УДК:316.628+314.335(470+571)
ФЕНОМЕН «ЧАЙЛДФРИ» И ПРОБЛЕМЫ РОЖДАЕМОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Голубова Т. Н., Махкамова З. Р., Литвиненко А. И.
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, Медицинская академия имени С.И. ГеоргиевскогоФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 295006, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия Для корреспонденции: Голубова Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинской академии имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» E-mail: [email protected]
For correspondence: Tatiana N. Golubova, Cand. Sci. Med., associate professor of the department of Public Health and Healthcare,
Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU E-mail: [email protected]
Information about authors:
Golubova T.N., http://orcid.org/0000-0001-5419-8612
Makhkamova Z.R., http://orcid.org/0000-0002-2765-6371
LitvinenkoA.I., http://orcid.org/0000-0002-9249-6212
РЕЗЮМЕ
Сохранение тенденции по росту рождаемости в России - один из приоритетных проектов в сфере здравоохранения. Помимо демографических факторов, влияющих на воспроизводство населения, за последние десятилетия, как в мире, так и в России произошли серьёзные изменения модели формирования семьи. В условиях индивидуализации демографического поведения, формирующего современный тип воспроизводства в мире, становится социально приемлемым феномен добровольной бездетности. Цель настоящего исследования - определить и проанализировать мотивы и причины добровольного отказа от деторождения среди представителей сообщества «чайлдфри» в России для разработки стратегий по коррекции поведенческих стереотипов и укреплению семейных ценностей среди фертильной популяции. Проведено анонимное интернет-анкетирование граждан России по специально разработанной анкете. Критерием включения в исследование стала принадлежность респондентов к течению чайлдфри. В выборку вошли 96 мужчин и 304 женщины (400 человек) в возрасте 16-43 лет. Выбор модели поведения «чайлдфри» респонденты объясняют перспективой финансовых расходов на детей на фоне экономической нестабильности в обществе, нежеланием быть родителем из-за восприятия детей обузой, боязнью родов и послеродового периода и восприятием деторождения, как покушением на личную свободу. Более чем у половины респондентов родные и близкие индифферентно относятся к их выбору бездетности, а каждый десятый - находит поддержку в этом выборе. Преобладающая доля респондентов стала приверженцами идеи добровольной бездетности возрасте до 20 лет. Религиозное мировоззрение, где традиционные семейные ценности являются первостепенными, не воспринимаются приверженцами «чайлдфри», так как каждый второй опрошенный считает себя атеистом.
Ключевые слова: демография, рождаемость, чайлдфри, репродуктивное поведение, добровольная бездетность, семья.
CHILDFREE PHENOMENON AND BIRTH RATE PROBLEMS IN MODERN RUSSIA
Golubova T.N., Makhkamova Z.R., Litvinenko A.
Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia
SUMMARY
Support of the positive birth rate trend is one of the healthcare priorities in Russia. Besides the demographic factors affecting the population reproduction there are significant changes in the family formation patterns over the last decade, both in the world and in Russia. The phenomenon of voluntary childlessness becomes socially acceptable under the conditions of demographic behavior individualization, forming a modern type of reproduction in the world. The purpose of the study was to identify and analyze the motives and reasons for voluntary childlessness among the 'childfree' community in Russia for the development of strategies to correct behavioral patterns and consolidate family values among the fertile population. An anonymous online survey of Russian citizens on a specially designed questionnaire was conducted. The criterion for inclusion in the study was the respondents1 affiliation to the childfree community. The sample included 96 men and 304 women (total 400), aged 16-43 years. According to the respondents their choice of "childfree" pattern comes from a prospect of high costs for having a child, from increasing economic uncertainty in the society, not wanting to be a parent due to perception of children as a burden, fear of childbirth and the postpartum period, and the perception of childbirth as an attack on personal freedom. More than half respondents1 relatives and loved ones are indifferent to their choice of childlessness, and every tenth supported this choice. The majority of respondents became committed to the idea of voluntary childlessness under the age of 20. The religious worldview, where traditional family values are paramount, not perceived by "childfree" supporters, as each second respondent considers himself an atheist.
Keywords: demography, birth rate, childfree, reproductive behavior, voluntary childlessness, family.
