Научная статья на тему 'УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С МАЛОЛЕТНИМИ СВИДЕТЕЛЯМИ И ПОТЕРПЕВШИМИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ИСЧЕРПЫВАЮЩИХ И ДОСТОВЕРНЫХ ПОКАЗАНИЙ В ХОДЕ ДОПРОСА'

УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С МАЛОЛЕТНИМИ СВИДЕТЕЛЯМИ И ПОТЕРПЕВШИМИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ИСЧЕРПЫВАЮЩИХ И ДОСТОВЕРНЫХ ПОКАЗАНИЙ В ХОДЕ ДОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ДОПРОС / ПОКАЗАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ / МАЛОЛЕТНИЕ / СВИДЕТЕЛЬ / ПОТЕРПЕВШИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балтыкова Заяна Андреевна

Статья посвящена особенностям установления и поддержания психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим в ходе подготовки и в процессе допроса. Предметом выступает закономерные взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями малолетнего свидетеля и потерпевшего и установлением психологического контакта. Цель работы состоит в выявлении и изучении эффективных тактических приемов по установлению контакта с малолетним допрашиваем и возможности их имплементации в деятельность следователя. Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания; общенаучные методы (анализ, наблюдение, абстрагирование и пр.) и социологические методы (анализ материалов уголовных дел и анкетирование сотрудников правоохранительных органов). Новизна исследования заключается в попытке сформировать основные положения по установлению психологического контакта на основе взаимосвязей между возрастными, психологическими и иными особенностями малолетнего свидетеля и потерпевшего. В результате было констатировано, что в каждом конкретном случае рекомендации по установлению контакта должны существенно изменяться и дополняться в зависимости от особенностей малолетнего допрашиваемого. Автор приходит к выводу, что знание и использование следователем приемов, способов, правил и рекомендаций по установлению психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим будет способствовать получению наиболее исчерпывающих и достоверных показаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHING PSYCHOLOGICAL CONTACT WITH JUVENILE WITNESSES AND VICTIMS IN ORDER TO OBTAIN EXHAUSTIVE AND RELIABLE TESTIMONY DURING INTERROGATION

The article is devoted to the peculiarities of establishing and maintaining psychological contact with a minor witness and victim during the preparation and during the interrogation. The subject is the natural relationship between the individual psychological characteristics of the juvenile witness and the victim and the establishment of psychological contact. The purpose of the work is to identify and study effective tactics for establishing contact with a minor interrogator and the possibility of their implementation in the activities of the investigator. The methodological basis is the general scientific dialectical method of cognition; general scientific methods (analysis, observation, abstraction, etc.) and sociological methods (analysis of criminal case materials and questioning of law enforcement officers). The novelty of the research lies in an attempt to form the basic provisions for establishing psychological contact based on the interrelationships between the age, psychological and other characteristics of the juvenile witness and the victim. As a result, it was stated that in each specific case, the recommendations for establishing contact should be significantly changed and supplemented depending on the characteristics of the minor interrogated. The author comes to the conclusion that the investigator’s knowledge and use of techniques, methods, rules and recommendations for establishing psychological contact with a minor witness and victim will contribute to obtaining the most exhaustive and reliable testimony.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С МАЛОЛЕТНИМИ СВИДЕТЕЛЯМИ И ПОТЕРПЕВШИМИ В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ИСЧЕРПЫВАЮЩИХ И ДОСТОВЕРНЫХ ПОКАЗАНИЙ В ХОДЕ ДОПРОСА»

СУДЕБНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Установление психологического контакта с малолетними свидетелями и потерпевшими в целях получения исчерпывающих и достоверных показаний в ходе допроса

Балтыкова Заяна Андреевна,

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова E-mail: kafedra100@mail.ru

