Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ СВИДЕТЕЛЯМИ И ПОТЕРПЕВШИМИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ СВИДЕТЕЛЯМИ И ПОТЕРПЕВШИМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
476
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПОТЕРПЕВШИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ СВИДЕТЕЛЬ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаренко И. А., Зайнуллин Р. И.

В настоящей статье авторами рассмотрены организационно-тактические особенности установления и поддержания психологического контакта с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями. Определены средства и способы его установления. Особое внимание уделено вопросам необходимости не только установления, но и поддержания психологического контакта н а протяжении всего предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL CONTACT WITH MINOR WITNESSES AND VICTIMS

In this article, the authors consider the organizational and tactical features of establishing and maintaining psychological contact with minor victims and witnesses. The means and methods of its establishment are determined. Particular attention is paid to the need not only to establish, but also to maintain psychological contact throughout the preliminary investigation and judicial review of criminal cases involving minor victims and witnesses.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ СВИДЕТЕЛЯМИ И ПОТЕРПЕВШИМИ»

УДК 343.985.2:343.143:159.922.7(470)

И. А. МАКАРЕНКО, заведующий кафедрой криминалистики Института права БашГУ, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

I. A. MAKARENKO, Head of the Department of Criminalistic Institute of Law Bashkir State University Doctor of Law, Professor (Ufa)

P. И. ЗАЙНУЛЛИН, доцент кафедры криминалистики Института права БашГУ, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

R. I. ZAINULLIN, Associate Professor of the Department of Criminalistic Institute of Law of Bashkir State University, Candidate of Law, Associate Professor (Ufa)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА

С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ СВИДЕТЕЛЯМИ И ПОТЕРПЕВШИМИ

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL CONTACT WITH MINOR WITNESSES AND VICTIMS

Аннотация. В настоящей статье авторами рассмотрены организационно-тактические особенности установления и поддержания психологического контакта с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями. Определены средства и способы его установления. Особое внимание уделено вопросам необходимости не только установления, но и поддержания психологического контакта н а протяжении всего предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Ключевые слова и словосочетания: криминалистическая тактика, психологический контакт, несовершеннолетний потерпевший, несовершеннолетний свидетель, предварительное расследование, судебное рассмотрение уголовных дел.

Annotation. In this article, the authors consider the organizational and tactical features of establishing and maintaining psychological contact with minor victims and witnesses. The means and methods of its establishment are determined. Particular attention is paid to the need not only to establish, but also to maintain psychological contact throughout the preliminary investigation and judicial review of criminal cases involving minor victims and witnesses.

Keywords and phrases: forensic tactics, psychological contact, minor victim, minor witness, preliminary investigation, judicial review of criminal cases.

Восприятие психологического контакта как состояния психики, сознания человека обязательно должно корректироваться в случаях, когда речь идет о несовершеннолетних участниках уголовного судопроизводства, в том числе о несовершеннолетних свидетелях и потерпевших. И именно потому, что у таких лиц психика еще не вполне сформировалась, она в большей степени подверже-

на влиянию других людей, нежели психика взрослых. «Психика ребенка, - замечает В. И. Смыслов, - отличается от психики взрослого человека не только количеством познаваемых объектов окружающего нас мира, но, прежде всего, качеством восприятия» [1, с. 109]. И это «качество» зависит от воспитания, от того влияния, которое на человека в детстве оказывают родители и

учителя. «Личность свидетеля, - продолжает автор, - формируется в конкретных общественно-исторических условиях существования человека, его воспитания, обучения и трудовой деятельности» [1, с. 110]. И далее: «На поведение детей сильное влияние оказывает авторитет взрослых, особенно близких им людей. Для дошкольников -это родители, старшие сестры и братья, для младших школьников - учитель. Поэтому при допросе малолетних свидетелей (как и малолетних потерпевших) необходимо прибегать к помощи этих лиц» [1, с. 111].

