Научная статья на тему 'Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи'

Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5222
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чайлдфри / ценности семьи / кризис института семьи / детность / родительство / рождаемость / childfree / family values / crisis of the institution of the family / fatherhood status / motherhood status / parenthood / fertility

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вильданова Софья Маратовна, Граничная Анастасия Александровна, Мингалиева Алина Рамилевна, Саляхиева Лилия Маратовна

Движение «Чайлдфри», получив широкое распространение на Западе, сегодня набирает обороты в России. Западные исследователи рассматривают этот феномен как следствие глобальных изменений социальных институтов. В России в целом и в исследовательской среде в частности чайлдфри воспринимается как альтернатива и угроза ценностям традиционной семьи. Авторы статьи показывают, насколько оправдано это противопоставление, и выявляют степень распространенности идеологии бездетности в российском обществе. В качестве методов используются: вторичный анализ данных, фокусированное и экспертное интервью, фокусгруппа, пилотажный массовый опрос. По результатам исследования можно говорить о достаточно низкой степени распространенности движения в России и в тоже время о его укорененности в русскоязычном сегменте Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TENDENCY TOWARDS CHILDFREE LIFESTYLE IN RUSSIA AND ITS INFLUENCE ON THE CRISIS OF THE INSTITUTION OF FAMILY

Voluntary childlessness as a phenomenon widely spread in Western countries and is becoming more popular in Russia. Western researchers consider this phenomenon as consequence of global changes in social institutions. In Russia childfree is seen as an alternative and a threat to the values of a traditional family. The authors of the article show how justified this truth is, and reveals the prevalence of this ideology in Russian society. As methods used: secondary data analysis, focused and expert interviews, focus group, mass survey. According to the results of the study, we can talk about the sufficient prevalence of the movement in Russia and at the same time about its rooting in the Russianspeaking segment of the Internet.

Текст научной работы на тему «Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи»

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.13 Правильная ссылка на статью:

Вильданова С. М., Граничная А. А., Мингалиева А. R, Саляхиева Л. М. Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 192—205. DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.13. For citation:

Vildanova S. M., Granichnaya A. A., Mingalieva A. R. Salyahieva L. M. A tendency towards child-free lifestyle in Russia and its influence on the crisis of the institution of family. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2017. № 3. P. 192—205. DOI: 10.14515/ monitoring.2017.3.13.

С. М. Вильданова, А. А. Граничная, А. Р. Мингалиева, Л. М. Саляхиева * ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЦЕННОСТЕй ЧАйЛДФРИ В РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КРИЗИС ИНСТИТУТА СЕМьИ

ТЕНДЕНЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЧАЙЛДФРИ В РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КРИЗИС ИНСТИТУТА СЕМЬИ

A TENDENCY TOWARDS CHILDFREE LIFESTYLE IN RUSSIA AND ITS INFLUENCE ON THE CRISIS OF THE INSTITUTION OF FAMILY

ВИЛЬДАНОВА Софья Маратовна — студентка I курса магистратуры Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, Казань, Россия. E-MAIL: [email protected] ORCID: 0000-0001-7288-3082

Sofia M. VILDANOVA1—Graduate Student E-MAIL: [email protected] ORCID: 0000-0001-7288-3082

ГРАНИЧНАЯ Анастасия Александровна — студентка I курса магистратуры Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, Казань, Россия. E-MAIL: [email protected] ORCID: 0000-0001-5361-8355

Anastasia A. GRANICHNAYA1—Graduate Student

E-MAIL: [email protected] ORCID: 0000-0001-5361-8355

1 Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Kazan Federal University, Kazan, Russia

* Авторы участвовали в VIII Конкурсе студенческих работ 2016—2017 ВЦИОМ в номинации «Социологический форсайт: о настоящем и будущем в современном мире». Подробнее о конкурсе здесь: https://konkurs.wciom.ru/ proektykonkursy/konkurs_studencheskikh_rabot/itogi_konkursa_2017_i_arkhiv/konkurs_2016_2017/.

