Научная статья на тему 'Проблемы развития строительной отрасли в Санкт-Петербурге на современном этапе'

Проблемы развития строительной отрасли в Санкт-Петербурге на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1196
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ ЗАСТРОЙКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРОД-СПУТНИК / CONSTRUCTION / INFILL CONSTRUCTION / INFRASTRUCTURE / SATELLITE TOWN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Капустина Юлия Андреевна

В статье представлены основные особенности и проблемы развития строительной отрасли в Санкт-Петербурге, проанализированы различные строительные проекты города, а также рассмотрены возможные пути решения сложившихся трудностей и проблем. Строительство одна из основных отраслей Санкт-Петербурга. Поэтому очень важно своевременное рассмотрение и решение возникающих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the construction industry in St. Petersburg at the present stage

The article presents main specific features and problems of developing the construction industry in St. Petersburg. The author analyzes various construction projects in the city, and considers the possible ways to settle current problems. Construction is one of the main industries in St. Petersburg. So it is very important to consider and solve problems in time.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития строительной отрасли в Санкт-Петербурге на современном этапе»

НАУЧНЫЕ СОБЫТИЯ: 111-я международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир»

УДК 338.45:69(470.23-25)

Ю.А. Капустина

Проблемы развития строительной отрасли в Санкт-Петербурге на современном этапе

В статье представлены основные особенности и проблемы развития строительной отрасли в Санкт-Петербурге, проанализированы различные строительные проекты города, а также рассмотрены возможные пути решения сложившихся трудностей и проблем. Строительство - одна из основных отраслей Санкт-Петербурга. Поэтому очень важно своевременное рассмотрение и решение возникающих проблем.

The article presents main specific features and problems of developing the construction industry in St. Petersburg. The author analyzes various construction projects in the city, and considers the possible ways to settle current problems. Construction is one of the main industries in St. Petersburg. So it is very important to consider and solve problems in time.

Ключевые слова: строительство, уплотнительная застройка, инфраструктура, город-спутник.

Key words: construction, infill construction, infrastructure, satellite town.

Строительная отрасль представляет собой градообразующее звено в цепи социально-экономического развития Санкт-Петербурга и области. Работа транспорта, здравоохранения, энергетики и т. д. напрямую зависит от внутренних резервов и потенциальных возможностей строительной индустрии.

По последним данным, северная столица России является лидером среди регионов по вводу жилья. За 2013 год было сдано более 2,5 млн м2 жилых помещений (введено в строй более 300 объектов).

Строительство - одна из основных отраслей Санкт-Петербурга. Но ее развитие связано с выполнением стратегических и тактических целей и задач, достижение которых вызывает определенные проблемы. Одна из важнейших - проблема уплотнительной или, как её ещё называют, точечной или квартальной застройки.

© Капустина Ю.А., 2014

Вопрос «уплотнительной застройки» - это вопрос комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования. Под уплотнительной застройкой понимается строительство новых зданий или сооружений в исторически сложившемся жилом микрорайоне, часто на месте зелёных зон.

Нарушения прав жителей существующей застройки в случае реализации проектов уплотнительной застройки существенны. Полностью исчезает или существенно уменьшается придомовая территория, вырубаются деревья, ухудшается инсоляция. Новостройка часто подключается к существующей канализации, электросетям, поэтому увеличивается нагрузка на существующие коммуникации. В итоге у жителей существующей застройки начинаются проблемы с электроснабжением, прорываются канализационные сети. Парковка новостройки рассчитана на автомобили своих жителей, а жителям старых домов больше негде ставить свои машины. В целом уплот-нительное строительство приводит к увеличению количества используемого автотранспорта и как следствие к увеличению пробок на дорогах.

Строительство в непосредственном соседстве с существующей застройкой опасно и с точки зрения безопасности старых домов. Известны случаи, когда из-за стройки в старых домах начинали идти трещины по стенам. Из-за нарушения правил техники безопасности, что стало обычным явлением, на близстоящие дома падают не только стальные швеллера и балки, но и строительные краны, гибнут люди.

Жители, страдающие от нарушения своих прав, начинают борьбу против строительства, что приводит к социальным конфликтам, увеличению социальной напряженности в обществе в целом.

Снос детской и спортивной площадок, вырубка многолетних зеленых насаждений, неудобства, связанные с длительным строительством, шум и работа строительной техники, а главное -лишение граждан жизненного пространства - таковы следствия уплотнительной застройки дворовых территорий. Многие квартиры в ныне существующих домах лишаются солнечного света в результате возведения во дворе еще одного дома.

Другой существенной проблемой является недостаточно развитая инфраструктура в местах застройки.

Инфраструктура микрорайона - важный компонент комфортной жилой среды. Чем больше в новостройках объектов социальной инфраструктуры, тем привлекательнее они для покупателей.

Многочисленные опросы, проведенные риэлтерскими компаниями, показывают, что половина покупателей жилья готова въехать в новостройку только при условии, что там уже есть развитая инфраструктура или она появится в ближайшее время. Примерно треть

покупателей опасаются приобретать жилье в зоне без удобств и комфорта.

Транспортная инфраструктура - комплекс сооружений, коммуникаций (включая предприятия всех видов транспорта и соответствующие и органы управления), обеспечивающий устойчивое функционирование и развитие поселений и межселенных территорий.

Инженерная инфраструктура - комплекс сооружений и коммуникаций всех видов инженерного оборудования (включая предприятия по их обслуживанию и соответствующие органы управления), обеспечивающие устойчивое функционирование и развитие поселений и межселенных территорий.

