Научная статья на тему 'Установки на бездетность в сознании студенческой молодежи под влиянием идеологии «чайлдфри» (региональный аспект)'

Установки на бездетность в сознании студенческой молодежи под влиянием идеологии «чайлдфри» (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
чайлдфри / добровольная бездетность / семья / семейные ценности / студенческая молодежь / childfree / voluntary childlessness / family / family values / student youth.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Переселкова Зинаида Юрьевна

Статья посвящена изучению проблемы добровольной бездетности и распространенности установок на нее в среде студенческой молодежи (на примере Оренбургской области) под влиянием идеологии чайлдфри. Проанализированы работы отечественных исследователей по изучаемой проблеме, описаны характерные черты свойственные современным российским чайлдфри. Представлены результаты социологического исследования среди студенческой молодежи, проведенного методом группового интервью. Показаны основные причины осознания себя чайлдфри молодежью. Проведенные фокус-группы в студенческой среде способствовали выделению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака, а также позволили определить отношение к добровольной бездетности и степень готовности к выполнению родительских функций. Результаты исследования показали низкую вовлеченность студентов в движение чайлдфри, при высокой толерантности к людям, сознательно выбравшим жизнь без детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDES TOWARDS CHILDLESSNESS IN THE MINDS OF STUDENTS UNDER THE INFLUENCE OF THE IDEOLOGY OF “CHILDFREE” (REGIONAL ASPECT)

The article is devoted to the study of the problem of voluntary childlessness and the prevalence of attitudes towards it among students (using the example of the Orenburg region) influenced by Childfree’s ideology. The work of domestic researchers on the studied problem is analyzed, the characteristic features characteristic of modern Russian childfree are described. The results of a sociological study among students conducted by the method of a group interview are presented. The main reasons for childfree youth’s self-awareness are shown. The focus groups conducted among students helped to highlight the value orientations of young people in relation to family and marriage, and also made it possible to determine the attitude towards voluntary childlessness and the degree of readiness to perform parental functions. The results of the study showed a low involvement of students in the childfree movement, with a high tolerance for people who consciously chose a life without children.

Текст научной работы на тему «Установки на бездетность в сознании студенческой молодежи под влиянием идеологии «чайлдфри» (региональный аспект)»

Установки на бездетность в сознании студенческой молодежи под влиянием идеологии «чайлдфри» (региональный аспект)

Переселкова Зинаида Юрьевна,

к.и.н., доцент кафедры философии, культурологии и социологии, Оренбургский государственный университет (ОГУ)

E-mail: anizz@yandex.ru

Статья посвящена изучению проблемы добровольной бездетности и распространенности установок на нее в среде студенческой молодежи (на примере Оренбургской области) под влиянием идеологии чайлдфри. Проанализированы работы отечественных исследователей по изучаемой проблеме, описаны характерные черты свойственные современным российским чайлдфри. Представлены результаты социологического исследования среди студенческой молодежи, проведенного методом группового интервью. Показаны основные причины осознания себя чайлдфри молодежью. Проведенные фокус-группы в студенческой среде способствовали выделению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака, а также позволили определить отношение к добровольной бездетности и степень готовности к выполнению родительских функций. Результаты исследования показали низкую вовлеченность студентов в движение чайлдфри, при высокой толерантности к людям, сознательно выбравшим жизнь без детей.

Ключевые слова: чайлдфри, добровольная бездетность, семья, семейные ценности, студенческая молодежь.

Трансформация современного института семьи, обусловленная переосмыслением супружеских ролей под влиянием культуры постмодерна, оказывает непосредственное влияние на обновление семейных сценариев, в которых потребность в детях может либо откладываться на более неопределенный срок, либо совсем исключаться. Ценности современной молодежи носят гедонистический характер, ориентированы на удовлетворение собственных потребностей через развитие личностного потенциала и противоречат традиционным семейным ценностям, в основе которых лежит забота, самоотдача необходимых для рождения и воспитания детей. Бездетность сегодня оценивается как осознанный личностный выбор человека, ориентированного на «жизнь для себя» и получает толерантное отношение в общественном мнении. По результатам общероссийского опроса, проводимого ВЦИОМ в декабре 2021 года только 6% россиян готовы осуждать супругов, которые могут, но не хотят иметь детей, и этот показатель снизился на 12 пунктов за 7 лет (в 2014-18% осуждали бездетных супругов) [1].