МИНГАЛИЕВА Алина Рамилевна — студентка I курса магистратуры Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, Казань, Россия. E-MAIL: [email protected] ORCID: 0000-0002-3323-5485

Alina R. MINGALIEVA1—Graduate Student E-MAIL: [email protected] ORCID: 0000-0002-3323-5485

САЛЯХИЕВА Лилия Маратовна — студентка I курса магистратуры Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, Казань, Россия. E-MAIL: [email protected] ORCID: 0000-0003-2737-1840

Аннотация. Движение «Чайлдфри», получив широкое распространение на Западе, сегодня набирает обороты в России. Западные исследователи рассматривают этот феномен как следствие глобальных изменений социальных институтов. В России в целом и в исследовательской среде в частности чайлдфри воспринимается как альтернатива и угроза ценностям традиционной семьи. Авторы статьи показывают, насколько оправдано это противопоставление, и выявляют степень распространенности идеологии бездетности в российском обществе. В качестве методов используются: вторичный анализ данных, фокусированное и экспертное интервью, фокус-группа, пилотажный массовый опрос. По результатам исследования можно говорить о достаточно низкой степени распространенности движения в России и в тоже время о его укорененности в русскоязычном сегменте Интернета.

Ключевые слова: чайлдфри, ценности семьи, кризис института семьи, детность, родительство, рождаемость

Liliya M. SALYAKHIEVA1—Graduate Student

E-MAIL: [email protected]

ORCID: 0000-0003-2737-1840

1 Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. Voluntary childlessness as a phenomenon widely spread in Western countries and is becoming more popular in Russia. Western researchers consider this phenomenon as consequence of global changes in social institutions. In Russia childfree is seen as an alternative and a threat to the values of a traditional family. The authors of the article show how justified this truth is, and reveals the prevalence of this ideology in Russian society. As methods used: secondary data analysis, focused and expert interviews, focus group, mass survey. According to the results of the study, we can talk about the sufficient prevalence of the movement in Russia and at the same time about its rooting in the Russian-speaking segment of the Internet.

Keywords: childfree, family values, crisis of the institution of the family, fatherhood status, motherhood status, parenthood, fertility

Быстрое развитие современного мира вызывает изменения на всех уровнях социальных институций. Наиболее ярко это проявляется в трансформации семей-но-брачных отношений. На микроуровне семья отражает тенденции макропроцессов общества, одна из которых проявилась в распространяющемся стремлении к бездетности.

Чайлдфри — движение, набирающее популярность в западных странах с 1980-х гг. Его суть заключается в добровольном отказе от деторождения людьми, находящимися в репродуктивном возрасте. Отдельные приверженцы этой идеологии прибегают к хирургическому вмешательству, чтобы закрепить бездетность на биологическом уровне. В России движение чайлдфри появилось относительно недавно, однако закономерность и скорость его распространения достаточно симптоматичны.

Предпосылки исследования

Среди западных исследователей чайлдфри наибольших результатов достигли Дж. Э. Виверс, Л. Чанси и Дж. Мур [Veevers, 1980; Chancey, 2009; Moore, 2015]. Дж. Э. Виверс предложила свою типологию последователей движения, основанием для которой стали две причины отказа от деторождения: отвращение к детям и процессу деторождения и желание наслаждаться бездетной жизнью как таковой. Изучив мотивацию и образ жизни «свободных от детей» людей, она выявила их ощутимую степень влияния на окружение. Л. Чанси зафиксировала широкую распространенность движения и выдвинула гипотезу о том, что число последователей будет расти до определенного предела, на котором остановится. Она также отметила, что бездетность начала распространятся среди слоев населения с более низким уровнем доходов и образования, что в 1980-х было скорее исключением. Дж. Мур изучала формирование идентичности чайлдфри в интернет-пространстве (а именно в блогосфере «LiveJournal») и пришла к выводу, что оно происходит в три этапа: упоминание (проговаривание) названия явления, обсуждение и взаимодействие между сторонниками и интересующимися движением. Кроме того, Дж. Мур настаивает, что изучение чайлдфри должно сопровождаться пониманием самого термина. В англоязычной литературе кроме «чайлдфри» используются понятия childless by choice (бездетный по собственному выбору) и childless (бездетный). Они имеют разный оттенок и, по мнению Дж. Мур, их неверное использование способствует расстройству идентичности чайлдфри.

Отечественные исследователи рассматривают чайлдфри в контексте процессов трансформации российского общества. Делается вывод о взаимосвязи между нежеланием иметь детей и кризисом института семьи, материальной независимостью супругов друг от друга, постоянной занятостью женщин в профессиональной сфере, преобладанием потребительской культуры, модой на индивидуализм и гедонизм [Грицай, 2013; Казачихина, 2014]. Выявляются экстремальные аспекты данного явления (на примере тематических постов в социальной сети «ВКонтакте») [Антонова, 2013] и его национальные особенности [Бичарова, Пиценко, 2013]. В отличие от западных чайлдфри, у российских сторонников движения отмечается более высокий уровень доходов и ориентация на комфортную жизнь [Полутова, Жанбаз, 2015].

