ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2022. № 6
ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В. А. Сковпень1
ВНИИ труда Минтруда России (Москва, Россия) В. П. Старокожева2
ВНИИ труда Минтруда России (Москва, Россия) УДК: 331.2
УСТАНОВЛЕНИЕ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА В РОССИИ И ЕГО ИСТОКИ
В понятие минимального размера оплаты труда, а также в подходы к его установлению на протяжении периодов СССР и РФ вносились и продолжают вноситься многочисленные изменения. Проблема обоснования размеров и структуры минимального размера оплаты труда является вопросом не только экономическим и социальным, но и политическим, поскольку его заниженный размер разрушает социальную сплоченность общества, препятствует экономическому и социальному развитию страны. Предмет исследования — порядок установления минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в трудовом законодательстве СССР и РФ. Цель работы — выявить особенности законодательного регулирования минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы, влияющие на текущую ситуацию с минимальным размером оплаты труда с целью ее совершенствования. Как показал проведенный анализ, опыт СССР и РФ (в редакциях Трудового кодекса РФ до 2007г.) имеет положительные аспекты, на которые целесообразно обратить внимание. По данным вопросам имелось и значительное количество законодательных инициатив, затрагивающих как непосредственно размер минимальной оплаты труда, так методы и периодичность ее установления. Принятый в настоящее время (с 2021 г.) подход к установлению минимального размера оплаты труда исходя из медианной заработной платы в целом соответствует мировой практике, но относительно его размеров необходимо дальнейшее исследование. Авторы также предлагают восстановить ранее действовавшее определение минимального размера оплаты труда. Содержащиеся в статье материалы могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке решений относительно установления минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы.
Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум трудоспособного населения, Кодекс законов о труде, Трудовой кодекс Российской Федерации, законопроект.
1 Сковпень Виктория Александровна — к.э.н., ведущий научный сотрудник ВНИИ труда Минтруда России; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6359-3622.
2 Старокожева Виктория Павловна — младший научный сотрудник ВНИИ труда Минтруда России; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4762-2187.
Цитировать статью: Сковпень, В. А., & Старокожева, В. П. (2022). Установление минимального размера оплаты труда в России и его истоки. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (6), 140-158. https://doi.org/10.38050/01300105202267.
V. A. Skovpen
All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russia Federation (Moscow, Russia) V. P. Starokozheva
All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russia Federation (Moscow, Russia) JEL: J31
ESTABLISHING
THE MINIMUM WAGE IN RUSSIA: ITS NATURE AND ORIGINS
The paper examines the concept of minimum wage and approaches to its establishment in the labor legislation of the USSR and the Russian Federation. The purpose of the work is to identify the features of legal regulation of the minimum wage that affect the current situation with the minimum wage in order to improve it. The findings indicate that the experience of the USSR and the Russian Federation (in the editorial offices of the Labor Code of the Russian Federation until 2007) has positive aspects which we advise to pay attention to. The article also reviews a significant number of legislative initiatives on these issues involving both the size of the minimum wage itself and the methods and frequency of its establishment. We note that despite the approach adopted since 2021 in setting the minimum wage based on the median wage generally correlates with the world practice, while its size requires further research. We also propose to restore the previously valid definition of the minimum wage.
Keywords: minimum wage, able-bodied population, Labor Code of the Russian Federation, legislative initiatives.
To cite this document: Skovpen, V. A., & Starokozheva, V. P. (2022). The establishment of the minimum wage in Russia and its origins. Moscow University Economic Bulletin, (6), 140-158. https:// doi.org/10.38050/01300105202267.
Введение
Минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) относится к основным государственным гарантиям по оплате труда работников, что закреплено в Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 37 и п. 5 ст. 75) и в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 130). Он является одним из инструментов регулирования заработной платы
работников в России, основная цель которого — защита работников от необоснованно низкой заработной платы и поддержание ее достойного уровня.
Практика установления минимального размера оплаты труда широко распространена по всему миру. Как отмечается в докладе Международной организации труда о заработной плате в мире в 2020-2021 гг. (Global Wage Report 2020-2021), в 90% ее государствах-членах установлен МРОТ. При этом механизмы его установления различаются в зависимости от конкретных условий в стране и ее отдельных регионах. Так, в России, согласно Трудовому кодексу РФ, субъекты РФ имеют право самостоятельно определять размер минимальной оплаты труда на своей территории, т.е. устанавливать минимальную заработную плату (далее — МЗП)1. Как показал ранее проведенный анализ практики установления минимальной заработной платы (Сковпень, Старокожева, 2020), субъектами РФ пока не выработано единых решений для ее установления, позволяющих однозначно определить наиболее приемлемый подход.
В современной научной литературе, как экономической, так и юридической, установлению минимального размера оплаты труда уделено значительное внимание. Некоторые авторы отмечают негативную сторону отсутствия зафиксированного в Трудовом кодексе РФ определения МРОТ (Косаковская, 2019; Петров, 2013; Поллак, 2015), и, в частности, специалисты говорят о существующей практике установления должностного оклада работников ниже МРОТ (Бондарева, 2008; Белицкая и др., 2015), о понятии МРОТ и о включении в его структуру компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (Зырянова, Сочнева, 2018; Козина, 2010; Кокин, Широкова, 2007; Молчанов, 2021), рассматривают учет семейной (иждивенческой) нагрузки при установлении МРОТ (Жуков, 2017; Нестеренко, Меленькина, 2020; Роик, 2019), предлагают при установлении МРОТ ориентироваться не на прожиточный минимум трудоспособного населения, а на минимальный (восстановительный) потребительский бюджет (Жмачинский, Чернева, 2017; Мигранова, 2019; Хабарова, 2015).
