УДК 332.334.2;347.265.11
DOI 10.18413/2075-4671 -2018-42-3-404-413
УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ESTABLISHMENT OF BORDERS OF SETTLEMENTS AS MAIN FUNCTION OF TERRITORIAL PLANNING
А.А. Царенко, И.В. Шмидт, С.А. Киреева A.A. Tsarenko, I.V. Shmidt, S.A. Kireeva
Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, Россия, 410012, г. Саратов, Театральная пл. 1
Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, 1 Teatralnaya pl., 410012, Saratov, Russia
E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]
Аннотация
Установление границ населенных пунктов является основной функцией территориального планирования и способствует устойчивому развитию сельских территорий. В данной статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при установлении границ населенных пунктов, и даны рекомендации по их устранению. Проведен статистический анализ данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Предложен алгоритм проведения мероприятий по установлению границ, во избежание ошибок при принятии управленческих решений, а также эффективного планирования использования сельских территорий.
Abstract
In the scientific article, the role of establishment of borders of settlements in the system of territorial scheduling reveals and its significance on the scale of the region and the country in general is defined. The analysis of the statistical data, which are contained in the Unified state register of the real estate on the Saratov region, is carried out. Authors considered the main problems, which are found at establishment of borders of settlements: the lack of relevant cartographical information, is statutory not issued expansion of settlements, crossing of borders with the multiple loop land plots and also with sites of other categories. The algorithm of holding actions for establishment of borders which application will allow avoiding mistakes at adoption of administrative decisions is offered and will promote efficient scheduling of use of rural territories. Establishment of borders of settlements is a trial function of territorial scheduling and contributes to sustainable development of rural territories.
Ключевые слова: границы, территориальное планирование, земельные участки, сельские поселения, населенный пункт.
Keywords: borders, territorial planning, land plots, rural settlement, populated area.
Введение
В условиях стремительного развития сельских территорий одной из основных функций территориального планирования является установление границ населенных пунктов, что и обуславливает актуальность темы.
Основное направление территориального планирования регламентируется статьей 9
«Общие положения о документах территориального планирования» Градостроительного кодекса Российской Федерации. Территориальное планирование направлено на закрепление в документах назначения территорий, учитывая комплексность социальных, экономических, экологических факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, а также развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений на всех уровнях власти от местного до федерального значения [Градостроительный кодекс РФ, 2004].
Значимость системы территориального планирования определяется тем, что при разработке той или иной инвестиционной концепции органы власти и управления руководствуются приоритетным направлением развития территорий. Оно включает актуализацию градостроительных решений жилищного строительства, производственных комплексов и рекреационных зон. Территориально-планировочная организация является неотъемлемой частью устойчивого территориально-градостроительного развития любого региона [Уварова, 2010]. В своих научных трудах ученые Смирнова и др. [2017] также показали важную роль организации территории.
Автор Е.Г. Алпацкая [2013] в своей научной статье «Территориальное планирование: основные подходы» проанализировала основные показатели территориального планирования, влияющие на развитие территорий, отразила его важную роль в формировании социально-экономического потенциала; показала его влияние на формирование структуры программных документов, формулировку целей и индикаторов их достижения; на выбор направлений территориального развития, обеспечивающих наибольший социально-экономический эффект с учетом современного состояния использования земель.
По мнению М.Я. Вильнера [2015], в системе государственного и муниципального планирования и в системе регулирования градостроительной деятельности основной функцией территориального планирования является формирование градостроительной политики посредством анализа, прогнозирования, долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования пространственной организации обустройства территории -развития пространственной структуры его объектов для жизни людей.
Объекты и методы исследования
Рассмотрим статистические данные, содержащие сведения о границах субъектов РФ и муниципальных образований соответственно по состоянию на 1 марта 2018 года в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН):
- содержатся сведения о 66 из 380 границ между субъектами Российской Федерации. В Центральном федеральном округе внесено 13 из 94 границ, СевероЗападном - 5 из 42 границ, Южном - 7 из 24 границ, Приволжском - 4 из 81 границ, Уральском - 14 из 29 границ, Сибирском - 9 из 55 границ, Дальневосточном - 14 из 28 границ. В ЕГРН полностью отсутствует информация о границах между субъектами Российской Федерации, расположенными в Северо-Кавказском федеральном округе Наборы открытых данных ГИС-Ассоциации, 2018];
- содержатся сведения о 11 430 из 22 327 границах муниципальных образований ). В ЕГРН внесены все границы муниципальных образований в 15 субъектах Российской Федерации: в республиках Алтай, Хакасия и Мордовия, Пермском крае, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Калининградской, Новосибирской, Рязанской, Смоленской, Челябинской, Ярославской, Амурской областях, Ямало-Ненецком автономном округе Наборы открытых данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, 2018а].