Цель и методы исследования

Цель настоящего исследования — выявление тенденций распространения ценностей чайлдфри в современном российском обществе. В ходе исследовательской работы применен ряд качественных и количественных методов, среди них: вторичный анализ данных, фокусированное и экспертное интервью, фокус-группа, пилотажный массовый опрос. С помощью вторичного анализа данных раскрывается актуальность исследования и степень разработанности проблемы. Фокусированное и экспертное интервью позволили определить социальные позиции приверженцев чайлдфри и выявить опорные категории для проведения дальнейшего анализа. Фокус-группы способствовали выделению преобладающих ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Массовый опрос решал задачу установления степени распространенности направления чайлдфри в Интернете.

Итоги интервью

Глубинная информация об особенностях движения чайлдфри в России получена посредством формализованных интервью с тремя представителями движения и экспертного интервью со специалистом в области семьи и семейно-брачных отношений.

Группа последователей чайлдфри достаточно закрыта, поэтому респонденты отбирались по критерию доступности и согласия на беседу. Нам удалось поговорить с людьми из разных городов — Казани, Екатеринбурга и Зеленодольска. Среди опрошенных—две женщины и один мужчина.

Мы подготовили два опорных гайда для проведения интервью с экспертом и информантами. Они оба хорошо себя зарекомендовали в первой части исследования и были использованы при разработке инструментария фокус-группы и опроса. Условно можно выделить два направления вопросов: 1. семья, традиционные ценности и 2. чайлдфри, причины принятия мировоззрения и степень распространенности социального феномена.

В ходе интервью отмечено, что, несмотря на добровольное согласие стать информантом в исследовании, приверженцы чайлдфри занимали оборонительную позицию, стараясь защитить свои взгляды от предполагаемого нападения со стороны исследователей. Некоторые высказывания интервьюируемых были откровенно недружелюбны.

Всем респондентам предлагалось рассказать о мотивах своего приобщения к культуре чайлдфри. Первая информантка заявила, что дети — это бесполезная трата времени и денег: «Ой, знаете, я вижу, сколько времени мои друзья убивают на своих детей, и сколько денег они на детей тратят, и что я могу сказать, так это то, что мне нафиг оно не сдалось. Я лучше потрачу эти деньги на путешествия и саморазвитие». Второй выразил аналогичное мнение: «...Я повторю: я не считаю себя частью этого вашего движения. Как я понял, что не хочу детей? Наверно тогда, когда поймал себя на мысли, что они мне противны. Все эти пеленки, памперсы, крики. Нервную систему я предпочитаю беречь». Третья отметила, что скорее чайлдфри нашло ее: «Я почитала больше об этом в Интернете и поняла, что я — такая же. В дальнейшем я стала активным участником таких групп, нашла друзей, едино-

мышленников». Все три информанта в большей степени попадали под тот описываемый Дж. Э. Виверс тип чайлдфри, который не любит детей или относится к ним избирательно: «Ох, не могу сказать, что я их прямо ненавижу (детей), нет. Я, наверное, даже немного люблю детей. Но только тех, которые воспитаны, которые знают, что они не центр мира, ведут себя достойно, не пытаются привлечь к себе внимание. А на остальных мне как-то все равно». Однако нелюбовь к детям, как будет показано дальше, не единственная причина принятия идеологии чайлдфри.

Все информанты отметили непонимание и непринятие со стороны родных и близких факта их принадлежности к исследуемому явлению, что позволяет выдвинуть гипотезу о негативном восприятии идеологии чайлдфри в России. Один из информантов сообщил: «Окружающие меня не понимают и давят на меня вопросами типа «когда уже детей заведешь?» и аргументами «пора бы уже»; ну вы наверно и так знаете, что говорят». Встретилось также и нейтральное отношение родителей, которые относятся к этому увлечению своего ребенка, как к временному: «Я стараюсь не афишировать свои взгляды на публике, перед малознакомыми людьми. Родители, конечно же, знают, уважают мой выбор, относятся к этому спокойно. Но я понимаю, что они воспринимают это не совсем всерьез. Они, как мне кажется, все еще надеются, что я передумаю, когда повзрослею и поумнею».

В поисках причины приобщения к чайлдфри мы выдвинули предположение, что на формирование мировоззрения последователей движения оказала влияние их семья. Однако информанты явных проблем в своих семьях не обозначали: «Мы жили небогато, но и не бедствовали. Всегда было все самое необходимое».