Международная практика установления МРОТ освещена в работах таких авторов, как Н. Т. Вишневская (2008 и 2016); Ф. Эйро и К. Саже (2010); Е. А. Ефимова (2011); В. В. Коокуева (2016). Изучению зарубежных подходов к регионализации МРОТ посвящена работа авторов статьи (Сковпень, Старокожева, 2020).
1 В контексте данной работы под МРОТ авторы понимают размер минимальной гарантии по оплате труда, устанавливаемой на федеральном уровне в целом по России, а под МЗП — размер минимальной гарантии по оплате труда, устанавливаемой субъектами РФ на своей территории.
В научных работах отражен и вопрос взаимосвязи МРОТ и других экономических переменных (подробно описано его влияние на бедность, безработицу, заработную плату и т.д.), а также анализ зарубежных публикаций, освещающих данную проблему, например, С. Д. Капелюк (2016), В. И. Жмачинский и Р. И. Чернева (2017), Е. Н. Кобзарь (2009), М. В. Лопатина и В. Ю. Ляшок (2019), А. Ю. Ощепков (2013). Однако мнения ученых относительно влияния МРОТ зачастую расходятся. Как отмечают некоторые исследователи, «среди экономистов нет консенсуса относительно вклада этого инструмента — является ли он позитивным, приводя к росту заработных плат и снижению бедности, или негативным — приводящим к росту безработицы и численности занятых в неформальном секторе» (Лопатина, Ляшок, 2019). Связь между МРОТ и этими показателями зависит от множества факторов и условий.
В данной работе авторы ставят своей целью выявить особенности законодательного регулирования МРОТ и МЗП, влияющие на текущую ситуацию. Для достижения поставленной цели в статье решались следующие задачи:
• исследованы особенности установления МРОТ и МЗП, характерные для периодов плановой и рыночной экономики, в том числе изучено, как менялась сущность понятий и их размеры;
• проанализированы законопроекты, вносимые в Государственную Думу по указанным выше вопросам;
• сформулированы направления совершенствования механизма установления МРОТ в России.
Структура статьи отражает задачи исследования и предусматривает три раздела, в первом из которых анализируются подходы к рассматриваемым понятиям и их особенности в СССР, во втором — в РФ, в третьем — в законопроектах.
Методология исследования базируется на общенаучных методах познания, методах контент-анализа и сравнительного анализа нормативных правовых актов СССР и РФ, а также научной литературы по рассматриваемым вопросам, методах статистического анализа.
Понятие минимального размера заработной платы
в трудовом законодательстве СССР
До принятия Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ) основным нормативным документом, регулирующим трудовые отношения, являлся Кодекс законов о труде (далее — КЗоТ). В табл. 1 рассмотрена хронология изменения подходов к минимальному размеру заработной платы в СССР.
Таблица 1
Изменение подходов к минимальному размеру заработной платы в СССР
Год Статья Порядок установления Примечание
Первый КЗоТ 1918 58 «Размер определяемого тарифным положением вознаграждения, во всяком случае, не может быть ниже прожиточного минимума, установленного НКТ1 для населения каждой местности РСФСР» Близкий к физиологическому прожиточный минимум
Второй КЗоТ 1922 59 «Размер вознаграждения не может быть ниже обязательного минимума оплаты, определяемого на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда» Минимум оплаты труда устанавливался НКТ с разделением СССР на три пояса, соответствующих относительной дороговизне и трудностям местных бытовых условий, климатических, культурных и пр.
1928 Минимум заработной платы официально не устанавливался. Минимальными границами заработной платы служили наименьшие по размерам тарифные ставки, различные по министерствам и ведомствам Минимум оплаты по трем поясам перестал устанавливаться, что было связано со свертыванием новой экономической политики и созданием централизованной системы управления экономикой СССР, в том числе в сфере оплаты труда
1956 Минимальный размер заработной платы — 27—35 руб. в месяц дифференцированно по отраслям, более высокие размеры работникам производственной сферы, а внутри нее — ведущим отраслям промышленности с учетом более тяжелых условий труда и других факторов Тарифные ставки первого разряда не меньше минимального размера заработной платы
1964 — Минимальный размер заработной платы — 40—45 руб. в месяц дифференцированно по отраслям
1968 - Минимальный размер заработной платы — 60 руб. в месяц
Третий КЗоТ 1971, введен в действие с 1972 78 «Месячная заработная плата рабочего или служащего не может быть ниже установленного государством минимального размера»
1972 - Минимальный размер заработной платы — 70 руб. в месяц
Источник: составлено авторами по данным: КЗоТ; Киселев, 2001; Варшавский, 1924; Капустин, 1964; Майер, 1977; Струмилин, 1982.
1 НКТ — Народный комиссариат труда.
