Вестник Института экономики Российской академии наук
4/2020
Д.Л. ЗАГОРУЙКО
аспирант ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления - филиал, г. Орел
УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Успешный опыт государственной поддержки технологичного производства, а также его внедрения в экономику страны демонстрирует сегодня Республика Корея. Исследование приложенных государственной властью Южной Кореи усилий в оказании содействия в становлении и развитии малого предпринимательства и анализ эффективности этих мер, выразившихся в высоких предпринимательских, экономических иэкспортныхрейтингахстраны,показалдейственностьмногосторонней и комплексной поддержки. В статье автором подробно изучен опыт государственной поддержки внедрения инноваций в сектор малого бизнеса Республики и описаны действующие государственные программы поддержки малого предпринимательства, изучена инфраструктура поддержки малого предпринимательства, изложены формы и методы государственной поддержки субъектов малого бизнеса в Корее. Ключевые слова: государственная поддержка предпринимательства, зарубежная поддержка предпринимательства, малое предпринимательство, малое предпринимательство в Корее.
1БЬ: Н21, Н49, С38, N85.
Э01: 10.24411/2073-6487-2020-10052
Руководители большинства государств современного глобального мира осознают, что высокий уровень социального и экономического развития неразрывно связан с формированием успешного малого предпринимательства в национальных экономиках. Поскольку малый бизнес вносит существенный и порой, к сожалению, недооцененный вклад в экономику страны, понимание крайней необходимости поддержки данного сектора со стороны государства может ощутимо повлиять на ход развития страны и рост благосостояния ее населения.
В опубликованной в 2018 г. статье «Лучшие зарубежные практики государственной поддержки субъектов малого предпринимательства» [1] уже проводился анализ различных моделей государственной помощи малому бизнесу в ряде стран, преуспевающих в своем разви-
тии. Понимание факта высокой значимости этого, казалось бы, несущественного сектора экономики кардинально перестроило систему государственного воздействия, привнеся туда специфические организационные и финансово-кредитные рычаги управления. Результатом данного воздействия явилось успешное становление и качественное стабильное развитие малого предпринимательства, привносящее со временем серьезные поступления в бюджет, а также придающее маневренность, гибкость и большую эффективность национальной экономике. При этом нельзя не упомянуть о таком важном следствии зрелости рынка малого бизнеса, как рост уровня жизни населения страны.
Мировая практика показывает, что в успешно развивающихся странах централизованное содействие малому предпринимательству является неотъемлемой частью государственной политики. В данном контексте создание правового поля и экономической среды для самостоятельного роста и развития малых предприятий в реалиях современного цивилизованного рынка является первоочередной задачей государства.
Один из интереснейших примеров содействия развитию малого предпринимательства демонстрирует Республика Корея, лозунгом экономической политики которой является «Повышение производительности субъектов малого бизнеса через инновации». Республика Корея (Южная Корея), по данным Всемирного банка и Международного валютного Фонда, занимает шестое место в мире по объему производимого валового внутреннего продукта на душу населения1. Кроме того, также положительно характеризует экономику Южной Кореи достаточно низкий уровень безработицы, составляющий порядка 3,8%, а также высокий уровень жизни граждан страны [1].
Для оценки и сравнения степени развития предпринимательства в разных государствах экспертами-экономистами составляются рейтинги, в которых используются различные индексы, показывающие сильные и слабые стороны управления данным процессом. В частности, широко применяется показатель финансовой независимости, устанавливающий уровень правительственного невмешательства либо, наоборот, воспрепятствования изготовлению, распределению, а также употреблению продуктов и услуг [1]. Южная Корея, согласно этому признаку, в 2020 г. занимает 25 место в мире из 180, тогда как Российская Федерация, для сравнения, занимает лишь 94 место. По уровню легкости ведения бизнеса, характеризующей простоту осуществления предпринимательской деятельности [4], по оценке Всемирного банка, Корея занимает пятое место в мире. А по объему производимого ВВП
1 World Bank .Data. datacatalog.worldbank.org.
эта небольшая страна занимает 11 место в мире. Эти данные свидетельствуют о том, что Южная Корея являет собой достойный образец интенсивного и успешного формирования сектора малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в новейшей всемирной истории.
