПО ПРИЧИНЕ СТОЯЩЕГО В НЕМ ЧУДОТВОРНОГО БОГОМАТЕРИ ОБРАЗА…». ИЗ ИСТОРИИ КОСТРОМСКОГО КРЕМЛЯ В XVIII ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Костромская епархия / Костромской кремль / Феодоровская икона Божией Матери / Святейший Синод / епископ Костромской и Галичский Симон (Лагов) / Крестовоздвиженский монастырь Костромского кремля / Russian Orthodox Church / Kostroma Diocese / Kostroma Kremlin / Theodore Icon of the Mother of God / Holy Synod / Bishop of Kostroma and Galich Simon (Lagov) / Holy Cross Monastery of the Kostroma Kremlin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрополит Костромской Нерехтский Ферапонт (Кашин Дмитрий Витольдович)

В статье описываются результаты исследований, проведенных автором в архивном фонде канцелярии Святейшего Синода (Российский государственный исторический архив, г. СанктПетербург). Впервые публикуются планы Костромского кремля до его перестройки в последней четверти XVIII века: общий план 1772 года и проектный план застройки территории бывшего Крестовоздвиженского монастыря. Публикуется текст описи Крестовоздвиженского монастыря до пожара 18 мая 1773 года, также приводится текст доношения о пожаре, направленного епископом Костромским и Галичским Симоном (Лаговым) в Святейший Синод спустя шесть дней после этого бедствия. Отмечается, что священноначалие епархии относилось к благоустройству Костромского кремля с особым вниманием, поскольку именно в кремле пребывала главная святыня Костромской земли — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Митрополит Костромской Нерехтский Ферапонт (Кашин Дмитрий Витольдович)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"BECAUSE OF THE MIRACULOUS IMAGE OF THE MOTHER OF GOD STANDING IN IT…". FROM THE HISTORY OF THE KOSTROMA KREMLIN IN THE XVIII CENTURY

The article describes the results of research conducted by the author in the archival fund of the Office of the Holy Synod (Russian State Historical Archive, St. Petersburg). The plans of the Kostroma Kremlin before its reconstruction in the last quarter of the XVIII century are published for the first time: the general plan of 1772 and the project plan for the development of the territory of the former Holy Cross Monastery. The text of the inventory of the Holy Cross Monastery before the fire on May 18, 1773 is published, and the text of the report on the fire sent by Bishop Simon (Lagov) of Kostroma and Galich to the Holy Synod six days after this disaster is also given. It is noted that the hierarchy of the diocese treated the improvement of the Kostroma Kremlin with special attention, since it was in the Kremlin that the main shrine of the Kostroma land — the miraculous Feodor icon of the Mother of God — was located.

Текст научной работы на тему ««ПО ПРИЧИНЕ СТОЯЩЕГО В НЕМ ЧУДОТВОРНОГО БОГОМАТЕРИ ОБРАЗА…». ИЗ ИСТОРИИ КОСТРОМСКОГО КРЕМЛЯ В XVIII ВЕКЕ»

Ипатьевский вестник. 2023. №3 (23). С. 43-54 Ipatievsky vestnik. 2023. № 3 (23). Р. 43-54

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 246(Р473.5)

DOI: 10.24412/2309-5164-2023-3-43-54

«По причине стоящего в нем чудотворного Богоматери образа...». Из истории Костромского кремля в XVIII веке

Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт

(Кашин Дмитрий Витольдович), Костромская духовная семинария, Кострома, Россия, ferapontk@ya.ru 0КСГО:0000-0003-2895-9523

Аннотация. В статье описываются результаты исследований, проведенных автором в архивном фонде канцелярии Святейшего Синода (Российский государственный исторический архив, г. Санкт-Петербург).