Как видно из табл. 1, положение о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, было введено еще первым КЗоТ. Однако фактически ст. 58 КЗоТ РСФРС 1918 г. носила декларативный характер и в реальности не гарантировала работникам приемлемый уровень жизни. Об этом свидетельствуют данные, согласно которым в Петрограде в 1918 г. «несоответствие между заработками и прожиточным минимумом петроградских рабочих можно считать установленным не только теоретически из сопоставления цен с нормами питания, но и фактически — конкретными данными бюджетного обследования» (Струмилин, 1982). Получаемая заработная плата была столь низкой, что ее петроградским рабочим не хватало не только на одежду, оплату жилища и другие нужды, но и даже на еду.
После 1927 г. минимум заработной платы перестал устанавливаться и впервые был введен в послевоенный период в 1956 г. дифференцированно по отраслям экономики, когда началось упорядочивание заработной платы, которое продолжалось в производственных отраслях народного хозяйства до 1962 г., а в непроизводственных — до 1965 г. В результате этого в народном хозяйстве была создана единая система тарифных ставок и окладов.
Третий КЗоТ РСФСР был утвержден и введен в действие с 1 апреля 1972 г. законом РСФСР от 09.12.1971. В нем было установлено понятие «минимальный размер заработной платы», ниже которого не могла быть минимальная тарифная ставка, представляющая собой основу системы централизованно устанавливаемых гарантированных тарифных ставок и должностных окладов работников в СССР.
В КЗоТ 1971 г. отсутствовала норма о соответствии минимального размера заработной платы прожиточному минимуму. В то же время, как отмечается, минимальный размер заработной платы рассчитывался таким образом, чтобы он мог в совокупности с общественными фондами потребления и поступлениями из личного подсобного хозяйства обеспечить нормальное воспроизводство рабочей силы, т.е. нормальные условия для удовлетворения минимальных потребностей в материальных благах и услугах и духовных потребностей при данном развитии производительных сил и уровне жизни трудящихся (Кузнецова, Фейзулина, 1991).
Критерием минимума заработной платы трудящихся и минимальных доходов населения выступал бюджет минимума материальной обеспеченности (далее — ММО) (хотя он не был утвержден законодательно). Как указывают советские экономисты, минимум материальной обеспеченности и прожиточный минимум различаются (Карпухин, 1975). В то время как в прожиточном минимуме учитываются физиологические потребности людей, минимум материальной обеспеченности охватывает все разумные потребности человека, в том числе духовные и социальные. В СССР ММО определялся при помощи нормативного потребительского бюджета, отражающего в натуральной и денежной формах минимальные
потребности человека, рабочего простого (неквалифицированного) труда, по научно обоснованным нормам и нормативам по продуктам питания, основным непродовольственным товарам и услугам (Кузнецова, Фейзу-лина, 1991). При расчете ММО и соответственно установлении минимума заработной платы учитывались поступления в бюджет семьи также из других источников, поскольку в СССР наряду с оплатой труда значительную часть доходов население получало из общественных фондов потребления (в виде денежных выплат, льготного или бесплатного предоставления услуг и материальных благ).
Понятия минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в трудовом законодательстве Российской Федерации
Законом РСФСР от 19.04.1991 № 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся» МРОТ с 1 октября 1991 г. был установлен в размере 180 руб. в месяц. Доплаты, надбавки, премии и другие стимулирующие выплаты в МРОТ не включались.
С переходом к рыночной экономике параметры системы оплаты труда работников внебюджетного сектора экономики стали устанавливаться организациями самостоятельно через локальные нормативные акты, поэтому потребовались гарантии по оплате труда, установленные на государственном уровне.
В КЗоТ были внесены изменения, официально зафиксировавшие и конкретизировавшие понятие МРОТ и его структуру: «Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного Верховным Советом Российской Федерации минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты» (Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1). В данной редакции статья КЗоТ сохранилась вплоть до его отмены.
Что касается размеров, МРОТ до 1994 г. устанавливался различными документами, такими как постановление Правительства РСФСР от 15.11.1991 № 5, ряд Законов РФ (например, от 06.12.1991 № 1991-1), Указ Президента РФ от 05.12.1993 № 2115. С 1994 г. МРОТ стал устанавливаться федеральными законами. Что касается размера минимальной оплаты труда в 1990-е гг., то в связи с существенным ростом цен в тот период его размеры пересматривались неоднократно в течение года. Так, в 1993 г. индекс потребительских цен вырос в 9,4 раза, а МРОТ повышался 4 раза на протяжении 1994 г., при этом рост МРОТ составил 6,5 раза. Изменения толкования МРОТ отражены на рис. 1.
Понятие
За труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда
Утратила силу
Утратила силу
Не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному
загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты
Не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты
Структура
Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже МРОТ
Утратила силу
Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже МРОТ
Отсутствует в данной редакции
Тарифная ставка (оклад)
Период
01.02.2002- 31.12.2004
01.01.2005-01.10.2006
02.10.2006-31.08.2007
01.09.2007 - настоящее время
Рис. 1. Понятие МРОТ и его структура в Трудовом кодексе РФ Источник: составлено авторами на базе Трудового кодекса РФ.
В первой редакции Трудового кодекса РФ МРОТ и МЗП рассматривались как синонимы (ст. 129). Регулированию МРОТ была посвящена ст. 133, которая закрепила его установление одновременно на всей территории России и невозможность МРОТ быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — ПМ ТН). Как видно из рис. 1, первоначально МРОТ понимался как тарифная ставка работника первого разряда, работающего в нормальных условиях труда.
Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ внесены наиболее значимые изменения в понятие МРОТ и МЗП, которые привели к тому, что понятия «минимальный размер оплаты труда» и «минимальная заработная плата» были разграничены. Кроме того, утратило силу понимание МРОТ как гарантии по тарифной ставке, окладу неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, что вызвало разночтения в толковании понятия «минимальный размер оплаты труда» и множество спорных моментов, касающихся его структуры. Одним из таких моментов является включение в МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Окончательное решение по данному вопросу было принято постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, в соответствии с которым установлено, что районные коэффициенты и процентные надбавки не включаются в состав МРОТ (МЗП в субъекте РФ). Постановлениями Конституционного Суда РФ также предусмотрено невключение в МРОТ и МЗП повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (от 11.04.2019 № 17-П), дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей) (от 16.12.2019 № 40-П).
Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ изменена методика расчета МРОТ. По новым правилам, начиная с 2021 г., он рассчитывается исходя из медианной заработной платы (показатель формируется Рос-статом на базе административных данных Пенсионного фонда Российской Федерации в среднем за год на одно рабочее место за один оплаченный месяц в эквиваленте полной занятости) и соотношение устанавливается в размере 42%. Однако в конце 2021 г. и в текущем году вносились предложения о более высоких размерах повышения МРОТ по сравнению с установленными, и с 1 июня 2022 г. размер минимальной оплаты труда составил 15 279 руб.
На протяжении большей части существования рыночной экономики в России до сравнительно недавнего времени не выполнялась норма о том, чтобы МРОТ был не ниже ПМ ТН1. Как свидетельствует и вышеописан-
1 Норма, устанавливающая, что МРОТ не может быть ниже ПМ ТН, присутствовала во всех редакциях Трудового кодекса РФ (ст. 133) и по своему содержанию не менялась.
ный опыт СССР, это было вызвано неблагоприятной экономической ситуацией, но при ее улучшении повышались гарантии по МРОТ. Однако установление МРОТ даже на уровне ПМ ТН является достаточно ограниченной гарантией, позволяющей удовлетворять потребности лишь на самом минимальном для жизни уровне. Как в начале Советской власти вследствие экономических проблем, так и при переходе к рыночной эко-номике1 ПМ ТН был близок физиологическому минимуму. Установление же МРОТ в процентах от медианной заработной платы позволяет гарантировать работникам более достойный уровень жизни, основанный не на минимальном его уровне, а на уровне, постепенно приближающемся к серединному значению, что следует характеризовать положительно. О целесообразности установления МРОТ в процентах от медианной или средней заработной платы свидетельствует мировой опыт развитых стран, а также об этом неоднократно высказывались ученые (Роик, 2019; Яковлев, 2009; Жмачинский, Чернева, 2017; Сковпень, Старокожева, 2018). При этом ученые, говоря об установлении МРОТ исходя из ПМ ТН и индекса Кейтца (соотношения МРОТ с медианной заработной платой), отмечают необходимость совпадения расчетов по обеим методикам, ссылаясь на практику, которая наблюдалась «в преддверии российских реформ, когда индекс Кейтца на уровне 45% медианной заработной платы почти равнялся тогдашнему ПМ» (Токсанбаева, Попова, 2021).
За период действия МРОТ в РФ учеными предлагались различные варианты по его совершенствованию, имеющие как преимущества, так и недостатки. Анализ вышеназванных публикаций, а также проведенное авторами исследование позволяют сформулировать следующие возможные варианты изменения понятия «минимальный размер оплаты труда»: • восстановить вторую часть ст. 129 Трудового кодекса РФ, а именно установить МРОТ как размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и предусмотреть, что в МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Данный подход позволит устранить отсутствие законодательно закрепленного понятия МРОТ в Трудовом кодексе РФ, которое, по мнению многих исследователей, носит дискриминационный характер и увеличивает вероятность нарушения трудовых прав работников.
Также Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ введено, что государством гарантируется МРОТ не менее ПМ ТН в целом по Российской Федерации (п. 5 ст. 75).
1 Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» на период преодоления кризисного состояния экономики был введен бюджет прожиточного (физиологического) минимума.
Однако данный вариант предусматривает дополнительные финансовые расходы;
• в качестве важной социальной меры обоснования размера МРОТ предлагается ориентироваться не только на прожиточный минимум работника, но и на расходы на содержание детей (прожиточный минимум одного ребенка). При этом в научных исследованиях выдвигаются различные величины соотношения ПМ ТН и МРОТ, например, МРОТ должен быть равен 1,5 ПМ ТН, 2-2,5 ПМ ТН, а в случае если в семье трое детей, то 2-3 ПМ ТН. Одновременно с этим авторы отмечают низкий уровень прожиточного минимума, так как он гарантирует ограниченный физиологический минимум. Данный вариант позволит учитывать семейную нагрузку, однако является усредненным и не учитывает реальное число детей в семье работника, получающего МРОТ;
• рассмотреть возможность установления МРОТ на уровне минимального (восстановительного) потребительского бюджета в связи с его главной функцией, заключающейся в воспроизводстве рабочей силы. Это позволит обеспечить более высокие стандарты потребления по сравнению с прожиточным минимумом, однако необходимо учитывать, что отсутствует единая методика расчета данного показателя, и подходы к ней у различных авторов отличаются;
• предусмотреть поэтапное повышение МРОТ до уровня не ниже 3040% от средней заработной платы по экономике или 50% от медианной заработной платы (в настоящее время — 42% от медианной заработной платы). Использование данных величин как базы при расчетах МРОТ показывает более тесную взаимосвязь МРОТ с показателями уровня жизни, однако на текущий момент расчеты осуществляются по фактически сложившимся данным и за предыдущие периоды.