В соответствии с данными Национального Статистического Управления, опубликованными на сайте Министерства МСП и Стартапов Кореи (Ministry of SMEs and Startups - MSS), на сегодняшний день 90,2% населения Республики Корея занято в сфере малого предпринимательства, насчитывающей свыше 3,6 млн хозяйствующих субъектов, что составляет 99,9% общего количества зарегистрированных коммерческих предприятий. Доля МСП в общем экспорте Южной Кореи составляет 37,5% [8].
Программы, а также инструменты государственной поддержки предприятий сектора малого и среднего бизнеса в Южной Корее разрабатываются и реализуются Министерством МСП и Стартапов Кореи, которое, в свою очередь, координирует работу девяти учреждений для выполнения конкретных функций, а именно:
1) Корейская федерация кредитных гарантийных фондов (KOREG);
2) Корпорация малого и среднего бизнеса (SBC);
3) Корейское агентство по развитию технологий и информации (TIPA);
4) Центр распределения малых предприятий (SBDC);
5) Малые предприятия и Маркетинговые услуги (SEMAS);
6) Корейский институт начального и предпринимательского развития (KISED);
7) Корейская венчурная инвестиционная корпорация (KVIC);
8) Корейский институт малого бизнеса (KOSBI);
9) Корейская корпорация технологий и финансов (Korea Technology Finance Corporation - KIBO).
Эти организации совместно образуют функциональную сеть для реализации политики государства по поддержке и развитию МСП.
Понимая высокую важность развития малого бизнеса, Министерство МСП и Стартапов ставит своей целью укрепление конкурентоспособности и поддержку инноваций микро-, малых и средних предприятий. Миссия MSS заключается в разработке и реализации государственной политики в следующих трех областях:
1. Содействие росту бизнеса. Государство осознает, что рост предприятий напрямую связан с ростом национальной экономики. Таким образом, MSS реализует различные политики, направленные на стимулирование роста предприятий на всех этапах развития - от стартапов до МСП, от МСП - до международных предприятий включительно.
2. Формирование бизнес-стартапов. Технологии и основанные на новых знаниях стартапы могут привнести инновации и дать толчок
развитию всей экосистемы бизнеса. С этой целью МББ стремится развивать новые идеи, чтобы превратить их в новые предприятия. Кроме того, МББ также создает плавный цикл финансирования бизнеса, который облегчает инвестирование, сбор и реинвестирование.
3. Поддержка микропредприятий. В целях повышения конкурентоспособности микропредприятий, тоже важной основы национальной экономики, Министерство предпринимает меры государственного воздействия, которые способствуют успешному запуску микропредприятий, организуют тесное плодотворное сотрудничество, а также обеспечивают здоровый рост и успешное развитие [8].
Основными направлениями государственной политики в области поддержки становлению и развитию малого бизнеса в стране государство выбрало следующие [7]:
1. Повышение производительности МСП через инновации.
2. Ликвидация дефицита рабочей силы в МСП.
3. Повышение производительности МСП путем укрепления связей с мировыми рынками.
4. Создание правовой экосистемы для продвижения динамично развивающихся МСП.
5. Содействие предпринимательству с целью увеличения числа стартапов.
6. Продвижение политики улучшения финансирования МСП и стартапов.
Для реализации вышеупомянутых целей органы власти Южной Кореи применяют большое количество самых разных ощутимых финансовых послаблений и льгот, таких как [3]:
1) система дотационных кредитов с более низкой ставкой, на 2,53% ниже банковской, сроком вплоть до 8 лет;
2) система целевого кредитования малому бизнесу в интересах содействия экспорту;
3) система субсидиарной помощи, содействующая увеличению коммерциализации новаторских идей;
4) льготный порядок налогообложения;
5) система научно-технической помощи стартапам, являющимся, по оценкам специалистов, многообещающими.