Статья посвящена особенностям установления и поддержания психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим в ходе подготовки и в процессе допроса. Предметом выступает закономерные взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями малолетнего свидетеля и потерпевшего и установлением психологического контакта. Цель работы состоит в выявлении и изучении эффективных тактических приемов по установлению контакта с малолетним допрашиваем и возможности их имплементации в деятельность следователя. Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания; общенаучные методы (анализ, наблюдение, абстрагирование и пр.) и социологические методы (анализ материалов уголовных дел и анкетирование сотрудников правоохранительных органов). Новизна исследования заключается в попытке сформировать основные положения по установлению психологического контакта на основе взаимосвязей между возрастными, психологическими и иными особенностями малолетнего свидетеля и потерпевшего. В результате было констатировано, что в каждом конкретном случае рекомендации по установлению контакта должны существенно изменяться и дополняться в зависимости от особенностей малолетнего допрашиваемого. Автор приходит к выводу, что знание и использование следователем приемов, способов, правил и рекомендаций по установлению психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим будет способствовать получению наиболее исчерпывающих и достоверных показаний.

Ключевые слова: допрос, показания, психологический контакт, малолетние, свидетель, потерпевший.

В целях получения от малолетнего свидетеля и потерпевшего, подробных и достоверных показаний обо всем, что ему известно по существу расследуемого дела, следователю необходимо обладать способностью расположить к себе ребенка, преодолеть его недоверие и тем самым установить с ним психологический контакт. Для установления и поддержания такого контакта необходимы различные и сочетающиеся между собой тактические приемы.

Так Н.И. Порубов считал, «что психологический контакт возможен лишь тогда, когда стороны осознают необходимость в общении или совместной деятельности» [1, с. 41]. Однако Д.М. Лосев разумно подмечает, что данное положение необходимо «дополнить указанием на то, что это не относится к малолетним и умственно отсталым, где на первый план выходят коммуникативные способности следователя. Необходимо вызвать у малолетнего заинтересованность в общении, которая будет своего рода психологическим контактом» [2, с. 152].

Мы полностью солидарны с Ф.В. Глазыриным, который отмечает, что для получения от ребенка правдивых и полных показаний важны такие коммуникативные качества следователя, такие как простота в общении, коммуникабельность, доброжелательность, объективность и справедливость [3, с. 26].

Одним из основных способов установления психологического контакта при первой встрече с малолетним свидетелем и потерпевшем является проведение перед допросом беседы, не связанной с предметом допроса. Многие авторы также рекомендуют перед допросом несовершеннолетнего начинать с отвлеченной беседы на интересующую его тему (о его любимых мультфильмах, играх и т.п.) [4, с. 84], [5, с. 59]. Представляется, что подобная беседа поможет малолетнему свидетелю и потерпевшему, особенно замкнутому и стеснительному, освоиться и немного привыкнуть к обстановке допроса, рассказать все, что р ему известно по расследуемому преступлению. Д

Следователю необходимо проявить интерес Е к теме, о которой говорит малолетний свидетель К и потерпевший и если он не очень хорошо зна- § ком с данной темой, то ему следует сразу сказать у об этом ребенку. Подобное поведение следовате- А

см о см

ля свидетельствует о внимательном отношении к малолетнему, его увлечениям и таким образом позволит установить с ним контакт.

Анкетирование практических работников показало, что 58,1% опрошенных обязательно проводят беседу с малолетними свидетелями и потерпевшими перед допросом; проводят беседу иногда с целью снятия излишнего напряжения - 36,4%; никогда не проводят беседу - лишь 3,5%.

Сохранение естественности в поведении и серьезное отношение к тому, что тревожит, беспокоит или вызывает интерес малолетнего, является лучшим способом расположить его к себе [6, с. 182]. Следователь должен определить, чем увлекается и интересуется малолетний (мультфильмы, игры и др.), проявлять искренний интерес к ним, чтобы беседа не была угнетающей, мучительной и тем самым не содействующей установлению психологического контакта. Помимо этого, следователь должен составить план беседы с малолетним свидетелем и потерпевшим и отнестись к этой подготовительной стадии со всей серьезностью, так как именно в ней происходит первый психологический контакт между следователем и малолетним допрашиваемым.

