№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Установление приоритета юрисдикции России и стран СНГ как мера обеспечения безопасности на евразийских финансовых рынках
СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Генеральный директор ООО «Институт проблем безопасности СНГ», главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук
Аннотация: Отмечена необходимость защитить национальные интересы России от решений иностранных судов, порожденных в значительной степени «судебным манипулированием» юрисдикционными коллизиями национальных правовых систем государств. Показана особая роль Конституционного Суда РФ, который 14.07.2015 г. определил новый российский правопорядок соотношения норм национального и международного права. Проанализированы негативные для российского финансового рынка последствия применения обычных норм англо-американского права в международной практике рынка финансовых услуг. Отмечена необходимость развития норм российского законодательства о международном частном праве рынка ценных бумаг.
Ключевые слова: правовые основания возникновения приоритета российского права над международным, Постановление Конституционного Суда РФ о непризнании Решения Европейского суда по правам человека, унификация норм на рынке ценных бумаг, международная организация комиссий по рынку ценных бумаг
The priority jurisdiction of Russia and CIS countries as a measure of security on Eurasian financial markets
STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH
General Director of LLC «Institute of the security problems CIS», candidate of legal sciences, chief redactor journal “International Cooperation Eurasian States: Politics, Economics, Law"
Abstract: The need to protect Russia's national interests from decisions of foreign courts, generated largely «judicial manipulation» jurisdictional conflict in national legal systems of the States. Shows the special role of the constitutional Court of the Russian Federation, 14 July 2015, has identified a new Russian law the relationship between the norms of national and international law. The role of the International organization of commissions for the roar of securities in the harmonization of the rules on the securities market. Analyzed negative for the Russian financial market implications of customary norms of Anglo-American law in international practice, of the financial services market. The necessity of development of Russian legislation on international private law of the securities market.
Key words: legal grounds of priority of Russian law over international, decision of the constitutional court of the Russian Federation on the recognition of the decisions of the European court of human rights, harmonization of regulations on the securities market international organization of commissions for securities market
48
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
Дальнейшее развитие
международно-правовых основ сотрудничества стран СНГ в условиях формирования интегрированного валютного рынка СНГ
Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации на 2016 г от 03.12.2015 г содержит несколько важнейших положений об экономическом росте России, включая развитие финансовых рынков в России (валютного рынка, рынка ценных бумаг, рынка банковских, страховых, инвестиционных и других услуг) с учетом факторов евразийской интеграции и повышения эффективности и «привлекательности» российской юрисдикции для отечественных и иностранных инвесторов1.
Президент отметил, что для обновления экономики следует активнее использовать инвестиционный потенциал внутренних финансовых средств и продумать предложения по развитию рынка корпоративных облигаций, чтобы было выгодно вкладывать средства в развитие отечественного реального сектора. Необходим новый уровень взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, где создано единое пространство со свободным движением капиталов, товаров, рабочей силы.
Важно развивать принципиальные договоренности о взаимодействии евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономического пояса Шелкового пути». В 2016 г. в Сочи пройдет Саммит Россия - АСЕАН, который поможет выработать совместную взаимовыгодную стратегию сотрудничества, начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнерства.
Основные направления Стратегии национальной безопасности от 31.12.2015 г. также содер-
1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ на 2016 г. от 03.12.2015 г. http://importozamech enie.ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-polnyj-tekst/
жат меры стимулирования инфраструктуры финансовых рынков. Статья 62 Стратегии говорит о необходимости развития национальной инфраструктуры финансовых рынков и их интеграции в международное движение капиталов.
14.12.2015 г. принят Федеральный закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка Содружества Независимых Государств»2. Соглашение стран СНГ, касающееся общих принципах валютной политики и валютного регулирования стран СНГ, было подписано в декабре 2012 г. в Ашхабаде шестью из одиннадцати стран СНГ, входящих сейчас в Евразийский экономический союз с Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Арменией, а также Таджикистаном. Документ нацелен на создание условий для равноправного и взаимовыгодного участия банков-резидентов стран-участниц в конверсионных операциях.