Впервые публикуются планы Костромского кремля до его перестройки в последней четверти XVIII века: общий план 1772 года и проектный план застройки территории бывшего Крестовоздвиженского монастыря. Публикуется текст описи Крестовоздвиженского монастыря до пожара 18 мая 1773 года, также приводится текст доношения о пожаре, направленного епископом Костромским и Галичским Симоном (Лаговым) в Святейший Синод спустя шесть дней после этого бедствия. Отмечается, что священноначалие епархии относилось к благоустройству Костромского кремля с особым вниманием, поскольку именно в кремле пребывала главная святыня Костромской земли — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Костромская епархия, Костромской кремль, Феодоров-ская икона Божией Матери, Святейший Синод, епископ Костромской и Галичский Симон (Лагов), Крестовоздви-женский монастырь Костромского кремля

Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин), кандидат богословия, заведующий кафедрой Богословских дисциплин КоДС /

Metropolitan of Kostroma and Nerekhta PhD in Theology, Head of the Department of Theological Disciplines of Kostroma Theological seminary

© Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский, 2023.

Цитирование: Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. «По причине стоящего в нем чудотворного Богоматери образа...». Из истории Костромского кремля в XVIII веке // Ипатьевский вестник. 2023. № 3. С. 43-54 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-3-43-54

CHURCH-HISTORICAL STUDIES

Scientific article

"Because of the miraculous image of the Mother of God standing in it...".

FROM THE HISTORY OF THE KOSTROMA KREMLIN IN THE XVIII CENTURY

Metropolitan of Kostroma and Nerekhta Ferapont

(Kashin Dmitry V.) Kostroma theological seminary, Kostroma, Russia, ferapontk@ya.ru 0RCID:0000-0003-2895-9523

Abstract. The article describes the results of research conducted by the author in the archival fund of the Office of the Holy Synod (Russian State Historical Archive, St. Petersburg).

The plans of the Kostroma Kremlin before its reconstruction in the last quarter of the XVIII century are published for the first time: the general plan of 1772 and the project plan for the development of the territory of the former Holy Cross Monastery. The text of the inventory of the Holy Cross Monastery before the fire on May 18, 1773 is published, and the text of the report on the fire sent by Bishop Simon (Lagov) of Kostroma and Galich to the Holy Synod six days after this disaster is also given. It is noted that the hierarchy of the diocese treated the improvement of the Kostroma Kremlin with special attention, since it was in the Kremlin that the main shrine of the Kostroma land — the miraculous Feodor icon of the Mother of God — was located.

Keywords: Russian Orthodox Church, Kostroma Diocese, Kostroma Kremlin, Theodore Icon of the Mother of God, Holy Synod, Bishop of Kostroma and Galich Simon (Lagov), Holy Cross Monastery of the Kostroma Kremlin

For citation: Ferapont (Kashin), metropolitan of Kostroma and Nerekhta. "Because of the miraculous image of the Mother of God standing in it...". from the history of the Kostroma kremlin in the XVIII century // Ipatievsky vestnik. 2023. № . 3. Р. 43-54 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-3-43-54

БЛАГОДАРЯ трудам авторов XIX и начала ХХ века (епископа Павла (Под-липского), протоиерея Иакова Арсеньева, протоиерея Павла Островского, протоиерея Иоанна Поспелова, протоиерея Ксенофонта Бронзова, протоиерея Димитрия Лебедева, И. В. Баженова1) мы имеем достаточно развернутую и под-

1 [Павел (Подлипский), епископ.] Описание костромского Крестовоздвиженского третьеклассного девичьего монастыря. М., 1835; Арсеньев И. А., протоиерей. Описание костромского

робную картину переустройства Костромского кремля после пожара 1773 года, в результате чего над волжским берегом вознесся удивительный по своей красоте соборный ансамбль, ныне возрождаемый из небытия. Однако последние находки в фонде канцелярии Святейшего Синода (Российский государственный исторический архив, г. Санкт-Петербург) существенно дополняют наши знания об этих событиях. Так, в нашем распоряжении теперь имеется план Костромского кремля, составленный незадолго до пожара 1773 года; до настоящего времени единственный подобный план, но с уже внесенными в него позднейшими коррективами, был опубликован И. В. Баженовым в его очерке 1905 года «Костромской кремль»1.