Для установления психологического контакта и успешной беседы с малолетним свидетелем и потерпевшим следователю также необходимо располагать основными сведениями: об условиях его воспитания и жизни (место жительства, условия проживания и др.); связях; его отношении к сверстникам (отзывчивость, равнодушие, неприязненные отношения и др.); чертах характера (упрямство, лживость и др.), а также данными, относящимися к нравственно-психологическим и социально-демографическим признакам малолетнего.

В случае отсутствия таких сведений оперативные и следственные действия по их сбору необходимо рассматривать как не терпящие отлагательства [7, с. 195]. На получение указанных сведений направлены следующие действия: изучение материалов уголовного дела; допрос законных представителей, соседей, воспитателей (учителей) дошкольного (школьного) учреждения; истребование характеристики на малолетнего из детского сада или школы и др.

Необходимо отметить, что от предмета будущего допроса, психологических и возрастных особенностей ребенка и иных условий в зависимости от ситуации зависит длительность беседы с малолетним свидетелем и потерпевшим.

Поскольку установление контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим зачастую следователю дается нелегко, он не должен экономить на этом время. Следователь понимает, что если он вначале не смог установить контакт с взрослым свидетелем и потерпевшим, то он может надеется решить эту задачу во время будущих допросов. В случае с малолетним допрашиваемым это невозможно, так как дети этой возрастной группы очень недоверчивы к людям, к которым они первоначально не проявили доверие и расположение.

Сказанное позволяет сделать вывод, что одной из важнейших задач допроса малолетнего свидетеля и потерпевшего является установление с ним психологического контакта, решение которой способствует получению исчерпывающих и достоверных показаний.

С некоммуникабельным, стеснительным, робким и т.п. ребенком установление контакта нежелательно начинать с прямого обращения к нему. Представляется целесообразным, когда разговор с малолетнем допрашиваемым начинает лицо, которое его сопровождает (законный представитель, педагог или психолог), а следователь затем постепенно вовлекается в диалог (например, спрашивает: «Правда ли, что ты очень любишь играть в футбол?»).

Малолетнему свидетелю и потерпевшему требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к незнакомым людям и новому месту. Для этого ему необходимо осмотреться, походить по комнате и т.п. Ребенок должен чувствовать себя свободно, чтобы в любой момент подойти, взять и пощупать понравившийся предмет.

Для установления и поддержания психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим во время допроса может быть использован прием создания психологически благоприятных условий для общения. Для данного приема желательна форма диалога. Следователю нецелесообразно начинать разговор с неприятных вопросов, так как ребенок может замкнуться и перестать, что-либо говорить. Для начала ему следует объяснить цель приглашения в правоохранительные органы, далее необходимо задать вопросы, не связанные с предметом допроса: «С кем ты пришел?», «Ходишь ли ты в садик?», «В каком классе учишься?» и т.п. Следователь должен быть внимателен к малолетнему допрашиваемому (учитывать, что он говорит, как себя ведет и т.п.), всем своим видом (голосом, мимикой и т.п.) показывать, что он готов помочь ему, непозволительно отвлекаться на телефонные звонки, общение с другими сотрудниками и т.п.

Для установления и поддержания психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим во время допроса также можно применить правило активного слушателя, которое может реализоваться следующим образом: наклоном тела в сторону говорящего; демонстрацией мимикой, глазами повышенного внимания к рассказу допрашиваемого («Я весь внимание»); реагированием невербальными способами на содержание показаний: жестами, изменением формы бровей («Да ты что!») и т.п.; стимулированием подробного изложения («Расскажи детальнее»); резюмированием в сочетании с предложением подтвердить достоверность сведений или внести уточнение: «Я тебя понял так ... Правильно» [8, с. 29].