Наличие актуальных сведений о границах муниципальных образований в реестре недвижимости способствует развитию территорий, рациональному использованию земельных ресурсов, эффективному налогообложению, а также гарантирует права
собственников недвижимости, снижает риски ведения бизнеса [Царенко, Шмидт, 2014].
На схеме территориального планирования муниципального района важным является отображение границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального района, а также объектов капитального строительства, иных объектов, территорий, зон, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения, объектов федерального значения, объектов регионального значения (в т.ч. планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования РФ, документами территориального планирования двух и более субъектов РФ, документами территориального планирования субъекта РФ; особые экономические зоны; особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; территории объектов культурного наследия; зоны с особыми условиями использования территорий; территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; иные объекты, иные территории и (или) зоны), границы лесничеств, лесопарков.
В 2017-18 гг. в Саратовской области активно стали проводится работы по установлению границ населенных пунктов. В соответствии с целевой моделью «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» были установлены показатели по внесению сведений о границах в ЕГРН. Для границ населенных пунктов данный показатель должен был составить 30 % к концу 2017 года. По данным статистики Росреестра Саратовская область выполнила данный показатель.
В целом по России по официальным данным службы Росреестра в ЕГРН внесены сведения о границах более 28 тыс. населенных пунктов, что составляет 18 % от общего их количества. Всего количество границ населенных пунктов, внесенных в ЕГРН за 2017 год, составило более 5.8 тыс. - почти в 1.3 раза больше, чем годом ранее. Наиболее активная работа по внесению границ населенных пунктов в течение 2017 года проделана в Ленинградской (686 границы), Тульской (686 границ), Белгородской (473 границ), Новосибирской (401 граница), Липецкой (338 границ), Тамбовской (322 границы) областях, в Республике Башкортостан (614 границ). Максимальное внесение в ЕГРН границ населенных пунков сделано в республиках Чувашия (95.7 %) и Чечня (76.0 %), Краснодарском (93.4 %) и Алтайском (86.7 %) краях, Владимирской (83.1 %) и Белгородской (77.9 %) областях. При этом полностью отсутствует информация о границах населенных пунктов, внесенных в ЕГРН, расположенных на территориях Санкт-Петербурга, Севастополя, республик Ингушетия, Калмыкия, Ненецкого и Чукотского автономных округов [Наборы открытых данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, 2018б].
В предыдущих наших научных работах рассматривался вопрос управления сельскими территориями, прежде всего, с точки зрения самого понятия «территория», то есть земли, имеющей границы, площадь и другие количественные и качественные характеристики, которые должны учитываться в системе кадастра недвижимости. Причем рассматривалась часть сельских территорий - сельскохозяйственные земли, которые играют роль основного источника производства продуктов питания и являются местом приложения труда большинства жителей [Shmidt et з1., 2015; Tsarenko et а1., 2017]. В данной научной статье отражены некоторые аспекты исследований проведения землеустроительных и кадастровых работ в отношении границ сельских населенных пунктов.
Результаты и их обсуждение
В своих исследованиях в рамках выполнения хоздоговора на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ мы выявили ряд проблем по установлению границ сельских населенных пунктов Саратовской области.
Первостепенной проблемой стало отсутствие генеральных планов, которые выступают основанием для установления границ населенных пунктов.
Органы местного самоуправления, руководствуясь пунктом 6 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ, были вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана и о целесообразности подготовки правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:
1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.
Это свидетельствует о том, что с 1991 г. по настоящее время изменений в местоположении границы и расширений территории населенных пунктов не предусматривается. Но, тем не менее, в период с 90-х годов по настоящее время активно идет процесс предоставления органами местного самоуправления земельных участков гражданам и юридическим лицам в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ [2003].
В качестве исходных картографических материалов при установлении границ нами были использованы картографические материалы 1991 г., отображающие ранее установленные границы поселений. На основе этих материалов мы провели геодезические работы в отношении границ населенных пунктов.