Известно, что епископ Костромской и Галичский Симон (Лагов) еще в 1772 году, до пожара, планировал заняться преобразованием кремля. Владыка намеревался перевести женскую Крестовоздвиженскую обитель — находившуюся внутри Костромского кремля — за пределы кремлевской территории, в Анастасиин женский монастырь (располагавшийся между современными улицей Островского и проспектом Текстильщиков, в первом квартале от центра города), а на месте Крестовоздвиженского монастыря воздвигнуть теплый (отапливаемый) собор и устроить архиерейское подворье для постоянного собственного пребывания. Таким образом, административный центр епархии переместился бы из Ипатьевского монастыря, где тогда находилась резиденция костромских архипастырей, в Костромской кремль.

В деле канцелярии Святейшего Синода 1772-1775 годов имеется доно-шение епископа Симона Синоду от 8 июня 1772 года, в котором костромской владыка описывал свой замысел о соборе и подворье:

«С начала определения епархии Костромской дан в домовое архиерейское пребывание Троицкой Ипатской монастырь, которой и содержанием по состоявшимся штатам снабден. Но как сей монастырь от города Костромы отдален разстоянием близ версты, а от собору градскаго без мала на три версты, и отделен от того же города рекою Костромою, почему архиереям для в'езду в градской собор на разныя церковныя церемонии, необходимо исправлять во оном соборе подлежащия, бывает переправа весма трудная, а наипаче весенным и осенным временем, когда лед встает и портится и наводнение бывает. По причине того покойный предместник мой, преосвященный Дамаскин епископ, дабы на такие наипаче времена было где в городе пребывание иметь, на первой случай испросил по состоянии штатов от Коллегии

Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 году кафедральным. М., 1837; Островский П. Ф., протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора. М., 1855; [Поспелов И. Г., протоиерей.] Теплый Богоявленский собор при костромском кафедральном Успенском соборе // Костромские епархиальные ведомости [далее КЕВ]. 1885. Отд. II, часть неоф. № 2. С. 25-31; № 3. С. 45-53; № 4. С. 73-83; Бронзов К. Д., протоиерей. К истории города Костромы и епископа его Симона (Лагова) // КЕВ. 1891. № 5. Отд. II, часть неоф. С. 101-105; Лебедев Д. И. [протоиерей] История соборных храмов Феодо-ровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. Кострома, 2010; Баженов И. В. Костромской кремль // Костромская старина. Вып. 6. Кострома, 1905. С. 90-116.

1 Баженов И. В. Костромской кремль // Костромская старина. Вып. 6. Кострома, 1905. С. 90-91.

экономии в подворье упразненной монастырь девичей Анастасеинской, где и приставал, построив несколко покоев, и я там же поныне пристаю. Но как и сие подворье отстоит от собору без мала на версту, то не токмо от езды дал-ней затруднение претерпеваем, но и приборы, и запасы, а от того и убытки двойные чувствуем, а если бы близ собору состояло оное подворье, то тако-ваго бы затруднения не могло последовать. К тому ж и архиерей, живя близ градскаго собора, чаще бы должность свою отправлял пред народным собранием, которое бывает по причине стоящаго в нем чудотворнаго Богоматери образа, имянуемаго Феодоровския, всегда немалое. А как близ онаго собора и с погостом его соединенно находится Крестовоздвиженской, ныне в штате состоящей девич монастырь, и от самой соборной церкви оградою на двенат-цать толко с половиною саженей отстоящ; то приемлю смелость просить Ваше Святейшество, не дозволено ли будет монахинь перевесть из сего монастыря в Анастасеинской, не переменяя имени Крестовоздвиженскаго, поелику в штатах оное означено; а по перенесении сие место благословить мне не токмо в подворье, но и на постройку теплой соборной церкви. Ибо в зимнее время в холодной церкви как служение исправлять, так и народу стоять бывает вес-ма трудно, и обыватели града теплаго собору желают. И как сей монастырь перенесен будет, то пространства вместе столко окажется, что оная соборная церковь построится удобно может. Суммы же как к переношению нужно-потребностей 1 монахинь, так и на все новое строение требоватся из казны мною не будет. Да и монахини не токмо тем переселением не потеряют своей выгоды, но и спокойнейшее место воз'имеют, поелику при соборе находясь всегда, от народнаго собрания и шуму и разных зрелищ могут безпокойность чувствовать и помешателство. Притом во оном девиче монастыре Крестовозд-виженском строение, кроме церквей, все есть деревянное и тесно стоит. Почему, от чего Боже сохрани, если пожар случится, то и самой соборной церкви с колоколнею, которая к монастырю еще ближе находится, неминуемая опасность следует. А когда оный монастырь отнесется и застроится место каменным зданием по пристойному плану, то не токмо опасности не чаятелно, но и граду знатное украшение окажется. О чем благопочтеннейше представя Вашему Святейшеству, имею ожидать милостивой резолюции. А для лучшаго усмотрения места упоминаемаго Крестовоздвиженскаго девича монастыря и соборнаго прилагаю при сем чертеж, на котором точное положение и с мерою разстояния показано»2.

