Борис ГУСЕЛЕТОВ
УСПЕХИ И НЕУДАЧИ СОЦИНТЕРНА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
Какова была роль партии социалистической и социал-демократической ориентации в политической трансформации стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в конце ХХ - начале XXI веков?1. Большинство этих партий возникли на базе бывших правящих коммунистических партий своих стран, хотя были исключения, например, в Чехии2. После их преобразования из коммунистических в социалистические и социал-демократические они очень быстро оказались втянуты в орбиту международного социалистического движения, наиболее представительным органом которого является Социалистический Интернационал (Социнтерн)3.
Эта организация и партии-члены, особенно из стран Западной Европы (Германия, Франция, Швеция и др.), несомненно, влияли на становления новых социалистических и социал-демократических партий в странах ЦВЕ. Это был длительный и сложный процесс. Рассмотрим его основные вехи.
Этапы становления
Первый этап начался задолго до распада СССР и крушения "реального социализма" советского образца. В конце 1948 года, с началом "холодной
См., напр.: DauderstatdM., Gerrits A. & Markus G. How the Social Democrats after the collapse of Communism face the task of constructing capitalism. Troubled Transition Social Democracy in the Central and East European Countries. 1999.
Waller M. The Adaptation of the former Communist Parties of East Central Europe. A Case of Social-Democratization in: Party Politics, Volume 1, 1995. Timmermann H. A Dilemma for the Socialist International: The Communist Parties' Successors in East Central Europe. In: Waller et al. 1994.
2
3
© Гуселетов Борис Павлович — к.техн.наук, доцент, руководитель Центра международных проектов и программ института Справедливый мир. E-mail: [email protected] Ключевые слова: Центральная и Восточная Европа; социалистические и социал-демократические партии; Социалистический Интернационал; демократизация; выборы.
войны", социал-демократия стран ЦВЕ как политическая сила прекратила своё существование. Оставались лишь небольшие группы политиков-эмигрантов. Социал-демократия сохранила своё присутствие в этих странах, но уже не как политическая организация, а в виде неких общественно-политических идей, выраженных в антикоммунистическом диссидентстве, ревизионизме и коммунистическом реформизме.
Многие видные социал-демократы из стран ЦВЕ, вынужденные эмигрировать, оказавшись за границей, не потеряли связи друг с другом. Для координации своих контактов в марте 1948 года они создали Бюро Социнтерна в Париже, которое в июле 1949 года было преобразовано в постоянный Социалистический союз Центральной и Восточной Европы со штаб-квартирой в Лондоне. Позднее Социалистический Интернационал принял большинство партий-членов этого союза в свой состав.
Союз определил ряд основных целей, из которых главной было единство и взаимная солидарность его членов. В принятом в этой связи заявлении отмечалось, что "видя печальную перспективу своих стран, социалистические партии оставили позади все разделяющие их разногласия в своей решимости действовать в унисон"1. Но время показало, что этот призыв был излишне оптимистичным, даже имея в виду то, что внутренние разногласия между членами Союза были преодолены. Длительная эмиграция и невозможность влияния на ситуацию в их странах наложили сильный отпечаток на эти партии.
Второй важной целью Союза было налаживание сотрудничества с международным социалистическим движением. Достичь её было довольно трудно, так как положение ряда партий-членов Союза, действовавших в эмиграции, в Социнтерне оставалось противоречивым и ненадёжным.
Третья цель Союза была ещё сложнее. Она заключалась в идейной и политической поддержке демократического социализма как альтернативы коммунистической идеологии и попыткам её воплощения в странах ЦВЕ. Союз в качестве своего политического манифеста разработал и предложил "Социалистическую альтернативу для Восточной Европы", в которой содержался призыв к национальной независимости, самоопределению людей и демократии без каких-либо изъятий. Социалисты-эмигранты считали установившиеся в их странах режимы так называемой "Народной демократии" кардинально отличающимися от социалистических идеалов, ценностей и принципов.
Оставаясь в оппозиции к "коммунистическому тоталитаризму", члены Союза выступали за политическую и социальную демократию, признание прав человека. Они были не против идеи государственной собственности, но считали, что её практическая реализация коммунистами ведёт к тому, что реальную прибыль в коммунистической экономической системе получал СССР и местные лидеры2.
В условиях "холодной войны" многие западные социал-демократы, особенно германские, выступали за смягчение напряжённости между Востоком
Unity - Prelude to Freedom. The Origins and Aims of the Socialist Union of Central-Eastern Europe, London, n.d., p. 3.