Из-за противоречий в законодательных нормах и отсутствия директивных требований к подготовке генерального плана возникли проблемы при кадастровом учете границ населенных пунктов. Проблему изменения границ населенных пунктов без градостроительной документации отмечал В.В. Солдатенков [2008], который говорил, что это является правонарушением, допускаемым органами местной власти.
Также выявилась проблема бессистемного предоставления земельных участков без учета кадастровых и геодезических данных о местоположении их на местности с учетом границ населенного пункта. Поэтому органам местного самоуправления, имеющим градостроительную документацию на территорию населенного пункта, необходимо повторно заказывать работы по определению координат соответствующих границ населенных пунктов и территориальных зон [Шмидт и др., 2015].
Граница населенного пункта, установленная по материалам 1991 г. (рис. 1а), очерчивает категорию земель населенных пунктов. Однако на практике при выполнении исследований было выявлено расположение земельных участков с категорией «Земли населенных пунктов» за границей населенного пункта (рис. 1б).
Проведенное обследование территории при выполнении землеустроительных и кадастровых работ в отношении границ населенного пункта позволило выявить расхождение в сведениях лесного реестра Саратовской области с данными о лесах, имеющимися у органов местного самоуправления. По сведениям администрации, на территории данного муниципального образования земли лесного фонда отсутствуют.
По материалам 1991 г., спутниковому снимку и выписке из ЕГРН видно, что на территории присутствуют земли лесного фонда (рис. 2 а, б), которые не входят в категорию земель населенных пунктов. На рисунке 3 представлено расположение земель лесного фонда по данным лесного реестра.
а (а)
б (b)
Рис. 1. Расположение земельных участков с категорий земель населенных пунктов за границей населенного пункта: а - граница населенного пункта 1991 г.; б - расположение земельных участков
за границей населенного пункта 2017 г. Fig. 1. An arrangement of the land plots from categories of lands of settlements abroad the settlement: а -border of the settlement of 1991; b - arrangement of the land plots abroad settlement 2017
а (а) б (b)
Рис. 2. Расположение земель лесного фонда в границах населенного пункта: а - граница населенного пункта 1991 г.; б - границы населенного пункта 2017 года с учетом кадастровых данных по лесному фонду Fig. 2. An arrangement of lands of forest fund in settlement borders: a - border of the settlement of 1991; b - borders of the settlement of 2017 taking into account inventory data on forest fund
В результате исследований при установлении границ мы выявили пересечение границ населенных пунктов с многоконтурными земельными участками, размещенными на них линейными объектами (объектами газо-, нефтепровода, линий электропередач и т.д.). В результате фактически границы населенного пункта не пересекаются с такими участками, а юридически такие многоконтурные земельные участки едины, и, согласно требованиям кадастрового законодательства, пересечение с ними недопустимо (рис. 3 а, б). Порядок предоставления органами местного самоуправления земельных участков соответствовал всем законодательным нормам, но неразвитость взаимодействия органов
государственной и муниципальной власти, несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, отсутствие актуального информационного картографического материала привели к пересечению границ земель категории «земли населенных пунктов» с землями сельскохозяйственного назначения, а также с землями лесного фонда и другими земельными участками. Главной причиной случившегося, по нашему мнению, явилась неправильная организация (или ее полное отсутствие) формирования документации по территориальному планированию и градостроительных документов.
Решению данной проблемы будет способствовать разработка градостроительной документации, в частности принятие генерального плана населенного пункта. Данный документ узаконит расширение территории сельского поселения. Наличие в ЕГРН актуальных сведений позволит обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении кадастрового учета, что повысит защищенность имущественных прав субъектов земельно-кадастровых отношений, юридических лиц и граждан. Кроме того, наличие актуальной информации о границах поможет эффективно управлять территориями и земельными ресурсами муниципальных районов и регионов, а также увеличит инвестиционную привлекательность субъектов России, что будет способствовать устойчивому развитию территорий, их рациональному функционированию и совершенствованию экономико-кадастровых отношений.