Следует обратить особое внимание на то, что епископ Симон объясняет посещаемость Успенского собора и неизменно большое «народное собрание» в нем пребыванием в соборе чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, главной святыни Костромской земли. Уже через несколько лет владыка

1 Так в тексте доношения.

2 Российский государственный исторический архив [далее РГИА]. Ф. 796. Оп. 53. Д. 310. Л. 1-2 об. Текст этого доношения приводится в сочинении епископа Павла ([Павел (Подлип-ский), епископ.] Описание костромского Крестовоздвиженского третьеклассного девичьего монастыря. М., 1835. С. 8-12) и у последующих авторов, но публикация имеет расхождения с оригиналом (видимо, потому, что цитирование делалось по копии). Обращение «Ваше Святейшество» епископ Симон адресует всему составу Синода в целом.

Симон предпримет действия для фактического прославления Феодоровского образа Богоматери как всецерковно чтимой иконы1.

К доношению прилагался план Костромского кремля по состоянию на 1772 год2. На нем мы видим кремль, окруженный с трех сторон валами. Входили в кремль со Спасского моста через Триумфальные ворота, расположенные с северо-западной стороны, и далее шли по «мосту», то есть уже по мостовой, к Святым воротам в ограде Успенского собора (слово «мост» в старину обозначало не только собственно мост, но также пол (помост) или уличную мостовую3). Оттуда мостовая вела ко входу в Успенский собор. Еще один вход в кремль вел с Ильинского моста (в данном случае — именно моста) через Ильинские ворота, откуда мостовая доходила до места соприкосновения оград Успенского собора и Крестовоздвиженской обители. Монастырь, представлявший в плане неправильный четырехугольник, примыкал к ограде Успенского собора с востока и имел двое ворот: одни вели к собору, другие находились в восточной стороне монастырской ограды. К северу от соборной ограды располагался воеводский двор, а к северо-востоку от собора, с восточной стороны монастыря и к югу от собора и монастыря стояли жилые дома — «разных чинов обывательское дворовое строение».

Интересно сравнить этот план с тем, который в 1905 году опубликовал И. В. Баженов. На последнем мы видим примерно ту же картину, что и на плане при доношении епископа Симона; однако отсутствуют Ильинские ворота, на месте Крестовоздвиженского монастыря обозначен проектированный Богоявленский собор, а соборная ограда охватывает уже и территорию бывшего монастыря.

В том же деле канцелярии Святейшего Синода сохранился интересный документ — опись строений Крестовоздвиженского монастыря. До настоящего времени мы практически не имели сведений о состоянии обители в XVIII веке, но данная опись устраняет этот пробел в кремлевской историографии. Приведем текст описи полностью.

«Опись костромскому Крестовоздвиженскому девичу монастырю. В нем строения, а имянно:

КАМЕННАГО -

1) Среди монастыря церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня — кладена четвериком, при ней паперть, на церкве глава одна деревянная, обита чешуею деревянною ж, ветха. Крыта оная церковь, также и олтарь и паперть тесом.

В церкви иконостас старинной работы гладкой, розмолеван краскою, а местами и вызолочен.

Святые иконы писаны на красках исправные.