и Западом и их сближения ради постепенного изменения коммунистической системы. Поэтому социалисты-эмигранты постоянно ощущали недопонимание и отсутствие интереса к ним со стороны ведущих западноевропейских социал-демократов. Они считали, что их недооценивают, хотя имели статус наблюдателей в Социнтерне и получали финансовую поддержку со стороны ряда ведущих социал-демократических партий.
В то время позиция социалистов-эмигрантов и их присутствие в рядах Социнтерна не отвечали политическим приоритетам большинства западноевропейских социал-демократических партий. Они были последовательными противниками коммунистической идеологии, которая была абсолютно противоположна их собственной. Они поддержали десталинизацию, но заявляли об отсутствии реальных перемен в их странах, предостерегая западных социал-демократов от излишнего оптимизма и шаткости их позиции, основанной на "доброй воле и чисто политических соображениях"1. Социалисты-эмигранты не поддержали Ялтинское соглашение 1945 года, видя в нём проявление "слабости и неоправданных уступок со стороны двух западных лидеров - Рузвельта и Черчилля, которые были неверно информированы и в итоге предали интересы граждан Центральной и Восточной Европы"2. Такое толкование Ялтинского соглашения, создававшего основу послевоенной Европы, стало причиной серьёзных разногласий и споров между Союзом социалистов-эмигрантов и Социнтерном.
Председатель парижской Конференции эмигрантских партий З. Топалович заявил в марте 1948 года, что "мы хотели участвовать во всей деятельности международного социалистического сообщества, но они продолжали держать нас в подвешенном состоянии".3
Драматизм положения социалистов-эмигрантов был обусловлен ещё и тем, что сами они, имея ограниченные финансовые и организационные ресурсы, не могли эффективно работать в своих странах, а их соотечественники эмигранты-консерваторы и ярые антикоммунисты, имевшие серьёзное влияние на правящие круги США и, соответственно, доступ к реальным инструментам пропаганды (радио "Свободная Европа", "Голос Америки"), им не доверяли.
Таким образом, первый этап сотрудничества социал-демократов стран ЦВЕ с Социнтерном позволил им сохраниться в эмиграции после начала "холодной
Socialist Alternative for Eastern Europe. Statement adopted by the Conference of the Socialist Union of Central-Eastern Europe, Rome, October 20-21, 1961.
Zaremba Z. What has changed in Eastern Europe in the Post-Stalin Era? Report submitted by the Study Group on Eastern European Questions in the Bureau of Socialist International. 1961, p. 9.
Петков Г. Ялтинская конференция - трагический обман. Призыв к рабочим. Март 1965. с.2.
Les Socialistes des pays oprimés réclament la démocratie et l'indépendance. Compte rendu de la Conférence Internationale des partis socialistes des pays du Centre et de l'Est européen. Paris, 13-15 Mars 1948, p.14.
2
2
3
войны", но их возможности оказывать влияние на политическую ситуацию фактически были равны нулю.
Ситуация для социалистов и социал-демократов ЦВЕ изменилась после крушения "мировой системы социализма" и распада "социалистического лагеря".
Процесс трансформации компартий
Многие бывшие коммунистические партии стран ЦВЕ трансформировались в социалистические и социал-демократические1. Таким образом, в этих странах социал-демократические партии возникли из двух источников: традиционных небольших социал-демократических партий, существовавших до 1949 года и продолжавших работать в изгнании (традиционные партии), и реформистских крыльев компартий (партии-наследницы). В большинстве именно партии-наследницы смогли укрепиться в политической системе своих стран (Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Словения, Албания, Литва, Латвия, Эстония) и только в Чехии, где бывшая компартия осталась на ортодоксальных позициях, традиционная социал-демократическая партия сумела прийти к власти.
Однако было очень трудно в возникшем политическом хаосе идентифицировать ту или иную партию как социал-демократическую. Формально подтверждением этого могло быть членство в Социнтерне. Но сохранявшие его партии в изгнании, за исключением, возможно, Чехии, не имели ни силы, ни влияния в своих странах2. В отношении же партий-наследниц Социнтерну требовалось время для наблюдений, прежде чем принять их в свои ряды как реально трансформировавшихся в социал-демократические партии.
Ситуация осложнялась тем, что многолетняя диктатура компартий дискредитировала понятие партии в странах ЦВЕ. Население не доверяло им, считая их инструментом личного обогащения3. Поэтому большинство оппозиционных движений, отделив себя от партии-государства, пользовалось названиями "движение", "форум" и т.д. В них поодиночке (Чехия, Словакия) и целыми партиями (Болгария, Румыния) входили и социал-демократы.