?Х
' V v-
у ■ /
ш
Лг V.L-* •>*'
7//f
XL
к
а (а)
б (b)
Рис. 3. Расположение многоконтурных земельных участков в границах населенного пункта: а) граница населенного пункта 1991 г; б) пересечение многоконтурных земельных участков с
границей населенного пункта 2017 г. Fig. 3. An arrangement of the multicircuit land plots in settlement borders: a - border of the settlement of 1991; b - crossing of the multicircuit land plots with border of the settlement of 2017
Для ускорения решения проблем в градостроительной деятельности на уровне муниципального образования необходимо внедрение муниципальных геоинформационных систем, которые, к сожалению, на сегодняшний день отсутствуют в большинстве муниципальных районов Саратовской области. Применение муниципальных геоинформационных систем широко исследовано ведущими учеными как России, так и зарубежных стран. Многие исследователи говорят, что внедрение интегрированных
информационных систем управления развитием территории поможет решить проблемы, стоящие перед муниципальными образованиями и другими участниками градостроительной деятельности [Вдовенко, Протасевич, 2009; Карманов А.Г. и др., 2015]. Ученые-землеустроители в своей статье сделали упор на землеустроительные мероприятия в управлении территориями с применением геоинформационных систем: «Геоинформационная система мониторинга, созданная на базе платформы ArcGIS, позволяет немедленно предоставить данные о любом объекте, базируется на топографической основе с единой системой координат, на базах данных, имеющих единую организацию и структуру, и является хранилищем всей информации об анализируемых объектах, на набор программных модулей для получения оценок по ранее разработанным расчетным алгоритмом» [Фоменко, Чурсин, 2015; Царенко, Шмидт, 2014].
Отсутствие в большинстве муниципальных образований полной и достоверной информации об объектах управления влечёт за собой значительные финансовые потери в результате принятия недостаточно обоснованных решений и приводит к неудовлетворительному использованию трудовых, материальных, фискальных, природных ресурсов, основных фондов и оборотных средств муниципального района. Ситуацию усугубляет постоянное увеличение объёма информации, необходимой для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений, которое настоятельно требует наличия информационных ресурсов и информационно-аналитических систем для сбора, хранения, обработки и анализа данных о состоянии объектов управления [Царенко и др., 2018].
Хочется отметить, что ни одна геоинформационная система не сможет работать без актуальной кадастровой информации (без информации о границах населенных пунктов и границах объектов недвижимости). Причем, информационная система кадастра должна совмещаться с базами данных органов местного самоуправления, тогда будет сформирована полноценная, распределенная, муниципальная геоинформационная система.
Проведенная диагностика показала, что проблема установления границ населенных пунктов имеет не локальные формы местных органов, а носит общегосударственный характер [Сыроваткина, Солодянкина, 2016; Люкшина и др., 2016]. Чтобы ее решить, нужно время на разработку и утверждение генеральных планов населенных пунктов. Исследования зарубежных ученых показали, что проблемы изменения границ сельских поселений присутствует в других странах [Yingui Cao et al., 2017; Conrad et al., 2015].
Выводы
В наших исследованиях были рассмотрены теоретические и практические вопросы установления границ населенных пунктов в совокупности экономической полезности и юридических прав (налогообложение, цена, стоимость, аренда и т.п.).
Для достижения желаемых результатов мы рекомендуем придерживаться следующих этапов организации планирования территории на основе данных кадастра и с учетом законодательных норм:
- сбор, анализ и проверка исходной информации (имеющийся картографический материал, кадастровые данные, геодезические измерения, данные спутниковых снимков и т.д.);
- построение прогнозной модели и результат выбора адекватной модели (создание проекта градостроительной документации);
- решение-ориентация (создание реальной градостроительной документации).
В рамках реализации этих этапов можно выделить основную концепцию вопросов: аспекты развития территории; главное направление устойчивого развития территорий населенных пунктов; необходимые затраты на развитие территории и материально-технической базы; организационно-техническое развитие территории, необходимость в планировании и организации территории; потребность в продукции, удовлетворяющей требованиям населения; потребность территории в ресурсах;
изменение границ и устройство территории; структура, темпы, объемы производственных сил на сельской территории.
Важно акцентировать внимание на следующем: определение цели планирования (осуществлять как разработку общих целей, так и определение конкретных детализированных целей на заданный период); формулирование и анализ проблем (определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация); поиск альтернатив (среди возможных путей разрешения проблемной ситуации выбираются наиболее приемлемые), включая прогнозирование (формируется представление о развитии планируемой ситуации) и оценку (проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы); принятии планового управленческого решения (выбирать и оформить единственное плановое решение); реализации, координации и надзоре (контроль) достижений поставленных целей (проводить сопоставление фактических показателей с плановыми и осуществляется корректировка целей) [Царенко, Шмидт, 2014].