Договор предусматривает прямой допуск банков-резидентов сторон на внутренние валютные рынки друг друга для межбанковских конверсионных операций на условиях правового режима, не менее благоприятного, чем для национальных коммерческих банков. Это должно помочь расширению использования национальных валют во внешней торговле и при предоставлении финансовых услуг, а также создать предпосылки для повышения ликвидности рынка национальных валют.
В результате возникнут условия, при которых максимальное развитие получат рынки национальных валют, появятся предпосылки для проведения согласованной валютной политики,
2 Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 361-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств -участников Содружества Независимых Государств // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/676814/
49
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
направленной на создание дополнительных возможностей реализации долгосрочных стратегий торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также на достижение общей макроэкономической стабильности в регионе. Рати-
фикация и последующая реализация соглашения должны способствовать активизации и дальнейшему развитию экономического сотрудничества, а также углублению интеграционных процессов в рамках СНГ.
Установление приоритета российской юрисдикции
как фактор обеспечения ее международной и региональной безопасности
Скандальные судебные иски зарубежных акционеров и зарубежных владельцев облигаций и иных активов российской компании «ЮКОС» фактически показали «уязвимость» российского законодательства, в частности, о рынке ценных бумаг в условиях транснационализированного оборота на рынке капиталов и финансовых инструментов. Стало ясно, что российское национальное право не имеет должного механизма правовой защиты своих публичных и частных финансовых активов, иного имущества, т. е. допускает уязвимость своего национального суверенитета в финансовом секторе.
При этом зарубежная судебная практика по искам к компании «ЮКОС» оперирует международно-правовыми нормами о защите прав человека, включая защиту имущественных прав и законных интересов физических лиц, зарубежных акционеров этой компании.
Чтобы защитить национальные интересы России от «недобросовестных посягательств» иностранных судов, порожденных в значительной степени «судебным манипулированием» юрисдикционными коллизиями национальных правовых систем государств, Конституционный Суд РФ 14.07.2015 г. определил новый российский правопорядок соотношения норм национального и международного права в целях защиты конституционных основ государства и обеспечения его безопасности.
14.07.2015 г. Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о применимости решений Европейского суда по правам
человека (ЕСПЧ) на территории РФ, определив, что участие Российской Федерации в международном договоре не означает отказа от государственного суверенитета. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции РФ.
Полное название Постановления КС РФ от
14.07.2015 г. сформулировано так: «Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей
1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта
2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»1.
Однако подобный конфликт, как отметил Конституционный Суд РФ возможен, если ЕСПЧ даст трактовку Конвенции, противоречащую Консти-
1 ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/637325/ #ixzz3y0PfhTgf
50
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
туции РФ. В такой ситуации в силу верховенства Конституции Российской Федерации, Россия будет вынуждена отказаться от буквального следования постановлению иностранного суда, имея в виду Страсбургский Европейский суд по правам человека.
КС РФ подтвердил, что его вывод соотносится с практикой высших судов европейских стран (в частности, Германии, Италии, Австрии, Великобритании), которые также придерживаются принципа приоритета норм национальных конституций при исполнении решений ЕСПЧ и норм Венской конвенции о праве международных договоров.
Таким образом, КС РФ постановил, что Россия может не исполнять решения международных судов, если они противоречат ее Конституции, установив в данном контексте приоритет национального права над международным. 04.12.2015 г. Российская Государственная Дума проголосо-
вала за законопроект, который разрешает Конституционному Суду РФ не признавать решения международных судов в том случае, если они нарушают нормы российской Конституции. Российский Конституционный Суд может признавать неисполнимыми решения Европейского суда по правам человека и других международных судов в случае их противоречия российской Конституции.