Такие разносторонние меры поддержки эффективно сказываются на развитии малыми предприятиями производства инновационной продукции, конкурентоспособной на внешних рынках.
Помимо прочего, Корейская корпорация малого бизнеса финансирует целый пакет программ. В этих целях предусмотрены долгосрочные, стабилизирующие и торговые займы, а также займы на коммерциализацию НИОКР и на развитие малого бизнеса в провинциях.
Для поддержки и содействия внедрению инновационных технологий в деятельность малых и средних предприятий корейское правительство утвердило специальную программу поддержки МСП, а также стартапов. Успешные компании, способные к инновационному развитию, наделяются возможностью получить такие меры поддержки, как технологическая страховка и льготный налоговый режим. В стране действует постоянная налоговая скидка в размере 25% для субъектов инновационного МСП. На реализацию данной программы ежегодно расходуется около 5% от бюджета на НИОКР в Южной Корее [9].
Другим примером стимулирования малого бизнеса является господдержка предпринимателей, которые потерпели неудачу при первой попытке запуска своей компании. Реализуется данная поддержка созданием специального фонда, благодаря которому к решению возникших проблем на пути становления бизнеса привлекаются профессиональные консультанты. В ходе реализации данной программы эксперты проводят диагностику и разрабатывают комплекс рекомендаций для реабилитации бизнеса.
Правительство Южной Кореи активно проводит программу по повышению производительности МСП за счет усиления связей с мировыми рынками. Экспорт предоставляет дополнительные возможности для расширения и создания рабочих мест. Экспорт МСП, по мнению правительства, может быть увеличен за счет:
1) более эффективного использования цифровых платформ для расширения связей с мировым рынком;
2) более широкого использования технологий конвергенции;
3) расширения участия в госзакупках с высокой добавленной стоимостью, отчасти путем устранения торговых и инвестиционных барьеров;
4) развитие торговли услугами.
Цифровые платформы предоставляют малым предприятиям новые возможности выхода на зарубежные рынки. Государство информирует МСП о сферах и путях использования электронной коммерции для экспорта, оказывает помощь в обучении необходимых профессионально подготовленных специалистов. Снижение затрат на реализацию таких систем может способствовать увеличению объемов экспорта МСП, а также созданию «глобальных стартапов» («Глобальные стартапы»- термин, применяемый к молодым фирмам, активно вовлеченным в международную торговлю. Они внесли большой вклад в инновации и повышение занятости, что является двумя главными приоритетами правительства Республики Корея). Правительственный центр поддержки экспорта МСП ставит целью разработать онлайн-платформу для облегчения контактов между МСП и зарубежными покупателями.
Корея активно работает в «Фабрике Азии» (концепция производственно-сбытовых цепочек в рамках Азиатско-Тихоокеанских конгломератов, интегрированных вертикально, которые специализируются на изготовлении переходных продуктов, а также услуг со значительной долей добавленной стоимости [6]). Так, в 2014 г. доля импортных составляющих в экспортной продукции Кореи составила 38%, тогда как средний показатель по ОЭСР - 30%. Четверть МСП, ориентированных на экспорт, имеют зарубежные производственные базы, три четверти участвуют в глобальных производственно-сбытовых цепочках.
Особый интерес в системе национальной помощи малому бизнесу в Южной Корее уделяется развитию экспортного потенциала местных компаний. С этой целью государство оказывает содействие в участии экспортно ориентированных небольших компаний в заграничных выставках, разворачивает трейдерские миссии, а также представительства субъектов МСП, создает специализированные экспортные бизнес-инкубаторы с оказанием нормативно-правовой, маркетинговой и консалтинговой поддержки, а также содействует в сертификации продукции для экспорта.
Под созданием нормативно-правовой экосистемы правительство Кореи понимает проводимую нормативно-правовую реформу, направленную на снижение нагрузки на малый бизнес и создание новых возможностей, использование государственных закупок для оказания помощи предпринимателям, а также устранение других препятствий на пути развития малого бизнеса и уменьшение прямого вмешательства государства.
