Научная статья на тему 'Услуги и учет Интернет-магазина глазами маркетолога'

Услуги и учет Интернет-магазина глазами маркетолога Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Нина Ивановна, Степанова К.А., Чернова К.В.

В статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета Интернет-магазина.In given article features of accounting of Internet shop reveal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Услуги и учет Интернет-магазина глазами маркетолога»

УДК 339.1/.5

Н.И. Смирнова, К.А. Степанова, К.В. Чернова

УСЛУГИ И УЧЕТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА ГЛАЗАМИ МАРКЕТОЛОГА

В статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета

Интернет-магазина.

In given article features of accounting of Internet shop reveal.

Введение

Сегодня рынок товаров и услуг, охватываемый Интернет-магазинами, - это миллиарды долларов. Все больше людей совершают покупки онлайн, и это правильно.

К основным преимуществам Интернет-магазинов относятся:

1. Доступность. Чтобы приобрести любой товар в Интернет-магазине, не нужно покидать пределы своего дома.

2 Анонимность. Покупки в Интернет-магазинах по вашему желанию могут быть полностью анонимны, а это значит, что вам не придется стесняться продавцов или других покупателей.

3. Огромный ассортимент. В Интернете вы можете совершить покупку в любом интернет-магазине любой страны. А значит, для вас открывается не просто огромный, а безграничный выбор самых разных товаров со всего света.

4. Экономия времени. Совершая покупки в Интернет-магазинах, вы значительно экономите свое время.

5 Свобода выбора. Используя Интернет-магазины, вы будете свободны от гипнотизирующих речей продавцов-консультантов, которые часто навязывают покупателям ненужные товары и даже убеждают покупать их.

6. Низкая цена. Чтобы купить необходимую вещь по доступной цене, достаточно найти ее в Интернете и выбрать Интернет-магазин, который на данный момент предлагает самые низкие цены, специальные скидки или бонусы, и заказать товар.

7. Доставка. Все Интернет-магазины предлагают доставку. Причем довольно часто при покупке на определенную сумму покупатель может получить бесплатную доставку, что заметно экономит деньги.

8. Полная информация о товаре. Приобретая вещи в Интернет-магазинах, вы имеете возможность быстро найти нужную и самую подробную информацию о приобретаемом товаре, а уже исходя из полученных сведений, сделать выбор.

Интернет-магазин и особенности его функционирования

Интернет-магазин (англ. online shop или e-shop) - веб-сайт, рекламирующий товар или услугу, принимающий заказы на покупку, предлагающий пользователю выбор варианта расчета, способа получения заказа и выписывающий счет на оплату.

Рис. 1. Алгоритм функционирования Интернет-магазина.

Методы продвижения и рекламы Интернет-магазина

Рис. 2. Методы продвижения Интернет-магазина.

Бухгалтерский учет затрат на создание Интернет-магазина

Продажа товаров через Интернет получила широкое распространение, поскольку значительно сокращает расходы продавцов (не нужно приобретать торговые помещения, оборудование, нет необходимости пользоваться услугами посредников и т.д.), торговля через Интернет позволяет также установить доступные цены на реализуемые товары.

Бухгалтерский учет в Интернет-магазинах аналогичен учету в обычных магазинах. Однако здесь существует и ряд особенностей: продажа товаров осуществляется, как правило, физическим лицам; покупатель и продавец общаются без личного контакта; у Интернет-магазинов нет торговой площади и др.

Чтобы начать торговать через Интернет, в первую очередь необходимо создать сайт, на котором будет размещаться информация о товарах, формы для оформления заказа и т.п. Сайт создает либо сама организация, либо она заказывает его у сторонних организаций.

Если организации передаются исключительные права и выполняются все прочие условия п. 3 ПБУ 14/2007 (утверждено Приказом Минфина России от 27.12.07 № 153н), созданный сайт в бухгалтерском учете будет считаться нематериальным активом. В таком случае затраты на его создание отражаются по дебету субсчета «Приобретение НМА»-04 в корреспонденции счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Если исключительные права на сайт не передаются, расходы по его созданию будут учитываться в составе расходов будущих периодов на счете 97 и списываться в течение установленного срока использования сайта. Данные расходы принимаются как затраты организации и списываются по Дт 99 (Дт 99 Кт 97).

