УДК 002.5:281.93
DOI: 10.24412/2309-5164-2021-2-57-65
ВетелинаЛариса Германовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры Священного Писания и церковной филологии Костромской духовной семинарии е-тай: [email protected]
«КОСТРОМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» КАК ТИП ЕПАРХИАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ РУБЕЖА Х1ХХХ ВВ.: ИЗ ИСТОРИИ ИЗДАНИЯ
Часть 2
В статье рассматривается история региональной печати и ее система. Основное внимание сосредоточено на издании «Костромских ведомостей», специфике этого журнала, его функциональных особенностях. Описана структура издания, содержательная часть, отражение духовной жизни Костромской епархии в журнале. Рассматривается историческо-культурологическое значение издания в формировании духовной жизни Костромской губернии.
Во второй части статьи рассматривается история издания в период 1887-1917 гг.
Ключевые слова: «Губернские ведомости», «Епархиальные ведомости», епархиальная печать, «Ярославские епархиальные ведомости». «Херсонские епархиальные ведомости», «Костромские епархиальные ведомости», структура издания, программа издания, Духовная семинария, епархия, редактор, цензор, местная пресса, официальный и неофициальный раздел, священник.
Цитирование: ВетелинаЛ.Г. «Костромские епархиальные ведомости» как тип епархиальной печати рубежа Х1Х-ХХвв.: из истории издания // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 1. — С. 57-65.
Первый номер «КЕВ» за 1887 год вышел 15 января. Издание не изменило своего внешнего облика, выходило таким же форматом и в таком же оформлении. Сохранило и структуру издания. Но теперь официальная и неофициальная части публикуются в одном номере, не разделяясь на два издания. Изменились адрес подписки — теперь редакция находилась «на Козьмоде-
мьянской улице, в доме преподавателя семинарии В. Строева и в канцелярии семинарского правления»;1 цена подписки: 5 рублей серебром с пересылкой; периодичность выхода: с этого года «КЕВ» выходят 2 раза в месяц. Печатаются «КЕВ» в губернской типографии. Неофициальная часть открывалась программной статьей от редакции, где говорилось о новой редакции, об изменении программы издания, четко определялись его цели и задачи. В частности, сообщалось, что «Епархиальные ведомости» редакция «считает вообще явлением важным в епархиальной жизни, делом несомненно полезным для нее и потому весьма серьезным: их назначение — служить органом епархиальной власти и епархиальной жизни, понимая последнюю не в узком смысле жизни только епархиальнаго духовенства, но в широком смысле жизни церковной вообще. Епархиальной власти они дают возможность своевременно объявлять через них подчиненным ей учреждениям и лицам свои распоряжения и мероприятия, подлежащие исполнению, или служащие к руководству для них. Разнообразным учреждениям епархии — правительственным, учебным, попечительным и др. они служат органом, чрез который они могут знакомить епархию со своею деятельностию на пользу церкви и общества. Епархиальному духовенству и всем лицам, интересующимся положением в епархии православной церкви и ее служителей, ведомости представляют средство оглашать печатным словом свои наблюдения над современным состоянием церковной и религиозно-нравственной жизни епархии, свои мысли и соображения о мерах, служащих к усовершенствованию этой жизни; дают средство выражать свои мысли и желания, а также и знакомить людей любознательных с прошлыми явлениями епархиальной жизни, с фактами и лицами, уже отошедшими в область истории, и тем способствовать разъяснению и правильному пониманию явлений настоящих.
Если таково назначение епархиальных ведомостей, то без сомнения они могут представлять собою чтение, не только удовлетворяющее любопытству, но и служащее к назиданию и пользе, т.е. чтение занимательное и полезное»2.