Последствия широкого распространения англо-американской судебной практики по сделкам на финансовых рынках
Надо сказать, что вышеназванная позиция Конституционного Суда РФ очень актуальна. В современном мире решения так называемых «независимых» иностранных и международных судов, арбитражей, включающих преимущественно юристов из ЕС, США, обученных по Гарвардской системе права, ориентированы на англо-американское право. Они являются средством «выдавливания» из процессуальных арбитражных отношений с иностранным элементом «невыгодных» англо-американской правовой системе юрисдикционных элементов международного права ООН и права национальных государств, где более значительна роль материального права, закона, чем процессуального права и судебного решения.
Доминирование в международной судебной практике англо-американской и европейской
модели арбитражного разрешения коммерческих споров приводит к тому, что решения по межгосударственным и внешнеэкономическим имущественным спорам приобретают значительный юридический вес как «источники обычного (англо-американского) частного права». При этом занижается регулирующее значение международных унифицированных актов о межгосударственных процедурах разрешения частных и публичных споров с иностранным элементом, разработанных в рамках международных организаций ООН, а также «игнорируется» роль актов национальных судов, если они вне англо-американской правовой системы.
Все вышесказанное является частью «скрытой» стратегии США и Великобритании по доминированию в международном правовом про-
51
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
странстве, когда умышленно вытесняются правовые нормы романо-германской модели права, к которой принадлежит Россия, и правовые модели евразийских государств. При этом в международных финансовых центрах и офшорных зонах, как правило, используются модели «общего или обычного права» США и Великобритании. В нем доминируют судебные решения (прецеденты) национальных и международных судов и арбитражей стран англо-американской системы права (США, Канады, Великобритании, Австралии и др.).
США устойчиво и давно «взращивается миф» об «уникальности и незаменимости» судебных прецедентов как источников права при конфликтах норм разных правовых систем и их исключительной регулятивной и юрисдикционной ценности. Это делается с единственной целью - сделать «мягким» и «зыбким» все национальное и международное право государств, искажая его обязательность и юридическую ответственность ТНК за последствия «грабительского вывоза капитала» из стран получения основного дохода. Юридическая сила закона остается на бумаге и заменяется, таким образом, «мягкими» «обычаями», «стандартами», «принципами», разрабатываемыми под управлением и в интересахтранс-национальных операторов крупного бизнеса англо-американской ориентации.
При разделе влияния на финансовых рынках крупные ТНК все реже используют юридические
процедуры, а предпочитают «разбираться» военно-политическими приемами, компенсационными выплатами через страхование рисков, принудительными поглощениями конкурентов и др.
При этом такие «объективные» судебные решения международных судов принимаются фактически «узким кругом всемирно признанных» судей-юристов англо-американского права, объединенных в «замкнутую корпорацию» международных судей, экспертов, арбитров, войти в которую юристам из «наименее развитых стран» или «стран с развивающимися рынками» практически невозможно, особенно, если они в процессуальных действиях пытаются отстаивать «элементы нормативного влияния» своей национальной правовой системы.
Англо-американская система международного судебного разбирательства, к сожалению, доминирует и в международных процессуальных отношениях. Большинство международных финансовых центров и офшорных юрисдикций при возникновении имущественных споров используют английское обычное право и англо-американские прецеденты, обеспечивая таким образом приоритет англо-американской правовой системы над национальным правом государств и над международным право в целом.
Однако само по себе англо-американское частное, корпоративное, коммерческое, банковское право не является неким злом. Оно действительно имеет многовековые традиции регулирования товарных и финансовых рынков. Его базовые принципы легли в основу Общих принципов частного права ЕС, разработанных группой европейских экспертов в 2010 г. Однако вышеуказанные «процессуальные» игроки международных арбитражей, работающие на интересы крупного мирового бизнеса и ТНК в ущерб национальным бюджетам, мелкому и среднему бизнесу, используют «обычное право» против интересов рынков развивающихся государств.