Все указанные особенности психики несовершеннолетнего, обусловленные его воспитанием, свидетельствуют о том, что общие представления о психологическом контакте как о состоянии осознанной необходимости общения со следователем к несовершеннолетним участникам уголовного процесса вряд ли применимы в полной мере, как неприменимы и общие правила установления с ними такого контакта, ибо невозможно выработать некий строгий (то есть универсальный) алгоритм поведения, соблюдение которого гарантировало бы установление психологического контакта между следователем и любым участником следственного действия в любых ситуациях, обеспечивая «стопроцентную результативность психологического воздействия на них» [2, с. 144]. Отсюда важность понимания сущности психологического контакта, который требуется устанавливать с несовершеннолетними, так как от осознания его сути во многом будут зависеть приемы и средства установления такого контакта между следователем (судом) и несовершеннолетними свидетелями и потерпевшими. Здесь необходимо не только знать закономерности психики ребенка, его психологического развития, но и особенности воспитания, изучаемые педагогикой.

Надо сказать, что эта последняя проблема занимала ученых и педагогов с глубокой древности. Об особенностях воспитания детей в римских школах писал, со ссылкой на Квинтилиана, например, П. Гиро в 1899 г., и этот описанный им опыт школьных учителей Древнего Рима, как нам пред-

ставляется, в известной мере применим и к современным исследованиям проблем воспитания детей, как условие формирования их психики. Но особенно важно знать об опыте древних учителей, решая вопрос о привлечении педагога к производству следственных действий с целью оказания помощи в установлении психологического контакта с несовершеннолетними свидетелем или потерпевшим.

«Пусть учитель, - пишет П. Гиро, - прежде всего, постарается относиться к своим ученикам как отец, пусть он смотрит на себя как на заступающего место тех, кто доверил ему своих детей, пусть он не терпит никакого порока ни в себе, ни в других: в его строгости не должно быть мрачной злобы, и кротость его не должна переходить в распущенность; первое может привести к ненависти, второе - к пренебрежению. Пусть он почаще беседует о добром и честном, так как чем больше он будет увещевать, тем меньше придется наказывать. Ни в каком случае не поддаваясь гневу, он не должен смотреть сквозь пальцы, на что бы то ни было, заслуживающее исправления» [3, с. 92].

Эти древние педагогические «заповеди», как нам представляется, полезно знать не только современному учителю школы, но и любому следователю, которому предстоит общаться с несовершеннолетними свидетелями или детьми, пострадавшими от преступления. Нельзя, к примеру, с целью установления психологического контакта добиваться симпатий несовершеннолетнего любыми способами, оправдывая, например, его аморальные, а тем более преступные действия. «Пусть он не терпит никакого порока ни в себе, ни в других», - говорит П. Гиро словами Квинтилиана, обращаясь к школьным учителям Древнего Рима.

Следовать педагогическим рекомендациям древних мудрецов полезно не только тогда, когда поведение следователя может привести к деструктивному психологическому контакту, но и когда налаживание конструктивного контакта с несовершеннолетними вызывает у следователя значительные трудности.

Особенно важно понимать суть психологического контакта как состояния сознания несовершеннолетних свидетелей или потерпевших, а, понимая, квалифицированно применять приемы его установления, особенно в случаях, когда в следственном действии вместе с несовершеннолетним участвуют взрослые (например, во время их очной ставки), преследующие противоположные интересы. Наладить психологический контакт с ними со всеми, значит добиться взаимного интереса к предстоящему общению, и тем самым обеспечить их готовность действовать совместными усилиями. От этого будет зависеть результативность проводимого следственного мероприятия.

Психологический контакт следователя (суда) с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями, как уже было отмечено, является одним из важнейших тактических условий проведения следственных действий с их участием, без которого трудно рассчитывать на содействие с их стороны в выяснении обстоятельств имевшего место события, ради которых следователем (судом) запланировано проведение того или иного действия.