Ниже помещалось сообщение, выделенное в рамку, в котором читатели уведомлялись о причине задержки издания: разрешение на выпуск было получено только 4 января 1887 года, в связи чем редакция приносила извинения за то, что «не имела возможности организовать дело издания во всех отношениях надлежащим образом». Редакция попыталась изменить и условия распространения журнала: не через отцов благочинных (чем замедлялось получение их), а по собственным адресам выписывающих церквей. В сдвоенном 3-4 номере «КЕВ» за этот год был опубликован Указ Св. Синода о назначении нового состава редакции и изменении программы издания, а также об отмене обязательной подписки для бедных церквей епархии, нуждающихся в поддержании своего благодения3. Ниже прилагался обширный список несостоятельных церквей Костромской епархии4. В Указе Св. Синода говорится также о жалобе священи-
1 Костромские епархиальные ведомости. — 1887. — № 1. — С. 1.
2 Костромские епархиальные ведомости. — 1887. — № 1. — Отдел II. Часть неофициальная. — С 8-9.
3 Костромские епархиальные ведомости. — 1887. — № 3-4. — С. 53-55.
4 Там же. — С. 57-60.
ка Гусева, не согласного с отстранением его от руководства «КЕВ» и принятом решении оставить эту жалобу без внимания.
Архимандрит Сергий возглавлял редакцию «КЕВ» с 1887 по 1890 годы, — период ректорства в Костромской духовной семинарии. Мирское имя Константин Иванович Ланин (1852-1904 гг.). Уроженец Москвы, сын купца старообрядца-беспоповца, перешедшего в православие. В 1872 г. окончил 2-ю Московскую гимназию, затем — Вифанскую ДС (1878 г.) и Московскую ДА (1882 г.). Во время учебы в академии принял монашество с именем Сергий. Смотритель Дмитровского ДУ (1882 г.). Ректор Костромской ДС (1885-1890 гг.). Ректор Симбирской ДС (1890 г.). Наместник Киево-Печерской Лавры (1893 г.). Епископ Уманский, викарий Киевской епархии (1896 г.). Епископ Псковский и Порховский (1902 г.). Архиепископ Ярославский и Ростовский (1903 г.). Умер в Ярославле 5 августа 1904 г„ похоронен в Ярославском Успенском кафедральном соборе (взорван в 1937 г.).1 Преподаватель и наставник семинарии Василий И. Строев редактировал «КЕВ» до 1918 года, т.е., до закрытия издания большевистскими властями. При новом руководстве издание в большей степени было ориентировано на жизнь Костромской епархии. Здесь публиковались священнослужители, преподаватели, историки и краеведы Ф. Иорданский, И. Херсонский, П. Виноградов, И. Поспелов, И. Баженов, Ф. Иорданский, А. Либеров и др.
В «КЕВ», помимо текущей информации о жизнедеятельности Костромской епархии и административных распоряжений Св. Синода, материалов просветительского характера о православии, хроникального материала церковных событий, публиковались объемные труды по краеведению, истории епархии, труды Св. Отцов, жизнеописаний видных деятелей церкви. К наиболее объемным публикациям относятся «История Костромской иерархии» (Рукопись 1773 года, хранящаяся в библиотеке Костромской духовной семинарии)», подписанная инициалами А.С. [Архимандрит Сергий — В.Л.Г.], (№№ 2-8,1887), «Летопись Макариева Унженского первоклассного монастыря» И. Херсонского (публиковалась с № 9 1887 г. по 1892 г.), Историко-этнографический очерк «Славяне — наши братья соплеменники» И.В. Миловидова (с № 4 публиковался в нескольких номерах за 1885 г.), «О божественной Литургии». Цикл поучений священника Алексея Либерова (1888-1890), «Историко-археологическое описание церквей г. Костромы». (Рукопись сороковых годов настоящего столетия)» (№ 13-14, 1888), «Галичская десятина», «Поучения на Символ веры, заповеди и молитву Господню», «Отзыв православного на книгу Фаррара (этот материал публиковался с продолжением несколько лет) и др. Периодически помещались материалы о деятельности Братства Преподобнаго Сергия. Широко освещалась жизнь как Костромской духовной семинарии, так и духовных училищ при Костромской епархии, а также церковно-приходских школ, система которых еще только складывалась. Литературный материал представлен слабо. Периодически публиковались стихи местных священников на религиозные темы. Так, в № 1 за 1890 год опубликовано стихотворение «С нами Бог и Царь державный»
1 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия /Под общей ред. митрополита Костромского и Нерехтского. — Кострома: Костромская Духовная семинария, 2019. — С. 230.
