УСЛУГИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ТЕНДЕНЦИИ РОСТА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассмотрена природа услуги во внешней торговле, дана ее общая характеристика, представлены ключевые особенности услуг, а также сформулированы основные способы их предоставления. Международная торговля как вид международных экономических отношений представлена в статье с позиции видимости возможных предметов внешнеторговой сделки. Показаны тенденции и направления развития международной торговли услугами.
Ключевые слова. Международная торговля, видимая торговля, невидимая торговля, внешнеторговая сделка, товар, услуга, способ предоставления услуги, производитель (исполнитель) услуги, потребитель услуги.
Evgrafov A.A., Ilina O.V., Mihailova G.V.
SERVICE IN INTERNATIONAL TRADE: ECONOMIC NATURE, GROWTH TREND AND DEVELOPMENT ISSUES
Abstract. This article considers the economic nature of service in international trade, its' characteristics and key features. It also introduces the major ways of service delivery. Being a type of international economic relationship, international trade is presented in the article from the standpoint of potential transaction subjects, together with the direction of trends in services.
Keywords. International trade, visible trade, invisible trade, foreign trade transaction, commodity, service, service delivery, service provider, service consumer.
Международные экономические отношения разнообразны в своём проявлении. Основным из них является международная торговля, которая основывается на правовой форме - внешнеторговой сделке. Предметом внешнеторговой сделки могут выступать: товары (сырьевые, полуфабрикаты и готовая продукция, продовольствие, машины и оборудование и т.п.); услуги (транспортные, финансово-кредитные, страховые, информационные, научно-технические и др.); имущественные и неимущественные права, в частности права на результаты интеллектуальной деятельности (патентные, авторские права и т.п.). Исходя из характеристики каждой группы возможных предметов внешнеторговой сделки, их можно разделить на 2 части: 1-я часть - видимая торговля - это торговля материальными благами, которые имеют натурально-вещественную форму проявления; 2-я часть - невидимая торгов-
ГРНТИ 72.13.51
© Евграфов А. А., Ильина О.В., Михайлова Г.В., 2017
Аркадий Анисимович Евграфов - кандидат военных наук, профессор, заместитель директора Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Ольга Владимировна Ильина - кандидат экономических наук, доцент, директор Высшей школы товароведения и сервиса Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Галина Витальевна Михайлова - доцент Высшей школы внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Контактные данные для связи с авторами (Евграфов А. А.): 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29 (Russia, St. Petersburg, Politehnicheskaya str., 29). Тел.: +7 (812) 775-05-30.
ля, когда предмет сделки не осязаем - торговля услугами, правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Видимая международная торговля связана с межстрановым перемещением сырьевых товаров, полуфабрикатов, готовой продукции, продовольствия, машин и оборудования и других предметов внешнеторговой сделки. Невидимая торговля лишь в редких случаях сопровождается перемещением через границу, а в целом не представляется возможным разделить время и место оказания услуги. Однако видимая торговля и невидимая торговля тесно связаны между собой. И если нормативно-правовое регулирование видимой торговли - торговли товарами, достаточно разработано и понятно, то в отношении невидимой торговли - торговли услугами, такой уверенности нет.
При этом, в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внешняя торговля услугами - это оказание услуг, включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг [2]. Заметим, что само понятие «услуга» имеет множество определений. Так, в Генеральном соглашении по торговле услугами 1994 года (ГАТС) под услугой понимается любая услуга, предоставляемая на коммерческой основе. В интерпретации ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) и Всемирного банка услуга рассматривается как изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. Это - достаточно сложное понятие. В российских нормативно-правовых актах услуга рассматривается как результат взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению запроса потребителя [1].
На наш взгляд, единого определения понятию «услуга» дать невозможно, поскольку услугу можно рассматривать в широком и узком понимании. В целом услуги представляют собой в некотором роде комплекс разнообразных видов деятельности, направленных на удовлетворение определённых потребностей населения (индивидуума) и общества в целом. Но услуга - это и конкретные действия, в том числе акции, мероприятия, которые одна сторона - исполнитель, может предложить другой стороне - потребителю. Потребитель заинтересован в том, чтобы это конкретное действие принесло определённый полезный эффект, который может проявиться как в материальном продукте, так и в нематериальном.