Если оценить предложенные варианты (МРОТ равен соответственно 2 ПМ ТН; 2,2 ПМ ТН1; 40% от средней заработной платы; 50% от медианной заработной платы), то наиболее высокий размер оплаты труда наблюдается при установлении МРОТ, равному 2,2 ПМ ТН, наименьшее — 50% от медианной заработной платы (при этом, соответственно, нынешний подход к установлению МРОТ еще более низкий).
Необходимо отметить проблему, связанную с действующим порядком установления МРОТ, а именно то, что значение медианы для расчета МРОТ на будущий год берется за предыдущий год, т.е. получается, что вво-
1 В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, было предусмотрено, что одним из основных приоритетов социальной и экономической политики является установление МРОТ на уровне восстановительного потребительского бюджета, т.е. выше ПМ ТН в 2-2,2 раза.
димый МРОТ «отстает» на два года от медианной заработной платы. Подобная проблема (но с меньшим отставанием) была характерна и при установлении МРОТ в размере величины ПМ ТН. Так, для МРОТ с 1 января текущего года бралась величина ПМ ТН в целом по РФ за второй квартал предыдущего года. Поэтому при росте величины ПМ ТН в текущем году величина МРОТ оказывалась ниже ПМ ТН, что наблюдалось в 2018 и 2019 гг. По нашему мнению, следует согласиться, что «схема, в которой гарантия устанавливается на завтрашний день, основывается на вчерашних (заниженных) потребностях, т.е. с точки зрения экономической, она не обоснована» (Стрейко, 2017).
Законодательные инициативы по изменению понятий минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в Российской Федерации
Низкие размеры МРОТ на протяжении длительного периода времени и неясность его структуры были в числе причин различных законодательных инициатив относительно МРОТ. В рамках данной работы рассмотрены 84 законопроекта с 1995 по 2021 г., из которых практически 65% приняты (СОЗД ГАС «Законотворчество»1). Субъекты права законодательной инициативы вносили такие предложения, как повышение размера минимальной оплаты труда, изменение методики расчета и установления МРОТ, установление почасового МРОТ, изменение назначения применения МРОТ и др. (рис. 2).
Повышение МРОТ
Методика расчета и установления МРОТ
Назначение применения МРОТ Почасовой МРОТ Другое
0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0
Рис. 2. Вопросы МРОТ, вносимые субъектами законодательной инициативы (в % к общему количеству) Источник: составлено авторами по данным официального сайта СОЗД ГАС «Законотворчество».
1 Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество».
Таким образом, исходя из представленных данных видно, что чаще всего за рассматриваемый период вносились предложения по повышению размера минимальной оплаты труда. В большей своей массе внесенные законопроекты были приняты.
Также анализ законопроектов, вносившихся в Государственную Думу с целью изменения понятий МРОТ и МЗП и их размеров, позволил заключить, что значительное число из них содержит предложения по пониманию МРОТ и МЗП как тарифной ставки работника первого разряда. Кроме того, имелись предложения, направленные на:
• исключение из МРОТ и МЗП выплат за работу в особых климатических условиях и ряда других компенсационных выплат. В настоящее время этот вопрос решен благодаря вышеупомянутым постановлениям Конституционного Суда РФ. Данный подход несколько приближает понимание МРОТ и МЗП к тарифной ставке работника первого разряда, что действовало на протяжении длительного периода как плановой, так и рыночной экономики;
• различные варианты учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения, что в настоящее время отражено Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ. При этом в 2019 г. был внесен законопроект, предлагающий установить МРОТ с 1 августа 2019 г. в размере 1,15 ПМ на душу населения (законопроект № 800677-7). Такой подход, по мнению его авторов, позволил бы работнику получать заработную плату после удержания налога на доходы физических лиц, превышающую величину прожиточного минимума, однако при расчете величины ПМ ТН в составе расходов по обязательным платежам и сборам учитывался налог на доходы физических лиц, что послужило причиной отклонения законопроекта;
• повышение МРОТ в связи с ростом цен (законопроекты № 95044261-1 и № 98047461-2).
Заключение
Институт минимального размера оплаты труда в России имеет длительную историю, его истоки были заложены еще в СССР. Проведенный анализ рассматриваемых понятий и практики их установления в КЗоТ РСФСР позволяет заключить, что под минимальным размером заработной платы в советский период понималась тарифная ставка работника первого разряда, которая применялась в качестве основы системы централизованно устанавливаемой общегосударственной системы тарифных ставок и должностных окладов работников. Поэтому в СССР фактически не было необходимости в государственной гарантии по МРОТ. Минимальный размер заработной платы в СССР рассчитывался на основании
бюджета минимума материальной обеспеченности и обеспечивал потребности работников с учетом поступлений из общественных фондов потребления и личного подсобного хозяйства.