Чайлдфри («свободные от детей») представляет собой популярное социальное движение, возникшее в западных странах с 1980-х гг. и пропагандирующее осознанную, добровольную бездетность, выбираемую людьми репродуктивного возраста. Его суть состоит не в медицинском характере (бездетность вследствие бесплодия), но в социально-психологическом, когда «я могу иметь детей, но не хочу». Отдельные приверженцы этой идеологии прибегают к хирургическому вмешательству, чтобы закрепить бездетность на биологическом уровне.

Оформление чайлдфри в сообщества единомышленников происходит с 1990-х годов на Западе, благодаря развитию интернет-пространства. Так, учитель начальной школы из Калифорнии Лесли Лафэйетт создала одну из первых популярных групп «чайлдфри» The Childfree Network, в которой добровольно отказавшиеся от рождений делились своим опытом и открыто высказывались о своих взглядах. В России начало истории чайлдфри условно можно с 2004 года, с создания виртуального сообщества в LiveJournal. Со временем в социальных сетях возникают многочисленные группы, такие как «Чайлдфри», «Подслушано чайлдфри», «Чайлдфри по-русски» «Чайлдфри Знакомство», набирающие с каждым годом все большее число участников.

Можно отметить рост в России числа добровольно бездетных. По данным полученным в ре-

сз о

о Л о

о о

о и

см о см

зультате лонгитюдного исследования «Человек, семья, общество», проводимого Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС количество таковых в возрасте от 18 до 44 лет, выросло с 5% (2015) до 22% в 2020 году [2]. Набирает популярность тренд на стерилизацию. Число операций по стерилизации (хирургической необратимой контрацепции) женщин в России по итогам 2022 года достигло максимума с 2006 года -15 тыс. вмешательств, или 44,6 стерилизации на 100 тыс. женщин в возрасте от 15 до 49 лет. Это следует из опубликованного в конце декабря статистического сборника «Здравоохранение в России - 2023».

Исследование добровольного отказа от рождаемости начинается с 1980-х гг. в западной литературе [3, 4, 5]. В 1980 году выходит работа «Бездетные по собственному выбору» Дж.Э. Виверс, в которой автор представляет социологический анализ явления добровольной бездетности, связывая его распространение с контрацептивной революцией. Дж. Мур рассмотрела три этапа формирования чайлдфри идентичности в виртуальном пространстве, от упоминания явления, через обсуждение и формирование взаимодействий между сторонниками данной идеологии.

В российской научной среде принято исследовать движение чайлдфри как угрозу стабильности семейным отношениям и демографического будущего страны. Распространенность сегодня разнообразия моделей семейного поведения, в том числе и репродуктивного, связывают с трансформацией самого института семьи и традиционных семейных ценностей вследствие развития постиндустриального общества [6, 7, 8, 9]. Авторы указывают, что свойственные постиндустриальному обществу индивидуализация и стремление к самореализации, децентрализация личности и плюрализм на фоне борьбы за права женщин и свободы сексуального поведения приводят к дестабилизации семьи и росту свободных, внебрачных отношений и сознательной бездетности.

Ряд исследований позволили сформировать социальный портрет российских чайлдфри. Чаще всего проповедуют осознанный отказ от рождения детей женщины в возрасте 20-35 лет, проживающие в крупных городах (самая большая распространенность чайлдфри зафиксирована в Москве), с высшем образованием и стабильными доходами, ориентированные на жизнь в комфорте, в свое удовольствие, имеющие постоянного партнера и испытывающие неприязнь к детям [10, 11, 12]. Основная часть взаимодействий внутри движения чайлдфри концентрируется в социальных сетях, где количество участников таких сообществ имеет тенденцию к росту [13].

