Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ЧУДОТВОРНОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В XIX ВЕКЕ. Часть 3. Окончание'

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ЧУДОТВОРНОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В XIX ВЕКЕ. Часть 3. Окончание Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Феодоровская икона Божией Матери / Кострома / костромской кремль / династия Романовых / Theodorovskaya icon of the Mother of God / Kostroma / the Kostroma Kremlin / the Romanov dynasty

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митрополит Ферапонт (кашин)

В данной статье приводятся в хронологическом порядке материалы, извлеченные из различных источников (в том числе и впервые вводимые в научный оборот документы из архива Святейшего Синода, относящиеся к традиции ежегодного перенесения чудотворного образа Богоматери из Костромы в Галич), которые автор собирал для написания книги о Феодоровской иконе Царицы Небесной. Все даты в тексте приводятся по старому стилю; сокращения раскрываются без дополнительных оговорок или (при их возможной неоднозначности) посредством квадратных скобок; пояснения автора выделены квадратными скобками. Цитирование производится преимущественно в согласии с современными нормами орфографии и пунктуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIALS ON THE HISTORY OF THE MIRACLE FYODOROVSKAYA ICON OF THE MOTHER OF GOD IN THE XIX CENTURY Part three. The end

This article presents, in chronological order, materials received from various sources (including documents for the first time introduced into scientific circulation from the archives of the Holy Synod, relating to the tradition of the annual transfer of the miraculous image of the Mother of God from Kostroma to Galich), which were collected by the author in order to write a book about Feodorovskaya Icon of the Queen of Heaven. All dates in the text are in the old style; abbreviations are disclosed without additional reservations or (if they may be ambiguous) by means of square brackets; the author's explanations are in square brackets. Quoting is done primarily in accordance with modern spelling and punctuation standards.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ЧУДОТВОРНОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В XIX ВЕКЕ. Часть 3. Окончание»

КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ: ВЕХИ ИСТОРИИ

УДК 246.1

БОТ: 10.24412/2309-5164-2021-50-74

Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин),

кандидат богословия, заведующий кафедрой Богословских дисциплин КоДС

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ЧУДОТВОРНОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В XIX ВЕКЕ

Часть 3. Окончание

В данной статье приводятся в хронологическом порядке материалы, извлеченные из различных источников (в том числе и впервые вводимые в научный оборот документы из архива Святейшего Синода, относящиеся к традиции ежегодного перенесения чудотворного образа Богоматери из Костромы в Галич), которые автор собирал для написания книги о Феодоровской иконе Царицы Небесной.

Все даты в тексте приводятся по старому стилю; сокращения раскрываются без дополнительных оговорок или (при их возможной неоднозначности) посредством квадратных скобок; пояснения автора выделены квадратными скобками. Цитирование производится преимущественно в согласии с современными нормами орфографии и пунктуации.

Ключевые слова: Феодоровская икона Божией Матери, Кострома, костромской кремль, династия Романовых. Цитирование: Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Материалы по истории чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в XIX веке. Часть 3. Окончание // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 3. — С. 50-74.

С установлением ежегодного перенесения чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Галич завершилось и формирование традиции общегородских (генеральных) крестных ходов в Костроме. Некоторые из этих ходов совершались с древности (как

Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин)

ход 16 августа на Запрудню, или установленные предположительно во второй половине XVII века три воскресных хода вокруг города). Генеральными они именовались, поскольку в этих крестных ходах — совершавшихся ежегодно по одним и тем же случаям — участвовало все городское духовенство, при этом они имели «общественное значение»1. На генеральный крестный ход из кафедрального собора непременно выносилась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, приносились и другие костромские святыни: чтимая Тихвинская икона Пресвятой Богородицы и складень с частицей Ризы Господней из Ипатьевского монастыря, икона Нерукотворенного Образа Спасителя из церкви Спаса на Запрудне; если в Костроме в это время пребывал чудотворный Игрицкий-Смоленский образ Божией Матери, дважды в году приносившийся в губернский город из Игрицкого мужского монастыря под Костромой, то в крестный ход брали и эту икону. К концу XIX века генеральных крестных ходов насчитывалось девять2. Приведем далее их краткие описания.

1. В праздник Крещения Господня — Богоявления, 6 января, на Волгу для великого освящения воды.

Вот описание такого крестного хода из «Костромских епархиальных ведо-мостей»1885 года.

«После литургии, при участии костромского городского духовенства с владыкой во главе, был совершен генеральный крестный ход на Волгу. Когда вышел он из Святых ворот ограды, заиграли духовный гимн два хора военной музыки при выстроившихся солдатах, взявших ружья на караул для отдания чести крестному ходу и знаменам. Кроме множества народа, плотными стенами окружавшего крестный ход и военных, последовавших за ним с музыкой и знаменами, народом полны были галереи торговых рядов. При спуске с Молочной горы к крестному ходу присоединились святые иконы Смоленская и Крестителя Господня, вынесенные из Предтеченской церкви. Было приятно смотреть на крестный ход от Александровской часовни и с возвышенностей около Молочной горы; впереди все хоругви собора, крест, святые иконы, ряд которых заканчивала собой чудотворная икона Феодоровская Божией Матери, длинные ряды священников и во главе всех архипастырь с крестом на голове в предшествии диаконов с рипидами, дикирием и трикирием и священников с крестом и евангелием; за ними — чины военные и гражданские, далее отряды солдат с ружьями, знаменами и музыкой — и все это так отчетливо видно было на длинной и покатой горе. Крестный ход, достигнув Волги, поместился в устроенной городом иордани, сюда же были принесены и знамена. После освящения воды, совершенного владыкой, с обычным благочинием окроплены были иконы и знамена, и крестный ход двинулся в обратный путь. Войска были выстроены близ городской заставы; сам архипастырь окропил их святой водой, и они двинулись за крестным ходом»3.

1 Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга. — Кострома, 1911. — С. 5.

2 Там же.

3 Известия // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 2. — С. 42-43.

Поскольку в тот же день вечером и утром 7 января в Богоявленско-Анас-тасиином женском монастыре совершались торжественные богослужения по случаю престольного праздника обители, чудотворную Феодоровскую икону, как правило, с Волги сразу уносили крестным ходом в этот монастырь (в кафедральный собор образ Богоматери возвращался днем 7 января).

2. В день проводов чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Галич. Обычай совершения этого крестного хода установился, надо полагать, с 1889 года;

образ Царицы Небесной выносили из кафедрального собора и торжественно провожали до Космодамианской церкви в Кузнецах, где икону ставили в дорожный экипаж и отправляли в дорогу. Между 1905 и 1911 годами крестный ход стали совершать далее — от собора до Феодоровской церкви на Новом кладбище; таким образом, путь иконы в экипаже начинался уже от границы города (точную дату этого нововведения установить затруднительно, поскольку после 1905 года хроника жизни епархии в «Костромских епархиальных ведомостях» не публиковалась, а указание на само такое изменение заимствовано нами из справочной книги 1911 года1). Изменялся и день совершения крестного хода. С 1889 года до 1903 года образ Божией Матери провожали в путь в пятницу 3-й седмицы по Пасхе. В 1903 году — по определению Святейшего Синода от 6-17 марта 1903 года за № 1149 — день отправки иконы в Галич перенесли на среду 3-й седмицы по Пасхе, однако уже с 1904 года чудотворный образ провожали из Костромы в воскресенье, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц (в архивном деле Святейшего Синода 1903 года на рукописном тексте определения от 6-17 марта имеется любопытная правка карандашом как раз по этому поводу2).

3. В праздник Преполовения Пятидесятницы (среда седмицы 4-й по Пасхе) на Волгу, для освящения воды. Приведем описание этого генерального крестного хода из книги протоиерея Павла Островского издания 1855 года.

«День Преполовения Пятидесятницы преимущественно представляет восхитительное зрелище крестным ходом, который в этот день ограничивается обходом кремля. Крестный ход из собора, с известными остановками для совершения молебных литий, при пении пасхального канона идет близ самой ограды собора на Волгу; здесь церковная процессия восходит на нарочито приготовленный и убранный коврами паром для совершения водосвятия, а между тем все множество народа остается на протяжении берега Волги и вала, обращенного в бульвар; при пении «Спаси, Господи, люди Твоя» паром тихо спускается вниз по Волге сажен на 100 и останавливается прямо против улицы, по которой должен продолжать крестный ход свое шествие; процессия, при пении духовенством канона Богоматери, оставляет паром и продолжает шествие по Ильинской улице вокруг возвышающегося над ней бульвара (бывшего вала кремлевского), между тем часть народа, сопровождающего крестный ход, передвигаясь на длине всего бульвара, из слияния всех возможных цветов одежд и нарядов своих образует

1 Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга. — Кострома, 1911. — С. 5.