1 См.: Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Неизвестная редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 61.

2 РГИА. Ф. 796. Оп. 53. Д. 310. Л. 3 об. - 4.

3 Мрочек-Дроздовский П. Н. Исследования о Русской Правде. Вып. II. М., 1885. С. 201.

Рис. 1. План Костромского кремля, 1772 год. РГИА. Ф. 796. Оп. 53. Д. 310. Л. 3 об. - 4. 48

П Л А Н Ъ

Костромского кремля отъ 1755 г., дополненный въ 1773 г.

Онисаше. 1. Успенскш собор-ь. 2. Ео1"оЯ1£лснск(Й соборь (проектированный). 3. Соборная ограда. 4. Воеволсшй лворъ сг ргзнммн казенными злашямв. 5. Четыре обывательски: дома вп, оград+.. 6. 7. 8. Обывательск!е дома вн-Ь ограды. (7. Нын-Ь соборный огородъ. 8. Теперь здан'ш неприкосновенна™ склада). <)■ 91 9,1 Земляные валы. (д. Нын-Ь дорога к'ь рЬкЪ ВолгЬ около откоса. 91 Нын^ городской садъ. 91, ПикЪ малый бульвар-ь). Ш. Спассшй мост;, в ворота, оть нихъ улица (II). 12. Пе-реулок-ь на Большую улицу (п) кт, Кодяныкъ роротам-ь (14).

Извлечете изъ генеральнаго плана на г. Кострому и опнеаще—составлено члекомь Костромской ученой архивной комиссж архитектором-ь Н. И, Горлицыиииъ.

Рис. 2. План Костромского кремля из очерка И. В. Баженова.

Стены простые, ничем не убраны.

Церковь пространством длиною от олтаря до паперти четырех сажен и дву аршин. Шириною: трех сажен и дву аршин с половиною.

Паперть длины две сажени с аршином. Ширины четыре сажени с полуаршином.

2) Подле означенной Крестовоздвиженской прикладен придел во имя свя-таго Алексея человека Божия, на нем глава одна каменная.

Иконостас простой гладкой.

Иконы ветхие.

Внутри онаго придела кроме икон и иконостаса никакого убранства нет, и весь окоптел и по малым окнам весма темен, так что едва и в день без свеч служить можно.

В нем пространства длины: от олтаря до западной стены семь сажен с половиною. Ширины: одна сажень и два аршина.

3) С левой стороны от настоящей церкви складена колоколня четвероугол-ная об одной главе, вместо кровли выкладена шатром.

4) К южной стороне особая церковь с папертью во имя Введения Пре-святыя Богородицы, в ней внутри иконы и иконостас самые ветхие имелись, а ныне все розобраны. Пол обвалился, и сама она вся и с сводом во многих местах разселась и крайне ветха, так что ежели ея по надлежащему приуготовить, то требует к поправке своей немалого кошту, да почти и к починке безнадежна, в которой священнослужения, по объявлению монахинь, более тридцати лет не исправляется.

Под нею кладовая полатка да погреб игуменьинской.

ДЕРЕВЯННОГО -

1) Игуменьинские кельи, в них три теплые покоя и один кладовой чулан. Между ими сени, а над сенми летних три кладовых чуланов с подволоками, под ними два подклета по обе стороны, всходныя рундуки крыты тесом.

2) Казначейская келья, в ней теплых два покоя, меж ими сени, и один чю-лан кладовой, с монастыря рундук всходной, наверху подволока. Крыты тесом.

Келей для монашествующих в первой линии.

3) Четыре покоя теплых, между ими сени, позади келей приделаны шесть чуланов кладовых для лета, у сеней приделаны на обе стороны всходные рундуки, наверху подволоки.

Во второй линии.

4) Четыре ж покоя теплых, между ими сени, позади покоев семь чюланов кладовых и покоевых для лета. Два рундука всходных, наверху подволоки.

Все оные монашеские кельи крыты дранью.

5) Скотной двор. В нем жилая изба одна да два чюлана холодные, ветхие. Тут же три хлева ветхие. Погреб общей ветхой.