Традиционные социал-демократические партии пытались сотрудничать с новой демократической оппозицией, в основном либерального толка в Болгарии, Польше и Румынии, и не принимали в свои ряды бывших коммунистов. Многие члены этих партий были молоды и не имели опыта партийной работы. Чаще всего они были активными противниками коммунизма и пришли в политику именно во времена его падения.
Крук Н., Даудерштадт М., Герритс А. Социал-демократия в Центральной и Восточной Европе. Интеграция - Примирение - Стагнация. (Перевод с английского). - М.: Культурная революция. 2004. - 128 с.
Meyer G. The Socialists' Rise to Power and the Democratization of Political Cultures in East Central Europe, Los-Novak/Amsterdam, 1997. Wyman M. et al. The Place of 'Party' in Post-Communist Europe, Party Politics, 1 (1995) 4, p.535-548.
2
3
Эти партии приняли социал-демократические программы и искали поддержки международной социал-демократии в лице Социнтерна. В силу обстоятельств своего рождения (они возникали из немногочисленных групп, а не массовых движений), они отражали скорее политическое мировоззрение своих новых лидеров, а не интересы широких слоёв населения. А эти лидеры решили стать социал-демократами не только из-за своих убеждений и взглядов, но и потому, что социал-демократия традиционно была значимой политической силой на Западе, и рассчитывали на её поддержку.
Исключением из этого общего для ЦВЕ положения дел можно считать разве что социал-демократическую партию Чехии (СДПЧ). Она неуклонно увеличивала свою поддержку, начиная с 4% на выборах 1990 года, до 8% на выборах 1992 года и 30% на выборах 1996 года. В 1998 году она получила 37% голосов и стала правящей, сформировав правительство меньшинства. Этот успех был обусловлен рядом обстоятельств: политической культурой Чехии, благоприятной для программно ориентированного построения партийной системы; долгой демократической историей и современной социально-экономической структурой; консерватизмом бывших коммунистов, освободивших СДПЧ пространство, занятое в других странах партиями-наследницами; а также не в последнюю очередь харизматичностью её лидера Милоша Земана1.
Но самые успешные социал-демократические партии стран ЦВЕ выросли из бывших компартий. К 1989 году реформаторы одержали верх во многих из них. В ряде случаях старые партии были распущены, приняты новые программы и названия, избрано новое реформистское руководство. Эти партии поддержали конституционные реформы, отказавшись от правовой фиксации своей политической исключительности2.
В отличие от социал-демократических партий, выросших из оппозиционных движений или традиционных партий, реформированные партии, приняли новые программы, имевшие символическую ценность, - показать отказ от коммунизма. Смена лидеров и переход к социал-демократической риторике ещё не означали преобразования в социал-демократическую партию. Их ряды были очень засорены людьми, безразличными к коммунистическим идеалам или интересам рабочих, руководствовашимися при вступлении в них карьерными соображениями. Нужны были более глубокие реформы, такие, как полная перерегистрация членов, что сделали венгерская и словацкая партии, и, возможно, отказ от имущества компартий. Членами партий-наследниц стали в основном те, кто глубоко врос в эту среду, а ушли, с одной стороны, ортодоксальные коммунисты, либо оставшиеся в компартиях, как Венгерская рабочая партия, либо создавшие новые партии3, а с другой стороны, те, кто посчитал, что членство в партии стало для них помехой.
1
Kitschelt H. Formation of Party Cleavages in Post-Communist Democracies. Theoretical Propositions. Party Politics, t. 1, 1995, p. 457.
2
Waller M. et al. Social Democracy in Post-communist Europe. European Commission: Central and Eastern Eurobarometer. Brussels, 1991-1997, p. 473-490.
В ряде стран процесс размежевания ортодоксов с реформистами был долгим и болезненным. В Румынии в результате "революции" 1989 года, свергшей диктатуру Чаушеску, на смену коммунистической системе пришла сравнительно цивилизованная форма демократии. Ведущая политическая сила -Фронт национального спасения, впоследствии раскололась на две основные партии. Более ортодоксальное крыло, возглавляемое новым президентом Илие Илиеску (1990-1996 гг.), превратилась в 1993 году в румынскую социал-демократическую партию. В Болгарии борьба реформаторов с ортодоксами соцпартии продолжалась долго, но страх международной изоляции и переговоры с Евролевыми Александра Томова усилили стремление к диалогу и реформам. В Словакии отколовшаяся группа ортодоксальных левых - Ассоциация словацких рабочих выросла из реформированной партии-наследницы демократических левых летом 1994 года и получила представительство в парламенте в сентябре того же года. Впоследствии она вошла в правящую коалицию вместе с Движением за демократическую Словакию и правоэкстремистской националистской национальной партией Словакии. Но уже в сентябре 1998 года Ассоциация словацких рабочих не смогла преодолеть 5% барьер и исчезла с политической арены.