за подписью «Верноподданный Костромич», а в № 13 за этот же года — стихотворение «Дума при окончании семинарского курса» А. Андронникова. С этого года стихотворения периодически печатаются в неофициальной части «КЕВ». В № 24 за этот год опубликован критический отзыв на «Крейцерову сонату» Л. Н. Толстого за подписью священника Ф. Мытинского. В № 4 за 1891 г. помещено стихотворение на библейский сюжет «Блудный сын» (инициалы А.Б.).
Журнал откликался на животрепещущие темы в практике священнослужителей и ориентировал на особенности епархиальных церковно-приходских нужд Костромского края. Уже в первом номере «КЕВ» за 1885 год был опубликован небольшой материал «О чудесном исцелении крестьянки Феоктистовой от Феодоровской иконы Божией Матери (из соборной записи»), повествующий об этом чудодейственном явлении. Помещена заметка «О чудесных исцелениях» настоятеля Николо-Бабаевского монастыря архимандрита Иустина (№ 4 1888) и др. К поучительным материалам относятся «Смерть раскольника крестору-гателя», (№ 3, 1888, перепечатка из «Воскресного дня», в свою очередь, заимствованная из «Калужских епархиальных ведомостей»); «Наказание Божие за непочтение к св. угодникам его» (№ 20, 1889), нравоучительный рассказ неизвестного автора «Облацы безводни» (№ 24, 1891) и др. В № 6 за этот же год опубликована статья «Нищенствующее духовенство», поднимающая проблемы нравственности местного духовенства. Со 2 по 12 номера за 1885 г. публикуется редакторская статья «Церковные прихожане и предметы современных забот их». Представлены материалы о сектанстве и деятельности местных сект («Заблудшие», № 19-21,1885;), суевериях местного крестьянства («Суеверный крестьянин», там же); активно освещались темы раскольничества. Так, в № 17, 1889 г. публикуется материал «Раскол в селе Пеньках Кинешемского уезда», где говорится о нравах в среде раскольников и поднимается проблема тайных захоронений на старом раскольническом кладбище; в этом же номере в рубрике «Известия и заметки» помещены материалы «По вопросу о браке священнослужителей» и «Относительно имен, даваемых при крещении» — случаи из практики священнослужителей с ссылкой на Тобольское издание «Епархиальных ведомостей». В № 2, 1892 г. опубликована статья священника Алексея Либерова «Окончательное изгнание масляницы», где он делится своими мыслями по поводу пороков, которые несет этот праздник в среде крестьянства. Публиковались статьи местных священиков о пьянстве и мерах борьбы с ним, предпринимаемыми духовенством, о лечении тех или иных болезней среди прихожан и т.п. Достаточно актуально звучит статья священника Алексея Либерова «Благоразумно ли поступает в настоящее время духовенство, относясь апатично к земским выборам?»1. В кризисный 1905 год опубликована знаковая статья-призыв «В виду надвигающейся опасности» священника села Валов Макарьевского уезда Александра Аполлова, где он говорит о тревожной политической обстановке, революционной пропаганде и подстрекательстве среди крестьянства к беспорядкам. Автор призывает братьев-священников принять надлежащие меры и противодействовать этому опасному движению. В № 1 за 1907 г. опубликована статья с красноречивым названием «Пропаганда
1 Костромские епархиальные ведомости. — 1889. — № 4. — С. 80-85. 60
разрушительных идей в Костромской епархии», выражающая обеспокоенность духовенства по поводу распространяющихся «антипроваславных, антихристианских, социалистических и анархистких идей» в средствах массовой информации и пропагандисткой литературе, наводнившей книжные магазины в Костроме1.
