Научная статья на тему 'УСТАНОВКА ЦЕНЫ НА ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ'

УСТАНОВКА ЦЕНЫ НА ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ИЗДЕРЖКИ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худы-Хыски Дорота, Крутиков В.К.

Рассматривается туристический бизнес с точки зрения рыночной экономики. Приводится структура затрат гостиничного бизнеса с учетом классификаций расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTING THE PRICE OF A TOURIST PRODUCT

Considered the tourism business in terms of market economy. The structure of the costs of the hotel business with the classification of costs is given.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВКА ЦЕНЫ НА ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ»

Прикладные экономические исследования №4 (14), Издательство «Научный консультант», 2016

Установка цены на туристский продукт Худы-Хыски Дорота aJ, Крутиков В. К.6'

"'Jan Dlugosz University in Czestochowa, Poland Palish Academy of Science, dorota-chudy@wp.pl, '"Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга

Аннотация: рассматривается туристический бизнес с точки зрения рыночной экономики. Приводится структура затрат гостиничного бизнеса с учетом классификаций расходов.

Ключевые слова: цена, издержки, туристический продукт, уровень затрат, расходы. вложения._

Applied Economic Researches 4(14), Published by Scientific Adviser, 2016

SETTING THE PRICE OF A TOURIST PRODUCT

Khudy-Khyski Dorotaa), Krutikov V.K.b)

"'Jan Dlugosz University in Czestochowa. Poland Polish Academy of Science, dorota-chudy@wp.pl. hlInstitute of Management, Business and Technologies, Kaluga

Abstract: considered the tourism business in terms of market economy. The structure of the costs of the hotel business with the classification of costs is given.

_Keywords: price, costs, tourist product, level of costs, expenses, investments._

Вступление

Цена является главной информацией о продукте, в том числе и о туристическом продукте [7].

Тема цен в туризме, важног о элемента маркетинга и важного инструмента, используемого при конкуренции (как внутренним, так и международным рынке [6]), не является популярным предметом анализа в Польше. Тем временем огромная роль данного экономического инструмента в управлении туристическим рынком, а также возможность использования его в продвижении туризма, неоценима и неоспоримо показывает необходимость его анализа [I].

Цена является одним из важнейших элементов рыночной конкуренции; кроме того, только маркетинговый инструмент -комплекс, который приносит доход, как правило, немедленно.

Говоря о польской рыночной туристической стоимости прежде всего подчеркивается важность денег только как элемента конкурентной стратегии, а также цены как важного инструмента управления в туристических компаниях, и - в меньшей степени - в сфере услуг.

Конкурентоспособность предприятия зависит от восприятия цен потребителями. В случае туристических направлений, на цено-

образование в туризме может также влиять активное взаимодействие стран или регионов. в т.ч. за счет использования политики имеющихся экономических инструментов (налоги, субсидии) [2].

П. Simon [10, с. 19. 64]. сославшись на опрос европейских и американских менеджеров. указал на растущее значение ценообразования как самую важную маркетинговую проблему. К тому же, по его словам, борьба за долю рынка сосредоточена в основном на ценах: опрошенные менеджеры в качестве основных маркетинговых решений указали цены, поставив их далеко впереди качества, инноваций в создании новых продуктов и компетентности сотрудников.

На туристическом рынке, участники могут использовать различные стратегии ценообразования, в зависимости от целей, которые они планируют достичь (максимизировать текущие доходы, прибыль, занять большую долю рынка или для обеспечения постоянного присутствия на нем). Ph. Kotler пишет, что предприятия, которые используют цену как стратегический инструмент, получают большие доходы, чем те, которые утверждают, что цены зависят исключительно от стоимости или рынков [5, с. 480].

В отношении регистрации туристической зоны, это предложение тоже является в

некотором смысле верным, особенно если принять во внимание возможность государства влиять на уровень затрат (налоги, субсидии). Из всех инструментов маркетинга, это самый гибкий инструмент, используемый для воздействия на туристическом рынке и стремления к достижению конкурентных преимуществ.

Изменения цен сильно влияют на продажи и секторы рынка. В то же время только цена, как правило, приносит доход немедленно. Разница между доходом предпринимателей - это функция цены за единицу и количество продажи товаров и услуг, а также их издержки производства; прибыль или убыток производителя; определитель сильнейшего толчка для развития на рынке и финансового состояния компании [3].