Несмотря на сокращение числа членов, партии-наследницы в большинстве стран Центральной и Восточной Европы оставались наиболее многочисленными. Они имели самую широкую сеть местных организаций, охватывавшую всю страну и включавшую самые квалифицированные кадры: людей с административным, управленческим и международным опытом. Благодаря унаследованному имуществу и относительно высоким членским взносам, они финансировались лучше, чем большинство новых партий, особенно в начале переходного процесса.
К руководству этих партий зачастую приходили относительно молодые, но уже хорошо подготовленные политики, например, Жан Виденов (Болгария), Александр Квасьневский (Польша), Петре Роман (Румыния) или Петер Вайс (Словакия)). Но рядовые члены остались в общей массе старыми и ортодоксально настроенными людьми. Венгерская соцпартия, например, состояла на 35% из людей за 60 лет и старше и лишь 4% членов были моложе 30 лет1.
Процесс социально-экономических реформ в этих странах вёл к формированию большого числа потенциальных сторонников социал-демократов. Одна часть - это люди, которые в силу своего социального положения полагали, что социал-демократы лучше представляют их интересы: рабочие, госслужащие и так называемые бюджетники.
Другая, более многочисленная часть потенциальных избирателей - это люди, разделяющие основные ценности социал-демократии: демократию, как политическую систему, основанную на свободных и справедливых выборах, верховенстве закона и уважении прав граждан; социализм, настаивающий на
3 Timmermann H. A Dilemma for the Socialist International: The Communist Parties'
Successors in East Central Europe. In: Waller et al. 1994, p. 171-187.
1 Agh A. Partial Consolidation of East Central European Parties. The Case of the Hungarian Socialist Party, Parties Policy, 1 (1995) 4, p. 507.
корректировке рынка и контроле за частными предприятиями; мирное сосуществование государств, как ведущий принцип международных отношений, основанный на солидарности и мирном разрешении конфликтов.
Анализ итогов выборов в ряде стран Центральной и Восточной Европы, например, Венгрии и Польше, свидетельствовал о том, что партии-наследницы смогли воспользоваться своими ситуативными преимуществами и выявил следующие причины успеха социал-демократов1. Они в большей мере отвечали требованиям переходного периода: примиряли и объединяли старые (социальная безопасность, равенство) и новые (свобода, европеизация) ценности; не принимали тотальной критики прошлого; искали национальный консенсус перед лицом угрозы конфронтации и социального расслоения.
Роль Социнтерна в становлении партий
Важную роль в становлении этих партий и в их первых успехах сыграло и международное социалистическое движение, Социнтерн. Ряд из них был относительно быстро принят в его состав или начал процедуру вступления. Сегодня практически все страны ЦВЕ представлены в Социнтерне, а некоторые (например, Болгария, Венгрия, Польша) даже двумя партиями. Обсуждение проблем развития ситуации в ЦВЕ было включено в повестку дня XIX-XXII конгрессов, заседаний Совета Социнтерна. Для анализа ситуации в них были направлены специальные миссии Социнтерна.
Президент Социнтерна Вилли Бранд, его генеральный секретарь Луис Айала, известный австрийский социал-демократ Петер Янкович в статьях, опубликованных в журнале Socialist affairs2, пытались осмыслить проблемы, стоящие перед данной группой стран, европейской безопасности в изменившихся политических условиях, а также роль социал-демократического движения в их решении. На первом после XIX Конгресса Социнтерна в Стокгольме (1989 г.) заседании Совета было решено создать Комитет по странам Центральной и Восточной Европы, который возглавил известный в Европе социал-демократ, один из лидеров партии Демократические левые Италии Пьетро Фассино. За время своего существования (до 2002 года) этот комитет провел более 20 заседаний практически во всех странах этого региона, в том числе в Москве.