В налоговом учете сайт будет считаться нематериальным активом, если на него получены исключительные права и выполняются все прочие условия п. 3 ст. 257 НК РФ. Если исключительные права на сайт отсутствуют, затраты на его создание будут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ), и равномерно списываться в течение установленного срока использования сайта (см. письмо Минфина России от 04.04.07 № 03-03-06/2/61).

После того как сайт создан, ему нужно присвоить доменное имя и зарегистрировать это имя в установленном порядке.

Суммы, уплаченные за первичную регистрацию доменного имени, включаются в первоначальную стоимость сайта при его принятии на учет в качестве нематериального актива на основании п. 8 ПБУ 14/2007 и п. 3 ст. 257 НК РФ. Ведь доменное имя непосредственно связано с сайтом и без него невозможно его полноценное функционирование.

Последующие продления регистрации доменного имени будут учитываться в составе расходов организации и списываться равномерно в течение периода продления регистрации. В бухгалтерском учете такие расходы будут относиться к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и учитываться в составе расходов будущих периодов на счете 97. В налоговом учете данные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Чтобы сделать сайт доступным интернет-пользователям, организация должна разместить его на сервере. Обычно сайт размещают на сервере организации-провайдера, предоставляющей услуги хостинга (хостинг - услуга по размещению чужого веб-сайта на своем веб-сервере).

Плата за услуги хостинга учитывается в бухгалтерском учете Интернет-магазина в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). В налоговом учете данные расходы отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Но организация может приобрести собственный сервер и разместить свой сайт на нем. В этом случае сервер будет учитываться в составе основных средств организации, а его стоимость будет погашаться посредством начисления амортизации.

Рассмотрим пример. Сторонняя фирма разработала для организации сайт с Интернет-магазином. Стоимость разработки - 118 тыс. рублей. Организация получила на сайт исключительные права. Плата за первичную регистрацию доменного имени - 590 руб. Услуги хостинга- 1180 руб. в месяц, а расходы по продвижению сайта - 2950 руб. в месяц.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Бухгалтерские проводки первоначальных затрат по созданию сайта

Содержание операции Дебет Кредит Сумма

Приобретен сайт у сторонней организации 08 60 100,0

НДС по приобретенному сайту 19 60 18,0

Первичная регистрация доменного имени 08 60 0,5

НДС по регистрации доменного имени 19 60 0,09

Сформирована первоначальная стоимость сайта 04 08 100,5

Услуги хостинга 44 60 1,0

НДС по услугам хостинга 19 60 0,18

Услуги продвижения сайта 44 60 2,5

НДС по услугам продвижения сайта 19 60 0,45

Оплата расходов 60 51 4,13

Учет операций по реализации товаров

Важной составляющей в расходах Интернет-магазина являются расходы на доставку товаров покупателям. Она может осуществляться как почтой, так и при помощи собственной или привлеченной курьерской службы.

Расходы на доставку собственной курьерской службой (расходы на проездные билеты для курьеров и их зарплата) учитываются в составе расходов на оплату труда на основании п. 3 ст. 255 НК РФ (письмо Минфина России от 29.08.06 № 03-03-04/1/642). Расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, осуществляющих доставку товаров, а также затраты на их ремонт включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы на доставку товаров привлеченной курьерской службой относятся к расходам по обычным видам деятельности и в полном объеме включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример. Расходы на доставку товаров собственной курьерской службой составили за месяц 65108 руб., в том числе:

зарплата курьеров и водителя-экспедитора - 40 000 руб.; расходы на оплату проездных билетов курьерам - 5048 руб.; расходы на бензин - 20060 руб. Почтовые расходы составили за месяц 10000 руб.