Представляется, что одним из способов для установления психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим может послужить заполнение анкетных данных в протоколе допроса.

Так «выясняя анкетные данные, можно остановиться на отдельных сведениях и тем самым придать доверительность отношениям с допрашиваемым, например, записывая дату рождения, поинтересоваться, где и как проходило его детство; попросить рассказать о родителях, сестрах и братьях; заполняя графу о месте рождения, можно положительно отозваться об этих местах, продемонстрировать знания о них и т.д.» [9, с. 38].

Следователю необходимо помнить, что выяснение вопросов, связанных с биографией ребенка, существенно отличается от содержания вопросов к взрослому, о чем они порой забывают в силу загруженности, не успевают психологически переключиться, если допросы шли подряд, и др. В этом отношении показательно уголовное дело, в котором при допросе 10-летнего свидетеля В. следователь задавал ему неуместные вопросы о его семейном положении, месте работе, наличии судимости и т.д. [10].

Считаем необходимым отметить, что установить психологический контакт с малолетним свидетелем и потерпевшим может не только следователь, педагог или психолог, но и близкий родственник ребенка. Проиллюстрируем сказанное примером применения интересного приема установления психологического контакта с несовершеннолетней потерпевшей «в многодетной семье отчим А. практически на глазах малолетних сестры и брата совершал развратные действия, насильственные действия сексуального характера в отношении старшей дочери. В дальнейшем А. неоднократно совершал с ней насильственный половой акт. В ходе допроса потерпевшей стало ясно, что у ребенка существует серьезный психологический барьер в воспроизведении обстоятельств совершенных в отношении ее преступлений. Тогда бабушка потерпевшей предложила внучке рассказать обо всем в письмах к ней. Девочка подробно описала все преступные действия отчима, включая угрозы физической расправы в случае неподчинения. Письма несовершеннолетней потерпевшей с соблюдением требований закона были приобщены к материалам уголовного дела» [11, с. 142-145].

Необходимо отметить, что такой прием установления психологического контакта применим для малолетних детей, кто владеет письмом.

Представляется, что еще одним способом установления и поддержания психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим является предварительное общение и проведение допроса в специально оборудованном помещении с близкой ему обстановкой, способствующей снятию напряжения и стресса, более быстрому налаживанию психологического контакта, что в результате поспособствует получению исчерпывающих и достоверных показаний ребенка.

При работе с малолетними детьми следователю необходимо обладать объемом знаний для составления психологического портрета современного малолетнего свидетеля и потерпевшего, ко-

торый поможет установить психологический контакт, развить в нужном направлении диалог, получить наиболее точные и достоверные показания.

Таким образом, знание и применение допрашиваемым лицом приемов,способов, правил и рекомендаций по установлению психологического контакта с малолетним допрашиваемым будет способствовать получению наиболее исчерпывающих и достоверных показаний по существу расследуемого уголовного дела. Однако в каждом конкретном случае тактические приемы и др. по установлению контакта должны существенно изменяться и дополняться в зависимости от возрастных и психологических особенностей малолетних детей, именно это позволит оказать положительное воздействие на процесс допроса малолетних свидетелей и потерпевших.

Литература

1. Порубов Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. Минск: Вышэйшая школа, 1978. 176 с.

2. Лосев Д.М. Некоторые аспекты проблемы психологического контакта при допросе несовершеннолетнего // Проблемы правового статуса личности в уголовном процессе. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. С. 152-154.

3. Глазырин Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии. Свердловск: Полиграфист, УрГУ, 1978. 44 с.

4. Дулов А.В., Нестеренко П.Д. Тактика следственных действий. Минск: Вышэйшая школа, 1971. 272 с.

5. Следственные тактика: учебное пособие / отв. ред. И.Ф. Пантелеев. Москва: ВЮЗИ, 1982. 78 с.