Вопросу о том, что привлекает в чайлдфри, было уделено отдельное внимание. Наиболее яркими стали высказывания двух информантов, отметивших, что, во-первых, это отсутствие ответственности: «Свобода выбора. Я не привязана к одному месту, могу делать все, что вздумается. Могу строить карьеру и зарабатывать деньги, а могу просто бросить все и уехать. Кто меня остановит? Я вижу в этом свое счастье». А во-вторых, это возможность общаться с людьми, которые разделяют сходную точку зрения: «...Ведь чайлдфри—это просто жизненная позиция, и люди, которые ее разделяют, нашли друг друга в Интернете, чтобы иметь возможность общаться с единомышленниками, получать поддержку от тех, кто думает схожим образом. Потому что часто из-за сознательного нежелания иметь детей окружающий человека мир его не принимает». Эти высказывания натолкнули исследовательскую группу на выводы о более широкой представленности напрвления чайлдфри в интернет-пространстве. Последним информантом отмечалось, что встречи участников движения не проводятся, так как: «Встречаться не получается. Потому что мы все живем в разных городах. Я сейчас живу, учусь и работаю в Чебоксарах, а единомышленники и по совместительству друзья в основном из Питера и Москвы».

Интервью с экспертом подтвердило, что движение чайлдфри в первую очередь определяется как интернет-феномен: «Мне кажется, особенность — что это движение, по сравнению с другими движениями, в большей степени проявляющееся в интернет-пространстве. Есть очень много групп, где люди объединяются по интересам, если смотреть динамику, даже за последние несколько лет, даже за год, численность групп в социальных сетях по этой проблеме значительно увеличилась».

Экспертом отмечена тенденция к росту числа последователей чайлдфри не только на Западе, но и в России. При этом чайлдфри — не просто движение, а своего рода идеология. Стоит отметить, что в западных странах данный феномен распространен больше, так как появился он именно там и имеет тенденцию к институциали-зации. Последнее подтверждается функционированием в США «Национального альянса за добровольное родительство» (National Alliance for Optional Parenthood), который существовал какое-то время с 1972 г.: «...лет двадцать или даже тридцать назад была даже ассоциация неродителей. Международная ассоциация, которая, если я ничего не путаю, в 1970—1980-е годы впервые подняла эту проблему. Сейчас ассоциации этой уже нет. Но тогда уже было заявлено о них на уровне общественных организаций».

Экспертом отмечалось, что чайлдфри в России имеет свои характерные черты. Среди прочих было выделено нестрогое понимание термина «чайлдфри» и тенденция к смене мировоззренческих ориентаций у приверженцев: «Особенность российских чайлдфри в том, что многие из них не являются классическими чайлдфри. Но это, наверное, везде есть, они могут констатировать, что они не хотят иметь детей и не любят их, но на самом деле эта установка может поменяться, и в этом, наверное, особенность всего этого движения, что все может поменяться. Даже если вести разговор о западных, там нет 100 % чайлдфри, или вернее они есть, но их не так много, у остальных это неустойчивая такая вот позиция, есть люди, которые сегодня не хотят иметь детей, через какое-то время хотят иметь детей, и в России это достаточно четко прослеживается».

Важен блок вопросов, посвященных взаимовлиянию чайлдфри и традиционных семейных ценностей. Оговоримся, что, будучи сторонниками теории кризиса семьи и семейно-брачных отношений, мы хотели уточнить степень влияния нетрадиционного мировоззрения на институт семьи и получить экспертную оценку. «...Если мы придерживаемся кризисной парадигмы в отношении института семьи, то мы четко видим, что причина кризиса именно в смене системы ценностей, и чайлдфри как раз-таки очень четко бьет по традиционной системе ценностей, и это напрямую приводит к уменьшению ее значимости». Данное утверждение сформировало одну из категорий, раскрытых в ходе дальнейшего исследования.