С политэкономической точки зрения интересна природа возникновения услуги. Услуга - это результат конкретного труда и представляет собой персонифицированный, т.е. присвоенный конкретным человеком, при этом невещественный полезный эффект. Услуга - это контакт между производителем (исполнителем) и потребителем, хотя этот контакт может быть разнесён как во времени, так и в пространстве. Без такого контакта реализация услуги невозможна. С точки зрения оценки качества предоставленной услуги, её истинное качество проявляется только в момент её потребления. Любая услуга характеризуется определённым перечнем потребительских свойств, которые могут быть как реализованы, так и не реализованы каждым индивидуальным потребителем. И именно потребитель в зависимости от своей индивидуальной восприимчивости (потребности) определяет необходимый ему набор потребительских характеристик услуги.
Рассмотрим особенности понятия «услуга». Они вытекают, прежде всего, из сравнения предмета видимой торговли - товара, и невидимой торговли - услуги. Как правило, услуги невидимы, неосязаемы. Услугу нельзя отделить от своего источника - исполнителя. И, если в видимой торговле само производство товара и его потребление разнесено во времени, то процесс производства и потребления услуги, как правило, происходит одновременно, т.е. они неразрывны во времени. Важно отметить, что если товар, предлагаемый для реализации, должен быть качественным и отвечать соответствующим стандартам и просто нормативным документам, то для услуги характерно непостоянство качества.
Услуги, как правило, несохраняемы и нетранспортабельны. Как уже отмечалось, достаточно часто торговля товарами тесно связана с торговлей услугами, и именно торговля сопровождающими услугами может существенно повлиять на эффективность видимой торговли. При этом в сферу международной торговли не могут быть вовлечены некоторые широко распространённые услуги, например коммунальные.
Предлагаемый спектр услуг настолько широк и разнообразен, что отдельные направления, например, такие как финансовые услуги, обслуживание военной техники, могут оказать значительное воздействие на национальную безопасность государства. И это, в свою очередь означает, что государство
должно жёстко регулировать предоставление на международном уровне такого рода услуг. Рассматривая услуги как комплекс разнообразных видов деятельности, можно сделать вывод, что услуги характеризуются высокой степенью дифференциации как по потребительским характеристикам, так и по уровню качества.
Услуги больше, чем товары, чувствительны к экономической и, частично, политической конъюнктуре. Услугам не надо много времени на реагирование на их изменения. Как правило, востребованность того или иного рода видов услуг связана с сезонностью её потребления. Нельзя оставлять в стороне и экономические факторы - спрос на услуги зависит от доходов потребителей услуг и цен исполнителей услуг. На обращение к получению той или иной услуги значительное влияние оказывают факторы, сознательно формируемые исполнителями услуг: реклама, мода, информированность. Есть и косвенные факторы, которые влияют на востребованность услуг в условиях выраженной сегменти-рованности спроса на них. Например, обеспеченность населения товарами длительного пользования (а значит, качество имеющихся в пользовании товаров, необходимость ремонта, гарантийное и постгарантийное обслуживание), национальные традиции и особенности потребления, стиль жизни и т.п.
Рынок услуг, как правило, имеет большую ёмкость. Как особенность, часто выделяют тот сложившийся факт, что предпочтения и преимущества имеют уже действующие и зарекомендовавшие себя производители (исполнители) услуг. Но это не означает, что предпочтения потребителей услуг всегда предсказуемы. Рынок услуг характеризуется большой степенью неопределённости результатов выбора потребителей. Поэтому информационное воздействие на потенциальных потребителей услуг -действенный способ как выхода на рынок, так и успешного присутствия на нём. Широкий спектр услуг, предлагаемых на рынке, включает и услуги социально значимого характера (жильё, здравоохранение, образование и др.), а эти направления требуют вмешательства государства. Такое вмешательство проявляется как в нормативно-правовом регулировании, так и в разработке и реализации различных социальных программ и их государственном финансировании.