Численность населения, его структура и режим воспроизводства, включая размещение населения в геополитическом пространстве, - основа существования любого суверенного государства. Демографические процессы оказывают значительное влияние на политическую, социально-экономическую ситуацию в государстве, в связи с этим возрастает роль анализа последствий демографических изменений для глобальной и национальной безопасности в России и в мире [1].
В 20-21 вв. в мире одновременно наблюдаются две диаметрально противоположные демографические тенденции: интенсивный рост численности населения в юго-восточной Азии, особенно в Китае и Индии (государствах с населением свыше 1 млрд. человек в каждом), и падение рождаемости среди европеоидной расы в странах Европейской части Евразии, включая Россию [2]. К концу 1990-х годов средний суммарный коэффициент рождаемости в развитых странах снизился до 1,6. Анализ показателей свидетельствует о том, что на уровень рождаемости во многих развитых странах влияет повышение среднего возраста при рождении ребенка [3]. В течение последних 40 лет рождаемость резко снижается по всей Европе. Суммарный коэффициент рождаемости в настоящее время ниже 2.1 (1,2-2,1) во всех странах. Это беспрецедентные значения для периода вне войн. За последние 20 лет в большинстве европейских стран роды стали чаще откладываются, и возраст матери при рождении первого ребенка вырос на 3-4 года. Хоть и не так стремительно, но параллельно сокращается и желаемый размер семьи: пары теперь хотят иметь меньше детей и в более позднем возрасте [4].
Для современной России (на фоне высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости) важным является всестороннее обеспечение увеличения численности населения, в первую очередь, за счет роста рождаемости среди собственного населения. В октябре 2016 г. на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что сохранение тенденции по росту рождаемости в России станет одним из приоритетных проектов в сфере здравоохранения. Демографическая картина в России неутешительная. Растет число факторов, негативно влияющих на рождаемость. По данным переписи населения 2010 г. с 2002 г. на фоне сокращения супружеских пар выросло число незарегистрированных браков, в возрастной группе 16 лет и старше среди обоих полов увеличилось численность вдовых, разведенных официально и разошедшихся. В группе до 16 лет сократилось число состоящих в браке, а доля незарегистрированных браков выросла. Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513
в 2002 г. до 1469 в 2010 г. За период 2002-2010 гг. увеличилось число женщин, родивших 1-2 детей, и сократилось число семей с 3 детьми и больше. Семьи из 1-2 человек составляют более половины. Среди семей, состоящих из двух и более человек, только 44% имеют детей моложе 18 лет (в 2002 г. - 52%). В межпереписный период увеличилось на 15 % число семей, не имеющих детей до 18 лет [5].
Помимо демографических факторов, влияющих на воспроизводство населения, за последние десятилетия, как в мире, так и в России произошли серьёзные изменения модели формирования семьи. Нарушается единство сексуального, репродуктивного и брачного поведения, особенно среди молодого поколения; изменяется традиционная модель брака и рождаемости, что приводит к откладыванию фертильных задач. В условиях индивидуализации демографического поведения, формирующего современный тип воспроизводства в мире, становится социально приемлемым феномен добровольной бездетности. Многие молодые современные женщины отказываются от традиционных ценностей, желая быть независимыми и самостоятельно планировать свою жизнь. Негативный отпечаток наложила и пропаганда жизни в удовольствие для себя, отталкивая коллективные обязанности любого гражданина, в том числе и рождение детей. Такая ситуация породила целое субкультурное направление под названием «чайлдфри» (англ. сЫЫ£гее — свободный от детей), которое основывается на идее отказа от детей во имя личной свободы и жизни в своё удовольствие. Сегодняшние представления фертильной популяции, особенно молодежи, о семейных ценностях скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, отношению к детям и их рождению, распределении ролей, значит, и на стабильности и гармоничности общества. В связи с вышесказанным, важно исследовать, насколько бездетный сценарий будущего привлекателен или непривлекателен для населения [6].