Таким образом, следует отметить, что «привлекательность» английского права в области
52
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
рынке ценных бумаг обусловлена тем, что российская система норм гражданско-правового регулирования данного рынка не обеспечивает надежной защиты прав собственности на ценные
бумаги, создает риски неисполнения или несвоевременного исполнения сделок с ними бумагами, повышает издержки и препятствует справедливому ценообразованию.
Совершенствование норм российского права о защищенности российской финансовой системы и финансовых рынков как одно из стратегических направлений обеспечения национальной безопасности
Одной из важных проблем финансовой безопасности России является «коллизионная несогласованность» российской правовой системы регулирования имущественных прав на ценные бумаги и финансовые инструменты с общераспространенными в мире (англо-американскими) моделями регулирования прав на ценные бумаги. Это не значит, что российское гражданское право несовершенно. Просто оно не включает достаточных юридических оснований выбора права, применимого в финансовых сделках с иностранным элементом, в интересах юридических и физических лиц, работающих под российской юрисдикцией.
Это приводит к тому, что иностранные инвесторы «остерегаются» инвестировать в российские ценные бумаги, выпущенные под российской юрисдикцией.
Поэтому необходимо развитие российского гражданского и международного частного права в целях защиты прав российских инвесторов с учетом традиций английского корпоративного права. Главное - это должно быть выполнено с учетом защиты интересов финансовой безопасности российских участников рынка.
Трансформация международно-правовых и англо-американских обычаев на рынке ценных бумаг в национальное право происходит во многих странах, но с учетом повышения «привлекательности» собственных национальных юрисдикций.
Пока пробелы в правовом регулировании корпоративного оборота имущественных прав
на ценные бумаги и финансовые инструменты приводят к высоким издержкам, связанным с инвестированием в российские ценные бумаги, поскольку делает такое инвестирование рискованным. Как результат, российский фондовый рынок, в отличие от иностранных рынков, не рассматривается даже российскими предприятиями как источник выгодных инвестиций. Поэтому обращение российских ценных бумаг смещается за рубеж с использованием иностранной юрисдикции.
Положение осложняется отсутствием российской доктрины кодифицированного международного частного права о коллизионных нормах права, применимого к сделкам с иностранным элементом на финансовых рынках. Наличие такого режима внесло бы ясность и сделало привлекательной российскую юрисдикцию для ее использования в создаваемом международном финансовом центре в Москве.
Еще одним недостатком российского регулирования рынка ценных бумаг является невозможность контроля соблюдения установленных законом ограничений на доли в капитале отдельных групп лиц, например нерезидентов, затруднено осуществление антимонопольного контроля на рынке ценных бумаг, контроля за «заинтересованными» сделками слияния, контроля за
53
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
сделками с использованием служебной информации и т. д.
Как показывает анализ, перечисленные основные недостатки российской системы регули-
рования прав на ценные бумаги носят концептуальный характер, в связи с чем возможность их компенсировать силами участников рынка и регулирующих органов является ограниченной.
Гармонизация и унификация норм права об обороте ценных бумаг на финансовых рынках для формирования международных финансовых центров в странах СНГ и ЕАЭС
Поскольку под операцией с ценными бумагами понимается совокупность юридически значимых действий, в результате которых происходит изменение права собственности на имущество, то несомненно, нормы английского права о защите собственности на ценные бумаги могут быть использованы «многовариантно».
То, что делает «привлекательным» английское право, т. е. высокая развитость в нем «типовых образцов» корпоративных контрактов с ценными бумагами, может повысить «привлекательность» и российского права для инвесторов на финансовых рынках, если будет иметь место развитие именно договорных основ контрактного права по финансовым сделкам, включая сделки с ценными бумагами.
Трудности гармонизации и унификации норм различных государств о рынке ценных бумаг связаны с экономическим содержанием оборота различных долговых обязательств. Практика законодательного регулирования рынка ценных бумаг в странах СНГ показывает, что рынок ценных бумаг является большей частью рынком именно инвестиционных ценных бумаг. Только инвестиционные бумаги способны создать крупномасштабный рынок с большим числом участников.