Установление такого контакта, как правило, не вызывает затруднений при общении, например, с добросовестными взрослыми свидетелями или потерпевшими, понимающими поставленные перед ними задачи, сознающими необходимость общения со следователем (судом) и желающими содействовать объективному расследованию и разрешению дела. Значительно труднее достичь взаимопонимания и установить психологический контакт с несовершеннолетними, по тем или иным причинам открыто или подсознательно настроенными против следователя и суда. Такое поведение и такой настрой могут быть вызваны, например, соответствующими наставлениями со стороны взрослых, которые так или иначе связаны с преступником и при этом сохранили за собой возможность общаться с несовершеннолетними до их приглашения к следователю или в суд. Особые трудности может вызвать установление психологического контакта с теми несовершеннолетними свидетелями и

потерпевшими, кто настроен на то, чтобы скрыть от следователя и суда известные им факты или иным способом ввести их в заблуждение. Причины здесь могут быть разными: неадекватное восприятие действий преступника, которые несовершеннолетнему свидетелю кажутся оправданными, стыд, который могут испытывать дети, подвергшиеся, например, сексуальному насилию, и связанные с ним неприятные переживания, а возможно и стресс, возникший в связи с произошедшим. Такое состояние несовершеннолетнего и свидетеля или потерпевшего часто встречается у детей, подвергшихся насилию со стороны близких ему людей или тех, от кого они во многом зависят. Налаживание психологического контакта с несовершеннолетними в таких случаях может потребовать от следователя и суда незаурядных способностей и высокой профессиональной подготовки в области педагогики и детской психологии.

Установленный уже в самом начале общения психологический контакт с несовершеннолетним свидетелем или потерпевшим не должен, однако, оставаться неким единовременным актом. Его утрата в процессе общения весьма вероятна, поскольку, являясь средством преодоления психологического сопротивления со стороны несовершеннолетнего, конфликт между ним и следователем (судом), оставаясь латентным в условиях однажды налаженного психологического контакта, не исключает их психологического противостояния и даже противоборства. С достижением психологического контакта противодействие следователю (суду) со стороны негативно настроенного против них несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего только снижается, затухает, но не исчезает вовсе. Любая оплошность со стороны следователя (суда), любое неосторожное слово, сказанное в адрес несовершеннолетнего или его семьи, ведет к утрате, превращению психологического контакта из конструктивного в деструктивный и, соответственно, к усилению противоборства между ним и следователем (судом). Поэтому задача следователя (суда) не только уста-

новить психологический контакт с несовершеннолетним свидетелем или потерпевшим, но и на протяжении всего расследования и разбирательства уголовного дела поддерживать его в позитивном ключе.

На формирование психологического контакта с несовершеннолетними свидетелями или потерпевшими оказывают влияние многие факторы. В частности, следственная (криминалистическая) ситуация, возникающая на соответствующей стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, судебное разбирательство), вид планируемого следственного или судебного действия с их участием, место и обстановка, в которой приходится общаться с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем. Немаловажное значение имеет и внешний вид «партнеров» несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего по взаимодействию - следователя, судей, прокурора, и их поведение, например, способ обращения к несовершеннолетнему и другие факторы.

Для установления психологического контакта со свидетелями и потерпевшими, достигшими 16-летнего возраста, важно, кроме того, выбрать форму требуемого законом предупреждения их об ответственности по ст. 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. И это имеет значение не только когда речь идет о предстоящем допросе, но и о любом ином процессуальном средстве получения от них показаний, в частности о проверке показаний на месте, очной ставке или опознании. Их можно либо просто поставить в известность о существовании такого нормативного правила, а можно подробно разъяснить необходимость соблюдения уголовно-процессуального законодательства, строго предупредив о последствиях его нарушения, не допуская при этом откровенного запугивания несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего.