Мировой рынок услуг по сравнению с международной торговлей товарами характеризуется значительной территориальной привязанностью и локализованностью обслуживания [5]. Услуга становится предметом внешнеторговой сделки в том случае, если её производитель (исполнитель) и её потребитель (физическое или юридическое лицо) являются резидентами разных государств независимо от места совершения сделки между ними.
Способы предоставления услуг могут быть различными, в основу их определения положены два основных признака: место нахождения производителя (исполнителя) услуги и её потребителя на момент её оказания; гражданство (для физических) или место регистрации (для юридических) лиц, покупающих (потребляющих) и поставляющих (производящих или исполняющих) услуги. Именно эти признаки позволяют определить способы предоставления услуг. В чистом виде выделяют 4 способа: трансграничная торговля; потребление за рубежом; коммерческое присутствие; присутствие физических лиц, предоставляющих услугу:
1. Трансграничная торговля предполагает пересечение границы услугой, т.е. услуга пересекает таможенную границу государства (таможенного союза) так же, как и товар в натурально-вещественной форме, при этом производитель (исполнитель) услуги и её потребитель находятся по разные стороны таможенной границы, не перемещаясь за её пределы. Как пример трансграничной торговли можно привести оказание почтовых, медицинских, юридических услуг по средствам связи как традиционным (телефон, факс), так и современным (е-mail, Internet и т.п.). Такой способ международной торговли услугами весьма перспективен в связи с бурным развитием информационных технологий (интерактивной связи) и телекоммуникационных сетей [6]. В настоящее время при помощи электронных средств можно резко снизить зависимость производителя (исполнителя) от физического присутствия. Любая информация, являющаяся предметом внешнеторговой сделки, может храниться и передаваться в цифровой форме, с ней можно работать на расстоянии. При предоставлении услуг научно-технического, информационного, консультативного характера в разных сферах такой способ становится основным.
2. Потребление за рубежом предполагает пересечение границы потребителем услуги, когда потребитель (независимо от того, это физическое или юридическое лицо) из одного государства приобретает и потребляет услугу, а услуга не перемещаются через таможенную границу, её пересекает только потребитель услуги. В качестве примера такого способа предоставления услуг выступает выезд за
границу для лечения, получения образования, в туристических целях, при продаже услуг иностранным фирмам, работающим на внутреннем рынке государства.
3. Коммерческое присутствие. Этот способ предоставления слуги предполагает, что фирма, предоставляющая услугу (производитель/исполнитель), пересекает таможенную границу и, находясь на территории другого государства, открывает своё представительство или дочернюю структуру, которая и осуществляет продажу (предоставление) услуги. В этом случае предоставляемая услуга и её потребитель (покупатель) таможенную границу не пересекают. Предоставление услуг посредством коммерческого присутствия характерно для фирм, оказывающих финансовые, страховые услуги. Однако, такой способ предоставления услуг связан, прежде всего, с привлечением иностранных инвестиций на территории государства, а это, в свою очередь, может оказать негативное влияние на безопасность государства. Поэтому любое государство, развивая коммерческое присутствие иностранных фирм, оказывающих услуги, ограничивает сферу их деятельности, особенно в предоставлении финансовых и коммуникационных услуг.
4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу, предполагает пересечение таможенной границы производителем (исполнителем) услуги. В этом случае иностранный производитель (исполнитель) услуги сам, как правило, временно, перемещается через таможенную границу на территорию другого государства, где находится потенциальный или реальный потребитель. Пример - чтение лекций в зарубежных учебных заведениях, услуги в области строительства и др.
В практике международной торговли услугами достаточно часто имеет место способ предоставления услуг как комбинация перечисленных четырёх способов, который основывается на пересечении таможенной границы как производителем (исполнителем), так и потребителем услуги. Таким образом, одновременно производитель (исполнитель) услуги перемещается в другое государство к месту оказания этой услуги и потребитель этой услуги также перемещается в это же место. В качестве примера можно привести оказание услуг нерезидентами.