Социальная инфраструктура - комплекс находящегося в ведении органов государственной власти или органов местного самоуправления жилищного фонда, объектов и предприятий (учреждений) культурно-бытового обслуживания населения, а также объектов и предприятий, обеспечивающих их устойчивое функционирование.

Так, например, в пос. Шушары наблюдается крайний дефицит социальной инфраструктуры. На 20 тыс. человек в поселке открыта всего одна школа, три детских сада и один офис семейного врача. В поселке нет детской поликлиники, полноценной поликлиники для взрослых, подстанции скорой помощи и отделения полиции, не говоря уже о спортивных и подростковых клубах, досуговых центрах, стадионах и бассейнах. В Шушарах часто стоит запах от близлежащих свалок, нет зеленых зон, тротуаров. Также в поселке имеются проблемы с транспортом. Несмотря на окружение сразу пятью крупными магистралями, въезд и выезд у местных - всего один. А метро, которое обещали построить к 2017 г., выйдет на поверхность в промзоне с другой стороны Московского шоссе.

Для решения данной проблемы введен мораторий на дальнейшую застройку микрорайона Шушары до момента, пока не будут возведены объекты социальной инфраструктуры. Завершат лишь те дома, строительство которых уже начато.

В Пушкинском районе запланировано строительство города «Южный», который планируется построить на стыке Пушкинского района Петербурга и Гатчинского района Ленобласти.

Строительство «Южного» нацелено на дополнительное привлечение в Санкт-Петербург и Ленинградскую область рабочей силы из других регионов и увеличение площади земель, предназначенных для городской застройки и промышленных зон за счет земель сельхозназначения.

Предполагается, что объем вложений самого инвестора составит 338 млрд р. При этом за счет бюджета Санкт-Петербурга в горо-

де-спутнике «Южный» будут возведены 16 школ, 37 детсадов, девять медучреждений, а также построены крупные дороги.

Несмотря на это, строительство города «Южный» повлечет ряд проблем. На территории, планируемой под застройку, расположен Кондакопшинский лес, существование которого предлагаемым проектом ставится под угрозу. Кондакопшинский лес — единственный естественный лес, сохранившийся на территории Пушкинского района.

В Кондакопкшинском лесу находится болото, из которого берет начало р. Кузьминка, являющаяся источником воды для прудов в парках Пушкина. Летом болото служит резервным источником воды для р. Кузьминки и прудов в парках.

Если лес вырубят, территорию спланируют и застроят, то болото высохнет, а р. Кузьминка пересохнет. В этом случае пруды в парках Пушкина - Екатерининском, Александровском и Нижнем - могут обмелеть, а это уже прямая угроза культурному наследию Санкт-Петербурга.

Строительство города-спутника на окраине Санкт-Петербурга приведет к транспортным проблемам. Весь юг Санкт-Петербурга ждут автомобильные пробки. Люди, поселившиеся в городе-спутнике, предпочтут автомобиль транспорту общего пользования. Из-за роста размеров Санкт-Петербурга путь от дома до места работы для них будет длиннее и дольше, чем для людей, живущих в центре. Следовательно, следует ожидать, что каждая семья в «Южном» будет стремиться иметь на одного человека один автомобиль. Даже если за счет бюджета Санкт-Петербурга будут построены дополнительные автомагистрали, проблему пробок это не решит. Об этом говорит опыт всех крупных городов, вставших на путь экстенсивного развития - расширения застраиваемой территории.

Со временем у жителей городов, власти которых вкладывают средства в развитие незастроенных территорий вместо реконструкции центра, возникают не только транспортные, но и социальные проблемы. Из исторического центра уходит активная жизнь. На окраины уезжают молодые, самостоятельные, обеспеченные люди. Остаются малообеспеченные и приехавшие на освободившееся место мигранты.

Такое искусственное географическое разделение жителей порождает социальную разобщенность и преступность.

Аналитический центр одного печатного издания провел исследование качества жизни в районах города. Исследования показали, что нет района признанного лидера по качеству жизни. Одни лучше оснащены транспортной инфраструктурой, другие могут похвастаться озеленением территорий, третьи - доступом к магазинам и местам отдыха. Даже у самых лучших мест для жизни в Петербурге

есть серьезные недостатки, что свидетельствует о несбалансированном развитии территорий.

В начале года депутаты ЗакСа приняли законопроект о градостроительных нормативах, по которому будут рассчитываться нормы обеспечения горожан объектами социальной и транспортной инфраструктуры. Отныне на тысячу жителей должно приходиться: 55 мест в детском саду, 120 мест в школе, 1200 м2 спортивных площадок, а также не менее 30 % городской территории под рекреационные зоны. В идеале на одного петербуржца должно приходиться 16 м2 зеленых насаждений. Также в законе упоминается, что к 2015 г. на каждую тысячу горожан будет 350 автомобилей, поэтому застройщики должны подумать о просторных парковках, дорогах и обустройстве межквартальных проездов.

Таким образом, чтобы решить данные проблемы, необходимо:

• ужесточить контроль за строительством новых зданий в сложившихся жилых районах, в первую очередь, в историческом центре Санкт-Петербурга;

• обязать строительные компании включать в проект застройки такие социальные объекты, как поликлиники, детские сады, школы и т. д.;

• максимально разгрузить внутреннее пространство дворов от автомобилей, уводя паркинги под землю и создавая открытые паркинги в непосредственной близости от новостроек;

• при строительстве новых микрорайонов учитывать транспортную ситуацию на данной территории, строить новые дороги и транспортные развязки.

Список источников

1. URL: http://stopress.ru/

2. URL: http://www.fontanka.ru/

3. URL: http://xn--80aehbifmf8acdejehti7p.xn--p1ai/novosti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.