Одним из наиболее значимых для установления психологического контакта факторов является поведение должностного лица, с которым предстоит общаться несовершен-

нолетнему свидетелю или потерпевшему. Это поведение во время общения во многом зависит от способностей и личных качеств дознавателя, следователя, государственного обвинителя или судей, опыта их работы с детьми, знания детской психологии. В этом отношении коммуникабельное поведение, умение корректно вести себя, тактически и психологически грамотно воздействовать на несовершеннолетнего, своевременно оказывая ему помощь и снимая эмоциональное напряжение, совершенно очевидно способствуют формированию психологического контакта. Для достижения этой цели полезно еще до начала процессуального взаимодействия с несовершеннолетним побеседовать с ним на отвлеченную тему, не связанную с обстоятельствами события, которое должно стать в дальнейшем предметом разговора и для выяснения которого несовершеннолетний свидетель или потерпевший были приглашены участвовать в том или ином процессуальном действии. Тема беседы должна при этом представлять интерес для самого несовершеннолетнего. Например, о его увлечениях, спортивных занятиях, достижениях его или его друзей в тех или иных сферах их совместной деятельности, о семейных традициях и т. д.

Пользоваться этим приемом следует, однако, с осторожностью. В частности, на предварительном следствии недопустимо преподносить ведение такой беседы как специально предпринимаемый следователем шаг, имеющий единственную цель - доставить удовольствие несовершеннолетнему свидетелю или потерпевшему. «Удовлетворение» их духовных потребностей в подобной форме, как и любая иная навязчивая «благотворительность» типа угощения сладостями, может быть воспринята несовершеннолетним исключительно как желание следователя любыми средствами добиться его расположения. Подобное поведение следователя может вызвать у несовершеннолетнего обратную реакцию, поэтому даже в таких случаях необходимо проявлять неподдельный интерес к обсуждаемым вопросам. Этого будет легче добиться, если инициато-

ром беседы на отвлеченную тему окажется сам несовершеннолетний свидетель или потерпевший. Особое внимание во время такой беседы рекомендуется уделять положительным качествам несовершеннолетнего.

Для сохранения психологического контакта не только в проводимом следственном действии, но и для будущего общения с несовершеннолетним в рамках уголовного судопроизводства требуется обладать выдержкой, спокойствием, самообладанием, умением внимательно слушать собеседника, проявляя искренний интерес к тому, что тот сообщает. Любое отклонение от этих правил может вызвать у несовершеннолетнего нежелание в дальнейшем общаться. Недопустимо в ходе общения с ним выражать откровенное удовлетворение или разочарование, например, от полученного на поставленный вопрос ответа. Все это может существенно осложнить поддержание психологического контакта, превратить конструктивное общение в деструктивное, разрушающее сформировавшееся доверие несовершеннолетнего к следователю (суду).

Решая вопрос о выборе способов установления психологического контакта, следователю (суду) помимо перечисленных факторов (особенности складывающейся следственной или судебной ситуации, специфика планируемого действия и т. д.) важно также учитывать психическое состояние несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, степень их заинтересованности в

деле и др. Недопустимо для налаживания или поддержания психологического контакта с несовершеннолетними свидетелями или потерпевшими совершать действия, подрывающие авторитет следователя (суда) и веру ребенка в справедливость правосудия. Свое негативное отношение к следователю, сформировавшееся при общении с ним на предварительном следствии, несовершеннолетний вполне может распространить на других представителей правоохранительных органов или органов судебной власти. Восстановить же психологический контакт с однажды обманутым человеком оказывается подчас невозможно.

С установления психологического контакта с несовершеннолетними свидетелями или потерпевшими только начинается криминалистическое обеспечение тех следственных и судебных действий, к проведению которых они привлекаются. При этом и сам психологический контакт как средство достижения цели максимально конструктивного общения с указанными категориями участников уголовного судопроизводства и все иные применяемые с этой целью криминалистические средства и методы отличаются значительным разнообразием, а их применение - такой специфичностью, что проблема криминалистического обеспечения мероприятий, проводимых с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, заслуживает отдельного обсуждения и рассмотрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смыслов В. И. Свидетель в советском уголовном процессе : учебное пособие. М. : Высш. шк., 1973. 160 с.

2. Комиссарова Я. В., Семенов В. В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений. М. : Юрлитинформ, 2004. 224 с.

3. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян : пер. с фр. / под ред. С. П. Моравского. СПб. : Изд-во Л.Ф. Пантелеева, 1899. 623 с.

© Макаренко И. А. О Зайнуллин Р. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.