2 РГИА. — Ф. 796. — Оп. 184. — Д. 2836. — Л. 2-2 об.

прелестную подвижную кайму бульвара. Процессия, совершив последнюю молебную литию у меньших врат ограды церковной, возвращается в собор»1.

Отец Павел объясняет также, почему освящение воды совершалось на пароме:

«Обыкновение это получило начало, вероятно, от того, что в некоторых годах праздник Преполовения бывает в полное водоразлитие, которое служит препятствием для процессии — совершать ход по берегу»2.

До 1889 года после совершения этого генерального крестного хода чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери отправляли в Галич. С 1889 года чудотворный образ в данном ходе не участвовал, поскольку уже находился в Галиче.

4. В Троицкую родительскую субботу, после встречи прибывшей из Галича чудотворной Феодоровской иконы Богоматери — из кафедрального собора в Ипатьевский монастырь, накануне престольного праздника обители, дня Святой Троицы.

До установления обычая ежегодного принесения чудотворного образа в Галич этот генеральный крестный ход также совершался (и, можно полагать, с древних времен). После того, как в Троицкую родительскую субботу днем (обычно около 2 часов дня) икона стала возвращаться из Галича в Кострому, в кафедральный собор, ее стали торжественно встречать у Святых врат соборной ограды и сразу же после этого начинали крестный ход в Ипатьевскую обитель. Принесенная в монастырь чудотворная икона поставлялась в Троицком соборе, пребывала там все праздничные дни, а во вторник (после дня Святого Духа) также крестным ходом переносилась в кафедральный собор, наконец (после галичского путешествия) возвращаясь на свое обычное место в храме.

5. В первое воскресенье после Недели Всех Святых, то есть в первое воскресенье Петрова поста (Неделя 2-я по Пятидесятнице) — первый из трех генеральных крестных ходов по воскресным дням, установленных в память избавления Костромы от моровой язвы (эпидемии чумы) в 1654 году.

Этот и два последующих крестных хода совершались, надо полагать, со второй половины XVII века и были установлены в воспоминание о страшном бедствии, посетившем город осенью 1654 года — эпидемии, в которой из 5356 человек взрослого мужского населения Костромы в живых осталось лишь 1895 человек3. В каждый из трех воскресных дней крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Богоматери и другими костромскими святынями обходил определенную часть города (примерно по границам городских посадов XVII века) — чтобы в итоге вся Кострома была пройдена церковным шествием и молитвенно ограждена от бед и напастей. С конца XVIII века в этих крестных ходах, кроме святынь самой Костромы и Ипатьевского монастыря, участвовала и чудотворная Игрицкая-Смоленская икона Пресвятой Богородицы, с насту-

1 Островский П.Ф., прот. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. — М., 1855. — С. 140-141.

2 Там же. — С. 140.

3 Козловский А.Д. Взгляд на историю Костромы, составленный трудами князя Александра Козловского. — М., 1840. — С. 104.

плением Петрова поста ежегодно приносившаяся в Кострому для поклонения верующих.

Отец Павел Островский отмечал, что этот — первый из трех воскресных — генеральный крестный ход отличался особой выразительностью.

«Из трех ходов, совершаемых вокруг города, которые установлены в память избавления Костромы от чумы, первый отличается картинным видом множества народного: по набережной Волги от угла Ильинской улицы до церкви Стефана, святителя Сурожского, на протяжении двух верст пестрая толпа усердных богомольцев движется густой, сплошной массой»1.

«Костромские епархиальные ведомости» 1885 года так описывали маршрут первого крестного хода:

«По выходе из соборной ограды шествие направилось под гору спуском к Волге, затем, сравнявшись с углом соборного дома [имеется в виду дом, построенный на берегу Волги в 1821 году — М.Ф.], повернуло налево и следовало по набережной прямо на восток до церкви Стефана Сурожского. (...) Когда дошли до церкви Стефана Сурожского, то ход повернул влево в Ямскую улицу, где пришлось подниматься в песчаную гору. (...) От Ямской улицы крестный ход следовал вспольем к городской заставе на конце Кинешемской или Русиной улицы (...). От заставы ход следовал по Кинешемской улице до тюремного замка. (...) С Русиной улицы ход направился по всполью, возле городской больницы к дому умалишенных (...). Отсюда крестный ход повернул в Кобылинский переулок, которым и прошел на Покровскую улицу — в гору; с Покровской улицы повернул в Жоховский переулок и отсюда Смоленской улицей вышел снова на Кинешемскую или Русину улицу»2.

На углу Русиной и Ильинской улиц крестный ход направился в собор, а иконы из других храмов, участвовавшие в ходе, через Сусанинскую площадь были отнесены к своим церквам. На всем протяжении шествия оно сопровождалось колокольным звоном городских церквей, в пути делалось несколько остановок с чтением Евангелия и окроплением народа святой водой.

6. В Неделю 3-ю по Пятидесятнице — второй генеральный крестный ход из трех воскресных. В целом порядок его совершения соответствовал предыдущему, но другим был маршрут, в 1885 году выглядевший так:

«Крестный ход двинулся чрез Святые ворота из соборной ограды на площадь. Отсюда ход направился мимо Гостиного и Табачного рядов и вышел к церкви Воскресения, что на площадке. (...) Затем (...) крестный ход двинулся далее по Сусанинской площади мимо присутственных мест и вступил в Никольскую улицу. (...) Из Никольской улицы ход повернул налево в Покровскую улицу к церкви Покровской, что в Крупениках, но отсюда вышел на Сенную площадь, пересекая улицы Марьинскую и Павловскую, с Сенной вошел в Калиновскую

1 Островский П.Ф., прот. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. — М., 1855. — С. 141.

2 Л-в И.В. Крестные ходы в Костроме, совершаемые в девятую, десятую и одиннадцатую неделю по Пасхе // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 13. — С. 402-403. Следует учитывать, что (в отличие от счисления, применяемого автором) в современном православном календаре указанные Недели — 10-я, 11-я и 12-я по Пасхе.

улицу. Отсюда, повернув налево, ход вступил в Алексеевский переулок и остановился у церкви Алексия, человека Божия. (...) Крестный ход из Алексеевского переулка вступил в Смоленскую или Сенную улицу и по ней вышел на Еленинскую улицу. (...) Крестный ход (...) двинулся по Еленинской улице на Су-санинскую площадь. (...) Потом крестный ход, выйдя из Еленинской улицы, следовал Сусанинской площадью мимо гауптвахты, каланчи, Мучных рядов, Предтеченской церкви, мимо Калачных рядов, мимо часовни, новоустроенной в память мученической кончины императора Александра II, и Красных рядов. (...) ... крестный ход, при торжественном звоне колоколов в церквах Спасской и Воскресенской и в кафедральном Успенском соборе, вступил сначала чрез Святые ворота в ограду, а потом и в теплый собор»1.

7. В Неделю 4-ю по Пятидесятнице — третий, завершающий генеральный крестный ход из трех воскресных. Его маршрут в 1885 году описывался так:

«Крестный ход двинулся Святыми воротами соборной ограды на площадь. (...) Следуя возле Гостиного ряда и Спасской церкви, (...) крестный ход направился к памятнику Сусанину и от него — в Богоявленскую улицу. (...) С Богоявленской улицы крестный ход, при звоне колоколов в Богоявленском монастыре, (...) повернул в Вознесенский переулок и шел между Троицкой церковью и стеной девичьего монастыря. (...) Пересекши Троицкую улицу, крестный ход из Вознесенского переулка вступил в Сергиевскую улицу. (...) Из Сергиевской улицы ход повернул влево в Цареконстантиновский переулок, которым и вышел на Новотроицкую улицу. С Новотроицкой улицы Спасским переулком крестный ход вышел на Солдатскую улицу, а с этой Кирпичным переулком вступил во Власьевскую улицу. (...) Крестный ход направился к концу Власьевской улицы и Острожным переулком вышел на Царевскую улицу, а на конце Царевской улицы повернул в Шиповский или Заводской переулок и мимо зданий механического завода Шипова вышел на Мшанскую или Московскую улицу. (...) ... крестный ход тронулся (...) по Мшанской или Московской улице и, повернув направо в Спасский переулок, сошел на Набережную улицу возле зданий арестантских рот. (...) Сравнявшись со Сретенской церковью, что в семинарии, крестный ход остановился и преосвященный читал здесь Евангелие (...). Пели семинарские певчие и присутствовали семинарские начальники, учителя и воспитанники всех классов семинарии. (...) Повернув в Екатеринославскую улицу и поднявшись в Молочную гору, крестный ход (...) направился в Успенский собор. Диаконы и псаломщики пели тропарь Феодоровской Богоматери»2.