Эксперту был задан вопрос о возможных причинах отказа от деторождения у сторонников чайлдфри. Ссылаясь на несколько источников и научных школ, он сообщил, что одна из главных причин — наивысшая ценность свободы в общей системе ценностей человека: «Данные исследований, как западных, так и российских, показывают, что причина отказа от рождения детей, прежде всего, связана не столько с боязнью собственно родов, изменения фигуры женщины, но с желанием свободы в самом широком ее понимании. Желании быть свободным, ни от кого не зависеть, никого не опекать, желание строить карьеру, заниматься своими хобби, и многие чайлдфри как раз-таки среди причин и мотивов смены ориентиров указывают на желание заняться собой, в самом широком понимании. Мне кажется, что вот эта тенденция на индивидуализацию, которая наметилась много лет на Западе, перешла к нам, именно эта тенденция (личных ценностей, приоритета индивидуальных ценностей над общими ценностями) кажется мне причиной развития чайлдфри». Однако это скорее социологическое объяснение

феномена — психологи выделяют ряд других причин принятия мировоззрения чайлдфри: «Исследования российских педагогов-психологов показывают, что есть три основные причины, почему люди в России становятся чайлдфри: 1) психологические травмы, пережитые в родительской семье, когда с ребенком жёстко обращались, есть негативный опыт родительской семьи, и они настолько разочаровались в семейной жизни, что не хотят это воспроизводить, особенно на детях; 2) личный опыт, с которым столкнулся человек; 3) социальное окружение».

Обратимся к главному вопросу, который непосредственно коррелирует с исследовательской целью: как будет распространяться дальше движения чайлдфри? По мнению эксперта, все зависит, во-первых, от научно-технического прогресса, а во-вторых, от того, насколько активной будет пропаганда традиционных семейных ценностей. «...Другая сторона, другая социальная сила, которая выступает в поддержку традиционных семейных ценностей, не показывает такой активности. Почему? По крайней мере, мне так кажется — вопрос есть, почему одна сторона более активна? Идет борьба идеологий, борьба идеологии чайлдфри и традиционной идеологии, семейной.».

В ходе проведения интервью нами были выделены опорные категории, ставшие основой разработки инструментария следующей части исследования. Выводы по результатам первой части были следующими: основная часть движения концентрируется в интернет-пространстве; нелюбовь к детям — не единственная причина принятия идеологии чайлдфри, сторонникам движения комфортно быть свободными и находиться в среде своих единомышленников; чайлдфри вступило в стадию идеологической борьбы с системой традиционных ценностей.

Результаты проведения фокус-группы

Участниками фокус-группы стали студенты (шесть человек) различных курсов и факультетов Казанского федерального университета, в возрасте 18—23 лет. Интерес к этой группе вызван ее возрастом, определяющим молодежную нишу респондентов, и активной жизненной позицией участников.

В самом начале исследователи сделали акцент на теме семьи и семейно-брач-ных ценностях. Все участники фокус-группы согласились с тем, что семья в жизни каждого человека занимает важнейшее место, поскольку именно в рамках семьи человек знакомится с миром. По мнению одного из участников, семья — это «в некоторой степени защита от окружающего мира».

Участники сошлись во мнении, что у каждого человека есть свое представление об идеальной семье. Идеальная семья — это взаимопонимание, бескорыстное отношение, общие интересы и поддержка, партнерские отношения и дети. Отметим, что у всех участников отношение к детям положительное. При этом, по их мнению, появлению в семье ребенка должны предшествовать такие благоприятные факторы, как психологическая готовность, наличие свободного времени, соответствующее социальное положение, благоприятная ситуация в стране. Один из участников фокус-группы дал характерное объяснение, почему в данный момент он не готов к появлению ребенка: «.Я не хочу приносить в этот мир существо, которое будет так же страдать и иметь неудовлетворенные потребности... Я не могу быть уверенным в том, что я могу научить существо противостоять этому миру».

Отношение участников фокус-группы к чайлдфри разнилось. Кто-то счел движение адекватным, поскольку «люди сознательно приходят к этому, и это их дело». Часть респондентов отнеслась к чайлдфри нейтрально, упомянув при этом, что движение имеет положительную сторону: «спасает планету от перенаселения». Еще одно мнение перекликалось с позицией одного из информантов первой части исследования: «...Напрягает иногда, когда молодой паре начинают надоедать, когда будут дети. Возможно, люди об этом заявляют, чтобы от них просто отстали».

Смысл ответов на прямой вопрос «поддерживаете ли Вы данное движение?» сводился к тому, что если приверженцы чайлдфри не проявляют агрессию, они не вызывают негативной реакции. Участники заявили, что общество должно изменить свое отношение к чайлдфри в лучшую сторону, тогда и представители движения «станут более миролюбивыми».

Далее было предложено представить ситуацию, в которой супруг / супруга участника заявляет о своем нежелании иметь ребенка и приверженности к движению чайлдфри. «Что делать в такой ситуации? Смириться? Постараться переубедить? Уйти?». Один участник ответил, что смирился бы. Остальные затруднились дать ответ. Однако было высказано мнение, что планы партнера на детей следует узнать до вступления в брак.