В разделе «Объявления», помимо информации о выходящих в редакции «Костромских епархиальных ведомостей» и в других издательствах книг духовного содержания, помещалась информация о подписке на издаваемые православные журналы («Кормчий», «Благовест», «Русский паломник», «Православный собеседник» и пр.), и периодические издания светского характера по самым разным направлениям («Нива», «Русская жизнь», «Политическая и общественная газета «День», «Вокруг света», музыкальный журнал «Муза», юмористический журнал «Сверчокъ» и мн.др.). Были и курьезные объявления. Так, в № за 1905 г. в объявлениях об изданных книгах, наряду с «Православной Богословской энциклопедией», «Толковой Библией» и трактатом «Материя и Дух», сообщалось об издании авантюрно-приключенческого романа сомнительного достоинства «Похождения Рокомболя» некоего Понсон-дю-Террайля. Практически вся наиболее значимая периодика того времени представлена на страницах «КЕВ».
С января 1889 года меняется титульный лист «КЕВ». На обложке появляются изображение иконы Феодоровской Божией Матери и Костромских Святых (Святые слева направо): преп. Тихон Луховский, преп. Паисий Га-личский, преп. Макарий Веденский, преп. Сергий Радонежский, преп. Иаков Железноборовский, преп. Авраамий Чухломской. Титульный лист меняется и в 1892 году: исчезают изображения преподобных и остается только икона Феодоровской Божией Матери в ореоле звезды. При архимандрите Менандре меняется и структура издания. Официальная часть состоит из разделов: «Распоряжения епархиального начальства, журналы и уставы»; «Объявления от лиц и учреждений к сведению и исполнению»; «Списки, расписания, ведомости»; «Отчеты и извлечения из них»; «Адресы, телеграммы, репорты, донесения»; «Приложения и прибавления». Неофициальная часть состояла из разделов «Слова, речи, поучения, послания», «Духовно-нравственное и назидательное чтение», «История и археология», «Современная жизнь», «Библиография», «Известия и заметки», «Приложения».
Три номера «КЕВ» за 1890 г. вышли за подписью Архимандрита Сергия. Четвертый номер подписан только редактором В. Строевым, что дает возможность предположить об отсутствии первого редактора. С № 5-го появляется другое имя первого редактора: Архимандрит Менандр (Сазонтьев), сменивший Архимандрита Сергия в должности ректора КДС. Он руководил «КЕВ» до июля 1896 года. Архимандрит Менандр (Петр Владимирович Сазонтьев; 1856-1907 гг.) происходил из семьи священника. Родился в селе Бурлей Змиевского уезда Харьковской губернии. В 1877 г. окончил Харьковскую ДС, в1881 г. — Московскую ДА. Преподавал в Таврической ДС (1881 г.). В 1885 г. принял монашеский постриг с именем Менандр. Инспектор Кишиневской ДС (1885 г.). Ректор Костромской ДС (1890-1897 гг.). Епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии (1897 г.). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии
1 Костромские епархиальные ведомости. — 1907. — № 1. — С. 32-35.
(1897 г.). Уволен на покой в Тихвинский монастырь Новгородской епархии (1902 г.). Скончался 4 октября 1907 г., похоронен в Спасо-Преображенском монастыре Старой Руссы1. В дальнейшем первые редакторы сменяют друг друга по вполне понятным причинам: они отбывают к новому месту назначения по службе. С июльского, 14 номера 1896 года имя первого редактора архимандрита Менандра исчезает с обложки журнала, остается только имя В. Строева, который выпускает издание до 21 номера. С № 22 вновь возникает имя первого редактора архимандрита Менадра, редактирующего журнал до № 1 1897 года включительно. Со 2 номера вновь на обложке значится имя Василия Строева. В 5 мартовском номере появляется заметка о вступлении в должность нового ректора духовной семинарии протоиерея Иоанна Сырцова (сс. 116), который становится очередным первым редактором с № 6 1897 года. Протоиерей И.Я. Сырцов редактирует «КЕВ» до 1902 года. В дальнейшем его сменил протоиерей М.И. Щеглов — 1903-1905 гг., в 1905-1906 гг. — архимандрит Николай (Орлов), в 1907-1917 гг. — протоиерей В.Г. Чекан2. Неизменным все эти годы оставался второй редактор, Василий Иванович Строев. Можно предположить, что он был основным редактором, выпускающим «КЕВ» более трех десятилетий. Он скончался в 1918 году, входя в состав редакции обновленного издания «КЕВ» и с измененным названием («Костромской церковно-общественный вестник. Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии»).