Таблица 2

Бухгалтерские проводки расходов на продажу

Содержание операции Дебет Кредит Сумма

Зарплата курьеров и водителя 44 70 40,0

Приобретение талонов на бензин 10/3 60 17,0

НДС по приобретенным талонам 19 60 3,06

Талоны на бензин выданы водителю 71 10 17,0

Учтены расходы на бензин согласно путевому 44 71 17,0

листу

Выдано под отчет на приобретение проездных 71 50 5,048

Учтены расходы на проездные билеты 44 71 5,048

Учтены почтовые расходы 44 76 10,0

В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Закон №54-ФЗ) перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ).

Другой способ расчета - использование банковских карт. При данном способе расчетов Интернет-магазину необходимо зарегистрироваться на сайте системы электронных платежей. Для этого нужно оформить заявку. После обработки заявки организации присваивается идентификационный номер (личный код) организации в системе платежей Каждый день банк направляет на электронный адрес организации, осуществляющей торговлю через Интернет, выписку о проведенных операциях. После получения банковской выписки, которой подтверждается факт оплаты товаров, продавец осуществляют доставку товара покупателю.

Рассмотрим пример. Покупатель Иванов оплатил через Интернет-банк принтер, стоимость которого 4560 руб. (в том числе НДС - 696 руб.), торговая наценка на принтер составляет 760 руб. Доставку товаров, заказанных в Интернет-магазине, осуществляет сторонняя организация. Расходы Интернет - магазина, связанные с доставкой данного товара покупателю, составили 680 руб. (в том числе НДС - 104 руб.). Стоимость услуг банка за проведение платежей для Интернет-магазина составляет 1% от суммы платежа, которая списывается сразу с расчетного счета магазина. Товары в Интернет-магазине учитываются по продажным ценам. Для целей налогообложения прибыли, доходы и расходы определяются методом начисления. В бухгалтерском учете Интернет-магазина данные хозяйственные операции отражаются следующими записями (табл. 3).

Таблица 3

Бухгалтерские проводки при покупке товаров в Интернет-магазине с помощью

банковских карт

Содержание операции Дебет Кредит

Произведена оплата товара, заказанного в магазине, через Интернет - банк 57 62

Поступила предоплата за покупку, проведенная через систему Интернет - банка 51 57

Отражена стоимость услуг банка 90/2 60

Списана с расчетного счета стоимость проведения 60 51

платежа через Интернет - банк

Отражен НДС с суммы полученной предоплаты 62 68

Отражена выручка от продажи товара 62 90/1

Отражена сумма НДС 90/3 68

Принята к вычету сумма НДС 68 62

Списана стоимость товара 90/2 41

СТОРНО! Торговая наценка на проданный товар 90/2 42

Отражена стоимость услуг сторонней организации по 44 76

доставки товара покупателю

Отраженна сумма НДС по доставке товара 19 76

Принята к вычету сумма НДС по услугам доставки 68 19

товара

Произведена оплата услуг транспортной организации 76 51

Определен финансовый результат 90/9(99) 99(90/9)

Расходы на услуги банков включают услуги, связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк».

Таким образом, в налоговом учете организации-налогоплательщика расходы на услуги банка будут учитываться в составе внереализационных расходов.

Рассмотрим еще один способ расчетов - это электронные платежные системы.

Пример. ООО «А» осуществляет через Интернет торговлю книгами на заказ.

Организация зарегистрирована в электронной системе виртуальных платежей. Покупатель, зарегистрированный в этой же системе, 20 июля сделал заказ на книгу, стоимость которой 2200 руб. (в том числе НДС - 336 руб.). Себестоимость книги - 750 руб. За перевод денежных средств в электронной платежной системе гарантийное агентство взимает комиссионное вознаграждение. В данном случае она составляет 0,5% стоимости товара. Сумма комиссии - 11 руб. (в том числе НДС -1,68 руб.) (2200 руб. х 0,5%).

Оплата и доставка книги покупателю были осуществлены в тот же день.