Психологи проводили исследования современных российских чайлдфри с целью выявления сопряженности типа личности и мотивов осознанной бездетности. Куцубей А.Т., Пономарева И.В. установили, что носителям идеологии чайлдфри свойственна личностная беспомощность, кото-

рая проявляется через избегание неудач и ответственности, нерешительность, склонность к самозащите, депрессивность и может опосредовать осознанную бездетность [14, с. 98]. Зачастую чай-лдфри мотивируя отказ от рождений указывают на нестабильность социально-экономической обстановки в стране, на неуверенность в завтрашнем дне. В целом ряд исследователей указывает на инфантилизм современной молодежи, когда молодые люди или отказываются или не способны к взрослению. Свидетельство этому выступает все большая распространенность явления NEET-молодежи, и схожие с ней специфические субкультурные течения, такие как Хикикомори (хикки), Танпины и т.д. Для таких людей ребенок представляет собой огромную ответственность, с которой они боятся не справиться.

Зависимость ценностных ориентаций и готовности к добровольной бездетности, идентификации себя с чайлдфри выявлена в ряде региональных исследований [15, 16, 17, 18]. Так, в результате социологических опросов о ценностных ориента-циях современной молодежи в российских регионах установлено, что «респонденты, которые придерживаются ценностей, связанных с личной свободой и материальным благополучием, более чем в 2 раза реже остальных выражают готовность заводить детей и чаще других опрошенных заявляют о готовности поддерживать идеи чайлдфри» [15, с. 194]. Чайлдфри ставят на первые позиции в иерархии личностных ценностей самореализацию, материальный успех, свободу, и на более низких позициях у них располагаются семья, духовность, патриотизм. Также результаты региональных исследований демонстрируют высокий уровень принятия и толерантности к чайлдфри в молодежной среде, когда добровольная бездетность оценивается как частное дело, личный выбор свободного человека.

Представления о чайлдфри как о демографической угрозе России за счет добровольного отказа от рождаемости, обуславливают необходимость проведения социологических исследований на предмет распространенности и вовлеченности современной молодежи в данную идеологию, в том числе на уровне отдельных регионов.

В 2023 году среди студентов Оренбургского государственного университета проводился групповой опрос (фокус-группа) с целью оценки уровня распространенности установок на бездетность под влиянием идеологии чайлдфри в среде современной студенческой молодежи. Использовалась серийная (гнездовая) выборка, где в качестве объектов исследования выступили шесть студенческих групп 2-4 курса обучения, разных направления подготовки бакалавриата. Общее количество участвующих в исследовании респондентов составило 107 человек в возрасте от 19 до 22 лет. Среди респондентов 46% ни с кем на момент интервью не встречались, 23% состояли в незарегистрированном браке (сожительство), 31% состояли в отношениях на момент интервью с юношей/

девушкой. Все опрошенные респонденты были бездетными. В опросе участвовало 57% девушек и 43% юношей.

Тема исследования вызвала живое и заинтересованное обсуждение среди студенческой молодежи. Большинство респондентов охотно высказывали свою точку зрения, ссылались на примеры из своего жизненного опыта, а также опыта знакомых и родственников. Это показывает актуальность затронутых в исследовании вопросов для молодежи.