Изменения, коснувшиеся общественной и политической жизни России, связанные с Февральскими событиями и последовавшими вслед за ними настроениями ожидания перемен, по-своему коснулись и издания «Костромских Епархиальных ведомостей». В 1917 году вышло 12 номеров «КЕВ», последний, июньский номер, завершил издание журнала. На ХХХ1 году издание было переименовано. С июня 1917 года «КЕВ» по решению епархиального съезда духовенства и мирян были преобразованы в еженедельник с названием «Костромской церковно-общественный вестник. Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии». Причина переименования была объяснена в редакционной статье «КЦОВ»3, где говорилось, что «Епархиальные ведомости» не имели того, что можно назвать духом жизни. Не откликаясь сам на запросы времени, епархиальный орган и своих читателей, само собою понятно, не мог приобщить к содержанию и курсу духовной жизни и будить в них живую религиозную мысль». Редактором переименованного издания стал инспектор Костромской Духовной семинарии П.Д. Иустинов, соредакторами — преподаватель семинарии В.И. Строев и священник Н. Бобровский. Издание отказалось от прежней структуры, сохранив только официальную и неофициальную части. Еженедельник освещал животрепещущие, актуальные вопросы, высказывая свою позицию по поводу происходящего в вздыбленной России. Статьи с названием «Как сле-
1 Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия /Под общей ред. митрополита Костромского и Нерехтского. — Кострома: Костромская Духовная семинария, 2019. — С. 230.
2 Зонтиков Н.А. Костромские епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т.ХХХУШ- С. 341.
3 «Костромской церковно-общественный вестник. Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии». — 1907. — № 1. — Часть II. Неофициальный отдел. — С. 1.
дует относиться русскому гражданину-христианину к совершившемуся в России государственному перевороту», «Помощь церкви государству в современном его положении», «О религиозно-нравственном состоянии раскола и мероприятиях против него», «Христос или князь века сего?», «Что делать?», «Христианская любовь и классовая борьба» и подобные им адресуют читателя к трагическому разлому, происходящему в России. Публицистика явно превалирует в данном издании, откликаясь на злобу дня. Публикуются новые законы новой власти с комментариями редакции «КЦОВ». В сдвоенном № 23-24 от 22-29 декабря 1917 г. опубликован «Декрет о расторжении брака» с кратким комментарием редакции. «КЦОВ» выходил в трудных условиях, поэтому часто издавался сдвоенными номерами. В 1918 г. вышло 5 номеров журнала. Последний, сдвоенный 4-5 номер поместил некролог, посвященный В.И. Строеву, а также «Послание Патриарха Московского и всея России Тихона», «Соборное воззвание по поводу декрета о свободе совести», «Крестный ход в Петрограде», что послужило поводом к закрытию издания и обвинению редакции в «контрреволюционности издания». Так «КЦОВ» прекратил свое существование. Иустинов и Бобровский были арестованы. 29 января 1919 года они были освобождены от заключения решением Костромского военно-революционного трибунала.
История «Костромских епархиальных ведомостей» и «Костромского церковно-общественного вестника. Журнала для духовенства и мирян Костромской епархии» стали своеобразной летописью жизнедеятельности Костромской епархии и Костромского края. Последнее издание, «КЦОВ», выходившее менее года, отобразило трагические события истории России начала ХХ века, духовный разлом в русском обществе, наступление на православную веру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия /Под общей ред. митрополита Костромского и Нерехтского. — Кострома: Костромская Духовная семинария, 2019. — 848 с.
2. Зонтиков Н.А. Костромские епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т.ХХХУШ,
3. Есин Б.И. Газета в первой половине ХХ века // Б.И. Есин. Русская дореволюционная газета. 1702-1917. Краткий очерк. — М.: Изд-во Московского Ун-та, 1972.
4. Троицкий А., прот. Епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т.ХУШ. С. 493-497.
5. Лепилкина О.И. Губернские ведомости как тип издания Х1Х века // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2005. — № 41. —С.175-183.