Поскольку на воскресные генеральные ходы (в Недели 2-ю, 3-ю и 4-ю по Пятидесятнице) и предшествовавшие им богослужения собиралось множество костромичей, в XIX веке сложился обычай: до дня третьего крестного хода (Неделя 4-я по Пятидесятнице) совершать богослужения в обширном Богоявленском кафедральном соборе, не переводя их сразу же с наступлением теплого времени года в Успенский собор, а службы в Успенском кафедральном

1 Второй крестный ход в городе Костроме // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 14. — С. 436.

2 И.В.Л. Третий крестный ход в городе Костроме // Костромские епархиальные ведомости. —1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 15. — С. 458-460.

соборе начинать сразу после Недели 4-й — перенося в летний собор чтимые святыни Костромского кремля, прежде всего чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Обратный перевод (на зиму) богослужений в Богоявленский кафедральный собор обычно совершался, как свидетельствует епархиальная хроника, по времени близ праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю).

8. 1 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня — на Волгу, для совершения предусмотренного церковным уставом в этот день малого освящения воды.

9. 16 августа, в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Богоматери — перед литургией на Запрудню, в Спасскую церковь, и после литургии обратно в собор.

Порядок совершения этого генерального крестного хода (на примере 1885 года) мы описывали ранее. Однако нужно заметить, что до второй половины XIX века такой крестный ход был много продолжительнее по времени: чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась с Запрудни (после литургии) на место своего первоначального пребывания в Богоотцовский храм (а еще ранее — возможно, в деревянный храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата) и оставалась там до 17 августа. Но эта традиция — по неизвестной нам причине — была упразднена владыкой Платоном (Фивейским), вступившим на Костромскую кафедру в 1857 году. Протоиерей Димитрий Лебедев указывал:

«С давних пор и до половины XIX столетия в Костроме существовал обычай, по которому Феодоровская чудотворная икона Богоматери, относимая утром 16 августа из Успенского собора с крестным ходом на место своего явления в За-прудненский храм, затем при возвращении из последнего в Успенский собор в тот же день заносилась, в память своего первого местопребывания в Костроме, генеральным же крестным ходом при участии всего костромского духовенства и при многочисленном стечении городских жителей в каменный Богородицкий [то есть в честь Феодоровской иконы Богоматери, он же Богоотцовский — М.Ф.] храм на Мшанской улице, где и оставлялась до следующего дня; в следующий день, 17 августа, здесь правилась торжественная служба Феодоровской иконе Божией Матери. Распоряжением костромского архиепископа Платона уже в половине XIX века этот древний традиционный обычай был уничтожен»1.

Впрочем, протоиерей Павел Островский полагал, что данный обычай не был старинным и утвердился лишь после построения Богоотцовской (Феодоровской) церкви, то есть в XVIII веке:

«Вероятно, со времени устроения этой церкви принял начало и потом несколько десятилетий продолжался церковный обряд принесения после литургии в 16 день августа, генеральным крестным ходом, чудотворного образа Феодоровской Богоматери с Запрудни в церковь Феодоровской Богоматери прежде, нежели возвратится крестный ход в Успенский собор. Чудотворный образ

1 Лебедев Д.И. [протоиерей]. История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. — Кострома, 2010. — С. 159-161.

оставался в Богоотцовской (Феодо-ровской) церкви до следующего дня, в который, по совершении литургии, возвращался крестным ходом в Успенский собор»1 .

Сопоставляя последования совершения генеральных крестных ходов, можно отметить, что они — кроме №№ 4 и 9 по нашему списку — совершались после Божественной литургии в кафедральном соборе (№№ 1, 2, 3, 5, 6, 7 — в Богоявленском и № 8 — в Успенском). Крестные ходы возглавлялись костромскими архипастырями — кроме, опять же, ходов №№ 4 и 9, когда, по словам отца Павла Островского, «преосвященные встречают чудотворный образ на тех местах, куда он приносится»2. И хотя в генеральных крестных ходах участвовали многие костромские святыни, совершенно особое место в них занимала чудотворная Феодоровская икона Богоматери.

«Все эти крестные ходы представляют великолепное зрелище благочестия; впереди и позади святых крестов множество народа, который теснится и теснит друг друга для того, чтоб быть ближе к духовной процессии или лучше к чудотворному образу, главному предмету благоговейного чествования и молитвенных взоров; посреди крестного хода — чудотворный образ и другие святые иконы, в предшествии хоругви; затем все городское духовенство, которое заключает сам архипастырь со своей духовной свитой»3.

Генеральные крестные ходы с чудотворной Феодоровской иконой Богоматери являлись важнейшими событиями жизни города Костромы, собиравшими буквально все православное население «колыбели Дома Романовых». Отец Павел Островский отмечал:

«Вообще пламенное усердие граждан Костромы и окрестных ее жителей к совершению общественных молитвословий очень верно выражают наши крестные ходы. Отрадно для сердца сказать об них без преувеличения, что не быть в крестном ходу по какой-либо крайности считается горьким лишением для того, кто принужден обстоятельствами остаться на это время дома; ни чрезвычайная пыль при удушливом жаре, ни дождь при ненастной погоде

1 Островский П.Ф., прот. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. — М., 1855. — С. 32.

2 Там же. — С. 140.

3 Там же. — С. 139-140.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери (лицевая сторона)

не в состоянии сократить в крестных ходах обычное множество усердных богомольцев. В каждом почти доме той части города, где совершается крестный ход, обыкновенно собираются ближайшие родные и знакомые и своими рассказами и воспоминаниями подкрепляют друг в друге добрые впечатления праздничного торжества»1.

Кроме генеральных общегородских крестных ходов с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери совершались и частные крестные ходы со святыней, придававшие особую торжественность престольным праздникам костромских церквей (приходских и некоторых домовых храмов, в частности, семинарского). Вновь обратимся к сочинению протоиерея Павла Островского.

«Прочие крестные ходы, так называемые частные, которые совершаются пренесением чудотворного Феодоровского образа Богоматери из собора к церквам приходским накануне их храмовых праздников (таких ходов считается в год до 50), а обратно в собор — в самый праздник после литургии, сопровождаются более или менее значительным собранием благочестивых, всегда к Церкви усердных и особенно пред чудотворным образом благоговеющих жителей Костромы. От древности доселе есть такие ревнители, которые по обету, [или по] просто благочестивому обычаю сопровождают неотменно каждый крестный ход. Искренность благоговейного расположения ревнителей благочестия к святыне свидетельствуется и тем, что они не оставляют посещать дома частных людей, особенно соседей, для поклонения чудотворному образу, когда последние по какому-либо случаю — радостному или скорбному, в ожидании ли святой помощи против грозящей беды, или в благочестивое знамение глубокой благодарности за благодеяния, на них явленные, или для освящения начала доброго дела и благопоспешения его — призывают чудотворный образ Божией Матери в свои дома. Во всех подобных случаях чудотворный образ бывает подъемлем и носим не иным кем, как священнослужителями, преимущественно священниками в памятование того небесного указания, по которому чудотворный образ при самом явлении великому князю [речь идет о князе Василии Ярославиче, в то время удельном костромском, но не великом князе — М.Ф.] допустил быть снятым с соснового дерева не иным кем, как священниками»2.

Впрочем, как следует из работы протоиерея Иоанна Сырцова, к началу XX века на престольные праздники в городские церкви чудотворную Феодо-ровскую икону Богоматери стали преимущественно возить в карете (а не переносить крестным ходом), таким же порядком святыня отправлялась из собора для совершения молитвословий пред ней в частных домах.

«На храмовые праздники в городские церкви она [чудотворная Феодоров-ская икона — М.Ф.] обыкновенно увозится в карете накануне праздника, пред всенощным бдением, в сопровождении соборных священника, диакона и псаломщика; пред отправлением бывает обязательно перезвон [в колокола — М.Ф.], а при самом отправлении трезвон. Возвращается в собор уже в самый праздник, по окончании праздничной литургии. В частные дома икона часто временно

1 Там же. — С. 141.

2 Там же. — С. 141-142.

возится по приглашению граждан после ранней и поздней литургий и после вечерни; в домах остается только на время совершения молебна»1.

Также, по свидетельству того же отца Иоанна — бывшего в 1902-1909 годах протоиереем костромского кафедрального собора — в соборе сложилась традиция каждую службу суточного круга завершать молебном Пресвятой Богородице пред Ее чудотворным образом.