Все приведенные выше комментарии о «подводных камнях» международно-правового режима рынка ценных бумаг в связи с доминированием англо-американской правовой модели финансовых рынков важны для российском прак-
тики сейчас, когда Россия и ее партнеры по СНГ и ЕАЭС заявляют себя как «глобальные» игроки на финансовых рынках мира и делают уверенные шаги по созданию международных финансовых центров в Москве, Астане и других городах.
Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию от 03.12.2015 г. подчеркнул важность обеспечения защищенности российского финансового рынка от внешних негативных факторов и его скорейшего развития через рынок корпоративных облигаций с привлечением массового инвестора, малого и среднего бизнеса1.
В целях реализации принятых Президентом РФ нормативно-правовых актов о создании международного финансового центра в России уже в 2013 г. были приняты меры исполнении поручения Президента РФ, направленные на присоединение России к Меморандуму Международной организации комиссий по ценным бумагам.
12.02.2015 г. Банк России объявил о присоединении к многостороннему Меморандуму о взаимопонимании с Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO MmoU)2. 20-23.10.2015 г. в г. Мадриде (Испания)
1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации на 2016 г. от 03.12.2015 г. http://importozamechenie.ru/poslanie-prezidenta-federal nomu-sobraniyu-polnyj-tekst/
2 Заявление Банка России о присоединении к многостороннему меморандуму о взаимопонимании с Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO MmoU) от 2015 г. http://www.vestifinance.ru/articles/53269
54
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
представители Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии обсудили с руководством Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) перспективы сотрудничества.
Учитывая динамичное развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС), было предложено рассмотреть и совместно проработать возможность вступления ЕЭК в IOSCO в качестве аффилированного члена по на примеру Европейской комиссии ЕС. Евразийский экономический союз, его принципы и механизмы функционирования отвечают целям и задачам ИОСКО на рынке ценных бумаг ЕАЭС, поддерживают международную практику и принципы Международной организации комиссий по ценным бумагам в соответствии с Протоколом по финансовым услугам (Приложение № 17 к Договору о ЕАЭС).
В целях развития международных аспектов рынка ценных бумаг Банк России выпустил Указание Банка России от 15.06.2015 г. № 3680-У «О требованиях к порядку и форме предоставления иностранными организациями, действующими в интересах других лиц, информации о владельцах ценных бумаг и об иных лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, а также о количестве ценных бумаг, которыми владеют такие лица»1.
Комитет по платежным и расчетным системам (КПРС), Банк Международных расчетов (БМР) и Международная организация комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ) подготовили в декабре 2012 г. Документ «Принципы для инфраструктур финансового рынка: Структура раскрытия информации и Методология оценки».
Документ включает Структуру раскрытия информации для инфраструктур финансового рынка и Методологию оценки соблюдения принципов для инфраструктур финансового рынка и исполнения обязанностей компетентными органами, призванные способствовать соблюдению принципов и исполнению обязанностей, установленных в докладе, опубликованном в апреле 2012 г., где определены новые международные стандарты для инфраструктур финансового рынка (ИФР), включая системно значимые платежные системы (ПС), центральные депозитарии ценных бумаг (ЦДЦБ), системы расчетов по ценным бумагам (СРЦБ), центральные контрагенты (ЦКА) и торговые репозитории (ТР). Принципы для инфраструктур финансовых рынков (ПИФР), разработанные IOSCO, также установили пять обязанностей центральных банков, органов рыночного регулирования и других компетентных органов, связанных с регулированием, надзором и наблюдением.