Вопросы для беседы были разбиты на ряд тематических блоков. Первый блок вопросов был направлен на выявление наличия представлений респондентов о таком социальном феномене как чайлдфри и их отношения к нему. Все опрошенные оказались знакомы с термином чайлдфри, респонденты давали определение, что «Чайлдфри это человек, которые может, но не хочет заводить детей», т.е. бездетный по собственному выбору, с которым одногруппники соглашались. Причины осознания себя чайлдфри можно сгруппировать по тому, как часто они назывались во всех обследуемых студенческих группах:

1) стремление к саморазвитию (а дети этому мешают, так как требуют внимания, времени и средств);

2) неудачный пример, увиденный в своей семье, или в среде своих знакомых (назывались жесткое обращение с детьми, неблагодарность детей по отношению к родителям, выросшие дети с серьезными девиантными отклонениями, неблагополучные многодетные семьи, вынужденный уход за младшими братьями/сестрами в родительской семье);

3) просто не любят детей;

4) страх родов, боязнь ухудшения здоровья, испортить фигуру и утратить привлекательность для мужчины т.д.;

5) распространение идей феминизма, желание женщин иметь независимость от мужчин;

6) страх столкнуться с финансовыми трудностями;

7) стремление избежать ответственности. Феномен чайлдфри, по мнению большинства

респондентов, наиболее распространён в странах Запада, нежели в России. Связывают это с тем, что в России государство поддерживает деторождение из-за демографического кризиса, ведется активная пропаганда приоритета рождения детей, действуют меры финансовой поддержки. Также семья с детьми в сознании россиян продолжает являться нормативом в силу сохраняющегося влияния традиций. В тоже время распространённость феномена чайлдфри в западных странах респонденты объясняли большей свободой человека, а также наличием официально разрешенных однополых отношений.

Установки на бездетность, по мнению респондентов, больше распространены среди женщин, так как на них лежит основная ответственность за воспроизводство и воспитание ребенка, жен-

щины более осознают всю ответственность этого процесса, а также последствия для своего организма. «Очень многие женщины боятся за своё здоровье, за последствия после родов, за своё эмоциональное состояние, что является одной из причин отказа от деторождения» - данные предположения часто высказывались девушками. Одна из респондентов рассказала свой личный пример, как в 10 лет они с подругой посмотрели программу про роды и для них это оказалось психологической травмой, которая в последствие привела к нежеланию иметь детей. Среди мужчин нежелание иметь детей менее распространено, по оценке респондентов, в силу меньшей ответственности последних за воспитание ребенка, так как они считают свой главной функцией финансовую стабильность в семье: «До сих пор у нас мать в жизни ребенка является главным человеком, а отец лишь в ней присутствует», «мужчины почти не касаются воспитания детей: и сад, и школа, и социализация - это не их заботы», «Мужчинам важно продолжить род и оставить наследника, поэтому они за рождение детей». Таким образом, респонденты косвенно подтвердили сохраняющиеся в российских семьях гендерное разделение ролей, когда женщина - это мать, занимающаяся воспитанием и социализацией детей, а мужчина отвечает за финансовое благополучие, а также указали на то, что женщины в большей степени склоны к осознанной бездетности.

Во всех обследуемых студенческих группах звучало мнение, что у современных женщин появилось больше прав и свобод и теперь в первую очередь они хотят реализоваться в карьере, а не в материнстве: «Женщины сегодня имеют больше возможностей для самореализации, а новая установка современного общества «сделай себя сам» не совместима с детьми». Также сами девушки достаточно часто озвучивали свои опасения по поводу устойчивости современных семейно-брачных отношений, уверенности в своем брачном партнере: «Сейчас родишь ребенка, а муж найдет себе другую, помоложе и покрасившее, и буду я его одна растить», «Мне нужно сначала обеспечить себе финансовую стабильность, на современных мужчин нет никакой надежды».

Второй блок вопросов был направлен на изучение представлений респондентов о чайлдфри-союзах и отношение к ним. В ходе интервью студентам был предложен конкретный пример. В городе Белгород живёт условная Ирина Петровна. Ей 40 лет, она замужем, обеспеченная женщина, у них с мужем есть свой общий бизнес, который приносит им хороший доход. Но детей у них нет и не планируются. Ольга очень любит свою собаку (она покупает ей дорогие вещи, заботится о ней, делает различные прически, обеспечивает ей надлежащий уход) и говорит о том, что не собирается делить свою любовь к собаке с детьми. Более того, она говорит о том, что ненавидит детей, не может рядом с ними находиться длительное время, они ее раздражают. Модератор спрашивал респон-