Тем не менее, цена обязательно должна быть принята потребителем. Потребитель, в свою очередь, путем приобретения выбранного туристического продукта, отказывается от приобретения альтернативного товара или услуги. Таким образом, система цен, согласованная между производителем и потребителем туристического продукта, а также между конечным производителем и поставщиками (кооператоров), решает, какую форму примет туристический рынок [12].

Структура затрат гостиничного бизнеса

Одна из наиболее важных рисков состоит в трудности приобретения необходимых ресурсов, составляющих гостиничную индустрию, в частности: - финансовые ресурсы (из-за размера требуемых инвестиций характеризуется как промышленность с высоким уровнем эксплуатационных расходов), человеческие ресурсы (сотрудники с определенными навыками), материальные услуги (соответствовать установленным стандартам качества).

Классификация затрат гостиничного дела может проводиться с использованием различных критериев [13].

Расходы можно принять как критерий распределения затрат:

по типу (амортизация, материалы и потребления энергии, внешние услуги, налоги и сборы, заработная плата, возна-

граждения работникам и прочие расходы),

- по функции (стоимость покупки, производство, продажа, маркетинг, общие и административные),

- по специальностям (прямые и косвенные затраты).

Систематизирование в таблицу может оказаться более сложным - с точки зрения формирования (в зависимости от структуры отеля) различают:

- операционные затраты (непосредственно связанные с предоставлением конкретных услуг, таких как проживание, питание, отдых и т.д.),

- не распределяемые затраты (общие) - в том числе расходы на администрирование и управление, недвижимость, коммунальные услуги и маркетинг, корректировка сборов и расходов в отчете о доходах, составляемом после операционной прибыли

Составление таблицы также позволяет провести более тщательный анализ стоимости - подходящий метод для классификации данных позволяет корректировать представления, с учетом специфики объекта, включая структуру услуг. Большую помощь в процессе проведения анализа затрат оказывает возможность использовать бухгалтерский учет гостиничного хозяйства, который до сих пор не часто используется в практике управления гостиничным хозяйством в Польше. Это серьезный недостаток, потому что управленческий учет имеет широкий набор аналитических инструментов, в частности, основанный на использовании статистических методов и компьютерных программ. Он является практическим инструментом, который позволяет повысить эффективность управления и поднять экономические показатели.

В зависимости от стабильности прибыли к уровню себестоимости реализованной продукции (посещаемость, популярность):

- постоянные затраты,

- постоянные затраты за период активности,

- переменные затраты,

- смешанные затраты.

Постоянные затраты (периодические расходы, стоимость простоя) на самом деле представляют собой большую часть стоимости гостиничного бизнеса (примерно три четверти от общего объема расходов). Не зависит от уровня продаж (но зависит от сезона).

Они включают в себя амортизацию, стоимость аренды, проценты по кредитам, налог на имущество и землю, страхование.

Их уровень может быть изменен только в долгосрочной перспективе, например, за счет увеличения страховых тарифов. Важной особенностью в условиях постоянных затрат на единицу (например, за обслуживание) является уменьшение объемов продаж, увеличение частоты приводит к повышению эффективности. Особую группу постоянных затрат составляет целый ряд мероприятий, которые изменяются только в случае изменения этого интервала (например, увеличение расходов на заработную плату, которая является производным от объема работы, связанного с увеличением количества предоставляемых услуг). После резкого повышения уровень будет восстановлен.

В отличие от постоянных затрат, переменные затраты изменяются в зависимости от уровня продаж (при сохранении средней сумму на единицу продаж).

Они включают в себя затраты на расходные материалы, такие как уборка и потребляются в операционной деятельности в сфере общественного питания, а также часть расходов (таких как бонусы от продаж). Лучше всего видны в ресторанах, где можно предположить, что увеличение количества посетителей на 10% приводит к соответствующему увеличению стоимости продуктов питания и напитков.

Последней группой являются смешанной расходы, в рамках которых мы можем выделить некоторые постоянные (не зависящие от объема продаж) и переменные. Они включают, например франшизы сборов, телекоммуникации и оплата бонусов от продажи. Эти расходы увеличиваются с размером продаж, но непропорциональны изменениям (например, электроэнергия).