6) Округ оного монастыря ограда деревянная, срублена в тарасы с небол-шими башенками по углам, покрыта тесом.

7) На ней въезжие в монастырь с востоку и западу двои ворота.

8) Да на той же ограде с правую сторону от реки Волги в первом углу кладовых игуменьинских три чулана.

9) Один анбар.

10) Сарай для поклажи конской збруи и протчаго — ветхие1.

11) Той же стороны в другом углу четыре монашеских чулана.

12) На левой руке ограды монашеские ж три чюлана.

13) Три жилые кельи с сенми и чюланами.

За оградою к Волге неболшой для сеяния и сажения овощу огород, длины против всей монастырской ограды. Ширины восемь сажен и два аршина»2.

В материалах дела канцелярии Святейшего Синода, которое мы описываем, сохранился еще один план, наглядно иллюстрирующий намерения епископа Симона по строительству соборных домов. Известно, что владыка хотел окружить новый Богоявленский собор сразу четырьмя домами: «Ансамбль задуман костромским архиепископом Симоном II Лаговым для нужд соборного духовенства и нового архиепископского дома и должен был состоять из четырех

1 Слово «ветхие» относится к пунктам 9 и 10.

2 РГИА. Ф. 796. Оп. 53. Д. 310. Л. 17-19 об.

Ил. 3. Проектный план застройки территории Крестовоздвиженского монастыря. РГИА. Ф. 796. Оп. 53. Д. 310. Л. 21 об. -22.

больших одинаковых корпусов, составлявших разомкнутое каре»1. Все эти четыре дома, притом с указанием их целевого предназначения, были изображены на плане, посланном костромским архипастырем в Синод2, причем еще до пожара 1773 года.

1 Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. I. Г. Кострома. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 12. Именование владыки Симона архиепископом — анахронизм: этого сана он был удостоен в 1792 году, уже пребывая на Рязанской кафедре.

2 РГИА. Ф. 796. Оп. 53. Д. 310. Л. 21 об. - 22.

На плане обозначены четыре симметрично расположенных корпуса соборных домов. Юго-западный корпус (современный адрес: ул. Чайковского, д. 8) имеет надписание: «Архиерейские покои». Юго-восточный корпус (ул. Чайковского, д. 6) обозначен так: «Для приезжающих к служению властей духовных и бываемых по случаю гостей». Северо-западный корпус, так и не построенный, надписан: «Для монашествующих и певчих». Наконец, северо-восточный корпус, также оставшийся лишь в проекте, назывался «Для лошадей конюшня».

Пожар 18 мая 1773 года существенно изменил планы епископа Симона. Крестовоздвиженская обитель была фактически уничтожена огнем, пострадали и насельницы монастыря. Протоиерей Димитрий Лебедев писал впоследствии: «Несколько инокинь скрылись от огня в своей обители в клетках кирпича от разобранной пред тем каменной церкви Введения Богородицы, но найдены были задохшимися от жара и дыма»1. Уцелевших крестовоздвиженских сестер пришлось переселять в упраздненный Анастасиин монастырь немедленно, не дожидаясь разрешения Синода. Через шесть дней после пожара, 24 мая, епископ Симон отправил в Святейший Синод доношение (в котором, вновь обратим внимание, особо отмечал спасение из огня главной святыни Костромского кремля — чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери):