Сотрудничество Банка России с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO)
Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) - это общепризнанная международная организация, объединяющая государственных регуляторов ценных бумаг. Организация является глобальным институтом нормотворчества, в числе ее задач разработка, внедрение и содействие соблюдению международных стандартов регулирования рынка ценных бумаг. IOSCO регулирует более 95 % рынков ценных бумаг, а членство в организации
имеют более 120 государственных регуляторов финансовых рынков и 80 участников рынков, в том числе фондовые биржи и финансовые организации.
1 Указание Банка России от 15.06.2015 г. № 3680-У «О требованиях к порядку и форме предоставления иностранными организациями, действующими в интересах других лиц, информации о владельцах ценных бумаг и об иных лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, а также о количестве ценных бумаг, которыми владеют такие лица»/ Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/71151100/#ixzz3weZFLPTK
55
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
В своей деятельности IOSCO преследует такие цели, как совместные с ее членами разработка, реализация и содействие соблюдению международных стандартов регулирования и надзора за рынками ценных бумаг и их участниками для обеспечения защиты инвесторов, поддержки прозрачности и эффективности рынков, сокращения системных рисков; увеличение доверия инвесторов к фондовым рынкам; обеспечение регулирования и развития рынков ценных бумаг, а также укрепления их инфраструктуры1.
Согласно выпущенному Указанию Банка России от 15.06.2015 г. № 3680-У сведения о каждом иностранном лице, осуществляющем права по депозитарным ценным бумагам, включенном в список владельцев депозитарных ценных бумаг включают в отношении иностранного юридического лица номер, присвоенный юридическому лицу в торговом реестре или ином учетном регистре государства, в котором зарегистрировано такое юридическое лицо. В отношении иностранной организации, не являющейся юридическим лицом в соответствии с правом страны, где эта организация учреждена, требуются все регистрационные признаки в соответствии с правом страны, где эта организация учреждена. Необходимо подтвердить количество депозитарных ценных бумаг, которыми владеет лицо, включенное в список владельцев депозитарных ценных бумаг; количество акций российского эмитента соответствующей категории (типа), в отношении которых лицом, включенным в список владельцев депозитарных ценных бумаг, дано указание голосовать определенным образом.
Иностранный номинальный держатель предоставляет депозитарию (центральному депозитарию), в котором ему открыт счет депо иностранного номинального держателя, информацию о владельцах ценных бумаг и об иных лицах, осуществляющих права по ценным бумагам в рамках
1 IOSCO - International Organization ofSecurities Commissions. http://guruinvest.com/forums/topic/568/iosco-intemational-organizati
Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» для составления списка номинальным держателем, либо путем направления информации.
Соотношение национального и международного права оборота ценных бумаг в регулировании рынка ценных бумаг рассматривается как важнейшее направление деятельности законодательных и правоприменительных органов различных государств по обеспечению гармонизации и унификации общих принципов, норм и стандартов фондового рынка в международной финансовой деятельности.
В целях безопасности российских участников финансового рынка на иностранных территориях национальное законодательство о рынке ценных бумаг должно формироваться с учетом использования международного опыта кодификации таких правовых институтов, как упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Важно различать внешнее регулирование (подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций и международным соглашениям) и внутреннее регулирование (подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам - уставу, правилам и прочим документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и сотрудников).
Таким образом, международное регулирование фондового рынка охватывает все виды деятельности и операций, осуществляемых на нем, эмиссионных, посреднических, инвестиционных, спекулятивных, залоговых, трастовых и прочих видов сделок2.
2 Правовые условия конкуренции на российском финансовом рынке определены Федеральными законами от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
56
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
Международно-правовые нормы о праве, применимом к сделкам с ценными бумагами
В 2006 г. Гаагская конференция по международному частному праву приняла Конвенцию о праве, применимом к определенным правам на ценные бумаги, находящиеся во владении посредника1. Конвенция призвана обеспечить в современных условиях определенность и предсказуемость в отношении выбора права, регулирующего вопросы хранения, управления, передачи ценных бумаг, находящихся во владении посредника, а также определить последствия таких сделок для посредника и третьих лиц.