Следует отметить, что чем выше удельный вес постоянных затрат, тем больше

зависимость от спроса и, следовательно, тем больше потребность в ориентации на рынок.

В связи с тем, что отели в ограниченном объеме могут повлиять на уровень расходов, при условии их длительного пребывания на рынке, способность управлять уровнем дохода, или забота о уровне и качестве предложения на рынке обеспечит высокий уровень продаж. В условиях жесткой конкуренции на рынке это достижимо только путем правильного анализа и способности удовлетворять потребности потребителей. Это указывает на особенно важный источник потребительской стоимости в деятельности гостиничного бизнеса, так как только рентабельность дает возможность достичь такого уровня продаж, который позволит удержать неизбежно высокую долю постоянных затрат.

Структура расходов гостиничного дела связана с потребностями в инвестициях высоких капиталов (модернизации) объектов размещения, которые определяют как необходимость для индустрии [8].

Капиталоемкостью и высокие доли постоянных затрат, связанные с доминирующей ролью и значительной долью основных средств в активах отелей (от 55% до 85% от общей суммы активов), делает гостиничную индустрию воспринимаемую как бизнес с высоким риском.

С точки зрения финансирования, гостиничный проект характеризуется:

- высоким уровнем инвестиций, в основной капитал, необходимый для работы в отеле,

- ограниченными и предсказуемыми доходами от продаж гостиничных услуг в течение срока кредита,

- длительное время, необходимое для получения дохода для обеспечения своевременной выплаты процентов и погашения основной кредитной суммы,

низкая рентабельность бизнеса, сезонность доходов, необходимость высоких затрат на текущие операции.

Продажи по отношению к размеру капитала, занятого в гостиничном бизнесе, является довольно низкими, даже в случае роста на очень высоком уровне и высоких ценах соответственно. Это сталкивает отель с проблемой недостаточности денежных

средств, необходимых для обслуживания кредитов. Затраты на приобретение (аренду земли) и стоимость строительства самого проекта дополнительно повышаются с выбором перспективной локализации. В результате длительного периода окупаемости инвестиций, соотношение собственного капитала к доходности объекта высоко (15 и более лет). Даже место нахождения объекта и стоимость, принадлежащего ему (или лизинг) имущества, имеют непосредственное отношение к уровню расходов. Стоимость земли, на которой производится реализация инвестиций составляет 1-5% от вложенных активов. Есть также капитачьные здания, а также (как правило, рассматриваются вместе), группа оборудования, инструментов и транспортных средств (оборудование, сервисное оборудование, подъемное оборудование. телевизионное оборудование, оборудование для чистки - такие как центральный пылесос и т.д.). Наивысшее значение из зданий колеблется от 65 - 90% от стоимости недвижимости, в зависимости от размера отеля, степени амортизации и стандартов, в то время как оборудование составляет 7 - 25%. Следует отметить, что базовый материал (бытовые услуги) в отеле могут быть очень разными, особенно в случае объекта с широким спектром дополнительных услуг и расширенными функциями для бизнеса, отдыха и спа.

Вопрос о бизнесе гостеприимства приобретает особое значение в связи с характерной нестабильностью услуг (невозможности создания запасов) и феномена во-латильности спроса туризма. Неустойчивость спроса и сезонность в основном вызывают неопределенность для достижения запланированных доходов. В контексте понятия предлагаемым получателем будут определенные последствия в виде конкретной ценовой политики туристических предприятий (смещение спроса в «мертвых» периодах). Увеличение спроса может привести к ограничению способности обслуживания фирмой (стоимость упущенной выгоды). Еще одним последствием может стать снижение качества услуг, связанное с нехваткой персонала. В результате получается крайне нестабильный уровень дохода, сильная чувствительность компании на основе постоян-

ного использования своего производственного потенциала и необходимости наверстать упущенное в продаже в периоды повышенного спроса [9].