сз о

о Л о

дентов об отношении к данной жизненной позиции. Ни один из участников фокус-групп не осудил Ирину Петровну из примера, все сошлись во мнении о том, что она вольна жить как захочет «...если Ирину и ее мужа все устраивает, то мы не вправе ее осуждать, ведь не для каждого счастье заключается в детях». Часть респондентов обратили внимание на то, что, Ирина, возможно, сублимирует некоторую потребность в материнстве на собаке, а также отметили, что не просто не любовь, а именно «ненависть» к детям в сорокалетнем возрасте является инфантильной позицией, и может свидетельствовать о каких-либо не решённых личностных психологических проблемах, связанных с деторождением.

Респондентам был задан вопрос «Если в паре один партнер хочет детей, а другой нет, как им поступить?». Ответы оказались практически единодушны и категоричны, что такой паре лучше расстаться, чем продолжать эти отношения. Среди аргументов чаще всего указывали, что идти на уступки не получится, так как один из партнеров будет страдать как эмоционально, так и физически (если это касается женщины). Звучало мнение «.даже если один из партнеров и пойдет навстречу, то большая вероятность, что с рождением ребенка в семье начнутся ссоры и разногласия и впоследствии союз распадется». Однако далее, в ходе диалога часть респондентов пришла к мысли, что иногда это вопрос времени и зрелости партнеров, им стоит продолжить отношения, так как со временем у одного из партнеров на биологическом уровне изменится его отношение к рождению детей. Далее было предложено представить ситуацию, в которой супруг/супруга участника интервью, будучи уже в браке, заявляет о своем нежелании иметь ребенка и приверженности к движению чайлдфри. Большая часть респондентов указывали на то, что планы партнера на детей следует узнать до вступления в брак. Был задан дополнительный вопрос «Можно ли переубедить человека, выбравшего чайлдфри, изменить свою позицию?». Респонденты считают, что изменить позицию человека по вопросу деторождения никто не может, только он сам к этому должен прийти в процессе возникновения и осознания такой потребности.

С целью выявления взглядов респондентов на семейный статус последователей идеологии чайлдфри был задан вопрос «Считается ли пара, состоящая из двух представителей чайлдфри, семейной парой, семьей?». Мнение респондентов здесь разошлись. Часть опрошенных утверждали, что «Семья - это союз мужчины и женщины, Щ а дети лишь дополнение», «можно считать чай-о лдфри-союз семьей, так как они выполняют все ° те же функции, кроме репродуктивной», также о сторонники этой точки зрения ссылались на рос" сийское законодательство, в котором семья в РФ ^ это союз мужчины и женщины, а обязательность ~ детей не оговаривается. Другая позиция исходи-ав ла из утверждений о том, что «Семья без детей,

это всего лишь диада, союз не являющийся семьей и ребенок необходим», «Союз мужчины и женщины можно считать семьёй и без детей, но это будет неполноценная семья, так как дети являются логичным продолжение, или «вторым этапом» семьи». Один из респондентов выразил мысль о том, что все-таки нет единого определения понятия «семья» поскольку для каждого оно своё и предложил собственное определения: «Для меня семья это глобальное проявление любви к одному человеку на начальном этапе, впоследствии, когда любви становится больше, семья увеличивается и любовь проявляется в детях, в их воспитании и заботе о них. Дети являются проекцией любви двух партнеров в мир». Было так же высказано мнение, о том, что семья в широком смысле - это не только твой партнер и ваши дети, а также родители супругов и ближайшие родственники. Из ответов респондентов видно, что единого образа семьи в их представлениях не существуют, большая часть респондентов допустила возможность именовать и считать полноценной семьей супругов без детей.

