Следовательно, по известным величинам оральной, подмышечной или заушной температур можно находить величины ректальной температуры. Это позволит сопоставлять и анализировать материалы, полученные в различных условиях исследований.
Выводы
1. На основании результатов исследований установлена высокая степень корреляции между ректальной, оральной, подмышечной и заушной температурой.
2. Для практического применения рекомендованы графики и формулы, позволяющие определять ректальную температуру по имеющимся величинам оральной, подмышечной и заушной температур.
ЛИТЕРАТУРА. Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. — Слоним А. Д. Животная теплота и ее регуляция в организме млекопитающих. М.—Л., 1952.
Поступила З/УП 1973 года
УДК 614.771-978
А. Ф. Перцовская
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЫ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сыснна АМН СССР, Москва
В современных условиях при загрязнении почвы химическими веществами критериями их влияния на ее свойства являются изменения микробиоценоза почвы.
Для изучения и решения этого вопроса необходимы методы, позволяющие наиболее полно учесть количество микроорганизмов в почве. В связи с этим значительный интерес представляют методы предварительной обработки ее к микробиологическому анализу. Как показывают последние данные (Д. Г. Звягинцев и соавт.), сила адсорбции микроорганизмов к поверхностям бывает довольно значительной и адсорбированные клетки микроорганизмов довольно прочно удерживаются на почвенных частицах.
Количество адсорбированных клеток микроорганизмов зависит от ряда факторов — типа механического и агрегатного состава почвы, наличия и концентрации солей, рН, степени влажности, наличия водорастворимых органических веществ и т. д. Почвы тяжелого механического состава, особенно те, которые богаты органическими и минеральными коллоидами и сильно агрегированы, содержат гораздо больше адсорбированных клеток бактерий, чем почвы легкого механического состава, бедные органическим веществом. Микроорганизмы распределены в почве неравномерно, микро-и макроочагами.
Как известно (Д. Г. Звягинцев; П. X. Рахно и Э. Пярсин), при проведении микробиологического анализа почвы необходимо осуществлять 3 процесса — разрушить почвенные агрегаты, десорбировать микроорганизмы с поверхности почвенных частиц и дезагрегировать микробные микроколонии. Все это следует учитывать, чтобы правильно произвести посев; иначе говоря, посев должен производиться из суспензий, в которых клетки почвенных микроорганизмов находятся в виде одиночных свободно плавающих клеток. Мы провели сравнительную оценку эффективности некоторых существующих методов десорбции и диспергирования при анализе почв для выявления наиболее целесообразных из них и рекомендации их для санитарно-бактериологических исследований. Нашей задачей являлась
также разработка новых, доступных для санитарной практики приемов диспергирования и десорбции микробных клеток.
Исследования проводили с увлажненными до различной степени образцами дерново-подзолистой, дерновой и торфяной почв, а также со свежими воздушно-сухими образцами дерново-подзолистой почвы. Образцы отбирали из верхнего генетического горизонта всех исследуемых почв. Посев производили чашечным поверхностным методом на подсушенные чашки Петри из разведений почвенной суспензии на 5 параллельных чашек из 2 параллельных навесок. Общее количество микроорганизмов учитывали на питательном и почвенном агаре с добавлением дрожжевого автолизата При проведении работы использовали некоторые приемы, рекомендуемые Д. Г. Звягинцевым.
Мы стремились разработать модификации методов диспергирования и десорбции — достаточно эффективных, но не требующих специальной аппаратуры. С этой целью средние навески почвы в 1 г растирали в пастообразном состоянии 5 мин, а затем полученные почвенные суспензии охлаждали в холодильной камере при —5—7° от 5 до 45 мин. После каждой экспозиции охлаждения из суспензии непосредственно приготовляли разведения и производили посев или же температуру суспензии в течение 2— 5 мин доводили до комнатной под струей теплой воды, а затем уже производили посев. При этом исходили из следующих положений. Адсорбция клеток микроорганизмов у поверхности почвенных частиц — явление обратимое и при комнатной температуре, в условиях которой производится посев, оно может иметь место. При пониженной температуре (—5—7°) происходит синхронизация роста клеток, в результате чего все они в суспензии растут с одинаковой скоростью. Тем самым устраняется угнетающее действие метаболитов быстрорастущих форм на медленно растущие формы.