Операционные расходы в отелях в большой степени связаны с утвержденными сферами своей деятельности и спектрами дополнительных услуг. В дополнение к предоставлению гостиничных услуг отели расширяют ассортимент услуг общественным питанием, связью (в том числе доступ в интернет), арендой помещений и оборудования, услуги досуга (включая бассейны, тренажерные залы, боулинг, фитнес, физическую деятельность и т.д.), прачечными, арендой сейфа, мини-барами и продажей платных телеканалов. Значительная часть этих услуг доступны в иены на основные услуги (например, завтрак, Интернет-услуги, досуг к выбранным услугам). Высокая доля постоянных затрат, независимо от уровня продаж, особенно остро стоит в деятельности по размещению в гостинице. Это требует соответствующего уровня валовой прибыли, что в свою очередь дополнительный доход приводит к значительному увеличению чистого дохода, снижение доходов оказывает непосредственное негативное влияние на рентабельность объекта. Такая ситуация редко встречается в других отраслях промышленности. Чем выше уровень постоянных издержек бизнеса, тем труднее достичь определенного уровня рентабельности за счет контроля заграт, что делает необходимым уделять больше внимания его уровню доходов.

Важным фактором, влияющим на структуру затрат, является степень интеграции (или отделение) каждой оперативной и управленческой функций в рамках организационной структуры гостиничного дела. Объем дополнительных услуг и решение о включении их в тарифы в значительной степени зависят от характера помещения, его местоположения, спроса со стороны посетителей и эффективности различных видов услуг. Эти аспекты должны быть рассмотрены, поскольку экономика хозяйственной деятельности городских объектов существенно отличается от отчета о прибылях гостиничного дела, и это, в свою очередь, может принять совершенно иное решение. Последние,

несмотря на внешне схожие условиях эксплуатации. часто остаются круглогодичными объектами, независимо от сезонных колебаний, которые существенно влияют на решения, используемые в отпуске.

Профессиональные спа-центры, как правило, рассматривается как мощный выгодный фактор в отеле, но его присутствие на снижение сезонности и укрепляет лояльность клиентов, не следует недооценивать этого. Таким образом, многие отели предпочитают вкладывать в такие дорогостоящие решения, как крио-камера, большой спа-салон (включая оздоровительные и косметические процедуры в специальных капсулах), и даже медицинские услуги - несмотря на то, что срок окупаемости такой инвестиций часто от 15 до 25 лет, а их функционирование (стоимость аренды больших площадей и содержание дополнительных объемов) значительно увеличивает постоянные затраты на эксплуатацию объекта. Аутсорсинг персонала становится единственным способом снизить уровень постоянных затрат.

Другой подход владельцев заключается в сохранении объектов и предприятий общественного питания. В случае городских отелей, в основном, бизнеса-аугсорсинг широко применяется в случае низкой эффективности ресторанного бизнеса. Высокая конкурентоспособность ресторана, действующего за пределами отеля, делает операционную прибыль в ресторанном бизнесе отеля до трех раз ниже, чем за аналогично размещенный бизнес [11]. Другие показатели имеют рекреационные объекты, расположенные вдали от городских объектов общественного питания. Нехватка конкурентной единиц не делает гостям услуги в основном помещения (рестораны, кафе) гостиницы. В этом случае, отельеры могут использовать

включающие питание, которые поощряют гостей, посещающих заведение, а также обычная практика: в пакете цены не включают напитки, которые являются неотъемлемой частью трапезы, и строят дополнительно. Многие из предприятий обеспокоены разделением услуг общественного питания в связи с ухудшением качества услуг для гостей, особенно это заметно в меню рум-сервис услуг, которые являются менее прибыльными для внешнего поставщика услуг.

Кроме того, прибыльным бизнесом, который может привести отельеров к сохранению контроля над ресторанами, являются основными событиями, происходящими в отеле, ресторане (банкеты, балы, питание и большой конференц-групп). В случае разделения услуг общественного питания такие событий обычно проводятся за дополнительную комиссию, предоставляющую долю доходов [4].

Важность потребительской стоимости в контексте цены гостиничного бизнеса, однако, не ограничивается только воздействием на окончательный уровень цены, даже если они составляют значительную часть расходов, понесенных клиентом. Кроме того, составной частью формулы является качество продукта. Если принимаем самое широкое понятие качества - в том числе не только качество на рынке предложение, а всю последовательность разработки и предоставления услуг, в том числе осуществление деятельности за пределами области, представляющей интерес для заказчика - то получается, что компания имеет определенное влияние на уровень фиксированных расходов, а также за счет использования Системы качества (в том числе мотивации персонала, рационализации структуры занятости, сокращение потерь и ошибок) может повлиять на их размер.