«И в простые, и в праздничные дни в соборе бывают благочестивые люди, желающие помолиться св[ятой] Феодоровской иконе. Отсюда установился обычай каждую дневную службу — утреню, литургию и вечерню — заканчивать молебным пением Пресвятой Богородице, если бы даже не было и заявлений и просьбы об этом со стороны молящихся. Молебное пение совершается по чину «канона молебнаго ко Пресвятой Богородице, поемаго во всякой скорби душевней и обстоянии» (в каноннике). Только тропарь и кондак берутся из службы Феодоровской Божией Матери и молебен заканчивается особой молитвой»2 .

Как отмечал протоиерей Павел Островский, нередко — по усердию богомольцев — в кафедральном соборе приходилось служить сразу несколько молебнов:

«Нельзя умолчать и о том, что стечение народа пред чудотворным образом в Успенском соборе часто бывает столь многочисленно, что протоиерей и три священника собора бывают в крайней необходимости — совершать молебствия, по желанию усердных богомольцев, для каждого порознь (это желание есть общее всех сословий, высших и низших), все в одно время, конечно, в разных местах храма, так впрочем, что из молящихся каждый ясно слышит совершаемое для него молитвословие и читаемый вполголоса канон»3.

Кроме ежегодно отмечаемых дней, чудотворный образ Царицы Небесной износился из кафедрального собора на крестные ходы и по отдельным торжественным случаям. К примеру, 6 апреля 1885 года вся Россия отмечала тысячелетие преставления ко Господу святого равноапостольного Мефодия, просветителя славян (память которого Церковь чтит вместе с его братом, святым равноапостольным Кириллом). В Костроме торжества состоялись в Богоявленском кафедральном соборе Костромского кремля и на Сусанинской площади, богослужения возглавил епископ Костромской и Галичский Александр (Кульчицкий).

«В день 6 апреля, в половине девятого часа утра, в соборе начали позвон, и перед литургией, как обычно бывает в генеральные крестные ходы, принесены были в собор особенно чтимые в Костроме святые иконы Спасителя с Запрудни и Тихвинская Божия Матерь из Ипатьевского монастыря. Для совершения Божественной литургии владыка прибыл в начале десятого. Литургия отправлена с полным благолепием. (...) Стечение богомольцев было многочисленное. После «Буди имя Господне» с амвона при полной тишине прочитал послание Святей-

1 Сырцов И.Я., прот. Сказание о Феодоровской чудотворной иконе Божией Матери, что в городе Костроме. — Кострома, 1908. — С. 19-20.

2 Там же. — С. 47.

3 Островский П.Ф., прот. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. — М., 1855. — С. 143.

шего Синода сам преосвященный, ему предстояло все собравшееся на молебен городское духовенство. Непосредственно по окончании литургии был крестный ход с чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери, с иконой равноапостольных Мефодия и Кирилла и с принесенными в собор иконами на городскую Сусанинскую площадь, где пред Александровской часовней отправлен молебен благодарный с присоединением молебна святым просветителям славян. При шествии крестного хода военная музыка при собранных войсках играла духовный гимн. (...) Во время молебствия народом покрыта была вся площадь, торговые лавки были заперты. Войску и народу были розданы экземпляры книжки "Житие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла". Крестный ход возвратился в собор уже в третьем часу пополудни; продолжался целодневный звон церковный»1.

Чудотворную Феодоровскую икону выносили из кафедрального собора для совершения молебнов при общественно-значимых событиях: начале деятельности учреждений и обществ, закладке и освящении зданий и тому подобное. Часто такие молебны совершал правящий архиерей в присутствии первых лиц губернии. Вот, например, хроника лишь второй половины сентября 1896года.

17 сентября — чудотворная икона принесена на правый берег Волги (сейчас это также территория города Костромы) для водосвятного молебна при освящении нового здания Спасо-Никольской церковно-приходской школы. Молебен совершил епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) в присутствии губернатора А.Р. Шидловского2.

22 сентября — епископ Виссарион в присутствии губернатора А.Р. Шидловского освятил новое здание народной читальни имени А.Н. Островского в городе Костроме (сейчас это здание кукольного театра); на водосвятный молебен в читальню был принесен Феодоровский образ Богоматери3.

26 сентября — состоялось освящение приюта для мальчиков, устроенного в Костроме губернатором А.Р. Шидловским на пожертвования благотворителей. Водосвятный молебен пред ликом принесенной в приют из собора чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы совершил епископ Виссарион4.

Как мы уже отмечали ранее, в XIX веке при кафедральном соборе велись записи, свидетельствующие о чудотворениях по молитвам пред Феодоровской иконой — но таких документов сохранилось крайне немного. Протоиерей Иоанн Сырцов писал об этом в 1908 году:

«Было бы для нас, христиан православных, грешно думать и не верить, что чудеса от святой Феодоровской иконы уже не исходят. Пресвятая Богородица, как и Сам Господь Бог, "вчера и днесь" остаются и будут оставаться во веки

1 Известия и заметки // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 9. — С. 260-261.

2 Освящение нового здания Спасо-Никольской церковно-приходской школы, что за рекой Волгой // Костромские епархиальные ведомости. — 1896. — № 19. — Отдел II, часть неофициальная. — С. 495-497.

3 Освящение народной читальни имени А.Н. Островского в городе Костроме // Костромские епархиальные ведомости. — 1896. — № 19. — Отдел II, часть неофициальная. — С. 497-499.

4 Епархиальная хроника // Костромские епархиальные ведомости. — 1896. — № 20. — Отдел II, часть неофициальная. — С. 534.

одинаково всесильными, одинаково милостивыми к роду человеческому. Покровительство и милость Божией Матери ко всем прибегающим к Ней за помощью и молящимся пред Ее чудотворной Феодоровской иконой оказываются и в наши дни в большом изобилии; только мы мало внимательны к этому, как бы не видим их и не слышим рассказов об этом. Между тем массы облагодетельствованных от Нее, исцеленных от телесных и духовных недугов, не перестают и теперь славить Божию Матерь как Заступницу за нас усердную, как Целительницу от недугов, наполняя соборный храм и в будни и особенно в праздники и воскресные дни. Спросите любого из почитателей Феодоровской иконы, и вы непременно услышите что-либо о милости Божией Матери, оказанной ему лично»1.

В 1885 году, когда началось издание «Костромских епархиальных ведомостей», в первом же номере неофициальной части журнала был помещен рассказ об одном таком чудотворении. Этот рассказ — записанный духовенством кафедрального собора 20 июля 1876 года со слов крестьянки Олонецкой губернии Дарьи Ивановны Феоктистовой, 53-х лет — мы процитируем полностью. Феоктистова сообщила соборянам:

«Назад тому 4 года я сделалась больна; сначала заболела у меня поясница; приставляла я банки, но боль не унималась, а все усиливалась. Чрез несколько времени боль спустилась в ноги и страшно усилилась: я не могла двинуться с места, ног у меня ровно не было. Жила я тогда в няньках в Питере. Только сидя могла я нянчить дитя и качать его в люльке. Добрые хозяева призывали ко мне несколько докторов, которые давали мне разные лекарства и мази, но боль не проходила. Целые два года я страдала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раз, сидя подле люльки, я прислонилась к стене и заснула. Во сне вижу, будто я подплыла на лодке к песчаному берегу, подле реки — гора, а на горе — церкви со множеством крестов. В другой раз я видела во сне старушку с котомкой за плечами; лицо ее и руки, как снег, белые. Подходит она ко мне и говорит: "Ты все болишь? Не все же тебе болеть". Сказав это, она подошла ко мне еще ближе и теснится сесть подле меня. Я думаю, зачем это старушка пришла сюда в детскую? Наши хозяева не любят чужих. — "У тебя уже два года болят ноги, как же мне не прийти к тебе? — сказала старушка, угадав, что я думала. — Обещайся помолиться Царице Небесной пред Ее иконой Феодоровской — Она исцелит тебя". В первый только раз я услышала о такой иконе; доселе я вовсе и не знала, что есть такая икона. Хотела я спросить старушку, где мне найти Феодоровскую? Но ребенок в колыбели заплакал и я проснулась, не успев спросить ее об этом.

После этого видения я дала твердое обещание поклониться Феодоровской иконе Божией Матери, лишь только будет мне полегче. Теперь главное дело было мне узнать, где эта икона. Спрашивала я свою хозяйку, не знает ли она чего-нибудь о Феодоровской иконе. Хозяйка моя была с одной со мною стороны и тоже ничего не знала об этой иконе. Раз я увиделась с одной старушкой, живущей через улицу против нашего дома, и спросила ее, не знает ли она, где Феодоровская икона Божией Матери. — "О, матушка! — отвечала мне соседка, — икона эта далеко, она в Костроме, отселе верст восемьсот будет, если

1 Сырцов И.Я., прот. Сказание о Феодоровской чудотворной иконе Божией Матери, что в городе Костроме. — Кострома, 1908. — С. 45.