Полноту десорбции клеток микроорганизмов с поверхности почвенных частиц контролировали с помощью люминесцентного микроскопа МЛД.
Все новые приемы диспергирования и десорбции клеток микроорганизмов применяли на фоне обычно рекомендуемых в санитарно-бактериологи-ческих исследованиях приемов обработки почвы, т. е. используя ручное 10-минутное перемешивание почвенной суспензии, или жешюттель-аппа-рате (использовали аппарат марки АВУ-1). При применении аппарата встряхивания брали разное время воздействия (10, 15, 20 и 30 мин.).
Как показали наши исследования, использование специальных приемов предварительной подготовки почвы к санитарно-микробиологическому анализу позволяет увеличить общее определяемое количество микроорганизмов в исследуемой почве по сравнению с количеством микроорганизмов, определяемых в той же почве по стандартной методике, в несколько раз.
Больше всего микроорганизмов в исследованных почвах выявляется при использовании модифицированных нами методов подготовки почв — растирании с последующим 30-минутным охлаждением, прочно вошедшее в практику санитарно-бактериологических анализов 10-минутное перемешивание почвенной суспензии в колбах — самый неудачный способ диспергирования. При перемешивании почвенной суспензии почвенные агрегаты совершают плавное вращательное движение и не подвергаются сколько-нибудь значительному диспергированию.
При проведении анализов выявлено преимущество перемешивания почвенной суспензии на аппарате встряхивания АВУ-1 перед ручным перемешиванием почвенной суспензии в колбах. Постепенное удлинение времени экспозиции на аппарате встряхивания с 10 до 30 мин также не приводит к практическому увеличению числа микроорганизмов, определяемых в исследуемых почвах.
1 Рецепт почвенного агара.
Влияние предварительной обработки на общее количество микроорганизмов в почве разных типов
Численность микроорганизмов на 1 г почвы (питательный агар) <
Почва обыч ная обработка (А) лучший вариант предварительной обработки (Б) Отношение В/
Торфяная Дерново-подзолистая Дерновая 2.0- Ю6 1,3-106 1.1-10е 12,8-106 6,5- 10« 5,5-10е 6,4 5.0 5.0
Аналогичные данные получены и в отношении дер ново-подзол истой и дерновой почвы. Результаты использования лучшего варианта обработки — растирания с последующим 30-минутным охлаждением — приведены в таблице. Использование этого приема позволяет, как видно из представленных данных, увеличить общее определяемое число микроорганизмов во всех исследованных почвах в 5—6 раз, что несколько превышает максимальные результаты, полученные с помощью ультразвука (Д. Г. Звягинцев), при этом удавалось повысить количество микроорганизмов в почвах того же типа в 3,5—4,8 раза.
Выявлены также значительные преимущества применения почвенного агара питательной среды, содержащей почвенные частицы, перед общепринятой питательной средой (сухой питательный агар дагестанского производства). Так, если при использовании питательного агара даже с применением лучшего варианта диспергирования и десорбции удалось определить в 1 г почвы 12,8 млн. клеток, то на почвенном агаре — около 68 млн. клеток. Подобные результаты получены и в отношении дерново-подзолистой почвы.
Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что на питательном агаре вырастает не только меньше колоний, чем на почвенном агаре, но и достигаются большой разброс данных и меньшая воспроизводитель-ность результатов при большой загрязненности посторонней воздушной микрофлорой.
Таким образом, применение почвенного агара и использование приемов диспергирования и десорбции значительно увеличивают выделение микроорганизмов из почвы (в 30—34 раза). Разработанный нами метод более полного учета общего количества микроорганизмов в почве представляет значительный интерес при установлении критериев гигиенического нормирования в ней химических веществ, так как позволяет дать более обоснованную оценку влияния различных химических веществ на почвенный микробиоценоз. Необходимо, однако, отметить, что полученные нами данные относятся к почвам с неводопрочной структурой, требуются дальнейшие исследования по разработке эффективных и доступных для сани-тарно-бактериологических учреждений приемов анализа почв с повышенной адсорбционной способностью и водопрочностью.