Многообразие, специфичность, сложность, неоднородность предлагаемых и оказываемых услуг и отсутствие единого подхода к их определению привело к тому, что единой классификации услуг нет. Только в международной практике применяются: классификация ООН, основанная на Международной стандартизированной промышленной классификации; классификация МВФ (связана с формированием платёжного баланса государства); классификация в соответствии с Кодексом по либерализации текущих невидимых операций ОЭСР; классификация ВТО - ГАТС.
Например, для целей Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в частности для ведения переговоров по либерализации торговли услугами и подготовки обязательств стран-участниц переговоров, Статистической комиссией ООН был разработан Классификатор услуг ВТО, детализация которого может быть осуществлена группировками Классификатора основных продуктов (КОП). Классификатор услуг ВТО, в свою очередь, включает более 183 видов услуг, однако в нем отсутствует описание содержания приведенных группировок услуг ВТО, что существенно затрудняет его применение. Руководствуясь международными рекомендациями и текущими задачами по выработке национальной политики в области внешней торговли услугами, назрела необходимость разработать универсальный классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности, гармонизированный с международным классификатором услуг ВТО. Тем не менее, в рамках настоящей статьи не ставилась задача рассмотрения и сравнения действующих классификаций и предложения какого-то компромиссного варианта.
В силу отмеченных методологических противоречий мировая статистика об объёмах услуг не может отражать реальной картины. И это общепризнанный факт. До настоящего времени российское законодательство не содержит прямых определений экспорта и импорта услуг. Услугами в области внешнеэкономической деятельности, согласно Порядку заполнения и представления формы Федерального государственного статистического наблюдения № 8-ВЭС (услуги) «Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности» (утв. Приказом Росстата от 31.01.2014 г. № 63 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № 8-ВЭС (услуги) «Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности» и № 8-ВЭС (транспортные услуги) «Сведения о транспортных услугах во внешнеэкономической деятельности»), являются поступающие на внешний рынок полезные результаты внешнеэкономической
деятельности, удовлетворяющие определенные потребности, но не воплощенные в материально-вещественной форме.
Основанием для разработки Классификатора услуг во внешнеэкономической деятельности (КУВЭД), утвержденного Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.07.2012 № 373, явилась необходимость приведения классификации международной торговли услугами в соответствие с международными требованиями. При этом, целью разработки данного классификатора стало обеспечение стандартизации процессов сбора, обработки и представления статистической информации в соответствии с методологическими рекомендациями ООН и МВФ в целях обеспечения работы ВТО, составления платежного баланса и системы национальных счетов [3]. Тем не менее, статистика услуг значительно более трудна, чем статистика перемещения товаров. Прежде всего, факт перемещения услуг через таможенную границу государства имеет место только при трансграничной торговле, а фиксация продажи другими способами за рубеж или приобретение из-за рубежа не столь очевидны и по этой причине возникают сложности при определении реальных объёмов реализованных услуг на международном уровне. Однако, это не единственная причина отсутствия реальных данных. Предоставленные и, соответственно, полученные услуги часто сопровождают исполнение внешнеторговых сделок с товарами в натурально-вещественной форме и, как правило, стоимость таких услуг входит в контрактную стоимость товара и отдельно не выделяется. Например, реальный учёт расходов студентов во время их обучения за рубежом, туристов, бизнесменов невозможен, а использование каких-то средних величин некорректно.
Распространённая в последнее время практика привлечения иностранных рабочих не даёт реальных цифр об их заработной плате и, что более важно, не позволяет достоверно определить - сколько денежных средств переводится в другое государство. Практика оказания таких услуг как страховые и банковские показывает, что часть доходов, получаемых исполнителями услуг (нерезидентами) реинвестируется в тех же государствах. И это тоже занижает объёмы предоставленных услуг. Есть и другие причины. Поэтому, по мнению ряда экспертов, официальные цифры статистики по абсолютным показателям оказания услуг ниже на 50-60% относительно реальных.
Внешняя торговля услугами Российской Федерации характеризуется, в первую очередь, такими показателями как экспорт, импорт и сальдо услуг, динамика которых представлена на рисунках 1-3 (по методологии платежного баланса). Согласно представленным данным, экспорт услуг Российской Федерации ориентирован, в первую очередь, на страны вне СНГ. В торговле услугами наблюдается ориентация на основных мировых поставщиков и потребителей услуг, в первую очередь, на экономически развитые страны. В настоящее время наблюдается тенденция снижения показателя экспорта услуг, обусловленная общим экономическим кризисом, тогда как до 2014 года, за исключением кризиса 2009 года, график имел стабильную тенденцию к росту [4].