Позиция Социнтерна относительно событий и процессов в странах ЦВЕ представлена в резолюциях и декларациях его XIX (Берлин, 1992 г.), XX (Нью-Йорк, 1996 г.), XXI (Париж, 1999 г.), XXII (Сан-Пауло, 2002 г.) конгрессов; заявлениях его Совета и комитетов, прежде всего Комитета по Центральной и Восточной Европе. В журнале Socialist affairs всё чаще стали публиковаться статьи новых лидеров социал-демократических партий стран региона, таких
i
Mair P. Party System Change. Approaches and Interpretations. Oxford. 1997.
2 Brandt W. A year of revolution never to be forgotten// Socialist affairs. L., 1990, № l. p.4-6; Ayala L. Birth and rebirth: social democracy in Central and Eastern Europe// Socialist affairs. L., 1990, № 2. p. 6-8; Jankowitsch P. The long road to a united democratic left// Socialist affairs. L., 1990. № 4. p. 16-18.
как, например, Дьюлы Хорна3 и Александра Квасьневского2 Особенно много внимания этим партиям-членам и потенциальным партиям-членам уделял генеральный секретарь Социнтерна Л. Айяла.
После распада соцлагеря социал-демократические и социалистические партии стран Центральной и Восточной Европы сыграли важную и в целом позитивную роль в процессе трансформации этих стран в 90-е годы прошлого столетия. Они при участии и с помощью Социнтерна способствовали демократизации политической системы своих стран, становлению социально ориентированной рыночной экономики, интеграции в европейские и международные политические и экономические институты (Евросоюз, ОБСЕ, ВТО, МОТ и другие).
На современном третьем этапе сотрудничества Социнтерна с социал-демократами стран ЦВЕ эти партии уже полноправные члены международного и европейского социалистического движения.
Вице-президентами Социнтерна являются Мириана Ферич-Вас (Хорватия), Радмила Секринкса (Македония), Мария Титизян (Армения). Сопредседателями Комитета Социнтерна по странам СНГ, Кавказа и Чёрного моря стала представитель социалистической партии Венгрии Александра Доболи, а Комитета по странам Юго-Восточной Европы - Сергей Станишев и представитель социалистической партии Албании Эди Рама.
Социнтерн и его ведущие партии-члены всё больше внимания уделяют таким проблемным регионам (в том числе и с точки зрения влияния в них социал-демократов и социалистов), как Балканы и СНГ. В 2002 году на конгрессе в Сан-Пауло, вместо Комитета по странам Центральной и Восточной Европы было решено создать два новых комитета: по Юго-Восточной Европе и по странам СНГ, Кавказа и Чёрного моря (в ноябре 2008 года на Совете в Нуэво-Валарте он был переименован в Комитет по странам СНГ, Кавказа и Чёрного моря). Руководство этими комитетами было доверено представителям партий из стран ЦВЕ.
Помимо прочего, это свидетельствует о том, что социалисты и социал-демократы сумели добиться в этом регионе первых значимых электоральных результатов. Например, Демократическая партия Молдовы (член Социнтерна с 2007 года) входит в правящую коалицию, партия Справедливая Россия (член Социнтерна с 2007 года) в 2007 году добилась представительства в Государственной думе, а её лидер - председатель Совета Федерации ФС РФ. Лидер Демократической партии Сербии (член Социнтерна) Борис Тадич является президентом страны второй срок подряд. Неплохие позиции занимают социал-демократы в Македонии, Словении, Хорватии, Черногории. Несомненно, что в их успехах сыграло заметную роль сотрудничество с Социнтерном, особенно в республиках бывшей Югославии. Начиная с 1992 года Социнтерн направил сюда несколько миссий: сначала в Словению и Македонию, затем в Боснию-Герцеговину и Хорватию. Это была существенная поддержка социал-демократам, которые противились войне и боролись за демократию в тяжёлых условиях.
1 Horn G. Transforming the economy fairly// Socialist affairs. L., 1994. № 3, p.4-7.
2 Kwasniewski A. Polish challenges in 1995// Socialist affairs. L., 1995.№ 2, p.7-9.
* * *
Таким образом, есть все основания говорить, что социал-демократы стран ЦВЕ сыграли заметную роль в демократической трансформации этих государств после распада соцлагеря. Трудно переоценить помощь и поддержку, которую оказал им в этом Социалистический Интернационал и его ведущие партии-члены.
Сегодня внимание международного социалистического движения приковано к странам СНГ и Балкан, где демократические процессы в экономической и социально-политической сферах пока ещё только набирают обороты. Успешное завершение их невозможно без наличия влиятельных социалистических и социал-демократических партий в этих странах.