Выводы
1. Применение приемов диспергирования и десорбции повышает выделение микроорганизмов из почвы в 5—6 раз по сравнению с количеством микроорганизмов, выделяемых с помощью общепринятых санитарно-бак-териологических методов.
2. При анализах дерново-подзолистых, дерновых и торфяных почв рекомендуется проводить диспергирование и десорбцию микроорганизмов с поверхности почвенных частиц 5-минутным растиранием образца почвы с последующим 30-минутным охлаждением при —5 —7°.
3. Использование почвенного агара вместо общепринятого питательного позволяет значительно повысить выделение микроорганизмов из почвы.
3 Гигиена и санитария № 7
65
ЛИТЕРАТУРА. Звягинцев Д. Г., Перцовская А. Ф., Я х -н и н Е. Д. и др. Микробиология, 1971, в. 6, с. 1024. — Звягинцев Д. Г. В кн.: Вопросы численности биомассы и продуктивности почвенных микроорганизмов. 1972.
Поступила 28/У1 1973 год»
УДК 613.644-073.461
А. В. Колганов
ИЗМЕРЕНИЕ ПРЕРЫВИСТОГО ШУМА И РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ УРОВНЕЙ
Институт гигиены труда и профзаболеваний, Донецк
Биологическая активность прерывистого шума в отличие от стабильного зависит не столько от уровня звукового давления и спектрального состава, сколько от таких его параметров, как время нарастания переднего фронта, соотношение длительности импульса и паузы, разница между пиковым уровнем импульса и фоном в паузе (Е. Ц. Андреева-Галанина и Г. А. Суворов; А. А. Аркадьевский и Л. И. Максимова; О. П. Шепелин; Г. А. Суворов, и др.).
В настоящей работе прерывистым считается шум, характеризующийся разграниченным во времени чередованием пауз и импульсов, где под импульсом шума понимается кратковременное (от сотых долей секунды до нескольких минут) повышение уровня звукового давления (более чем на 6 дБ) в данной точке звукового поля. Исследования, проведенные лабораторией шума и вибрации Донецкого института гигиены труда и профзаболеваний на некоторых металлургических заводах, позволяют выделить 2 основные причины возникновения прерывистых шумов на производстве. Одной из таких причин является удар инструмента об обрабатываемый материал (работа барабанных и летучих ножниц, кузнечно-прессового оборудования, аэродинамические «хлопки» и т. д.). Шумы, возникающие при этом, характеризуются малым временем нарастания переднего фронта (10—90 мс), короткими длительностями звучаний (до 1 с), высокими пиковыми уровнями звуковых давлений (до 140 дБ А и выше), обычно треугольной формой импульса с экспоненциальным или линейным спадом заднего фронта. В смысле биологической активности такие шумы наиболее опасны. Другой причиной возникновения прерывистых шумов на производстве служит трение соприкасающихся поверхностей (резание металла дисковыми пилами, движение его по стелюгам холодильников и т. д.). Шумы трения характеризуются большим временем нарастания (250—1000 мс), большими длительностями звучаний и пауз (1—20 с и более) и несколько меньшими по сравнению с шумами 1-й группы уровнями звукового давления (до 120 дБА). Биологическая активность этих шумов приближается к активности стабильного шума такой же средней мощности.
Поэтому правильная гигиеническая оценка прерывистого шума помогает найти наиболее действенные методы профилактики. Отечественной промышленностью не выпускаются приборы, позволяющие измерять прерывистые шумы, а импульсные шумомеры иностранных фирм (РБЛ-202 фирмы ИРТ, 2204 фирмы Брюль и Кьер и т. д.), во-первых, труднодоступны, а во-вторых, не дают характеристики всех необходимых параметров шума (времени нарастания, длительности импульса и т. д.).
Работы сотрудников лаборатории показали, что для гигиенических исследований прерывистых шумов может быть применен измерительный тракт, состоящий из последовательно включенных микрофона, усилителя с малым собственным шумом и предварительно прокалиброванного светолу-чевого осциллографа. Осциллограф калибруют следующим образом. На вход измерительного тракта подают шум известного уровня Ьг, 1_.2) Ь3,. . .,