Цель настоящего исследования - определить и проанализировать мотивы и причины добровольного отказа от деторождения среди представителей сообщества «чайлдфри» в России для разработки стратегий по коррекции поведенческих стереотипов и укреплению семейных ценностей среди фер-тильной популяции.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проведено выборочное анонимное интернет-анкетирование граждан Российской Федерации по специально разработанной анкете. Заданы вопросы о собственной семье и семье, в которой выросли респонденты, ее составе; возрасте присоединения участников к сообществу, причинах присоеди-
нения к течению «чайлдфри», мотивации отказа от деторождения, представлениях о семье и др. Критерием включения в исследование стала принадлежность респондентов к течению чайлдфри. В выборку вошли 96 мужчин и 304 женщины (400 человек) в возрасте 16-43 лет. Анализ данных проведен с применением методов описательной статистики в Microsoft Ехсе1.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ семейного положения показал, что среди респондентов в официальном браке на момент опроса состояло 64,5% [95%ДИ:59,7;69,3] (258) респондентов, в незарегистрированном браке - 20,8% [95%ДИ: 16,7;24,9] (83), холостых и не замужних - 14,7% [95%ДИ: 11,2;18,2] (59) соответственно. Большинство опрошенных - 98,8% (395) [95%ДИ: 97,6;99,9] - не имеют детей.
Более 2/3 респондентов выросли в полной семье -79% [95%ДИ: 74,9;83,1] (319). У 58,0 % [95%ДИ: 53,1;62,9](232) проанкетированных есть родные брат или сестра.
У 53,5% [95%ДИ: 48,5;60,5] (214) респондентов родные и близкие воспринимают выбор бездетности нейтрально, у 36,7% [95%ДИ: 31,9;41,5] (147) опрошенных отношение в семьях к течению «чайлдфри» отрицательное и у 9,8% [95%ДИ: 6,8;12,8] (39) участников опроса родственники поддерживают выбор бездетной семьи.
Религиозные предпочтения участников опроса представлены на рисунке 1.
Рис.1 Распределение респондентов -приверженцев сообщества «чайлдфри» по вероисповедованию.
По срокам создания семьи 32,3% [95%ДИ: 27,6;37,0] (129) опрошенных определили для себя возраст вступления в брак 25-30 лет; 15,5% [95%ДИ: 11,9;19,1] (62) - до 25 лет; 14,3% [95%ДИ: 10,8;17,8] (57) -31-35 лет; 4,5% [95%ДИ: 2,4;6,6] (18) -36 лет и старше. Вообще не планирует создавать семью 11,0% [95%ДИ: 7,9;14,1] (44) респондентов. Готовы создать семью, когда будут готовы морально, материально, и будут иметь желание 22,5% [95%ДИ: 18,3;26,7] (90) участников опроса.
Почти половина респондентов - 45,8% [95%ДИ: 40,8;50,8] (183) - присоединились к сообществу «чайлдфри» в 15-20 лет. До 15 лет стали приверженцами течения 28,0 % [95%ДИ: 23,5;32,5] (112), в 21-25 лет - 13,3% [95%ДИ: 9,9;16,7] (53) участников опроса. Заинтересовались идеей бездетности после 25 лет 3,5% [95%ДИ: 1,7;5,3] (14) респондентов, точно не указали возраст 9,3% [95%ДИ: 6,4;12,2] (37) опрошенных и один участник опроса - 0,3% [95%ДИ: 0,2;0,8] - вступил в сообщество после рождения ребенка.
Мотивация присоединения к сообществу «чайлдфри» респондентами отражена в таблице 1.
Таблица 1
На вопрос о наличии в современном обществе кризиса института семьи 50,0% [95%ДИ:45,0;55,0] (200) респондентов затруднились ответить, согласились с проблемами в этой сфере 30,5% [95%ДИ:25,9;35,1] (122) опрошенных и 19,5% [95%ДИ: 15,5;23,5] (78) дали отрицательный ответ. Среди основных причин этого явления рес-понденты назвали измены супругов, приверженность к безбрачию в течение всей жизни, непонимание мотивов вступления в брак, принятие брака в современном обществе как средства развлечения и повышения бытового комфорта и др.
ОБСУЖДЕНИЕ
В последние годы в развитых странах наблюдается всплеск интереса к изучению намерений семей в отношении деторождения и семейным идеалам, частично в результате того, что в этих обществах реализуемый уровень рождаемости ниже возможного. Намерения людей по поводу размера семьи за счет деторождения не являются стабильными и корректируются в зависимости от возрас-
Причины присоединения респондентов к сообществу «чайлдфри»
Причина Доля респондентов (%)
Большие финансовые расходы на детей 19,9% [95%ДИ 15,9;23,9] (218)
Неудовольствие быть родителем 19,4% [95%ДИ 15,4;23,4] (213)
Восприятие детей обузой 17,2% [95%ДИ 13,4;21,0] (188)
Страх/отвращение к родам, послеродовому периоду 16,6% [95%ДИ 12,9;20,3] (182)
Желание тратить время только на себя 16,5% [95%ДИ 12,8;20,2] (180)
та, отношений с партнерами, образовательной и профессиональной карьеры [7].