не более, тебе не дойти до нее. Это — икона явленная и чудотворная; многим дается от нее помощь и заступление Царицы Небесной". Хоть и далеко была от Питера Феодоровская икона Божией Матери, я все же не переменила своего обещания. "Как бы далеко ни было до Костромы, — думала я, — а схожу я непременно поклониться Феодоровской иконе Божией Матери, только бы Она помогла мне в моей болезни". Лишь только я дала обещание поклониться Феодоровской иконе Царицы Небесной, как почувствовала облегченье в ногах, стала я привставать и даже с палочкой переступать, а в короткое время твердо стала ходить и наконец совсем выздоровела. Другие, зная мою тяжелую и продолжительную болезнь и теперь видя меня здоровой, спрашивали: как это я выздоровела? С глубокой благодарностью к Царице Небесной я рассказывала им о явлении мне во сне старушки.

Через год после болезни я пошла в Соловецкий монастырь и, слава Богу, ноги мои не болели, — и вот я надумала исполнить свое святое обещанье — сходить в Кострому и поклониться чудотворной иконе Божией Матери. Подплывая на пароходе к Костроме и увидя соборную гору и самые соборные церкви, я узнала в них ту гору, и те церкви, и те кресты на них, которые я больная видела во сне. Поспешила я в собор и пала пред чудотворным образом Божией Матери, и теперь хожу в собор каждый день, за каждую службу. Досыта не могу я намолиться Заступнице усердной, Премилосердной Царице Небесной, исцелившей меня от тяжкой болезни»1 .

Далее Феоктистова сообщала, что прожила в Костроме (к моменту записи рассказа) три дня и остановилась у одной из монахинь женского Богоявленского монастыря. Повествование завершалось фразой (не вполне понятно — принадлежавшей Феоктистовой или являвшейся редакционным комментарием к ее истории):

«Очень жаль, что немногие получившие благодатную помощь от Царицы Небесной пред иконой Ее Феодоровской, заявляют об этом кому следует»2.

14 мая 1898 года, в праздник Вознесения Господня и в день празднования годовщины коронации императора Николая II и императрицы Александры Фео-доровны, состоялся последний в XIX столетии визит в Кострому высокого гостя из Дома Романовых: город посетил проплывавший на пароходе из Ярославля в Нижний Новгород великий князь Сергий Александрович, брат императора Александра III. Интересным свидетельством об этом визите является хранящаяся в фондах Костромского музея-заповедника акварель художника А.Н. Бенуа (1852-1936) «Кострома, 14 мая 1898 года». На ней мы видим множество костромичей, встречающих великого князя у волжской пристани, а на заднем плане изображен соборный ансамбль Костромского кремля.

Великий князь Сергий Александрович прибыл в Кострому уже после окончания праздничной литургии, которую в Богоявленском кафедральном соборе совершил епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев). По обычаю

1 Чудесное исцеление крестьянки Феоктистовой от Феодоровской иконы Божией Матери. (Из соборной записи) // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. № 1. — С. 32-34.

2 Там же. — С. 34.

визит начался с посещения Костромского кремля, однако здесь имелось затруднение: чудотворная Феодоровская икона Богоматери в это время пребывала в Галиче, согласно порядку ее ежегодного принесения в Галич и Буй. Владыка Виссарион отметил это обстоятельство в своей речи при встрече великого князя на паперти кафедрального собора (далее приводим текст речи из хроники, опубликованной в «Костромских епархиальных ведомостях» 1898 года):

«Благоверный государь, великий князь! Главная святыня сего храма и всей Костромской области есть чудотворная Феодоровская икона Богоматери. Эта святыня имеет близкое отношение к истории царствующего Дома Романовых. Пред ней благоговейно преклонялся родоначальник этого Дома Михаил Феодо-рович Романов в то время, когда умолен был в Троицком соборе Ипатьевского монастыря московским посольством принять царскую власть. Пред сей же иконой мать его инокиня Марфа благословила его на царство и предала его в покровительство Богоматери. Это событие произошло в 1613 году 14 марта. С тех пор празднование чудотворной Феодоровской иконе Богоматери перенесено с 16 августа, дня чудесного явления ее в Костроме, на 14 марта в свидетельство верноподданнической преданности и любви русского народа к царскому Дому. Для самого царствующего Дома Феодоровская икона Богоматери издревле составляла предмет особенного благоговейного чествования. В придворной московской церкви Рождества Богородицы к числу главных святынь принадлежит копия этой иконы. Со времени воцарения Михаила Фео-доровича ежегодно в 14 день марта совершаемо было в сей церкви празднество в честь Феодоровской иконы в присутствии царей не менее торжественно, как и в праздник Благовещения. С каким великим благоговением эта святыня чтится в богоспасаемом граде Костроме, можно судить по тому, что она почти ежедневно принимается усердствующими гражданами для освящения своих жилищ, куда она сопровождается с колокольным звоном при соборном храме. Сверх того, она ежегодно отпускается на тридцать дней во второй кафедральный город Галич (где и сейчас пребывает) и привлекает не только в сем городе, но и на пути к нему бесчисленное множество богомольцев.

Вниди, благоверный великий князь, в сей соборный храм — постоянное место пребывания Феодоровской иконы Богоматери — и вознеси вкупе с нами усердные молитвы к Царю царствующих о благополучном царствовании благочестивейшего государя императора Николая Александровича, священное венчание которого и помазание на царство сегодня празднуется. Равно и тебе самому молитвами Богоматери да дарует Господь обилие Своих благословений для плодотворного прохождения многотрудного служения царю и отечеству»1.

Далее епископ Виссарион совершил в соборе молебен, за которым молился великий князь, и по окончании богослужения поднес высокому гостю просфору и икону — список с Феодоровского образа Пресвятой Богородицы. После Костромского кремля великий князь Сергий Александрович посетил Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, Александровскую часовню

1 Епархиальная хроника // Костромские епархиальные ведомости. — 1898. — № 11. — Отдел II, часть неофициальная. — С. 354-355.

на Сусанинской площади, Ипатьевскую обитель и около 6 часов вечера того же дня отбыл на пароходе в Нижний Новгород.

В конце XIX века в России стал распространяться примечательный обычай — совершать в храмах в новогоднюю ночь, с 31 декабря на 1 января, традиционный новогодний молебен (обычно такой молебен служился 1 января после праздничной литургии; напомним, что до перехода России на новый стиль 1 января приходилось на святки, в этот день отмечались великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого). Такая традиция — встречать Новый год в 12 часов ночи церковной молитвой в храме — полюбилась и жителям Костромы. В ночь на 1 января 1901 года, с началом нового XX века, новогодний молебен служился в Богоявленском кафедральном соборе пред ликом чудотворной Феодоровской иконы Богоматери. «Костромские епархиальные ведомости» сообщали:

«В полночь под 1 января совершено в соборе местным духовенством молебствие, положенное на Новый год. Собор был переполнен народом»1 .

Так Костромской кремль и его главная святыня вступили в XX столетие, ставшее временем суровых испытаний и скорбей для Православной Церкви и отечества. Но Промысл Божий сохранил чудотворную Феодоровскую икону Богоматери в церковных стенах до наших дней, а ныне воссоздается и место ее пребывания на протяжении веков — Костромской кремль, разрушенный в 1934 году.

Хронология событий — XIX век

1804 год — соборным протоиереем Успенского собора Костромского кремля становится отец Иаков Арсеньев.

1805 год — для чудотворной Феодоровской иконы изготавливается драгоценная золотая риза.

1810 год — в тюрьме города Костромы освящается домовая церковь в честь чудотворной Феодоровской иконы Богоматери.

27 августа 1812 года — епископ Костромской и Галичский Сергий (Крылов-Платонов) вручает несколько списков с чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы отправляющемуся на войну костромскому ополчению «в благословение на ратный подвиг».

1814 год — с валов Костромского кремля убираются старинные пушки.

1816 год — знамена костромского ополчения устанавливаются в Успенском соборе кремля для постоянного хранения.

19 августа 1817 года — Успенский собор Костромы посещает великий князь Михаил Павлович, младший брат императора Александра I.

1817-1818 годы — старинные земляные валы Костромского кремля полностью срываются.

1820 год — в Санкт-Петербурге выходит из печати книга «Описание костромского Успенского собора, составленное в конце 1819 года протоиереем Яковом Арсеньевым».

1 Епархиальная хроника // Костромские епархиальные ведомости. — 1901. — № 2. — Отдел II, часть неофициальная. — С. 58.

22 августа 1826 года — протоиерей Успенского собора Иаков Арсеньев присутствует на коронации императора Николая I.