С переходом России к рыночной экономике у коммерческих организаций, а впоследствии и у бюджетных учреждений появилось право самостоятельно определять оплату труда работников. Это вызвало необходимость установления государственных гарантий в сфере оплаты труда, в частности, по МРОТ. При этом в первых редакциях Трудового кодекса РФ (а также в КЗоТ вплоть до его отмены) был предусмотрен подход, при котором в МРОТ не включались доплаты, надбавки, премии и другие стимулирующие выплаты. В настоящее время принятые постановлениями Конституционного Суда РФ решения о невключении в МРОТ ряда доплат и надбавок приближают понимание МРОТ к длительно действовавшему ранее порядку. По нашему мнению, целесообразно восстановить закрепление понятия МРОТ в Трудовом кодексе РФ, а именно вторую часть ст. 129 Трудового кодекса РФ, т.е. установить МРОТ как размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, поскольку различия в сложности труда и квалификации работников, количества и качества их труда, отклонения от нормальных условий труда должны учитываться сверх размера минимальной оплаты труда.
Что касается его размеров, в рассматриваемый период в силу имеющихся бюджетных ограничений МРОТ был установлен на крайне низком уровне (несмотря на частое его повышение в связи с высоким уровнем инфляции) и существенно отставал от величины прожиточного минимума. Сегодня данная ситуация изменилась и МРОТ превышает значение ПМ ТН в России. При этом установление МРОТ исходя из медианной заработной платы соответствует мировой практике и должно привести к росту как самого МРОТ, так и соотношения с ПМ ТН. К сожалению, на момент подготовки настоящей публикации оценить размеры роста не представляется возможным в силу отсутствия данных Росстата о медианной заработной плате в 2021 г. В дальнейшем целесообразно не только исследовать данное соотношение по России, но и проанализировать его по субъектам РФ исходя из МЗП с целью сопоставления с целевым значением (42% на 2021 г.) и оценки количества субъектов РФ, в которых оно достигнуто и не достигнуто. Считаем, что в качестве дальнейшего совершенствования установления МРОТ в РФ относительно его размеров может рассматриваться пересмотр соотношения МРОТ и медианной заработной платы в сторону его увеличения до уровня 50-60%. Названные предложения по установлению МРОТ в России и МЗП в субъектах РФ будут способствовать повышению уровня жизни наемных работников.
Следует обратить внимание на проблему, возникающую при повышении МРОТ, а именно уклонение работодателей от соблюдения требований по МРОТ. Оно может выражаться в форме заключения трудовых договоров на часть ставки, гражданско-правовых договоров, выплате теневой заработной платы и т.д. Подобная практика требует специального исследования в целях выработки предложений по ее минимизации и, по возможности, устранению.
Список литературы
Белицкая, И. Я., Кузнецов, Д. Л., Орловский, Ю. П., & Черняева, Д. В. (ред.) (2015). Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт. М.: Контракт.
Бондарева, Э. С. (2008). Социальные стандарты по трудовому праву и праву социального обеспечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московская государственная юридическая академия имени O. E. Кутафина.
Варшавский, К. М. (1924). Трудовое право СССР. Л.: Academia.
Вишневская, Н. Т. (2008). Минимальная заработная плата: мировой опыт и российская практика. Гимпельсон, В. Е., & Капелюшников, Р. И. (ред.). Заработная плата в России: эволюция и дифференциация. 2-е изд. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 141-196
Вишневская, Н. Т. (2016). Регионализация минимальных заработных плат. Вопросы государственного и муниципального управления, 4, 27-44.
Ефимова, Е. А. (2011). Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт и российская практика. Мировая экономика и международные отношения, 2, 24-35.
Жмачинский, В. И., & Чернева, Р. И. (2017). Минимальная заработная плата как фактор повышения уровня и качества жизни. Экономический анализ: теория и практика, 16(8), 1508-1521. https://doi.Org/10.24891/ea.16.8.1508
Жуков, А. Л. (2017). Современные проблемы в механизме регулирования заработной платы и пути их решения. Рофе, А. И., & Шапиро С. А. (ред.). Развитие теории и практики экономики труда. М.; Берлин: Директ-Медиа. 92-105.
Зырянова, И. И., & Сочнева, Е. Н. (2018). К вопросу регулирования минимальной социальной гарантии по оплате труда в России. Экономика труда, 5(3), 777-790. https://doi.Org/10.18334/et.5.3.39428 - EDN VLBNZE
Капелюк, С. Д. (2016). Влияние минимальной заработной платы на глубину и остроту бедности в России. Вестник СибУПК, 3-4, 36-49.
Капустин, Е. И. (1964). Качество труда и заработная плата. М.: Мысль.
Карпухин, Д. Н. (1975). Минимум заработной платы. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. М.: Советская Энциклопедия.
Киселев, И. Я. (2001). Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года. Трудовое право России. http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_18.htm
Киселев, И. Я. (2001). Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года. Трудовое право России. http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_22.htm
Кобзарь, Е. Н. (2009). Минимальная заработная плата и региональные рынки труда в России. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ.
Козина, Е. В. (2010). «Минимальный размер оплаты труда» и «размер минимальной заработной платы»: терминологическая разница в действующем законодательст-
ве, проблемы правоприменения и позиция Верховного Суда Российской Федерации. Трудовое право, 6, 61-79.
Кокин, Ю. П., & Широкова, Л. Н. (2007). Новое толкование минимальной заработной платы: существо и последствия. Ваш бюджетный учет, 12, 43-52.
Коокуева, В. В. (2016). Минимальная заработная плата в Великобритании. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, 43, 34-40.