Третий блок вопросов был направлен на выявление отношения молодежи к детям, многодетным семьям и распространенности установок на бездетность в студенческой среде. Оценивая насколько в России сегодня распространена многодетность, большинство студентов указывали на широкое распространение, но, к сожалению, среди представителей низшего класса. Среди основных причин рождения в семье троих и более детей чаще всего фигурировали мнения о стремлении получить материальную помощь от государства (выплаты, льготы, жилье), недостаточном сексуальном воспитании, злоупотреблении алкоголем: «В очень редких случаях, когда пара счастлива и целенаправленно хочет иметь много детей, в основном рожают чтобы не работать и жить на пособия от государства».

Таким образом, в сознании молодежи сегодня стойко закрепился образ многодетной семьи как семьи бедной, безответственной к будущему своих детей и занимающей иждивенческие позиции.

На вопрос есть ли среди участников чайлдфри, открыто себя убежденным сторонником этой идеологии назвала только одна девушка, в качестве мотивов обозначив стремление жить для себя и неприязнь к детям. Еще трое девушек указали, что на данный момент их также можно причислить к чайлдфри, потому что они не планируют иметь детей, но не исключают, что с возрастом у них может возникнуть такая потребность. Большинство же опрошенных убежденно высказались, что хотят в будущем создать семью и родить детей, называя самым подходящим для этого возраст 26-30 лет. Озвученное желаемое количество детей составило один-два ребенка, о стремлении к рождению трех детей высказались четыре человека, четырех детей не планирует никто. В качестве мотивов студенты называли ценность семьи и детей для себя: «Я бы хотела, чтобы у меня бы-

ла семья, основанная на любви и взаимопонимании», «Хочу встретить любимого человека и прожить с ним всю жизнь, вырастить достойных детей», «Для меня главное в семье поддержка друг друга во всем», «Я готова родить и троих детей от любимого мужчины».

В качестве завершающего беседу был задан вопрос о перспективах развития чайлдфри в России. По поводу влияния феномена чайлдфри на институт семьи в целом один из участников высказался, что «В нашей стране, как и в США, произойдет разделение на приверженцев традиционной семьи и идей чайлдфри, однако феномен не окажет значительного влияния на институт семьи, и последователей чайлдфри будет меньше, чем приверженцев традиционных ценностей». Большинству участников фокус-групп чайлдфри видится лишь определенным этапом развития общества, молодежным течением. Часто звучали предположения о том, что с возрастом убежденные чайлдфри поменяют свою позицию, психологически созреют на выполнение родительских функций. Таким образом, серьезную угрозу демографии страны со стороны чайлдфри респонденты не видят, поскольку убеждены в малочисленности истинных представителей этого движения и сокращении его популярности со временем среди россиян.

Проведенные фокус-группы в студенческой среде способствовали выделению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака, а также позволили определить отношение к добровольной бездетности и степень готовности к выполнению родительских функций. Одним из серьезных барьеров к рождению ребенка среди девушек выступает страх, связанный с родами (болезненность, угроза утраты здоровья и т.д.). Для преодоления это барьера необходимо проведение широкой информационно-просветительской компании, различных консультаций в образовательных учреждениях, социальной рекламы о радости материнства, о положительном влиянии материнства на здоровье женщины. Опасения среди студенческой молодёжи о резком ухудшении материального положения после рождения ребенка вызваны зачастую незнанием реализуемых государством мерах материальной поддержки молодых семей, семей с детьми.

Результаты исследования показывают низкую вовлеченность студентов в движение чайлдфри, при высокой толерантности к людям, сознательно выбравшим жизнь без детей. В большей степени среди современных студентов распространены тенденции к малодетности и откладыванию начала деторождения на возраст 26-30 лет, обусловленные рациональными, экономическими мотивами, такими как «пусть будет меньше детей, но мы их сможем больше обеспечить», «заведу детей, как только буду получать стабильные доходы, обрету финансовую независимость». В ценностных ориентациях студенчества преобладают традиционные, такие как семья, любовь, забота, поддержка.