В последнее время имеет место переход от системы прямого владения (прямая связь между эмитентом и владельцем без участия какого бы то ни было посредника) к системам опосредованного владения. Собственник может владеть ценными бумагами опосредованно, но находящиеся в его владении ценные бумаги отражаются на счете, который от его имени ведет посредник. В системах опосредованного владения между инвестором и эмитентом существует один или несколько посредников, поскольку между инвесторами и эмитентами может быть различное число договорных связей.
Конвенция регулирует вопросы, касающиеся ценных бумаг, которые находятся во владении посредника. Если ценные бумаги находятся в прямом владении, права инвестора зафиксированы в книгах эмитента или воплощены в сертификатах на предъявителя, то данная конвенция не применяется.
Термин «ценные бумаги» охватывает все активы, которые являются финансовыми по своей природе, независимо от того, существуют они в предъявительской или именной форме, представлены сертификатами или в электронном
1 Гаагская Конвенция о праве, применимом к определенным правам на ценные бумаги, находящиеся во владении посредника 2006 г., принятая Гаагской конференцией по международному частному праву.
виде. Это все виды долговых и долевых ценных бумаг, финансовые инструменты и финансовые активы, которые являются стандартизированными. Под определение «ценные бумаги» в Конвенции 2006 г. подпадают акции, облигации, паи инвестиционных фондов, биржевые финансовые фьючерсы и опционы, деривативы, коммерческие бумаги, варранты и депозитарные расписки. Конвенция применяется во всех случаях, связанных с выбором между правом различных государств и содержит унифицированные коллизионные нормы.
Однако видов ценных бумаг по сложившейся мировой практике больше, и они включают: акции, облигации, векселя, чеки, сертификаты, аккредитивы, долговые расписки, закладные, кредитные обязательства, финансовые инструменты (свопы, опционы, фьючерсы), сертификаты на владение долей корпоративной собственности и др. То есть в широком смысле к ценным бумагам в контексте мирового имущественного оборота относятся имущественные права, которые могут быть объектом международных расчетов, купли-продажи, обмена, залога, хранения, поручительства, долевого инвестирования и других гражданско-правовых сделок.
Многие вопросы обращения финансовых активов, рынка деривативов (финансовых инструментов, включающих опционы, свопы, фьючерсы и др.), рынка долгов, аудиторских и контрольно-ревизионных услуг, страховых услуг и др.пока не регламентированы на законодательном уровне. Во многих государствах, включая Россию, происходит «перемещение» контрольно-регулятивных функций от государства на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (Великобритания, Франция, Швеция, США). При этом возрастает роль международных обычаев делового оборота (своды эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг).
57
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Мировая практика показывает, что регулятивные меры (нормативные акты, своды обычаев, модельные законы, меморандумы, указания, типовые положения и др.) международных финансовых институтов, ассоциаций консультантов по управлению, по фондовым операциям, по корпоративному управлению, по финансированию и др. принимаются государствами и судами отдельных стран во внимание при решении коллизионных правовых проблем.
В качестве унифицированных международно-правовых норм в области управления фондовым рынком Международной ассоциацией фондовых бирж (МАФБ) разработан типовой порядок допуска на национальный фондовый рынок иностранных корпораций и финансовых организаций. Для того чтобы минимизировать риск, связанный с поставкой актива без одновременной выплаты эквивалента, центральный депозитарий ценных бумаг, например в Великобритании одновременно выполняет клиринговые и депозитарные функции, привязанные к системе окончательной оплаты. В теории международного права оборота ценных бумаг все расчеты по сделкам с ценными бумагами должны производиться участниками вовремя в соответствии с законодательством и международными соглашениями, действующими на национальном финансовом рынке. Это позволяет инвесторам эффективно использовать свои деньги либо для финансирования покупок, либо для размещения ценных бумаг или реинвестирования прибыли.