По поводу влияния феномена чайлдфри на институт семьи в целом один из участников заметил, что в нашей стране, как и в США, произойдет разделение на приверженцев традиционной семьи и идей чайлдфри. Однако феномен не окажет значительного влияния на институт семьи, и последователей чайлдфри будет меньше, чем приверженцев традиционных ценностей. Большинству участников фокус-группы чайлдфри видится лишь определенным этапом развития общества, молодежным течением, но не модой.

В конце участникам фокус-группы было предложено оценить степень распространенности феномена чайлдфри в России по десятибалльной шкале. Оветы варьировались от 0 до 4. По мнению участников, чайлдфри в нашей стране распространено слабо, поскольку российские семейные ценности имеют более устойчивый характер, чем в других странах, и рождение детей пока еще является нормой.

Результаты интернет-опроса

На третьем этапе исследования был проведен интернет-опрос. Выбор онлайн-формы обусловлен спецификой исследуемого феномена, его высокой степенью распространенности в Интернете. Использовался метод выборки «снежный ком», именно он был наиболее эффективным для пилотажного исследования в условиях ограниченности ресурсов. В рамках поставленной цели (выявление имеющихся тенденций распространения ценностей чайлдфри) и с учетом количества опрошенных респондентов (407 человек) полученные данные имеют достаточную степень валидности. Характеристики респондентов представлены в табл. 1.

Анкета состояла из нескольких блоков. Логика построения вопросов была направлена на то, чтобы плавно подвести респондентов к исследуемой теме через призму семейно-брачных отношений и ценностей. В целом ответы выявляют склонность опрошенных к традиционным семейным ценностям. Однако некоторые вопросы выявили предпосылки к ослаблению последних. Так, например,

у большинства респондентов отношение к многодетным семьям нейтральное, среди минусов родительства большинство отметили, что оно «забирает много сил, денег, времени, нервов». В меньшинстве, выразившем отрицательное отношение к детям, были те, кто объяснял свою позицию достаточно типичным для чайлдфри образом: «вечно орут, что хорошего», «а что в них хорошего? орут, ревут, срут», «потом из них вырастают твари», «они сопливые, нелогичные, задают глупые вопросы, гиперактивные и слишком громкие».

Таблица 1. Характеристики респондентов интернет-опроса

Пол

Женский 68 %

Мужской 32 %

Возраст

16—19 лет 13 %

20—29 лет 50 %

30—39 лет 18 %

40—49 лет 9 %

50—59 лет 5 %

> 60 лет 5 %

Семейное положение

Не замужем / не женат 33 %

Замужем / женат 34 %

Имеют партнера / партнершу 24 %

Не хотят иметь отношений 5 %

Разведены 4 %

Детность

Нет детей 67 %

Один ребенок 18 %

Двое и более детей 15 %

Отношение к чайлдфри как к абстрактному сообществу у респондентов скорее нейтральное, однако они понимают, что эта идеология несет угрозу традиционным семейным ценностям.

Ниже приведены распределения ответов на наиболее важные вопросы блока 1 «Ваша семья» (табл. 2) и блока 2 «Феномен чайлдфри» (табл. 3).

Таблица 2. Распределение ответов по блоку 1 «Ваша семья»

Сколько членов семьи проживает с Вами на одной площади?

Ни одного (респондент живет один) 15 %

Один 11 %

Два 28 %

Три 26 %

Более трех 20 %

Насколько для Вас значима семья

Очень значима 73 %

Скорее значима 18 %

Не очень значима 7 %

Не значима 1 %

Затруднились ответить 1 %

С чем для Вас связаны самые яркие моменты детства (вопрос открытый, ответы сгруппированы по смыслу)

С семейным досугом / отдыхом 36 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С семейными праздниками 19 %

С покупками / подарками 6 %

С трудностями детства / жестокостью 2 %

С определенными условиями жизни 1 %

Затрудняюсь ответить 15 %

Незначимые для классификации ответы 21 %

Без чего, по Вашему мнению, не может существовать семья (допускался выбор нескольких вариантов ответов)

Без взаимоуважения 83 %

Без взаимопонимания 80 %

Без совместного хобби / досуга 35 %

Без детей 31 %

Без ссор / упреков 7 %

Затрудняюсь ответить 2 %

Опишите идеальную семью (вопрос открытый, ответы сгруппированы по смыслу)

Семья, основанная на эмоциональной и чувственной связи 62 %

Много членов семьи 15 %

Собственная семья (это моя семья) 7 %

Такой нет 4 %

Затрудняюсь ответить 11 %

Каким Вы видите своего идеального партнера? (вопрос открытый, ответы сгруппированы по смыслу)

Идеальный партнер должен обладать положительными характеристиками личности 68 %

Мой партнер (мой парень / моя девушка) 10 %

Внешность плюс характер 3 %

Затрудняюсь ответить (не знаю) 19 %

Как Вы относитесь к детям?