соответствующие цены: пакеты проживание

Литература:

1. Altkorn J. Marketing w turystyce. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa 1998.

2. Bull A. The Economics of Travel and Tourism. 2nd ed. Oxford Longman.

3. Dwyer L, Forsyth P.. Rao P. The Price Competitiveness of Travel and Tourism: A Comparison of 19 Destinations. „Tourism Management", 2000, № 21.

4. Hyski M. Tourism in the age of globalization. In: Works of the international scientific-practical conference "Auezov Readings - 12: The role of regional university in science, education and culture innovative directions development". Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, M. Auezov South Kazakhstan State University, Шымкент 2014. s. 151-154.

5. Kotler Ph. Marketing. Dom Wydawniczy REBIS Sp. z o.o. Poznaii 2005.

6. Musial W. Economical and natural value of mountains in Europe. Geomatics, Landmanagement and Landscape, 2013, № 4, 45-62.

7. Panasiuk A. [editor] Ekonomika turystyki i rekreacji. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa 2011.

8. Ritchie В., Crouch G. The Competitive Destination. A Sustainable Tourism Perspective. CAB1 Publishing 2003.

9. Samuelson P., Nordhaus W.D. Ekonomia 1. Warszawa Wyd. Naukowe PWN 1996.

10. Simon H. Zarz^dzanie cenami. Wydawnictwo Naukowe PWN. Warszawa 1996.

11. Sinclair M. T., Stabler M. The economics of tourism. Routledge. Londyn - Nowy Jork 1997.

12. Skalska T. Konkurencyjnosc cenowa polskich produktów turystycznych w relacji do ofert glównych konkurentów. Polska Organizacja Turystyczna. Warszawa 2009.

13. Wodejko S. Ekonomiczne zagadnienia turystyki. Wyzsza Szkola Handlu i Prawa. Warszawa 1998.

14. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Меньшикова М.А., Курдюкова И.О., Левицкий А.В. В сборнике: Инновационное развитие экономических систем: тенденции и перспективы СБОРНИК СТАТЕЙ ОТКРЫТОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИКИ. 2014. С. 33-41.

15. БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ЭФФЕКТИВНБ1Й ИНСТРУМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНСАЛТИНГА Курдюкова Н.О. В сборнике: Стратегии инновационного развития предприятия сборник статей Открытой научно-практической конференции преподавателей кафедры экономики. 2013. С. 89-95

References:

1. Altkorn J. Marketing w turystyce. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa 1998.

2. Bull A. The Economics of Travel and Tourism. 2nd ed. Oxford Longman.

3. Dwyer L„ Forsyth P., Rao P. The Price Competitiveness of Travel and Tourism: A Comparison of 19 Destinations. „Tourism Management", 2000, №21.

4. Hyski M. Tourism in the age of globalization. In: Works of the international scientific-practical conference "Auezov Readings - 12: The role of regional university in science, education and culture innovative directions development". Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. M. Auezov South Kazakhstan State University, SHymkent 2014, s. 151-154.

5. Kotler Ph. Marketing. Dom Wydawniczy REBIS Sp. z o.o. Poznan 2005.

6. Musial W. Economical and natural value of mountains in Europe. Geomatics, Landmanagement and Landscape, 2013,№ 4, 45-62.

7. Panasiuk A. [editor] Ekonomika turystyki i rekreacji. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa 2011.

8. Ritchie В.. Crouch G. The Competitive Destination. A Sustainable Tourism Perspective. CABI Publishing 2003.

9. Samuelson P., Nordhaus W.D. Ekonomia 1. Warszawa Wyd. Naukowe PWN 1996.

10. Simon H. Zarzadzanie cenami. Wydawnictwo Naukowe PWN. Warszawa 1996.

11. Sinclair M. T., Stabler M. The economics of tourism. Routledge. Londyn - Nowy Jork 1997.

12. Skalska T. Konkurencyjnosc cenowa polskich produktów turystycznych w relacji do ofert glównych konkurentów. Polska Organizacja Turystyczna, Warszawa 2009.