6. Сажаев А.М. Тактико-психологические особенности допроса малолетних // Вестник Новосибирского государственного ун-та. 2011. Т. 7. Вып. 1. С. 181-184.

7. Руководство для следователей. Ч. 1 / отв. ред. В.В. Найденов, П.А. Олейник. Москва: Юридическая литература, 1981. 544 с.

8. Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. Москва: Просвещение, 1983. 83 с.

9. Зорин Г.А. Психологический контакт при производстве допроса. Гродно: Изд-во Гродненского ун-та, 1986. 71 с.

10. Уголовное дело № Х-ХХХ/10 // Архив районного суда г. Саратова.

11. Павлов С.Ф. Допрос как важный способ собирания доказательств при расследовании преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Следственная практика. 2007. Вып. 173. С. 140-150.

ESTABLISHING PSYCHOLOGICAL CONTACT WITH JUVENILE WITNESSES AND VICTIMS IN ORDER TO OBTAIN EXHAUSTIVE AND RELIABLE TESTIMONY DURING INTERROGATION

Baltykova Z.A.

Kalmyk State University named after [

3. Gorodovikov

5 -a

C3

<

The article is devoted to the peculiarities of establishing and maintaining psychological contact with a minor witness and victim during the preparation and during the interrogation. The subject is the natural relationship between the individual psychological characteristics of the juvenile witness and the victim and the establishment of psychological contact. The purpose of the work is to identify and study effective tactics for establishing contact with a minor interrogator and the possibility of their implementation in the activities of the investigator. The methodological basis is the general scientific dialectical method of cognition; general scientific methods (analysis, observation, abstraction, etc.) and sociological methods (analysis of criminal case materials and questioning of law enforcement officers). The novelty of the research lies in an attempt to form the basic provisions for establishing psychological contact based on the interrelationships between the age, psychological and other characteristics of the juvenile witness and the victim. As a result, it was stated that in each specific case, the recommendations for establishing contact should be significantly changed and supplemented depending on the characteristics of the minor interrogated. The author comes to the conclusion that the investigator's knowledge and use of techniques, methods, rules and recommendations for establishing psychological contact with a minor witness and victim will contribute to obtaining the most exhaustive and reliable testimony.

Keywords: interrogation, testimony, psychological contact, minors, witness, victim.

References

1. Porubov N.I. Scientific bases of interrogation at the preliminary investigation. Minsk: Higher School, 1978. 176 p.

2. Losev D.M. Some aspects of the problem of psychological contact during the interrogation of a minor // Problems of the legal status of a person in criminal proceedings. Saratov: Publishing House of Saratov University, 1981. pp. 152-154.

3. Glazyrin F.V. Lecture notes on forensic psychology. Sverdlovsk: Polygraphist, USU, 1978. 44 p.

4. Dulov A.V., Nesterenko P.D. Tactics of investigative actions. Minsk: Higher School, 1971. 272 p.

5. Investigative tactics: a textbook / ed. by I.F. Panteleev. Moscow: VUZI, 1982. 78 p.

6. Sazhaev A.M. Tactical and psychological features of interrogation of minors // Bulletin of the Novosibirsk State University. 2011. Vol. 7. Issue 1. pp. 181-184.

7. Manual for investigators. Part 1 / ed. V.V. Naydenov, P.A. Olein-ik. Moscow: Legal Literature, 1981. 544 p.

8. Gubin A.V., Chufarovsky Yu.V. Communication in our life. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 83 p.

9. Zorin G.A. Psychological contact during interrogation. Grodno: Publishing House of the Grodno University, 1986. 71 p.

10. Criminal case No. X-XXX/10 // Archive of the district court of Saratov.

11. Pavlov S.F. Interrogation as an important way of collecting evidence in the investigation of crimes against sexual inviolability and sexual freedom of the individual // Investigative practice. 2007. Issue 173. pp. 140-150.

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.