В бухгалтерском учете ООО «А» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Бухгалтерские проводки при расчете за товар электронными деньгами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма

Отражена выручка от продажи книги 62 90/1 2200

Отражена сумма НДС 90/3 68 336

Списана себестоимость книги 90/2 41 750

Получены «электронные деньги» от 76 62 2200

покупателя

Отражена сумма комиссии (11 руб. -1,68 руб.) 91/2 76 9,32

Отражен НДС 19 76 1,68

Получены денежные средства за проданную книгу (2200 руб. - 11 руб.) 51 76 2189

Отражена прибыль от продажи книги (2200 руб. - 336 руб. - 750 руб.) 90/9 99 1114

Списана на финансовые результаты 99 91/9 9,32

сумма комиссии

Согласно подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ сумма комиссионного вознаграждения включается для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Учет возврата товаров, не соответствующих требованиям договора

Правовые аспекты возврата товаров установлены гражданским законодательством (глава 30 «Купля-продажа» ГК РФ) и Законом Российской Федерации от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее «Закон о защите прав потребителей»).

Рассмотрим на конкретном примере порядок возврата товаров, приобретенных в Интернет-магазине.

Покупатель Иванов 14 июля сделал заказ в Интернет-магазин на покупку утюга, стоимость которого 1200 руб. (в том числе НДС - 183 руб.).

Утюг был доставлен курьером, оплачен наличными. При этом курьер передал покупателю кассовый и товарный чеки.

18 июля покупатель обнаружил брак и вернул утюг в магазин. Себестоимость утюга 600 руб. Предположим, что организация использует следующие наименования субсчетов по балансовому счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»: 76-1 «Расчеты по претензиям». Учет товаров ведется по продажным ценам.

В бухгалтерском учете Интернет-магазина будут сделаны записи (табл. 5).

Таблица 5

Бухгалтерские проводки при возврате товара

Содержание операции Дебет Кредит Сумма

Отражена выручка от продажи утюга 50 90/1 1200

Отражена сумма НДС 90/3 68 183

Списана себестоимость утюга 90/2 41 600

СТОРНО! Выручка от продажи утюга 76 90/1 1200

Учтена задолженность перед покупателем 76 76/1 1200

СТОРНО! Сумма НДС 90/3 68 183

СТОРНО! Себестоимость утюга 90/2 41 600

Возвращены покупателю денежные 76/1 50 1200

средства

Режим налогообложения предприятий электронной коммерции

Организации, которые занимаются дистанционной торговлей, могут применять как общий режим налогообложения, так и упрощенную систему. Конечно, выбирая «упрощенку», продавцы должны помнить об ограничениях, которые налагает на них этот спецрежим (ст. 346.12 НК РФ). Например, доходы не должны выходить за норму, а доля юридических лиц в уставном капитале не должна превышать 25%. Однако при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», следует учесть, что не все расходы можно будет принять в уменьшение налоговой базы.

Положениями ст. 346.26 и 346.27 НК РФ возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате единого налога на вмененный доход связывается не только с видом осуществляемой деятельности, но и с рядом условий, указанных в этих статьях. Минфин России неоднократно выражал мнение, что под действие ЕНВД не попадают деятельность Интернет-магазинов (письма от 23.11.06 № 03-11-04/3/501 и от 28.12.05 № 03-11-02/86) и посылочная торговля (письмо Минфина России от 03.07.06 № 03-11-02/150).

Сейчас это мнение получило законодательное подтверждение. В абзац 12 ст. 346.27 НК РФ законодатели внесли поправки, которые вступили в действие с 1 января 2008 г. Уточнено понятие «розничная торговля»: не переводится на уплату ЕНВД продажа товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (посылочная торговля, Интернет-торговля, телемагазины).

1. Бакаев, А.С., Безруких, П.С., Врублевский, Н.Д. Бухгалтерский учет: учебник / под ред. П.С. Безруких. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2008.

2. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. - Изд. 4-е, перераб., и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009.

3 Евдокимов, Н.В. Раскрутка Web-сайтов: эффективная интернет-коммерция: учебник - М.: Вильямс, 2008.

4. Комисарова, И.П., Перелетова, И.В., Петрова, И.К. Интернет-магазин от А до Я: полное пошаговое руководство по созданию, управлению, ведению документооборота, учету и налогообложению. Коротко и по делу: практическое руководство. - М.: Эксмо, 2008.

5. Вердиян, В.С. Интернет-маркетинг: руководство для тех, кто мечтает вывести свой бизнес на новый уровень - М.: ИНФРАМ-М, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.