«Сего маия 18 числа в городе Костроме учинился в первом часу по полудни пожар столь силной и скорооб'ятной, что от онаго множество сгорело обывательских домов, а с ними и приходских церквей каменных десять, деревянных четыре, притом и Крестовоздвиженской девич монастырь весь без остатку, от котораго и соборная Успенская церковь с колоколнею, занявшись, погорели ж. И как из приходских церквей едва из которых мало что ризницы и утвари вынести могли, так и у соборной на колоколне колокола, подгорев, ниспали и разшиблись, а из самой церкви вынесли толко икону Богоматери, зовомую Феодоровскую, и еще несколко местных образов окладных и евангелей и риз священнических со стихарями, прочее же все как из ризницы архиерейской и священнической, так иконостас и книги и запас церковной погорело без остатку. А сего маия 21 дня в духовную мою консисторию из Галицкого духовнаго правления доношением представлено, что и в том городе Галиче имелся ж того маия 14 числа немалой пожар, от которого сгорела также одна Воскресенская деревянная церковь. И понеже Крестовоздвиженского девича монастыря игуменския и монашеския келии и прочее все без остатку погорело, почему игумении с сестрами во оном и жительства иметь негде стало, то дабы им в мирских домех не скитатся, приказано от меня им, игумении с сестрами, для жительства перейти в прежней костромской Анастасеин девич монастырь, в коем мое подворье находится, и для того покоев несколко к пребыванию их имеется, где ныне они и обывают. А как я Вашему Святейшеству об оном переведении показанных монахинь в тот Анастасеин монастырь уже и прежде представлял, но на то указа еще не получил, того ради ныне о вышеписанном представляя, прошу оных монахинь утвердить к пребыванию в том Анастасеинском

1 Лебедев Д.И. [протоиерей] История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. Кострома, 2010. С. 170.

монастыре, а Крестовоздвиженскаго монастыря место яко опорознившееся определить мне на подворье»1.

Дальнейшие события хорошо известны. Крестовоздвиженские насельницы перешли в Анастасиин монастырь, на месте их сгоревшей обители в 1776 году начались строительные работы, а 16 июля 1777 года состоялась закладка нового Богоявленского собора; строительством собора и колокольни руководил выдающийся костромской зодчий С. А. Воротилов. В 1778 году епископа Симона перевели на Рязанскую кафедру, так что благоустройство обновленного Костромского кремля довершал его преемник — епископ Костромской и Галич-ский Павел (Зернов). Из запланированных владыкой Симоном четырех соборных домов были построены только два. Эти дома уцелели в ХХ столетии после варварского уничтожения соборного ансамбля; и сейчас, в ходе воссоздания кремля, осуществляемого попечением выдающегося благотворителя В. И. Ты-рышкина, они вновь обретают свое церковное предназначение.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА

1. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 53. Д. 310. По донесению костромского епископа Симона с требованием резолюции о разрешении включить в штат упраздненный костромской Анастасиев монастырь вместо сгоревшего штатного Крестовоздвиженского девичьего монастыря. 1772-1775 годы.

2. Арсеньев И. А., протоиерей. Описание костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. М.: Синодальная типография, 1837.

3. Баженов И. В. Костромской кремль: Историко-археологический очерк // Костромская старина / издание Костромской ученой архивной комиссии. Вып. 6. Кострома: Губернская типография, 1905. С. 90-116.

4. Бронзов К. Д., протоиерей. К истории города Костромы и епископа его Симона (Лагова) // Костромские епархиальные ведомости. 1891. № 5. Отдел II, часть неофициальная. С. 101-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лебедев Д. И. [протоиерей] История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города: Историко-археологический очерк. Кострома: Костромаиздат, 2010.

6. Мрочек-Дроздовский П. Н. Исследования о Русской Правде. Вып. II. Текст Русской Правды с объяснениями отдельных слов. М.: Университетская типография, 1885.

7. Островский П. Ф., протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. М.: Тип. В. Готье, 1855.

8. [Павел (Подлипский), епископ.] Описание костромского Крестовоздвиженско-го третьеклассного девичьего монастыря, составленное из подлинных монастырских бумаг в 1835 году. М.: Синодальная типография, 1835.

9. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск I. Г. Кострома. Часть первая / авт. В. П. Выголов, Г. К. Смирнов, Е. Г. Щеболева. Кострома: [Государственный научно-производственный центр по сохранению, реставрации и использованию историко-культурного наследия Костромской области], 1996.

1 РГИА. Ф. 796. Оп. 53. Д. 310. Л. 23-24.

10. [Поспелов И. Г., протоиерей.] Теплый Богоявленский собор при костромском кафедральном Успенском соборе // Костромские епархиальные ведомости. 1885. Отдел II, часть неофициальная. № 2. С. 25-31; № 3. С. 45-53; № 4. С. 73-83.