Положительно 64 %

Скорее положительно 21 %

Нейтрально 11 %

Скорее отрицательно 2 %

Отрицательно 2 %

Насколько важно для Вас иметь детей?

Очень важно 58 %

Скорее важно 20 %

Еще не определился 13 %

Скорее неважно 5 %

Неважно 4 %

Укажите положительные стороны родительства (вопрос открытый, ответы сгруппированы по смыслу)

Родительство — новый опыт, этап, эмоции 43 %

Смысл жизни, продолжение себя, рода 27 %

Все индивидуально 10 %

Нет плюсов 4 %

Выгода 2 %

Затрудняюсь ответить 14 %

Укажите отрицательные стороны родительства (вопрос открытый, ответы сгруппированы по смыслу)

Забирает много сил, денег, времени, нервов 31 %

Минусов нет 27 %

Страх быть плохим родителем, страх ответственности 22 %

Затрудняюсь ответить 9 %

Как Вы относитесь к многодетным семьям?

Положительно 21 %

Скорее положительно 30 %

Нейтрально 36 %

Скорее отрицательно 9 %

Отрицательно 3 %

Таблица 3. Распределение ответов по блоку 2 «Феномен чайлдфри»

Слышали ли Вы о феномене чайлдфри?

Слышали 54 %

Не слышали 34 %

Затрудняюсь ответить 12 %

Как Вы относитесь к людям, которые добровольно отказываются от рождения детей?

Положительно 2 %

Скорее положительно 8 %

Нейтрально 49 %

Скорее отрицательно 22 %

Отрицательно 19 %

Каковы причины добровольного отказа от деторождения? (вопрос открытый, ответы сгруппированы по смыслу)

Эгоизм, желание быть свободным, амбиции 33 %

Страх ответственности 17 %

Это личный выбор каждого 15 %

Несостоятельность, незрелость 8 %

Трудности детства 7 %

Протест, глупость 4 %

Затрудняюсь ответить 16 %

Есть ли среди Ваших знакомых приверженцы движения чайлдфри?

Нет 44 %

Есть 22 %

Не знаю 34 %

Что Вы будете делать, если захотите иметь детей, а Ваш супруг/ супруга окажется приверженцем движения чайлдфри? (вопрос открытый, ответы сгруппированы по смыслу)

Предпочту уйти, развестись 29 %

Поговорить, переубедить 24 %

Необходимо решить вопрос до свадьбы 15 %

Все равно родить / взять приемного ребенка 4 %

Смириться, оставить в покое 1,5 %

Я сам / сама не хочу детей 1 %

Затрудняюсь ответить / не знаю 20 %

Уже есть ребенок 0,5

Может ли сложиться такая ситуация в Вашей жизни, что Вы станете единомышленником чайлдфри?

Нет 63 %

Вряд ли 7 %

Может быть 10 %

Да 7 %

Затрудняюсь ответить 13 %.

Какова, по Вашему мнению, степень распространенности чайлдфри в нашей стране?

Огромная 3 %

Достаточная 12

Средняя 27 %

Малая 45 %

Нулевая 13 %

Несет ли чайлдфри угрозу традиционной семье?

Несет 24 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорее несет, чем нет 34 %

Зависит от ситуации 25 %

Скорее не несет 13 %

Несет 4 %

Будет ли с течением времени движение чайлдфри разрастаться?

Будет 11 %

Скорее будет 36 %

Зависит от ситуации 35 %

Скорее не будет 16 %

Не будет 2 %

Заключение

Мы выяснили, что движение чайлдфри в России присутствует, но на сегодняшний день можно говорить о достаточно низкой его распространенности. Эта идеология заимствована у западных стран, где продолжается рост ее влияния. Поэтому при условии дальнейшего подражания западной модели развития возможен рост числа отечественных последователей чайлдфри.

