ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Усовершенствование процессов государственного управления точечной застройкой в городе Киев
Устименко
Александр Владимирович
Кандидат наук государственного управления, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (проблем военной стратегии) научно-исследовательского управления (проблем военной политики и военной стратегии) Центра военно-стратегических исследований Национального университета обороны Украины
e-mail: [email protected]
Alexander Vladimirovich Ustimenko
Candidate of Science
(Public Administration),
Senior Research Fellow of Research
Department (Center of strategic
researches) of National University of Civil
Defence of Ukraine
e-mail: [email protected]
УДК 351:711.432(477)
Improvement of Public Management of Infill Development in the City of Kiev
В статье вводится понятие «градостроительная деятельность» и анализируются проблемы, связанные с управлением точечной застройкой в городе Киев (Украина). Даются рекомендации по созданию и поддержанию полноценной жизненной среды граждан.
Ключевые слова и словосочетания: градостроительная деятельность, точечная застройка, развитие населенных пунктов, Киев.
The author introduces the notion "urban development", analyses the issues of infill development in the city of Kiev (Ukraine), provides recommendations on how to create and maintain a comfortable living environment for citizens.
Key words and word-combinations: urban development, infill development, development of inhabited localities, Kiev.
Согласно действующему законодательству градостроительство (градостроительная деятельность) - это целенаправленная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, объединений граждан по созданию и поддержанию полноценной жизненной среды, которая включает прогнозирование развития населенных пунктов и территорий, планирование, застройку, иное использование территорий, проектирование, строительство объектов градостроительства, сооружение иных объектов, реконструкцию исторических населенных пунктов при сохранении традиционного характера среды, реставрацию и реабилитацию объектов культурного наследия, создание инженерной и транспортной инфраструктуры [1].
К сожалению, указанное относительно создания и поддержания полноценной жизненной среды, является лишь декларацией и не имеет ничего общего с реальным положением дел. Рассмотрим состояние дел с точечной застройкой в городе Киев. Под точечной (уплотнительной) застройкой будем подразумевать строительство новых зданий и сооружений в исторически сложившемся микрорайоне.
В разных районах Киева постоянно вспыхивают конфликты между гражданами и застройщиками. Реально сложилась ситуация, что интересы застройщика часто противоречат интересам граждан - жителей прилегающих к месту строительства домов, поскольку уплотнительная застройка в основном сопровождается ухудшением их качества проживания. В первую очередь потребность в уплотнительной застройке вызвана
Проблемы регионального и местного управления
стремлением инвестора получить дополнительную прибыль за счет размещения объекта строительства в освоенных и близких к центру районах. Муниципальные же органы в основном поддерживают стремление застройщиков, игнорируя требования закона о "создании и поддержании полноценной жизненной среды". Если брать требование законодательства, то среди основных задач планирования и застройки территорий предусматривается, что должны быть учтены государственные, гражданские и частные интересы во время планирования, застройки, иного использования территорий [2]. Реалии же таковы, что муниципальные чиновники, в основном, лоббируют частные интересы инвесторов. В то же время, жителям чрезвычайно трудно добиться официального решения муниципальных органов власти по обустройству детских и спортивных площадок, мест или зон выгула животных, озеленению территории.
У жителей домов нет никакой гарантии, что близлежащая территория, на которой они создали сквер, высадив деревья, построили детскую площадку, оборудовали стоянку для своих автомобилей, не будет отдана коммерческой компании под застройку.
Примеров этому предостаточно. Продолжается противостояние между жителями дома № 4 по проспекту Маяковского и застройщиками ООО "ЭКО", которое планирует между домом и центральной транспортной магистралью Троещины построить офисно-торговый центр. Общественные слушания не проводились, хотя должны были состояться еще на этапе подготовки вопроса о землеотводе. Как оказалось, "Решение о землеотводе" принял Киевский горсовет под руководством Леонида Черновецкого в декабре 2006 года. Касалось оно ООО "СОЦИНВЕСТБУД". Само решение звучит как: "Передать обществу с ограниченной ответственностью "СОЦИНВЕСТБУД"... в краткосрочную аренду на 5 лет земельный участок площадью 0,38 га для строительства, эксплуатации и обслуживания торгово-офисного комплекса на ул. Владимира Маяковского, 4 в Деснянском районе г. Киева за счет городских земель, не предоставленных в собственность или пользование" [3].