Правительственный план по созданию экосистемы для развития инновационных стартапов заключается в следующем [9]:
1. Создание благоприятных условий для развития предпринимательства, а именно: поддержка талантливых людей, запускающих разнообразные стартапы; использование технических инкубаторов; оказание поддержки на начальном этапе стартапов, таких как офисные помещения, а также сетевые и автономные сети; использование государственной собственности и государственных учреждений в качестве пространства «maker spaces» для облегчения обмена идеями и коммерциализации инновационных идей; оказание помощи стартапам на стадии их развития, включая финансирование; участие в государственных закупках, помогая малым предприятиям выживать и становиться средними предприятиями. Кроме того, правительством Республики Корея внедрена программа по технологической и сервисной поддержке молодых бизнесменов, которая реализуется посредством создания специальных площадок при университетах, где проводятся тестирования инновационных разработок одаренных молодых предпринимателей.
2. Расширение возможностей финансирования и введение налоговых льгот, в том числе создание «Фонда инновационных изысканий» на сумму 9,3 млрд долл. США, оказание содействия финансированию технологий на основе прибыльности фирмы и будущей стоимости технологии, предоставление образовательных программ по финансированию технологий, диверсификация налоговых льгот для начальных инвестиций и для привлечения более широкой группы инвесторов.
3. Установление положительной связи между стартапами и инвестициями посредством постепенного отказа от совместных поручительств (гарантий), которые ложатся тяжелым бременем на семью и друзей предпринимателей в случае банкротства, затрудняет перезапуск компании.
4. Продвижение возможностей для женщин-предпринимателей. В этих целях правительство использует специальный инвестиционный фонд, предназначенный для женщин. Его общий размер составил 50 млн долл. США за 2014-2017 гг. Предполагается, что он должен быть увеличен почти вдвое в 2018-2022 гг. Одним из критериев, по которым фирмы могут претендовать на поддержку со стороны фонда для женщин-предпринимателей, является наличие 35% женщин от числа всех работников, даже если предприниматель является мужчиной. Тем не менее, только 16% получили поддержку из данного фонда в рамках программы Start-up Academy в 2016 г. При этом доля, приходящаяся на поддержку экспорта, финансирования и НИОКР для стартапов женщин-предпринимателей, была еще меньше.
5. Укрепление предпринимательского духа молодежи.
По мнению правительства, важно улучшить имидж предпринимательства и желание молодежи стать предпринимателем в процессе образования, начиная с начальной школы. Корея внедряла программу «Bizcool» в начальных и младших средних школах с 2002 г., но она охватила только 15 начальных и десять средних школ в 2013 г. С 2018 г. обучение предпринимательству вводится в качестве регулярного курса во все начальные и средние школы.
Также важно совершенствовать инфраструктуру для стартапов, которая должна быть улучшена за пределами столичного региона Сеула. Опросы показывают, что 77% студентов университетов за пределами столичного региона крайне заинтересованы в открытии бизнеса, по сравнению с 25% жителей столичного региона. Тем не менее, предпринимательская инфраструктура, а также человеческие ресурсы и системы образования для наставничества молодых предпринимателей сосредоточены в столичном регионе.
Сельское хозяйство Южной Кореи представляет собой высокоразвитый сектор экономики страны. Спецификой корейского аграрного хозяйства является активное возделывание небольших по раз-
мерам земельных площадей: в среднем величина фермерского хозяйства занимает чуть больше 1 га, и только небольшая часть фермеров (порядка 6%) владеет участком более 3 га [2].
Правительство Кореи на регулярной основе разрабатывает пятилетние планы развития сельского хозяйства, ставя перед собой амбициозные планы. Осуществляет их правительство, оказывая помощь в модернизации ферм и поддержке обслуживания новых высокопроизводительных теплиц.
В Корее сегодня наблюдается высочайшая степень механизации аграрного хозяйства, что обусловлено высоким уровнем развития машиностроительного комплекса государства. В значительной степени этот уровень обеспечивается благодаря поддержке местными органами власти развития сельскохозяйственного машиностроения.