Безусловно, феномен «сЫЫ£гее» — отход от общепринятой традиционной модели создания семьи и деторождения. Некоторые приверженцы этого течения могут любить детей, другие быть к ним безразличны или испытывать неприязнь. Но общее для всех - отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем. Представители сообщества «чайлдфри» вкладывают в понятие семья отношения между мужчиной и женщиной, дети в понятие «полная семья» не входят.
По данным анализа источников по добровольной бездетности в мире за период с 1950 по 2000 гг. основными причинами отказа от деторождения названы, в первую очередь, стремление к независимости, карьере и романтика [8]. Для приверженцев «чайлдфри» наиболее часто упоминаемый мотив - свобода. Представительницы сообщества из Швеции называют два аспекта свободы формирования позиции «чайлдфри». В первую очередь, это свобода поведения в повседневной жизни, свобода, как часть глубоко укоренившейся идентичности, которая включает в себя и другие жизненные выборы, помимо отказа от материнства. Второй аспект включает в себя отрицательные мнения о детях, как риске, о материнстве, занимающем много времени и родителях, находящихся «в ловушке» [9]. Личность играет значительную роль в принятии решения о статусе родителя или отказе от деторождения. Мотивы бездетности значительно обусловлены чертами личности: уровень стремления к деторождению отрицательно коррелирует с независимостью и положительно коррелирует с уступчивостью и религиозностью [10].
Выбор модели поведения «чайлдфри» респонденты в нашем исследовании объясняют, во-первых, пугающей перспективой больших финансовых расходов на детей на фоне экономической нестабильности в нашем обществе, во-вторых, нежеланием быть родителем из-за восприятия детей нежелательной обузой, в-третьих, боязнью предстоящих родов и послеродового периода и, наконец, восприятием деторождения, как покушением на личную свободу.
Треть участников опроса признали кризис семьи в современном обществе. Настораживает факт, что более чем у половины респондентов родные и близкие индифферентно относятся к их выбору будущей бездетности, а каждый десятый - находит поддержку в этом выборе.
В возрасте до 15 лет к течению присоединилась треть опрошенных, половина респондентов стала приверженцами идеи добровольной бездетности в 15-20 лет. А ведь это возраста, когда респонденты учились в старших классах школы или техникума, возможно, поступили и учились в вузах. Часть под-
ростков и молодежи в этот период учатся и живут отдельно от родителей и самостоятельно принимают решения о своей дальнейшей судьбе.
Религиозное мировоззрение, где традиционные семейные ценности (заключение брака, ориентация на многодетность) являются первостепенными, к сожалению, не воспринимаются приверженцами «чайлдфри», так как каждый второй из опрошенных считает себя атеистом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мире и в России чайлдфри создают группы поддержки, где люди общаются между собой, становятся увереннее, зная, что они не одиноки, а также сообщества, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей. Это требует активизации противостояния течениям, провозглашающим добровольную бездетность в современном обществе.
В зарегистрированном или неофициальном браке состоит более 2/3 участников опроса, и только каждый десятый не планирует вступать в брак. С учетом подтвержденных исследований об изменении отношения к браку с возрастом, есть вероятность, что при правильной политике государства, общественных институтов и церкви по укреплению семьи изменится и отношение среди населения в России.
Среди причин присоединения к течению «чайлдфри» респонденты в первую очередь назвали экономические проблемы в семье. Если государство заинтересовано в росте рождаемости собственного населения, оно не может отстраняться от финансовых инвестиций прямых и косвенных программ, мотивирующих население к деторождению:
- расширение всесторонней помощи многодетным семьям;
- предоставление льгот семьям с детьми на приобретение жилья;
- программы поддержки молодых семей;
- создание условий на рабочих местах для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;
- повышение доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям и др.