1829 год — в Москве выходит из печати книга «Описание костромского Успенского собора, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым».

8 октября 1834 года — Успенский собор Костромы посещает император Николай I.

11 декабря 1834 года — в ризницу Ипатьевского монастыря поступают царские реликвии из московской Оружейной палаты.

1834-1835 годы — перестраивается придел во имя святого великомученика Феодора Стратилата при Успенском соборе.

1835 год — Успенский собор Костромы становится кафедральным храмом Костромской епархии.

1835 год — составляется проект всесторонней реставрации и перестройки Ипатьевского монастыря (автор — архитектор К.А. Тон).

13 мая 1837 года — Успенский кафедральный собор посещает наследник цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II).

1837 год — в Москве выходит из печати книга «Описание костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное».

16 апреля 1838 года — высочайше утверждается проект памятника царю Михаилу Феодоровичу и Ивану Сусанину на Сусанинской площади Костромы.

25 июня 1840 года — в Ипатьевском монастыре происходит закладка храма во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии.

2 августа 1843 года — на Сусанинской площади Костромы закладывается основание для памятника царю Михаилу Феодоровичу и ИвануСусанину.

6 сентября 1847 года — пожаром уничтожается Богоявленский мужской монастырь города Костромы; Костромская духовная семинария вследствие этого перемещается в соборные дома кремля.

29 июня 1848 года — кончина протоиерея Иакова Арсеньева.

8 августа 1850 года—Успенский кафедральный собор посещают сыновья императора Николая I, великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич.

14 марта 1851 года — в день празднования чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери на Сусанинской площади Костромы происходит открытие памятника царю Михаилу Феодоровичу и Ивану Сусанину.

12 июля 1855 года — на Сусанинской площади Костромы епископ Костромской и Галичский Филофей (Успенский) вручает костромскому ополчению, отправляющемуся на Крымскую войну, освященные знамена, список с чудотворной Феодоровской иконы Богоматери и малые финифтевые Феодоровские иконы Пресвятой Богородицы (по числу ратников ополчения).

1855 год — в Успенском кафедральном соборе проводится реставрация стенной росписи.

1855 год — ключарем Успенского кафедрального собора становится священник (впоследствии протоиерей) Павел Островский.

1855 год — в Москве выходит из печати книга «Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским».

Осень 1856 года — в Успенском кафедральном соборе завершаются ремонтные работы.

1856 год — в Успенском кафедральном соборе ставятся на хранение знамена костромского ополчения 1855 года.

30 марта 1857 года — на Костромскую кафедру вступает епископ (впоследствии архиепископ) Платон (Фивейский).

13 июля 1857 года — епископ Костромской и Галичский Платон совершает освящение Успенского кафедрального собора (после ремонтных работ).

15 августа 1858 года — в праздник Успения Пресвятой Богородицы Успенский кафедральный собор посещает император Александр II с семейством.

17 августа 1858 года — император Александр II и царская семья присутствуют на Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе.

12 мая 1860 года — в Ипатьевском монастыре совершается закладка нового храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

1860 год — император повелевает провести реставрацию дворца царя Михаила Феодоровича (палат бояр Романовых) в Ипатьевском монастыре.

13 января 1861 года — издается указ Святейшего Синода о ежегодном перенесении чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Галич.

17 мая 1861 года — в праздник Преполовения Пятидесятницы Феодоровская икона впервые отбывает в Галич из Успенского кафедрального собора.

29 июня 1863 года — Успенский кафедральный собор посещает наследник цесаревич Николай Александрович.

30 сентября 1863 года — епископ Костромской и Галичский Платон совершает освящение отреставрированного дворца царя Михаила Феодоровича в Ипатьевском монастыре.

1863 год — попечением ключаря Успенского собора протоиерея Павла Островского печатается цветное (хромолитографическое) изображение Фео-доровского образа Пресвятой Богородицы.

7 января 1864 года — в бывшем Богоявленском мужском монастыре Костромы, при принесенной в Смоленскую церковь обители чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, совершается торжество введения насельниц Крестовоздвиженского Анастасииного женского монастыря Костромы во владение Богоявленской обителью, разрушенной пожаром 1847 года.

12 мая 1864 года — епископ Платон совершает закладку нового здания при Богоявленском соборе в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре Костромы.

1864 год — в Костроме выходит из печати книга протоиерея Павла Островского «Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых».

1865-1866 годы — разрабатывается и утверждается проект пристройки к Богоявленскому кафедральному собору Костромского кремля двух обширных приделов.

14-15 августа 1866 года — Кострому посещают наследник цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) и великий князь Владимир Александрович.

4 сентября 1866 года — епископ Костромской и Галичский Платон совершает закладку приделов к Богоявленскому кафедральному собору.

15 мая 1868 года — Кострому посещает великий князь Алексей Александрович.

10 ноября 1868 года — архиепископ Костромской и Галичский Платон совершает освящение правого (южного) придела Богоявленского кафедрального собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца.

1868 год — Костромская духовная семинария переезжает из соборных домов Костромского кремля в приобретенное для духовной школы здание на улице Верхней Набережной в Костроме.

1871-1873 годы — внутреннее пространство перестроенного Богоявленского кафедрального собора покрывается искусственным мрамором.

3 марта 1873 года — архиепископ Платон совершает освящение левого (северного) придела Богоявленского кафедрального собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святого мученика Платона.

1 апреля 1876 года — кончина протоиерея Павла Островского.

12 мая 1877 года — кончина архиепископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского).

23 сентября 1878 года — епископ Костромской и Галичский Игнатий (Рождественский) совершает освящение храма во имя преподобного Сергия Радонежского в усыпальнице под Богоявленским кафедральным собором.

22 июля 1881 года — Успенский кафедральный собор посещают император Александр III и члены царской семьи, в том числе, наследник цесаревич Николай Александрович — будущий император Николай II.

1884 год — в Богоявленском кафедральном соборе разобран свод, отделявший купол собора от основного пространства храма.

1884 год — церковной цензурой, а затем и Святейшим Синодом одобряется акафист в честь чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.

15 марта 1888 года — костромское Александровское православное братство впервые совершает празднование в память о воцарении Михаила Феодо-ровича Романова (ставшее затем ежегодным) в Иоанно-Богословской церкви близ Ипатьевского монастыря, с принесением на богослужение чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.

31 мая и 2 июня 1888 года — Успенский кафедральный собор посещает сербский иерарх митрополит Михаил(Йованович).

7 марта 1889 года — Святейший Синод принимает определение (высочайше утвержденное 21 марта) о ежегодном изнесении чудотворной Феодоровской иконы Богоматери в Галич на пять дней ранее прежде установленного срока — в пятницу Недели о мироносицах.

22 июля 1891 года — Успенский кафедральный собор посещает обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев.

25 ноября 1891 года — при костромском кафедральном соборе начинает действовать православное Феодоровско-Сергиевское братство.

1891 год — переделывается золотая риза для чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.

1891 год — женская община в Ратьково близ города Солигалича Костромской губернии преобразуется в Богородице-Феодоровский женский монастырь.

9 января 1895 года — Костромское духовное училище перемещается из соборного дома Костромского кремля в новое здание на Павловской улице в Костроме.

18 апреля 1897 года — епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) совершает освящение церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери, построенной на Новом кладбище Костромы.

19 июля 1897 года — в Успенском кафедральном соборе Костромского кремля совершает Божественную литургию святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский.

14 мая 1898 года — в праздник Вознесения Господня Богоявленский кафедральный собор посещает великий князь Сергий Александрович.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александр III в Костроме // Губернский дом: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал. — 1993. — № 1.

2. Андроников Н.О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. — Кострома, 1874.

3. Андроников П.И. Император Александр II в Костромской стороне. — Кострома, 1859.

4. Арсеньев И.А., прот. Описание костромского Успенского собора, составленное в конце 1819 года протоиереем Яковом Арсеньевым. — СПб., 1820.

5. Арсеньев И.А., прот. Описание костромского Успенского собора, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым. — М., 1829:

6. Арсеньев И.А., прот. Описание костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. — М., 1837.

7. Баженов И.В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: Исторический очерк. — Кострома, 1895.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Баженов И.В. Костромской кремль: Историко-археологический очерк // Костромской кремль: Сборник материалов / сост. Семенова А.В. Кострома, 2018. [первая публикация Баженов И. Костромской кремль: Историко-ар-хеологический очерк // Костромская старина: Издание Костромской ученой архивной комиссии. Выпуск шестой. — Кострома, 1905. — С. 90-116].