Указанный земельный участок жители кооперативного дома 28 лет считали придомовой территорией, зеленой зоной. Они не понимают, как он попал в разряд свободных земель, и на каких условиях перешел впоследствии от ООО "СОЦИНВЕСТБУД" к ООО "ЭКО". Вряд ли можно считать "созданием и поддержанием полноценной жизненной среды" ситуацию, когда окна дома будут выходить на магазинные задворки с круглосуточным грохотом от загрузки-разгрузки машин. Местные жители пытались опротестовать проект застройки, их юристы сумели приостановить стройку на некоторое время. Однако Киевский горсовет принял решение об отчуждении территории вокруг дома от жилищного кооператива. Юристы, представляющие интересы местных жителей, подготовили пакет документов для суда, но слушания не успели состояться, так как застройщик начал работы. Под окнами людей появилась строительная техника, пожарные и милиция, а забор стали охранять сотрудники охранной службы.
Все это привело к обострению ситуации. Был спровоцирован конфликт. Около 500 жителей Троещины штурмовали и в итоге сломали строительный забор, воздвигнутый вокруг конфликтного земельного участка. Несколько граждан были травмированы в стычках[4].
Аналогичная ситуация и по адресу Сабурова, 18. Во дворе дома, где жителями проведено озеленение -посажены деревья и кусты, застройщик планирует возведение еще одного жилого дома. В микрорайоне Березняки, по улице Серафимовича, 13 застройщик планирует уничтожить сквер с целью постройки супермаркета. Вообще зачастую жители узнают о предстоящем строительстве только тогда, когда территорию под окнами начинают обносить забором.
Вызывает здоровую критику действия по уплотнению застройки, предоставлению мест для строительства между домами, с не определенной придомовой территорией существующих домов и недостаточным количеством мест для парковки За последние годы значительно увеличилось количество автомобилей. Только парк легковых машин в Украине за последнее десятилетие удвоился, на сегодня он насчитывает более 7 млн. единиц, ежегодный же прирост составляет примерно 8%. Уровень автомобилизации в Украине за двадцать лет вырос почти в 2,5 раза. Государственные строительные нормы (ГСН) по планированию и застройке городов не предусматривают места для парковки автомобилей собственников жилья. В них сказано: "На территории с коллективным пользованием придомовой территорией (многоквартирная, многоэтажная застройка) следует предусмотреть транспортный проезд (проезды), пешеходные коммуникации (основные, второстепенные), велодорожки, площадки (детские, спортивные, отдыха, размещения контейнеров для сбора бытовых отходов, гостевых автостоянок, площадки для выгула собак), озеленение территории" [5].
То есть, согласно ГСН предусмотрены гостевые автостоянки и не предусмотрены места парковки для автомобилей владельцев жилья. Скорее всего, это следствие лоббирования интересов застройщиков, что позволяет им планировать дальнейшее уплотнение застройки. Необходимо откорректировать ГСН в части
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 1/2013
- 59-
Matters of Regional and Local Government
создания придомовых площадок для парковки машин собственников жилья.
По нашему мнению, рассматривать вопрос предоставления разрешения по строительству в районах точечной застройки муниципальные органы власти должны только при условии, что определена придомовая территория всех окрестных домов, определены места для детских и спортивных площадок; для парковки машин собственников жилья и гостевых автостоянок; для выгула животных, которые согласно ГСН должны быть расположены не далее 300 и не ближе 40 метров от жилых домов [6].
В целом же, практика предоставления участков в аренду для строительства ошибочна. Участок должен выделяться не в аренду, а в собственность застройщика, с последующей передачей в собственность владельцам здания. Причем, при строительстве параметры здания должны соответствовать параметрам придомовой территории.Ответственность за это должен нести застройщик.