Общие расходы на исследования и разработки в Корее начали быстро возрастать с 2000 г. и в 2015 г. достигли 4,2% ВВП, являясь самыми высокими в ОЭСР [5]. Для продвижения инноваций правительство предоставляет налоговые льготы на НИОКР, на приобретение активов, технологий и кадровую поддержку. Так, в настоящий момент МСП могут выбирать между налоговой скидкой в 25% от расходов на исследования и повышение производительности или 50% от дополнительных расходов, превышающих средний показатель прошлого года.
Недавний опрос Института малого бизнеса Кореи показал, что 80,5% МСП испытывают трудности с поиском сотрудников, несмотря на растущий приток иностранных рабочих. Развитие МСП тормозится нехваткой квалифицированной рабочей силы, а их возможности обучать своих работников гораздо меньше, чем у крупных фирм. Корея приняла решения расширить число виз для трудоустройства на МСП, чтобы позволить высококвалифицированным иностранным работникам восполнить дефицит кадров на малых предприятиях. Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрены вычеты для сотрудников МСП, участвующих в научных исследованиях.
Так, в 2017 г. правительством Кореи был принят очередной пакет мер поддержки становлению и развитию малого предпринимательства, к которым, в частности, относятся следующие [9]:
1) Правительство создало Фонд венчурных инвестиций в МСП в 9,3 млрд долл. США.
2) Увеличило размеры финансовой поддержки МСП через государственные банки.
3) Правительство развивает рынок автоматических котировок KOSDAQ (корейских дилеров по ценным бумагам) для поддержки инновационных МСП.
4) Центральный банк увеличивает кредитную поддержку через финансовых посредников.
5) Правительство предоставляет МСП ежегодную поддержку в размере 18,5 тыс. долл. США на каждого вновь принятого на работу сотрудника на три года.
6) Правительство поощряет молодых работников МСП оставаться на своих рабочих местах, посредством увеличения суммы средств на их индивидуальных сберегательных счетах.
7) Для продвижения четвертой промышленной революции MSS запускает такие программы, как создание стартап-команд из смежных областей, чтобы способствовать созданию новых отраслей в экономике.
8) MSS реализует программу запуска Технического инкубатора для стартапов, которая обеспечивает наставничество и способствует развитию технологий.
9) Правительство защищает мелких торговцев и МСП за счет сокращения затрат, в том числе на оплату труда, на социальные и страховые взносы, на оплату по кредитам, налогам, финансовых долгов и аренду.
Кроме того, МСП в Корее также получают поддержку в виде:
1) преференциального режима при государственных закупках;
2) более низкой ставки налогов, как на уровне центрального правительства, так и на уровне местных органов власти, а также льготный режим налогообложения;
3) исключения для ассоциаций МСП из Закона о регулировании монополии и справедливой торговли;
4) права нанимать иностранных работников;
5) пониженных тарифов на воду и электроэнергию.
Развитие малого бизнеса Кореи, как указывают эксперты, в целом происходит путем поддержки структурной перестройки, а также увеличения занятости населения благодаря содействию сбалансированному развитию национальной экономики страны. Идет активная работа над повышением конкурентоспособности малых и средних предприятий на внутреннем и внешних рынках, реструктуризация и повышение качества образования и профессиональной подготовки сотрудников.
Сектор малого предпринимательства во всех странах имеет ряд отличительных черт, по причине которых он является очень зависимым от условий рынка. В связи с этим необходимо, чтобы любое государство было гарантом методичного, последовательного и активного решения вопросов хозяйственного регулирования, целенаправленно координируя ход рыночных переустройств в особенно чувствительном секторе экономики - малом бизнесе.
Выработка комплекса мер государственного регулирования и поддержки малого бизнеса является существенным условием его успеш-
ного развития. В научных и практикующих кругах постоянно ведутся споры по вопросам соответствия тех или иных мер механизму рынка и состоянию отрасли. Поэтому особенно актуальна задача разработки максимально экологичных моделей, механизмов и систем поддержки малого предпринимательства в современных рыночных условиях.