9. Баженов И.В. Патриотическая страничка из жизни костромских семинаристов // Баженов И.В. Статьи 1887-1916 годов. — Кострома, 2019. [первая публикация — Костромские епархиальные ведомости. — 1912. — № 12. — Отдел неофициальный. — С. 331-336].

10. Виноградова С.Г. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. — Кострома, 2013.

11. Вознесенский Е.П., священник. Воспоминания о путешествиях высочайших особ благополучно царствующего императорского Дома Романовых в пределах Костромской губернии в XVII, XVIII и текущем столетиях. — Кострома, 1859.

12. Второй крестный ход в городе Костроме // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 14.

13. Голубцов А.П. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери: [Реферат, читанный на историко-археологическом съезде в Костроме в 1909 году] // Богословский вестник. — 1911. — Том 3. — № 10.

14. Григоров А.А. Из истории костромского дворянства // сост., вступ. ст. и прим. Н.А. Зонтикова. — Кострома, 1993.

15. Епархиальная хроника // Костромские епархиальные ведомости. —1896. — № 20. — Отдел II, часть неофициальная.

16. Епархиальная хроника // Костромские епархиальные ведомости. — 1897. — № 8-9. — Отдел II, часть неофициальная.

17. Епархиальная хроника // Костромские епархиальные ведомости. —

1897. — № 15. — Отдел II, часть неофициальная.

18. Епархиальная хроника // Костромские епархиальные ведомости. —

1898. — № 11. — Отдел II, часть неофициальная.

19. Епархиальная хроника // Костромские епархиальные ведомости. — 1901. — № 2. — Отдел II, часть неофициальная.

20. Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. — Кострома, 1997.

21. Зонтиков Н.А. Костромская духовная семинария: вехи истории // Костромская духовная семинария: Историческая энциклопедия. — Кострома, 2019.

22. И.В.Л. Третий крестный ход в городе Костроме // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 15.

23. Известия // Костромские епархиальные ведомости. - 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 2.

24. Известия и заметки // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 19.

25. Известия и заметки // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 9.

26. Кандорский Иоанн, свящ. Икона Феодоровския Богоматери в копии 1812 года. (Из записок священника) // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 16. — С. 485-487.

27. Козловский А.Д. Взгляд на историю Костромы, составленный трудами князя Александра Козловского. — М., 1840.

28. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справочная книга. — Кострома, 1911.

29. Л-в И.В. Крестные ходы в Костроме, совершаемые в девятую, десятую и одиннадцатую неделю по Пасхе // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 13. С. 402-403.

30. Лебедев Д.И., прот. История соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. — Кострома, 2010.

31. Новиков А.В. Борьба с коррупцией в системе губернского управления в первой половине XIX века (на материалах Костромской губернии) // II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26-27 марта 2009 года / сост. и научн. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. — Кострома, 2009. — С. 41-42.

32. Освящение народной читальни имени А.Н. Островского в городе Костроме // Костромские епархиальные ведомости. — 1896. — № 19. — Отдел II, часть неофициальная.

33. Освящение нового здания Спасо-Никольской церковно-приходской школы, что за рекой Волгой // Костромские епархиальные ведомости. — 1896. — № 19. — Отдел II, часть неофициальная. С. 495-497.

34. Островский П.Ф., прот. Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых. — Кострома, 1864.

35. Островский П.Ф., протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора, составленное того собора священником П. Островским. — М., 1855.

36. От совета костромского Феодоровско-Сергиевского братства // Костромские епархиальные ведомости. — 1891. —№ 1. — Отдел I, часть официальная.

37. Попов А.В. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения: Церковно-литературное исследование. — Казань, 1903.

38. Поспелов И.Г., протоиерей. Теплый Богоявленский собор при костромском кафедральном Успенском соборе // Костромской кремль: Сборник материалов / сост. Семенова А.В. Кострома, 2018. [первая публикация — Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 2. С. 25-31; № 3. С. 45-53; № 4. С. 73-83].

39. Разные известия // Костромские епархиальные ведомости. — 1887. — № 7. — Отдел II, часть неофициальная.

40. Расписание шествия с чудотворной Феодоровской иконой Богоматери в город Галич, пребывания ее в городе Галиче и обратного шествия чрез город Буй в город Кострому в 1900 году // Костромские епархиальные ведомости. — 1900. — № 9. — Отдел I, часть официальная. — С. 139-142.

41. РГИА. — Ф. 796. — Оп. 170. — Д. 1418. — Л. 1 об. — 2 об.

42. РГИА. — Ф. 796. — Оп. 184. — Д. 2836. — Л. 1.

43. РГИА. — Ф. 796. — Оп. 170. — Д. 1418. — Л. 2 об. — 3.

44. Слободской Л. Праздник в костромском Александровском братстве // Костромские епархиальные ведомости. — 1892. — № 8. Отдел II, часть неофициальная. — С. 211.

45. Сырцов И.Я., прот. Костромской Успенский кафедральный собор // Костромской кремль: Сборник материалов / сост. Семенова А.В. — Кострома, 2018. [первая публикация — Костромские епархиальные ведомости. — 1908. — № 19. — Отдел неофициальный. — С. 501-520; № 21. Отдел неофициальный.

С. 552-561; № 22. Отдел неофициальный. С. 581-592; № 23. Отдел неофициальный. С. 606-614].

46. Сырцов И.Я., прот. Сказание о Феодоровской чудотворной иконе Божией Матери, что в городе Костроме. — Кострома, 1908.

47. Сырцов И.Я., прот. Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе. — Кострома, 1908.

48. Устав состоящего под августейшим покровительством Его императорского высочества великого князя Сергия Александровича православного костромского Феодоровско-Сергиевского братства при костромском кафедральном соборе // Костромские епархиальные ведомости. — 1891. — № 1. — Отдел I, часть официальная.

49. Чудесное исцеление крестьянки Феоктистовой от Феодоровской иконы Божией Матери. (Из соборной записи) // Костромские епархиальные ведомости. — 1885. — Отдел II, часть неофициальная. — № 1.

Metropolitan of Kostroma and Nerekhta Ferapont (Kashin), PhD in Theology,

Head of the Department of Theological Disciplines of Kostroma Theological seminary

MATERIALS ON THE HISTORY OF THE MIRACLE FYODOROVSKAYA ICON OF THE MOTHER OF GOD IN THE XIX CENTURY Part three. The end

This article presents, in chronological order, materials received from various sources (including documents for the first time introduced into scientific circulation from the archives of the Holy Synod, relating to the tradition of the annual transfer of the miraculous image of the Mother of God from Kostroma to Galich), which were collected by the author in order to write a book about Feodorovskaya Icon of the Queen of Heaven.

All dates in the text are in the old style; abbreviations are disclosed without additional reservations or (if they may be ambiguous) by means of square brackets; the author's explanations are in square brackets. Quoting is done primarily in accordance with modern spelling and punctuation standards.

Key words: Theodorovskaya icon of the Mother of God, Kostroma, the Kostroma Kremlin, the Romanov dynasty.

Citation: Ferapont (Kashin), Met. Kostroma and Nerekhta. Materials on the history of the miracle Fyodorovskaya Icon of the mother of god in the XIX century Part 3. The end //Ipatievsky vestnik. — 2021. — №. 3. — P. 50-74.

REFERENCES

1. Aleksandr III v Kostrome // Gubernskiy dom: istoriko-krayevedcheskiy kul'turno-prosvetitel'skiy nauchno-populyarnyy zhurnal. — 1993. — № 1.

2. Andronikov N.O. Istoricheskiye zapiski o Kostromskoy dukhovnoy seminarii i Kostromskoy gubernskoy gimnazii. — Kostroma, 1874.

3. Andronikov P.I. Imperator Aleksandr II v Kostromskoy storone. —Kostroma, 1859.

4. Arsen'yev I.A., prot. Opisaniye kostromskogo Uspenskogo sobora, sostavlen-noye v kontse 1819 goda protoiyereyem Yakovom Arsen'yevym. — SPb., 1820.

5. Arsen'yev I.A., prot. Opisaniye kostromskogo Uspenskogo sobora, sostavlen-noye v 1829 godu protoiyereyem onogo sobora i kavalerom Iakovom Arsen'yevym. — M., 1829.

6. Arsen'yev I.A., prot. Opisaniye kostromskogo Uspenskogo sobora, uchrezh-dennogo po vysochayshemu poveleniyu v 1835 godu kafedral'nym, sostavlennoye v 1829 godu protoiyereyem onogo sobora i kavalerom Iakovom Arsen'yevym, a nyne vnov' ispravlennoye. — M., 1837.