13. Wodejko S. Ekonomiczne zagadnienia turystyki. Wyzsza Szkola Handlu i Prawa, Warszawa 1998.

14. FORMIROVANIE OPERACIONNOJ EHFFEKTIVNOSTI SISTEMY UPRAVLEN1YA AVTONOMNYM1 UCHREZHDEN1YAM1 Men'shikova M.A., Kurdyukova N.O., Levickij A.V. V sbornike: Innovacionnoe razvitie ehkonomicheskih sistem: tenden-cii i perspektivy SBORNIK STATEJ OTKRYTOJ NAUCHNO-PRAKTICHESKOJ KONFERENC1I PREPODAVATELEJ KAFEDRY EHKONOM1K1. 2014. S. 33-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. BEREZHLIVOE PROIZVODSTVO КАК EHFFEKT1VNYJ INSTRUMENT PROIZVODSTVENNOGO KONSALT1NGA Kurdyukova N.O. V sbornike: Strategii

innovacionnogo razvitiya predpriyatiya sbornik statej Otkrytoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej kafedry ehkonomiki. 2013. S. 89-95

Applied Economic Researches 4(14). Published by Scientific Adviser, 2016

CONDITIONS AND POSSIBILITIES OF UNDERTAKING PHYSICAL ACTIVITY IN THE «BESKIDZKA 5» TOURISM CLUSTER

Chudy Wojciecha), V.K. Krutikovb)

"'The Jerzy Kukuczka Academy of Physical Education in Katowice. Poland w.chudy@awf.katowice.pl.

Business and Technologies Institute in Kaluga

Abstract: the content of reports is summarized part of the doctoral thesis, incurred as a result of years of research of the author. The study was conducted in the field of physical activity of the society carried out in specific geo-spatial boundaries which is called the tourist cluster «Beskidzka 5»

Keywords: tourism cluster, physical activity, «Beskidzka 5».

Introduction

The thesis discusses conditions and possibilities of undertaking physical activity in the «Beskidzka 5» tourism cluster. This subject for analysis and evaluation was selected in the context of the possibilities to undertake physical activity in the tourism cluster, and the case study includes five municipalities of the Silesian province, called «Beskidzka 5», considered as a tourism cluster and a tourism micro-region.

The need to discuss this matter stems from issues caused by modern, health adverse model of human life. As a result of civilisation changes, societies in the multitude of daily duties, limit physical activity and have less and less physically active lifestyles. At the same time, however, there are observed some health supporting trends, which direct attention of some parts of the society to correct "healthy" food and authentic physical activity. There is observed increasing openness of the society to satisfy the natural physiological needs of humans and conscious attention to physical fitness. This supports higher willingness to being exposed to various forms of physical activity undertaken in spare time [3] either after work and school, or during tourist trips, which are a kind of variation from daily routine and induce physically active behaviours.

Methods, results and discussion

For the purposes of the analysis there was selected the "Beskidzka 5" area, which is the tourism micro-region emerged from voluntary initiative of five municipalities: Brenna. Istebna, Szczyrk, Ustron and Wisla. From the physical activity point of view, «Beskidzka 5»

allows staying active during leisure time, which results from variety of natural constituent of municipalities and their innovative organizational structure. The «Beskidzka 5» micro-region along with its technical and social infrastructure; its tourist, anthropogenic and natural advantages; tourism, recreation and sports development and local political entities operating on its territory, is an example of a tourism cluster. Such a cluster is characterized by concentration of tourist traffic as well as participating individuals pursuing physical activity, entities it consists of, its advantages and its infrastructure, all interconnected to support development of tourism and recreation and to promote sports. To all its participants the cluster offers a joint offer taking the form of a tourist product. It is an innovative approach to the development of tourism, which creates conditions for doing physical activity in a different way than before. Now this activity becomes comprehensive, complementary and mutually integrated. A tourist is given a comprehensive, but diverse opportunities to take physical activity.

For these reasons, the «Beskidzka 5» tourism micro-region is an appropriate area for measurement, analysis and evaluation of possibilities of undertaking physical activities.

Thus, the subject matter of this thesis results on one hand from the need to develop all aspects of physical activity in order to promote active attitude towards exercises in everyday life, and on the other hand - from the need to define the role of the tourism cluster in strengthening of physically proactive attitudes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.