Научная статья на тему 'УСТАНОВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РАВНОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (СААМОВ, КАРЕЛОВ И ИНГЕРМАНЛАНДЦЕВ) НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФИНЛЯНДИИ'

УСТАНОВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РАВНОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (СААМОВ, КАРЕЛОВ И ИНГЕРМАНЛАНДЦЕВ) НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФИНЛЯНДИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРКТИКИ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осипченко Антон Олегович, Дзись Юлия Ивановна

Статья посвящена механизму формирования и защиты правового статуса коренных народов Севера. Рассмотрены юридическое закрепление и конкретные меры по достижению культурной автономии саамов, карелов и ингерманландцев в Финляндской республике. Авторы анализируют степень доступности реализации указанных прав и на основе опыта Финляндии предлагают ряд рекомендаций для решения проблемы неоднозначности положения субарктических этнических меньшинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT AND IMPLEMENTATION OF EQUAL LEGAL STATUS FOR THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH (SÁMI, KARELIAN AND INGRIAN) IN THE FINNISH EXPERIENCE

The article is devoted to the mechanism for the establishment and protection of legal status of indigenous peoples of the North. The issues of legal implementation and particular legislative enforcement measures for the exercise of cultural autonomy for Sámi, Karelian and Ingrian peoples are considered. The authors analyse the extent to which these rights are accessible and, on the basis of Finland’s experience, make a number of recommendations to address the ambiguity of the status of sub-Arctic ethnic minorities.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РАВНОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (СААМОВ, КАРЕЛОВ И ИНГЕРМАНЛАНДЦЕВ) НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФИНЛЯНДИИ»

36

УДК 314.117.17(082)

УСТАНОВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РАВНОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (СААМОВ, КАРЕЛОВ И ИНГЕРМАНЛАНДЦЕВ) НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФИНЛЯНДИИ

© Осипченко Антон Олегович 1 © Дзись Юлия Ивановна2

1студент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия 2 канд. полит. наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Статья посвящена механизму формирования и защиты правового статуса коренных народов Севера. Рассмотрены юридическое закрепление и конкретные меры по достижению культурной автономии саамов, карелов и ингерманландцев в Финляндской республике. Авторы анализируют степень доступности реализации указанных прав и на основе опыта Финляндии предлагают ряд рекомендаций для решения проблемы неоднозначности положения субарктических этнических меньшинств.

Ключевые слова: человеческое измерение Арктики, коренные народы Севера, национально-культурная автономия.

На протяжении более трёх десятилетий человеческое измерение Арктики становилось всё более важным компонентом международной повестки. Во многом в связи с этим проблема неоднозначности статуса коренных народов Севера приобретает особое значение в контексте обозначенного финской стороной процесса Рованиеми - программы по международному сотрудничеству в Арктике. В этом ключе статус народа представляется комплексным вопросом, который страны Арктического Совета решают по-своему с разной степенью успешности, сталкивается с ним и Финляндия. Потому с целью рассмотрения механизма установления правового статуса целесообразно обратиться к опыту Финляндии в поле защиты прав и свобод коренных народов Фенноскандии и сформировать на основе её достижений ряд рекомендаций, которые могут быть применены при правовом регулировании положения народов Севера в других арктических странах.

На данный момент в самом уязвимом положении находятся три группы народов: саамы, карелы и ингерманландцы, по мнению выдающегося финского историка и лингвиста Иоанна Андреаса Шёгрена, вместе исторически выступающие «ключевым компонентом финского этноса» [1, с. 105].

Из них наиболее положительным опытом правовой защиты обладают именно саамы. В 2017 г. спустя более 10 лет обсуждения три государства-члена Северного Совета - Швеция, Норвегия и Финляндия -подписали Саамскую конвенцию, статья 3 которой наделяет саамов статусом «коренного народа» [2]. Это положение позволяет с большей юридической точностью

распространять на них действие Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г. В соответствии со ст. 3, они «в полной мере беспрепятственно и без дискриминации пользуются правами человека и основными свободами», а «правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности» [3].