Таким образом, результаты социологических опросов показывают приверженность идеологии чайлдфри именно на уровне ценностных ориен-таций, а не вследствие социальных проблем. Видится, что снижению распространенности ориен-таций молодежи на добровольную бездетность будет способствовать государственная политика по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, транслируемая через институты образования и воспитания. Важно, чтобы в общественном сознании образ успешности современного россиянина коррелировал с наличием у него крепкой семьи и детей.

Литература

1. Семья и дети: установки и реалии // ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/semja-i-deti-ustanovki-i-realii (дата обращения: 09.06.2024).

2. Доля бездетных россиян, которые не хотят обзаводиться детьми, достигла 22%. -URL: https://news.myseldon.com/ru/news/in-dex/243761147 (дата обращения: 13.06.2024).

3. Veevers J.E. Childless by choice. Toronto: Butter-worth,1980. 220 рр.

4. Chancey L. Voluntary childlessness in marriage and family textbooks, 1950-2000. Journal of Family History, 2009, 34(2). P. 206-223.

5. Moore J. (2015) Discursive Struggles of Tradition and Nontradition in the Retrospective Accounts of Married Couples Who Cohabited Before Engagement. Journal of Family Communication, 2015, (15). P. 95-112.

6. Большунова Т.В. Феномен Чайлдфри: макро-социологический анализ // Вестник университета. 2018. № 1(4). С. 145-149.

7. Гараева Э.И. Основополагающие причины и мотивы добровольной бездетности в современном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 9. С. 1-6.

8. Рогова А.М., Давыдов С.А. Социальные факторы распространения чайлдфри в России // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2023. № 1(9). С. 76-81.

9. Парцвания В.Р., Хупения Н.Р. Трансформация ценностей на пути к постиндустриальному обществу // Российский гуманитарный журнал. 2018. № 7(4). С. 273-283.

10. Белинская Д.В. Социальный портрет чайл-дфри // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4. № 13. С.12-19.

11. Полутова М. А., Жанбаз О.О. Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиций постмодернизма // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 01 (116). С. 89-98.

12. Новоселова Е.Н. Новые тенденции репродуктивного поведения городского населения России (на примеры Москвы) // Демографические процессы на постсоветском пространстве: 6

сз о

о Л о

Уральский демографический форум / отв. ред. А.И. Татаркин, А.И. Кузьмин. - Екатеринбург: Ин-т экономики Урал. отд. РАН, 2015. - С. 313317.

13. Вильданова С. М., Граничная А.А., Мингали-ева А. R, Саляхиева Л.М. Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 192205.

14. Куцубей А. Т., Пономарёва И.В. Психологические особенности и мотивы отказа от рождения детей представителей чайлдфри // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. Том 5 (71). № 3. С.94-104.

15. Левченко В. В., Баяндина Я.О. Отношение к феномену чайлдфри современной молодежи: региональный аспект // Вестник университета. 2022. № 12. С. 188-196.

16. Кислое А. Г., Шапко И.В. Отношение студенческой молодежи Свердловской области к феномену чайлдфри // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 362-373.

17. Гокова О.В. Анализ феномена сЫШее и формирование традиционных семейных ценностей у современной студенческой молодежи в регионе (на примере Омской области) // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2024. Т.22.№ 1. С. 90-98.

18. Гафизова Н. Б., Цалко Е.О. Восприятие бездетности современной молодежью: (региональный аспект) // Женщина в российском обществе. 2023. № 2. С. 120-132.

ATTITUDES TOWARDS CHILDLESSNESS IN THE MINDS OF STUDENTS UNDER THE INFLUENCE OF THE IDEOLOGY OF "CHILDFREE" (REGIONAL ASPECT)

Pereselkova Z.Yu.