80 000
70 123
60 000
50 000
70 000
31 102
31 585
Ш*25 149
39 257
40 496
33 906 36 870
41 59
в— Страны
Все страны
40 000
30 000
дальнеинего зарубежья Страны СНГ
20 000
10 000
0
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 1. Динамика экспорта услуг Российской Федерации (по методологии платежного баланса), $ млн
140 000
120 000
100 000
80 000
60 000
40 000
20 000
128 382
108 927
✓ ' Л"
117504
+ 121 022
112 965 82 626
75 468
91 495
74 332
58 145
61 429
45 65 830
67 982 55 185
82 848
'4 716
52 003
39 599
X
88 402
5 117 6142 7 486 6 244 8 502 8 647 10 423 10 878 8 057
5 776
-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Все страны
Страны дальнейнего зарубежья Страны СНГ
Рис. 2. Динамика импорта услуг Российской Федерации (по методологии платежного баланса), $ млн
10 000 0
-10 000 -20 000 -30 000 -40 000 -50 000 -60 000 -70 000
836 1 530 3 196 1 443
-251 1 786 _370 -160 2 050 2 631 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
«ц-
450
_ -18 888 -19 836 14 -24 289
-20 419
-24 289 ^
-21 279 -2
-29 211
-27 486
-28 960
56
-36 611
-46 216
-46 587 // -39 242
-55 278
-58 100
Все страны
Страны дальнейнего зарубежья Страны СНГ
Рис. 3. Динамика сальдо услуг Российской Федерации (по методологии платежного баланса), $ млн
Исходя из представленных данных, динамика импорта услуг из стран СНГ имеет более стабильную тенденцию развития, тогда как показатели взаимодействия со странами дальнего зарубежья значительно более чувствительны к изменениям. Следует заметить, что подавляющая часть импорта услуг приходится на путешествия и транспорт. Однако, в отличие от товарного импорта, импорт услуг не имеет в Российской Федерации столь широкого развития [4]. Из представленных данных следует, что положительное сальдо услуг наблюдается только при учете показателей стран СНГ, тогда как при взаимодействии со странами дальнего зарубежья, ситуация далеко не столь оптимистична. В целом баланс услуг складывается с отрицательным сальдо [4].
Следует отметить, что даже заниженные показатели международной торговли услугами показывают более высокие темпы прироста в динамике, чем по товарам. И это можно объяснить следующими причинами. Прежде всего, процессы интеграции мирового экономического пространства связаны с вовлечением в международную торговлю всё большего объёма разнообразных услуг. Современные технологии, в том числе информационные, способствуют их широкому распространению в мире, и не только в государствах с высоким уровнем научно-технического развития, но и в развивающихся и даже наименее развитых странах. Рост уровня экономического развития государств приводит к изменениям социально-экономических показателей и уровня жизни населения этих государств, в частности, структуры потребления товаров. В современном мире
98 503
0
многие товары и услуги становятся неотделимы друг от друга, а поэтому рост потребления товаров приводит и к росту потребления услуг.
Понимание особенностей услуг, необходимости их объединения в отдельные группы по определённым критериям, совершенствование учёта - всё это позволит подойти к формированию более понятной и реальной нормативно-правовой базы в области услуг, как на внутреннем рынке, так и на международном.
ЛИТЕРАТУРА
1. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/вЛТ8). Марракеш, 1994.
2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности (КУВЭД), утвержден Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.07.2012 г. № 373.
4. Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fedstat.ru (дата обращения 10.01.2017).
5. Ильина О.В., Михайлова Г.В. Особенности государственного регулирования внешней торговли услугами в новых экономических условиях, задаваемых правилами ВТО // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. 2015. № 5 (65).
6. Ильина О.В., Михайлова Г.В. Процессы интеграции в сфере внешней торговли // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12.