Эта системная концепция организации и планирования сельских территорий обеспечит пропорциональное и планомерное развитие населения и населенного пункта в целом, а также равномерное совершенствование системы управления экономико-кадастровых отношений и ускорение научно-технического прогресса как на региональном, так и на федеральном уровне с учетом современного материального и не материального ресурсного потенциала.
Список литературы References
1. Алпацкая Е.Г. 2013. Территориальное планирование: основные подходы. Вестник Челябинского государственного университета. Управление, 3 (294), вып. 8: 5-8.
Alpatskaya E.G. 2013. Territorial planning: main approaches. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Management 3(294). Iss. 8: 5-8. (in Russian)
2. Вдовенко А.В., Протасевич Е.В. 2009. Информационные технологии в системе управления градостроительным развитием территории муниципального образования. Вестник Тихоокеанского государственного университета, 4: 81-88.
Vdovenko A.V., Protasevich E.V. 2009. Information technologies in a control system of town-planning development of the territory of municipal unit. Bulletin of PNU, 4: 81-88. (in Russian)
3. Вильнер М.Я. 2015. Информационные основы совершенствования территориального планирования в Российской Федерации. Градостроительство, 1: 61-64.
Vilner M.Ya. 2015. Information bases of improvement of territorial planning in the Russian Federation. Gradostroitelstvo, 1: 61-64. (in Russian)
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ; в ред. от 24.04.2018 // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 25 марта 2018)
Urban Development Code of the Russian Federation of 29.12.2014 № 190-ФЗ; in ed. of 24.04.2018 // www.consultant.ru URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (accessed 25 March 2018) (in Russian)
5. Карманов А.Г., Кнышев А.И., Елисеева В.В. 2015. Геоинформационные системы территориального управления. СПб, Университет ИТМО, 121.
Karmanov A.G., Knyshev A.I., Eliseeva V.V. 2015. Geoinformatsionnye sistemy territorialnogo upravleniya [Geographic information systems of Territorial Department]. Saint-Petersburg, ITMO University, 121. (in Russian)
6. Люкшина А.А. Крылова Н.В., Корягина Н.В. 2016. Изменение границ населенных пунктов на примере с. Старая Сксарка Шемышейского района Пензенской области. Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. В кн.: Сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых (г. Пенза, 17-18 марта 2016 г.). Пенза, РИО ПГСХА, 1: 107-110.
Lyukshina A.A. Krylova N.V., Koryagina N.V. 2016. Change in the boundaries of settlements by the example of the village of Staraya Sksarka of the Shemisheysky district of the Penza region. In:
Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh [The innovative ideas of young researchers for agro-industrial complex of Russi] (Penza, 17-18 March 2016). Penza: RIO PGSKhA, 1: 107-110. (in Russian)
7. Наборы открытых данных ГИС-Ассоциации. 2018 // ГИС-Ассоциация. URL:http://www.gisa.ru/121071.html?from_email=Y.
Sets of open data of GIS-Association. 2018 // GIS-Association. URL:http://www.gisa.ru/121071.html?from_email=Y. (in Russian)
8. Наборы открытых данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. 2018 // Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). URL: https://rosreestr.ru/site/press/news/v-egrn-vneseny-svedeniya-o-51-granits-munitsipalnykh-obrazovaniy-/ (дата обращения: 25 марта 2018).
Sets of open data of Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography. 2018 // The Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr). URL: https://rosreestr.ru/site/press/news/v-egrn-vneseny-svedeniya-o-51-granits-munitsipalnykh-obrazovaniy-/ (accessed 25 March 2018) (in Russian)
9. Наборы открытых данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. 2018 // Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). URL: https://www.rosreestr.ru/site/press/news/v-egrn-vneseny-svedeniya-o-granitsakh-bolee-28-tysyach-naselennykh-punktov/ (дата обращения: 25 марта 2018).