Присоединение преобладающей части респондентов к сообществу «чайлдфри» в возрасте до 20 лет указывает на недостаточную работу общественных институтов, в первую очередь средних и высших образовательных учреждений, в формировании семейных ценностей. Общество должно вернуться к стереотипу полной семьи с детьми, начиная с раннего возраста.
Выбор добровольной бездетности участниками опроса можно связать и с отсутствием или незрелостью религиозных ценностей в отношении
семьи и детей, так как половина респондентов относят себя к атеистам. В связи с этим возрастает роль церковных институтов в активизации просветительской деятельности по возвращению россиян к исконным семейным ценностям.
Каждый пятый респондент связал выбор чайлдфри с нежеланием быть родителем и восприятием детей обузой. В связи с этим, на уровне семьи важно показывать детям пример правильных отношений в семье, учить заботиться друг о друге. Важно, чтобы ребенок понимал, что он нужен и его любят.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. Authors disclose no potential conflicts of interest.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новоселова Е.Н. Добровольная бездетность как угроза демографической безопасности России. Вестник московского университета. Серия 18: социология и политология. 2012;1:99-110.
2. Рудницкая А.П., Новиков Е.А. Основные направления формирования, проблемы и задачи демографической политики в современной России. POLITBOOK. 2015;1:43-56.
3. Bongaarts J. The end of fertility transition in the developed world. Population and Development Review. 2002;28;3:419-443.
4. Leridon H. Reproduction and demography in Europe. International Congress Series. 2005;1279:68-74. D0I:10.1016/j.ics.2004.12.055.
5. Доклад «Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года». Доступно по: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_ itogi1612-tom4.htm Ссылка активна на 11.11.2016.
6. Кислов А.Г., Шапко И.В. Отношение студенческой молодежи Свердловской области к феномену чайлдфри. Научный диалог. 2016;2 (50):362—373.
7. Liefbroer A.C. Changes in family size intentions across young adulthood: A life-course perspective. European Journal of Population. 2009;25;4:363-386. DOI: 10.1007/s10680-008-9173-7
8. Chancey L., Dumais S.A. Voluntary childlessness in marriage and family textbooks, 1950-2000. Journal of Family History. 2009;34;2:206-223. DOI: 10.1177/0363199008330733
9. Peterson H. Fifty shades of freedom. Voluntary childlessness as women's ultimate liberation. Women's Studies International Forum. 2015;53:182-191. DOI: 10.1016/j.wsif.2014.10.017
10. Avison M., Furnham A. Personality and voluntary childlessness. Journal of Population Research. 2015;32;1: 45-67. DOI: 10.1007/s12546-014-9140-6
REFERENCES
1. Novosyelova H. Childfree as a threat to
the demographic security of Russia. Moscow University Bulletin. Series 18: sociology and political science. 2012;1:99-110. (In Russ)
2. Rudnitskaya A, Novikov Y. The main directions of formation, problems and challenges of demographic policy in modern Russia. Politbook. 2015;1:43-56. (In Russ)
3. Bongaarts J. The end of fertility transition in the developed world. Population and Development Review. 2002;28;3:419-443.
4. Leridon H. Reproduction and demography in Europe. International Congress Series. 2005;1279:68-74. D0I:10.1016/j.ics.2004.12.055.
5. Doklad «Ob itogah Vserossijskoj perepisi naseleniya 2010 goda» Available at: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_ itogi1612-tom4.htm Accessed November 11, 2016.
6. Kislov A, Shapko I. Sverdlovsk Region Students' Attitude toward Childfree Phenomenon. Naucnyj dialog. 2016;2(50):362—373. (In Russ)
7. Liefbroer A. Changes in family size intentions across young adulthood: A life-course perspective. European Journal of Population. 2009;25;4:363-386. DOI: 10.1007/s10680-008-9173-7
8. Chancey L, Dumais S. Voluntary childlessness in marriage and family textbooks, 1950-2000. Journal of Family History. 2009;34;2:206-223. DOI: 10.1177/0363199008330733
9. Peterson H. Fifty shades of freedom. Voluntary childlessness as women's ultimate liberation. Women's Studies International Forum. 2015;53:182-191. DOI: 10.1016/j.wsif.2014.10.017
10. Avison M, Furnham A. Personality and voluntary childlessness. Journal of Population Research. 2015;32;1: 45-67. DOI: 10.1007/s12546-014-9140-6