6. Лепилкина О.И. Становление и типологические характеристики «Епархиальных ведомостей» в ХХ — начале ХХ века // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2009. — № 2. — С. 103-107.
7. Лисовский Н.М. Периодическая печать в России 1703-1903: Статистико-библиографический обзор русских периодических изданий с диаграммами
//Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати, 1703-1903. — СПб., 1903.
8. Станько А.И. Русские газеты первой половины XIX века. — Ростов-н/Д, 1969.
9. «Костромские епархиальные ведомости». 1885-1917 гг.
10. «Костромской церковно-общественный вестник. Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» («КЦОВ»). 1917-1918 гг.
Vetelina Larisa Germanovna Candidate of Pilology Associate Professor Candidate of Pilology Sciencesof the Kostroma theological seminary e-mail: [email protected]
"KOSTROMA DIOCESAN VEDOMOSTI" AS A TYPE OF DIOCESAN PRESS OF THE TURN OF THE 19TH-20TH CENTURIES: FROM THE HISTORY OF THE PUBLICATION
Part 2
In this article we read about the history of regional press and its system. The main focus is on the edition of "Kostroma Journal", specificity of this magazine, its functional characteristics. The structure of this edition is described in this magazine, its substantive content and reflection of spiritual life of Kostroma diocese. The effect of this historical-cultural edition on spiritual life of Kostroma province is analyzed.
The second part of the article examines the history of the publication in the period 1887-1917.
Keywords: "Governoral Journal", " Diocesan Journal", diocesan press, "diocesan Journal of Yaroslavl", diocesan Journal of Kherson", "diocesan Journal of Kostroma", the structure of edition, edition program, Theological Seminary, Diocese, editor, censor, local press, official and non official section, priest. Citation: Vetelina L. G. "Kostroma diocesan vedomosti" as a type of diocesan press of the turn of the 19th-20th centuries: from the history of the publication. Part one //Ipatievsky vestnik — 2021. — №. 1. — P. 57-65.
REFERENCES
1. Kostromskaya dukhovnaya seminariya. Istoricheskaya entsiklopediya /Pod obshchey red. mitropolita Kostromskogo i Nerekhtskogo. — Kostroma: Kostromskaya Dukhovnaya seminariya, 2019. — 848 s.
2. Zontikov N.A. Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti // Pravoslavnaya entsiklopediya. — M., 2008. — T.KHKHKHVIII,
3. Yesin B.I. Gazeta v pervoy polovine KHKH veka // B.I. Yesin. Russkaya dorev-olyutsionnaya gazeta. 1702-1917. Kratkiy ocherk. — M.: Izd-vo MoskovskogoUn-ta, 1972.
4. ТгокБЫу А., ргс^. Yeparkhial'nyye уе^шоБй // РгауоБ1аупауа entsiklope-а1уа. — М., 2008. — Т.КНУШ.
5. Lepi1kina 0.1. Gubernskiye vedomosti как йр izdaniya КН1КН veka // Vest-nik Stavropo1'skogo gosudarstvenogo universiteta. — 2005. — № 41. —5.175-183.
6. Lepi1kina 0.1. Stanov1eniye i tipo1ogicheskiye kharakteristiki «Yeparkhia1'nykh vedomostey» v КНКН — т^ак КНКН veka // Vestnik Ши im. Ы.А. Nekrasova. — 2009. — № 2. — 5. 103-107.
7. Lisovskiy N. М. Periodicheskaya pechat, v Rossii 1703-1903: Statistiko-bib1iograficheskiy obzor russkikh periodicheskikh izdaniy s diagrammami //Sbornik statey po istorii i statistike russkoy periodicheskoy pechati, 1703-1903. — SPb., 1903.
8. Stan'ko А.1. Russkiye gazety pervoy po1oviny XIX veka. — Rostov-n/D, 1969.
9. «Kostromskiye yeparkhia1'nyye vedomosti». 1885-1917 gg.
10. «Kostromskoy tserkovпo-obshchectvennyy vestпik. Zhurna1 d1ya dukhovenstva i miryan Kostromskoy yeparkhii» («KTS0V»). 1917-1918 gg.