Непосредственно в Финляндии особый статус культуры саамов закреплён статьями 17 («Право саамского населения пользоваться своим языком в органах власти устанавливается в законе.») и 121 («Саамское население имеет в соответствии с законом автономию по языку и культуре на территории своего проживания.») действующей конституции [4]. Для реализации указанных прав в 1995 г. финская Эдускунта приняла Закон № 974 от 17 июля 1995 г. «О саамском парламенте». Статья 1 гласит: «саамы, являясь коренной народностью, как окончательно устанавливается в данном законе, должны получить гарантированную культурную автономию внутри районов своего проживания в отношении своего языка и культуры». Уточняет и дополняет принципы деятельности автономии статья 5: «саамский парламент обязан заниматься проблемами, связанными с саамским языком и культурой и прочими их проблемами как коренной народности» [5]. Выходит, статус саамов не только базируется на международно-правовых документах, но также закреплён в высшем юридическом источнике страны и подтверждён конкретным шагом парламентариев.

37

Далее для сопоставления численного состава групп мы вынуждены прибегнуть к статистике, перед тем отметив, что сухость цифр не вытесняет определяемых ими объектов. Международная рабочая группа по делам коренных народов приводит данные о проживающих в Финляндии 8000 саамов [6], в то время как по оценке Саамского парламента Финляндии, численность финских саамов составляет около 10000 тысяч человек [7]. Не исключено, что столь существенное расхождение может быть вызвано различными методами учёта.

Обращение к порядку проведения переписи населения 2020 выявило, что процедура не подразумевала выделения вепсов, и ингерманландцев в отдельные национальные группы [8]. В качестве критерия определения этнической группы был задан родной язык, коим для указанных народов, как и для части саамов, нередко являлся универсальный национальный финский. Лишь 2008 человек выбрали саамский. Так, подобное толкование Шёгреновской «основополагающей позиции» [1, с. 107] затрудняет содействие малым группам, ведь обсуждение юридического статуса предполагает хотя бы признание роли языка, пусть и не в рамках переписи.

Представители субэтносов карелов занимают иную культурную и социально-экономическую нишу. В отличие от саамов, они не отказались от благ цивилизации, а, наоборот, для их получения в большинстве своём были склонны к размытию границ между своей и финской идентичностями. Сейчас их положение, пусть и вполне стабильное, сопряжено с рядом препятствий, отчасти напоминающих разрушительный по своим методам японский опыт ассимиляции коренного айнского населения, по аналогии с которым карелы так же сохранили этнические корни в основном генетически, что, однако, не исключает их из субарктического культурного процесса [9, с. 38].

По данным доклада Агентства цифровой информации и учёта населения, карелами себя считают от 400000 до 600000 граждан из более чем пятимиллионного населения Финляндии [10]. Депутат парламента Финляндии и лидер влиятельной организации финляндских карелов -«Карельского союза» - Маркку Лаукканен и вовсе расширил их долю до «двух миллионов карелов» [11]. Однако в ходе указанной переписи 2020 года лишь 12000 человек

назвали карельский своим родным языком [8]. Недаром профессор Высшей школы Йоенсуу и Университета Восточной Финляндии Тапио Хямюнен на IX Конгрессе этнографов и антропологов в Петрозаводске указал язык одним из самых важных факторов карельского самосознания [12], а независимый эксперт ООН Алексей Цыкарев увидел «интересы карельского и вепсского народов не только в сохранении культуры», но и в определении статуса, притом не только и даже не столько политического, но и экономического [13]. Аналогичную позицию вновь занимает Маркку Лаукканен. Заключая вопрос сочетания элементов материальной и духовной культуры, он отметил важность признания карелов этническим меньшинством, ведь на данный момент карелы номинально «входят в финский этнос». Притом отдельные общины обладают высоким уровнем национального самосознания (к примеру, коммуна Иломантси в Северной Карелии), достойного автономии, а молодёжь становится более склонна «учить карельский язык в учебных заведениях или в национальных организациях», например, «в Университете Йоэнсуу есть карельская профессура» [11]. Значит, у защищённых материально карелов есть фактические пути реализации прав, а дополнительные юридические нормы при их введении способны в будущем расширить возможности для сохранения идентичности.