Косаковская, Е. И. (2019). Системы оплаты труда и национальная система квалификаций: правовая сущность и регулирование: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Кузнецова, Н. П., & Фейзулина, Р. Ф. (1991). Нормативные потребительские бюджеты — основа районного регулирования доходов и заработной платы. Уровень жизни: проблемы и решения. Сборник научных трудов. М.: НИИ труда.
Лопатина, М. В., & Ляшок, В. Ю. (2019). Влияние минимального размера оплаты труда на рынок труда и уровень бедности в России. М.: РАНХиГС.
Майер, В. Ф. (1977). Уровень жизни населения СССР. М. : Мысль.
Мигранова, Л. А. (2019). Минимальная гарантия оплаты труда в России и ее регионах. Уровень жизни населения регионов России, 2(212), 27-34. Шр$://<1о1. ощ/10.24411/1999-9836-2019-10061
Молчанов, Р. Ю. (2021). О дифференциации минимального размера оплаты труда. Электронное приложение к Российскому юридическому журналу, 4, 41-48. Шр$://<1о1. огв/10.34076/22196838_2021_4_41
Нестеренко, И. Ю., & Меленькина, С. А. (2020). Роль минимального размера оплаты труда в обеспечении воспроизводства рабочей силы. Гуляев, Г. Ю. (ред.). Факторы и эффективные механизмы устойчивого развития. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 31-50.
Ощепков, А. Ю. (2013). Влияние минимальной заработной платы на неформальную занятость. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
Петров, А. Я. (2013). Заработная плата: практические аспекты трудового права. М.: ЭкООнис.
Поллак, А. П. (2015). Минимальная заработная плата и проблемы ее регулирования в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М.: Научно-исследовательский институт труда и социального страхования.
Роик, В. Д. (2019). Минимальная заработная плата — геном социально-трудовых отношений. Социально-трудовые исследования, 3(36), 55-62. Шр$://<1о1. ощ/10.34022/2658-3712-2019-36-3-55-62
Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗДГАС «Законотворчество») Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Ийр8://8о2ё.ёита.яоу.ги/ ЬШ/800677-7
Сковпень, В. А., & Старокожева, В. П. (2018). Анализ региональных соглашений о минимальной заработной плате в 2018 году в субъектах Российской Федерации, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Север и рынок: формирование экономического порядка, 6(62), 163-175. Шр8://<1о1.ощ/Ш.25702/ Е5С.2220-802Х.6.2018.62.163-175
Сковпень, В. А., & Старокожева В. П. (2020) Методы установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации и опыт зарубежных стран. Экономика труда, 7(10), 933-952. Шр$://ао1.ог8/10.18334/е1.7.10.Ш052
Стрейко, В. Т. (2017). Проблемы соблюдения государственных гарантий по оплате труда работников. Рофе, А. И., & Шапиро, С. А. (ред.). Развитие теории и практики экономики труда. М.; Берлин: Директ-Медиа. 106—115.
Струмилин, С. Г. (1982). Прожиточный минимум и заработки чернорабочих в Петрограде в 1914—1918 гг. Проблемы экономики труда. М.: Наука. 302—307.
Токсанбаева, М. С., & Попова, Р. И. (2021). Характеристики отраслей, определяющих высокую дифференциацию заработной платы в России. Народонаселение, 24(3), 162-174. https://doi.Org/10.19181/population.2021.24.3.13
Хабарова, Д. В. (2015). Развитие методов обоснования гарантий по заработной плате при заключении коллективных договоров и соглашений: дис. ... канд. экон. наук. М.: Всероссийский центр уровня жизни.
Эйро, Ф., & Саже К. (2010). Основы установления минимальной оплаты труда. М.: МОТ.
Яковлев, Р. А. (2009). Минимальная заработная плата как экономическое и юридическое понятие. Вестник научно-исследовательского института труда и социального страхования, 1, 73-78.
Global Wage Report 2020-2021. Wages and minimum wages in the time of COVID-19 (2020). https://www.ilo.org/global/research/global-reports/global-wage-report/2020/lang--en/index.htm
References
Belitskaya, I. Ya., Kuznetsov, D. L., Orlovsky, Yu. P., & Chernyaeva, D. V. (ed.) (2015). Minimum wage limits. Effective contract. M.: Kontrakt.
Bondareva, E. S. (2008). Social standards on labor law and social security law: thesis ... Candidate of Law. Moscow: O. E. Kutafin Moscow State Law Academy.
Varshavsky, K. M. (1924). Labor law of the USSR. Leningrad: Academia.
Vishnevskaya, N. T. (2008). Minimum wages: International experience and Russian practice. Gimpelson, V. E., & Kapelyushnikov, R. I. (eds.). Wages in Russia: Evolution and differentiation. 2nd ed. Moscow: HSE Publishing House. 141-196.
Vishnevskaya, N. T. (2016). Regionalization of minimum wages. Public Administration Issue, 4, 27-44.
Efimova, E. A. (2011). Setting the minimum wage: foreign experience and Russian practice. World Emnomy and International Relations, 2, 24-35.
Zhmachinskii, V. I., & Cherneva, R. I. (2017). Minimum wage as a factor of increasing the living standards and life quality. Economic analysis: theory and practice, 16(8), 1508-1521. https://doi.org/10.24891/ea.16.8.1508
Zhukov, A. L. (2017). Modern problems in the mechanism of wage regulation and ways to solve them. Rofe, A. I., & S. A. Shapiro, S. A. (eds.). Development of theory and practice of labor economics. Moscow; Berlin: Direkt-Media. 92-105.