Согласно заявлению министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Темника до конца текущего года планируется разработать новые государственные строительные нормы. Как отметил министр, планируется увеличение национальных стандартов в строительстве и уменьшение государственных строительных норм (национальные стандарты в строительстве - это рекомендуемые показатели, а государственные строительные нормы - обязательные для исполнения) [7].
Сейчас застройщиком очень часто нарушается действующее законодательство, придомовая территория не соответствует требованиям ГСН, как по площади, так и по благоустройству. Нередки случаи, когда детские и спортивные площадки строятся из расчета одна на несколько домов, при этом их размеры меньше установленных. Не сложно спрогнозировать, что новые ГСН узаконят уменьшение придомовой территории и ухудшение норм благоустройства территории. То есть создастся ситуация, когда с трибун чиновники будут говорить о высоких национальных стандартах жизни граждан, а реально застройщики, согласно ГСН, будут строить дома на расстоянии "вытянутой руки" друг от друга, но все согласно ГСН.
Так что, для "создания и поддержания полноценной жизненной среды" для граждан государственные и муниципальные органы должны не допускать изменений в законодательстве по уменьшению государственных строительных норм при строительстве жилых домов; внести изменения в ГСН в части создания придомовых площадок для парковки машин собственников жилья; предусмотреть создание скверов в каждом микрорайоне.
Разрешению на строительство должна предшествовать разработка проектной документации на межевание территории квартала для определения сверхнормативной территории для строительства. При этом должны быть определены площади придомовых территорий окружающих домов. Перед предоставлением разрешения на точечную застройку должны в обязательном порядке проводиться общественные слушания с обязательным присутствием представителей близлежащих домов (их должно быть большинство).
Размеры же новостройки должны соответствовать выделенной под строительство территории. Если построенный жилой дом не будет иметь необходимой придомовой территории, то застройщик должен уплатить штраф в пользу госбюджета и вернуть часть денег инвесторам строительства, как за продукт худшего качества.
Библиографический список
1. Закон Украши «Про основи мютобудування» - Режим доступа: http:// akon4.rada.gov.ua/laws/show/2780-12
2. Закон Украши «Про планування та забудову територш» - Режим доступа: http:// akon.nau.ua/doc
3. Кшвська мюька рада III сеая V скликання Ршення вщ 21 грудня 2006 року N 391/448 Про передачу товариству з обмеженою вщповщальнютю "СОЩНВЕСТБУД" земельно! дшянки для бущвництва, експлуатацл та обслуговування торговельно-офюного комплексу на просп. Володимира Маяковського, 4 у Деснянському райош м. Киева - Режим доступа: http://kmr.ligazakon.ua/SITE2/l_docki2.nsf/alldocWWW/
4. 500 киевлян снесли забор конфликтной стройки на Троещине (07 августа 2013 в 20:49) ? Режим доступа: http://vz.ua/stolitsa/rezonans/500_kievlyan_snesli_zabor_konfliktnoi_stroiki_na_troeshchine
5. Планування та забудова мют, селищ i функцюнальних територш. Благоустрш територш ДБН Б.2.2-5:2011. - Мшрегюнбуд та ЖКГ Украши, 2012. - 44 с. - (Державш бу^вельш норми Украши).
6. Устименко О. В. Державне управлшня процесами мютобудування в Киевi / О. В. Устименко // Модершзащя державного управлшня та европейська штегращя Украши : матерiали щорiч. Всеукр.наук.-практ. конф. за мiжнар. участю (Кшв, 25 квгг. 2013 р. : у 2 т. / за наук. ред. Ю. В. Ковбасюка, К. О. Ващенка, С. В. Загороднюка. - К. : Вид-во НАДУ, 2013. - Т.1. - С. 38-40.
7. К концу года в Украине будут разработаны новые государственные строительные нормы. Брифинг министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Темника. News24UA - Режим доступа: News24UA%20- 0Украина%20разрабатывает%20новью%20строительнью%20нормы%20%20Н0В0СШ%2