Ингерманландцы проходили все испытания XX века вместе с финским народом, благодаря чему в 1990-е гг. столкнулись с благосклонностью президента М. Койвисто, лично призвавшего их к возвращению в Финляндию, и с содействием в репатриации со стороны Правительства, издавшего в 1999 г. закон об интеграции [14]. Как сообщает финская государственная телерадиокомпания У1е, «ингерманландские финны стали самой крупной группой иностранных переселенцев», достигнув числа в 110000 человек [15]. В 1996 г. и в 2002 г. Правительством на программы реинтеграции было выделено 9 и 12 миллионов евро соответственно. Это свидетельствует о существенной поддержке реэмигрантов, которые в свою очередь получили гарантированные предшествующим оттоком финского населения рабочие места и способствовали развитию культуры: основали Ингерманландское культурное общество, способствующее распространению ценностей и воспроизведению традиций, и собственное

38

периодическое печатное издание «InkeriШisten viesti» [15]. Итак, ингры вместе сопоставимыми с карельскими социально-экономическими гарантиями получили и сравнительно большую автономию культуры в качестве субэтноса финнов и продемонстрировали успешней пример возвращения ряда представителей малочисленного народа на историческую родину.

Несомненно, рассматриваемые народы через общение на родном языке и фольклор хранят элементы идентичности в социуме как населённые пункты в общине Инари воплощают баланс между традициями прошлого и комфортом современной жизни. Тем не менее, все они уязвимы перед воздействием экономического, экологического и тем самым человеческого факторов, нарушающих хрупкое равновесие. В частности, MetsahaШtus - государственная лесная служба Финляндии и по совместительству государственная деревообрабатывающая

компания - с конца 1990-х гг. открыто вступает в конфликт с жителями из-за массовой вырубки лесов на территории близких к местам проживания саамов исторически сложившихся скотоводческих пастбищ [16].

Значение состояния экосистемы для жизнедеятельности коренного населения сложно переоценить: любая даже локальная вырубка, проведённая на территории проживания коренного народа и нарушающая правила использования принадлежащих ему природных ресурсов (тем самым априори противоречащая статьям 13-15 Конвенции МОТ №169 [3]), приводит к сокращению лесного покрова и, как следствие, ухудшению благосостояния жителей, что можно наблюдать на примере обстановки в населённом пункте Утсйоки [17].

В 2002 году обсуждение с компаниями дошло до уровня Саамского Парламента и МНПО «Гринпис» [18]. Однако ни деревообрабатывающие комбинаты-резиденты, ни представители правительства не пошли на сотрудничество - вырубки не прекратились. Тогда ситуацию стремились взять под контроль представители Комиссии по правам человека ООН. В 2005 г. после работы с исковыми обращениями саамской общины Неллим Комиссия вынесла мораторий на вырубку леса [19]. Холдинги 81агБ81о и Metsahallitus его проигнорировали [18]. Но угроза традиционным промыслам была

ликвидирована при вовлечении уже другой

стороны того же человеческого фактора: ряд компаний из последующих циклов деревообработки отказались приобретать пиломатериалы, добытые в подобных Неллиму спорных зонах [20]. Решение государства остановить деятельность лесной службы к этому времени нашло отражение в законе «О Metsahallitus» от 08.04.2016, в статье 6 которого содержится обязательство лесного управления взаимодействовать с Саамским Парламентом и отраслевыми министерствами [21].

Вот пример действия механизма защиты коренных народов. Статьи конституции и закон парламента, деятельность Саамского Парламента и Гринпис, Конвенция МОТ и даже вердикт Комиссии по правам человека ООН не сумели предотвратить нанесённый территории ущерб и полностью защитить общину саамов. Разумеется, неконтролируемые вырубки были прекращены, но обеспечить такую же поддержку поселений ингерманландцев затруднительно. Саамам помогла прямая пропорция: их экологическая проблема стала известна во многом оттого, что в целом в 2000-е гг. степень осведомлённости международного сообщества об их положении была высока, чего нельзя сказать об иных этнических группах [17].