7. Bazhenov I.V. Kostromskoy Bogoyavlensko-Anastasiinskiy monastyr': Is-toricheskiy ocherk. — Kostroma, 1895.

8. Bazhenov I.V. Kostromskoy kreml': Istoriko-arkheologicheskiy ocherk // Kostromskoy kreml': Sbornik materialov / sost. Semenova A.V. Kostroma, 2018. [pervaya publikatsiya Bazhenov I. Kostromskoy kreml': Istoriko-arkheologicheskiy ocherk // Kostromskaya starina: Izdaniye Kostromskoy uchenoy arkhivnoy komissii. Vypusk shestoy. —Kostroma, 1905. — S. 90-116].

9. Bazhenov I.V. Patrioticheskaya stranichka iz zhizni kostromskikh seminar-istov // Bazhenov I.V. Stat'i 1887-1916 godov. — Kostroma, 2019. [pervaya publikatsiya — Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1912. — № 12. — Otdel neofitsial'nyy. — S. 331-336].

10. Vinogradova S.G. Svyato-Troitskiy Ipat'yevskiy monastyr'. — Kostroma, 2013.

11. Voznesenskiy Ye.P., svyashchennik. Vospominaniya o puteshestviyakh vyso-chayshikh osob blagopoluchno tsarstvuyushchego imperatorskogo Doma Romanovykh v predelakh Kostromskoy gubernii v XVII, XVIII i tekushchem stoletiyakh. — Kostroma, 1859.

12. Vtoroy krestnyy khod v gorode Kostrome // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1885. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. — № 14.

13. Golubtsov A.P. Avtor drevney povesti o Feodorovskoy ikone Bozhiyey Materi: [Referat, chitannyy na istoriko-arkheologicheskom s"yezde v Kostrome v 1909 godu] // Bogoslovskiy vestnik. — 1911. — Tom3. — № 10.

14. Grigorov A.A. Iz istorii kostromskogo dvoryanstva // sost., vstup. st. i prim. N.A. Zontikova. — Kostroma, 1993.

15. Yeparkhial'naya khronika // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. —1896. — № 20. — Otdel II, chast' neofitsial'naya.

16. Yeparkhial'naya khronika // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1897. — № 8-9. — Otdel II, chast' neofitsial'naya.

17. Yeparkhial'naya khronika // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. —

1897. — № 15. — Otdel II, chast' neofitsial'naya.

18. Yeparkhial'naya khronika // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. —

1898. — № 11. — Otdel II, chast' neofitsial'naya.

19. Yeparkhial'naya khronika // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1901. — № 2. — Otdel II, chast' neofitsial'naya.

20. Zontikov N.A. Ivan Susanin: legendy i deystvitel'nost'. — Kostroma, 1997.

21. Zontikov N.A. Kostromskaya dukhovnaya seminariya: vekhi istorii // Kostromskaya dukhovnaya seminariya: Istoricheskaya entsiklopediya. — Kostroma, 2019.

22. I.V.L. Tretiy krestnyy khod v gorode Kostrome // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1885. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. — № 15.

23. Izvestiya // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. - 1885. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. — № 2.

24. Izvestiya i zametki // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1885. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. — № 19.

25. Izvestiya i zametki // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1885. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. — № 9.

26. Kandorskiy Ioann, svyashch. Ikona Feodorovskiya Bogomateri v kopii 1812 goda. (Iz zapisok svyashchennika) // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1885. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. — № 16. — S. 485-487.

27. Kozlovskiy A.D. Vzglyad na istoriyu Kostromy, sostavlennyy trudami knyazya Aleksandra Kozlovskogo. — M., 1840.

28. Kratkiye statisticheskiye svedeniya o prikhodskikh tserkvakh Kostromskoy yeparkhii: Spravochnaya kniga. — Kostroma, 1911.

29. L-v I.V. Krestnyye khody v Kostrome, sovershayemyye v devyatuyu, desyatuyu i odinnadtsatuyu nedelyu po Paskhe // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1885. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. — № 13. S. 402-403.

30. Lebedev D.I., prot. Istoriya sobornykh khramov Feodorovskogo i Uspenskogo v gorode Kostrome v svyazi s povest'yu o Feodorovskoy ikone Bogomateri, kratkoy istoriyey i topografiyey drevnego goroda. —Kostroma, 2010.

31. Novikov A.V. Bor'ba s korruptsiyey v sisteme gubernskogo upravleniya v pervoy polovine XIX veka (na materialakh Kostromskoy gubernii) // II Romanovs-kiye chteniya. Tsentr i provintsiya v sisteme rossiyskoy gosudarstvennosti: materialy konferentsii. Kostroma, 26-27 marta 2009 goda / sost. i nauchn. red. A.M. Belov, A.V. Novikov. — Kostroma, 2009. — S. 41-42.

32. Osvyashcheniye narodnoy chital'ni imeni A.N. Ostrovskogo v gorode Kostrome // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1896. — № 19. — Otdel II, chast' neofitsial'naya.

33. Osvyashcheniye novogo zdaniya Spaso-Nikol'skoy tserkovno-prikhodskoy shkoly, chto za rekoy Volgoy // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1896. — № 19. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. S. 495-497.

34. Ostrovskiy P.F., prot. Istoricheskiye zapiski o Kostrome i yeye svyatyne, blagochestno-chtimoy v imperatorskom Dome Romanovykh. — Kostroma, 1864.

35. Ostrovskiy P.F., protoiyerey. Istoricheskoye opisaniye kostromskogo Uspenskogo kafedral'nogo sobora, sostavlennoye togo sobora svyashchennikom P. Ostro-vskim. — M., 1855.

36. Ot soveta kostromskogo Feodorovsko-Sergiyevskogo bratstva // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1891. —№ 1. — Otdel I, chast' ofitsial'naya.

37. Popov A.V. Pravoslavnyye russkiye akafisty, izdannyye s blagosloveniya Svy-ateyshego Sinoda. Istoriya ikh proiskhozhdeniya i tsenzury, osobennosti soderzhaniya i postroyeniya: Tserkovno-literaturnoye issledovaniye. — Kazan', 1903.

38. Pospelov I.G., protoiyerey. Teplyy Bogoyavlenskiy sobor pri kostromskom kafedral'nom Uspenskom sobore // Kostromskoy kreml': Sbornik materialov / sost. Semenova A.V. Kostroma, 2018. [pervaya publikatsiya — Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1885. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. — № 2. S. 25-31; № 3. S. 45-53; № 4. S. 73-83].

39. Raznyye izvestiya // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1887. — № 7. — Otdel II, chast' neofitsial'naya.

40. Raspisaniye shestviya s chudotvornoy Feodorovskoy ikonoy Bogomateri v gorod Galich, prebyvaniya yeye v gorode Galiche i obratnogo shestviya chrez gorod Buy v gorod Kostromu v 1900 godu // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1900. — № 9. — Otdel I, chast' ofitsial'naya. — S. 139-142.

41. RGIA. — F. 796. — Op. 170. — D. 1418. — L. 1 ob. — 2 ob.

42. RGIA. — F. 796. — Op. 184. — D. 2836. — L. 1.

43. RGIA. — F. 796. — Op. 170. — D. 1418. — L. 2 ob. — 3.

44. Slobodskoy L. Prazdnik v kostromskom Aleksandrovskom bratstve // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1892. — № 8. Otdel II, chast' neofitsial'naya. — S.211.

45. Syrtsov I.YA., prot. Kostromskoy Uspenskiy kafedral'nyy sobor // Kostromskoy kreml': Sbornik materialov / sost. Semenova A.V. — Kostroma, 2018. [pervaya publikatsiya — Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1908. — № 19. — Otdel neofitsial'nyy. — S. 501-520; № 21. Otdel neofitsial'nyy. S. 552-561; № 22. Otdel neofitsial'nyy. S. 581-592; № 23. Otdel neofitsial'nyy. S.606-614].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Syrtsov I.YA., prot. Skazaniye o Feodorovskoy chudotvornoy ikone Bozhiyey Materi, chto v gorode Kostrome. — Kostroma, 1908.

47. Syrtsov I.YA., prot. Stennaya zhivopis' v kostromskom Uspenskom kafedral'nom sobore. — Kostroma, 1908.

48. Ustav sostoyashchego pod avgusteyshim pokrovitel'stvom Yego impera-torskogo vysochestva velikogo knyazya Sergiya Aleksandrovicha pravoslavnogo kostromskogo Feodorovsko-Sergiyevskogo bratstva pri kostromskom kafedral'nom sobore // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1891. — № 1. — Otdel I, chast' ofitsial'naya.

49. Chudesnoye istseleniye krest'yanki Feoktistovoy ot Feodorovskoy ikony Bozhiyey Materi. (Iz sobornoy zapisi) // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. — 1885. — Otdel II, chast' neofitsial'naya. — № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.