Orenburg State University

The article is devoted to the study of the problem of voluntary childlessness and the prevalence of attitudes towards it among students (using the example of the Orenburg region) influenced by Childfree's ideology. The work of domestic researchers on the studied problem is analyzed, the characteristic features characteristic of modern Russian childfree are described. The results of a sociological study among students conducted by the method of a group interview are presented. The main reasons for childfree youth's self-awareness are shown. The focus groups conducted among students helped to highlight the value orientations of young people in relation to family and marriage, and also made it possible to determine the attitude towards voluntary childlessness and the degree of readiness to perform parental functions. The results of the study showed a low involvement of students in the childfree movement, with a high tolerance for people who consciously chose a life without children.

Keywords: childfree, voluntary childlessness, family, family values, student youth.

References

1. Family and children: attitudes and realities // VTslOM. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sem-ja-i-deti-ustanovki-i-realii (date of access: 06/09/2024).

2. The share of childless Russians who do not want to have children has reached 22%. - URL: https://news.myseldon.com/ru/ news/index/243761147 (access date: 06/13/2024).

3. Veevers J.E. Childless by choice. Toronto: Butterworth, 1980. 220 rub.

4. Chancey L. Voluntary childlessness in marriage and family textbooks, 1950-2000. Journal of Family History, 2009, 34(2). P. 206-223.

5. Moore J. (2015) Discursive Struggles of Tradition and Nontradition in the Retrospective Accounts of Married Couples Who Cohabited Before Engagement. Journal of Family Communication,

2015, (15). P. 95-112.

6. Bolshunova T.V. The Childfree phenomenon: macrosociologi-cal analysis // University Bulletin. 2018. No. 1(4). pp. 145-149.

7. Garayeva E.I. Fundamental reasons and motives for voluntary childlessness in modern society // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2018. No. 9. pp. 1-6.

8. Rogova A.M., Davydov S.A. Social factors of the spread of childfree in Russia // Telescope: journal of sociological and marketing research. 2023. No. 1(9). pp. 76-81.

9. Partsvania V.R., Khupenia N.R. Transformation of values on the way to a post-industrial society // Russian Humanitarian Journal.

2018. No. 7(4). pp. 273-283.

10. Belinskaya D.V. Social portrait of childfree // Bulletin of Tambov University. Series: Social Sciences. 2018. T. 4. No. 13. pp. 1219.

11. Polutova M. A., Zhanbaz O.O. Value and motivational attitudes of the "Childfree" community from the perspective of postmodernism // Bulletin of the Transbaikal State University. 2015. No. 01 (116). pp. 89-98.

12. Novoselova E.N. New trends in the reproductive behavior of the urban population of Russia (examples of Moscow) // Demographic processes in the post-Soviet space: 6 Ural Demographic Forum / rep. ed. A.I. Tatarkin, A.I. Kuzmin. - Ekaterinburg: Institute of Economics Ural. dept. RAS, 2015. - pp. 313-317.

13. Vildanova S. M., Granichnaya A.A., Mingalieva A. R, Salyakhie-va L.M. Tendencies in the spread of childfree values in Russia and their influence on the crisis of the family institution // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2017. No. 3. pp. 192-205.

14. Kutsubey A. T., Ponomareva I.V. Psychological characteristics and motives for refusing to give birth to children of childfree representatives // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Sociology. Pedagogy. Psychology.

2019. Volume 5 (71). No. 3. pp. 94-104.

15. Levchenko V.V., Bayandina Ya.O. Attitude to the childfree phenomenon of modern youth: regional aspect // University Bulletin.

2022. No. 12. pp. 188-196.

16. Kisloe A. G., Shapko I.V. Attitude of student youth of the Sverdlovsk region to the childfree phenomenon // Scientific dialogue.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016. No. 2 (50). pp. 362-373.

17. Gokova O.V. Analysis of the childfree phenomenon and the formation of traditional family values among modern student youth in the region (using the example of the Omsk region) // Bulletin of Omsk University. Series "Economics". 2024. T. 22. No. 1. pp. 90-98.

18. Gafizova N. B., Tsalko E.O. Perception of childlessness by modern youth: (regional aspect) // Woman in Russian society.

2023. No. 2. pp. 120-132.

о

cj

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.