Стало быть, даже утверждение статуса необязательно приводит к гарантированному улучшению положения представителей коренного народа. Сохранение самобытности и богатства этносов достигается не только институциональным правовым закреплением их положения, но и посредством обеспечения доступности указанных прав, их реализации.

Достигается же тождество категорий де-юре и де-факто через сохранение и воспроизведение культуры с помощью ряда отраслей и мероприятий. Среди них особое место занимают образование (интенция усвоения традиций, норм, элементов нематериальной культуры), самовыражение (закрепление полученных познаний и черт, усиленное коллективным или индивидуальным одобрением), туризм (реализация

сформированного традиционного облика в экспоненциально растущем потоке

культурного обмена), габитуальный труд (включение результатов традиционных видов деятельности в производственные и/или торговые сети) и экологическое благополучие (сохранение экосистем территорий проживания сообществ, поддержание эффективности

39

использования природных ресурсов и гарантии их возобновляемости).

Заложенный в указанную

пятиступенчатную систему баланс снижает угрозу смены идентичности и, как следствие, сокращения культурного многообразия Арктики. Так, культурные компоненты снижают вероятность формирования искусственного образа, привлекательного для зрителя, при использовании общиной лишь одного из элементов - туризма. Не менее важно и поддержание благосостояния представителей коренного народа как мотивации не менять идентичность, что характерно для преобладания в основном нематериальных элементов - образования и самореализации. Может показаться, что экологический компонент предопределяет другие, но он и сам обусловлен их существованием, ведь территория охраняется в первую очередь её обитателями [22].

Опыт Финляндии в этой сфере во многом положителен. Так, в соответствии с законодательством регулируется

землепользование, способное затронуть состояние оленеводческих пастбищ [22], и регулируется неправомерное изменение окружающей среды на примере судебного процесса над муниципалитетом Пюхянтя [23, с. 40]. В Инари успешно функционируют выставочный центр «Сиида» (который также включает музей и учебный отдел) и саамский культурный центр «Сайос» [24, с. 113]. А Саамский Парламент поддерживает развитие региона через, к примеру, выпуск в 2018 г. сборника принципов устойчивого с экологической, социальной и этической точек зрения туризма - дорожной карты социокультурного развития саамской общины - при помощи указаний которого путешественники могут посетить

национальный парк «Лемменйоки» или удалённую деревню Райттиярви [25].

Учитывая все вышеизложенное, можно сказать, что грамотное сочетание перечисленных социетальных компонентов (при возможности выделения новых в ходе последующих заседаний рабочей группы) в перспективе позволит сохранить культурное многообразие человеческого измерения Арктики.

Таким образом, для решения проблемы неоднозначности положения коренных народов Севера предлагаются следующие

рекомендации:

1. Определение равного правового статуса саамов, вепсов, карелов и целого ряда коренных народов.

2. Реализация юридически закреплённых прав народов Севера.

3. Защита автономии культуры и поощрение её воспроизводства.

4. Следование правовым нормам, регулирующим вопросы субарктических этнических меньшинств, на межгосударственном, федеральном и местном уровнях.

5. Сотрудничество вне рамок границ государств ради сохранения сферы коренных народов.

Список источников и литературы:

1. Лейнонен, М. Письма из Усть-Сысольска в личном архиве А.М. Шёгрена в Финской национальной библиотеке // ПЕРМИСТИКА 13: Вопросы пермского языкознания : Сборник статей на материалах XIII Международного симпозиума, Сыктывкар, 20-21 октября 2010 года. - Сыктывкар: Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2012. - С. 102-107.

2. Саамская конвенция 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www.regj eringen. no/ globalassets/upload/aid/temadokumenter/ sami/sami_samekonvensjonen_russisk.pdf.