Sets of open data of Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography. 2018 // The Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Rosreestr). URL: https://www.rosreestr.ru/site/press/news/v-egrn-vneseny-svedeniya-o-granitsakh-bolee-28-tysyach-naselennykh-punktov/ (accessed 25 March 2018) (in Russian)
10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 25 марта 2018)
On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: the federal law of 6.10.2003 № 131-ФЗ // www.consultant.ru URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (accessed 25 March 2018) (in Russian)
11. Смирнова О.О., Липина С.А. 2017. Стратегическое планирование в субъектах Российской Федерации: методологические основы и методические рекомендации. Региональная экономика. Юг России, 1 (15): 25-35.
Smirnova O.O. Lipina S.A. 2017. Strategic planning in territorial subjects of the Russian Federation: methodological bases and methodical recommendations. Regional economy. The South Of Russia, 1 (15): 25-35. (in Russian)
12. Солдатенков В.В. 2008. Изменение границ населенного пункта - правонарушение, допускаемое органами местной власти. Имущественные отношения в Российской Федерации, 4 (79): 92-95.
Soldatenkov V.V. 2008. Change of borders of the settlement - the offense allowed by municipal authorities. Property Relations in the Russian Federation, 4 (79): 92-95. (in Russian)
13. Сыроваткина С.А., Солодянкина С.В. 2016. Проблемы градостроительной деятельности на территории Тулунского района. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость, 1 (16): 208-217.
Syrovatkina S.A., Solodyankina S.V. 2016. Problems of town-planning activity in the territory of the Tulun district. Proceedings of Universities Investment. Construction. Real estate, 1 (16): 208-217. (in Russian)
14. Уварова Г.Г. 2010. Территориальное планирование в системе управления региональным развитием. Российское предпринимательство, 11: 144-147.
Uvarova G.G. 2010. Territorial planning in a control system of regional development. Rossiyskoe predprinimatel'stvo. Russian Journal of Entrepreneurship, 11: 144-147. (in Russian)
15. Фоменко А.Е., Чурсин А.И. 2015. Управление территориями при помощи геоинформационных технологий. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 5 (1): 80-82.
Fomenko A.E., Chursin A.I. 2015. Territorial planning in a control system of regional development. International Journal of Applied and Fundamental Research, 5 (1): 80-82. (in Russian)
16. Царенко А.А., Шмидт И.В. 2014. Спектр задач, решаемых в сфере управления сельскими территориями на основе фактических данных кадастра недвижимости. Естественные и технические науки, 2 (70): 139-142.
Tsarenko A.A., Shmidt I.V. 2014. Range of the tasks solved in the sphere of management of rural territories on the basis of actual data of the inventory of the real estate. Natural and technical sciences, 2 (70): 139-142. (in Russian)
17. Шмидт И.В., Царенко А.А., Панина М.А. 2015. Теоретико-правовая основа кадастрового учета границ населенного пункта. Естественные и технические науки, 11: 254-257.
Shmidt I.V., Tsarenko A.A., Panina M.A. 2015. Teoretiko-pravovaya basis of the cadastral registration of borders of the settlement. Natural and technical sciences, 11: 254-257. (in Russian)
18. Conrad C., Rudloff M., Abdullaev I., Thiel M., Low F., Lamers J.P.A. 2015. Measuring rural settlement expansion in Uzbekistan using remote sensing to support spatial planning. Applied Geography, 62: 29-43.
19. Shmidt I.V., Tsarenko A.A., Neifeld V.V. 2015. Rural areas management on the basis of actual data of the state immovable property cadastre of Russia. Modern applied science, 9 (5): 279-286.
20. Tsarenko A.A., Schmidt I.V., Tarbaev V.A. 2017. Actual aspects of cadaster relations in the monitoring system of land and rural areas. Journal of environmental management and tourism, 8.1 (17): 116-122.
21. Yingui Cao, Zhongke Bai, Qi Sun, Wei Zhou. 2017. Rural settlement changes in compound land use areas: Characteristics and reasons of changes in a mixed mining-rural-settlement area in Shanxi Province, China. Habitat International, 61: 9-21.
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Царенко А.А., Шмидт И.В., Киреева С.А. Установление границ населенных пунктов как основная функция территориального планирования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2018. Т. 42, №3. С. 404-413. doi: 10.18413/2075-4671-2018-42-3-404-413
Tsarenko A.A., Shmidt I.V., Kireeva S.A. Establishment of Borders of Settlements as Main Function of Territorial Planning // Belgorod State University Scientific Bulletin. Natural sciences series. 2018. V. 42, №3. P. 404-413. doi: 10.18413/2075-4671-2018-42-3-404-413