В реальности возможность своевременно осуществлять расчеты по сделкам с ценными бумагами варьируется и зависит от типа ценных бумаг. На этот процесс влияют негативные факторы становления «традиций» конкретного рынка ценных бумаг: неясные и несвоевременные инструкции депозитарному хранителю или клиринговому агенту со стороны участников сделки; недостаточное для поставки количество ценных бумаг: бланковые ценные бумаги несвоевременно поступают от регистратора, где они зарегистрированы после покупки.
Результативное государственное регулирование рынка ценных бумаг позволяет достигнуть тех основных целей, которые сформированы международными организациями и действительно являются основополагающими на рынках ценных бумаг. Необходимо отметить, что мировая практика не демонстрирует однозначное отношение к законодательству о ценных бумагах, потому что существуют как государственные органы различного подчинения, так и саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг.
13.07.2015 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»1
Саморегулируемые организации на рынках ценных бумаг объединяют брокеров; дилеров; управляющих; депозитарии; регистраторов; акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; специализированные депозитарии; негосударственные пенсионные фонды; страховые организации; страховые брокеры; общества взаимного страхования; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; жилищные накопительных кооперативов; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; форексдилеров.
В международном праве оборота ценных бумаг существуют неразвитые и слабо развитые унифицированные нормы, в основном обычаи, разработанные Международной ассоциацией комиссий по рынкам ценных бумаг. Они призваны унифицировать международную систему рас-
1 Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"». http://base.consultant.ru/ cons/CGI/online.cgi?req
58
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
четов ценными бумагами, поскольку всемирное регулирование и контроль за ликвидностью и добросовестностью сделок с ценными бумагами остается неэффективным, а риск и издержки, соответственно, возрастают.
Отсутствие унифицированных международных норм приводит к снижению «прозрачности» мирового фондового рынка, повышению его спекулятивного характера и нарушению имущественных прав владельцев ценных бумаг. В этих целях частные субъекты международной финансовой деятельности (международные финансовые орга-
низации и институты, банки, биржи, клиринговые палаты,депозитарии, корпорации)осуществляют координацию деятельности на фондовом рынке через систему регулирующих и контролирующих финансовых органов и саморегулируемых организаций.
Ценные бумаги как объекты международного права оборота ценных бумаг являются предметом постоянного внимания международных организаций, заинтересованных в унифицированных нормах международного частноправового регулирования сделок с ценными бумагами.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации на 2016 г. от 3.12.2015 г. http://importozamechenie.ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-polnyj-tekst/
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 г. по делу о применимости решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) на территории Российской Федерации http://www.ksrf.ru/ru/ news/pages/ViewItem.aspx?ParamId=3244
3. Федеральный закон «О ратификации соглашения о сотрудничестве в создании интегрированного валютного рынка Содружества Независимых Государств». 15.12.2015 г.
4. Заявление Банка России о присоединении к многостороннему меморандуму о взаимопонимании с Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO MmoU) от 2015 г. http://www. vestifinance.ru/articles/53269
5. Указание Банка России от 15.06.2015 г. № 3680-У «О требованиях к порядку и форме предоставления иностранными организациями, действующими в интересах других лиц, информации о владельцах ценных бумаг и об иных лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, а также о количестве ценных бумаг, которыми владеют такие лица». Система ГАРАНТ: http://base. garant.ru/71151100/#ixzz3weZFLPTK
6. Доклад Банка международных расчетов и Международной организации комиссий по ценным бумагам «Принципы инфраструктур финансовых рынков: Структура раскрытия информации и Методология оценки». Декабрь 2012/ орhttp://www.cbr.ru/ PSystem/docs/stru ctu re_doc.pdf
7. Федеральный закон 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от http://base.consultant.ru/ cons/CGI/online.cgi?req
8. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req
9. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». http://base.consultant.ru/ cons/CGI/online.cgi?req
10. Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг». http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req
11. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"». http://base.consultant.ru/cons/CGI/online. cgi?req
59