Опыт показывает, что страны уделяют особое внимание разработке и реализаций стратегических программных документов, которые при качественном контроле и грамотной реализации дают ожидаемый высокий результат. Сложилось глубокое понимание, что государству следует активизировать все без исключения формы хозяйствования, гарантирующие максимально результативное пользование ресурсами, а также рост производства продукции.
В целом, мировая практика демонстрирует то, что степень национальной помощи сектору малого бизнеса не только остается значительной, но и неизменно повышается. Малому предпринимательству в каждом государстве необходима поддержка в виде единого целостного подхода, которая должна содержать в себе многоплановые мероприятия помощи, такие как консалтинговые, экономические, научно-технические, управленческие, общественные и информационные. В условиях современной глобальной экономики для сохранения и повышения экономических, предпринимательских и социальных рейтингов страны, вопросы изучения образцового опыта поддержки и развития малого предпринимательства в преуспевающих странах являются важнейшими в целях его дальнейшей практической реализации с учетом специфики страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анненкова А.А., Паршутина И.Г., Жучкова ДЛ., Барышев А.В. Лучшие зарубежные практики государственной поддержки субъектов малого предпринимательства // Вестник Орел ГИЭТ. 2018. № 3 (45). С. 66-72.
2. Ахмадулина Т.В. Инновационный аспект развития сельского хозяйства Республики Корея // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3.
3. Александрин Ю.Н., Самарский Д.М. Инструментарий государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в Южной Корее и Израиле // Экономика и предпринимательство. 2015. Номер: 4-2 (57) С. 964-969.
4. Economic Freedom. www.heritage.org/index (дата обращения: 13.03.2020).
5. Jeong-bin Im. Recent Agricultural Policy Development in Korea / Food & Fertilizer Technology Center Agricultural Policy (FFTC-AP) Platform.ap.fftc.org.tw/article/1367 (дата обращения 13.08.2020).
6. Kanaev E., Korolev AS. Factory Asia and Asia-Pacific Economic Regionalism: The Connectivity Factor Revisited. International Relations. 2016. No. WP BRP 27/IR/2016. publications.hse.ru/preprints/196375343 (дата обращения 13.08.2020)
7. OECD Economic Surveys: KOREA. OECD. 2018. www.oecd.org/economy/surveys/ Korea-2018-OECD-economic-survey-overview.pdf (дата обращения: 04/06/2020).
8. Ministry of SMEs and Startups of Republic of Korea. smba.go.kr/site/eng/main.do (дата обращения: 08.09.2018).
9. Randall S. Jones, Jae Wan Lee. Enhancing dynamism in SMEs and entrepreneurship in Korea. Organisation for Economic Co-operation and Development. Economics department working papers No. 1510. 2018. www.oecd.org/officialdocuments/public displaydocumentpdf/?cote=ECO/WKP(2018)58&docLanguage=En (дата обращения: 04/06/2020).
ABOUT THE AUTHOR
Zagoruiko Darina Leonidovna - Post-graduate student of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "The Russian Academy of National Economy and Public Administration" under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management, Orel branch, Orel, Russia [email protected]
SUCCESSFUL EXPERIENCE OF STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KOREA
The Republic of Korea demonstrates successful experience of state support for technological production in the country's economy, as well as its implementation. An analysis of the efforts, made by the Korean government to foster establishing anf developing small businesses showed the effectiveness of multilateral and comprehensive support and resulted in the high country's business, economic and export ratings. The article states in detail the experience of state support for the introduction of innovations in the small business sector of the Republic, described the current state programs for supporting small businesses, laid out the infrastructure for supporting small businesses, outlined the forms and methods of state support for small businesses in Korea.
Keywords: state support for entrepreneurship, foreign support for entrepreneurship, small businesses, small businesess in Korea. JEL: H21, H49, G38, N85.