3. Конвенция МОТ 169 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/ documents/ decl_conv/conventions/iol169. shtml.

4. Конституция Финляндии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finlex.fi/ fi/laki/kaannokset/1999/ru19990731.pdf.

5. Закон Эдускунты № 974/1995 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1995/en19 950974.pdf.

6. Данные международной рабочей группы по делам коренных народов о численности саамов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.iwgia.org/en/sapmi/4248-iw-2021-sapmi.html.

7. Официальный сайт Парламента саамов [Электронный ресурс]. -

40

Режим доступа: https://www.samediggi.fi/sami-шТо/?1а^=еп.

8. Данные переписи населения Финляндии на 2020 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.stat.fi/tup/suo1uk/suo1uk_vaesto_en.ht т1.

9. Шнирельман В. А. Аборигенные народы, этничность и политика // Этнографическое обозрение. - 2012. - № 2. - С. 34-44.

10. Данные Агентства цифровой информации и учёта населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iwgia.org/en/sapmi/4248-iw-2021-sapmi.html.

11. Интервью с Маркку Лаукканеном [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://regnum.ru/news/society/979207.htm1.

12. Интервью с Тапио Хямюненом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://petrsu.ru/news/2011/15733/ya-stchitayu-sebya-

k#:~:text=Профессор%20Тапио%20Хямюнен% 20-

%20православный,Университете%20Восточной %20Финляндии%20(кампус%20Йоэнсуу).

13. Интервью с Алексеем Цыкаревым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gazeta-1icey.ru/pub1ic/94665-a1eksej-czykarev-interesy-kare1skogo-i-vepsskogo-narodov-ne-to1ko-v-sohranenii-ku1tury.

14. Закон № 493/1999 «Об интеграции иммигрантов и приеме лиц, ищущих убежище» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.fin1ex.fi/en/1aki/kaannokset/1999/en1 9990493.pdf.

15. Официальный сайт государственной телерадиокомпании Yle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://y1e.fi/uutiset/osasto/novosti/repatriatsiya_in german1andtsev_vo_mnogom_izmeni1a_fin1yandiy u/7921422.

16. География конфликта Metsahallitus и саамов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ej atlas.org/conflict/saami-metsaha11itus-forest-conflict-inari-fin1and.

17. Периодический обзор рабочей группы Саамского Парламента для ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1ib.ohchr.org/HRBodies/UPR/_1ayouts/15/ WopiFrame.aspx?sourcedoc=/ HRBodies/UPR/Documents/session13/FI/SM иР

R_FIN_S13_2012_TheSaamiCounci1_Б.pdf&actio n=defau1t&Defau1tItemOpen= 1.

18. Доклад Маттиаса Арэна на заседании экспертной группы ЭКОСОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/E GM_IPF_Ahren.doc.

19. Решение №1023/2001 Комитета по правам человека ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ohchr.org/_1ayouts/15/WopiFrame.as px?sourcedoc=/Documents/Pub1ications/SDecision sVo18en.pdf&action=defau1t&Defau1tItemOpen=.

20. Исследование Экспертного механизма Управления Верховного комиссара ООН по правам человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ohchr.org/_1ayouts/15/ WopiFrame.aspx?sourcedoc=/Documents/Issues/I Peop1es/БMRIP/Hea1th/SaamiPar1iamentFin1and.p df&action=defau1t&Defau1tItemOpen=1.

21. Закон №234/2016 «О Metsahallitus» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.fin1ex.fi/fi/1aki/ajantasa/2016/201602 34.

22. Закон № 848/1990 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fin1ex.fi/fi/1aki/ajantasa/1990/19900848.

23. Шлыгина Н. В. Традиционные меньшинства Финляндии: формирование и современный статус // Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 2010. № 221. - 48 с.

24. Софронова А. А. Юридическая ответственность органов власти Финляндии за экологические правонарушения //Ученые записки Петрозаводского государственного университета, 2015. № 1(146). - С. 112-115.