Проблема чайлдфри еще мало исследована, однако имеет широкий общественный резонанс, который, в частности, продемонстрировали ответы участников

нашего исследования. Обсуждение чайлдфри не оставило равнодушным ни одного информанта, респондента и эксперта.

Одна из отличительных черт российского движения чайлдфри — высокая степень распространения в Интернете. Отмечается стабильный рост сообществ чайлдфри, например, в сети «ВКонтакте». Наиболее крупное сообщество «Подслушано Чайлдфри» 1 за последний год увеличило число своих подписчиков более чем в два с половиной раза. При этом активность, с которой пользователи перенимают и распространяют идеи чайлдфри, намного выше той, что наблюдается среди групп и институтов продвижения традиционных семейных ценностей. Эксперты и респонденты допускают, что распространение чайлдфри ведет к усугублению кризиса института семьи в целом.

Отношение к чайлдфри имеет нейтральную или негативную окраску. Многие из опрошенных последователей идеи чайлдфри столкнулись с непониманием со стороны окружающих — не только посторонних людей, но и собственной семьи. Исследование показало, что, несмотря на кажущееся терпимое отношение к приверженцам чайлдфри, толерантность зачастую заканчивается на стадии знакомства.

В ходе интервью выявлены основные категории мировоззрения чайлдфри. В первую очередь к ним стоит отнести ценность личной свободы. Экспертом отмечалось, что вести речь об отдельной ценностной системе чайлдфри не совсем уместно, продуктивнее проанализировать, чем именно подменяются традиционные ценности в системе мировоззрения людей, сознательно отказывающихся от рождения детей. Среди ценностей также фигурируют карьера, хобби, путешествия, т. е. выявляется ориентация не на семью, а на себя, что обусловлено возрастающей индивидуализацией современного общества.

Если предположение о негативном влиянии ценностей чайлдфри на институт традиционной семьи и демографическую ситуацию в целом верно (такое утверждение требует подтверждения дополнительными исследованиями), изменение ситуации со стороны государства возможно посредством создания благоприятных условий для деторождения (доступные детские сады и школы, материальная поддержка, стабилизация экономической и политической ситуации в стране), вероятно, это поможет снизить темпы роста числа приверженцев чайлдфри.

Список литературы (References)

Антонова Ю. А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма // Политическая лингвистика. 2013. № 2 (3) С. 170—176. [Antonova Yu.A. (2013) Communicative strategies for texts representing the childfree ideology: on the edge of extremism. Political linguistics. No 2(3). P. 170— 176. (In Russ.)]

Бичарова М. М., Пиценко О. В. «Идеология чайлдфри как социальное последствие межнационального конфликта» // Каспийский Регион: Политика, Экономика, Культура. 2013. № 3 (36). С. 264—275. [Bicharova M. M., Pitsenko O. V. (2013)

1 50630 подписчиков по состоянию на 10.04.2017. URL сообщества: https://vk.com/overhear_childfree.

«Childfree» ideology as a social consequence of international conflict. The Caspian Region: Politics, Economics, Culture. No 3(36). P. 264—275. (In Russ.)]

Грицай Л. А. Некоторые аспекты научного изучения феномена «чайлдфри» [Электронный ресурс] // Культура и образование. 2013. № 2. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/10/1003 (дата обращения: 09.04.2017). [Gritsay L. A. (2013) Some aspects of the scientific study of the «childfree» phenomenon. Culture and education. No 2. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/10/1003 (accessed 09.04.2017) (In Russ.)]

Казачихина М. В. «Чайлдфри как одна из форм современной семьи» // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 3. С. 10—14. [Kazachihina M. V. (2014) Childfree as a form of modern family. Bulletin of Social and Humanitarian Education and Science. No 3. P. 10—14. (In Russ.)]

Полутова М. А., Жанбаз О. О. «Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиций постмодернизма» // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № (116). С. 89—98. [Polutova M. A., Zhanbaz O. O. (2015) Value and motivational installation of the community «childfree» from the viewpoint of postmodernism. Bulletin of TransbaikalState University. No 116. P. 89—98. (In Russ.)]

Chancey L. (2009) Voluntary childlessness in marriage and family textbooks, 1950— 2000. Journal of Family History. Vol. 34. No 2. P. 206—223.

Moore J. (2015) Discursive Struggles of Tradition and Nontradition in the Retrospective Accounts of Married Couples Who Cohabited Before Engagement. Journal of Family Communication. No 15. P. 95—112.

Veevers J. E. (1980) Childless by choice. Toronto: Butterworth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.