11. Ферапонт (Кашин), митрополит Костромской и Нерехтский. Неизвестная редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 58-78.

REFERENCES

1. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv. F. 796. Op. 53. D. 310. Po doneseniyu kostromskogo episkopa Simona s trebovaniem rezolyucii o razreshenii vklyuchit' v shtat upraz-dnennyj kostromskoj Anastasiev monastyr' vmesto sgorevshego shtatnogo Krestovozdvizhen-skogo devich'ego monastyrya. 1772-1775 gody. (In Russian).

2. Arsen'ev I.A., protoierej. Opisanie kostromskogo Uspenskogo sobora, uchrezhden-nogo po vysochajshemu poveleniyu v 1835 godu kafedral'nym, sostavlennoe v 1829 godu protoiereem onogo sobora i kavalerom Iakovom Arsen'evym, a nyne vnov' ispravlennoe. M.: Sinodal'naya tipografiya, 1837. (In Russian).

3. Bazhenov I. V. Kostromskoj kreml': Istoriko-arheologicheskij ocherk // Kostromskaya starina / izdanie Kostromskoj uchenoj arhivnoj komissii. Vyp. 6. Kostroma: Gubernskaya tipo-grafiya, 1905. S. 90-116. (In Russian).

4. Bronzov K.D., protoierej. K istorii goroda Kostromy i episkopa ego Simona (Lagova) // Kost-romskie eparhial'nye vedomosti. 1891. № 5. Otdel II, chast' neoficial'naya. S. 101-105. (In Russian).

5. Lebedev D.I. [protoierej] Istoriya sobornyh hramov Feodorovskogo i Uspenskogo v gorode Kostrome v svyazi s povest'yu o Feodorovskoj ikone Bogomateri, kratkoj istoriej i topografiej drevnego goroda: Istoriko-arheologicheskij ocherk. Kostroma: Kostromaizdat, 2010. (In Russian).

6. Mrochek-Drozdovskj P. N. Issledovaniya o Russkoj Pravde. Vyp. II. Tekst Russkoj Pravdy s ob"yasneniyami otdel'nyh slov. M.: Universitetskaya tipografiya, 1885. (In Russian).

7. Ostrovskj P.F., protoierej. Istoricheskoe opisanie kostromskogo Uspenskogo kafedral'nogo sobora, sostavlennoe togo sobora svyashchennikom P. Ostrovskim. M.: Tip. V. Got'e, 1855. (In Russian).

8. [Pavel (Podlipskj), episkop.] Opisanie kostromskogo Krestovozdvizhenskogo tret'eklassnogo devich'ego monastyrya, sostavlennoe iz podlinnyh monastyrskih bumag v 1835 godu. M.: Sinodal'naya tipografiya, 1835. (In Russian).

9. Pamyatniki arhitektury Kostromskoj oblasti. Katalog. Vypusk I. G. Kostroma. CHast' pervaya / avt. V. P. Vygolov, G. K. Smirnov, E.G. SHCHeboleva. Kostroma: [Gosudarstvennyj nauchno-proizvodstvennyj centr po sohraneniyu, restavracii i ispol'zovaniyu istoriko-kul'turnogo naslediya Kostromskoj oblasti], 1996. (In Russian).

10. [Pospelov I. G., protoierej.] Teplyj Bogoyavlenskj sobor pri kostromskom kafed-ral'nom Uspenskom sobore // Kostromskie eparhial'nye vedomosti. 1885. Otdel II, chast' neoficial'naya. № 2. S. 25-31; № 3. S. 45-53; № 4. S. 73-83. (In Russian).

11. Ferapont (Kashin), mitropolit Kostromskoj i Nerekhtskj. Neizvestnaya redakciya «Skazaniya o yavlenii i chudesah Feodorovskoj ikony Bozhiej Materi» // Ipat'evskj vestnik. 2023. № 1. S. 58-78. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 25.05.2023; одобрена после рецензирования: 19.06.2023; принята к публикации 13.07.2023.

The article was submitted 25.05.2023; approved after reviewing: 19.06.2023; accepted for publication 13.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.