25. Сборник принципов туризма, изданный Саамским Парламентом в 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.samediggi.fi/ethica1-guide1ines-for-sami-tourism/?1ang=en.

ESTABLISHMENT AND IMPLEMENTATION OF EQUAL LEGAL STATUS FOR THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH (SÀMI, KARELIAN AND INGRIAN) IN THE FINNISH EXPERIENCE

Osipchenko Anton Olegovich 3rd Year bachelor student, Siberian Federal university, Krasnoyarsk, Russia

41

Dzis Yulia Ivanovna

Candidate of Science (Political Science), Assistant Professor, Siberian Federal university, Krasnoyarsk, Russia

Abstract: The article is devoted to the mechanism for the establishment and protection of legal status of indigenous peoples of the North. The issues of legal implementation and particular legislative enforcement measures for the exercise of cultural autonomy for Sami, Karelian and Ingrian peoples are considered. The authors analyse the extent to which these rights are accessible and, on the basis of Finland's experience, make a number of recommendations to address the ambiguity of the status of sub-Arctic ethnic minorities.

Keywords: human dimension of the Arctic, indigenous peoples of the North, national cultural autonomy.

Рукопись поступила: 1 ноября 2021 г. Submitted: 1 November 2021

МАТЧ ПОКОЛЕНИЙ НА ЛЬДУ

В День народного единства в Красноярске состоялся «Матч поколений». На льду «Кристалл Арены» скрестили клюшки хоккейные команды ветеранов - «Енисейская Сибирь 60+» и «Политехник 1961». Праздник объединил хоккеистов разных поколений, которые личным примером доказали, что спорт - это норма жизни и основа долголетия, ведь всем участникам игры уже за далеко за шестьдесят.

«В День народного единства ветераны красноярского хоккея сплотились за здоровый образ жизни. Они показывают всем нам прекрасный пример - как жить, как преодолевать трудности, добиваться намеченных целей. А главное - и в 60 и даже в 80 лет сохранять здоровый дух и позитивный настрой», - отметил на открытии соревнований министр спорта Красноярского края Павел Ростовцев.

Игру приурочили к 15-летию Сибирского федерального университета и 60-летию хоккейной команды «Политехник» Красноярского политехнического института, который в свое время вошел в состав СФУ. Легендарный «Политехник» был сильнейшей командой в крае в советское время, становился

чемпионом СССР среди студенческих команд, на его базе была создана команда мастеров «Сокол».

«Я являюсь выпускником

Политехнического института, и я помню как команда «Политехник» собирала стадионы. И сегодня мы продолжаем развитие этого вида спорта. В СФУ есть студенческая команда, которая сохраняет заложенные традиции. И я уверен, что молодым ребятам есть чему поучиться у ветеранов, по крайне мере, их жизнелюбию точно», - заявил директор Института физической культуры, спорта и туризма СФУ Александр Близневский.

Перед началом игры от имени Губернатора края вручили грамоту самому старшему игроку матча. Накануне Владимиру Суроткину исполнилось 80 лет. Рецепт долголетия, по его словам, очень простой: «Я встал на коньки и начал играть в хоккей в 59 лет. Сейчас мне 80, и я в игре. У нас поколение такое - жизнеспособное! И конечно зарядка, здоровый образ жизни и постоянное движение - без этого нельзя».

Все ветераны прошли вакцинацию от коронавируса и призвали болельщиков следовать их примеру: беречь собственное здоровье и здоровье окружающих.

«Я вакцинировался как раз накануне матча, - рассказал журналистам игрок команды «Политехник» Владимир Акинфеев, - Меня немножко ломало после прививки, но сейчас гораздо лучше, в том числе, от осознания того, что я привит, и я вместе со своей командой и со своей страной».

Болельщики смогли пройти на игру бесплатно по пригласительным, но с условием того, что они тоже прошли вакцинацию и имеют QR-код. При их горячей поддержке победу в игре со счетом 5:2 одержала команда «Политехник». Подробности

http://www.krskstate. ru/press/news/0/news/102207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.