Zyryanova, I. I., & Sochneva, E. N. (2018). To the question of regulation of the minimum social guarantee for payment in Russia. Ekonomika truda, 5(3), 777-790. https://doi. org/10.18334/et.5.3.39428
Kapelyuk, S. D. (2016). The impact of the minimum wage on the depth and severity of poverty in Russia. Vestnik Sibirskogo universitetapotrebitel'skojkooperacii, 3-4, 36-49.
Kapustin, E. I. (1964). Labor quality and wages. Moscow: Mysl'.
Karpukhin, D. N. (1975). Minimum wage. Economic Encyclopedia. Political economy. Moscow: The Soviet Encyclopedia.
Kiselev, I. Ya. (2001). The Labor Code of the RSFSR of1918. Labor law ofRussia. http:// www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_18.htm
Kiselev, I. Ya. (2001). The Labor Code of the RSFSR of1922. Labor law ofRussia. http:// www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_22.htm
Kobzar', E. N. (2009). Minimum wage and regional labor markets in Russia. Moscow: HSE Publishing House.
Kozina, E. V. (2010). «Minimum wage» and «minimum wage»: terminological difference in the current legislation, problems of law enforcement and the position of the Supreme Court of the Russian Federation. Trudovoe pravo, 6, 61-79.
Kokin, Yu. P., & Shirokova, L. N. (2007). A new interpretation of the minimum wage: the essence and consequences. Vash byudzhetnyj uchet, 12, 43-52.
Kookuyeva, V. V. (2016). Minimum wage in the UK. Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad, 43, 34-40.
Kosakovskaya, E. I. (2019). Remuneration systems and the national qualifications system: Legal Essence and Regulation: thesis ... Candidate of Law. Moscow: Lomonosov Moscow State University.
Kuznetsova, N. P., & Feyzulina, R. F. (1991). Regulatory consumer budgets — the basis of district regulation of income and wages. Standard of living: problems and solutions. Collection of scientific papers. Moscow: NII truda.
Lopatina, M. V., & Lyashok, V. Yu. (2019). The impact of the minimum wage on the labor market and the level of poverty in Russia. Moscow: RANEPA.
Mayer, V. F. (1977). Standard of living of the population of the USSR. Moscow: Mysl'.
Migranova, L. A. (2019). Minimum wage guarantee in Rossiya and its regions. Living standards of the population in the regions of Russia, 2(212), 27-34. https://doi. org/10.24411/1999-9836-2019-10061
Molchanov, R. Yu. (2021). On differentiation ofthe minimum wage. Electronic supplement to the Russian juridical journal, 4, 41-48. https://doi.org/10.34076/22196838_2021_4_41
Nesterenko, I. Yu., & Melenkina, S. A. (2020). The role of the minimum wage in ensuring the reproduction of the labor force. Gulyaev, G. Yu. (ed.). Factors and effective mechanisms of sustainable development. Penza: International centre for scientific cooperation «Science and education». 31-50.
Oshchepkov, A. Yu. (2013). Effect of minimum wage on informal employment. Moscow: HSE Publishing House.
Petrov, A. Ya. (2013). Wages:practical aspects of labor law. Moscow: EkOOnis.
Pollak, A. P. (2015). Minimum wage and problems of its regulation in the Russian Federation: thesis ... Candidate of economic sciences. Moscow: Research institute of labor and social insurance.
Roik, V. D. (2019). Minimum wage is the genome of social and labor relations. Social and labor research, 3(36), 55-62. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2019-36-3-55-62
The system of ensuring legislative activity of the State automated system "Lawmaking". The State Duma the Federal Assembly of the Russian Federation. https://sozd.duma.gov.ru/ bill/800677-7
Skovpen, V. A., & Starokozheva, V. P. (2018). Analysis of the regional agreements on the minimum wages in 2018 year in the subjects of the Russian Federation, related to the regions of the Far North and equated localities. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka, 6(62), 163-175. https://doi.org/10.25702/KSC.2220-802X.6.2018.62.163-175
Skovpen, V. A., & Starokozheva, V. P. (2020). Methods of the minimum wage determination in the Russian Federation and the foreign countries experience. Ekonomika truda, 7(10), 933-952. https://doi.org/10.18334/et7.10.111052
Streiko, V. T. (2017). Problems of compliance with state guarantees on remuneration of employees. Rofe, A. I., & Shapiro, S. A. (eds.). Development of theory and practice of labor economics. Moscow; Berlin: Direkt-Media. 106-115.
Strumilin, S. G. (1982). The subsistence minimum and the earnings oflaborers in Petrograd in 1914-1918. Problems of labor economics. Moscow: Nauka. 302-307.
Toksanbaeva, M. S., & Popova, R. I. (2021). Characteristics of industries determining high differentiation of wages in Russia. Population, 24(3), 162-174. https://doi.org/10.19181/ population.2021.24.3.13
Khabarova, D. V. (2015). Development of methods for substantiating wage guarantees at the conclusion of collective agreements and agreements: thesis ... Candidate of economic sciences. Moscow: All-Russian center for living standards.
Euraud, F., & Saget C. (2010). The fundamentals of minimum wage fixing. Moscow: ILO.
Yakovlev, R. A. (2009). Minimum wage as an economic and legal concept. Vestnik nauchno-issledovatel'skogo instituta truda i social'nogo strahovaniya, 1, 73-78.